Interested Article - Соловьёв, Сергей Устинович

Серге́й Усти́нович (Иусти́нович) Соловьёв ( 15 ( 27 ) августа 1859 , Москва 5 октября [ 22 сентября ] 1912 , Москва) — русский архитектор , реставратор и педагог, работавший в Москве. Действительный член Императорской Академии художеств (1902), статский советник (1905).

Биография

Родился 15 (27 по новому стилю) августа 1859 года в Москве в семье мещанина Новгородской слободы Иустина Анисимовича Соловьёва и его законной жены Пелагеи Ивановны. Мальчик был крещён в церкви Николы на Берсеневке, но по невыясненной причине, воспитывался затем в семье деда по материнской линии, Ивана Фроловича Фролова, в Сергиевом Посаде . В 1873 году он был уволен из мещанского сословия «для поступления по учёной части» и в том же году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества . Однокашниками Соловьёва по МУЖВЗ были известные впоследствии архитекторы Роман Клейн , Иван Кондратенко , Григорий Котов , Михаил Преображенский . Всё они находились под мощным влиянием преподавателя Константина Быковского , человека большой культуры и эрудиции. По-видимому, наиболее тёплые отношения у Соловьёва сложились с Семёном Суховым, в московском доме которого он часто бывал и даже некоторое время жил. С. П. Сухов скончался всего 20 лет от роду, не успев заявить о себе как практикующий архитектор . Сблизившись с семьёй Суховых, Соловьёв в 1888 году женится на сестре Семёна Петровича, Марии. Её младший брат, Дмитрий Петрович Сухов , не без участия Соловьёва тоже станет архитектором, реставратором и исследователем памятников древнерусского зодчества.

Русские архитекторы в Помпеях, 1880-е гг. В центре — С. У. Соловьёв.

В 1876 году Соловьёв успешно окончил курс общеобразовательных дисциплин МУЖВЗ, а в 1879 году — архитектурное отделение училища по классу c Малой серебряной медалью за проект Крытого рынка, что давало звание неклассного художника архитектуры с правом на производство строительных работ. По свидетельству самого Соловьёва, под влиянием Быковского в том же году он поступил в Императорскую академию художеств (ИАХ) в Санкт-Петербурге . В 1882 году Соловьёв занимался производством строительных работ в Москве: осуществлял надзор за постройкой Торговых рядов Заиконоспасского монастыря на Никольской улице по проекту М. Т. Преображенского , который в то время находился в заграничной командировке от Академии. Спустя год сам Соловьёв окончил Академию со званием классного художника архитектуры 1-й степени. На его счету были Большая серебряная (1881, за проект Народного театра), Малая золотая (1881, за проект Окружного суда в столице) и Большая золотая медаль (1883, за проект Великокняжеского загородного дворца на Юге России), а также право на пенсионерскую поездку за границу. Весной 1884 года вместе с историческим живописцем Василием Смирновым Соловьёв выехал за границу, посетил Германию , Бельгию , Англию , Италию и Францию , но наибольшее время поездки провёл в Италии, где изучал архитектурные памятники Рима , Равенны , Пизы , Флоренции , Венеции , Генуи и Палермо . По собственному прошению, последний год пенсионерства Соловьёв посвятил изучению памятников русского зодчества. Летом 1887 года он посетил Владимир , Ярославль , Ростов , работал в родных для него Москве и Сергиевом Посаде . За графические работы, сделанные в Европе и России, 1 ноября 1887 года Соловьёву было присвоено звание академика архитектуры .

В том же году Соловьёв возвратился в Москву. С февраля 1888 года он начал педагогическую деятельность, преподавая архитектурное проектирование, перспективу и историю архитектуры в МУЖВЗ. Это поприще он не покинет до конца жизни. Кроме того, в 1889 году Соловьёв был приглашён в Строгановское художественно-промышленное училище , где вёл курс истории орнаментальных стилей, в 1892—1899 годах занимал должность инспектора классов и, наконец, в 1893—1896 годах неоднократно исполнял обязанности директора за болезнью, а затем и смертью Ф. Ф. Львова . Покинул училище в 1899 году из-за разногласий с вновь назначенным директором .

