Вишванатха Чакраварти
- 1 year ago
- 0
- 0
Чакра ( санскр. चक्र IAST : cakra , букв. « круг , колесо , диск » ), или падма ( санскр. पद्म IAST : padma , букв. « лотос ») в духовных практиках индуизма — психоэнергетический центр в тонком теле человека , представляющий собой место пересечения каналов нади , по которым протекает прана (жизненная энергия) , а также объект для сосредоточения в практиках тантры и йоги .
Концепция чакры используется в индуизме , буддизме , множестве современных оккультных систем , а также в аюрведе и некоторых других видах альтернативной медицины .
Самые ранние упоминания о чакрах в контексте духовных практик можно найти уже в поздних древнеиндийских трактатах Упанишадах , в частности в « Йогататтва-упанишаде » и « » , а также в некоторых Пуранах , а ещё в « Гхеранда самхите» , « Хатха йога прадипике» , « Шива самхите », « », « », в Атласе тибетской медицины, в китайских трактатах по нейдан [ источник не указан 1393 дня ] (внутренний эликсир), в японских боевых системах (хара, тен-шо) . Основную роль в формировании концепции чакр и тесно связанной с ней концепции кундалини сыграли тантрические и йогические направления индуизма , главным образом — школы пашчимамная и йогини -каула ( англ. ).
В 1910 году была опубликована работа члена Теософского общества Чарльза Ледбитера « Внутренняя жизнь » (The Inner Life). В 1927 году увидела свет его же книга « Чакры » .
Ледбитер не столько транслировал традиционные представления, сколько реконструировал их. Согласно Ледбитеру, чакры обладают объективным феноменальным существованием и доступны для экстрасенсорного восприятия. В то же время оригинальные тексты не содержат однозначных указаний на то, действительно ли это так или же «лотосы» «создаются» йогином путём их визуализации в ходе медитативной практики .
Унифицирует Ледбитер и общее количество чакр, декларируя, что их 7. Хотя известны, описаны и не менее авторитетны системы, состоящие из 6 , 8 , 9 и другого числа «лотосов». По мнению религиоведа Олафа Хаммера , Ледбитер мог выбрать семёрку потому, что в Теософском обществе этой цифре придавали большое значение, а в «Шат-чакра-нирупане» было описано как раз 7 центров: муладхара, свадхиштхана, манипура, анахата, вишуддха, аджня и сахасрара .
Ледбитеру принадлежит несколько оригинальных утверждений о чакрах, которые впоследствии были растиражированы писателями движения нью-эйдж без указания авторства и в результате приобрели статус аксиом . Вот некоторые из них :
В 1919 году издана «Змеиная сила» — объёмный труд о кундалини и чакрах, написанный сэром Джоном Вудроффом (более известным под псевдонимом Артур Авалон). Книга включает в себя перевод двух поздних тантрических текстов и критический комментарий вышеупомянутой «Внутренней жизни» Ледбитера. Тексты, вошедшие в состав произведения, это «Шат-чакра-нирупана» («Описание и исследование шести телесных центров»), которое представляет собой часть 6-й Паталы «Шри Таттва Чинтамани» (труда, написанного свами ), и «Падука-панчака» («Пятеричное подножие Гуру») .
Подход Вудроффа к описанию «лотосов» принципиально отличался от концепции Ледбитера. Вудрофф тяготел к академизму и, в известной мере, к объективности изложения сведений из первоисточников. Хотя и отступал от них в том, что проводил явные параллели между чакрами и нервными сплетениями или железами (сегодня так продолжают делать — идея стала популярной ) .
Книги Вудроффа долгие годы служили источником фактического материала для всех, кто по тем или иным причинам интересовался теорией йоги и тантры, в частности для Мирча Элиаде и основателя аналитической психологии К. Г. Юнга .
В конце 1960-х — начале 1970-х, по мере роста интереса к эзотерическим идеям и практикам в контркультурной среде, некоторые части учения теософов, в том числе их понимание чакр, интегрируются в развивающуюся идеологию движения нью-эйдж .
В 1977 году вышла книга «Nuclear Evolution: The Rainbow Body», в которой он представил свою систему взаимосвязей между 7 чакрами и 7 спектральными цветами (их символизм играет важную роль в учении Хиллса). «Радужная модель» получила огромную известность и, подобно идеям Ледбитера, приобрела статус аксиомы .
