Interested Article - Гиацинт (мифология)

Гиаци́нт , Гиаки́нф , Хиакинф , Иакинф ( др.-греч. Ὑάκινθος , Hyakinthos ; лат. Hyacínthus ) — согласно греческой мифологии , спартанский царевич, отличавшийся невероятной красотой. Благодаря этому в него влюбился бог света Аполлон , который случайно убил юношу во время игры в метание диска . Из крови Гиацинта появился одноимённый цветок .

Культ Гиацинта, возникший в древние времена, в античной Греции слился с культом Аполлона. Он отражал веру в природный круговорот жизни и смерти. В честь Аполлона и Гиацинта проводились крупнейшие спартанские празднества Гиакинфии . Позднее благодаря « Метаморфозам » Овидия эта легенда проникла в европейскую культуру и в гомосексуальную субкультуру в частности .

Миф

Согласно греческой мифологии Гиацинт принадлежал к царской династии Спарты . Наиболее популярная версия мифа называет его родителями спартанского царя Амикла и дочь Лапифа Диомеду . По другим источникам он был отпрыском царя Эбала либо сыном фессалийца Пиера и музы Клио .

Гиацинт отличался необычайной красотой, благодаря чему в него влюбились поэт Фамирис , бог света Аполлон и бог ветра Зефир (либо Борей ) . Царевич предпочёл Аполлона. Однажды, когда влюблённые соревновались в метании диска , Аполлон случайно попал этим снарядом в Гиацинта и убил его. Согласно одной из версий мифа, Зефир (или Борей) приревновал юношу к Аполлону и специально направил ветер так, чтобы диск попал Гиацинту в голову. Аполлон не смог спасти своего возлюбленного, и тот умер у него на руках. По воле бога из крови Гиацинта выросли цветы — « гиацинты », на багровых (либо пурпурных ) лепестках которых можно увидеть знак восклицания «AI, AI», обозначавший предсмертный стон юноши (либо горестный плач Аполлона) или буквы-инициалы Аполлона и Гиацинта («A» и «Ὑ») .

Согласно Павсанию , Гиацинт и его сестра Полибоя были вознесены на небо процессией олимпийских богов . У Нона Панополитанского упомянуто о воскрешении юноши Аполлоном . Об апофеозе Гиацинта возможно свидетельствует античная живописная традиция его изображения верхом на летящем лебеде .

Мотивы и интерпретации мифа

Историк и исследователь античности А. Ф. Лосев выделяет в мифе о Гиацинте ряд мотивов. Во-первых, это «эллинистический декаданс », проявляющийся в утонченной эротике (в данном случае однополой) и изощрённом художественном стиле изложения; во-вторых, антропоморфизм , очеловечивание природы (Гиацинт-цветок, Зефир-ветер) (Лосев относит его появление к эпохе Гомера ); в-третьих, участие Аполлона, представление его как весьма очеловеченного существа, как бога мирового порядка, гармонирующего со стихийным миром (цветком); в-четвертых, противоположный мотив конфликта упорядоченного мира Аполлона со стихией в виде ветра Зефира, убившего Гиацинта; в-пятых, апофеоз , тема возрождения и спасения, природного круговорота жизни и смерти. В-шестых и в-седьмых, в мифе отражены и его глубокая древность (благодаря прямым указаниям источников), и начало заката мифологии, её рационализации и поэтизации. Наконец, восьмой мотив — переход от оборотничества к превращению необратимому, «уход волшебства» .

А. А. Павлов выделяет в пересказе Овидия сложную эллинистическую аллегорию «любви-игры», «раны любви» и ответственности за любовь. В более древних вариантах мифа он отмечает мотивы патриархата , однополых отношений как основы военной организации, избранничества, архаического представления о космосе в парадигме Любви и Смерти, поэтизации и элитизации однополых отношений, любви как пути к преображению и обожествлению . Бернар Сержан расценивает миф об Аполлоне и Гиацинте как отражение спартанского обычая мужской инициации (перехода мальчика в статус мужчины), который заключался в воспитании половозрелого юноши более старшим мужчиной, а также включал институализированные однополые отношениями между ними .

