Wind River Systems
- 1 year ago
- 0
- 0
Киммери́йцы (устар. киммеры , др.-греч. Κιμμέριοι , аккад. [Gimirāia], [Gamir(a/āia)] ) — кочевые ираноязычные племена, вторгшиеся в Закавказье во второй половине VIII века до н. э. и в VII веке до н. э. завоевавшие некоторые районы Малой Азии . Также условное название так называемых «доскифских» народов Северного Причерноморья железного века . Гимирру из ассирийских источников могут быть тождественны киммерийцам античных авторов, вытесненным из степей на Ближний Восток продвижением скифов .
Данные о языке киммерийцев ограничиваются самим этнонимом и 3 именами их вождей; для всех этих слов предлагались иранские этимологии, ни одна из которых не бесспорна. Учитывая культурную близость киммерийцев и скифов по письменным источникам и данным археологии, обычно предполагается, что их языки входят в восточноиранскую подгруппу иранской группы языков ) . По другой версии, киммерийцы были фракийцами по происхождению .
Поэма «
Одиссея
», XI песня, строки 13—19
(ок. VIII века
до н. э., единственное упоминание киммерийцев в поэме):
«
Скоро пришли мы к глубокотекущим водам
Океана
;
Там киммериян печальная область, покрытая вечно
Влажным туманом и мглой облаков; никогда не являет
Оку людей там лица лучезарного
Гелиос
, землю ль
Он покидает, всходя на звездами обильное небо,
С неба ль, звездами обильного, сходит, к земле обращаясь;
Ночь безотрадная там искони окружает живущих.
»
«
Судно дошло до пределов глубокой реки Океана;
Там находится город народа мужей киммерийских,
Вечно покрытый туманом и тучами: яркое солнце
Там никогда не блеснет ни лучами своими, ни светом,
Путь ли когда от земли совершает по звездному небу,
С неба ль на землю обратно когда возвращается снова:
Тьма простирается там над жалкими смертными вечно.
»
«
Мы наконец Океан переплыли глубоко текущий.
Там страна и город мужей киммерийских. Всегдашний
Сумрак там и туман. Никогда светоносное солнце
Не освещает лучами людей, населяющих край тот,
Землю ль оно покидает, вступая на звездное небо,
Или спускается с неба, к земле направляясь обратно.
Ночь зловещая племя бессчастных людей окружает.
»
Киммерийцы известны с VIII века до. н. э. из античных и переднеазиатских письменных источников. Сведения о них сохранились у древнегреческих авторов, в клинописных архивах ассирийцев и библейских текстах . Часто современные исследователи сообщают, что впервые киммерийцы засвидетельствованы в анналах Ассирии (напр., А. И. Иванчик и др.) или что название киммерийцам «дано древними ассирийцами » ( Л. А. Ельницкий ). Однако текст античной « Одиссеи », где киммерийцы также упоминаются, вероятно, создан не позднее VIII века до н. э., тогда же, когда появились и ассирийские свидетельства . В виде древнегреческой лексемы название перешло в общеевропейскую традицию, откуда как киммерийцы/киммеры попало в русский язык . На сегодняшний день этот этноним является древнейшим из дошедших до наших дней наименований восточноевропейского народа или группы племён .
Согласно последним исследованиям, которые основаны на гипотезе о переднеазиатском происхождении индоевропейских народов, предполагается, что предками киммерийских племен, вероятно, были племена, именуемые Умман-Манда .
Умман-Манда — собирательный термин, использовавшийся в конце III — середине I тысячелетий до нашей эры в Месопотамии в отношении несемитских и нешумерских народов, проживавших к северу и северо-востоку от региона. На Древнем Ближнем Востоке в разных контекстах их называли киммерийцами . Родина Умман-Манда, по-видимому, находится где-то от Центральной Анатолии до северной или северо-восточной Вавилонии, что в основном совпадает со страной под названием историческая Каппадокия . Армянские источники называют земли Каппадокии словом Гамирк ( арм. Գամիրք ), истоки которого видят в племенах проживших здесь в древности кимерийцев и соответствующего им библейского Гомера .
