Interested Article - Лакцы

Лакцы ( лак. лак, лакку халкь, гъази-гъумучи ) — дагестанский народ , один из коренных народов Северного Кавказа . Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана . Этнокультурная территория лакцев именуется Лакией , а историческое государство — Гумик . Лакцы исповедуют ислам суннитского толка шафиитского мазхаба , антропологически относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы . Разговаривают на лакском языке . Большинство лакцев проживает в равнинной части Дагестана, наиболее сконцентрированы в Махачкале .

Этимология

Эндонимы

Карта расселения лакцев в Дагестане
Схематическая карта Дагестанской области, 1895 г., Е. И. Козубский

"Лак" является самоназванием лакцев . По мнению дагестанских историков, "лак" является общедагестанским термином и на местных кавказских языках имеет значение "человек – крестьянин – раб" , то есть зависимое сословие.

Самоназванием лакцев является лак . Средневековые авторы использовали этноним лак для обозначения всех горских народов Дагестана , но впоследствии он закрепился за современными лакцами . На языках нахско-дагестанской группы это слово имеет такие значения как «человек», «крестьянин» и «раб» подобно хунзакцам, имели всегда в Дагестане важное значение. Одно время, при Сурхай-хане ll , в начале пришедшего столетия их влияние простиралось на весь нынешний Южный Дагестан и Шемаху.» [ неавторитетный источник ]

Прежними этнонимами и возможно самоназваниями лакцев были гумики (гумуки, кумуки) и казикумуки (казикумыки, казикумухцы), благодаря главному селению лакцев — Кумух (лакские аульные названия одновременно являются и этнонимическими и географическими ). Также этноним кумык связывает с названием лакского села Кумух . Кроме того, сами тюркоязычные кумыки лакцев называют «гъазгъумук» . Известный советский и российский филолог и топономист, Руфь Агеева пишет: «Употребление термина "лак" в качестве самоназвания лакцев вторичное явление... В ряде окружающих языков сохранилось более древнее самоназвание лакцев — гумук, гумек, кумук и тд.» .

Согласно П. К. Услару, исследовавшему этноним, этнографию и язык лакцев, в XIX веке на Северном Кавказе термины казикумык или казикумых употреблялось исключительно равнинными жителями кумыками , у которых русские заимствовали данные термины и стали называть жителей Кумуха . Похожего мнения был турецкий исследователь Б. Омер Боюка, исследовавший этноним лакцев и кумыков. В своей работе он пишет, что термины «Кумук» или «Казикумук», имеют собственно кумыкское происхождения, связывая этот этноним с куманами ( кыпчаки ), которые, по мнению Омер Боюки «гомологичны» с кумыками. Топонимы на «Кумук», «Куман», «Кумаген», по мнению автора, так же распространены и в Анатолии (современная Турция) .

Известный тюркский филолог на рубеже XI века — Махмуда Кашгарского , изучавший тюркские языки и создавший сборник-справочник тюркских языков, сравнимо с тюркской энциклопедией. В своей работе «Divânu Lügati›t-Türk» он сообщает, что «кумук» - это название тюркского племени, и что это же имя носит и их князь, с которым он лично имел возможность пообщаться . В дореволюционных источниках относительно этнонима кумык, кумыхи и кази-кумыки указывается, что это народ татарского поколения, проживающего в низовья Терека . Татарами в Дагестане в русских источниках упоминали кумыков , а низовье или междуречье Терека и Сулака их местом исторического проживания, именуя её «Кумыкской плоскостью» .

В другом дореволюционном источнике «кумыки» и «казыкумыки» упоминаются «ветвью одного тюркского народа» . О похожем писал Семён Михайлович Броневский с разницей в одном тезисе. По нему кумыки и казикумыки, одной сути «старожилые татары», поселившиеся на Кавказе до времён Темирлана .

Существует гипотеза, что этноним "кумук" упоминается на равнине со времен арабо-хазарских войн. Арабские авторы писали о том, что Гумик живет в мире с царством Алан , другие - что из страны Гумик мы вступаем в землю алан . Это позволило Д'Оссону , Генриху Юлю , Борису Калоеву и др. сделать вывод о том, что Гумик соответствует равнинным землям кумыков .

Доктор исторических наук и профессор Ашраф Ахмедов комментируя и переводя текст писаря Темирлана Шараф ад-дин Язди со староузбекоского пишет, что Кази-Кумук (в период упоминания писаря Темирлана) был заселен тюрками кумыками , для которых это было местом их жительства. .

Экзонимы

К эзонимам относятся наименования одних народов другими. А варцы называет — тумал , дидойцы и ботлихцы называют лакцев — гъумек ; арчинцы гьаманииб ; ; даргинцы вулугуни , сулугуни ; лезгины яхулар, яхулшу ; кумыки къазыкъумукълар ; чеченцы гӏазгӏумкий ; русские лакцы, лаки, казикумухцы, грузины -- леки (как и всех горцев Дагестана ) .

