Кобринец, Николай Сергеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Князь Никола́й Серге́евич Трубецко́й ( 4 (16) апреля 1890 года , Москва — 25 июня 1938 , Вена ) — русский лингвист, философ, публицист, этнограф и историк.
Наиболее известен своими исследованиями по фонологии, обобщёнными в итоговом труде «Основы фонологии», изданном посмертно на немецком языке в 1939 году. Один из крупнейших теоретиков структурализма . Заложил основы морфонологии .
Принадлежал к дворянскому роду Трубецких , восходящему к Гедимину ; сын ректора Московского университета князя С. Н. Трубецкого и племянник князя Е. Н. Трубецкого , брат писателя и мемуариста князя В. С. Трубецкого .
С тринадцати лет посещал заседания этнографического отдела Московского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. В пятнадцать лет опубликовал первую научную работу, выполненную под научным руководством археолога С. К. Кузнецова : «Финская песнь „Kulto neito“ как переживание языческого обычая» ( Этнографическое обозрение . — 1905. — Т. XVII, № 2/3). В 1907 году начал сравнительно-исторические и типологические исследования грамматического строя северокавказских и чукотско-камчатских языков; материалы, собранные в ходе этой работы, продолжавшейся вплоть до революции, в годы Гражданской войны погибли («пошли дымом»; впрочем, советский кавказовед Е. Бокарёв сообщал, что видел их в Ростове незадолго до Второй мировой войны ) и были впоследствии восстановлены Трубецким в эмиграции по памяти.
В 1908 году окончил экстерном Пятую Московскую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета , посещая занятия по циклу философско-психологического отделения. С 1909 года учился вместе с Б. Л. Пастернаком , по утверждению которого Трубецкой увлекался тогда русской религиозной философией и неокантианством Марбургской школы. Затем перевёлся на отделение западноевропейских литератур и наконец — на отделение сравнительного языкознания, где стал учеником Ф. Ф. Фортунатова . В 1912 году закончил первый выпуск отделения сравнительного языковедения и был оставлен на при университете для подготовки к профессорскому званию по рекомендации профессора В. К. Поржезинского , направлен в научную командировку в Германию.
В 1913—1914 годах стажировался в Лейпцигском университете , где изучал младограмматическую школу . Вернувшись, сдал магистерские экзамены и стал преподавать в Московском университете в качестве приват-доцента . Революция 1917 года застала его во время научной поездки на Кавказ и он остался в Кисловодске ; в 1918 году преподавал в качестве доцента в Ростовском университете .
В 1920 году эмигрировал в Болгарию ; преподавал в Софийском университете ; издал сочинение «Европа и человечество», в котором близко подошёл к выработке евразийской идеологии. Обсуждение этой книги в софийском семинаре, в котором участвовали П. П. Сувчинский , Г. В. Флоровский , П. Н. Савицкий привело к рождению евразийской идеологии, о чём было заявлено в сборнике «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. Книга 1» (София, 1921).
В 1923 году переехал в Вену, преподавал в Венском университете . Жил Трубецкой в квартире на Dorotheergasse 12 на 3-м этаже, а в 1934 году переехал на Kleeblattgasse 4 . В 1920-х — 1930-х годах — активный участник евразийского движения, один из его теоретиков и политических лидеров. Наряду с П. П. Сувчинским и П. Н. Савицким входил в руководящие органы евразийства (Совет Трёх, Совет Пяти, Совет Семи). До 1929 года участвовал во всех программных евразийских сборниках («Исход к Востоку» (1921), «На путях» (1922), «Россия и латинство» (1923), «Евразийский временник. Книга 1» (1923), «Евразийский временник. Книга 2» (1925), «Евразийский временник. Книга 3» (1927)), в периодических изданиях евразийцев (журнал «Евразийские хроники», газета «Евразия»). Соавтор коллективных евразийских манифестов («Евразийство (опыт систематического изложения)» (1926), «Евразийство (формулировка 1927 года)»). Выпустил ряд книг в Евразийском книгоиздательстве («Наследие Чингисхана» (1925), «К проблеме русского самосознания» (1927)). Как идеолог евразийства разрабатывал концепции многополярного мира, славяно-туранских культурных взаимодействий, монгольского влияния на русскую политическую историю и культуру, идеократии, учения о правящем отборе в государстве.