В конце 1980-х — 1990-х чакры становятся одной из самых популярных тем для эзотерических спекуляций и постепенно «выводятся» как из теософического, так и традиционного тантрического контекста, во многом превращаясь в штамп литературы жанра «помоги себе сам», в ярлыки для обозначения различных видов жизненного опыта, набор поименованных совокупностей (личностных качеств, эмоций , причин психологических проблем, болезней и т. п.), а также понятий, пришедших из совершенно разных культур и учений, исторически никак не связанных между собой .
санскр. मूलाधार , IAST : mūlādhāra : IAST : mūla — «корень», «основа»; IAST : adhāra — «фундамент», «базис», «опора». Чакра, расположенная в области промежности рядом с половыми органами («Двумя пальцами выше ануса, двумя пальцами ниже лингама (пениса), на четыре пальца в ширину» ).
Считается, что от муладхары отходят самые главные нади ( сушумна , ида и пингала ) , а сама она является обителью Кундалини-шакти (рассматриваемой одновременно как богиня и энергия) .
Символически изображается в виде малинового (согласно «Вивека-мартанде» — золотого ) лотоса с четырьмя лепестками и санскритскими буквами IAST : va, śa, ṣa, sa на них. В центре лотоса — жёлтый квадрат (эмблема элемента «земля») с биджа-мантрой (то есть семенной мантрой) laṃ, в который вписан треугольник с вершиной, направленной вниз, — символ йони , называемый камарупа. В центре треугольника — сваямбхулингам («самовозникший», «никем не созданный» лингам), которого обвивает свёрнутая в три с половиной оборота спящая змея-Кундалини, светящаяся, как «яркая вспышка юной молнии», и закрывающая своим ртом вход в сушумну .
«Мудрый йогин, постоянно концентрирующийся на муладхаре, приобретает дардури- сиддхи („силу прыжка лягушки“). Постепенно он сможет оставить землю (и подниматься в воздух). Тело становится мощным, приходит свобода от болезней, одарённость и вездесущность. Йогин знает своё прошлое, настоящее, будущее и их причины. Он овладел неведомыми науками и <…> приобретает успех в мантрах» . Другие следствия медитации на муладхаре — совершенство речи и обретение счастья .
В шактистской тантрической традиции Шри Видья муладхара соотносится с основанием (квадратом, бхупуром) или же центром Шри Янтры .
Другие названия
санскр. स्वाधिष्ठान , IAST : svādhiṣṭhāna : IAST : sva — «собственный»; IAST : adhiṣṭhāna — «жильё»; буквально — «собственное жильё». Чакра, находящаяся приблизительно между верхним краем лобковой кости и пупком (традиционное описание локализации — «в основании лингама (пениса)» ).
Изображается в виде алого (рубинового , кроваво-красного ) лотоса с шестью лепестками, в которые вписаны санскритские буквы IAST : ba, bha, ma, ya, ra, la . В середине лотоса — белый полумесяц, символизирующий Варуну и стихию воды, а внутри него — биджа-мантра vaṃ верхом на белом крокодиле или макаре . Внутри vaṃ — Вишну вместе с богиней Чакини или Лакшми .
В «Вивека-мартанде» свадхиштхана описывается как огненная треугольная йони, сияющая подобно расплавленному золоту или молнии, и место пребывания праны.
Результатом медитации на свадхиштхане называется освобождение от всех недостатков (например эгоизма) и болезней, получение всех сиддх, гармоничное движение вайю через все тело, знание разных шастр наизусть и всех наук, положение «владыки любви и обожания всех прекрасных богинь» , а также уподобление Брахману .
Другие названия
санскр. मणिपूर , IAST : maṇipūra : IAST : maṇi — «драгоценность»; IAST : pūra — «город». Чакра, расположена на два пальца выше пупка.
Представляется в виде золотого (либо «цвета тяжёлых дождевых облаков» ) лотоса с десятью лепестками. На лепестках начертаны санскритские буквы IAST : ḍa, ḍha, ṇa, ta, tha, da, dha, na, pa, pha . В центре лотоса — треугольная область огня, сияющая, как восходящее солнце. Вне треугольника — три свастики , а в середине — биджа-мантра raṃ на баране или быке. Это место обитания трехглазого Рудры цвета киновари, кажущегося белым из-за пепла, которым он вымазан, а также 4-рукой Лакини-шакти .