В дореволюционной России, лакцы также именовались «кумуками» или «казикумуками» , из-за названия их центрального села - Кумуха . Последний экзоним был перенят русскими у кумыков . С 60-х гг. XIX века лакцы известны как «лаки» А. Олеария писал: «За Тарку в горах Дагестана ещё находятся другие, которые зовутся гумуки или казикумуки» . С.М.Броневский писал, что кумуки и кази-кумуки - старожилые татары , но кази-кумуки смешались с лезгинами и утеряли свой язык .

Предки кумыков - гунно-савиры переселились в горы и избрали своим опорным пунктом населенный пункт Кеведи, который стал называться тюркским названием Кумук. .

Известный советский востоковед Б.Н.Заходер связывает Гумик с кумыками .

Р. А. Агеева и Э. М. Мурзаев пишут: «Лишь в XIX в. в литературе стали соотносить это имя "кумык" только с тюркоязычным этносом Дагестана » .

Известный советский и российский учёный-лингвист В. П. Нерознак пишет: «Это древнее самоназвание кавказоязычных лакцев "кумук" перешло на их ближайших тюркоязычных соседей, исторически тесно связанные с лакцами и стало самоназванием» .

Согласно мнению советского этнографа, Я. А. Федорова этноним «кумык» или «гумик-кумух» — это коренной дагестанский топоним, связанный с наименованием лакского селения Кумух , являвшегося в средневековье столицей лакских и кумыкских шамхалов . Аналогичного мнения придерживался и В. Ф. Минорокий, который писал: «Возможно, что имя кумык то же, что и горское гумик//кумух, ввиду того, что правители этих тюрков (по происхождению кипчаков), носившие титул шамхал, вышли из Гази-Кумуха» .

По мнению А. Л. Монгайта , гумики являлись горцами, которые говорили на одном из кавказских языков, сами они теперь себя называют «лак». В прежнее время они были также известны под другим именем — «казикумухцев» .

А. В. Комаров (1869 г.) писал: «В самом центре Дагестана, в верховьях реки, известной у нас под названием Казикумухского Койсу, живёт особое племя, называющее себя Лак или Ляк, а страну свою Лакрал-Кlану. Племя это известно у нас под именем Казикумухцев» . Н. Ф. Дубровин (1871 г.) писал: «Племя, известное у нас под именем казикумухцев, само себя называет лак, а страну свою лакрал-кlану» .

В переписи населения Дагестанской области 1886 года, жители Казикумухского округа были именованы «Лаки» (48,316 тыс. ч.) . На схематической карте Дагестанской области 1895 года, составленной историком и этнографом Е. И. Козубским, жители Казикумухского округа именованы «Лаки» .

Впервые „кази-кумуки“ упоминались в тюркских письменных источниках XIV в. ( Шами , Йазди ). Гази-Кумуклук в этих источниках связывают с кумыками , переселившимися в лакские горы вместе с династией кумыкских шамхалов. Известные советские историки и источниковеды А.А.Ромаскевич и С.Л. Волин писали, что "Гази-Кумук (Гази-кумуклук, казикумуки, кумук) является народ и область кумыков . Историк В. В. Бартольд сообщал: „Интересны действия Тимура в Дагестане, показывающие, как мало ислам был распространен там. Главное отличие от того, что было в X в., это, что гумуки теперь были мусульманами; их называют гази-гумуками“ . Примечателен и тот факт, что европейские, персидские и османские источники упоминают кумыков как: Кумук, Комук, Кумук тартаре, Комукос, а в VI-VII веке упоминаются тюркские племена в нагорном Дагестане под этнонимами Кумук (вероятно кумыки) и Атыкюз . Так же коренным населением «владения казыкумыцкого», по свидетельству Ф. Симоновича (1796), являлись дагестанские татары гумуки (кумыки) . По мнению В. И. Абаева самоназвание „лак“ находится в связи с термином „лагъ“, как называли кавказские народы „крепостного“, а также с осетинского „лаег“ означающего „человека“ . А. М. Алиханов-Аварский полагал, что первоначально самоназвание лакцев означало собою „человека“, но свой вывод он основывал на „малайском наречии острова Явы .

П. К. Услар писал: „Лаки, — классические леги, — известны нам под именем казыкумухов или казыкумыков“ . Однако, Р. М. Магомедов считает мнение П. К. Услара ошибочным, так-как античные леги и современные лакцы не одно и то же . Н. С. Трубецкой полагал, что „чечены, лаки (кумухи) и уди образуют группу, происходившую от древних legoi (lhgai) . Это объясняется тем, что „ леки “ или „ леги “ изначально был названием народов Южного Дагестана , но затем был распространен на другие этнические группы , включая лакцев . Известный советский этнограф Л. И. Лавров писал по этому поводу:

Трудно сказать, однако, являются ли „леги“, упоминаемые античными и раннесредневековыми авторами, предками современных лакцев. Больше оснований считать лакцами „ гумиков “ — народ, упоминаемый арабскими авторами IX—X веков Баладзори и Масуди. Согласно их сведениям, гумики жили примерно на той же территории, которую занимают лакцы» .