В 1929 году в знак протеста против просоветской и прокоммунистической направленности газеты «Евразия» вышел из состава руководящих органов евразийского движения. Не участвовал в создании (1932) и работе Евразийской партии, но продолжал поддерживать личные контакты с П. Н. Савицким, участвовал в работе теоретических евразийских семинаров и в 1930-х годах начал печататься в евразийских изданиях (журнал «Евразийские тетради» и др.). Тогда же совместно с Р. О. Якобсоном разрабатывает теорию евразийского языкового союза и вообще евразийского учения о языке в связи с географическим фактором, на основе онтологического структурализма, сформировавшегося в идейном пространстве Пражского лингвистического кружка .
Параллельно в 1920—1930-х гг. преподавал в Венском университете славянские языки и литературу, занимался научной деятельностью. В конце 1920-х — начале 1930-х разработал фонологическую теорию . Был одним из участников и идейных лидеров Пражского лингвистического кружка , одним из создателей школы славянского структурализма в лингвистике. В своих лекциях по истории русской литературы высказывал революционные идеи о необходимости «открытия» древнерусской литературы (наподобие открытия русской иконы), о применении формального метода к произведениям древней и средневековой литературы (в частности к « Хожению за три моря » Афанасия Никитина ), о метрике русских былин .
Был непримиримым противником коммунизма , воцерковленным православным христианином. Выполнял обязанности старосты русской Никольской церкви в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского) (в конце 1920-х в ведении Московской Патриархии). По выходе 1 июля 1928 года из юрисдикции Евлогия настоятеля храма архимандрита , ввиду невозможных для исполнения политических требований лояльности советской власти, «князь Н. С. Трубецкой , состоящий церковным старостой сей церкви, немедленно донёс Митрополиту Евлогию о выходе Архимандрита Харитона из канонического подчинения Митрополиту Евлогию и последний, по одному донесению мирянина, вопреки священным канонам, <…> уволил Архимандрита Харитона от должности, с запрещением священнослужения и преданием церковному суду» .
В 1930-х гг. выступал в печати против национал-социализма , видя в нём своеобразный «биологический материализм », столь же несовместимый с православным мировоззрением, как и марксистский « исторический материализм ». В ответ на попытки бывшего евразийца А. В. Меллера-Закомельского , жившего в Германии, сблизить позиции правого евразийства и русского национал-социализма Н. С. Трубецкой выступил с теоретической антинацистской статьёй «О расизме». Критиковал «арийскую теорию в лингвистике», доказывая, что индоевропейского праязыка не существовало, а сходства языков индоевропейской семьи можно объяснить их влияниями друг на друга в ходе исторического развития. Эти идеи, высказанные им в статье «Мысли об индоевропейской проблеме», стали причиной доноса в гестапо со стороны пронацистски настроенного австрийского лингвиста.
В 1938 году после аншлюса Австрии подвергся притеснениям со стороны гестапо , вызывался на допрос, был арестован на трое суток, в его квартире был произведён обыск. По признанию П. Н. Савицкого, от концлагеря его спас только титул князя. Однако значительная часть его научных рукописей была конфискована во время обыска и впоследствии утрачена. Не перенеся этой потери, Николай Сергеевич Трубецкой скончался от инфаркта миокарда , в больнице. Похоронен на Центральном кладбище .
Труд Трубецкого «Основы фонологии», как отмечала в своём предисловии его переводчица Кристиан Болтекс, считается одним из классических в современной лингвистике . Первоначально он был написан на немецком языке и в Праге посмертно в 1939 году. Научному признанию работы способствовало появление переводов, большинство которых были предприняты при деятельной или как минимум моральной поддержке Р. О. Якобсона: французский (Jean Cantineau, 1949), русский ( А. А. Холодович , 1960), английский (Christiane A. M. Baltaxe, 1969) и польский (Adam Heinz, 1970).
Жена — княгиня Вера Петровна Трубецкая (Базилевская) (1892—1968). Дети: