Interested Article - Иранские народы

Ира́нские наро́ды ( авест. 𐬀𐬌𐬭𐬌𐬌𐬀 airya ; перс. اقوام ایرانی‌تبار aqvâm-e irâni-tabâr , курд. gelên arî , осет. ирайнаг адӕм ) — группа народов общего происхождения, разговаривающих на иранских языках индоиранской ветви индоевропейской языковой семьи . В настоящее время они распространены на территории Ирана , Афганистана , Таджикистана , Узбекистана , Пакистана , Турции , Ирака , Сирии , Омана , Китая , Азербайджана , и России .

Происхождение названия

Этноним «иранцы» происходит от исторического названия «Иран» ( пехл. ērān , перс. ايراﻥ тадж . Эрон), произошедшего от древнеиранского a(i)ryāna — арийская (земля), (земля) ариев . Ср. авест. airyana- «арийский», airyō.šayana «обиталище ариев», airyå daiŋʹhāwō — «стра́ны ариев», парф . и согд . aryān «Ориён», алан . *alān « алан », осет. Ирыстон «страна ариев», осет. Ир, ирӕттӕ; ед. ч. ирон (самоназвание Осетин).

Этногенез

Происхождение ираноязычных народов связано с распадом индоиранского континуума , происходившим приблизительно в начале II тыс. до н. э. на бывшей территории древней, по всей видимости, доиндоиранской Бактриано-Маргианской культуры ( Средняя Азия и Афганистан ) . В результате появились изначально компактные общности индоариев , митаннийцев и собственно иранцев, оказавшиеся разделёнными географическими и лингвистическими барьерами. С конца II по конец I тыс. до н. э. происходит широкая экспансия ираноязычных племён из Среднеазиатского региона , в результате которой иранцы оказываются расселены на значительных территориях Евразии от запада Китая до Месопотамии и от Гиндукуша до Северного Причерноморья .

Неоднозначность термина «иранцы»

В современном употреблении словом «иранцы» чаще обозначают жителей современного Ирана, особенно персоязычных, что прежде всего связано с официальным переименованием в 1935 году этой страны из «Персии» в «Иран». Между тем сам термин «Иран» изначально употреблялся для куда более обширного региона, включающего также Афганистан и юг Средней Азии ( Большой Хорасан ). Для различия понятий « современное государство Иран » и «исторический Иран» для последнего употребляют выражение « Персия ».

Кроме того, сам термин «Иран» связан прежде всего с персидским языком и персидской эпической традицией (см. Шахнаме ).

История и расселение

Индоевропейские корни

Праиндоиранцы

Археологические культуры, обычно связываемые с миграцией индоиранских народов (согласно Encyclopedia of Indo-European Cultures ). Чаще всего с данными народами связывают Андроновскую , Маргианскую и Язскую культуры. Культуры кладбища H , медных кладов , сватская (гандхарская) и серой расписной керамики чаще рассматриваются как потомки местных доиндоевропейских культур .

Праиндоиранцев обычно отождествляют с синташтинской культурой и последующей андроновской культурой в рамках более широкого андроновского горизонта, а их родину — с областью евразийской степи , которая граничит с рекой Урал на западе и Тянь-Шанем на востоке.

Индоиранские миграции происходили в две волны . Первая волна состояла из индоарийской миграции через БМАК , в Левант , основав государство Митанни ; и миграции ведического народа на юго-восток, через Гиндукуш в северную Индию. Индоарийцы отделились примерно в 1800-1600 годах до н.э. от иранцев, после чего они были разбиты и разделены на две группы иранцами, которые доминировали в Центрально-евразийской степной зоне и «преследовали [индоариев] до окраин Центральной Евразии». Одной группой были индоарийцы, основавшие государство Митанни в северной Сирии; (ок. 1500-1300 гг. до н.э.) другой группой были ведические народы.

Вторая волна интерпретируется как иранская волна и произошла на третьем этапе индоевропейских миграций с 800 года до н.э. и далее.