Согласно многим источникам классические «леки» или «леги» предки лезгин . В раннесредневековых источниках, лакцы были известны как « гумики », а лезгины как « леки » .

В 1404 году дипломат, путешественник Иоанну де Галонифонтибусу , побывав на Кавказе, писал следующее: «на Кавказе живут черкесы , леки , йассы , аланы , авары , казикумухи» . То есть, в 1404 году из упомянутых дагестанских народов, лезгиноязычные народы именовались леки , аварцы авары , лакцы — казикумухи .

Согласно Справочному энциклопедическому словарю XIX века:

Казыкумыки (то есть, нынешние лакцы), отдельное общество в Дагестане , отличное (имеется ввиду, отличающее) от Лезгин по языку и происхождению .

А. Каспари пишет:

Не один раз уже на этих страницах упоминалось о народе « кумыки » и «казикумыки» . Эти ветви одного и того же тюркского народа сыграли видную роль в истории Кавказского края .

Численность и расселение

Расселение лакцев в ЮФО и СКФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.
Доля лакцев по районам и городам Дагестана
муниципальный район, городской округ Субъект РФ % лакцев
Кулинский район Дагестан 10, 886 чел (97,4 %)
Лакский район Дагестан 11, 580 чел (95,2 %)
Новолакский район Дагестан 13, 852 чел (48,5 %)
Акушинский район Дагестан 1, 720 чел. (3,2 %)
Кизлярский район Дагестан 2, 361 чел (3,5 %)
Кизилюртовский район Дагестан 908 чел (1,5 %)
Рутульский район Дагестан 865 чел (3,7 %)
Тарумовский район Дагестан 523 чел (1,6 %)
Карабудахкентский район Дагестан 658 чел (0,9 %)
Хасавюртовский район Дагестан 322 чел (0,2 %)
Бабаюртовский район Дагестан 351 чел (0,8)
Дахадаевский район Дагестан 300 чел [ сколько? ] (0,8 %)
Дербентский район Дагестан 193 чел (0,2 %)
город Каспийск Дагестан 14, 269 чел (14,3 %)
ГО город Махачкала Дагестан 86, 089 чел (12,4 %)
город Южно-Сухокумск Дагестан 923 чел (9,2 %)
город Буйнакск Дагестан 4, 263 чел (6,8 %)
город Кизилюрт Дагестан 1, 760 чел (5,3 %)
город Кизляр Дагестан 1, 753 чел (3,6 %)
город Хасавюрт Дагестан 4, 362 чел (3,3 %)
город Избербаш Дагестан 1, 402 чел (2,5 %)
В общем по республике: Дагестан 161, 300 чел (5,6 %)

Язык

В прошлом, лакский язык назывался также казикумухским (казикумыкским) языком .

Говорят на лакском языке , входящий в нахско-дагестанскую группу языков . Распадается на шесть основных диалектов: кумухский (с. Кумух и ряд ближайших к нему сёл), вицхинский , вихлинский (аул Вихли и ряд смежных поселений в юго-восточной части Лакского района), вачи - кулинский и балхарский (аул Балхар и смежные с ним два аула Цуликана и Кули, а также население Уллучара Акушинского района) . Также есть в лакском языке самый архаичный диалект -- это аракульский диалект, на котором говорят жители села Аракул (Дюкъул) Рутульского района. Письменность с XV века на основе арабской графики , с 1928 года — латинской , с 1938 года — на основе кириллицы . Распространён также русский язык . Самые ранние данные о лакском языке (перечень слов и некоторые грамматические сведения) встречаются в конце XVIII — начале XIX вв., в работах И. А. Гюльденштедта , Ю. Клапрота .

История

История лакцев связана с такими государственными образованиями как: Гумик , Туман , Казикумухское шамхальство , Казикумухское ханство .

Дагестанский историк Гасан Алкадари считал, что во II веке нашей эры лакцы были оттиснуты в горы даргинцами .

Гумик,Туман.

До прихода арабов в Дагестан, у гумиков (лакцев) не было ни какого правителя (царя) и народ управлялся старшинами, а арабская династия шамхалов управляли над казикумухцами (лакцами) до половины XVII века .

