Площадь Святого Марка
- 1 year ago
- 0
- 0
Собо́р Свято́го Ма́рка ( итал. Basilica di San Marco — « базилика Сан-Марко », вен . Baxełega de San Marco ) — кафедральная базилика (соответствует статусу соборной церкви) Венеции (до 1807 года — придворная капелла при дворце дожей ), представляющий собой редкий пример «венецианско-византийского стиля» ( итал. veneto-bizantina ), в котором совмещены элементы западноевропейского романского , северо-итальянского готического стилей и влияния восточного, сирийского и византийского искусства . Располагается на площади Святого Марка , рядом с Дворцом дожей . Имеет статус патриархальной базилики (Basilica Cattedrale Patriachale di S. Marco) .
Собор, украшенный многочисленными мозаиками , выполненными византийскими, венецианскими и римскими мастерами, является местом хранения мощей Святого апостола Марка и множества ценных предметов искусства, в том числе вывезенных из Константинополя в ходе крестовых походов . В 1987 году собор в числе прочих венецианских памятников культуры вошёл в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО .
31 января 829 года из Александрии Египетской в Венецию были привезены мощи Святого апостола Марка . Мощи привезли венецианские купцы Буоно и Рустико, которые в 828 году , прибыв в Александрию, узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей . Предание связывает проповедь христианства в городах Венецианской лагуны с апостолом Марком . Согласно легенде, евангелист, возвращаясь морем из Аквилеи , был застигнут бурей и спасся на одном из островков Венецианской лагуны. Во сне ему явился ангел и сообщил, что здесь он когда-нибудь обретёт вечный покой . Поэтому торговцы решили спасти мощи святого от осквернения и привезти их в свой город.
Чтобы перенести реликвию на корабль, они прибегли к хитрости: «нетленное тело» евангелиста положили в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре (по иной версии спрятали среди мешков с солью). Для большей надёжности корзину укрыли складками паруса одного из судов. Событиям, связанным с перенесением мощей, посвящены мозаики пресбитерия и одной из люнет западного фасада базилики. После перенесения мощей в город апостол Марк заменил святого Феодора в роли небесного покровителя Венеции и, следовательно, обеспечил независимость от Константинополя; символом города стал знак евангелиста — крылатый лев , а девизом — латинская фраза: «Pax Tibi Marce Evangelista Meus» (Мир тебе, Марк, мой Евангелист).
Строительство церкви для хранения мощей апостола было начато дожем Джустиниано Партечипацио в 829 году, а завершено в 832 году его братом дожем Джованни Партечипацио . Поскольку здание первой базилики не сохранилось, то о её облике можно судить лишь по археологическим раскопкам, выполненным в ходе реставрации крипты собора, когда была обнаружена древняя кладка стен. Считается, что церковь была построена в форме латинской базилики типа равеннских ( Сан-Витале ) и занимала место нынешней крипты . Купол, установленный над её центральной частью, находился над местом захоронения мощей апостола Марка.
Базилика была повреждена пожаром, возникшим в 976 году в ходе дворцового переворота, когда дож Пьетро Кандиано был смещён дожем Пьетро Орсеоло . Пожар, начавшийся во Дворце дожей, перекинулся на северо-западную часть собора и нанёс ей серьёзные повреждения. К концу X века базилика была восстановлена, но исследователи считают, что это была реставрация здания, а не новое строительство .
Строительство второй базилики было начато в 1063 году при доже Доменико Контарини . Она была задумана как «церковь невиданной красоты и роскоши». Вплоть до XVI века храм называли собором, хотя официально он таковым не являлся. В 1071 году в ещё недостроенной церкви был возведён в должность дожа Доменико Сельво , при котором в 1071—1084 годах был начат первый цикл создания мозаичного убранства базилики. Освящение храма состоялось в 1094 году при доже Витале Фальере , который был захоронен в галерее на месте современного нартекса собора .
На протяжении последующих столетий церковь непрерывно расширяли и украшали. В 1159 году начались работы по облицовке собора мрамором , в XII веке были выполнены мозаики центральных куполов и сводов, в 1343—1354 годах были пристроены баптистерий и капелла Сант-Исидоро-Хиос (Святого Исидора Хиосского), в XV веке — капелла Масколи и сакристия (1486—1493), в 1504—1521 годах капелла Сан-Дзено (Святого Зенона). Внешнее убранство было завершено к концу XV века, о чём свидетельствует его изображение на картине Джентиле Беллини «Несение реликвии Истинного Креста на площади Сан-Марко» (1493). Титул «первого руководителя работ» (diretti dal proto) в разное время носили такие архитекторы, как Якопо Сансовино и Бальдассаре Лонгена .