Культ

Данный миф возник ещё в культуре догреческого населения Балкан, в которой Гиацинт, по-видимому, являлся растительным божеством умирающей и воскресающей природы ; культ этого бога, в свою очередь, сформировался из древнего фетишистского почитания цветка. Само имя Гиацинта имеет негреческое происхождение, на что указывает суффикс «-nth». Лосев предполагает, что поклонение этому богу круговорота жизни и смерти могло включать в себя человеческие жертвоприношения , намёк на что он видит в мифах о принесении в жертву дочерей некого Гиацинта из Афин и царя Эрехтея . Первые упоминания о данном божестве относятся к VIII веку до н. э. . Позднее (VII—VI век до н. э. ) культ Аполлона ассимилировал и вытеснил религиозное поклонение Гиацинту . В какой-то момент образы Аполлона и Гиацинта слились в один — образ умирающего и воскресающего демона. Потом бог Аполлон низвел божество Гиацинта до уровня героя, который стал считаться его спутником . А единый образ умирающего и воскресающего божества распался на более светлую фигуру воскрешающего Аполлона и более мрачную фигуру убиваемого Гиацинта. При этом образ хтонического существа Гиацинта превратился в упорядоченную и преображенную стихию (цветок) . Культ Гиацинта как образа круговорота жизни и смерти в природе напоминает аналогичный культ Адониса .

Религиозным центром данного культа был город Амиклы в Спарте. Там располагалась знаменитая колоссальная статуя Аполлона, на троне которого было изображено праздничное шествие Гиацинта на Олимп . Спартанцы считали, что в основании скульптуры находилась могила Гиацинта. Во время праздников в помещение под статуей входили через медную дверь и там на особом алтаре приносили жертвы Гиацинту ещё до жертвоприношений Аполлону .

В спартанской колонии Тарент в Италии находилась культовая могила Аполлона-Гиацинта, что отражает представления периода слияния фигур двух богов . В городе Книд в Малой Азии поклонялись Артемиде «Иакинфопитательнице», культ которой предположительно указывает на почитание рождения древнего Гиацинта. Месяц Гиакинфий ( др.-греч. Ὑακίνθιος ) отмечался на Родосе , Косе , Калимносе , Крите , в Ферах , Византии и других местах .

В честь Гиацинта в Спарте отмечался один из самых важных праздников — (англ.) ( др.-греч. Ὑακίνθια ). Позднее, когда культ Гиацинта слился с культом Аполлона, праздник стал посвящаться уже последнему , приобретшему эпитет- эпиклесу Гиакинфий ( др.-греч. Ὑακίνθιος ) . Трёхдневные торжества начинались в самый длинный день месяца Гекатомбеон (июль—август). Первый день был траурным, его посвящали смерти Гиацинта, олицетворявшей высыхание растительности жарким летом. В это время приносили жертвы умершим, и, вероятно, постились . На второй день начинались торжества. Это время посвящалось Аполлону, который ассоциировался с расцветом производительных сил природы . Празднования включали надевание торжественных нарядов, хождение в гости, пиршества, пение, игру на музыкальных инструментах ( кифаре и авлосе ), танцы, исполнение пеанов , соревнования хоров, скачки и другие развлечения. Отмечать праздник разрешалось даже рабам. Участники украшали себя венками из плюща и гиацинтов, проходило торжественное шествие. В это время также приносились многочисленные жертвы. Значение этого праздника было настолько велико, что спартанцы возвращались отмечать его даже во время войны. Ради этого они однажды заключили перемирие на сорок дней с месинийским городом Эйра, а возобновленный договор с Афинами предполагал ежегодные почётные делегации афинян на Гиакинфии в Спарту, а спартанцев — на Дионисии в Афины . Сочетание траура и последующих торжеств во время Гиакинфий символически отображало круговорот жизни и смерти в природе . Некоторые исследователи предполагают, что Гиакинфии приходились на май и знаменовали переход от юной зеленой весны к сухому знойному лету и созреванию плодов, или переход от мертвой зимы к цветущей весне .

Эти празднества отмечались ещё во времена Римской империи . Ранние христиане (например, Климент Александрийский ) критиковали миф о Гиацинте .