Написание лексемы «киммерийцы» в древнегреческом языке известно как Κιμμέριοι [Kimmérioi], в латинском — Cimmerii . Ф. Любкер полагал, что этноним восходит к имени некой богини Киммерис . Впервые в античных источниках киммерийцы упоминаются в древнегреческой поэме «Одиссея», традиционно приписываемой легендарному аэду Гомеру и созданной, вероятно, около VIII века до н. э. . Некоторые исследователи считали, что киммерийцы в «Одиссее» не имеют отношения к историческим племенам и речь идёт о мифических жителях преддверия Аида , другие, основываясь на достоверности многих исторических и географических сведений содержащихся в гомеровских поэмах, видели в приведённом тексте реальный народ . Киммерийцы один раз упоминаются в поэме в 14 строке XI песни , и это единственное упоминание в такой древний период — в дальнейшем в древнегреческой и древнеримской литературе сведения о них появляются значительно позднее (напр., в « Истории » Геродота в V веке до н. э. , в « Географии » Страбона в I веке до н. э. — I веке н. э. и других).
Клинописные
тексты «Писем Куюнджикского архива»
(конец VIII века до. н. э., упоминание места обитания
киммерийцев как страны
Гамирр
):
« Царю, моему господину, — твой раб Синахериб . Привет царю, моему господину. Ассирия благополучна, храмы благополучны, все царские крепости благополучны, пусть сердце царя, моего господина, будет весьма довольно. Мне писали Уккийский [царь] : когда царь урартский пошел на страну Гамир, все его войско было побито, сам он, его наместники с их войском были отброшены… Вот сообщение Уккийского царя … Набули, наместник города Хальсу, писал мне — я писал страже пограничных крепостей относительно вестей об урартском царе. Когда он отправился в страну Гамир, все его войско было побито, три из его начальников со своими отрядами убиты, сам же он бежал и вступил в собственную землю; его лагерь до сих пор не достигнут. Вот сообщение Набули… »
«
.
»
«
.
»
В древних письменных источниках Передней Азии упоминание киммерийцев впервые появляется в конце VIII века до н. э. в клинописных памятниках Ассирии. Современники киммерийских вторжений, древние ассирийцы, зафиксировали этноним в виде лексемы гимирра , а название страны киммерийцев как топоним Гамирр ( транскрипция с употреблявшегося ассирийцами аккадского языка — [Gimirāia], [Gamir(a/āia)]) . Важным свидетельством о киммерийцах являются т. н. «Письма Куюнджикского архива», обнаруженные в XIX веке среди развалин дворца царя Ашурбанипала на месте одной из ассирийских столиц — Ниневии . Эта большая группа клинописных табличек представляет собой собрание сообщений, информировавших ассирийских правителей о событиях, происходящих в окружающих странах. Архив был перевезён в Британский музей , а в 1892 году введен в научный оборот Р. Ф. Гарпером ; перевод текста выполнен в 1930—1936 годах и издан в четырёх томах .
Датировка части «Писем Куюнджикского архива», связанной с Урарту и киммерийцами, точно не определена. Ряд исследователей полагает, что эти сведения описывают события позднее 710 года до н. э. ( А. Олмстед и пр.), другие относят их немного ранее, датируя важное событие ассиро-урартских взаимоотношений — поход Саргона II на Урарту — 714 годом до н. э. (обосновал предположение Б. Б. Пиотровский ) . Некоторые документы упоминающие гимирра и Гамирр: 1) Сообщения резидента по имени Ашуррисуа (в основном об Урарту) ; 2) Два письма наследника Синахериба своему отцу, царю Саргону II; 3) Письмо наследника Ашурбанипала своему отцу, царю Асархаддону ; 4) Письмо некоего Белушезиба царю Асархаддону; 5) Вопросы к богу Шамашу ( прорицания для царей Асархаддона и Ашурбанипала) .
Киммерийцы дважды засвидетельствованы в библейских текстах , где их связывают с именем такого персонажа как Гомер ( др.-евр. [gmr] ) . Согласно библейской мифологии, он яфетид , то есть сын Иафета , одного из родоначальников человечества, и внук ветхозаветного патриарха Ноя ( см. Библейская родословная ). Вероятно, имя как эпоним попало в Библию через ассирийское наименование киммерийцев — гимирра — или название территории их расселения в Каппадокии — Гамирр . Кроме древнееврейского языка племенное имя киммерийцев сохранилось и в древнеармянском ( см. ) .
После вытеснения киммерийцев из Северного Причерноморья скифами , вероятно, произошедшего к началу VII века до н. э. (возможна и частичная ассимиляция ), они не фигурировали в источниках, но память об их пребывании в регионе надолго сохранилась в местной топонимике , особенно в восточном Крыму . Среди упоминаемых античными авторами названий известны такие как Боспор киммерийский ( Керченский пролив , название дано древними греками в VI веке до н. э. ), Киммерийские валы (древние земляные валы на Керченском и Таманском полуостровах), Киммерийские переправы (некие древние переправы через Керченский пролив), Киммерик (античный город на Керченском полуострове). Киммерийцами оставлен топонимический след и в другом регионе проживания — в Малой Азии , так в армянских письменных свидетельствах до периода средневековья Каппадокия именовалась как Гамирк ( арм. Գամիրք [gamir-q]). Вероятно, название восходит к племенному имени киммерийцев известному из ассирийских источников — гимирра — и населяемой ими страны — Гамирр .
Важные эпиграфические памятники древности, Бехистунская и также сохранили упоминания топонима, связанного с киммерийцами. Клинописный текст надписей высечен на рубеже VI—V веков до н. э. по приказу персидского царя Дария I и выполнен на трёх языках — аккадском , древнеперсидском и эламском . Среди перечисленных покорённых Дарием I стран, в текстах три раза упоминаются саки (часто в подобных источниках они же скифы), как «Амиргейские саки», «саки с островерхними шапками» и «саки по ту сторону моря». Внимание современных исследователей обратили на себя «саки/скифы по ту сторону моря», в обоих надписях топоним Сакия/ Скифия указывался как [sakā] (древнеперсидский вариант) и [ša-ak-ḳa] (эламский вариант). А вот в аккадском варианте и Бехистунской и Накширустемских надписях термин Сакия/Скифия указывался как [matu gi-mi-ri] — «страна киммерийцев». Таким образом, по мнению исследователей, в аккадском языке сохранялся в названии Сакии/Скифии другой древний топоним .
Достоверные письменные источники, позволяющие определить происхождение киммерийцев, отсутствуют , само их существование иногда ставится исследователями под сомнение и в современных изданиях про киммерийцев часто описывают как народ, «вероятно населявший восточно-европейские степи» . Те учёные, которые считают киммерийцев реальной этнообщностью, предполагают их существование в IX/VIII—VII веках до н. э. в Северном Причерноморье (северопричерноморские степи, Крым , Приазовье и Тамань ), а также в Восточном Причерноморье (западное Предкавказье и западный Кавказ ) . Предположительно, в начале VII века до н. э. киммерийцы были вытеснены и частично ассимилированы скифами .
В какой-то период (иногда предполагается последняя четверть VIII века до н. э. ) киммерийцы начали совершать военные походы в западное Закавказье и на север Малой Азии ; некоторая их часть фактически переселялась туда из Северного или Восточного Причерноморья . Традиционно предполагается, что миграционный процесс шёл под давлением скифов, вытеснявших киммерийцев из причерноморских степей . Проникнув в переднеазиатский регион, киммерийцы оказались вовлечены в противоборство значительных государств Древнего мира — Ассирии , Ионийского союза , Лидии , Урарту и других. Известно, что уже в конце VIII века до н. э. часть киммерийцев осела на севере Малой Азии; вероятная локализация — восточная Каппадокия (страна Гамирр ассирийских источников) .