Утверждается, что медитация на манипуре дарует знание строения тела , силу творить и разрушать , влияние на весь мир , власть над желаниями, разрушение скорбей и болезней, возможность входить в тело другого, обманывать смерть, создавать золото, открывать средства от болезней, видеть посвящённых и находить скрытые сокровища, а также потала-сиддхи (постоянное счастье) .
Другие названия
санскр. अनाहत , IAST : anāhata — «безударный», в значении «возникший не от соударения», то есть взаимодействия чего-либо). Чакра, расположенная в центре грудины. Полагается местом пребывания дживатмана .
Описывается в виде золотого (или глубокого кроваво-красного цвета) лотоса с двенадцатью лепестками и буквами IAST : ka, kha, ga, gha, ṅa, ca, cha, ja, jha, ña, ṭa, ṭha на них. Внутри лотоса — область воздуха, имеющая вид дымчатого шестиугольника, в нём — биджа-мантра yaṃ на чёрной антилопе (мантра — обитель Ишвары и жёлтой, как молния, Какини-Шакти, чьё сердце «размягчено нектаром, который Она пьёт»). В околоплоднике лотоса — шакти в форме треугольника, сверкающего, «как 10 миллионов молний». Внутри него — сияющий баналингам .
Считается, что медитация на анахату делает человека ясновидящим и яснослышащим, знающим прошлое и будущее, способным путешествовать по воздуху , бессмертным , «господином речи», необычайно привлекательным для женщин, превосходящим всех мудростью и благородством поступков, тем, чьи чувства полностью под контролем, а ум полностью поглощён осознанием Брахмана .
Другие названия
санскр. विशुद्ध , IAST : viśuddha — «очищенный», «незапятнанный». Чакра, локализуемая в области горла.
Изображается в виде дымчато-пурпурного (или сияющего золотого ) 16-лепесткового лотоса с буквами IAST : a, ā, i, ī, u, ū, ṛ, ṝ, ḷ, ḷ, e, ai, o, au, ṃ, ḥ . В основании лотоса — область эфира в форме круга, подобная полной луне. В ней — биджа-мантра haṃ верхом на белом слоне, а «на коленях» у неё (биджа-мантра мыслится как дэвата) — белоснежный Ардханаришвара , или , чьё тело соединено с Парвати .
«Здесь — врата пути к великому освобождению для того, кто желает достичь богатства йоги и чьи чувства очищены и контролируются» . Тот, кто «достиг полноты знания Атмана с помощью постоянной концентрации <…> на этом лотосе, становится великим святым, красноречивым, мудрым и наслаждающимся ненарушаемым покоем сознания» . Он наблюдает прошлое, настоящее и будущее, становится всеобщим благодетелем и долгожителем, свободным от страданий и недугов, «разрушителем бесконечных опасностей» . Боги не способны противостоять ему .
Другие названия
санскр. आज्ञा , IAST : Ājñā — «приказ», «команда». Межбровная чакра, в которой сходятся три главные нади (сушумна, ида и пингала), обитель «тонкого проницательного ума ( манаса )».
Эта чакра изображается в виде лотоса с двумя лепестками, на одном из которых — буква IAST : ha , а на другом — IAST : kṣa . Внутри лотоса — 6-ликая 6-рукая Шакти Хакини и белый треугольник с вершиной, обращённой вниз (символ йони ). В нём — биджа-мантра oṃ, «сияющая подобно осенней луне» . В околоплоднике лотоса — Шива в форме итара лингама , сверкающего, «как цепь вспышек молний» .
Говорится, что Бхагаван (господь Парамашива ) пребывает и проявляет себя в аджне во всей полноте, как и в сахасраре , и что йогин может поместить здесь в момент смерти свою прану, а затем войти в высшее, вечное, нерождённое божественное первоначало — Пурушу .
Результатами медитации на аджну называются: способность по своей воле быстро достигать другого тела и стать наиболее выдающимся святым и мудрецом, всезнающим и всевидящим; обретение сверхъестественных и неведомых сил (в частности, сиддхи ), положение творца, хранителя и разрушителя трёх миров . «Тот, кто постоянно размышляет над скрытым лотосом аджна, тот сразу, без сопротивления разрушает все кармы своих прошлых жизней » .