К концу VII в. в Дербенте была установлена власть арабов. В начале VIII в. арабский полководец Маслама безуспешно пытается проникнуть вглубь Дагестана к лакцам и аварцам. Этой цели достигли походы арабских войск под командованием Джарраха. Арабский историк Табари пишет: «Арабы, разбив хазар в южном Дагестане, проникли в горы Дагестана и преодолели сопротивление жителей Хамзина и Гумика и разрушили, и разграбили в результате карательных походов Кайтаг и Табасаран за отказ признать их власть»

Следующий поход на Дагестан арабы соверщили в 739 году, их маршрут следовал из Шеки через долину реки Самур к Сарирским крепостям Ал-Балал и Гумик, которые после длительной осады были взяты, их защитники были перебиты, а женщин и детей увели в плен. Арабский историк Баладзори пишет, что Мерван захватил Туман-шаха в плен и отправил его к халифу. Он также наложил на жителей дань в 20 000 мер зерна и 200 юношей и девушек в качестве рабов.

Казикумухское шамхальство.

В конце VIII–нач. IX веков халифы из династии аббасидов сменили в Дагестане местных правителей и взамен поставили угодных им людей. Одарив их соответствующими привилегиями, они объявили их собственниками подвластной территории. В местных исторических хрониках «Тарихи Дагестан», «Гюлистан-Ирам» А. С. Бакиханова, «Асари Дагестан» Гасана Алкадари говорится о назначении в это время правителем Лакии с титулом шамхала-шахбалы потомка дяди пророка Аббаса с резиденцией в Кумухе. В арабских исторических источниках прямых указаний на это не имеется. Однако о попытках арабского полководца Масламы назначить своих представителей в Кумухе говорится определенно.

О происхождении титула «шамхал» имеются разные точки зрения. Известные историки Бартольд В. В. и М. А. Полиевктов считают, что «шамхал» происходит от имени арабского военачальника Шах-баал ибн Абдуллы, назначенного правителем Дагестана.

В устной традиционной версии считают, что жители Гумика обратились к арабам с просьбой «о посылке к ним наставленников в новой вере». Тогда арабы будто бы в 778 г. построили мечеть (хиджры), а для управления народом назначили Шах-баалу.

Во всех местных преданиях происхождение титула «шамхал» в Дагестане связывается с деятельностью Абумуслима или же утверждается, что это имя дано выходцу из рода исламского пророка Мухаммеда.

В одном из этих преданий говорится о том, что в VII веке Абумуслим «назначил для всей дагестанской страны на должность правителя одного бывшего при нем в этом походе почтенного Аббаса... Этот правитель известен под именем Шамхала и он сын Абдуллы, сына Касима, сына Абдуллы, сына Аббаса... Этому правителю Абумуслим определил Кумух в качестве резиденции»

По «Тарихи-Дагестан» Шамхал — имя первого ставленника арабов в нагорном Дагестане. Так назван он по имени своего деда родом из селения Хал в Шами (Сирии). Занятию этой должности способствовала и его блистательная родословная. «Согласно родословной он был сын Эмир-хамзы и потомок в восходящей линии Султан-Ахмеда, Хан-Мухамеда Аль-Арабий, Хала Феридуна, Амир-Султана, Алибега, Абдул-Азиза, Ахлаба, Амир-Чупана, Амир-Мухамеда, Гази-Абульфети, Муслима, Абдул-Мелика, Ибрагима, Исхака, Мансура, Касима, Якуба, Омара, Наиба, Сулеймена, божья милость да покоится на нем» .

Литература

В период средневековья и эпохи русского завоевания в лакской литературе господствующее место занимала религиозная поэзия и религиозно-дидактическая литература . Писатель-революционер Саид Габиев основал первую лакскую газету «Заря Дагестана». Им были созданы ряд стихотворных и прозаических произведений, в том числе первая социальная драма на лакском языке . Гарун Саидов стал автором первой дагестанской драмы «Лудильщики» . Поэт Абуталиб Гафуров создал новый жанр в дагестанской литературе — прозу, перемежаемую стихами . Среди других лакских поэтов следует отметить Ахмеда Каради Заку-Задэ , Мугутина Чаринова , Нуратдина Юсупова и Ибрагимхалил Курбаналиева . Самым известным лакским писателем является Капиев Эффенди Мансурович (1909 - 1944 гг). Весьма самобытно и интересно пишет также писатель Алиев Джабраил Мусаевич (1965 г).

Религия

Верующие лакцы исповедуют ислам суннитского толка ( шафиитский мазхаб ) . Кумухская джума-мечеть у лакцев была построена в 777—778 годах . Историк А. В. Комаров (1869 г.) писал: «Лаки, и собственно жители главного селения их Гумука, были одни из первых дагестанских племен, принявших ислам … Абу-Mуселим сам отправился в Гумук, построил там мечеть, в 777 году по р.х., как гласит надпись на этой мечети» . Однако, Лавров ставит под сомнение, что «лакцы первыми в Дагестане по доброй воли приняли ислам» и по его мнению это не соответствует действительности . В "Истории Ширвана и ал-Баба" упоминаются "гумикские неверные", в связи с событиями 1066 года и курдский историк Масуд ибн Намдар в конце XI века сообщает о том, что при посредничестве лакзов ( лезгин ) , ширваншах Фарибурз I, пытался обратить в ислам гумиков (то есть лакцев). Мусульманские имена шамхалов Кумуха упоминаются с конца XIII века . В XIV веке Кумух стал газийским центром и был именован как Гази-Кумух. Бартольд В. В. писал: «Кази-кумуки были мусульманами и рассматриваются как передовые бойцы ислама против соседних языческих народов; их князя называли шаукал» .

Антропология

Лакцы относятся к кавкасионскому типу. Проф. А. Г. Гаджиев писал: «Проведенные нами исследования 1961 года позволили несколько уточнить ареал кавкасионского типа на территории Дагестана. В данной работе к кавкасионскому типу отнесены группы, входящие в западный вариант. Это андо-цунтинцы, и в основной массе аварцы, лакцы, даргинцы. По особенностям пигментации, но не по размерам лица, к ним близки рутульцы» .

Генетика

Согласно генетическим исследованиям народов Восточного Кавказа , по предковым компонентам в генофондах, лакцы имеют 45 % собственного «лакского» компонента, а остальные ≈ 34 % – родственная «дагестанская» (28 % – «лезгинская», 3 % – «аварская», 3 % – «даргинская»), 5 % – «чеченская» , 3 % – «закавказская» ( грузинская ), 1,5 % – «степная» ( тюркская ), 0,5 % – «иранская» , 12 % – «прочее» .

Геральдика

Флаг и герб Лакского района синего цвета на котором изображены крепость, два кинжала, орел и корона. В описании герба Кулинского района пишется: «В золотом поле зелёная остроконечная гора, на которую надета золотая цепочка с четырьмя гроздьями подвесок; выше цепочки гора серебряная; и на вершине горы — чёрный, с золотыми глазами, клювом и лапами, обращенный вправо и обернувшийся орел с распростёртыми крыльями». Зелёная гора с серебряной заснеженной вершиной соответствует рельефу Кулинского района. Орел символизирует свободу и духовный подъём лакцев (титульного населения района). Золотая цепочка национальное украшение. Золотое поле символизирует пространство заполненное солнечным цветом .

Театр

В Дагестане функционирует Лакский государственный музыкально-драматический театр имени Э. Капиева, который берёт своё начало с любительского кружка лакской интеллигенции селения Кумух, открывшегося в 1914 году .

Быт

Ружья лакского производства. Историко-краеведческий музей «Гази-Кумух»

Традиционная одежда лакцев была близка к видам одежды других народов Дагестана — туникообразное платье-рубаха, куртту — один из разновидностей бешмета , чухъа — черкеска, бартук , как один из видов зимней одежды, къавалей — пастушеская одежда .

Герои Советского Союза

Космос

Великая Отечественная война

Герои Российской Федерации

Комментарии

  1. Арабский вариант «лакзы»

Примечания

  1. . Дата обращения: 13 апреля 2019. 10 августа 2020 года.
  2. . Дата обращения: 3 января 2023. 30 декабря 2022 года.
  3. . Дата обращения: 24 декабря 2009. Архивировано из 6 сентября 2018 года.
  4. Дата обращения: 23 января 2011. 11 августа 2021 года.
  5. . Дата обращения: 17 ноября 2021. 24 октября 2021 года.
  6. Дата обращения: 5 апреля 2012. 1 июня 2012 года.
  7. . Дата обращения: 14 декабря 2013. Архивировано из 11 октября 2017 года.
  8. . Дата обращения: 12 марта 2016. 28 октября 2017 года.
  9. . Дата обращения: 16 декабря 2015. 5 апреля 2019 года.
  10. . Дата обращения: 29 марта 2017. 16 августа 2016 года.
  11. . Дата обращения: 12 марта 2016. 5 апреля 2019 года.
  12. . Дата обращения: 29 марта 2017. 12 февраля 2014 года.
  13. . Дата обращения: 29 марта 2017. 22 июня 2018 года.
  14. . Дата обращения: 29 марта 2017. 19 июля 2019 года.
  15. . Дата обращения: 15 марта 2016. 6 января 2012 года.
  16. . Дата обращения: 29 марта 2017. 30 марта 2017 года.
  17. . Дата обращения: 19 июля 2019. 4 сентября 2019 года.
  18. . Дата обращения: 29 марта 2017. 30 марта 2017 года.
  19. . Дата обращения: 17 июля 2020. Архивировано из 2 марта 2020 года.
  20. . Дата обращения: 15 марта 2016. 6 января 2012 года.
  21. . Дата обращения: 15 марта 2016. 6 января 2012 года.
  22. . Дата обращения: 15 марта 2016. 6 января 2012 года.
  23. . Дата обращения: 15 марта 2016. 6 января 2012 года.
  24. Дата обращения: 9 августа 2023. 10 августа 2023 года.
  25. Институт этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая. Народы Кавказа. — Изд-во Академии наук СССР, 1960. — Т. 1. — С. 487.
  26. Социальная терминология в языках Дагестана. Дагестанский филиал АН СССР, Институт истории, языка и литературы им. Г. Цадасы, 1989 — С.135.
  27. М.А. Агларов . Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII-начале XIX в. Наука, 1988. — С. 140. ISBN:9785020084506, 5020084506.
  28. Этнография имен : [Сборник статей] / [Отв. ред. В. А. Никонов и Г. Г. Стратанович] ; АН СССР. Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. - Москва : Наука, 1971. — С. 21.
  29. Гаджиев М. Г , Давудов О. М , Шихсаидов А. Р . : [ 17 апреля 2023 ] / Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН. — Махачкала : ДНЦ РАН, 1996. — С. 125. — 450 с.
  30. Russkoe Geografičeskoe Obščestvo Kavkazskij Otděl. . — 1873. — 782 с.
  31. НИЗАМ-АД-ДИНА ШАМИ. [НИЗАМ-АД-ДИНА ШАМИ "КНИГА ПОБЕД" Книга побед].
  32. Известия Академии наук СССР. Том 19. АН СССР, 1960. — С. 469.
  33. от 29 марта 2023 на Wayback Machine

    Казыкумухъ или Казыкумыкъ, исключительно, впрочемъ, употребляемое жителями равнины, кумыками, у которыхъ мы заимствовали его и съ которыми так называемые нами казыкумухи

  34. «Kafkas Kaynaklarına Göre İlk Yaratılışlar/ İlk İnsanlık / Kafkas Gerçekleri». Abhazoloji Yayınları No. 4. Yazan: B. Ömer Büyüka II. 1986. II Silt. 46

    LAK'lar (Kazı- Lak adı Lek diye de geçer, kendileri Lak der. Bunlara Kazıkumuk ve yeni söylenişiyle Ga- KUMUK'lar zikumuk da denir. Sayın Şerafettin Erel'in Dağıstan adlı eserinde Kazıkumuk'u önde, ardında da Gazikumuk'u yazar, asıl olarak Kazıkumuk'u kabul etmiş sanıyoruz. Kazi-Ku- muk (Kas-Kumukları). anlamında olabilir. Bu halk kendilerine Gu-" muçi de derler ki Kumuk'dandır. Avarlar bunlara Gumik ve Toma, Dargui'ler Kumuçan, Gürcüler Lekhi derlermiş. Görülüyor ki bu halka. verilen adların çoğu Kumuk kökenlidir. Dağıstan'ın kuzey sınırındaki Kuma nehrinin bu adı ile bölgedeki eski toplum adı Kuman ve Ku- muk kökdeş görünüyor. Lak'lar Kafkas otohtonlarından olup Lezgi'- lerin bir koludur. Kumuk'lar Kimâk'lardan ve Türk asıllı gösteriliyor- sa da Ortaasyalılığı Kalmuk'larınki kadar belirli çıkmıyor; adları ve bağlantıları Kafkas yerlileriyledir. Eskiden Anadolu'nun Malatya, To- kat, Zile bölgelerinde toplum ve yer adları olarak Kuman, Kumuk, Ku- magen, Kafkasyada Kuman, Kuma vardı. Bu adlarının kaynağı Kaf- kasya'dır.

  35. Kasgarl Mahmud Divânu Lügati't-Türk Cm.: Çetin PEKACAR "Kumuk Türkleri", Yeni Türkiye -Türk Dünyast Ozel Sayisi: II, Say:: 16, Yil: 3, Temmuz- Agustos 1997, s. 2062-2066.
  36. По низовью Терека живет с незапамятных дней народ Татарского поколения, называемый Кумыками, Кази-Кумыками, Кумыхами.

  37. Суздальцева И. А. // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. — 2008. — № 4 . 22 января 2023 года.
  38. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Статья «Кумыкская плоскость»
  39. А. А. Каспари. Покорённый Кавказ. 1904. Санкт-Петербург. Книга-1. С.117.

    Кумыки и казыкумуки ветьв одного и того же тюркского народа

  40. Броневский С. М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, Часть 2. М. 1823. С.190-191

    "Кумыки или Кумыхи суть старожилые Татары, поселившиеся в Кавказе в отдаленные времена и под названием Кумыковъ и Казы-Кумыковъ * составляли колено, существовавшее до Тимура Ленга ..."

  41. D’Ohsson. Des peuples du Caucase et des pays au nord de la Mer Noire et de la Mer Caspienne, dans le dixième siècle ou voyage d’Abou-al-Cassim. Paris: Didot 1828 - P.178
  42. Henry Yule. Cathay and the Way Thither, Being a Collection of Medieval Notices of China — Asian Educational Services, 2005. Volume 1. - P.48
  43. Калоев Б.А. Осетины: Историко-этнографическое исследование. М.: Наука, 2004. - P. 29
  44. Ашраф Ахмедов. . Предисловие, перевод со староузбекского, комментарии, указатели и карта. Академия наук Узбекистана. Институт Востоковедения. Ташкент. — 2008. С. 203, 421; 205, 422

    Здесь под Казы Кумуком имеется ввиду горная местность Дагестана, населенная тюрками Кумыками, исповедовавшими Ислам. Шавкал тоже не является конкретной личностью, а лишь титулом старшего из кумыков.

