Interested Article - Аид

Аид и Персефона, едущие на колеснице. Фреска из гробницы македонской царицы Эвридики I в Вергине , Греция, 4 век до н. э.

Аи́д ( др.-греч. Ἀΐδης ( Aides ) или ᾍδης , или Гаде́с ; у римлян — Плуто́н , др.-греч. Πλούτων ( Ploúton ), лат. Pluto «богатый»; также Дит лат. Dis или Орк лат. Orcus ) в древнегреческой мифологии — верховный бог смерти и подземного царства мёртвых . Старший сын Кроноса и Реи и старейший из Олимпийских богов; брат Зевса , Посейдона , Геры , Деметры и Гестии . Супруг Персефоны , вместе с ним почитаемой и призываемой.

Имя

Происхождение имени бога точно не выяснено; во всяком случае, оно ассоциировалось с др.-греч. ἀϊδής «невидимый», ἀΐδιος «вечный», ἀϊδνός «мрачный», αἰδοῖος «почтенный, сострадательный»; αἰδώς, «благоговейный страх, почтение», но и «милосердие»; ἀΐδηλος «делающий невидимым», то есть «губительный», или же «невидимый, неведомый, таинственный, мрачный».

Мифология

Согласно Гесиоду , когда Аид родился, отец проглотил его, как и всех своих детей (по версии Гигина , он был сброшен отцом в Тартар ). После раздела мира между тремя братьями (Зевс, Посейдон и Аид), после одержанной победы над титанами Аиду досталось в удел подземное царство и власть над тенями умерших. Аид считался божеством подземных богатств и плодородия, дарующих урожай из недр земли.

Согласно Гомеру , Аид сам стережёт своё царство. Гомер называет Аида «щедрым» и «гостеприимным», так как смертная участь не минует ни одного человека . В олимпийской мифологии Аид является одним из двенадцати олимпийцев, а также входит в число трёх основных богов, поделивших между собой мир после войны с титанами .

Миф об Аиде как боге нежеланного, пугающего небогат подробностями. Гомер, называющий его также Зевсом Подземным, знает Аида исключительно в качестве бога смерти и представляет его лично стерегущим врата своего царства ( πυλάρτης ( pylártis )).

Будучи богом смерти, Аид вызывал страх: само имя его греки и римляне табуировали , так как боялись произносить, заменяя его различными эвфемистическими эпитетами , среди прочих, и обозначением Плутон, вошедшим в употребление ещё в V веке до н. э. и окончательно вытеснившим первоначальное имя Аид, употреблявшееся как единственное Гомером . Таким образом, фигура Аида «вобрала» в себя образ бога Плутоса , первоначально самостоятельного божества богатства и плодородия. В связи с этой интеграцией и вместе с переменой имени произошла и перемена самого представления об Аиде, значительно смягчившая его безотрадное и неумолимое существо. Вероятно, под влиянием элевсинских мистерий ему стали приписываться качества бога богатства (хранителя подземных сокровищ) и плодородия в связи с мистико - аллегорическим сравнением судьбы хлебного зерна (как бы погребаемого в момент посева, чтобы воскреснуть для новой жизни в колосе) с загробною судьбою человека .

Супруга Аида, Персефона , также считалась покровительницей плодородия и богиней царства мёртвых.

В различных сказаниях упоминается волшебная шапка (шлем) Аида ( Ἄϊδος κυνέην ( Aidos kunéin ) — собств. род башлыка из шкуры животного), имевшая свойство делать надевшего её невидимым (аналогично « шапке-невидимке » из русских и немецких сказок). Она была подарена Аиду циклопами за то, что он (по приказу Зевса) освободил их. Этой шапкой пользовались также Зевс — во время битвы с титанами; Персей , убивая Медузу Горгону ; Афина , помогая Диомеду против Арея , чтобы не быть узнанною последним ; в гигантомахии эта шапка покрывает голову Гермеса .

Скипетр Плутона изображает трёх псов . У Гераклита Аид отождествлялся с Дионисом .

Аид и Персефона

Аид похищает Персефону, фонтан в Познани
Гадес похищает Персефону. Художник неизвестен, XVIII век.

Мрачный Аид — олимпийский бог, хотя и находился постоянно в своих подземных владениях. Поднимался наверх он только по делам или же когда не мог побороть в себе очередное любовное увлечение. Аид царствовал вместе с супругой Персефоной (дочерью Зевса и Деметры ), которую похитил, когда она собирала на лугу цветы. Похищая Персефону, он появился на запряжённой четвёркой лошадей колеснице . Миф этот у Гомера не упоминается и локализовался в различных местах древнего мира, особенно в Элевсине и на острове Сицилия , где, как считалось, и произошло похищение.

Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия земли, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. Зевс приказал возвратить Персефону матери. Однако Аид заставил её проглотить несколько зёрен граната , и дочь Деметры уже не могла окончательно покинуть подземное царство; она только часть года проводит с матерью на земле, а остальное время царствует в подземном мире. Зевс решил, что Персефона две трети года будет проводить на земле с матерью и одну треть — с Аидом.

В поздних версиях мифов у Аида и Персефоны нет детей. В более ранних у Персефоны был сын от Аида по имени Загрей.

Прочие

Геракл

Аид сражался на стороне жителей Пилоса и их царя Нелея , но был ранен Гераклом (слово Пилос созвучно «вратам»). За это в Пилосе поклонялись Аиду, там был его храм . По описанию « Илиады », Геракл ранил Аида в плечо, бог должен был покинуть своё царство и отправиться для врачевания раны на Олимп к врачу богов Пэону .

Существует мнение [ источник не указан 3440 дней ] , что это место из «Илиады» относится к другому мифологическому эпизоду: Геракл сразился с ним у врат преисподней, когда отправился похитить для Еврисфея из царства мёртвых стража Аида — адского пса Цербера .

Тесей и Пирифой

Пирифой , в ответ на помощь в похищении Елены , попросил Тесея помочь похитить жену Аида Персефону, чтобы жениться на ней самому. Герои спустились в царство мёртвых и потребовали от Аида отдать Персефону. Аид не показал гнева, но предложил героям присесть на трон у входа в царство. Оказавшись на троне, они тут же приросли к нему (по другой версии — их опутали змеи). Тесею удалось освободиться, когда к Аиду спустился Геракл, а Пирифой навсегда остался в царстве мёртвых, наказанный за своё нечестивое желание .

Сизиф

Аид никому из своих подданных не разрешал покидать его царство, однако он был обманут хитрецом Сизифом , ускользнувшим однажды из царства мёртвых .

Орфей и Эвридика

Аид упоминается в сказаниях об Орфее , спустившемся в его царство за своей умершей женой Эвридикой . Орфей очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону, и они согласились отпустить Эвридику. Однако, выводя её из царства мёртвых, Орфей по пути оглянулся на неё, чем нарушил поставленное ему богами условие, и Эвридика навсегда осталась там.

Асклепий

Когда Асклепий достиг такого мастерства в искусстве врачевания, что начал оживлять людей, отнимая у Аида его новых подданных, уязвлённый Аид заставил Зевса убить Асклепия молнией .

Окружение Аида

Геракл облачённый в львиную шкуру, совершив 11-й подвиг, приводит трёхглавого пса Цербера к царю Арголиды Еврисфею, который от страха спрятался в кувшине. Чернофигурная вазопись
  • Аскалаф — садовник Аида.
  • Ахеронт .
  • Гелло некое чудовище, живущее в подземном мире .
  • Гидра с 50 пастями, сторожит порог Тартара в Асфоделе .
  • Горгира — мать Аскалафа.
  • Евклей (Эвклей). На орфических золотых пластинках имя некоего подземного бога .
  • Еврином . Согласно эксегетам в Дельфах, демон в Аиде, пожирает мясо умерших, оставляя им одни кости. Ни «Одиссея», ни «Миниада», ни «Возвращения» в рассказе об Аиде не упоминают его. Изображён на картине Полигнота в Дельфах .
  • Кампе — чудовище, страж циклопов в Тартаре. Убита Зевсом .
  • Цербер — трёхглавый пес, на шее которого находятся змеи. Сторожит выход, не позволяя умершим возвращаться в мир живых.
  • Левка .
  • Минфа .
  • Оркус — божество , порождено Эридой. Наказывает лгущих при клятве . На пятый день месяца Эринии пестуют его . Орк — также эпитет самого Аида.
  • нимфа из Аверна, родившая Ахеронту сына Аскалафа .
  • Харон — перевозчик душ умерших.
  • Эмпуса .
  • Танатос — бог Смерти.
  • Макария — богиня Блаженной Смерти, дочь Аида и Персефоны, согласно Суде.
  • Минос и Радамант — судьи, сидят у трона Аида.
  • Гипнос — бог Сна.

