Interested Article - Этрурия
- 2020-07-29
- 1
Этру́рия ( лат. Etruria, Hetruria ) — область на северо-западе древней Италии , граничившая на севере с лигурами , Цизальпийской Галлией , землёй венетов и вероятно, с ретами ; на востоке — с умбрами по реке Тибр , на юго-западе — с Лацием ; на западе омывалась Тирренским, или Тусским, морем — названным, как и сама Этрурия, по наименованию проживавших в том регионе этрусков (которых древние греки звали тирренами , а древние римляне - тусками ).
География
Этруски занимали запад Апеннинского полуострова (Италия).
Источники и этимология
В древнейший период истории Апеннинского полуострова , когда этруски господствовали на суше и на море, над населением Верхней и Средней Италии, в пределы Этрурии входили также земли на севере до Альп и на юге до Кампании включительно. Собственно Этрурия была изрезана отрогами Апеннинского хребта , разделявшими область на плодородные долины. При значительном плодородии область изобиловала и минеральными богатствами. Развитию торговли и промышленности и вообще культурно-экономическому процветанию страны способствовала близость моря и удобные гавани.
Этруски, давшие имя области, сумели воспользоваться её физическими и географическими преимуществами и при своей способности к культурному развитию создали целую эпоху в ранней истории Италии. Вопрос о происхождении этрусков (так называемый Этрусский вопрос ), возбуждённый и не решённый в древности, создал в новейшей историко-филологической науке целую литературу.
Археология , поддерживаемая литературными свидетельствами древности, осветила некоторые спорные положения, но определённого и полного решения вопроса мы ещё не имеем. В настоящее время большинство учёных склонны признавать этрусков народом, пришедшим около 1000 года до н. э. в Италию из Малой Азии ( Лидии ) морем; этапными пунктами в этом переселении служили острова Эгейского моря Имброс , Лемнос и Самофракия , а также полуостров Халкидика , где в историческое время жило племя пеласгов , отождествляемых Геродотом с тирренами .
Этрусский язык не принадлежит к семье индоевропейских языков ; характер его остаётся до сих пор неразгаданным. Прибыв в Италию, вероятно, с западного её берега, этруски вытеснили населявших первоначально северную часть полуострова умбров и, утвердившись на новой родине, достигли с течением времени высокой степени культурного и политического развития.
На то, что этруски заняли земли, принадлежавшие италикам , указывают, между прочим, италийские географические названия в местностях, которые впоследствии были населены этрусками: так, два их города Атрия (лат. Hatria ) и (лат. Spina) в устье По , река Umbro и город Camers в Этрурии носят италийские названия, сохранённые этрусками; жившие в Фалериях фалиски являлись остатком латинского населения Этрурии.
Древнейшее племенное название этрусков «Турша» или «Туруша» упоминается уже в древнеегипетских памятниках царствования Рамсеса II . У греков это название приняло форму «Тиррена» (Τυρσ — ηνοί, Τυρρήνοί), а в латинском языке корень Turs дал образования Turscus и с добавочным слогом E- и с перестановкой — E-trus-cus, откуда слово Etruria . Самоназвание же этрусков — расена ). Теория о малоазиатском происхождении этрусков поддерживается Курциусом , фон Дуном, Паули, Мильхгефером, Брицио , Модестовым и др., отчасти Дееке.
По Нибуру , К. О. Мюллеру , Гельбигу , Гзеллю, Марта, этруски происходят от альпийских ретов и пришли с севера; по , Корссену , они — племя индогерманского происхождения, родственное италийцам. Несмотря на то что нам известно более 7000 этрусских надписей, не установлено ещё родства этрусского языка с какой-либо семьёй языков. Швеглер, Корссен, Бугге , Латтес и некоторые другие считают его индоевропейским; Паули, Конвей (Conway), Дееке (отчасти), Бринтон, Торп отрицают этот взгляд. В последнее время интересное мнение предложил датский учёный Томсен , сделавший попытку сблизить этрусский язык с кавказскими .
Общественное устройство
Подобно остальным италийцам, этруски жили в городах, объединённых в союзы; так, в римскую эпоху в собственно этрусский союз входили 12 городских общин: Тарквинии (на латыни Tarquinii , по-этрусски Tarch(u)na ), Вульчи , Ветулония (по-этрусски Vatl ), Вольтерра (по-этрусски Velathra ), Вольсинии (по-этрусски Velsuna ), Арреций , Клузий (резиденция Порсенны ), Цере (Агилла), Кортона , Перузий , Популония (по-этрусски Pupluna; вместо Популонии первоначально в союзе участвовали Вейи ), . Остальные города находились в зависимости от этих двенадцати общин: так, например, Фалерии зависели от Вейи, Капена — от Фалерий.
Собрания союза были очередные (они назначались ежегодно весной) и чрезвычайные, и происходили при храме богини Вольтумны . На этих собраниях решались общие дела союза (главным образом вопросы о войне и мире), совершались общие религиозные празднества; в дни собраний устраивались игры и состязания.