Множество древних реликвий попали в храм после разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году . К ним относятся квадрига на западном фасаде, « золотой алтарь » византийской работы, образ « Мадонны Никопеи ».
Базилика играла важную роль в истории Венецианской республики . По сложившейся традиции глава республики перед торжественным провозглашением дожем должен был предстать перед горожанами в «перголе», правой кафедре, специально устроенной для этой цели в храме. Несмотря на то, что базилика до 1807 года была лишь дворцовой капеллой, в ней проходили крупные официальные церемонии: благословение войска перед войной, в том числе перед Четвёртым крестовым походом , демонстрация захваченных у врагов знамён. В базилике состоялась покаянная встреча Фридриха Барбароссы с папой Александром III . В церкви получали знаки своих полномочий флотоводцы и кондотьеры, здесь же собирались граждане во время военных угроз и стихийных бедствий .
Базилика находилась в юрисдикции венецианских дожей и имела собственный причт , независимый от местного епископа . В 1807 году по приказу Наполеона Бонапарта в базилику Сан-Марко из церкви Сан-Пьетро ди Кастело была перенесена кафедра патриарха Венеции (титул принадлежит епископу Венеции с 1451 года ), после чего храм стал кафедральной церковью Венеции.
В настоящее время базилика Сан-Марко является действующим храмом. Будничные богослужения проводятся в капелле святого Исидора Хиосского. Кроме мощей апостола Марка среди реликвий базилики выделяется глава апостола Иакова Младшего , мощи мученика Исидора Хиосского и образ «Мадонны Никопеи» (Победоносной), что делает её крупным центром христианского паломничества .
Размеры базилики составляют 76,5 (длина вместе с алтарной частью) на 62,5 метров. Высота базилики (по центральному куполу) составляет 43 метра. Храм имеет сложную композицию , совмещающую черты центрического и базиликального планов. Он распланирован по схеме греческого креста , относится к византийскому типу крестово-купольной базилики и, как принято считать, построен по образу константинопольской церкви Святых Апостолов , но не является её точным повторением. Храм имеет слегка вытянутый план по оси запад-восток и с трёх сторон обнесён галереями (со временем их сделали двухэтажными). Западная галерея образует нартекс , южная — баптистерий . Верхний этаж обходных галерей образует открытую площадку, огороженную балюстрадой. Кровля выложена большими плитами белого мрамора.
Длительное строительство храма оказало влияние на его архитектурный стиль . Построенный как классическая греческая базилика с суровым романским фасадом, собор за годы перестроек приобрёл свой сложный, комплиментарный образ, в котором смешались различные стили. Это объясняется также тем, что в его убранстве использованы привезённые в различное время в Венецию восточные мраморы, колонны различных ордеров , греческие и романские барельефы, византийские и итальянские скульптуры, готические капители . Все это было соединено мастерами в сложной архитектонике собора «венецианско-византийского стиля».
Я не знаю, существует ли ещё в мире собор, на который можно было бы поставить четырёх бронзовых коней без риска не только испортить художественное впечатление, но и профанировать здание. Не таков собор св. Марка. Фантастическое смешение всех настроений и вкусов, всех стилей и эпох… Это здание своего рода unicum, неповторимая индивидуальность в мире церквей. Его стиль считается византийским, но, мне кажется, это верно только до известной степени: из массы влияний, создавших собор, византийское было преобладающим. Ему принадлежит общий очерк здания, купола, мозаики. Но готические башенки главного фасада, готические стрелы, сплетённые из статуй, античный лес разноцветных колонн, восточная пестрота и позолота, наконец, широкая терраса вокруг куполов — какой стиль образует все это вместе взятое, если не стиль венецианского св. Марка, у которого нет ни предков, ни подражаний.
— П. Н. Перцов. Венеция. 1905
За исключением алтарной части , заканчивающейся апсидой , рукава креста разделены аркадами на три нефа , хоры (второй этаж боковых нефов) отсутствуют . Алтарную часть от средокрестия отделяет темплон (алтарная преграда) — редкий пример сохранившихся алтарных преград ранневизантийского типа. В византийских, раннехристианских и романских храмах алтарную часть отделяли от нефа и пресбитерия невыской мраморной преградой — стенкой с колонками, несущими горизонтальную балку — архитрав , или эпистиль . Темплон создан в 1394 году мастерами Пьетро Паоло и Якобелло Далле Мазенье из цветного мрамора и увенчан большим крестом, по сторонам от которого установлены четырнадцать статуй: двенадцать апостолов , Дева Мария и апостол Марк .