Цветок Гиацинта

Род растений Гиацинт ( лат. Hyacinthus ) получил своё современное название от греческого мифа. С тем, что именно этот цветок имели в виду древние греки, не без сомнений соглашаются ряд учёных . Однако, по мнению других исследователей, данное растение мало похоже на описанное в античных источниках . Они предполагают, что изначально сами греки так называли другой цветок — возможно, рябчик ( Fritillaria ) , ирис ( Iris ) , дельфиниум ( Delphinium ) , лилию ( Lilium ) , хохлатый гадючий лук ( Muscári comósum ) или пролеску двулистную ( Scílla bifólia ) . При этом отмечается, что некоторые пересказывавшие легенду античные авторы могли не иметь ввиду какой-то конкретный цветок .

Согласно другому греческому мифу, позднее «гиацинт» появился из крови Аякса , а рисунок на лепестках отражал первые две буквы имени героя «Αἴ» или также его страдальческий стон .

По имени Гиацинта и его цветка был назван пурпурный драгоценный камень , под которым изначально подразумевали скорее всего корунд , но позже это название перешло к цирконам .

В искусстве и культуре

В Античности

Самое раннее упоминание в литературных памятниках о Гиацинте встречается у Гесиода в « Каталоге женщин » (VIII—VII век до н. э.). А первое изложение мифа — у Еврипида в трагедии « Елена » (V век до н. э.) . Однако наиболее полно он изложен во времена эллинизма : в « Метаморфозах » Овидия и «Картинах» (англ.) .

Самым ранним (около VI века до н. э.) известным изображением Гиацинта был рисунок на троне древнего культового изваяния Аполлона в храме Амикл, упомянутый у Павсания . Этот античный писатель утверждал, что Гиацинт был изображён как бородатый мужчина (в отличие от последующей традиции изображать его как молодого юношу) .

Изображения Гиацинта встречаются на этрусской и греческой античной керамике . Иногда его рисовали вместе с Зефиром (впрочем, некоторые исследователи считают, что в этих случаях речь идёт об Эроте и неком молодом человеке). На других вазах Гиацинт нарисован юношей верхом на аполлоновой птице (лебеде). Этот мотив зафиксирован в произведении Филострата Младшего: Аполлон обещал Гиацинту среди всех прочих благ «дать ему возможность на лебедях объехать те страны, где чтут Аполлона и что милы ему самому» .

В « Естественной истории » Плиний Старший писал о картине афинского художника Никия (V—IV века до н. э.) «Гиацинт», которая так понравилась Августу , что тот вывез её в Рим. Согласно Павсанию, на этой картине греческий герой был изображен как юноша; вероятно, именно она была описана Филостратом Младшим .

Фигура Гиацинта изображена на самых ранних монетах из спартанского Тарента .

В Эрмитаже хранится статуя так называемого Эрота Соранцо. Одни искусствоведы считают её римской копией скульптуры второй четверти V в. до н. э. (возможно авторства Пифагора Регийского ), другие — что это эклектический памятник I века до н. э. (вероятно, школы Пасителя ). Предполагается, что статуя составляла единую композицию с более крупной, к которой обращён лик юноши. Некоторые исследователи считают, что она могла изображать Гиацинта с Аполлоном. Фрагменты данной скульптуры хранятся также в музее Эшмола и Археологическом музее Спарты . В Старом музее Берлина , в Прадо и ряде других коллекций (всего 45 экземпляров) хранятся статуи так называемого Нарцисса, которые являются римскими копиями II века греческой работы школы Поликлета . Ряд исследователей ассоциируют эту скульптуру с Гиацинтом .

Т. н. «Эрот Соранцо».
Древний Рим, I в. до н. э.. Эрмитаж .
Т. н. «Нарцисс».
Древний Рим, II в. до н. э.. Старый музей Берлина .
Краснофигурный кратер «Зефир и Гиацинт».
Вазописец Пистиччи .
440-420 гг. до н. э.. Британский музей .
Белофоновый боббин «Зефир и Гиацинт».
(англ.) .
460-450 гг. до н. э.. Метрополитен-музей .
Краснофигурный килик «Гиацинт верхом
на лебеде» . Аполлодор (?).
500-490 гг. до н. э.. Миссисипский университет .
Этрусская ойнохойя «Гиацинт на лебяжьей
колеснице» и «Аполлон» (на обороте) .
380-360 гг. до н. э.. Григорианский Этрусский музей .
Римская гемма «Гиацинт- дискобол » .
I-III век. Британский музей .

В европейской традиции

Миф о Гиацинте был подробно пересказан в « Метаморфозах » Овидия , которые получили распространение в средневековой Европе (в том числе в «морализованной» форме) и оказали большое влияние на эпоху Возрождения . К образу Гиацинта обращались такие художники Ренессанса как Бенвенуто Челлини , Аннибале Карраччи , Доменикино и Франческо Франча . Примечательно, что по мнению некоторых искусствоведов «Аполлон и Гиацинт» среди прочих статуй Челлини является отображением однополой чувственности скульптора . К данному греческому мифу он обращался и в сонете, сочиненном во время своего заключения по обвинению в «содомии» .

Иллюстрации мифа о Гиацинте в манускрипте «Морализованный Овидий».
Ок 1325 г.. Библиотека Руана.
«Аполлон и Гиацинт». Гравюра М. Раймонди по Ф. Франча .
1506. Метрополитен-музей .
«Аполлон и Гиацинт». Бенвенуто Челлини .
1540. Барджелло .
Фреска «Аполлон возносит Гиацинта на небо», « (англ.) ».
Аннибале Карраччи . 1597-1608 гг.. Палаццо Фарнезе .
Фреска «Гиацинт и Аполлон». Доменикино .
1603-1604 г.. Палаццо Фарнезе .

В более поздний период миф о Гиацинте стал сюжетом произведений Николы Пуссена , Питера Пауля Рубенса , Джованни Баттисты Тьеполо , Луи Булоня Младшего , Мерри-Жозефа Блонделя , Жан-Пьера Гранжера , Огюстена Сент-Обена , Бенджамина Уэста , Франсуа Жозефа Бозио , Антуана Этекса , Александра Иванова , Александра Киселёва , Ивана Акимова и многих других. Примечательно, что картина Тьеполо «Смерть Гиацинта» была заказана художнику Вильгельмом I как дань памяти его возлюбленному, испанскому музыканту, с которым он жил в Венеции до его смерти в 1751 году . При этом художник изобразил не метательный диск, а теннисные мячи и ракетку . В картине А. А. Иванова «Аполлон, Гиацинт и Кипарис» некоторые исследователи видят скрытое отражение гомоэротических чувств самого художника .

В 1602—1603 годах немецкий писатель Иоганн Валентин Андреэ написал «в подражание английским актерам» комедию «Гиацинт» (не сохранилась) . Французский поэт XVII века Теофиль де Вио в стихотворении «Au marquis du Boukinquan» использовал миф об Аполлоне и Гиацинте чтобы высмеять любовные отношения короля Англии Якова I и герцога Бекингема Джорджа Вильерса .

В 1730-х годах Иоганн Себастьян Бах сочинил кантату « (англ.) », в которой в частности Феб-Аполлон рассказывает о своей любви к Гиацинту. В 1767 году Вольфганг Амадей Моцарт на латинское либретто Руфинуса Видла написал свою первую оперу « Аполлон и Гиацинт ». При этом автор, избегая гомосексуального сюжета, заменил в любовном треугольнике Гиацинта на его сестру Мелию. Однако некоторые исследователи считают, что эта самоцензура была ложной и что зритель всё равно мог считывать однополые взаимоотношения персонажей .

Имя Гиацинта как завуалированное указание на гомосексуальные отношения использовал английский поэт Джордж Гордон Байрон .

В Викторианскую эпоху в Европе стал популярен « язык цветов » — система символов, придающая тем или иным растениям то или иное значение. Благодаря греческим «цветочным» мифам цветы начинают ассоциироваться в том числе с мужской молодостью и красотой: Адонис превратился в анемон (или адонис , розу ), Аттис в фиалку , Нарцисс в нарцисс , Крокус в крокус , а Гиацинт в гиацинт . При этом последние три мифа повествовали об однополых отношениях, что привлекло внимание гомосексуальных литераторов XIX века и нашло отражение в их творчестве. Так, Оскар Уайльд писал своему возлюбленному Альфреду Дугласу : «Мой единственный мальчик. Твой сонет прелестен и было бы удивительно, если бы твои пурпуровые губы были бы менее пригодны к музыке песен, чем к страсти поцелуя; твоя легкая, золотистая душа колеблется между опьянением страстью и поэзией. Я думаю, что Гиацинт, которого Аполлон так безумно любил во дни Греции, был никто иной, как ты» . Культовый поэт российской гомосексуальной субкультуры Михаил Кузмин в 1901 году написал оперу «Аполлон и Гиацинт» , к этому же образу он обратился в стихотворении « » в 1907 году. К символике мифа о Гиацинте как маркера однополой любви прибегал американо-британский поэт Томас Элиот в своей поэме « Бесплодная земля » (1922) . Трагические судьбы героев греческих цветочных мифов привели к тому, что они продолжили быть популярными у гомосексуальных литераторов в XX века, в том числе в связи с эпидемией ВИЧ -инфекции, приведшей к гибели многих молодых людей .

В 1971 году Джим Моррисон написал песню « (англ.) » . Мифу о греческом юноше посвящен и альбом « Noctourniquet » (2012) американской группы The Mars Volta .

В 1985—1989 годах в коммунистической Польше полиция проводила операцию «Гиацинт» , направленную на выявление гомосексуальных людей и составление их списков: их массово арестовывали, допрашивали и шантажировали . Иакинф — один из героев книги Виктора Пелевина « Искусство лёгких касаний » (2019) .

«Царство Флоры». Никола Пуссен .
1631 г.. Галерея старых мастеров (Дрезден) .
(Гиацинт — вторая справа стоящая фигура)
«Смерть Гиацинта». Питер Пауль Рубенс .
1636 г.. Прадо .
«Смерть Гиацинта». Школа Караваджо . XVII век.
(англ.) .
«Смерть Гиацинта». Дж. Б. Тьеполо .
1752-1753 гг.. Музей Тиссена-Борнемисы .
« Смерть Гиацинта ». Жан Брок .
1801 г.. Музей Сент-Круа
«Гиацинт». Ф. Ж. Бозио .
1816 г.. Лувр
«Аполлон, Гиацинт и Кипарис». А. А. Иванов .
1834 г.. Третьяковская галерея .
(Гиацинт — фигура слева)

Примечания

  1. от 3 июля 2019 на Wayback Machine . Accession number 95.31. Museum of Fine Arts Boston
  2. . The Classical Art Research Centre. University of Oxford
  3. Абрамов, А. П.. // Большая российская энциклопедия .
  4. [www.vedu.ru/bigencdic/14495/ Гиацинт] // Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров .
  5. .
  6. Власов В. Г. . Гиацинт // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — М. : Азбука-Аттикус, 2010. — Т. 3. — С. 155—156. — 784 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-9985-0863-9 .
  7. , с. 311—313.
  8. , с. 532.
  9. .
  10. , с. 38.
  11. .
  12. .
  13. Elisa Saviani . от 13 июля 2019 на Wayback Machine . Cattedra di Iconografia e Iconologia, Dipartimento di Storia dell’arte e spettacolo, Facoltà di Lettere e Filosofia, Sapienza Università di Roma
  14. , с. 37—40.
  15. Павлов А. А.. // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. — М. : ИВИ РАН, 2003. — С. 45—67 . 14 июля 2019 года.
  16. Bernard Sergent . Homosexualité et initiation chez les peuples indo-européens (фр.) . — Paris: Payot, 1996. — 670 с. — (Bibliothèque historique). — ISBN 2-228-89052-9 , ISBN 978-2228890526 .
  17. , с. 432—434.
  18. // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885.
  19. // Encyclopaedia Britannica (англ.) .
  20. Полибий . Всеобщая история VIII 30, 2
  21. (нем.) , (нем.) . // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — Stuttgart, 1914. — Bd. IX, 1. — Kol. 3—4.
  22. (нем.) , (нем.) . // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — Stuttgart, 1914. — Bd. IX, 1. — Kol. 3.
  23. , с. 39.
  24. Smith W. , Wayte W. , Marindin G. E. // (англ.) . — 3rd ed. — London: (англ.) , 1891. — Vol. 1.
  25. (нем.) , (нем.) . // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — Stuttgart, 1914. — Bd. IX, 1. — Kol. 1—2.
  26. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  27. .
  28. Лосев А. Ф.. Античная мифология в её историческом развитии . — М. : Учпедгиз, 1957. — 620 с.
  29. (нем.) , (нем.) . // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — Stuttgart, 1914. — Bd. IX, 1. — Kol. 4—7.
  30. (англ.) . Plants and Plant Lore in Ancient Greece (англ.) / Mrs F. Raven. — Oxford: Leopard's Head Press Ltd, 2000. — P. 26–27. — 144 p. — ISBN 0904920402 , ISBN 978-0904920406 .
  31. , с. 440.
  32. Феофраст . / Пер., комм. и прим. М. Е. Сергеенко. Ред. И. И. Толстого и Б. К. Шишкина. — М. Л. : Издательство Академии Наук СССР, 1951. — С. 532. — 591 с. — (Классики науки). 5 марта 2016 года. . Дата обращения: 12 июля 2019. Архивировано 5 марта 2016 года.
  33. (англ.) . = Gemstones / Пер. с англ. А. С. Арсанова и Б. А. Борисова, под ред. В. П. Петрова. — М. : Мир, 1984. — С. 359-360. — 558 с. 11 августа 2019 года.
  34. , с. 37.
  35. от 9 июля 2019 на Wayback Machine . The Digital Milliet. Valérie Toillon
  36. .
  37. Tomislav Bilic´. // Documenta Praehistorica. — 2016. — № XLIII . — С. 445—465 . — ISSN . 9 июля 2019 года.
  38. Michael Pettersson. Cults of Apollo at Sparta: The Hyakinthia, the Gymnopaidai and the Karneia (Skrifter Utgivna AV Svenska Institutet I Athen) (англ.) . — Abm Komers, 1992. — 165 p. — ISBN 9179160271 , ISBN 978-9179160272 .
  39. .
  40. Malkin I. Myth and territory in the Spartan Mediterranean (англ.) . — Cambridge University Press, 2003. — P. 113. — 300 p. — ISBN 052152024X , ISBN 9780521520249 .
  41. от 13 июля 2019 на Wayback Machine . Accession no.: AN1932.1240. Ashmolean Museum, University of Oxford
  42. // Греческая скульптура V в. до н. э. в собрании Эрмитажа. Каталог / Саверкина И. И.. — Л. : Искусство, 1986, кат. № 2. — С. 28—32.
  43. . Инвентарный номер ГР-3095. Эрмитаж
  44. Искусство ранней классики // / Ред. Р. Б. Климов. — М. : Государственное издательство «Искусство», 1956. — Т. 1. 8 июля 2019 года.
  45. от 3 июля 2019 на Wayback Machine . Инвентарный номер II.1.и.270. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
  46. от 12 июня 2022 на Wayback Machine . Ident.Nr. SK 223. Staatliche Museen zu Berlin
  47. Elvira Barba, M. A.. // Escultura clásica. Guía, Museo Nacional del Prado . — Museo Nacional del Prado, 1999. — С. 128. — 238 с. — ISBN 8487317731 , ISBN 9788487317736 .
  48. . British Museum
  49. . The Classical Art Research Centre. University of Oxford
  50. от 8 июля 2019 на Wayback Machine . The Metropolitan Museum of Art
  51. от 8 июля 2019 на Wayback Machine . University of Mississippi
  52. от 13 июля 2019 на Wayback Machine . Cattedra di Iconografia e Iconologia, Dipartimento di Storia dell'arte e spettacolo, Facoltà di Lettere e Filosofia, Sapienza Università di Roma
  53. . British Museum
  54. от 13 июля 2019 на Wayback Machine . Cattedra di Iconografia e Iconologia, Dipartimento di Storia dell'arte e spettacolo, Facoltà di Lettere e Filosofia, Sapienza Università di Roma
  55. Цыпилева Е. С., Юрченко Т. Г.. // Большая российская энциклопедия / гл. ред. Кравец С. Л.. — Министерство Культуры Российской Федерации.
  56. , с. 178.
  57. Haughton Ann. Myths of Male Same-Sex Love in the Art of the Italian Renaissance // Exchanges: The Interdisciplinary Research Journal. — 2015. — Октябрь ( т. 3 , № 1 ). — С. 65–95 . — ISSN .
  58. от 7 июля 2019 на Wayback Machine . Museo Nacional Thyssen-Bornemisza
  59. от 27 июня 2019 на Wayback Machine . Museo Nacional Thyssen-Bornemisza
  60. Кон, И. С. . Мужское тело в русском искусстве // . — Слово, 2003. — 432 с. — ISBN 5-85050-704-3 . 2 июля 2019 года. . Дата обращения: 14 июля 2019. Архивировано 2 июля 2019 года.
  61. Йейтс, Фрэнсис . // Розенкрейцерское Просвещение = The Rosicrucian Enlightenment / Пер. А. Кавтаскина, ред. Т. Баскаковой. — М.-СПб.: Энигма; Алетейя. — 496 с. — ISBN 5-89321-037-9 , ISBN 5-7808-0020-0 .
  62. Gaudiani, Claire Lynn. The Cabaret Poetry of Théophile de Viau: Texts and Traditions (англ.) . — Tübingen: Gunter Narr Verlag, 1981. — P. 103–104. — 168 p. — ISBN 3878088922 , ISBN 978-3878088929 .
  63. Cashman Kerr Prince. Ovid Metamorphosed: The Polymorphous Polyphony of Widl/Mozart’s Apollo et Hyacinthus // International Journal of the Classical Tradition. — Springer Netherlands, 2012. — Декабрь ( т. 19 , вып. 4 ). — С. 211–239 . — ISSN .
  64. Вайль П. И. . // Иностранная литература : журнал. — М. , 1998. — № 2 . — ISSN . 10 ноября 2012 года.
  65. О'Брайен, Эдна . Глава VI // = Byron in Love / Пер. Атарова К. Н., ред. Генкин В.. — М. : Текст, 2011. — 232 с. — 3000 экз. ISBN 978-5-7516-1040-1 . 14 июля 2019 года.
  66. , с. 331—333.
  67. Богомолов Н. А. , Малмстад Д. Э. . — М. : Молодая гвардия , 2013. — 416 с. — ( Жизнь замечательных людей ). — 5000 экз. ISBN 978-5-235-03634-5 . 3 декабря 2017 года.
  68. Mark Ford. // London Review of Books . — 2006. — 1 сентября ( т. 28 , № 18 ). — С. 32—34 . — ISSN . 7 июля 2019 года.
  69. Smith, Patricia Juliana. The Queer Sixties (англ.) . — Routledge, 2013. — P. 182. — 300 p. — ISBN 0415921686 , ISBN 978-0415921688 .
  70. Mischa Pearlman. (англ.) // Clash . — 2012. — 1 March. 9 июля 2019 года.
  71. Łukasz Szulc. (польск.) // Gazeta Wyborcza . — 2015. — 23 listopada. 18 октября 2021 года.
  72. Лидия Маслова. // Известия. — 2019. — 1 сентября. 20 октября 2019 года.

Источники

Литературные памятники

Древнегреческие
Древнеримские
Средневековые
  • // Первый Ватиканский мифограф / Пер., вст. ст. и комм. В. Н. Ярхо . — СПб. : Алетейя, 2000. — 294 с. — (Античная библиотека). — ISBN 5-89329-210-3 .

Литература

  • // Мифы народов мира . Энциклопедия. В двух томах. / гл. ред. С. А. Токарев . — М. : Советская энциклопедия, 1991. — Т. 1. — 672 с. — 160 000 экз. ISBN 5-85270-016-9 , 5-85270-069-Х, 5-86018-014-4.
  • Лосев А. Ф. . / Сост. А. А. Тахо-Годи; общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова.. — М. : Мысль, 1996. — С. 37—40, 311-313, 432-434. — 976 с. — 10 000 экз. ISBN 5-244-00812-9 .
  • Лосев А. Ф. . Гиацинт // Античная мифология с античными комментариями к ней. Энциклопедия олимпийских богов. — М. : Эксмо, Фолио, 2005. — С. 440—444. — 1040 с. — 3100 экз. ISBN 5-699-12512-4 .
  • // Encyclopædia Britannica (англ.) . — 1911. — Vol. 14.
  • Encyclopedia of Gay Histories and Cultures (англ.) / George E. Haggerty. — New York ; London: Garland ; Taylor & Francis, 2000. — Vol. 2. — P. 178, 331-333. — 986 p. — ISBN 0815319207 , ISBN 9780815319207 , ISBN 0815318804 , ISBN 9780815318804 .
  • Petropoulou, Angeliki. // Mouseio Benaki Journal. — 2012. — 1 декабря ( № 11—12 ). — С. 153—162 . — ISSN .
  • Smith, William . // A Dictionary of Greek and Roman biography and mythology. — Boston: Little, Brown and co., 1867. — Т. II. — С. 532. — 1219 с.

Ссылки

Источник —

Same as Гиацинт (мифология)