Топография подземного мира

Река Ахеронт
  • Амелет . Река в Аиде . Есть выражение «в страну Амелета» .
  • Амсанкт . Озеро, где находился вход в преисподнюю .
  • Ахеронт .
  • Кокит (Коцит, «река воплей») . Река в Аиде . Соответствует земле и западу .
  • Лета .
  • Океан . Одна из четырёх рек Аида. Соответствует воде и северу .
  • Пирифлегетон («пылающий огнём»). Река в Аиде . Поток в Италии . Соответствует огню и востоку .
  • Стигийские болота. См. Стикс .
  • Стикс .
  • Флегетон . Река в Аиде . Персонифицируется .

Этимология имени и эпитеты

Аид в значении «имя бога», видимо, является вторичным по отношению к значению «название мира мёртвых». Слово др.-греч. Ἀΐδης обычно этимологизируется из * smu-id «свидание, встреча (с предками)» . Также слово Аид возводится к греческому слову «невидимый» ( Ἀϊδωνεύς ( Aidoneús )) . Сравнивают также образ шлема Аида как шапки-невидимки и отсутствие изображений Аида в древнегреческом искусстве.

  • Агесилай («Водитель народа»). Эпитет Аида .
  • Адмет («Неодолимый»). Эпитет Аида .
  • Аидоней . Имя Аида .
  • Евбулей . Эпитет Аида .
  • Келеней . Эпитет Аида (?) .
  • Климен . Одно из имён Аида .
  • Плутон . Имя Аида . Статуя рядом с Эриниями . Ему посвящён XVIII орфический гимн.
  • Полидект (Полидегмон) . Эпитет Аида .
  • Скотий («Тёмный»). Эпитет Аида .
  • Хрисений («Правящий золотыми вожжами»). Эпитет Аиду в гимне Пиндара .
  • Зевс Хтоний ( греч. χθόνιος ( hthónios ) «земной, подземный») , или же это ипостась Зевса.

Культ

Аид и Персефона. Краснофигурная вазопись . Британский музей .

Культ Аида в Греции

Культ Аида встречался в Греции нечасто. Согласно Павсанию , Аида нигде не почитали, кроме Элиды , где раз в год открывался храм бога (подобно тому, как люди только раз спускаются в царство мёртвых), куда разрешалось входить только священнослужителям .

Во всех других случаях культ Аида соединён с культом других хтонических божеств , причём Аид является более в качестве подателя благ земных, чем в смысле страшного бога смерти. Места почитания Аида находились обыкновенно близ глубоких пещер, расщелин в земле и т. п., в которых суеверие видело «входы в подземное царство». В жертву Аиду приносили обыкновенно чёрный скот, чёрных быков.

Культ Плутона в Риме

Национальный римский бог смерти и подземного царства был Орк, в общем, подобный Плутону. Греческое название Pluto распространилось у римлян сравнительно поздно; по крайней мере Деций Мус , обрекая себя в жертву подземным богам, не произносит, у Ливия , имени Плутона.

В культуре

Аид и Персефона на фреске из Тарквинии , 4 век до н. э.

Изображения Аида сравнительно редки; большая их часть относится к позднейшему времени. Он изображается сходно с Зевсом — могучим, зрелым мужем, восседающим на троне, с двузубцем или жезлом в руке, иногда с рогом изобилия , иногда рядом с ним Персефона. У ног Аида обычно лежит Цербер (на одной статуе Цербер сидит). Аид — действующее лицо комедии Аристофана « Лягушки ». Поздняя античная литература ( Лукиан ) создала пародийно-гротескное представление о нём.

В компьютерных играх
  • В честь Аида назван эпизод «Пытка Аида» в компьютерной игре Assassin’s Creed Odyssey . Греческий бог присутствует в нём в качестве антагониста .
  • Аид — один из девяти главных богов в игре Age of Mythology . Он является богом тьмы и способен вызывать тени умерших воинов из ада .
  • Аид — один из персонажей серии игр God of War , выступает в роли босса в God of War 3 .
  • Аид — один из персонажей игры Hades , отец главного героя.
  • Аид — один из персонажей игры SMITE .
  • Аид — один из персонажей серии игр Titan Quest : Immortal Throne, финальный босс.
  • Аид — один из персонажей игры Kamigami no Asobi .