Мощи Святого Марка, согласно преданию, в опасное в военном отношении время и в период строительства храма, были спрятаны в одной из опор старого Дворца дожей . Они были «повторно обретены» в 1094 году и ныне покоятся под главным алтарём. В алтарной части установлен киворий ( V век ), под которым находится главный алтарь храма Он высечен из цельного куска зелёного восточного мрамора и поддерживается четырьмя колоннами из известкового алебастра ( XIII век ). На каждой колонне в девять рядов расположены рельефы с историей Девы Марии и Иисуса, в которых нашли своё отражение, помимо канонических, апокрифические истории. Наиболее примечателен рельеф на одной из колонн кивория с изображением Распятия без креста. В раннехристианском искусстве VI—VIII веков крест как орудие позорной казни не изображали. Подобную иконографию мы встречаем на рельефе церкви Санта-Сабина (430—432), на «Пасхальном канделябре» в церкви Сан-Паоло-фуори-ле-Мура в Риме , на рельефе боковой стенки саркофага в Мавзолее Галлы Плацидии в Равенне .
Наборный мраморный пол базилики создан в XII веке и гармонирует с наружным и внутренним мраморным убранством собора. Он выполнен из плит полихромного мрамора со вставками мозаичных изображений (созданы в период до XV века) из маленьких кусочков мрамора различной формы и размера (техника «opus sectile»). Среди мозаик пола присутствуют как геометрический орнамент (круги, квадраты, восьмиугольники), так и изображения животных, растительный орнамент. Часть орнаментов были созданы в 1425 году флорентийским художником Паоло Уччелло .
Собор имеет отдельно стоящую шатровую Кампанилу (колокольню) высотой около 100 метров. Она была построена в 1514 году и кроме церковных функций служила также маяком для кораблей, входивших в лагуну . Колокольня полностью обрушилась от землетрясения в 1902 году , но была восстановлена в прежнем виде в 1912 году .
Изначально внешний облик собора соответствовал суровым канонам романского стиля . Более роскошная мраморная облицовка фасада собора была выполнена в XIII веке . Идея более пышного убранства фасада возникла после четвёртого крестового похода , когда в Венецию были вывезены колонны и капители из константинопольских дворцов и храмов.
Облицован мраморными плитами, украшен колоннами, увенчанными капителями коринфского ордера . Имеет пять входов, оформленных в виде порталов с колоннами в два яруса. Архивольты центрального портала украшены композициями с аллегорическими образами искусств и ремёсел . Арки порталов и расположенных над ними люнет украшены мозаикой. Люнеты украшены готическим венцом, выполненным в XIV—XV веках тосканскими мастерами. Между арками венца, украшенными растительным орнаментом, установлены башенки с фигурами святых. В крайних башнях фасада изображена сцена Благовещения ( архангел Гавриил в крайней левой башенке, Дева Мария — в крайней правой). Между ними в четырёх башенках установлены фигуры евангелистов с их символами .
Западный фасад | ||||
---|---|---|---|---|
Мозаики люнет
(выполнены в 1617—1618 годах Луиджи Гаэтано по эскизам Маффео Вероны) |
||||
|
|
|
|
|
Мозаики люнет порталов | ||||
|
|
|
|
|
Старейшая из мозаик фасада XIII века воссоздана в XIX А. Сальвиати . Изображает « Перенесение тела Святого Марка » после окончания строительства современной базилики. В ходе длительного строительства церкви мощи были спрятаны дожем и настоятелем собора во избежание их похищения. Тайник был утерян, а затем чудом открыт в пилястре базилики. | Мозаика Леопольда даль Поццо по картону художника Себастьяна Риччи, 1728—1729 годы. | Самая поздняя из мозаик собора, выполнена в 1836—1838 годы Либорио Саландри по картону художника Латтанцио Кверены | Неизвестный мозаичист по картону художника Пьетро делла Веккья , 1660 год. | Неизвестный мозаичист по картону художника Пьетро делла Веккья, 1660 год. Изображён досмотр сарацинами судна венецианских купцов в Александрии, для предотвращения обнаружения мощей венецианцы положили их в корзины и закрыли свиными тушами. |
Несмотря на то, что большинство существующих мозаик фасада были созданы в XVII—XVIII веках, общий архитектурный замысел мозаичного убранства фасада был выполнен в XV веке , что подтверждает картина Джентиле Беллини « Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко » (1493 год). Все «новые» мозаики повторяют старинную иконографию в соответствии с распоряжениями Верховных Прокураторов Сан-Марко, которые в случае переделки утраченной или разрушенной мозаики поручали воспроизвести её сюжет в соответствии с древним образцом и сделать пояснительную надпись .