Кроме упомянутого союза, были ещё другие (из 12-ти же городов), в долине реки По и в Кампании.
Господствующий в этрусских городах образ правления был первоначально царский , позднее аристократический , с временными олигархами — лукумонами (этр. lauchme — лат. princeps ). В VIII и VII веках до н.э. политическое могущество этрусков распространялось на Лациум и Кампанию; Рим не раз переходил во власть лукумонов. Исторические отголоски этих событий можно видеть в сказаниях о правлении в Риме рода Тарквиниев , о Целесе Вибенне и Мастарне; с последним Нибур отождествляет царя Сервия Туллия (ср. Gardhausen, « Mastarna oder Servius Tullius », Лейпциг, 1882). То же подтверждается и топографическими данными: существованием этрусского некрополя на Эсквилине и Тусского квартала ( vicas Tuscus ) в Риме и других городах Лациума. С падением города Тарквинии (в конце VI века до н.э.) этрусское владычество в Лациуме прекратилось, а через столетие политически окрепший Рим нанёс им удар взятием Вей (города столь же сильного, как и Рим) и, несколько позднее, Вольсинии.
После поражения, нанесённого римлянам галлами ( 387 год до н. э. ), этруски снова взялись за оружие, но окончательная победа в этой войне осталась за римлянами, которые в результате присоединили к ager Romanus всю южную Этрурию, учредив 4 трибы — Стеллатинскую, Троментинскую, Сабатинскую и Арнскую, а несколько позже основали колонии (383 до н.э.) и Непет (373 до н.э.).
Ряд мелких войн римлян с этрусками наполняет IV столетие до н. э. Теснимые римлянами и галлами, они не могли удержать своей самостоятельности и к 280 году до н.э. окончательно перешли на положение подвластных Риму союзников. В период Второй Пунической войны , во время вторжения в Италию Ганнибала , этруски сохраняли нейтралитет.
Культура этрусков
Богатые археологические сокровища, добытые при раскопках этрусских некрополей и городов, дают нам яркую и достаточно полную картину этрусской культуры, которая получает ещё более определённые контуры при сопоставлении её с литературными свидетельствами древности. Нельзя сказать, чтобы во всём эта культура была оригинальна и самостоятельна: факты языка, письменности, религии и искусства свидетельствуют о том, что этруски заимствовали многое у греков и италийцев. В то же время неоспоримо, что они передали сами весьма многое италийцам и в частности Риму, который состоял с ними в наиболее тесной связи. Так, заимствовав у греков их алфавит , художественные формы и приёмы в области живописи, керамики и отчасти архитектуры (храмовой), их богов Лето (Летун), Аполлона (Аплу), Аида (Аита) и др., а у италийцев (соответственно, римлян) их богов Нептуна (Нетунс), Минерву (Менрва), Сильвана ( Сельванс ), Марса (Мас, Марис), Луну (Лушнеи), Юнону (Уни), Януса (Ани), Вулкана (Вельханс) и др., быть может, формальный характер религии, а также многочисленные италийские слова и понятия, они в свою очередь передали италийцам греческий алфавит, а римлянам — весьма многое в области религиозной, общественной, военной и частной жизни.
К наиболее характерным сторонам этрусской национальной культуры относится их зодчество , перенесённое из Малой Азии на новую родину. Как показывают развалины древних поселений Этрурии, этруски имели обычай обносить свои города, которые обыкновенно строились на крутых возвышенностях, стенами из полигональных туфовых глыб и параллелепипедов с косыми углами; лишь позднее практиковалась кладка переменными рядами, из прямоугольных камней. Такими (так называемыми пеласгическими) стенами были окружены города Цере (с гаванью Пиргами), Тарквинии , Клузий , Ветулония , Вольсинии , Вульчи , Сатурния , , Вольтерра , Популония и др. Вместе с тем был перенесён из Малой Азии и свод , который применялся этрусками при сооружении ворот и каналов (см. Этрусское искусство ).
О восточном происхождении этрусков свидетельствуют также их религиозные и гражданские, общественные и частные учреждения, в том числе тесно связанная с религиозной и гражданской жизнью этрусков дивинация — искусство угадывания воли богов, называвшееся у римлян этрусским знанием ( disciplina Etrusca ), и прежде всего, искусство гадания по внутренностям животных ( haruspicina ).
Несомненно самобытными явлениями этрусской культуры следует признать их музыку (флейты и трубы), фасоны одежды и обуви, атрибуты высшей власти. У этрусков римляне заимствовали 12 ликторов , кресло из слоновой кости, пурпуровую и окаймлённую пурпуром тогу , как и вообще покрой тоги, вышитую пальмовыми ветвями тунику , башмаки с загнутыми вверх носками.
Этрусская религия носила мрачный и жестокий характер, и признавала полную, рабскую зависимость человека и человеческого общества от богов. Все акты человеческой жизни были обставлены, как у римлян, определёнными обрядами (церемониями — слово, которое римляне производили от названия этрусского города Цере). Чтобы расположить к себе богов, этруски старались быть исполнительными в отправлении своих религиозных обязанностей. Вместе с тем они умели управлять этой волей посредством молитв и обрядов. Они верили в возмездие после смерти и посмертную жизнь обставляли всевозможными представлениями ужаса. К числу национальных этрусских божеств относятся Туран (богиня любви), Тумус ( Гермес ), Сефланс (бог огня), Фуфлунс (бог вина), Ларан (бог войны), Фесан (богиня зари), Вольтумна, Норция, Лары и боги смерти — Калу, Кульсу, Лейон. Религиозное учение этрусков было изложено в священных книгах, составление которых приписывалось Тагету (отсюда и название книг — libri Tagetici ). Римляне, сделавшие переводы этих книг, различали книги о грозовых явлениях, о гаданиях по внутренностям животных, о знамениях и о разных обрядах.
Относительно общественной жизни этрусков известно, что у них существовал класс свободных ( раснёс , откуда национальное название этрусского народа — расены), крепостных ( этера ) и вольноотпущенников ( лаутни ). Этрусские женщины пользовались почётным положением и свободой; судя по могильным фрескам, они имели право участвовать в пирах, сидя рядом с мужчинами; имена у этрусков давались не по отцу, а по матери. Благодаря материальной обеспеченности жителей, которая была следствием как физических богатств страны, так и живой торгово-промышленной деятельности, этрусские города жили привольной, пышной жизнью, даже при римском владычестве: этруски любили пиршества, праздники; от них римляне заимствовали многие формы внешнего блеска и развлечений, начиная с фасона башмака и кончая чином триумфальных процессий.
Главными продуктами страны были хлеб (просо), лён, лошади, быки, свиньи, воск, мёд, медь, железо, серебро, камень для построек, глина, вино ( фалернское ); к предметам вывоза относились оружие, ювелирные и металлические изделия, ткани, глиняная посуда (красная — из Арреция, матово-чёрная — из Клузия). Торговля была исконным занятием этрусков, которые, занимаясь издавна пиратством , имели также флот , служивший мирным целям. О богатстве материальной культуры этрусков свидетельствует убранство многочисленных могил в этрусских некрополях, например близ Черветери (Цере) или Корнето (Тарквинии). Кроме упомянутых выше городов, этрускам принадлежали: в Верхней Италии — Мельнум, Фельсина ( Бонония ), Мантуя , Спина, Атрия, Равенна , отошедшие позднее к кельтам, Лука , Луни , Пизы и Фезулы, отошедшие к лигурийцам; в северной Этрурии — Сена; в средней и южной Этрурии — Сатурния, Клузий, Суана, Кортона , Перузия , Визенций, Ферентин, Полимарций, Блера, Сутрий, Непете, Капена. Кроме того, этрусские города (числом 12) были в Кампании, например Вольтурн, Урина, Суррент ; к числу этрусских названий в Кампании следует отнести также названия реки Клания и Стеллатской области.
Новая история
С III века н. э. название Этрурия вытесняется сначала именем Тусции и затем Тосканы . Название Этрурия с титулом королевства было восстановлено 10 октября 1790 года первым консулом Наполеоном Бонапартом , отдавшим бывшее Тосканское герцогство наследному принцу Людовику Пармскому . После смерти Людовика (1803) его вдова , инфанта испанская, вступила в управление Этрурией как регент своего сына Карла Людовика, но в 1807 году должна была, по соглашению Франции с Испанией, сложить свою власть, и Этрурия стала французской провинцией (10 мая 1808). В 1809 году сестра Наполеона Элиза Баччиоки была назначена правительницей в Этрурии с титулом великой герцогини Тосканской. В 1814 году, после падения Наполеона, Этрурия была возвращена великому герцогу Фердинанду III .
Примечания
- Согласно Dictionnaire Illustré Latin Français , ведущие авторы Римской республики ( Ливий , Цицерон , Гораций и др.) использовали термин " Туски " и его производные в качестве очевидно основных для обозначения того, что связано с этрусками ; " Этруски " и " Этрусия/Этрурия " использовались реже, главным образом Цицероном и Горацием, и у них нет родственных понятий.
- Очерк истории этрусского вопроса обстоятельно изложен в книге Модестова: «Введение в римскую историю. Часть II. Этруски и Мессапы», СПб., 1904.
Литература
Литература об этрусках приведена в названном выше сочинении профессора Модестова; кроме того, см. * Hellwald, «Kulturgeschichte» (т. II, 1896, со статьёй об этрусках, написанной Deecke; имеется русский перевод, СПб., 1899);
- Ed. Meyer, «Geschichte des Abendlandes» (т. II, Штутгарт , 1893);
- Jung, «Grundriss der Geographie von Italien und dem Orbis Romanus» ( Мюнхен , 1897);
- Iw. Müller, «Handbuch der klassischen Altertumswissenschaft» (III т., 3 отд., I половина).
См. также
Ссылки
- от 3 апреля 2007 на Wayback Machine
- Обнорский Н. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
- 2020-07-29
- 1