Проспект формировался в несколько этапов, начиная с 1712 года, когда от построенного в районе современной
улицы Мира
Оружейного двора проложили дорогу к
Троицкой площади
, вскоре получившую название
Большой Ружейной улицы
.
С 1770-х годов участок нынешнего проспекта, проходящий между
Большим проспектом
и
Малой Невкой
носил название «Дорога на Каменный остров». С начала XIX века он стал называться
Каменноостровским проспектом
. С середины XIX века название Каменноостровского проспекта относится уже к участку, идущему от
Кронверкского проспекта
до
Большой Невки
.
В начале XX века
Л. Н. Бенуа
писал о Каменноостровском проспекте: «Одна из самых невозможных улиц в мире. Сколько было разговоров, проектов его уширения, и возбуждался вопрос своевременно, когда было возможно всё произвести без относительно больших затрат…»
В 1903 году проспект был наконец продлён через Александровский парк к построенному тогда
Троицкому мосту
и тогда же стал застраиваться в современном европейском вкусе — в стиле
модерн
.
Каменноостровский проспект — одна из самых лёгких и безответственных улиц Петербурга. Ни вправо, ни влево не поддавайся: там чепуха, бестрамвайная глушь. Трамваи же на Каменноостровском развивают неслыханную скорость. Каменноостровский — это легкомысленный красавец, накрахмаливший свои две единственные каменные рубашки, и ветер с моря свистит в его трамвайной голове. Это молодой и безработный хлыщ, несущий под мышкой свои дома, как бедный щёголь свой воздушный пакет от прачки.
В 1918 году бо́льшая часть Каменноостровского проспекта (до Малой Невки) получила название
Улица Красных Зорь
. После гибели
С. М. Кирова
, жившего на улице Красных Зорь в
доме 26—28
, проспект 15 декабря 1934 года назвали
Кировским
. Проспект был масштабно реконструирован в 1935 году. Название Каменноостровского вернулось 4 октября 1991 года.
Участок от
Малой
до
Большой Невки
все эти годы не менял названия. Начало проспекта (участок до пересечения с
Кронверкским проспектом
) формально вошёл в общую магистраль в
1950-х годах
. Это никак не сказалось на нумерации домов, поскольку на «новом» участке не было ни одного здания.
В 2016 году протяжённость Каменноостровского проспекта была установлена от Петровской набережной до набережной реки Большая Невка
— таким образом, в состав Каменноостровского проспекта вошёл участок от улицы Куйбышева и Кронверкской набережной до Петровской набережной
, носивший в 1903—1927 годах отдельное наименование «Троицкая набережная»
.
Достопримечательности
Сады, церкви, памятники
В начале проспекта расположена
Троицкая площадь
со сквером, в котором к 300-летию города в
2002
-
2003 годах
была возведена небольшая часовня Живоначальной Троицы (арх. А. И. Кицула, А. В. Михалычев, Г. А. Рыбаков). В её формах соединены разные мотивы петербургской архитектуры: от гранитных набережных Невы до купола
Исаакиевского собора
и модерна. В 1990 году в сквере был установлен
Соловецкий камень
под будущий памятник «Жертвам политических репрессий в Петрограде-Ленинграде».
К западу от Троицкой площади расположен
Александровский парк
, отделённый от Троицкой площади проезжей частью, ведущей от
Троицкого моста
к началу Каменноостровского проспекта (на большинстве карт эту проезжую часть на Троицкой площади изображают как начальный участок проспекта, хотя это и не соответствует официальному Реестру названий
). Здесь находится
памятник «
Стерегущему
»
(1911, ск.
К. В. Изенберг
, арх.
А. И. фон Гоген
) расположен в Памятник изображает часть корпуса корабля и двух матросов, открывающих кингстоны (поскольку во время изготовления памятника бытовала легенда о затоплении захваченного японцами корабля русскими моряками). Высота композиции — 5 метров. В начале 1930-х годов (до 1935) и с 1947 по 1971 год через открытый кингстон подавалась вода. Это единственный петербургский монумент в стиле модерн и последний, сооружённый до
революции
. В 1954 году под руководством
(сына автора монумента) произведена реставрация памятника, а с его тыльной стороны восстановлена мемориальная доска с перечислением личного состава миноносца.
Между домами № 25 и № 27 расположен
сквер Низами
. 9 июня 2002 года в нём был открыт памятник азербайджанскому поэту
Низами
, а в 2011 году были выполнены работы по благоустройству сквера и реставрации памятника, и скверу было присвоено имя поэта
.