Бронзовые двери собора (за исключением центральной) были созданы в XII—XIV веках. Их автор, венецианский ювелир Бертуччо, в 1300 году оставил на одной из них надпись, что при работе над ними он руководствовался образцом дверей центрального портала. Двери центрального портала датируются VI веком и были, как многие другие элементы фасада, привезены в Венецию из Константинополя. Створки выполнены из поперечных бронзовых пластин, которые украшены 34 рядами арочек, расположенных в форме павлиньего хвоста.
Между арками входных порталов, под расположенной выше лоджией, установлены византийские плиты с парными барельефами , симметрично расположенные по отношению к главному порталу. Цикл начинается с изображений двух святых воинов — Димитрия Солунского и Георгия Победоносца . Затем следуют изображения Богородицы и архангела Гавриила в сцене Благовещения. Замыкает цикл два изображения подвигов Геракла : укрощение Эриманфского вепря (плита византийского происхождения эпохи Феодосия ) и убийство Лернейской гидры (плита венецианской работы, XIII век).
Выходит на пьяцетту и Дворец дожей. Фасад облицован мрамором, украшен мозаикой и статуями святых. Наиболее известен образ святого Христофора , который также повторяется в виде скульптуры на северном фасаде и мозаики в нартексе . Размещение изображения Христофора на южном фасаде, обращённом к морю и видимом с воды, объясняется древним поверием, что того, кто посмотрит на образ этого святого, в этот день не коснётся никакое зло. Под изображением Христофора находится единственный вход в собор со стороны моря. Он украшен полукруглым тимпаном с рельефами пророков (XIII век).
Южный фасад украшают многочисленные декоративные элементы, вывезенные из Константинополя. Наибольший интерес представляет скульптура четырёх тетрархов , выполненная из порфира . Тетрархи установлены на углу сокровищницы, рядом с ним находятся акританские пилястры.
Украшен мраморной инкрустацией различного происхождения. Фасад имеет единственный вход, ведущий в нартекс собора. Он выполнен в форме портала и украшен скульптурным изображением Рождества Христова , созданными венецианскими мастерами в XIII веке в соответствии с византийскими канонами. Из-за использования в декоре портала растительного орнамента вход получил название Порта деи Фьори («врата цветов»).
Квадрига святого Марка — квадрига из позолоченной бронзы , установленная на лоджии собора. Является единственным сохранившимся образцом многофигурной конской античной скульптуры. Создание квадриги приписывают скульптору Лисиппу и датируют IV веком до н. э.
Квадрига украшала константинопольский ипподром и была вывезена в Венецию в 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода дожем Энрико Дандоло после разграбления крестоносцами Константинополя . Квадрига была установлена на лоджии базилики Сан-Марко в период правления дожа Реньеро Зено (1252—1268 годы). В ходе проводившейся в 1970-е годы реставрации собора было принято решение заменить квадригу на лоджии собора копией. В 1982 году оригинал квадриги был помещён в музей базилики, расположенный в верхних помещениях нартекса собора.
Собор, построенный в форме греческого креста, имеет пять куполов : четыре над ветвями креста и центральный над средокрестием . Купола были созданы в XIII веке во время правления дожа Себастиано Дзиани . На их архитектуру оказали влияние восточные церкви и мечети , знакомые венецианским купцам и участникам крестовых походов .
Купола выложены из кирпича и установлены на невысоких барабанах с окнами по периметру, снаружи их покрывает деревянный каркас, облицованный свинцовыми пластинами. Каждый из куполов собора увенчан маковкой , на которой закреплён крест, обращённый в направлении четырёх сторон света, увенчанный позолоченным шаром. Диаметр центрального купола составляет 13 метров и возвышается над полом базилики на 28,15 метров.
