Interested Article - Пострижение
- 2020-03-27
- 1
Постриже́ние ( по́стриг ) в исторических церквях — символическое и обрядовое действие, состоящее в пострижении волос в знак принадлежности к Церкви . В западной традиции пострижение совершалось только над священнослужителями и монахами, которые носили на макушке выбритый круг — тонзу́ру (от лат. tonsura — «стрижка»). В русской традиции аналогом тонзуры являлось гуменцо́ .
Православная церковь
Пострижение совершается:
- над новокрещёными после таинства миропомазания как первая свободная радостная жертва человека Богу.
- при поставлении в клирики (обычно во чтеца ) епископ постригает посвящаемого крестовидно в знак отделения его от общества простых верующих. В древней традиции всем священнослужителям выбривали гуменцо (или папалитру, оброснение) — круг на его голове символизировал терновый венец . Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой, которая называлась «гуменцо», или « скуфья ». Обычай выстригать гуменцо существовал в России до середины XVII века. В католицизме подобная стрижка (тонзура) сохранялась до 1973 года .
- в монашеском постриге. Следует заметить, что монашеский постриг над одним человеком может совершаться до трёх раз:
Монашеский постриг
Пострижение является основным действием посвящения в монашество и его степени . Одним из первых о постриге упоминает Иоанн Лествичник .
Перед пострижением послушник ползёт по полу из притвора храма к амвону , на котором его ожидает игумен . От посторонних взглядов ползущего послушника своими мантиями ограждают сопровождающие монахи . Игумен испытывает твёрдость постригаемого вопросами и предупреждениями о трудности монашеского бытия, за которое необходимо дать ответ Богу на Страшном суде . Постригаемый произносит обеты . Чтутся молитвы. Затем игумен трижды бросает ножницы и требует от постригаемого со их поднять. Каждый раз постригаемый смиренно подаёт их и целует руку игумена. Приняв ножницы в третий раз, игумен крестовидно постригает посвящаемого с произнесением слов «во имя Отца и Сына и Святого Духа», и нарекает ему новое имя, знаменуя тем окончательное отречение постригаемого от мира. После пострижения посвящаемый облачается в хитон , параман , рясу , пояс, мантию , клобук , сандалии и получает вервицу ( чётки ) .
Обряд пострижения в великую схиму носит название «последование великия схимы» и отличается от обряда малой схимы только большей продолжительностью и торжественностью. После удостоверения в твёрдости намерения принять великую схиму посвящаемый приемлет пострижение, причём получает новое имя и облекается в великосхимнические одежды ( куколь и аналав ).
В аскетической традиции византийской аристократии и русских князей практиковался также предсмертный постриг .
В период гонений на церковь в СССР 1920—1930-х годов определённое распространение получил также тайный постриг в монахи ( монашество в миру ).
При переходе в следующую степень православного монашества имя всякий раз меняется:
- мирское имя — на рясофорное (возможно);
- рясофорное имя, если таковое имеется, меняется на мантийное (малого иноческого образа);
- мантийное — на схимническое (великого иноческого образа).
Таким образом, у одного и того же человека имя может последовательно меняться один, два или три раза .
Католическая церковь
В католицизме использовалась тонзура — выбритое место на макушке, знак принадлежности к духовенству .
Изначальное значение тонзуры полностью не выяснено. Раньше наголо брили голову кающиеся. В этом отношении тонзуру можно толковать как знак обращения к Богу . Первые монахи переняли этот обычай, который с VI века распространился на всех духовных лиц. Официальное предписание о ношении тонзуры было принято четвёртым синодом в Толедо .
Тонзура была отменена папой Павлом VI с 1 января 1973 года.
Русский аристократический обычай
На Руси существовал обычай первого стрижения волос у детей мужского пола — по́стриг ( устар. пострег ). Сначала он практиковался в семьях великих и удельных князей, а потом и знатных бояр и дворян.
Постриг совершался через три, четыре и более лет по рождении, с чтением особой молитвы , в церкви, для чего туда приводил «духовного сына» крёстный отец . Об этом обряде сообщают и польские хронисты Галл Аноним и Викентий Кадлубек ; последний говорит, что постриг «рождал духовное свойство́ , и мать постригаемого считалась назва́ной сестрой постригающего».
Василий Татищев писал, что ещё в его время некоторые знатные люди держались этого древнего обычая и что дети переходили после пострига из рук женских в руки мужские. Иногда князья-родители сами совершали постриг и после того сажали постриженного на коня, в присутствии епископа , бояр и народа. У князей обряд этот сопровождался обыкновенно пиром .
Фёдор Успенский указывал:
Возможно, своеобразным рубежом, после которого княжич приобретал «первую степень» родовой дееспособности, были постриги и, по-видимому, нередко совмещавшийся с ними в династическом обиходе обряд . Не случайно это событие, подобно свадьбам и княжеским именинам, нередко сопровождалось многочисленным съездом князей-родичей. По-видимому, точный возраст, в котором княжич проходил эти процедуры, не был определён строго. Судя по известным нам случаям, княжичи могли проходить его в возрасте двух-четырёх лет, причем многое здесь определялось семейными обстоятельствами. Так, два родных брата Константиновича, Василько и Всеволод , внуки Всеволода Большое Гнездо , проходят этот обряд одновременно, несмотря на разницу в возрасте около двух лет .
Ритуальное состригание первых волос осуждалось христианской церковью, однако, считалось обязательным выстригание прядей в крестильном обряде и при пострижении в монахи .
См. также
Примечания
- Священномученик Феофан (Адаменко) . от 9 февраля 2018 на Wayback Machine
- от 9 февраля 2018 на Wayback Machine
- от 9 февраля 2018 на Wayback Machine Древо. Открытая православная энциклопедия
- . Православная энциклопедия Азбука веры . Дата обращения: 21 ноября 2017. 1 декабря 2017 года.
- . Православная энциклопедия Азбука веры . Дата обращения: 21 ноября 2017. 25 июля 2015 года.
- Лествица 4:11
- от 9 февраля 2018 на Wayback Machine
- Успенский Б. А. , Успенский Ф. Б. от 22 апреля 2021 на Wayback Machine / Институт славяноведения РАН . М.-СПб.: Нестор-История, 2017
- Литвина А. Ф. , Успенский Ф. Б. . — М. : Индрик , 2006. — 904 с. — 1000 экз. — ISBN 5-85759-339-5 . — С. 298.
- , с. 213.
Литература
- Польсков К. О. Постриг как таинство Церкви // Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ. Материалы. — М.: Издательство ПСТБИ, 1998. — С. 17—28.
- // . — М. : Владос: Филологический факультет СПбГУ , 2002. — Т. 3: П—Я . — ISBN 5-8465-0037-4 .
- Беловинский Л. В. Постриг // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой . — М. : Эксмо, 2007. — С. 520. — 784 с.: — ил. с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-24458-4 .
- Пострижины / Седакова И. А. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 212—215. — ISBN 5-7133-0703-4 , 978-5-7133-1312-8.
- Польсков К. , свящ. Монашеский постриг как таинство Церкви // Материалы V Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных таинствах». — М., 2009. — Т. 3. — С. 368—391.
- Иннокентий (Беляев) , архим. Пострижение в монашество : Опыт историко-литургического исследования обрядов и чинопоследований пострижения в монашество в Греческой и Русской церквах до XVII века включительно. Репринтное воспроизведение издания 1899 г. — М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012. — 384 с
- 2020-03-27
- 1