    Мамакту и Казы Кумук – места жительства кумыков на севере Дагестана.

  45. . Дата обращения: 9 июня 2019. 17 января 2021 года.
  46. Русско-Аварский разговорник. «Языки народов Дагестана». Выпуск 1. Махачкала 2007.
  47. Услар П. К. Этнография Кавказа. Языкознание. 4. Лакский язык. Тифлис, 1890, сс. 311, 312, 2.
  48. . Дата обращения: 21 октября 2017. 19 октября 2017 года.
  49. Абдулмуталибов Н. Ш., Гаджимирзоев Ш. М. Русско-Лезгинский разговорник. «Языки народов Дагестана». Выпуск 1. Махачкала 2007. — 232 с.
  50. М.Алиханов-Аварский. [М.Алиханов-Аварский "Дербент-Наме" Дербент-Наме]. — Эпоха, 2007. — С. 61.
  51. Институт этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая. Народы Кавказа, Том 1. — Изд-во Академии наук СССР, 1960. — С. 1302.
  52. Е.И.Козубский. Памятная книжка Дагестанской области - С.55
  53. Броневский С. М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, Часть 2. М. 1823
  54. А.А.Аликберов. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия "Райхан ал-хака'ик" (XI-XII) вв.) - С.321
  55. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Т. 1: Горган и Поволжье в IX—X вв. М.: Наука, 1962. — 279 стр.; Т. 2: Булгары, мадьяры, народы Севера, печенеги, русы, славяне — М.: Издательство восточной литературы, 1967.
  56. В.П. Нерознак . Вавилонская башня: слово, текст, культура: ежегодные международные чтение памяти Н.С. Трубетского: "Евразия на перекрестке языков и культур". МГЛУ, 2002. — С. 38.
  57. Б.Г. Алиев, М. Умаханов . Историческая география Дагестана XVIII — нач. XIX в. Махачкала, 1999 — С.81
  58. Монгайт А. Л. от 10 мая 2012 на Wayback Machine // Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131—1153 гг.). — М: Наука, 1971. — С. 91.
  59. А. В. Комаров. Казикумухские и Кюринские ханы. Тифлис, 1869, с. 1.
  60. Н. Ф. Дубровин . История войны и владычество русских на Кавказе. Очерк Кавказа и народов его населяющих: Кавказ. — СПб. , 1871. — Т. 1, книга 1. — С. 505.
  61. РГАЭ, ф. 1562, оп. 336, д. 972, 986, 1244, 1566-б, 1567, 5924, 7877.
  62. См.: Приложение к «Памятная книжка Дагестанской области. Издана по распоряжению г. военного губернатора Дагестанской области. Составил Е. И. Козубский. С тремя портретами и схематическою картою. Темир-Хан-Шура. „Русская типография“ В. М. Сорокина. 1895.
  63. Шараф ад-Дин Йазди. Упоминание о походе счастливого Сахибкирана в Симсим и на крепости неверных, бывших там // Зафар-наме (Книга побед Амира Темура (сер.XV в.), в варианте перевода с персидского на староузбекский Муххамадом Али ибн Дарвеш Али Бухари (XVI в.)) / Пер. со староузбек., предисл., коммент., указатели и карта А. Ахмедова.– Академия наук Республики Узбекистан. Институт востоковедения имени Абу Райхана Беруни. – Ташкент: «SAN’AT», 2008.
  64. Бубенок О. Б. Аланы-асы в Золотой Орде (XIII-XV вв.); Нац. акад. наук Украины, Ин-т востоковедения им. А. Крымского. - Киев: Истина, 2004. - С.68.
  65. Магомед Гасанов. Бартольд и Дагестан — творческое наследие. Дагестанская Правда. 2013.
  66. В. В. Бартольд. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира. Баку, 1924, с. 93.
  67. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, том II. Извлечения из персидских сочинений, собранные В. Г. Тизенгаузеном. М.-Л. АН СССР. 1941
  68. Шараф ад-Дин Йазди. Упоминание о походе счастливого Сахибкирана в Симсим и на крепости неверных, бывших там // Зафар-наме (Книга побед Амира Темура (сер. XV в.), в варианте перевода с персидского на староузбекский Муххамадом Али ибн Дарвеш Али Бухари (XVI в.)) / Пер. со староузбек., предисл., коммент., указатели и карта А. Ахмедова. — Академия наук Республики Узбекистан. Институт востоковедения имени Абу Райхана Беруни. — Ташкент: «SAN’AT», 2008.
  69. Лавров Л.И -Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Памятники письменности Востока. Часть X-XVII вв. - Москва: Наука - 1966