На противоположной стороне проспекта, между домами № 26—28 и № 32, расположился
сад
Андрея Петрова
. На обращённой к нему стене дома
№ 26—28
петербургским художником
Кириллом Миллером
создана «Стена столетий», где представлены барельефы-памятники
Сальвадору Дали
,
Даниилу Хармсу
,
Дмитрию Шостаковичу
и
Дмитрию Лихачёву
(первое изображение появилось в
2002 году
). В
2008 году
сад реконструирован и благоустроен
(при участии Наталии Ефимовны Петровой, вдовы композитора; автор архитектурной концепции А. А. Трумм), открыты фонтан и скульптурная композиция «Первая скрипка»
. Площадь сада составляет 0,74
га
.
В сквере, ограниченном домами № 39 и № 41, Каменноостровским проспектом и набережной
Карповки
, установлен
памятник изобретателю радио
А. С. Попову
(
). Памятник был открыт в марте
1959 года
к 100-летию
со дня рождения учёного. Высота фигуры — 4 метра (скульптор В. Я. Боголюбов, после его смерти в 1954 году завершена
В. В. Исаевой
), высота постамента — 3,6 метра (архитектор Н. В. Баранов)
.
Каменноостровский проспект, 7
— на этом участке до
1903 года
располагалось 7-е мужское начальное училище, а с
1904
по
1914 год
— дом
Э. Л. Нобеля
.
4 ноября
1982 года
здесь в специально построенном здании, облицованном светло-серым саремским доломитовым известняком (арх. Ж. М. Вержбицкий, И. П. Журавская, К. А. Игнатов и В. А. Мещерин), открылся торгово-выставочный комплекс, включавший фирменный магазин «Цветы Болгарии», помещение для выставок и ресторан «Флора» (сейчас в этом здании, кроме ресторана, находится цветочное предприятие «Корона» и агентство «Петербургская недвижимость»).
19 августа
2003 года
на площади перед зданием торжественно открыт фонтан «Лебединое озеро», ставший подарком
Франции
к 300-летию
Санкт-Петербурга
.
Каменноостровский проспект, 8
—
1903
, архитектор
В. П. Цейдлер
для А. И. Эстер (Цеховой).
Каменноостровский проспект, 9
/
Малая Посадская
, 2
—
1911
—
1912
, архитектор
М. С. Лялевич
, скульптор
(для купца Д. В. Быховского). Этот дом, завершающий перспективу начала Каменноостровского проспекта, построен с чередованием ризалитов и аркад,
цокольная
часть обработана тосканскими пилястрами. В этом доме с
1929
по
1942 год
жила
К. И. Шульженко
.
Каменноостровский проспект, 11
— небольшая трёхэтажная постройка (
1886
, арх.
А. А. Ашемур
, перестроена в
1896
), прилепившаяся к дому 9, — контора механического завода, существовавшего здесь в конце
XIX века
. На его основе впоследствии образовалось производственное объединение «Знамя труда» (
Малая Монетная
, 2), современный корпус которого возвышается в глубине квартала.
Дома № 10 и 12
— доходные дома Г. А. Александрова,
1905
—
1906
, арх.
Д. А. Крыжановский
при участии
П. М. Мульханова
. Под руководством Мульханова было расширено и реконструировано (
1898
,
1912
) здание театра («Ледяной дворец») в саду «Аквариум» во дворе этих домов. Здесь
4 мая
1896 года
состоялся первый в России киносеанс — показ фильмов
братьев Люмьер
. Кроме того, в 1903-м Мульханов построил доходный дом в правой части двора дома № 12, а также здание Петербургского центрального рынка Г. А. Александрова (
1903
—
1904
; железный крытый рынок —
1908
). Эти здания были перестроены в 1920-х, чтобы приспособить их под нужды киностудии: с
1924 года
в помещениях театра расположился «Севзапкино», современный «
Ленфильм
». В честь столетия первого киносеанса в 1996 году на доме № 10 была установлена мраморная мемориальная доска (архитектор В. И. Новосадок)
.
Каменноостровский проспект, 13, 16, 20
—
ансамбль
жилых домов построенный в
1901
—
1906 годах
на пересечении проспекта с Ружейной улицей (ныне
улица Мира
) по проекту
В. В. Шауба
. Яркий пример стиля
модерн
.
29 октября
1992 года
этот перекрёсток был назван
Австрийской площадью
. Дом № 16 (Австрийская пл., д. 5) — доходный дом академика живописи
Эрнста Липгарта
. Дом построен в 1905—1906 гг. в стиле поздней эклектики с элементами
модерна
. Памятник архитектуры регионального значения
.