По Ближневосточной гипотезы, предположительно: предковие индо-персидские / индоарийские / племена были на Ближнем Востоке автохтонами , то есть коренные народы, которые обитали на определённых землях. В древних текстах среди индоарийцев упоминаются племена Луллубеи и Касситы. Луллубеи (Lullubi, Lullubu) — древний народ Ближнего Востока . Обитали в верховьях реки Дияла в горах Загрос к востоку от Двуречья . Это был воинственный народ, особенно активный в период правления аккадского царя Нарам-Суэна (около 2291—2254 гг. до н. э.). От XXII века до н. э. дошла надпись «царя луллубеев» с аккадским именем . Касситы ( аккад. kaššū, кашшу) — древние племена, обитавшие в горных местностях Западного Ирана , в верховьях реки Диялы и её притоков у северо-западных пределов Элама . Одна из групп касситских племён ещё в XVIII веке до н. э. продвинулась в Северную Месопотамию и вышла к притоку среднего Евфрата Хабуру. Несколько ниже впадения Хабура в Евфрат в связи с их вторжением было воссоздано старое Ханейское царство с центром в г. Терке. Благодаря нашествию хеттов , касситам в 1595 г. до н. э. удалось свергнуть аморейскую династию и установить контроль над Вавилоном и править им в XVI—XII вв. до н. э.

Скифы и Персы

Аттикская Краснофигурная вазопись показывающий Скифского лучника, работа вазописца Эпиктета , ок. 520–500 г д.н.э. Британский музей

С конца 2-го тысячелетия до н.э. до начала 1-го тысячелетия до н.э. иранцы распространились из Евразийской степи, и иранские народы, такие как персы , мидийцы , парфяне и бактрийцы , населяли Иранское нагорье .

Скифские племена, наряду с киммерийцами , сарматами и аланами , населяли степи к северу от Чёрного моря . Скифские и сарматские племена были распространены по Альфёльду , Юго-Восточной Украине, Сибирским , Южным , Поволжским , Уральским регионам России и Балканам . Скифы также образовали Индо-Скифское царство , а бактрийцы образовали Греко-Бактрийское царство , основанное Диодотом I , сатрапом Бактрии. Кушанское царство с бактрийскими корнями и связями когда-то контролировала большую часть Пакистана, Афганистана и Таджикистана. Кушанская элита (которую китайцы называли юэчжи ) была народом, говорящим на восточноиранском языке.

Западноиранские народы

Персеполь : Персидская стража
Зал Ападаны, V век до н. э., резьба эпохи Ахеменидов персидских и мидийских солдат в традиционных костюмах (мидийцы носят округлые шляпы и сапоги), Персеполь , Иран

В течение 1-го века 1-го тысячелетия до н.э. древние персы обосновались в западной части Иранского нагорья и, по-видимому, значительно взаимодействовали с эламитами и вавилонянами , в то время как мидийцы также вступили в контакт с ассирийцами . Остатки мидийского и древнеперсидского языков показывают их общие праиранские корни, подчеркнутые в описании Страбоном и Геродотом их языков как очень похожих на языки, на которых говорили бактрийцы и согдийцы на востоке. После создания державы Ахеменидов персидский язык распространился из провинции Парс в различные регионы державы, с современными диалектами Ирана, Афганистана (также известным как дари ) и Центральной Азии (известным как таджикский ), происходящий от древнеперсидского.

Сначала западноиранские народы на Ближнем Востоке находились под властью различных ассирийских империй. Союз мидийцев с персами и восставшими вавилонянами, скифами , халдеями и киммерийцами помог мидийцам захватить Ниневию в 612 году до н.э., что привело к окончательному краху Новоассирийского царства к 605 году до н.э.[66]. После падения Ассирийской империи, между 616 и 605 годами до н.э., было образовано единое Мидийское государство, которое вместе с Вавилонией , Лидией и Египтом стало одной из четырех главных держав древнего Ближнего Востока.