  70. СИМОНОВИЧ Ф. Ф. "ОПИСАНИЕ ЮЖНОГО ДАГЕСТАНА" 1796 г.
  71. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Надписи X — XVII вв. Тексты, переводы, комментарий, вступительная статья и приложения Л. И. Лаврова. — М. : Наука, 1966. — Т. 2, часть 1. — С. 179.
  72. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  73. Р. М. Магомедов . Дагестан. Исторические этюды. Дагестанское книжное издательство , 1971. — С. 116.
  74. В. Г. Гаджиев . . — Наука, 1979. — С. 148.
  75. Тишков В. А. Народы России / Энциклопедия. РАН. Москва, 1994, с. 218.
  76. Институт этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая. . — Изд-во Академии наук СССР, 1960. — Т. 1. — С. 487.
  77. . Дата обращения: 19 января 2018. 3 сентября 2017 года.
  78. : в двух томах, Том 1.
  79. . Дата обращения: 27 декабря 2017. 4 октября 2018 года.
  80. Грант Д. МакКоннелл, В.М. Солнцев, В. Михалченко . Письменные языки мира языки Российской Федерации : социолингвистическая энциклопедия. Академия, 2000. — С. 250.
  81. Г.Б. Муркелинский. Лакский язык // Языки народов СССР: в 5-ти томах. Иберийско-кавказские языки. — М. : Наука , 1967. — Т. 4. — С. 503.
  82. Л. И. Жирков. Лакский язык. — М., 1955;
  83. Г.Б. Муркелинский. Лакский язык // Языки народов СССР: в 5-ти томах. Иберийско-кавказские языки. — М. : Наука , 1967. — Т. 4. — С. 488.
  84. Сборник сведений о кавказских горцах. Том 2. 1869. — С. 5.
  85. [Очерки истории Дагестана. — Махачкала: Даггиз. 1957. Т. 1. С. 51. Очерки истории Дагестана. — Махачкала: Даггиз. 1957. Т. 1. С. 51.]. — Махачкала: Даггиз, 1957г.. — С. 51.
  86. Абу Мухаммад Ахмад ибн А’сам ал-Куфи. [Абу Мухаммад Ахмад ибн А’сам ал-Куфи, 1981. Книга завоеваний Книга завоеваний]. — 1981г..
  87. Баладзори. [Баладзори. Указ. соч. С. 18 ].
  88. Гасан-Эфенди Алкадари. [Гасан-Эфенди Алкадари. Асари-Дагестан — Махачкала: Даггиз 1929. С. 23. Асари Дагестан.]. — Махачкала: Даггиз, 1929г.. — С. 23.
  89. . Литературная энциклопедия. из оригинала 28 января 2012 . Дата обращения: 8 января 2012 .
  90. . Литературная энциклопедия. из оригинала 17 января 2012 . Дата обращения: 8 января 2012 .
  91. . БСЭ. Дата обращения: 16 января 2012. 18 ноября 2011 года.
  92. П.И. Пучков. . www.isras.ru. Дата обращения: 4 января 2012. 3 февраля 2012 года.
  93. Л. И. Лавров. Этнография Кавказа. Ленинград, 1982, с. 101.
  94. Дата обращения: 25 июля 2023. 11 сентября 2023 года.
  95. Институт этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая. . — Изд-во Академии наук СССР, 1960. — Т. 1. — С. 500.
  96. В.В. Бартольд . Сочинения. — Наука, 1965. — Т. 3. — С. 411.
  97. Гаджиев А. Г. Происхождение народов Дагестана по данным антропологии. Махачкала, 1965, с. 94.
  98. Гаджиев А. Г. Антропология Лакского народа. [Рук. центра этно-экономики Ин-та соц.-экон. проблем народонаселения РАН, д-р истор. наук, проф.] // Возрождение. — 2001. — № 7. — С. 34-38.
  99. Е. В. Балановская, И. О . Горин, В. С. Петрушенко, Г. Ю. Понамарёв, Р. О. Белов, Э. А. Почешхова, В. А. Салаев, Н. А. Искандаров, В. Ю. Пылёв . Роль кавказского, иранского и степного населения в формировании многообразия аутосомного генофонда Восточного Кавказа//Вестник РГМУ. 2023. № 3.
  100. Дата обращения: 13 декабря 2013. 13 декабря 2013 года.
  101. [www.kino-teatr.ru/teatr/419/ "Лакский музыкально-драматический театр"]. kino-teatr.ru. {{ cite news }} : Проверьте значение |url= ( справка )
  102. А. Г. Булатова. Лакцы. Историко-этнографические очерки. Махачкала, 1971
  103. Лакцы// Народы России. Гл. ред. В. А. Тишков. М.: БРЭ 1994 стр. 218—219
  104. . chernovik.net. Дата обращения: 18 сентября 2018. 19 сентября 2018 года.
  1. В прошлом, лакцы именовались казикумыки.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Лакцы