Параллельно с преподавательской работой Соловьёв сотрудничал в органах московского городского самоуправления. В 1889—1891 годах он исполнял обязанности выбывшего по болезни участкового архитектора А. А. Мартынова , затем в течение года занимал должность московского городского архитектора. Впоследствии, с 1894 года, являлся членом Технического совета Строительного отделения Московской городской управы. Эта работа была тесно связана с творческой практикой Соловьёва-архитектора.

С. У. Соловьёв (сидит слева) с коллегами Д. П. Суховым (сидит справа) и Н. Н. Благовещенским (в центре). Фото начала XX века

В 1890 году Соловьёв вступил в Императорское Московское археологическое общество , сначала как член-корреспондент, а с 1896 года — как действительный член. Принимал активное участие в работе Комиссии по сохранению древних памятников, с 1890 по 1905 годы являлся секретарём этой комиссии. Под эгидой Общества с 1898 года проводил реставрационные работы в соборе Покрова на Рву . Также Соловьёв состоял в Московском архитектурном обществе 1894 ) и Санкт-Петербургском Обществе архитекторов . В качестве делегата принимал участие в работе I и III съездов русских зодчих ( 1892 и 1900 ), а в подготовке II съезда, проходившего в Москве в 1895 году , активно участвовал: был куратором Архитектурно-художественной выставки, приуроченной к съезду .

С 1899 года Соловьёв состоял членом Общего присутствия Хозяйственного управления Ведомства Православного исповедания при Святейшем Синоде .

В 1902 году был избран действительным членом Императорской Академии художеств .

С. У. Соловьёв скончался в Москве 5 октября [ 22 сентября ] 1912 , похоронен на кладбище Донского монастыря . В МУЖВЗ в начале 1913 года была устроена выставка, на которой экспонировались проекты зодчего, включая его рисунки и акварели из пенсионерской поездки по Франции и Италии. В память о С. У Соловьёве было решено освобождать одного из учеников от платы за обучение .

Творческий почерк и произведения С. У. Соловьёва

Профессионально Соловьёв сформировался как архитектор историзма второй половины XIX века. Так и не приняв до конца методику работы эпохи модерн, Соловьев всего раз обратился к этому стилю в проекте , где архитектор так и не смог отказаться от эклектической композиции основных объемов здания и программной трактовки фасада . Работая в различных исторических неостилях, от неоренессанса до неорусского , ему удалось создать достаточно оригинальный язык, благодаря чему его произведения подлежат визуальной идентификации. Соловьёву присуще стремление к крупной форме, геометрической стилизации деталей, при этом он чужд пластическим трансформациям и игре с пропорциями, характерным для мастеров модерна . Наибольший интерес представляет созданная Соловьёвым версия неорусского стиля , в основе которой лежат глубоко переработанные впечатления от памятников северо-востока Руси, в том числе XVII века. Опираясь на формы зодчества Ярославля и особенно Ростова Великого , он создал образы, кардинально отличавшиеся от привычных для второй половины XIX века построек в эклектическом русском стиле , также апеллировавшем к московско-ярославским истокам.

В крупных постройках начала 1910-х годов Соловьёв предстаёт архитектором XX века: «Поздние произведения Соловьёва — это архитектура смелых функциональных планов, большепролётных светопроницаемых перекрытий, сложных в инженерном отношении. Это архитектура с щедрым применением сборного железобетона и металлоконструкций. Неоклассические формы в убранстве фасадов Коммерческого института и Высших женских курсов выглядят последним реверансом традиции на пороге индустриальной эпохи» .

Помощниками Соловьёва в разное время состояли архитекторы И. В. Рыльский , И. М. Рыбин , Д. П. Сухов , С. А. Торопов и Н. Н. Чернецов .