Позже, в 550 году до н.э., Кир II Великий свергнет ведущее Мидийское правление и завоюет Лидийское царство и Вавилонскую империю, после чего он основал державу Ахеменидов, в то время как его преемники значительно расширили её границы. Ахемениды будут править большей частью известного древнего мира на протяжении веков. Мавзолей в Галикарнасе , одно из Семи чудес Древнего мира , также был построен в период Ахеменидского правления.

Греко-персидские войны привели к тому, что персы были вынуждены уйти со своих европейских территорий, определив прямой дальнейший ход истории Греции и остальной Европы. Более века спустя принц Македонии (который сам был подданным Персии с конца 6 века до н.э. до Первого персидского вторжения в Грецию ), позже известный под именем Александр Македонский , сверг действующего персидского царя, что положило конец державе Ахеменидов.

Первые жители державы Ахеменидов, по-видимому, приняли религию зороастризма . Белуджи , говорящие на западноиранском языке, рассказывают устную традицию об их миграции из Алеппо , Сирия , примерно в 1000 году н.э., в то время как лингвистические свидетельства связывают белуджский с курманджи , сорани , горани и зазаки .

Восточноиранские народы

Скифский царь Скилур и его сын Палак на барельефе в Неаполе Скифском , Крым, II век до н.э.
Изображение сармата из римского саркофага , II век нашей эры.

Греческий историк Геродот (5 век до н.э.) упоминает кочевой народ скифов ; он описывает их как обитавших на территории современной южной части Европейской России и Украины . Он был первым, кто упомянул о них. Многие древние санскритские тексты более позднего периода содержат ссылки на такие племена, свидетелями которых они были, указывая им на самые юго-восточные окраины Центральной Азии, вокруг хребта Гиндукуш на севере Пакистана.

Считается, что эти скифы были завоеваны их восточными родственниками, сарматами , которые упоминаются Страбоном как доминирующее племя, контролировавшее южнорусскую степь в 1-м тысячелетии н.э. Эти сарматы были также известны римлянам , которые покорили западные племена на Балканах и отправили сарматских призывников в составе римских легионов далеко на запад, в римскую Британию . Ираноязычные скифы и сарматы доминировали на большей части Восточной Европы в течение тысячелетия и в конечном итоге были поглощены и ассимилированы (например, славянизацией ) древнеславянским населением региона.

Другая группа аланов вступила в союз с готами , чтобы победить римлян, и в конечном счете обосновалась на территории, которая сейчас называется Каталония (Готская Алания).

Некоторые сакско-скифские племена в Центральной Азии позже продвинулись дальше на юго-восток и вторглись на Иранское нагорье , обширные районы современного Афганистана и, наконец, глубоко в современный Пакистан (см. Индо-скифы ). Другим иранским племенем, родственным сакско-скифам, были парны в Центральной Азии, которые позже стали неотличимы от парфян , говорящих на северо-западном иранском языке. Многие иранские племена, в том числе хорезмийцы , массагеты и согдийцы , были ассимилированы и/или вытеснены в Центральной Азии миграциями тюркских племен, пришедших из Синьцзяна и Сибири.

Современные сарикольский в южном Синьцзяне и осетины Кавказа (в основном Южная Осетия и Северная Осетия ) являются остатками различных скифских племен с обширной территории, на которой они когда-то жили. Современные осетины являются потомками алано-сарматов , и их претензии подкрепляются их северо-восточным иранским языком, в то время как в культурном отношении осетины напоминают своих северокавказских соседей, кабардинцев и адыгов . На Восточном Кавказе существовали различные вымершие иранские народы, в том числе азарийцы, в то время как некоторые иранские народы остаются в регионе, в том числе талыши и таты , обитающих в Азербайджане и на севере российской республики Дагестан . Остатки согдийцев встречаются среди населения, говорящего на ягнобском языке , в некоторых частях долины Зеравшана в Таджикистане.

Средние века

«Победоносный Саладин». Гравюра Гюстава Доре , XIX век.

Начиная с правления Умара в 634 году н.э., мусульмане - арабы начали завоевание Иранского нагорья. Арабы завоевали персидскую империю Сасанидов и захватили большую часть Византии , населенной курдами и другими народами. В конечном счете, различные иранские народы, включая персов, пуштунов, курдов и белуджей, приняли ислам, в то время как аланы приняли христианство, тем самым заложив основу того факта, что современные осетины являются христианами. Иранские народы позже расколются по религиозному признаку, поскольку персы приняли шиитский толк ислама.

Позже, во 2-м тысячелетии н.э, иранские народы будут играть заметную роль в эпоху исламской экспансии и империи. Салах ад-Дин , известный противник крестоносцев , был этническим курдом, в то время как различные империи с центром в Иране (включая Сефевидов ) восстановили современный диалект персидского в качестве официального языка, на котором говорят на большей части территории современного Ирана и Кавказа . Иранское влияние распространилось на соседнюю Османскую империю , где при дворе часто говорили на персидском языке (хотя тяжелая тюрко-персидская основа там была заложена уже предшественниками османов в Анатолии, а именно сельджуками и Конийским султанатом среди прочих), а также при дворе Империи Великих Моголов . Все основные иранские народы возобновили использование иранских языков после упадка арабского правления, но не начали формировать современную национальную идентичность до 19-го и начала 20-го веков (точно так же, как многие европейские сообщества, такие как Германия и Италия, начали формулировать свои собственные национальные идентичности).

Индоиранцы (Арии)
Индоиранские (арийские) языки
Этнические группы
Религии
Древняя литература

Иранские языки

Иранские языки — группа внутри арийской ветви индоевропейских языков , наиболее близки к ним языки индоарийские и дардские , происходящие с ними из одной индоиранской общности, которая распалась приблизительно в нач. II тыс. до н. э. [ источник не указан 1032 дня ]

В результате миграций на значительные расстояния и усиливающейся изоляции иранское единство распадается в нач. I тыс. до н. э., поэтому иранская языковая группа сильно дифференцирована, и языки крайних её ветвей совершенно не взаимопонимаемы.

Для новоиранской общности характерно многовековое господство персидского разговорного и литературного языка (и его близкородственных ветвей в виде языка дари и таджикского ) и подавление им остальных иранских языков, наследие чего наблюдается и по сию пору.

Древние иранцы

Скифы . Прорисовка сосуда из Куль-Обы
Персидские воины. Рельеф в Персеполисе

К концу I тыс. до н. э. иранские народы расселились на огромных территориях, включавших Иранское плато , Среднюю Азию , Гиндукушский регион вплоть до Инда , Синьцзян , Казахстан , степи к северу от Кавказа и Чёрного моря .

Вслед за иранскими языками древние иранские народы иногда принято делить на западных и восточных, хотя для самих древних иранцев такое деления вряд ли было актуальным, поскольку в I тыс. все иранские языки были ещё очень близки друг к другу и взаимопонятны. Гораздо актуальнее было различие по хозяйственному типу: одни иранские народы были оседлыми земледельцами или горными полуоседлыми пастухами, другие освоили кочевой образ жизни.

Современные ираноязычные народы

История формирования

По сравнению с древней эпохой этническая карта современных иранских народов претерпела существенные изменения. Основными вехами здесь стали:

Список современных ираноязычных народов

, иранский музыкант с таром
Таджики Афганистана
Пуштуны : губернаторы афганских провинций
Пашаийский юноша в национальной одежде
Белуджский крестьянин в Пакистане

Существуют также другие локальные группы иранцев — носители отдельных «малых» языков, которые обычно этнически не отделяют себя от окружающего их иранского народа (персов, пуштунов, курдов) и часто двуязычны.

Кроме того, в арабских странах Персидского залива проживают персоязычные группы иранского происхождения: аджамы ( Бахрейн ) и хувала ( ОАЭ , Кувейт , Катар , Саудовская Аравия , Бахрейн )

Проживающие в ираноязычных регионах иудеи являются носителями разнообразных еврейско-иранских языков .

Численность иранских народов

  1. Персы — 58,2 млн человек
  2. Пуштуны — 53 млн человек
  3. Курды — 43,1 млн человек
  4. Таджики — 40 млн человек
  5. Белуджи — 12,4 млн человек
  6. Кашмирцы - 7 млн человек
  7. Луры — 4,6 млн человек
  8. Мазендеранцы — 2,5 млн человек
  9. Гилянцы —  3 млн. человек
  10. Бахтиары — 1,3 млн человек
  11. Ачуми — 800 тыс. человек
  12. Талыши —  759 тыс. человек
  13. Осетины — 700 тыс. человек
  14. Таты — 127 тыс. человек

Иранские Государства и Династии

В данной статье представлен список государств и иранских династий.

Независимые Иранские Страны

Частично признанные Иранские Страны

Автономии

Иранские праздники

Культура и религия

Большой Иран

Иранская культура

Большинство иранских народов принадлежат культурно-историческому региону Большого Ирана , культура которого складывалась с нач. II тыс. до н. э. и на протяжении I тыс. до н. э. на базе восходящих к праиндоевропейским традициях древних ариев и культуры доиндоевропейского населения Средней Азии ( БМАК ), Гиндукуша и Иранского плато ( Элам , Манна ). На протяжении всей истории значительное влияние на иранские народы оказывали межэтнические контакты с Ближним Востоком , особенно с цивилизациями Месопотамии , а в дальнейшем и греками , индоариями , тюрками и др.

Большое влияние на формирование общеиранской культуры оказал зороастризм (маздеизм) — пророческая религия, ставшая основной формой национальных верований древних иранцев. Пережитки зороастризма до сих пор заметны в традициях народов, населяющих Большой Иран, в том числе и тюркоязычных. Близкими к зороастризму были зурванистские верования . В древнем ираноязычном мире также были распространены буддизм , манихейство и христианство .

Политическая культура иранцев формировалась под влиянием обширных империй, основываемых ираноязычными династиями: Ахеменидской , Аршакидской , Кушанской и прежде всего Сасанидской , в которой широко пропагандировался зороастризм и идея «Иранского царства» ( пехл. Ērān-šahr ).

Сасанидская держава была уничтожена непосредственно воинами арабских халифов (VII в.), что знаменовало собой начало распространения в Большом Иране ислама . Со времени завершения в целом исламизации иранцев (X в.) совпадает национальное возрождение иранской культуры и возвышения новоперсидского языка под эгидой Саманидов и последующих тюркских династий. Это время составления поэтического свода национального иранского эпоса Шахнаме , собранного из доисламских преданий, восходящих к Авесте и народным сказаниям об иранских царях и героях. Начиная с этой эпохи персидское культурное влияние распространяется на обширных пространствах мусульманского мира от Малой Азии и Румелии до Восточного Туркестана и Северной Индии . С классической персидской поэзией в иранском мире тесно связано широкое развитие суфийского движения.

Традиционная иранская культура основана на преимущественно земледельческом укладе. Земледелие в иранском регионе издавна носило интенсивный оазисный характер, с широким использованием орошения . Основной зерновой культурой является пшеница , в меньшей степени рис . Важным элементом иранской жизни также является сад . Города из административных центров (šahr(estān) — «место власти») разрастались в крупные торговые, ремесленные, религиозные и культурные поселения. Иранцев разных вероисповеданий объединяют многие общие верования и традиции, наиболее яркой из которых является встреча Нового года Новруз .

Несмотря на существование в древности различных по языку иранских народов, бо́льшая часть оседлого населения Большого Ирана (دهقان dehqɒn «крестьянин») перешла на персидский язык , распространившийся от Ферганы до Хузестана . Значительные ареалы других иранских языков сохранились только в регионах, обладающим существенным культурно-хозяйственным своеобразием. Прежде всего это высокогорные долины Памира и лесистая и увлажнённая Прикаспийская низменность , где хозяйство также основано на земледелии, а также области, где основу традиционной экономики составляет полукочевое или горное отгонное скотоводство — Курдистан , Лурестан , Белуджистан и земли пуштунов . Скотоводческие иранские народы обладают большим культурным своеобразием и часто подчиняют свою жизнь традиционным кодексам чести и общественных устоев, как Пуштунвалай у пуштунов или Марай у белуджей .

Внешнее влияние и народы с иранскими корнями

Иранская культура оказывала большое влияние на народы Восточной Европы , Ближнего Востока , Кавказа , Южной Азии , а также евразийских кочевников и их потомков в разных испостасях: в виде культуры ираноязычных кочевников , космополитичной империи Ахеменидов , национально-теократической державы Сасанидов или персо-мусульманской культуры. Взаимодействие с иными народами региона Большого Ирана и обширная ассимиляция ираноязычного населения в новых этноязыковых общностях привела к проникновению многих элементов иранской культуры в традиции неираноязычных народов. Этногенез многих тюркоязычных ( азербайджанцы , оседлые туркмены , уйгуры ) и некоторых славянских народов ( украинцы , южные этнографические группы русских ) происходил на значительном иранском субстрате. Также иранскими группами, перешедшими на индоарийские языки , считаются парсы и джаты .

Религии

Большинство современных иранских народов поделено между двумя направлениями ислама :

Другие шиитские течения представлены:

Некоторая часть курдов исповедует езидизм — синкретическое течение, сильно отошедшее от ислама и вобравшее в себя многие доисламские иранские верования. Зороастризм сохранился только в виде йездской и керманской общин, представители которых в Новое время расселились по другим крупным городам Ирана . В настоящее время большинство зороастрийцев Ирана проживает в Тегеране . Иудаизм исповедуют ираноязычные группы персидских , горских и бухарских евреев .

  • Православное христианство — среди осетин (ираноязычный народ, проживающий на Кавказе; также исповедуют и национальное монотеистическое верование)

Примечания

  1. . Дата обращения: 25 апреля 2018. 7 декабря 2017 года.
  2. от 17 февраля 2006 на Wayback Machine , Population Census Organization, Government of Pakistan . Retrieved 7 June 2006.
  3. от 3 октября 2018 на Wayback Machine , UNHCR Statistical Summary Report . Retrieved 10 October 2006.
  4. от 20 сентября 2017 на Wayback Machine , CIA World Factbook . Retrieved 7 June 2006.
  5. . Дата обращения: 25 апреля 2018. 9 октября 2019 года.
  6. . Дата обращения: 25 апреля 2018. 28 марта 2007 года.
  7. от 20 сентября 2017 на Wayback Machine : 18% Kurds out of 81,6 million total population (2014 est.) — 14,7 млн.
  8. Beverley Milton-Edwards, «Contemporary politics in the Middle East» Polity, 2006. pg 231: "They form a population in all four states, making 23 percent in Turkey, 23 percent in Iraq, 10 percent in Iran and 8 percent in Syria (Mcdowell, 2003, p 3-4)
  9. . Дата обращения: 25 апреля 2018. 12 июня 2018 года.
  10. . Дата обращения: 25 апреля 2018. 23 сентября 2015 года.
  11. Estimate based on 15 % to 20 % of 26,783,383: World Factbook
  12. . Дата обращения: 25 апреля 2018. 13 июня 2015 года.
  13. Richard Foltz , «The Tajiks of Uzbekistan», Central Asian Survey, 15(2), 213—216 (1996).
  14. Karl Cordell, "Ethnicity and Democratisation in the New Europe", Routledge, 1998. p. 201:

    "Consequently, the number of citizens who regard themselves as Tajiks is difficult to determine. Tajikis within and outside of the republic, Samarkand State University (SamGU) academic and international commentators suggest that there may be between six and seven million Tajiks in Uzbekistan, constituting 30% of the republic's 22 million population, rather than the official figure of 4.7%(Foltz 1996;213; Carlisle 1995:88).

  15. Lena Jonson (1976) "Tajikistan in the New Central Asia", I.B.Tauris, p. 108:

    "According to official Uzbek statistics there are slightly over 1 million Tajiks in Uzbekistan or about 3% of the population. The unofficial figure is over 6 million Tajiks. They are concentrated in the Sukhandarya, Samarqand and Bukhara regions."

  16. . Дата обращения: 25 апреля 2018. Архивировано из 23 марта 2010 года.
  17. от 3 февраля 2013 на Wayback Machine , Ethnologue.com (retrieved 5 December 2009)
  18. от 21 мая 2019 на Wayback Machine , Britannica.com . Retrieved 15 March 2008.
  19. от 5 марта 2009 на Wayback Machine
  20. Частично признанное государство
  21. от 9 октября 2012 на Wayback Machine , Ethnologue.com (retrieved December 5, 2009)
  22. от 4 января 2019 на Wayback Machine , CIA World Factbook (retrieved December 5, 2009)
  23. . Дата обращения: 25 апреля 2018. 23 сентября 2015 года.
  24. . Дата обращения: 25 апреля 2018. 23 сентября 2015 года.
  25. . Дата обращения: 25 апреля 2018. 23 сентября 2015 года.
  26. . Дата обращения: 25 апреля 2018. 3 мая 2021 года.
  27. . 2.statcan.ca (11 декабря 2009). Дата обращения: 17 апреля 2010. 14 февраля 2012 года.
  28. Maclean, William (2009-06-10). . Reuters. из оригинала 23 октября 2020 . Дата обращения: 6 августа 2009 .
  29. . Дата обращения: 25 апреля 2018. 25 сентября 2015 года.
  30. . Joshuaproject.net. Дата обращения: 25 апреля 2018. 27 сентября 2017 года.
  31. . Дата обращения: 25 апреля 2018. 23 сентября 2015 года.
  32. . Дата обращения: 25 апреля 2018. 23 сентября 2015 года.
  33. . Joshuaproject.net. Дата обращения: 25 апреля 2018. 4 ноября 2018 года.
  34. . Joshuaproject.net. Дата обращения: 25 апреля 2018. 4 ноября 2018 года.
  35. . Дата обращения: 21 апреля 2021. 25 сентября 2015 года.
  36. от 29 июня 2013 на Wayback Machine — Panshin.com. Retrieved 4 June 2006.
  37. Берроу Т. (1973), «Праиндоарийцы», Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии, 105 (2): С. 123-140
  38. Парпола, Аско (1999). «Формирование арийской ветви индоевропейской». В Бленче, Роджер; Сприггс, Мэтью (ред.). Археология и язык. Том. III: Артефакты, языки и тексты. Лондон и Нью-Йорк: Ратледж.
  39. Беквит, Кристофер И. от 16 июля 2022 на Wayback Machine
  40. . Дата обращения: 16 июля 2022. 2 июля 2022 года.
  41. . Дата обращения: 16 июля 2022. Архивировано из 29 декабря 2013 года.
  42. Ион Грумеза Издательство Американского университета, 16 мая 2009 года. С. 19-21
  43. Ливерани, М. (1995). «Мидяне при дворе Асархаддона». Журнал клинописных исследований. 47: 57–62.
  44. Мейер, Эдуард (1911). от 16 июля 2022 на Wayback Machine . Encyclopædia Britannica . Том 742 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. С. 742.
  45. — Чикагский университет.
  46. от 2 июля 2022 на Wayback Machine – Эдинбургский университет.
  47. Дата обращения: 16 июля 2022. 19 февраля 2014 года.
  48. Бжезинский, Ричард; Мельчарек, Мариуш (2002). Сарматы, 600 год до н.э. — 450 год н.э. Osprey Publishing. С. 39. (...) Действительно, в настоящее время принято считать, что сарматы слились с дославянским населением.
  49. Адамс, Дуглас К. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры. Тейлор & Фрэнсис. С. 523. (...) На своей украинской и польской родине славяне были смешаны, а иногда и перекрыты германоязычными (готами) и ираноязычными (скифами, сарматами, аланами) в меняющемся множестве племенных и национальных конфигураций.
  50. Словенские исследования. Т. 9-11. Общество словенских исследований. 1987. С. 36. (...) Например, древние скифы, сарматы (среди прочих) и многие другие засвидетельствованные, но ныне исчезнувшие народы были ассимилированы в ходе истории древними славянами.
  51. Сарматы: 600 г. до н.э. - 450 г. н.э. (Воины) Ричард Бжезинский и Джерри Эмблтон.
  52. Джанин Дэвис-Кимбалл, археолог" – Тринадцатый WNET Нью-Йорк.
  53. Джеймс Минахан, «Одна Европа, много наций». Опубликован издательством Greenwood Publishing Group, 2000. С. 518: "Осетины, называющие себя Иристи и свою родину Иристон, являются самым северным иранским народом. Они происходят от подразделения сарматов, аланов, которые были вытеснены из низменностей реки Терек и предгорий Кавказа вторгшимися гуннами в 4 веке н.э.
  54. «Осетины». Энкарта. Корпорация Майкрософт.
  55. . Армянский музей Москвы и культуры наций . Дата обращения: 6 января 2023. 6 января 2023 года.
  56. Robert H.Hewsen. Armenian Van/Vaspurakan / Richard G. Hovannisian. — Mazda Publishers, 2000. — С. 22.

    The entire concatenation of mountains between the principalities of Andzevatsik and Sunik appears to have been heavily, if not entirely, Median in ethnic complexion, as indeed it was Kurdish before World War I. As noted, one of its districts was called Mardastan (land of the Medes), while another was called Bun Mardastan or Mardutsayk (habitat of the Medes). Here, too, lay the towns of Marakan (Median place) and, to the north, Maravan (Mede-town). If the Medes (the Mars or Mards as the Armenian called them) were indeed ancestors, even in part, of the modern Kurds, then a case can be made for describing the ancient population of this area as proto-Kurdish.

  57. (англ.) . Kurdistanica (9 октября 2018). Дата обращения: 26 декабря 2022. 24 октября 2022 года.
  58. Очерки истории СССР. Период феодализма IX—XV вв. В двух частях / Под ред. Б. Д. Грекова (отв. ред.), Л. В. Черепнина , В. Т. Пашуто . — М. : Изд. АН СССР, 1953. — Т. II. — С. 717.
  59. James Minahan. (англ.) . Greenwood Publishing Group pg 518 (2000). Дата обращения: 23 августа 2017.

    ."The Ossetians, calling themselves Iristi and their homeland Iryston are the most northerly Iranian people. … They are descended from a division of Sarmatians, the Alans who were pushed out of the Terek River lowlands and in the Caucasus foothills by invading Huns in the 4th century AD."

    .
  60. . joshuaproject.net . Дата обращения: 29 июня 2023. 29 июня 2023 года.
  61. . joshuaproject.net . Дата обращения: 29 июня 2023. 29 июня 2023 года.
  62. . joshuaproject.net . Дата обращения: 29 июня 2023. 29 июня 2023 года.
  63. . joshuaproject.net . Дата обращения: 29 июня 2023. 29 июня 2023 года.
  64. . joshuaproject.net . Дата обращения: 29 июня 2023. 29 июня 2023 года.
  65. . joshuaproject.net . Дата обращения: 29 июня 2023. 29 июня 2023 года.
  66. . joshuaproject.net . Дата обращения: 29 июня 2023. 29 июня 2023 года.
  67. . joshuaproject.net . Дата обращения: 29 июня 2023. 29 мая 2016 года.
  68. . Дата обращения: 16 августа 2010. 8 декабря 2010 года.
  69. . Дата обращения: 16 августа 2010. 1 декабря 2010 года.
  70. от 6 октября 2014 на Wayback Machine // Encyclopædia Britannica

    The Azerbaijani are of mixed ethnic origin, the oldest element deriving from the indigenous population of eastern Transcaucasia and possibly from the Medians of northern Persia. This population was Persianized during the period of the Sāsānian dynasty of Iran (3rd-7th century ce).

  71. [bse.sci-lib.com/article003058.html Азербайджанцы] // БСЭ
  72. B.S. Dhillon: History and Study of the Jats, ISBN 1-895603-02-1

Ссылки

  • Balanovsky, Oleg, et al. " ." PLoS One 10.4 (2015): e0122968.
Источник —

Same as Иранские народы