Среди многочисленных археологических данных, собранных на территории Северного Причерноморья и Северного Кавказа , только свидетельства начала 1-го тыс. до н. э. начинают сопоставляться исследователями с этнонимами древних письменных источников . Идентификация киммерийцев давно заботит ряд учёных, но и сейчас в археологии нет единого мнения, какую археологическую культуру или отдельные памятники считать киммерийскими . На сегодняшний день в Северном Причерноморье и прилегающих территориях обнаружены следы некой кочевническо-скотоводческой археологической культуры, охватывающей период с IX по начало VII веков до н. э., которая, с известной долей вероятности, может отождествляться с киммерийцами (в основном представлена могильниками и кладами ) . Однако не исключено, что это свидетельства материальной культуры не только киммерийцев, но и проживавших здесь других племён, например, некоторыми исследователями предполагаются ранние скифские группы .
Так как состояние и количество археологических свидетельств, связанных с киммерийцами, таково, что не позволяет точно идентифицировать их археологическую принадлежность , археологи выделяют условный киммерийский период (другое название — предскифский ), охватывая этим названием ряд культур и памятников позднего бронзового и начала раннего железного веков на юге Восточной Европы («возможные киммерийцы»). Характеристики археологических находок киммерийского периода определены В. А. Городцовым , Е. И. Крупновым , А. А. Иессеном , А. И. Тереножкиным и другими. Особенности памятников этого периода имеются в обряде погребения , оружии (подтреугольные лопасти гарды у кинжалов и мечей ; своеобразные наконечники стрел ), уздечном наборе (характерные формы удил — двукольчатые и стремевидные; псалий — с тремя отверстиями, муфтами или петлями), формах украшений (накладок с геометрическим орнаментом в виде концентрических окружностей, бегущих спиралей и солярных розеток), керамике и другом ( см. ).
Одними из первых ярких археологических свидетельств киммерийского периода являются находки Камышевахско-черногорского и Новочеркасского кладов (опубликован А. А. Иессеном, 1953 ) . На основе них были выделены два типа памятников — черногорские и новочеркасские, иногда выделяемые в отдельные археологические культуры, связываемые с киммерийцами . В последующие годы они особенно тщательно изучались А. И. Тереножкиным (1965 , 1973 , 1976 ) и А. М. Лесковым (1971 , 1981 ). Исследователи расходились в этнической принадлежности создателей памятников — А. И. Тереножкин считал их киммерийцами, а А. М. Лесков предполагал киммерийскими только находки черногорского типа, связывая новочеркасский тип уже со скифами. Однако оба исследователя одинаково относили предков создателей этих двух типов памятников к срубной культуре , носители которой выдвинулись в украинские степи из-за Волги в середине 2-го тыс. до н. э. Соответственно, позднебронзовые памятники белозёрского типа , непосредственно предшествовавшие киммерийскому периоду, они рассматривали как поздний этап развития срубной культуры в Северном Причерноморье .
Известный немецкий археолог Рената Ролле заявила, что никто не показал археологических свидетельств присутствия киммерийцев в южной части России и в других странах . В Малой Азии обнаружены захоронения, которые можно уверенно связать с историческими киммерийцами, прояснены некоторые детали их истории, отвергнута версия Геродота о появлении киммерийцев в Закавказье . Д. А. Авдусин считал, что киммерийским является впускное погребение № 5 в кургане в Запорожской области . Согласно данным радиоуглеродного анализа курган датируется рубежом X и IX веков до н. э.
Время существования киммерийцев приходилось на переходный период от Бронзового к Железному векам. В Северном Причерноморье и прилегающих территориях этот период соответствует IX — начало VII вв. до н. э., иногда исследователи называют его «Киммерийским» или «Предскифским» периодом/эпохой . 1-е тыс. до н. э., которое киммерийцы застали только в первой четверти, для населения огромных территорий Евразии было важной исторической эпохой, в этот период происходили изменения в общественной жизни и культуре — распадались оформившиеся патриархально-родовые отношения, крупные племенные группы консолидировались в более значительные племенные союзы, возникало патриархальное рабство , расширялись межплеменные и международные экономические и культурные связи. Основой этому послужили сдвиги в области роста производительных сил — заканчивался процесс приручения полезных животных , завершалось освоение выращивания основных видов агрокультур , стабилизировалась хозяйственная основа оседло-земледельческих , кочевых и полукочевых скотоводческих обществ, начиналось хозяйственное освоение железа — одного из видов сырья, сыгравших революционную роль в истории человечества .
Главным аспектом «киммерийской проблемы», безусловно, является поиск археологического материала, относящегося к историческим киммерийцам. К началу XXI века проявились как минимум три подхода к решению киммерийской проблемы :
По вопросу нахождения киммерийцев в Северном Причерноморье среди учёных существует две гипотезы: согласно первой, киммерийцы были единственными обитателями от Дуная до Дона в IX—VII веках до н. э. , по другой гипотезе — уже в IX—VIII веках до н. э. на этих территориях совместно с киммерийцами проживали какие-то скифские племена . Возможно, около VIII века до н. э. именно в Северном Причерноморье киммерийцы впервые встретились с древними греками — сообщение о них сохранилось в « Одиссее » , здесь же помещал киммерийцев Геродот , описывая их как кочевые племена .
В «Одиссее», приписываемой Гомеру , земли киммерийцев охарактеризованы в свете мифологических представлений древних греков — они локализуются на Крайнем Западе у мировой реки- Океан , куда никогда не проникают лучи солнца- Гелиоса . По мнению А. П. Смирнова автор «Одиссеи» слишком сгущает краски при описании территории проживания киммерийцев — гомеровская характеристика более подходит к Заполярью , где долгое время не показывается солнце, а не к Северному Причерноморью. Однако, А. П. Смирнов предположил, что можно допустить поэтическую вольность Гомера, а также следует иметь в виду, что для жителя эгейского региона, Северное Причерноморье — это север, и довольно прохладный. Последнее утверждение подтверждается тем, что известны и другие древнегреческие писатели, которые ярко описывали морозы этого региона, в частности Крыма и Приазовья .
Геродот называет киммерийцев доскифским населением степной части Северного Причерноморья . Также их упоминает Каллин . Филологи Аристарх и Кратет исправляли у Гомера написание киммерийцы на «керберии» (см. Кербер ). О «киммерийском граде» рассказывал Гекатей . Эфор Кимский помещает их около озера Аверн в Италии
В конце VIII века до н. э. (иногда предполагается 715—714 года н. э. ) на киммерийцев напал царь Урарту Руса I (либо это был Аргишти II ). По данным ассирийских шпионов, страна, в которой в это время находились киммерийцы, была расположена рядом с землёй Гурианиа . Урартская армия в походе на страну Гамирр была разбита, погибло много знатных сановников (в том числе подчинённый Урарту правитель страны Уаси ), а сам урартский царь вынужден бежать. Поражение вызвало восстания в Урарту и отпадение от государства периферийных владений . Часто современные исследователи сообщают, что разгром от киммерийцев послужил причиной вторжения в Урарту ассирийского царя Саргона II . Однако, имеются сведения, что урартский царь подавил все мятежи внутри страны, укрепил крепости по границам и был готов к войне с Ассирией. Вероятно, в Урарту не боялись вторжения разгромивших их киммерийцев, так как в конце VIII века до н. э. киммерийцы ещё не набрали достаточной силы в Малой Азии, реальную угрозу они стали представлять позднее — в 1-й половине VII века до н. э. Вторжение ассирийцев в Урарту произошло на 8-м году правления Саргона II (в 714 году до н. э., либо несколько позднее), часть территории Урарту была разграблена, нанесён значительный военный и хозяйственный урон .
Имеются косвенные свидетельства середины VII века до н. э. о возможности союза киммерийцев с царством Урарту. В ассирийских источниках (т. н. «вопросах к богу Шамашу ») есть упоминание, что ассирийский царь Асархаддон ждал божественного прорицания , поставив вопрос — двинутся ли урарты и киммерийцы совместным походом в хурритскую страну Шубрия ? В этот период царь Урарту Руса II активно строил крепости и укреплял страну, помимо киммерийцев он, вероятно, также вступил в союз со скифами. Это не могло не тревожить Ассирию и заставляло её пристально следить за действиями своих северных соседей .
Имеются сведения, что в 679 (или 678) году до н. э. какая-то часть киммерийцев, во главе с предводителем Теушпой , перешла на службу к правителю Ассирии Асархаддону . Позднее киммерийцы напали на Лидию , но её царь Гигес заключив союз с Ассирией с помощью её войск отразил это нашествие. В дальнейшем Гигес изменил политическую ситуацию в регионе — отказался от союза с ассирийцам и заключил новый союз — с Египтом и Вавилонией . В 654 (или 652) году до н. э. киммерийцы, снова оказались на службе у ассирийского царя (древнегреческие мифы называют Сарданапала ), по его приказу они вторглись в Лидию, разгромили и убили Гигеса, сожгли лидийскую столицу Сарды . Наследник Гигеса Ардис II уцелел в крепости Сард и признал власть Ассирии, таким образом избежав уничтожение Лидии киммерийцами .
В 676 (или 674) году до н. э. киммерийцы совершили поход на Фригию и разгромили её . Вероятно, в какой-то период часть киммерийцев и объединившихся с ними фракийских треров осела в Киликии . В 645 (или 644) — 639 годах до н. э. под предводительством вождя Лигдамиса они совершали набеги на ионийцев , ассирийцев и скифов . Лигдамис умер в Киликии после неудачной попытки разграбить один из городов Ионии — Эфес . Господство киммерийцев в Малой Азии закончилось с вторжением сюда скифов , а также значительные поражения они понесли от лидийского царя Алиатта , фактически изгнавшего их из региона .
За это время часть их продвинулась в западную часть Малой Азии , а другая группа находилась вблизи восточных границ Ассирии . Малоазийские киммерийцы в союзе с Табалом , Хиллакку и племенем мушков враждовали с Ассирией. В 679 году до н. э. ассирийский царь Ассархаддон разбил в Каппадокии войско киммерийского царя Теушпы , но эта победа не имела особых последствий. Вскоре киммерийцы напали и частично подчинили себе Фригию , убив при этом царя Мидаса , одноимённого легендарному фригийскому правителю. Восточная группа кочевников приняла участие в восстании в 671—669 годах до н. э., в результате которого образовалось Мидийское царство . Видимо, вскоре после этого восточные киммерийцы ассимилируются с местным населением и исчезают с исторической арены, что нельзя сказать об их западных соплеменниках.
В это время кочевникам удалось отторгнуть у Ассирии ряд западных территорий, что заставило Ашшурбанипала считать их весьма опасными противниками. Усилившись, киммерийцы во главе с царём Дугдамми (Тугдамме; Лигдамисом греческих текстов) в 644 году до н. э. вновь атакуют Лидию, в результате чего были взяты Сарды и погиб царь Гиг. В это время происходит единственное столкновение греков с киммерийцами, которым удалось захватить некоторые города Ионии , в частности Магнесию-на-Меандре и, видимо, Эфес (cогласно Архилоху , в Эфесе киммерийцы разорили храм Артемиды ). Опорным пунктом завоевателей на западе Анатолии стал Антандр , который впоследствии даже получил название Киммерида. Но для постоянного расселения своих соплеменников Тугдамме выбрал более отдаленную Каппадокию .
Вскоре были предприняты новые нападения на Ассирию, но в ходе одного из этих походов царь Дугдамми умер от болезни ( Страбон предполагал, что Дугдамме был побеждён и убит царём скифов Мадием ; Ашшурбанипал утверждает, что Тугдамме победил бог Мардук ), и киммерийцы отступили. Его наследник Сандакурру (Сандакшатра) , также названный царём скифов- саков , упоминается как враг Ассирии в одном из текстов Ашшурбанипала, но кочевникам больше не удалось восстановить своё могущество. Больше они не упоминаются в ассирийских документах.
В осетинском нартовском эпосе киммерийцы упоминаются как гумиры, предшествовавшие нартам.
У мужчин киммерийцев из раскопок у села Глиное обнаружены Y-хромосомные гаплогруппы R1b и Q1a , также у представителей черногоровской культуры определены митохондриальные гаплогруппы C5c, H9a, R . У киммерийцев был обнаружен восточноазиатский аутосомный сигнал. . У образцов MJ-12, −31, −32 определены митохондриальные гаплогруппы H35 , U2e2, U5a1b1 и Y-хромосомные гаплогруппы R1a-Z645 и R1a2c-B111 . Более масштабные генетические исследования показывают смешанное происхождение киммерийцев, характерное для кочевых народов, на их происхождение больше повлияла карасукская культура, чем срубная . Они не были однородным народом, в их геноме прослеживается влияние народов бронзового века Южного Урала, а также Центральной Азии и Дальнего Востока .
Чаще всего на киммерийских вещах встречается фигура в виде ромбовидного значка с вогнутыми сторонами и кружочком в середине. Почти всегда такой значок вписывается в круг, в результате чего образуется простая четырёхлепестковая розетка. Значками такого рода обычно оформлялись круглые бронзовые бляхи с отверстиями для перекрещивающихся ремней у уздечки. Значку могло придаваться и значение оберегов . Следующую серию составляют круглые бляшки с вписанным прямым равноконечным или чаще мальтийским крестом .
В настоящее время все сведения о киммерийском языке являются весьма гипотетическими в связи с тем, что от их языка сохранилось всего несколько имён собственных в ассирийской транскрипции (Te-uš-pa, Dug-dam-me, Šandakšatru), а также название самого народа. С точки зрения И. М. Дьяконова , имя киммерийского царя Сандакшатру абсолютно аналогично иранскому « Артаксеркс » и может быть интерпретировано как «власть бога » ( лувийское божество) . Аналогичным образом венгерский лингвист Янош Харматта приводил древнеиранские истоки имени Теушпа. Это предполагает индоиранскую принадлежность киммерийцев . Существует предположение, что киммерийцы ираноязычный народ .
Также существует версия, что киммерийцы были близки фракийцам . По Леманну-Гаупту, язык киммерийцев мог быть «потерянным звеном» между фракийским и иранским языком. Георг Хольцер выдвинул гипотезу существования отдельной индоевропейской ветви, которую он отождествил с киммерийцами.
На основании изобразительного искусства соседних народов восстанавливают одежду киммерийцев. Они носили кожаные куртки, штаны, сапоги и островерхие шапки.
В цикле повестей о Хайборийской Эре писателя Р. И. Говарда фигурирует Конан , вымышленный воин-варвар из Киммерии. В дальнейшем персонаж книг, комиксов, кинофильмов и компьютерных игр, один из наиболее популярных фантастических персонажей XX века. Впрочем, «Киммерия» Говарда имеет мало общего с исторической Киммерией и списана скорее с древнегерманских племён.