Палаццо Массимо
- 1 year ago
- 0
- 0
Палаццо Питти ( итал. Palazzo Pitti ) — самый большой из дворцов ( палаццо ) во Флоренции , выдающийся памятник архитектуры кватроченто . Находится на Площади Питти (Piazza dei Pitti), на левом берегу реки Арно , соединяется «длинным коридором» через реку с Палаццо Веккьо . С юго-восточной стороны к дворцу примыкают Сады Боболи — выдающийся памятник садово-паркового искусства периода маньеризма .
Это один из самых крупных музейных комплексов Флоренции, в нём расположены Палатинская галерея, Галерея современного искусства, Музей серебра, Музей фарфора, Музей карет и Галерея костюма (крупнейшее в Италии собрание, посвящённое истории моды ). В 2014 году Министерство культурного наследия Италии объединило Палаццо Питти, сады Боболи и галерею Уффици «единой администрацией с особой автономией» . На первом этаже здания находится Управление археологии, изящных искусств и ландшафта столичного города Флоренция и провинций Пистойя и Прато .
Строительство этого строгого и неприветливого здания было начато в 1458 году флорентийским банкиром Лукой Питти , главным сторонником и близким другом Козимо Медичи . Ранняя история дворца представляет собой смесь фактов и выдумок. Как утверждают, чтобы превзойти своего покровителя, Питти приказал рабочим сделать окна своего дворца ещё больше, чем вход во дворец Медичи . Современник Питти Никколо Макиавелли сообщает, что все изгнанные из Флоренции, в том числе и преступники, подлежащие преследованию, находили убежище во дворце, если могли быть полезны строительству . Соперничавшее с Медичи семейство Питти не хотело уступать в престижности главной флорентийской резиденции Медичи, известной в наше время как палаццо Медичи-Риккарди . Но Питти не хватило средств, чтобы превзойти дворец Медичи и завершить строительство. Работы были прерваны в 1465 году, когда со смертью Козимо Медичи в 1464 году у Питти начались финансовые трудности. Семья, однако, проживала во дворце с 1469 года, даже после смерти Луки Питти в 1472 году.
После краха банкирского дома Питти палаццо в 1549 году приобрела Элеонора Толедская , супруга великого герцога Тосканского Козимо I . Во дворце Питти провела молодые годы будущая королева Франции Мария Медичи , дочь великого герцога Тосканы Франческо I и его первой жены Иоанны Австрийской . По образцу её флорентийского палаццо был построен в Париже Люксембургский дворец .
В октябре 1600 года в Палаццо Питти состоялось венчание в отсутствие жениха ( по доверенности ) французского короля Генриха IV и Марии Медичи. С 1737 года дворцом владела семья Габсбургов Лотарингских .
Дворец оставался главной резиденцией Медичи вплоть до 1737 года, когда умер последний представитель рода Медичи по прямой мужской линии — Джан Гастоне Медичи . Затем он недолго находился в руках его сестры Анны Марии ; с её смертью прямая линия рода Медичи угасла и дворец перешёл к новым Великим герцогам тосканским — Лотарингскому дому из Австрии в лице императора Священной Римской империи германской нации Франца I Стефана . Австрийская аренда была ненадолго прервана Наполеоном , который пользовался дворцом в тот период, когда он установил контроль над Италией. В 1860 году Тоскана перешла из рук Лотарингского дома к представителям Савойской династии , как и Палаццо Питти.
В начале XIX века дворец использовал Наполеон Бонапарт в качестве резиденции во время своего правления в Италии. Во время Рисорджименто ,
После объединения Италии в 1865—1870 годах, когда Флоренция ненадолго стала столицей Итальянского королевства , Палаццо Питти служил королевской резиденцией Савойского дома. Король Виктор Эммануил II проживал во дворце до 1871 года. В 1833 году при великом герцоге Тосканы из Габсбург-Лотарингского дома Леопольде II некоторые части дворца были открыты для публики в качестве музея. 22 марта 1860 года Тоскана была присоединена к Сардинскому королевству и Великое герцогство Тосканское официально прекратило своё существование. В 1919 году король Витторио Эмануэле III передал его в дар государству. С тех пор здание является государственным музеем.
Тогда палаццо и другие строения в садах Боболи были поделены на пять отдельных галерей искусств и один музей; с тех пор там находятся не только оригинальные произведения искусства, но и другие бесценные артефакты из прочих коллекций, приобретённых государством. Открытые для посещения 140 комнат составляют часть интерьера, который был во многом обустроен позже, чем само строение, то есть в XVII и XVIII веках. После того как в 2005 году во дворце неожиданно было найдено несколько забытых ванных комнат XVIII века, стало известно о замечательных примерах устройства тогдашнего водопровода , которое своим стилем очень напоминает ванные XXI века.
В течение долгого времени автором дворца считали выдающегося флорентийского архитектора Филиппо Брунеллески . Так Дж. Вазари приписал авторство Брунеллески, ссылаясь на проект выдающегося флорентийца 1440 года. Однако мощный фасад Палаццо Питти обладает монументальностью, далёкой от индивидуального стиля Брунеллески, а строительство дворца началось через 12 лет после смерти мастера в 1458 году. Согласно документам строительство Палаццо Питти осуществлял Лука Фанчелли , который, возможно, использовал какие-то проекты Брунеллески и Л. Б. Альберти .
В 1558 году начались работы по расширению здания под руководством Бартоломео Амманати , а затем его учеников, но с учётом первоначального проекта .
Главный фасад дворца, выходящий на площадь, протянулся на 205 м. Высота 38 м. Два боковых крыла были добавлены в XVIII в. Палаццо имеет три этажа, каждый высотой 12 м. Они оформлены типично флорентийским рустом , окна имеют характерную арочную форму.
Вход во дворец ведёт в большой двор, иногда неверно называемый курдонёром («парадным двором»). Выступающие боковые корпуса главного фасада Палаццо Питти действительно создают впечатления полузакрытой площади, но, в отличие от французской традиции, в архитектуре итальянского ренессанс-маньеризма дворы (кортиле) всегда находятся внутри здания, за главным фасадом, и изолированы от улицы. Таков двор Палаццо Питти, созданный Бартоломео Амманати в 1558—1560 годах. Двор образует «навесную» галерею, с которой, как с бельведера , открывается вид на сады Боболи.
Фасады внутреннего двора и садовые фасады дворца работы Амманати имеют рустику, пересекающую полуколонны ордерной суперпозиции наподобие «муфтированных колонн», зрительно обесценивающих тектоничность архитектурной композиции. Это черта характерная для искусства флорентийского маньеризма второй половины XVI века .
Между 1558 и 1570 годами Амманати создал монументальную лестницу в интерьере первого этажа и расширил боковые корпуса в сторону сада. На галерее (террасе) был установлен большой фонтан, позднее получивший прозвание «Артишок» (Fontana del Carciofo), спроектированный помощником Джамболоньи Джованни Франческо Сусини.
В 1565 году Дж. Вазари построил знаменитый коридор , позднее названный его именем: «Коридор Вазари» (Corridoio Vasariano), соединивший Палаццо Питти с Палаццо Веккьо через церкви Санта-Феличита, Понте Веккьо до здания Уффици . Это сооружение позволяло герцогу и его семье легко и безопасно перемещаться из одного дворца в другой. Вначале Палаццо Питти использовалось по большей части для размещения официальных гостей, в то время как главной резиденцией Медичи оставался Палаццо Веккьо . Лишь при сыне Элеоноры Фердинанде I Медичи Палаццо Питти стало постоянным местом размещения коллекции произведений искусства семьи Медичи.
Роскошный интерьер бросается в глаза уже при посещении Appartamenti Monumentali: белая и золотистая лепнина, ценные гобелены и шёлковые обои, удивительные фрески и необычная подлинная мебель.
Пышное убранство помещений Палатинской галереи, оформленных в стиле барокко , создаёт несравненный, а для многих просто ошеломляющий фон для уникальных художественных произведений. Особого внимания заслуживают мифологические залы, расписанные Пьетро да Кортона (залы Венеры , Аполлона , Марса , Юпитера и Сатурна ). Собирать эту единственную в своём роде коллекцию картин начали Медичи , а Лотарингские герцоги дополнили её; правда, картины размещали по собственному усмотрению и вкусу. Они должны были служить чисто декоративным целям, тем не менее их расположение с тех пор не менялось, внося дополнительный шарм в общую атмосферу этого уникального собрания произведений искусства. Ни в одном музее мира нет стольких картин Рафаэля , как здесь (их 11); кроме того, в галерее несколько известных картин Тициана , здесь представлены работы венецианцев Тинторетто и Джорджоне , шедевры Рубенса и Ван Дейка , Караваджо и Мурильо , а также произведения флорентийских маньеристов , таких, как Россо Фьорентино , Андреа дель Сарто , Фра Бартоломео , Бронзино и, наконец, самого Понтормо .
В Галерее современного искусства в основном представлены произведения итальянских живописцев XIX в. Большое влияние на всю итальянскую живопись в конце того века оказала флорентийская группа художников под названием « Маккьяйоли » ( итал. macchia — пятно). Такое название она получила за свободную манеру письма яркими цветовыми пятнами.
В Музее серебра ( итал. Museo degli Argenti ) находится уникальная коллекция ваз, собранная Лоренцо Великолепным . Здесь есть древнеримские амфоры , вазы империи Сасанидов , образцы из Византии и Венеции XIV века . Разнообразие экспонатов просто поражает — тут можно увидеть драгоценные камни, золотые и серебряные изделия, слоновую кость. В этой сокровищнице собраны просто сказочные богатства. Ценнейшие изделия золотых дел мастеров рассеяны по многим залам, но не все из них принадлежат итальянцам, есть экземпляры из Германии и других стран. Здесь можно полюбоваться миниатюрной площадью Синьории, выложенной золотом и драгоценными камнями.
Палаццо Питти показан в компьютерной игре Assassin's Creed II . По сюжету, в 1498 году главный герой вместе с Никколо Макиавелли проникают на переполненную толпой площадь Питти перед дворцом, чтобы найти и остановить безумного монаха Савонаролу , захватившего власть в городе .