Ясинский, Иероним Иеронимович
- 1 year ago
- 0
- 0
Софро́ний Евсе́вий Иерони́м ( лат. Sophronius Eusebius Hieronymus ; около 345 или 347 , , Далмация — 30 сентября 419 или 420, Вифлеем ; Свято́й Иерони́м ) — иллирийский церковный писатель, аскет , создатель канонического латинского текста Библии . Некоторые средневековые источники, как, например, Мавро Орбини , ошибочно приписывали ему и создание глаголического алфавита .
Почитается в Православной церкви как блаженный и в Католической — как святой (в Римско-католической — также как один из учителей Церкви ). Память в Католической церкви — 30 сентября, в Русской православной церкви — 28 июня (15 июня по юлианскому календарю ), в Элладской православной церкви — 15 июня по григорианскому календарю .
Художественно - символически изображается либо как кардинал в широкополой шляпе и красной сутане , либо как кающийся в простом одеянии и бьющий себя камнем в грудь, Иероним был папским советником, титул кардинала был создан позднее и присвоен ему, можно сказать, посмертно; другие его символы — Библия, миниатюрная церковь и лев .
Вопрос о дате рождения и хронологии его ранних лет жизни является дискуссионным. По словам Иеронима ( In Abacuc 2,3.14), он ребёнком изучал грамматику, когда объявили о смерти императора Юлиана Отступника в 363 году. Таким образом, в предположении, что ему было не более 16 лет на тот момент, биограф в 1922 году принял в качестве даты рождения не ранее 347 года. С другой стороны, в таком случае, достаточно странно выглядит обозначение Иеронимом себя в качестве старика ( лат. senex ) в возрасте примерно 40 лет в 386/387 ( Vita Malchi , 10). Учитывая это соображение, более поздние исследователи принимали в качестве даты рождения начало 340-х годов ( A. Penna , 1951) или приблизительно 345 год ( Paul Antin , 1970). Дата 330/331, приводимая хронистом Проспером Аквитанским также имеет сторонников ( P. Hamblenn , 1969 и , 1975). Дополнительный свет проливают разрозненные упоминания Иеронимом ряда риторов , которые преподавали в Риме до или после его рождения. Таковы , ушедший в отставку до его рождения около 340 года, и Гай Марий Викторин , находившийся в расцвете сил, когда Иероним приступил к учёбе в Риме. Поскольку Иероним обучался грамматике в школе Элия Доната начиная с 12 лет, маловероятно, чтобы он перешёл обучаться к риторам в зрелые годы. На основании указанных обстоятельств, по мнению Alan D. Booth обоснованной выглядит датировка рождения Иеронима второй половиной 347 или началом 348 года . Место рождения будущего богослова — Стридон — известно только по названию. Этот город, находившийся где-то на границе провинций Далмация и Паннония , был разрушен варварами .
Он много путешествовал и, будучи молодым человеком, совершил паломничество на Восток, где в 374 году удалился на пять лет в Халкидскую пустыню, став аскетом . Здесь он изучал еврейский язык и, по его словам в письме к Евстохии, жил в сообществе «только зверей и скорпионов» .
Затем блаженный Иероним перешёл из Халкидской пустыни в Антиохию. В 379 году в Антиохии он был возведён в сан священника архиепископом Павлином , но пробыл там недолго из-за раскола в Антиохийской церкви, связанного с поставлением на Антиохийскую кафедру нескольких епископов от разных церковных групп. Затем Иероним отправился в Константинополь , привлекаемый славою о архиепископе Константинополя Григории Назианзине как церковном учителе. Григорий Назианзин руководил Иеронимом при занятиях, посвященных изучению Священного Писания .
В конце 381 года Иероним Стридонский покинул Константинополь и отправился в Рим, побуждаемый, по его словам, «церковной необходимостью». Вероятно, Иеронима вызвал в Рим папа Дамас на Собор по делам раскола, не прекратившегося в Антиохийской церкви. В Риме Иероним получил должность секретаря у папы и Собора .
Со временем Иероним Стридонский стал одним из самых образованных Отцов Церкви . В первые годы своего пребывания в Риме Иероним за свой аскетический образ жизни, учёность и красноречие пользовался всеобщим уважением и широкою известностью. Его даже называли преемником папы Дамаса. Однако вскоре блаженный Иероним стал предметом ожесточенной ненависти. Его настойчивое указание, что достижение христианского совершенства невозможно без полного отречения от мира и плоти, не принимали не только язычники, но и многие христиане. В результате он был обвинён в лицемерии, про него распространяли всевозможные клеветы и обвинения. Также многих смущало большое уважение, с каким блаженный Иероним относился к Оригену . В 383 году в письме к Евстохии блаженный Иероним обличал и осмеивал нравственную распущенность и религиозное лицемерие современного ему римско-христианского общества, преимущественно духовенства. Это письмо вооружило против Иеронима почти всех римских христиан, тем более, что «все язычники, отступники и все, кто с ненавистью относились к имени христианскому, ревностно списывали это письмо, потому что оно обесславливало все классы христиан, все степени, все профессии и всю церковь» .
