Interested Article - Хариты
- 2020-02-11
- 2
Хари́ты ( др.-греч. Χάριτες от χάρις , «изящество, прелесть») — в древнегреческой мифологии три богини веселья и радости жизни, олицетворение изящества и привлекательности. Соответствуют римским грациям .
Хариты, как богини изящества, прелести и красоты, даровали творческое вдохновение художникам и покровительствовали искусствам . Элемент «Харис» включает микенское слово ka-ri-si-jo . Согласно Гомеру, — «прислужницы Афродиты » . Их жилище рядом с Музами , что подчёркивает их близость. Их культ в Орхомене .
Три хариты
Согласно Гесиоду и Ономакриту — дочери Зевса и Евриномы . Упоминаются Пиндаром :
- Агла́я ( греч. Ἀγλαϊα , «ликование», либо «красота», «блеск»). Жена Гефеста . Вестница Афродиты .
- Евфроси́на ( греч. Εὐφροσύνη , «радость», либо «благомыслящая»).
- Та́лия ( греч. Θαλία , «изобилие» ).
Другие предания о харитах
Согласно Антимаху, хариты — дочери Эглы и Гелиоса . По Гермесианакту, одна из них — Пейто . Согласно Каллимаху, дочери Илифии . По Сервию, дочери Диониса и Афродиты . Иногда именуются дочерьми Океана и Эвриномы , либо Диониса и Корониды .
Пасифея — одна из харит, согласно Гомеру . Упоминается у Катулла и Павсания . Возлюбленная Гипноса . Именуется дочерью Диониса . Таким образом, имена харит — Пасифея, Аглая и Харита, а на сосуде 5 в. до н. э. даны их, по-видимому, нарицательные имена: Гелазия (нежная улыбка), Комазия (приятная собеседница) и Лекори (блестящая красота). До римского времени изображались одетыми и стоящими лицом к зрителю, взявшись за руки. как знак единства и целостности образа (стела в Лувре и др.).
Спартанский поэт Алкман называет их Фаенна (Блеск) и Клета (Звук). Храм им на берегу Тиаса воздвиг лакедемонянин Харит, дав им эти имена . Либо почитание установил Лакедемон .
По афинянам , это Авксо («Прославляющая, умножающая») и Гегемона (либо у афинян их звали Весна и Осень ). Восходит к культу Адониса .
Первый ватиканский мифограф называет одну из харит Евгиала , очевидно, это ошибка вместо Аглая .
У римлян харитам соответствуют грации .
В быту харит и граций призывали в возлияниях на пиру и на уроках философии, прося придать гармонию и тихое веселье этим событиям. А также при рождении и воспитании детей и в особенности девочек, что известно из эллинистических романов III—II вв. до н. э.
В изобразительном искусстве
В искусстве хариты (грации) обычно изображаются сгруппированными таким образом, что две крайние стоят лицом к зрителю, а та, что посередине, — спиной, с головой, повёрнутой вполоборота. Такова была их античная поза, известная и копировавшаяся в эпоху Ренессанса .
Примавера, Боттичелли , живопись, XV век,
Три грации, Рафаэль , картина, XVI век,
Три грации, Лукас Кранах Старший , картина, XVI век,
Три грации, Рубенс , живопись, XVII век,
Три грации, , фонтан XVIII века на площади Комеди, Монпелье , Франция,
Три грации, Антонио Канова , скульптура (неоклассицизм), XIX век,
Три грации, неоклассическая скульптура неизвестного автора XIX или XX века, находится в Музее искусства Индианаполиса ,
Нимфа (центральная фигура в «Трёх грациях»), Аристид Майлол , бронзовая скульптура, 1953 г․,
Три грации, Хайнц Мак , абстрактная скульптура, 1965 г․, находится в парке скульптур Линдена,
Три грации, Ники де Сен-Фол , скульптура, 1999,
Три грации, Майкл Паркс , картина, упомянутая в романе Дэна Брауна «Утраченный символ» 2009 года,
Три грации, (Аннук), живопись, 2020․
В литературе и музыке
В разные века грации наделялись разным аллегорическим смыслом. Сенека описывает их как лучезарных девушек, обнажённых или одетых в свободные одежды, они олицетворяли тройственный аспект щедрости: оказание благодеяния, получение благодеяния и оплату благодеяния. Харитам посвящён LX орфический гимн . Также, три Грации (Хариты) нашли отражение и в академической музыке, преимущественно XIX века. Французский композитор Шарль Валантен Алькан написал эскиз фа-диез минор «Грации» op.63-19 из цикла «49 эскизов», где каждый из трёх мелодических голосов соответствует каждой из богинь — верхний — Красота (Аглая), средний, преимущественно на органном пункте cis — Чистота или Непорочность (Евфросина), нижний — Любовь (Талия). Также, 22-й эскиз, ре-бемоль мажор из этого же цикла, называется «Чистота» — он посвящён отдельно второй богине и невероятно благозвучен своим движением в терцию. Также, имя первой богини — Красота, фигурирует и в его первом экспромте, си мажор , op.32. А в романсе Михаила Глинки «Адель», также упоминаются хариты, в строчке: «Играй, Адель — не знай печали, Хариты, Лель, тебя венчали…»
Флорентийские философы - гуманисты XV в. видели в них олицетворение трёх фаз любви: красота, возбуждающая желание, которое приводит к удовлетворению. Есть и ещё одна интерпретация: целомудрие , красота и любовь (castitas, pulchritudo, amor), встречается начиная с А. Полициано .
В астрономии
- В честь харит (граций) названы астероиды (424) Грация , открытый в 1896 году и (627) Харида , открытый в 1907 году.
- В честь Евфросины назван астероид (31) Евфросина , открытый в 1854 году
- В честь Аглаи назван астероид (47) Аглая , открытый в 1857 году
- В честь Талии назван астероид (23) Талия , открытый в 1852 году
Библиография
- Холл, Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве = James Hall; introduction by Kenneth Clark . Dictionary of Subjects and Symbols in Art / Пер. с англ. и вступительная статья А. Майкапара . — М. : «Крон-пресс», 1996. — 656 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-323-01078-6 .
Примечания
- Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.583, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.321-322; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 1; III 15, 7
- Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С.91
- Гомер. Одиссея VIII 364
- Гесиод. Теогония 64
- Нонн. Деяния Дионис КI 129
- Гесиод. Теогония 909; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 1; Павсаний. Описание Эллады IX 35, 5
- Пиндар. Олимпийские песни XIV 13-15; фр.199
- Гесиод. Теогония 945—946; Нонн. Деяния Диониса XXIX 327
- Нонн. Деяния Диониса XXXIII 56
- Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.491
- Павсаний. Описание Эллады IX 35. 5
- Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.7
- Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия I 720 // Примечания Н. В. Брагинской в кн. Плутарх. Застольные беседы. М., 1990. С. 511
- Нонн. Деяния Диониса XLVIII 554
- Гомер. Илиада XIV 269; Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.32
- См. Павсаний. Описание Эллады IX 35, 4-5. Катулл. Стихотворения LXIII 43
- Нонн. Деяния Диониса XXXI 122
- Нонн. Деяния Диониса XV 90
- Павсаний. Описание Эллады III 18, 6
- Павсаний. Описание Эллады IX 35, 1
- Павсаний. Описание Эллады IX 35, 2
- Комментарий В. П. Завьяловой в кн. Античные гимны. М., 1988. С. 305
- Первый Ватиканский мифограф II 30, 1
- Гигин. Мифы. Введение 23
- (недоступная ссылка с 19-01-2014 [3668 дней])
Ссылки
- 2020-02-11
- 2