Проекты и постройка

Публикации

  • Соловьёв С. У. Речь представителя Московского училища живописи, ваяния и зодчества академика архитектуры С. У. Соловьёва о значении М. Д. Быковского в русской архитектуре и в деле архитектурного образования // Торжественное чествование 29 октября 1901 года Столетней годовщины со дня рождения Основателя Московского Архитектурного общества, его первого председателя и почетного члена Академика архитектуры Михаила Доримедонтовича Быковского. М., 1903. С. 21-33.
  • Соловьёв С. У. Некоторые данные о деятельности К. М. Быковского // Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. М., 1907. Т. I. С. XXIX-XXXIII.
  • Соловьёв С. У. Доклад об осмотре Большого Успенского собора 8 мая 1895 г. // Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. Т. XVII. М., 1900. С. 349—350.
  • Соловьёв С. У. Сообщение об осмотре царских гробниц в Архангельском соборе // Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. Т. XX, в. 1. М., 1904. С. 71.
  • Соловьёв С. У. О реставрации Покровского Василия Блаженного собора // Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. Т. XVIII. М., 1901. С. 188—196.
  • Соловьёв С. У. Отчёт об осмотре Покровского Василия Блаженного собора, произведённом совместно с К. М. Быковским, И. П. Машковым, А. А. Потаповым и В. И. Сизовым // Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. Т. XIX, в. 2. М., 1901. С. 23, 28; Т. XIX, в. 3. М., 1902. С. 20 — 21; Т. ХХ, в. 2. М., 1904. С. 123.
  • Соловьёв С. У. Доклад об осмотре Новоспасского монастыря в Москве // Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. Т. XVII. М., 1900. С. 332.
  • Соловьёв С. У. Доклад об осмотре предполагаемых работ в Богородичном приделе Чудова монастыря // Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. Т. XIX, в. 1. М., 1901. С. 8.

См. также

Архитекторы 1859 года рождения — ровесники Соловьёва:

Комментарии

Примечания

  1. Печёнкин И. Е. от 11 июля 2021 на Wayback Machine . — М.: ABCdesign, 2020. — С. 21.
  2. Печёнкин И. Е. от 11 июля 2021 на Wayback Machine . — М.: ABCdesign, 2020. — С. 21—23.
  3. Соловьёв С. У. Некоторые данные о деятельности К. М. Быковского // Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. М., 1907. Т. I. С. XXIX-XXXIII.
  4. Печёнкин И. Е. от 11 июля 2021 на Wayback Machine . — М.: ABCdesign, 2020. — С. 34—39.
  5. Печёнкин И. Е. от 11 июля 2021 на Wayback Machine . — М.: ABCdesign, 2020. — С. 265—267.
  6. Печёнкин И. Е. от 11 июля 2021 на Wayback Machine . — М.: ABCdesign, 2020. — С. 42—44.
  7. Печёнкин И. Е. от 11 июля 2021 на Wayback Machine . — М.: ABCdesign, 2020. — С. 47.
  8. Латош. В. Дата обращения: 14 января 2020. 6 августа 2019 года.
  9. Печёнкин И. Е. от 11 июля 2021 на Wayback Machine . — М.: ABCdesign, 2020. — С. 277.

Литература

  • Печёнкин И. Е. . — М.: ABCdesign, 2020. — 344 с., ил. — ISBN 978-5-4330-0156-5.
  • . — М. : Изд. дом Руденцовых, 2012. — 228 с. — (Архитектурное наследие России). — ISBN 978-5-902887-13-3 .
  • Лисовский В. Г. Архитектор Сергей Соловьёв. // Строительство и архитектура Москвы. — 1985. — № 5. — С. 20—22.
  • Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма: Биографический словарь. / Под рук. А. Ф. Крашенинникова. — М. , 1998. — С. 225—227.
  • Исаев П. Н. Строгановка 1825—1918: Биографический словарь. — Т. 1. — М. , 2004. — С. 50—51.
  • Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты . — 3-е изд. — М. : Жираф, 2005 . — С. 395—404. — 2500 экз. ISBN 5-89832-043-1 .
  • Москва начала века / авт.-сост. О. Н. Оробей, под ред. О. И. Лобова. — М. : , 2001 . — 701 с. — (Строители России, XX век). — ISBN 5-9207-0001-7 .
  • Предпринимательство и городская культура в России. 1861—1914: сборник. / Сост.: У. Брумфилд , Б. Ананьич , Ю. Петров .. — М. : Три квадрата, 2002. — 312 с. — (Учебник для вузов). — 1000 экз. ISBN 5-94607-011-8 .
  • С. Н. Кондаков. . — СПб. : Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 389. — 454 с.

Ссылки

Источник —

Same as Соловьёв, Сергей Устинович