Другие названия
санскр. सहस्रार , IAST : sahasrāra — «тысяча лепестков». Чакра, связываемая с областью макушки, темени (традиционное название места локализации — брахмарандхра ).
Представляется в виде светящегося белого лотоса с тысячей лепестков, «слегка окрашенных (розовым) светом восходящего солнца», внутри которого — полная луна, заключающая в себе треугольник, сверкающий, как молния. На лепестках лотоса располагаются все буквы санскритского алфавита и слог Ом, Луна истекает амритой (нектаром бессмертия и блаженства), а треугольник таит в себе Великую Пустоту (Шунью), или Бинду — корень освобождения (из круговорота сансары) .
Считается, что здесь пребывает сущность и душа всего существующего, запредельная точка чистого сознания, называемая различными именами (Парамашива, Парамапуруша, Пракрити-Пуруша, Хари-Хара и т. д.), здесь достигается полное слияние Шивы и Шакти, свобода от любых ограничений и перерождений — конечная цель йогина .
Сахасрару относят к трансцендентному, а не телесному плану, чем и объясняется тот факт, что авторы текстов обычно говорят о доктрине «шести» чакр .
«Тот, высший из людей, кто контролирует своё сознание и знает это место (в Сахасраре), никогда больше не родится снова, так как теперь нет ничего в трёх мирах, что связывало бы его. Его сознание будет под контролем, и его цель будет достигнута. Он приобретёт всю полноту силы для того, чтобы делать всё, что он захочет, и предотвращать то, что противостоит его воле. Он будет двигаться в Кха [„небо“, „эфир“, „Брахман“, „нёбо“], и речь его — проза или стихи — будет чиста и сладостна» .
Другие названия
Некоторые источники упоминают и другие, «второстепенные» «лотосы»: талу-чакру (нёбную) , бхру-чакру , манас-чакру и сома-чакру, которые помещаются возле аджны , и др. Отдельные школы медитации и тантры, древние и современные, могут рассматривать свои системы чакр , включая в неё малые центры, иногда их количество доходит до десятков.
В буддийской йоге и тантре обычно рассматриваются три (реже четыре) чакры — сердечная, горловая и теменная, — которые соотносятся соответственно с Дхармакаей, Самбхогакаей и Нирманакаей, а также с тремя телами Будды . В отличие от индуистских традиций, высшее состояние сознания связывается не с теменным, а с сердечным центром. «Дополнительная» четвёртая чакра именуется тайной. Местом её расположения предположительно является область у основания позвоночника .
В буддийской йоге считается, что активизация чакр может привести к получению последователем таких сверхспособностей (сиддхи), как левитация (парение в воздухе,невесомость), невидимость и другие .
Концепции, подобные системе чакр, можно найти также в других религиозных и терапевтических традициях. В частности, в китайской медицине можно провести определённые аналогии с некоторыми активными центрами (Занг-фу) в акупунктуре . В суфизме есть схожая концепция шести тонких центров в теле человека ( ). В каббале иногда с частями тела ассоциируют сфирот . В цигун энергетическими центрами являются даньтянь , в — .
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Чакры (1-7) | 1-я | 2-я | 3-я | 4-я | 5-я | 6-я | 7-я |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Название |
основная,
корневая |
сакральная,
крестцовая |
солнечная | сердечная | гортанная | лобная |
коронная,
теменная |
Санскритское название | муладхара | свадхистхана | манипура | анахата | вишуддха | аджна (третий глаз) | сахасрара |
Число лепестков | 4 | 6 | 10 | 12 | 16 |
2 больших по 48
(всего 96) |
960 и венчик из 12 |
Понятие в санскрите | «корень», «основа» | «обитель», «жильё» | «город сокровищ» | «неударенный звук» | «очищенный» | «властный приказ» | «тысячелепестковый»» |
Местонахождение в теле |
промежность (между
анусом
и
гениталиями
);
три самых нижних позвонка |
впереди: два пальца ниже
пупка
;
сзади: на крестце |
солнечное сплетение | сердечное сплетение | горло , каротиды | меж бровей и основание затылка | верх черепа ( родничок ; макушка ) |
Соответствующий элемент | земля | вода | огонь | воздух | эфир и акаша | свет | мысль |