Примечания

  1. Любкер Ф. // / под ред. Ф. Ф. Зелинский , А. И. Георгиевский , М. С. Куторга , Ф. Гельбке , П. В. Никитин , В. А. Канский , пер. А. Д. Вейсман , Ф. Гельбке , Л. А. Георгиевский , А. И. Давиденков , В. А. Канский , П. В. Никитин , И. А. Смирнов , , , — СПб. : Общество классической филологии и педагогики , 1885. — С. 585.
  2. Любкер Ф. // / под ред. Ф. Ф. Зелинский , А. И. Георгиевский , М. С. Куторга , Ф. Гельбке , П. В. Никитин , В. А. Канский , пер. А. Д. Вейсман , Ф. Гельбке , Л. А. Георгиевский , А. И. Давиденков , В. А. Канский , П. В. Никитин , И. А. Смирнов , , , — СПб. : Общество классической филологии и педагогики , 1885. — С. 1479—1482.
  3. Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах.) Т.1 / Гл. ред. С.А. Токарев. — М. : Советская энциклопедия, 1980. — С. 51. — 672 с.
  4. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 5
  5. Гесиод. Теогония 455
  6. Гигин . Мифы 139
  7. . Дата обращения: 19 ноября 2014. 29 ноября 2014 года.
  8. Гомер. Одиссея XX 492
  9. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  10. Ил. V, 844 сл.
  11. Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия I 133
  12. Гераклит, фр. 50 Маркович
  13. Гигин. Мифы 146
  14. Гомер. Илиада V 395—404; Арнобий. Против язычников IV 25 (ссылка на Паниасида); Сенека. Геркулес в безумье 560—565; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 7, 3
  15. Павсаний. Описание Эллады VI 25, 3
  16. . Ancientmyth.ru. Дата обращения: 2 июня 2015. 27 апреля 2016 года.
  17. Эринна. Прялка, ст. 40
  18. Вергилий. Энеида VI 576
  19. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 5, 3
  20. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. С.43-44
  21. Павсаний. Описание Эллады X 28, 7
  22. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 2, 1
  23. Торшилов Д. О. Античная мифография. СПб, 1999. С. 114
  24. Нонн. Деяния Диониса XVIII 236
  25. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 2. С. 262
  26. Гесиод. Теогония 231—232
  27. Гесиод. Труды и дни 219
  28. Гесиод. Труды и дни 803
  29. Овидий. Метаморфозы V 539
  30. Платон. Государство X 621а
  31. Плутарх. Греческие вопросы 39
  32. Клавдиан. Похищение Прозерпины II 349
  33. Мифы народов мира . М., 1991-92. В 2 т. Т. 1. С. 664
  34. Гомер. Одиссея X 514; Эсхил. Агамемнон 1160; Гермесианакт. Каталог влюблённых, ст. 9; Вергилий. Энеида VI 132.
  35. Орфика, фр. 123 Керн
  36. Гомер. Одиссея X 517
  37. Страбон. География I 2, 18 (стр. 26)
  38. Вергилий. Энеида VI 265
  39. Клавдиан. Похищение Прозерпины II 315
  40. Гамкрелидзе Т. В. , Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси, 1984. Т. II. С. 824. Ср. с др.-инд. формулой в погребальном гимне pitrbhih sam-vidana «чтобы увидеться с отцами» (оттуда же).
  41. См. Илиада / пер. с греч. Гнедича. — М.: Правда, 1984. Прим. С. Ошерова. — С. 400
  42. Афиней. Пир мудрецов III 55, 99b, ссылка на Эсхила; Каллимах. Гимны V 130
  43. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С. 418.
  44. Эсхил. Персы 650; Софокл. Эдип в Колоне 1560
  45. Орфические гимны XVIII 12
  46. Валерий Флакк. Аргонавтика III 406
  47. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей . М., 2001. В 3 т. Т. 1. С. 354.
  48. Лас Гермионский, фр.1 Пейдж; Павсаний. Описание Эллады II 35, 9; Овидий. Фасты VI 757
  49. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 2. С. 317; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 5 далее
  50. Павсаний. Описание Эллады I 28, 6
  51. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей . М., 2001. В 3 т. Т. 3. С. 121.
  52. Гимны Гомера V 9; 404
  53. Плутарх. Об Е в Дельфах 21
  54. Павсаний. Описание Эллады IX 23, 4
  55. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  56. Nerd4Life. . Nerd4Life . Дата обращения: 18 сентября 2019. 8 ноября 2020 года.
  57. Chris Carter. . Destructoid (10 июня 2019). Дата обращения: 18 сентября 2019. 10 октября 2019 года.
  58. Bernard Boo. . Den of Geek (4 июня 2019). Дата обращения: 18 сентября 2019. 8 июня 2019 года.
  59. Сергей Цилюрик. . Канобу (3 июня 2019).
  60. Михаил Шевкун. . Игромания (3 июня 2019). Дата обращения: 13 сентября 2019. 19 июня 2019 года.
  61. Антон Лысенко. . Игромания (20 января 2003). Дата обращения: 17 сентября 2019. 2 мая 2017 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Аид