В 384 году Иероним покинул Рим вместе с братом Павлинианом и с пресвитером Винцетием и отправился в Святую Землю. По пути к ним присоединились ученицы Иеронима, римские аристократки, Павла и её дочь Евстохия в сопровождении молодых девственниц. В 386 году Иероним обосновался в Вифлееме . Павла основывала обители и монастыри. В Вифлееме в течение долгих лет Иероним переводил Ветхий и Новый Заветы на латинский язык . Его перевод Библии, впоследствии названный Вульгата , в XVI веке был провозглашён Тридентским собором в качестве официального латинского перевода Библии .
В Вифлееме блаженный Иероним обличал лиц, высказывавших взгляды, несогласные с учением Церкви, защищал свои воззрения в случае нападок на них. Например, он опровергал то, что «девство, вдовство и брак сами по себе одинаково безразличны и одинаково приятны Богу», «истинно возродившиеся в водах Крещения могут быть безгрешны» и что «пост и соединённое с благодарением Бога пользование пищей имеют одинаковое нравственное достоинство». В 399 году он был вовлечён в спор об Оригене, продолжавшийся около пяти лет. В результате из прежнего почитателя Оригена Иероним обратился в его обличителя .
Иероним Стридонский скончался 30 сентября 420 года в Вифлееме и был погребён в пещере, соседней к пещере Рождества Христова , около захоронений Павлы и Евстохии .
Существует легенда о том, что, когда Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришёл хромой лев . Все монахи разбежались, а Иероним спокойно обследовал больную лапу льва и вытащил из неё занозу. После этого благодарный лев стал его постоянным спутником. Монахи обратились с просьбой к Иерониму заставить льва работать, чтобы он так же, как они, сам зарабатывал себе хлеб насущный. Иероним согласился и заставил льва стеречь монастырского осла, когда тот возил дрова. Однажды лев заблудился и осёл остался без охранника. Оставленного без присмотра осла украли грабители и продали каравану купцов, которые его увели. Вернувшись, лев не нашёл осла и, глубоко опечаленный, пошёл обратно в монастырь. Монахи при виде виноватого взгляда льва решили, что он съел осла, и во искупление греха приказали льву делать работу, предназначавшуюся ослу. Лев повиновался и стал смиренно трудиться. Но однажды лев увидел пропавшего осла в караване и в качестве доказательства своей невиновности с триумфом привёл целый караван в монастырь. (Основание этой легенды можно найти в житии преподобного Герасима Иорданского ). В связи с этой легендой Иероним в западно-европейской живописи почти всегда изображался в сопровождении льва .
Главные работы Иеронима — латинский перевод Ветхого Завета , сделанный им с еврейского текста Ветхого Завета, но с использованием древнегреческих текстов и редакция латинской версии Нового Завета ( лат. Itala или лат. Vetus Latina ), объединённые и в целом получившие впоследствии название Вульгата или «Общепринятая Библия» ( лат. Vulgata ) . Книги, впоследствии вошедшие в состав Вульгаты, такие как книга Премудрости Соломона , книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова , Маккавейские книги и книга пророка Варуха не были переведены Иеронимом, а были переведены неизвестными авторами. Также к главным работам Иеронима относится исторический труд « О знаменитых мужах » ( лат. De viris illustribus ) .
Сохранилось другое его историческое произведение — « Хроника », в которой он излагает события всемирной истории начиная с сотворения мира , основываясь на « Хронике » Евсевия Кесарийского с дополнениями. Наследие Иеронима также составляют более 120 его писем .
Некоторые средневековые источники, такие, как Мавро Орбини , утверждали, что святой Иероним является создателем глаголической азбуки . Бенжамин Шульце в своей книге приводит алфавит, созданный Иеронимом.
В VIII веке блаженный Иероним Стридонский был причислен к Отцам Церкви .
Память святого Иеронима отмечается Католической церковью 30 сентября . В 1991 году этот день был объявлен Международной федерацией переводчиков Международным днем переводчиков . Святой Иероним считается покровителем всех переводчиков .
Православная церковь отмечает день памяти святого 15 (28) июня .
Первоначально Иероним Стридонский был похоронен в Вифлееме в базилике Рождества Христова . Около 642 года его мощи были перенесены в Рим и положены в базилике Санта-Мария-Маджоре в крипте под главным алтарём . Его гробница сохраняется в пещере базилики в Вифлееме.
Русские переводы:
Новые русские переводы :
Другие переводы: