Анафема
- 1 year ago
- 0
- 0
Ана́фема ( греч. ἀνάθεμα — «отлучение» от ἀνατίθημι — «возлагать, накладывать» ) — изгнание, отлучение от церковного общения.
В русском языке имеет несколько значений:
Согласно « Православной энциклопедии » (2000), «церковную анафему (или великое отлучение) не следует смешивать с „отлучением“ ( ἀφορισμός ), которое представляет собой временное исключение христианина из церковной общины с запретом участвовать в таинствах и (для духовных лиц) занимать церковные должности. Называемое иногда также „малым отлучением“, оно в отличие от анафемы служит наказанием за меньшие проступки, например: воровство, блуд, участие в получении церковной должности с помощью взятки и т. п., не требует соборного решения и не нуждается в соборном провозглашении для вступления в силу» .
8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. 9 Как прежде мы сказали, [так] и теперь ещё говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.
— Гал. ,
Церковное право рассматривает анафему как форму наказания в виде лишения «прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении Церкви», применимого лишь к членам церкви .
У античных авторов ( Гомер , Софокл , Геродот ) означал «нечто, посвящённое Богу; дар, приношение в храм», то есть чуждое обыденному употреблению.
В Септуагинте был использован для передачи древнееврейского термина ивр. חֵרֶם ( херем ) — нечто проклятое, отверженное людьми и обречённое уничтожению ( Чис. , Лев. , Втор. , Втор. , Нав. , Нав. , Зах. ). В синодальном переводе Ветхого Завета переведён термином заклятое .
В Новом Завете слово «анафема» употребляется несколько раз апостолом Павлом :
Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маранафа
— 1Кор.
В греческом оригинале это слово также встречается в книге Деяний, хотя и в другом переводе:
Они, придя к первосвященникам и старейшинам, сказали: мы клятвою заклялись не есть ничего, пока не убьём Павла.
— Деян.
Слово «анафема» в данном случае переведено как «клятвою».
При этом Павел считается с установившейся синагогальным значением анафемы и не употребляет его, когда речь идёт об осуждении коринфского кровосмешения ( 1Кор. ), показывая, что христианское отлучение есть нечто отличное от ветхозаветного термина херем . В Новом Завете слово анафема встречается шесть раз: дважды в указанном выше послании апостола Павла к Коринфянам, дважды в его послании к Галатам ( Гал. ), один раз в книге Деяний и один раз в послании Павла Римлянам.
Иоанн Златоуст в 16-й Беседе на Послание апостола Павла к Римлянам на вопрос « Что такое анафема? » отвечает — « анафема, то есть да будет отлучён от всех и будет чужим для всех ». Сократ Схоластик в своей «Церковной истории» даёт следующее определение анафемы: « так мы, христиане, обыкновенно называем приговор против богохульника, когда своё мнение объявляем всем, выставляя его как бы на столбе » .
Апостольские правила не употребляют слово анафема , заменяя его указанием « да будет отлучён от общения церковного ». Епископ Смоленский Иоанн (Соколов) в своём толковании на 10-е апостольское правило пишет:
Церковное отлучение в правилах и древних обычаях Церкви имело три степени:
- отлучение от святых Таин, без лишения церковных молитв и духовного общения верных;
- не только лишение святых Таин, но и молитв и духовного общения верных;
- совершенное отлучение, или изгнание из самого общества Христиан с лишением всякого, не только духовного, но и внешнего с ними общения: анафема .
Термин анафема впервые был употреблён в канонах Эльвирского собора (начало IV века ), а сама каноническая формула « если кто-либо… да будет анафема » окончательно утвердилась в канонах после Гангрского собора (ок. 340 года ) .
Слово анафема вошло в употребление с IV века (соборы Лаодикийский и Эльвирский) и стало господствующим в церковной практике начиная со времён Халкидонского собора ( 451 год ). Традиционной формой анафематствования становится: «Имярек да будет анафема».
В православной (греческой) богослужебной традиции с 843 года существует особый чин Торжества православия (последования в Неделю православия, иначе - сино́дик), совершаемый в первую Неделю (воскресенье) Великого поста — ежегодное провозглашение догматов веры , анафемы ересям и еретикам, вечной памяти усопшим и многолетия здравствующим верным. В России чин Торжества православия был введён в XIV веке на основе греческого синодика с прибавлением сначала имён «новых еретиков», как то, , архимандрита Юрьева монастыря, и других.
В 1766 году Святейший синод одобрил новую редакцию «Последования в неделю Православия» (была напечатана в 1767 году), обязательную для всех епархий . Чин стал совершаться только епархиальным епископами в кафедральных соборах . Одновременно в число анафематизмов была включена анафема тем, кто помышляет, «яко православнии государи возводятся на престол не по особливому о них Божию благоволению и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великаго сего звания в них не изливаются».
В 1801 году чин анафематствования был сокращён: в нём перечислялись теперь только сами ереси, без упоминания имён еретиков, а из имён государственных преступников оставлены только Григорий Отрепьев , Иван Мазепа и царевич Алексей [ источник не указан 363 дня ] . Позднейшая синодальная редакция 1869 года содержала 12 общих анафематизмов: были опущены все имена, и в 11-й анафематизм вставлена общая фраза о «дерзающих на бунт и измену» против «православных государей».
Согласно определению Синода от 2—4 апреля 1902 года № 1495, во всех храмах сельских и городских (не кафедральных соборах) стали совершать «Последование молебнаго пения об обращении заблудших, певаемаго в Неделю православия и во иных случаях» — без анафематизмов.
В практике современного Московского патриархата, видимо, начиная с 1919 года , анафематствования опускаются; совершаются полностью с определёнными добавлениями в Русской православной церкви заграницей .
В Русском царстве XVI—XVII веков, а также в Российской империи XVIII века анафеме предавали не только преступников против веры и Церкви, но и государственных преступников. Предание анафеме часто влекло гражданскую казнь .
Некоторые случаи анафематствования в Русской церкви:
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
По мнению авторов Православной энциклопедии (2000 год; непосредственный автор статьи — К. А. Максимович), анафема может быть снята — при условии принесения покаяния анафематствованным лицом — органом, её наложившим; может быть снята и посмертно, в этом случае допускаются все виды поминовения усопшего . Однако единственное известное из практики Русской церкви снятие соборно наложенной анафемы — решение о снятии клятв Московского собора 1667 года на придерживающихся « старых обрядов », зафиксированное в Синодальном определении 1929 года («разрушаем и уничтожаем и яко не бывшие вменяем») и утверждённое Поместным собором Русской православной церкви 1971 года — произошло по инициативе священноначалия РПЦ и безо всякого покаяния со стороны анафематствованных или даже каких-либо просьб со стороны последних.
Московский же князь Дмитрий Донской , анафематствованный законным и прославленным РПЦ в лике святых митрополитом Киевским Киприаном за антицерковную деятельность, был безо всякой процедуры снятия анафемы прославлен в лике святых Поместным собором РПЦ 1988 года .
Широко известное обоюдное снятие анафем патриархом Константинопольским Афинагором и папой римским Павлом VI в 1964 году в Иерусалиме произошло на основе взаимной политической договорённости.
Восстановление в церковном общении анафематствованного Московским патриархатом бывшего митрополита РПЦ Филарета Денисенко , совершенное в порядке рассмотрения апелляции Синодом Константинопольского патриархата в октябре 2018 года, не было признано Московским патриархатом.
С 1983 года в Римско-католической церкви после принятия нового Кодекса канонического права термин анафема больше не используется.
«…Аще ли же кто и не покорится Святой Восточной Церкви и сему Освященному Собору, или начнёт прекословити, и противлятися нам и мы таковаго противника, данною нам властию от Всесвятаго и Животворящаго Духа, аще ли будет от освященнаго чина, извергаем, и обнажаем его всякаго священнодействия, и проклятию предаём. Аще же от мирскаго чина будет, отлучаем, и чужда сотворяем, от Отца и Сына и Святаго Духа: и проклятию и анафеме предаём, яко еретика и непокорника; и от православнаго всесочленения, и стада, и от церкве Божия отсекаем, яко гнил и непотребен уд, дондеже уразумится и возвратится в правду покаянием. А кто не уразумится, и не возвратится в правду покаянием, и пребудет во упрямстве своём: да будет и по смерти отлучену и часть его и душа со Иудою предателем, и с распеншими Христа жидовия: и со Арием, и с прочими проклятыми еретиками. Железо, камение и древеса, да разрушатся, и да растлятся: а той, да будет не разрешён, и не растлен, И яко тимпан, во веки веков, аминь»
— Мельников Ф. Е.
Нападающим на Церковь Христову и учащим, яко Она разделилась на ветви, яже разнятся своим учением и жизнию, и утверждающим Церковь не сущу видимо быти, но от ветвей, расколов и иноверий соединитися имать во едино тело; и тем, иже не различают истинного священства и таинств Церкви от еретических, но учат, яко крещение и евхаристия еретиков довлет для спасения, и тем, иже имут общение с сими еретиками или способствуют им или защищают их новую ересь экуменизма, мняще ю братскую любовь и единение разрозненных христиан быти: анафема".
— Православная Русь. — № 10 (1271). — 15/28 мая 1984. — С. 3. — Кол. 2. Цит. по: . — Джорданвилль, 1992.
Возродилось язычество , астрология , теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской , претендовавшей на обладание некоей «древней мудростью», сокрытой от непосвящённых. Усиленно пропагандируется « Учение живой этики », введённое в оборот семьёй Рерихов и называемое также Агни Йогой .
<…>
Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви.— Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 29 ноября — 2 декабря 1994 года, Москва. — М.: Изд-во Моск. патриархии, 1995. — С. 178.
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|