Дом № 20
(
правая часть
, выходящая фасадом на проспект, не путать с № 20/10) построен в
1909
—
1910 годах
в стиле
неоклассицизма
по проекту военного инженера Н. Ф. Селихова. Здесь в 1912 году жил писатель и художник Михаил Чехов (младший брат
А. П. Чехова
), а перед революцией жил известный правовед и философ
Л. И. Петражицкий
.
Дом № 22
/
Большая Монетная ул.
, 11 —
1910
—
1912
, арх.
А. С. Хренов
для генерала от кавалерии Андрея Дмитриевича Мартынова. Перед
революцией
в доме (которым с
1916 года
владела вдова генерала Мартынова Ариадна Константиновна) работали кинопрокатная компания «Адлер-фильм» и лазарет А. В. Кожевинаса.
От Большой Монетной улицы до площади Льва Толстого
Каменноостровский проспект, 25
—
1952
, советский
неоклассицизм
, архитектор
О. И. Гурьев
,
В. М. Фромзель
, К. А. Гербер
. Здание построено на средства Министерства высшего образования для преподавателей вузов города. До
революции
этот участок принадлежал потомственному почётному гражданину, купцу 2 гильдии, придворному поставщику цветов Герману Фридриху Эйлерсу, тестю
Ф. И. Лидваля
. С
1881 года
здесь располагались его цветочные гряды, оранжереи и жилые строения. В апреле
1918 года
в тогдашнем доме 25 открылся районный «Народный дом им. Карла Либкнехта» (впоследствии «Народные дома» переименовали в «Дома просвещения»); на открытии с большой речью выступил
Луначарский
. Позже дом был снесён, и на его месте находился стадион. В
1930-е годы
на этом стадионе проводились занятия семинара инструкторов
фигурного катания
, которые возглавлял
Н. А. Панин-Коломенкин
. В существующем здании жил ряд выдающихся учёных и преподавателей, среди которых
В. И. Смирнов
(жил в кв. 44 с
1952
по
1974 год
),
С. Э. Фриш
(жил в кв. 26 с
1953
по
1977 год
),
А. Л. Тахтаджян
(жил в кв. 62 по 2009 год) и другие.
Каменноостровский проспект, 27А
— Дом Е. Ф. Лазаревой, построен в 1910—1912 годах по проекту арх-ра Николая Алексеева. С 1913-го здание принадлежало Елизавете Феликсовне Лазаревой, урождённой графине Сумароковой-Эльстен, супруге сенатора Петра Михайловича Лазарева, сына одного из первооткрывателей Антарктиды
Михаила Лазарева
. В 1916—1917 годах дом принадлежал Вильгельму Вейдле. В разное время среди жильцов дома были
Лидия Барятинская
,
Соломон Крым
,
Григорий Козинцев
.
Каменноостровский проспект, 39
— доходный дом Ф. Ф. Нидермейера, построен в
1914
—
1916
, архитектор
А. П. Вайтенс
. В 1914-м был разработан проект достройки двухэтажной части здания под руководством арх-в Г. А. и П. А.
Вайтенсов
. В
1920-е годы
в этом доме жил
Я. М. Гаккель
. Строительство по проекту Вайтенсов было завершён только в 1951-м
.
Между домами № 39 и № 41 расположен сквер с
. До 1930-х годов на этом месте находились деревянный дом № 41а с садом, в конце XIX века принадлежавший купцу Д. А. Полякову, и каменный двухэтажный дом № 41б с палисадником, построенный по проекту архитектора
А. К. Павловского
, где с
1871 года
располагался приют на 40 детей, а с
1892 года
до
революции
— Михайловское учебно-воспитательное заведение для детей артиллерийских офицеров и при нём церковь Святого архистратига Михаила со звонницей (устроена в центральной части здания по проекту
в
1893 году
). Слева к дому № 41б в 1897 году по проекту А. И. Носалевича был пристроен трёхэтажный выступающий вперёд флигель для лазарета. В 1920-е — 1930-е годы здание использовалось под клуб, затем детский дом,
а затем было снесено.
Дом 41
построен в
1970 году
(арх.
Е. А. Левинсон
, Т. В. Болдырева, В. А. Матвеев) на месте несохранившейся правой части дома № 43, построенной в
1898
—
1899 годах
по проекту А. И. Носалевича. В первом этаже существующего здания до
перестройки
размещалось весьма популярное в
1970-е годы
кафе «Рим».
Между домами № 42 и № 42б расположена
площадь Шевченко
, сформировавшаяся в 1930-е годы при продлении
Левашовского проспекта
, большую часть которой занимает сквер. В 2000 году в этом сквере был торжественно открыт бронзовый памятник
Т. Г. Шевченко
, подаренный Санкт-Петербургу канадским скульптором украинского происхождения
Лео Молом
. Название площади Шевченко присвоено в 2001 году.
Дом 42б
построен в
1952 году
по проекту архитекторов В. Ф. Белова и
А. А. Лейман
в стиле советского
неоклассицизма
(«
сталинская архитектура
») на месте двухэтажного особняка, до
революции
принадлежавшего А. А. и И. А. Шляковым, в котором в
1920-е годы
размещался 14-й дошкольный
детский дом
. Существующее здание выходит главным фасадом на площадь Шевченко, со стороны которой расположено почтовое отделение № 22.
Дом 45
, возведённый в
1906 году
, состоит по существу из двух доходных домов ярко выраженного индивидуального облика.
Правая
часть — арх.
Д. А. Крыжановский
.
Левая
часть — арх.
В. В. Шауб
. Противоположным фасадом дом обращён к
Карповке
.
Дом 47
стоит на изгибе
Карповки
и выходит на её набережную двумя фасадами, а на Каменноостровский проспект — третьим. На этом участке во второй половине
XIX века
находилась мастерская скульптора
Д. И. Иенсена
. В начале
XX века
бывший дом Иенсена принадлежал владельцу мебельной фабрики (
Каменноостровский, 49
) Ф. Ф. Мельцеру и архитектору
Р. Ф. Мельцеру
. Существующее пятиэтажное здание, построенное в
неоклассическом
стиле в
1952 году
по проекту архитекторов
О. И. Гурьева
и
В. М. Фромзеля
, эффектно завершает линию застройки от сквера с памятником А. С. Попову до Карповки
. В угловой квартире № 18 на втором этаже в
1953
—
1956 годах
жил родоначальник ленинградской школы физиков
А. Ф. Иоффе
. В
1956
—
1979 годах
ту же квартиру занимал один из основателей африканистики в СССР
Д. А. Ольдерогге
.
Дом № 49
Дом Корлякова построен в 1820-е годы архитектором Д. Адамини.
Дом № 50
/
Карповский переулок
, д. 1 — доходный дом.
1909
, арх.
П. М. Мульханов
. Принадлежал Александровым — владельцам рынка, ресторана «Аквариум» и доходных домов на этом же проспекте (дома № 10 и № 12).
Дом № 51
здание кинематографа «Гранд-палас» построено в 1820-е годы. Владелец кинематографа Иосиф Самуилович Шпигельман жил на Казанской улице, дом № 22. Помимо кинематографа ему принадлежала мастерская золотых и серебряных изделий. Перестройку здания для размещения кинематографа в 1912—1913 производил архитектор Александр Яковлевич Ромасько.
Дом № 52
(
улица Профессора Попова
, дом 24-а) принадлежал
А. М. Опекушину
. Построен в
1878 году
по проекту арх.
(Лыткин также выполнил постамент опекушинского памятника Пушкину на
Пушкинской улице
). Первоначально был двухэтажным. Неоднократно перестраивался в советское время. В 1910-х здесь жил художник и издатель
З. И. Гржебин
. Рядом с жилым домом стоит небольшое кирпичное здание — мастерская Опекушина. Построенная в 1887 году по проекту А. А. Гвоздзиевского, она была увеличена пристройками в 1894 году (арх.
Ф. К. фон Пирвиц
) и в 1901 году (арх.
А. Н. Померанцев
). Впоследствии в этом доме находилась мастерская скульпторов
М. Г. Манизера
и
Е. А. Янсон-Манизер
. В отличие от жилого дома, мастерская Опекушина сохранила облик 1900-х годов. Она по-прежнему используется как скульптурная мастерская
.
памятник архитектуры
(вновь выявленный объект)
Дом № 54
/
улица Профессора Попова
, д. 31
памятник архитектуры
(региональный)
— жилой дом, построен в
1910
—
1911
, по проекту арх.
Д. А. Крыжановского
, жившего в этом же доме с момента постройки. По стилистике дом близок
северному модерну
и немецкой архитектуре.
Курдонёр
раскрыт к
улице Профессора Попова
. В отделке применён серый и розовато-серый
гранит
.
Фасад
на высоту двух этажей выложен плитами скальной фактуры.
Порталы
дома изготовлены из того же гранита, но, в отличие от фасада, они гладко обработаны и украшены резными рельефами. Мощная гранёная башня на углу венчалась шатром и фонариком со шпилем (навершие башни утрачено при пожаре). Постройку отметили серебряной медалью на конкурсе фасадов
1912 года
. Ранее, в начале
XIX века
, на этом участке находилась дача актёра императорских театров, воспитателя (затем инспектора) Петербургского театрального училища С. Ф. Рахманова и его жены актрисы Х. Ф. Рахмановой; в
1808
—
1809
на этой даче жил
Ф. П. Литке
. Со второй половины
XIX века
на этом месте находился четырёхэтажный каменный дом. В
1906 году
частью участка владел архитектор
П. В. Резвый
. Затем участок принадлежал домовладельцу, купцу 1-й гильдии Р. И. Берштейну. После постройки дома в нём находилась гостиница «Каменноостровская», принадлежавшая почётному гражданину, купцу 2-й гильдии С. И. Забежкину. В
1912
—
1914
в этом доме жил архитектор
В. П. Апышков
, с
1912
— певица
М. Д. Каменская
, в
1915
— архитектор
В. П. Вайтенс
, также с
1915
— брат адмирала
Эссена
, вдова адмирала (М. М. Эссен, координатор Дамского морского общества) и сын, командир подводной лодки Антоний Эссен, погибший при выполнении боевого задания осенью 1917. С
1916 года
здесь жил генерал
В. Ф. Джунковский
и его сестра Е. Ф. Джунковская, фрейлина, председатель общины св. Евгении и Петроградского попечительского комитета о сёстрах Красного Креста.
Дом № 56
— жилой дом,
1999
, арх. Е. Герасимов и З. В. Петрова, конструкторы «Экополисстройпроект», заказчик
ОАО
«Возрождение Санкт-Петербурга». Архитектурный облик этого здания решён в стиле, гармонирующем с окружающей застройкой. Это первый в городе дом с центральной системой кондиционирования воздуха; его проект стал лауреатом Всероссийского архитектурного конкурса
1997 года
.
Между домами
№ 56, 58, 60
и проспектом находится
.
Дом № 57
—
1910
,
неоклассицизм
, архитектор
П. В. Резвый
. Как и следующий дом
59
, этот дом первоначально принадлежал купцу И. Д. Агафонову
, а перед
революцией
— князьям Владимиру Платоновичу Оболенскому и прапорщику Сергею Платоновичу Оболенскому-Нелединскому-Мелецкому. В 1930—1932 г.г. в этом доме в квартире 24 жил
И. В. Курчатов
.
Двухэтажный
дом № 58
, расположенный с отступом от линии застройки, за
, — дом князя А. Е.
Вяземского
(с
1866
, ранее — дача Королёва и танцкласс «Шато де флёр»; перестроен в
1869
—
1871
, арх. Е. Е. Аникин); здание механической мастерской со стороны двора было построено в
1895
(арх. М. И. Шолковский) для тогдашнего владельца участка Р. М. Ветцера, надстроено в
1898
(арх.
). В
1897
—
1900
во втором этаже дома жила писательница, драматург, переводчица и издатель
О. Н. Попова
. В
1910-е годы
здесь жил исследователь
Средней Азии
, военный, изобретатель
М. Е. Грумм-Гржимайло
. С
1913
по
1928
в этом доме жил академик
А. Н. Крылов
, а у него на квартире в
1920
— адмирал
И. К. Григорович
. В советские годы здесь находился Ждановский (затем Приморский) райком
ВЛКСМ
Каменноостровский проспект, 60
— бывш. оранжерея, ресторан и
особняк купца Э. Г. Игеля
(«Дача Эрнеста», по имени владельца). Ранее здесь находилась дача князя А. Е.
Вяземского
(
1850
, одна из первых построек арх.
Р. Б. Бернгарда
— впоследствии профессора и директора
Института гражданских инженеров
) с коллекцией
рододендронов
и
кипарисов
. Существующий комплекс зданий создан в конце
XIX
— начале
XX века
(
1881
, арх. А. А. Степанов;
1894
—
1895
, арх.
А. И. Ковшаров
;
1897
и
1903
, арх.
Б. Я. Зонн
). В советское время — райсовет
Ждановского (затем Приморского) района
, до
1977
также районный комитет
КПСС
и исполком Ждановского района, после
1977
— Главное управление профессионально-технического образования Ленинграда и области. В
1990-е годы
здесь разместились созданные художницей и журналисткой
гуманитарный детский центр «Юна» (бесплатные кружки́ для детей-сирот и инвалидов) и редакция газеты «Дети и мы». В 2003 году «Юна» была куплена группой
ЛСР
и перепрофилирована в компанию по операциям с недвижимостью, а в 2008 — получила права на реконструкцию особняка. Компания не выполнила свои обязательства, не обеспечила консервацию и охрану здания, а в 2015 году отказалась от проекта
. В 2016-м году были похищены оригинальные исторические камины и витражи, только в 2018 КГИОП внесло их в предмет охраны памятника и запланировало реставрацию
.
Каменноостровский проспект, 61
/
ул. Чапыгина
, 2
— доходный дом почётного гражданина Санкт-Петербурга А. Ф. Циммермана. Арх.
Ф. И. Лидваль
,
северный модерн
(
1906
—
1907
; дом расширен и надстроен сотрудником Лидваля
в
1913
). Диплом на конкурсе лучших фасадов
1907 года
. Угловая башенка не сохранилась. Фасады отличаются разнообразием отделки, насчитывается около 20 видов окон (прямоугольные, овальные, круглые, криволинейные). Дом сразу был оснащён лифтами, при доме имелась конюшня, просторные 6—7-комнатные благоустроенные квартиры (по три на этаже) снимали состоятельные люди:
князь А. С. Шаховской
, вдова потомственного дворянина Л. А. Половцева, британский подданный Бек, организатор радиотехнической промышленности
С. М. Айзенштейн
, вдова и дети архитектора
Месмахера
и др. В советское время на торцевой стене со стороны ул. Чапыгина художником Б. С. Аксельродом при помощи
отбойного молотка
выполнено декоративное
панно
«Дружба».
Дом № 62
— современный жилой дом на месте бывшей дачи архитектора
А. Н. Воронихина
. На этой деревянной даче он с семьёй проводил летние месяцы с
1807
по
1813 год
. Первоначально дом был небольшой, квадратный, но затем А. Н. Воронихин его реконструировал и расширил; появился портик с 6 колоннами
дорического ордера
, основанием которого служила
терраса
с
балюстрадой
. До 1870-х годов участком с дачей владели потомки Воронихина, а затем последовательно купец В. А. Таратин и его компаньон Б. П. Осипов. Здание было реконструировано в 1879 г. по проекту Г. Руша, а в 1893 г. надстроено вторым этажом по проекту Н. М. Самойлова, в 1908 году реконструировано по проекту
Д. А. Крыжановского
. В 1896—1906 годах здесь жил
В. П. Осипов
, будущий известный психиатр, ученик
Бехтерева
, впоследствии лечивший
Ленина
. В 1920-х годах в доме располагалось детское учебное заведение, а с 1940 года жилые квартиры. В 1936 году разобрали портик и террасу. В 1970-х по решению исполкома
Ленсовета
началась реставрация дачи, однако в апреле
1980 года
, в связи с подготовкой к
московской Олимпиаде
, дом разобрали и перевезли в реставрационные мастерские на территории
Александро-Свирского монастыря
. В том же году архитекторы М. О. Плаксин и Е. Ю. Варакин («Ленжилпроект») выполнили проект реставрации одноэтажного дома Воронихина с террасой и портиком. Однако реставрация так и не была осуществлена. До 2005 года сохранялся фундамент здания и элементы планировки участка. Права на реконструкцию и реставрацию особняка получила компания «Юна», принадлежащая группе
ЛСР
. На земле дачи Воронихина был построен современный дом, лицевой корпус которого своими очертаниями копирует бывшую дачу, а также два многоэтажных жилых дома
.
Дом № 66
/
Песочная набережная
, 2
— бывшая богадельня и школа Садовникова и Герасимова, построенная в 1883 году
. В начале
XIX века
на этом участке стояла дача графа
Дмитрия Гурьева
. От его внучки княгини Куракиной дача перешла к откупщику Гарфункелю, устроившему здесь богатые оранжереи. После его банкротства, в
1855 году
в бывшей даче было открыто увеселительное заведение «Вилла Боргезе», оркестром которого дирижировал
Цезарь Пуни
.
1870-е годы
участок перешёл к
надворному советнику
А. В. Шереметеву. Существующее здание построено в
1881
—
1883 годах
по проекту архитекторов
Ф. С. Харламова
и В. И. Токарева для
богадельни
, открытой и содержавшейся на средства купцов 1-й гильдии Ф. М. Садовникова и С. И. Герасимова. При богадельне имелась школа и церковь во имя Святого Мученика Фирса и Преподобного Саввы Псковского. В
1908 году
по проекту
Л. Н. Бенуа
рядом была построена часовня Христа Вседержителя (снесена после революции). В октябре
1918 года
церковь была закрыта; позднее здание богадельни подверглось капитальной перестройке. С
1919
по
1924 год
в здании находился 2-й педагогический институт (затем влившийся в
Педагогический институт им. Герцена
). В то время здесь жили и преподавали известные учёные — математик
Г. М. Фихтенгольц
, литературовед
В. А. Десницкий
. В
1930-е годы
в здании располагался Центральный карантинно-распределительный пункт, куда поступали дети-сироты и беспризорники. В годы
войны
здесь размещался госпиталь, затем военная организация. С 1950-х до 2005-го в здании размещался противотуберкулёзный
диспансер
со стационаром и кафедра лёгочного
туберкулёза
1-го медицинского института им. И. П. Павлова (ныне
Санкт-Петербургский государственный медицинский университет
)
. В 2006 году ИСК «Стройкомплекс» объявила о намерении здание снести и построить на его месте многофункциональный комплекс, в составе которого задумывались бизнес-центр, гостиничные номера и квартиры. В 2010 году инвестор от своих планов отказался, а в 2011 г. здание решено приспособить для городской прокуратуры
. На 2013-й судьба здания оставалась нерешённой, от планов по размещению прокуратуры городские власти отказались. Здание пустовало, законсервировано не было, пережило несколько пожаров. В 2014-м его передали Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. Новый собственник провёл капитальный ремонт, который был завершён в 2023 году. После работ, однако, исторический облик некоторых частей здания оказался искажён
.
Дом № 67
/
ул. Графтио
, 2 — доходный дом
К. В. Маркова
(1908)
, построен по его собственному проекту в стиле «
северный модерн
». С 1912 по 1936 год в здании жил
Григорий Грум-Гржимайло
, а в 1915—1922 — оперный певец
Фёдор Шаляпин
. Дом сгорел в январе 1942-го и был реконструирован после окончания Второй мировой войны. В 1975-м в нём был открыт Музей театрального и музыкального искусства, частично здание занимало общежитие
ЛЭТИ № 1
. Ректор ЛЭТИ
Александр Вавилов
проживал в здании с 1952 по 1981 год
.
Дом № 73-75
— дом 3-го Петроградского товарищества постоянных квартир. В
1890-е годы
на его месте находился
увеселительный сад
«Монплезир-Тиволи», а с
1912
аквариум «Золотая рыбка». Проект возведения на этом участке жилого дома на 70 квартир был утверждён городской управой
9
(22) июля
1913
года. Авторы проекта: застройщик (учредитель 1-го, 2-го и 3-го товариществ) гражданский инженер А. И. Зазерский и художник-архитектор И. И. Яковлев (соучредитель 3-го товарищества; получил в доме квартиру № 11 на 3 этаже, в которой проживал до своей смерти в
1926
).
На чётной стороне проспекта, вблизи Каменноостровского моста, находится одноэтажное каменное здание — бывшая оранжерея Каменноостровского дворца.
Вблизи Ушаковского моста находится вытянутый вдоль Большой Невки
дом № 68
. В
1776
—
1778 годах
здесь был построен Инвалидный дом для военных моряков по проекту архитектора Ивана Кребера. В
1806 году
здание было частично перестроено по проекту
А. Д. Захарова
. В
1840-е годы
была надстроена мансарда, изменившая внешний облик здания. В
1978 году
старое здание разобрали и, сохранив его общий облик, на его месте возвели новое. В нём размещается
Комплексная школа высшего спортивного мастерства
. 11 выпускников этой школы в разные годы становились чемпионами мира.
Напротив оранжереи —
дом № 77
, бывшая гауптвахта Каменноостровского дворца, затем продуктовый магазин.
Далее в глубине участка стоят
дома 79 и 81
(арх. К. Д. Халтурин,
1930-е годы
).
Этот участок, в
1990-е годы
считавшийся строительной лакуной и предназначенный под застройку распоряжением губернатора Санкт-Петербурга
В. А. Яковлева
№ 171-р от 13.02.2001 года, был озеленён силами горожан при личном участии композитора
Андрея Петрова
.
(недоступная ссылка)
сквер назван Садом Андрея Петрова.
Официальное открытие сада после благоустройства состоялось
27 июня
(
(неопр.)
. Дата обращения: 10 сентября 2008.
5 октября 2008 года.
,
от 27 июня 2008 на
Wayback Machine
), а официальное открытие скульптурной композиции —
2 сентября
2008 года
, в день рождения А. П. Петрова
(неопр.)
. Дата обращения: 10 сентября 2008.
8 октября 2008 года.
.
(неопр.)
Дата обращения: 10 сентября 2008.
11 января 2012 года.
(неопр.)
. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (20 ноября 2019). Дата обращения: 25 ноября 2019.
7 июня 2020 года.
(неопр.)
. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (17 декабря 2019). Дата обращения: 30 ноября 2019.
18 декабря 2019 года.
↑
, с. 241—242.
.
(неопр.)
. Администрация Санкт-Петербурга (5 июля 2023). Дата обращения: 7 августа 2023.
Поздняков, А.
(неопр.)
. Санкт-Петербургские Ведомости (27 октября 2017). Дата обращения: 3 января 2020.
14 мая 2021 года.
.
↑
от 1 марта 2008 на
Wayback Machine
(утверждён приказом
КГИОП
от 20 февраля 2001 года № 15 с изменениями на 14 июня 2006 года).
, с. 27—35.
(неопр.)
. Дата обращения: 3 марта 2009.
20 февраля 2020 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 10 января 2009. Архивировано из
14 августа 2014 года.
(неопр.)
.
morskoesobranie.ru
. Санкт-Петербургское Морское собрание. Дата обращения: 22 сентября 2019.
22 сентября 2019 года.
(рус.)
. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (27 декабря 2018). Дата обращения: 1 сентября 2020.
↑
Включён в
(утверждён приказом
КГИОП
от 20 февраля 2001 года № 15 с изменениями на 10 ноября 2021 года).
(рус.)
. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (27 мая 2021). Дата обращения: 27 мая 2021.
(рус.)
. Realty RBC (9 августа 2019). Дата обращения: 26 июня 2022.
11 мая 2022 года.
(неопр.)
Дата обращения: 18 декабря 2022.
18 декабря 2022 года.
↑
Имеется мемориальная доска на фасаде.
(рус.)
. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (17 декабря 2019). Дата обращения: 1 сентября 2020.
(неопр.)
. КГИОП (23 января 2024). Дата обращения: 31 января 2024.
↑
Лиханова, Т.
(рус.)
. «Новая газета» (11 ноября 2020). Дата обращения: 11 июня 2021.
11 июня 2021 года.
(рус.)
Градозащитный Петербург (3 декабря 2019). Дата обращения: 17 июля 2020.
28 сентября 2020 года.
(рус.)
. Градозащитный Петербург (26 июня 2018). Дата обращения: 17 июля 2020.
18 июля 2020 года.
↑
Константин Васильевич Марков (1873—?), военный инженер, директор правления
АО
«А. Ауэрбах и К
o
» и Финляндского строительного общества, жил в доме № 63.
↑
(неопр.)
. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (10 мая 2018). Дата обращения: 22 декабря 2019.
24 декабря 2019 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 27 сентября 2021.
27 сентября 2021 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 27 сентября 2021.
27 сентября 2021 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 27 сентября 2021.
27 сентября 2021 года.
↑
(неопр.)
. Канонёр (18 октября 2023). Дата обращения: 19 ноября 2023.
(неопр.)
. Дата обращения: 23 февраля 2018.
24 февраля 2018 года.
Литература
Горбачевич К. С.
,
Хабло Е. П.
Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. — 3-е изд., испр. и доп. —
Л.
:
Лениздат
, 1985. — С. 157, 442. — 511 с.
Каменноостровский пр.
// Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева,
А. Г. Владимирович
,
А. Д. Ерофеев
и др. — 2-е изд., перераб. и доп. —
СПб.
:
Лик
, 1997. — С. 52. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). —
ISBN 5-86038-023-2
.
Привалов В. Д.
Каменноостровский проспект. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. — 639 с. —
ISBN 5-9524-1882-1
Исаченко В. Г.
Архитектура Санкт-Петербурга. Справочник-путеводитель. — СПб.: «Паритет», 2004. — 416 с. —
ISBN 5-93437-125-8
Калюжная А. Д.
Петербургская сторона. — СПб.: Издательство ОСТРОВ, 2007. — 240 с. —
ISBN 978-5-94500-032-2
Кириков Б. М.
Архитектура Петербурга конца XIX-начала XX века: Эклектика, Модерн, Неоклассицизм. —
СПб.
: Коло, 2006. — С. 27—251. — 447 с. —
ISBN 5-901841-36-0
.