Помещение крипты расположено под пресбитерием и боковыми капеллами апостола Петра и святого Климента . В крипте сохранилась часть архитектурных элементов, относящихся к первой базилике. Они были обнаружены в ходе реставрационных работ второй половины XX века . В центре крипты расположена капелла, украшенная ажурной мраморной плитой византийской работы. Под ней до 1835 года находились мощи апостола Марка, пока не были перенесены в главный алтарь собора.
Своды, купола и верхний уровень стен собора покрыты мозаичными изображениями общей площадью около 4000 м² . Создание мозаичного убранства базилики было начато в 1071 году (мозаики апсиды) и продолжалось более двухсот лет (мозаики нартекса были закончены в 1280 году ). Мозаичный цикл базилики Святого Марка является одним из наиболее выдающихся образцов мозаичного искусства .
Ранние мозаики создавались безымянными мастерами, следовавшими исключительно традиции иконописного канона. В XI веке для создания мозаик привлекались византийские мастера, позднее работу стали выполнять венецианские мозаичисты . В последующие века при обновлении и реконструкции мозаик картоны, по которым выкладывались композиции, создавали Якопо Беллини , Паоло Уччелло , Мантенья , Тициан и Тинторетто . В качестве материала для мозаик использовали смальту , изготовленную на острове Мурано . Для мозаик с учётом скудного освещения интерьера использовали золотой фон из смальты с «подложкой» из золотой фольги на оборотной стороне стеклянных тессер (кубиков прозрачной смальты). Причём мелкий размер тессер позволял выкладывать мозаикой сплошную поверхность стен и сводов, включая различные закругления и обрамления.
Мозаики изображают сюжеты историй Ветхого и Нового Заветов, сцены из жития Богородицы, апостола Марка, Иоанна Крестителя и святого Исидора Хиосского . Английский теоретик искусства Джон Рёскин писал: « Ни один город не имел столь прославленной Библии. Храм-книга, сверкающий издалека подобно Вифлеемской звезде » .
Нартекс был пристроен к собору в конце XII—XIII веках и украшен мозаикой работы венецианских мастеров-мозаичистов . Мозаичный цикл посвящён ветхозаветным сюжетам и имеет цель показать через них значение пришествия Иисуса Христа в деле спасения человечества. Образцом для ряда ветхозаветных композиций послужили миниатюры находившейся в Венеции ранневизантийской рукописи Книги Бытия , впоследствии известной как Коттоновский Генезис (VI век). Мозаикой покрыты малые купола, своды и люнеты нартекса, сюжет распадается на следующие группы:
Купол разделён на три круговые полосы, расположенные вокруг центральной композиции из золотых чешуек. Содержит 26 сцен, посвящённых первым главам книги Бытия , и сопровождается текстом на латыни : « В начале сотворил Бог небо и землю. Дух Божий носился над водою » ( Быт. ).
Каждому из шести дней сотворения посвящена отдельная сцена, на которой, согласно восточной иконографии, фигура Создателя изображена в образе юноши-Христа с крестчатым нимбом и высоким крестом в руке. На всех сценах Создателя сопровождает фигура ангела, символизирующего каждый день творения. Интересна сцена благословения седьмого дня, на которой Бог, восседающий на престоле в окружении небесной свиты, благословляет ангела, символизирующего субботу. Следующие сцены купола посвящены истории создания Адама и Евы , их грехопадению и изгнанию из рая . На сцене изгнания из рая, на заднем плане среди райских кущей изображён крест, как символ предстоящего спасения.
На люнетах и арках дверей, ведущих в собор, мозаичный цикл повествует о рождении детей прародителей, об убийстве Каином Авеля и гибели человечества во время великого потопа и спасении праведного Ноя . Далее следует сцена строительства Вавилонской башни , изображающей ей на фоне средневекового города, окружённого зубчатой стеной, в котором каменщики следуют указаниям, помещённого в центр композиции начальника. Рядом помещено изображения библейского смешения языков где Бог, стоя перед незаконченной башней, разделяет по сторонам света людей. Далее следуют сцены из жизни Авраама , где присутствует сюжет его беседы с Богом, изображённым в виде руки, появляющейся из полоски неба.
Истории Иосифа Прекрасного посвящены три малых купола северной части нартекса. В них подробно изображена данная библейская история (29 сцен), сопровождающаяся соответствующими цитатами из Ветхого Завета (написаны на латыни в форме сокращений). На ряде сцен египетские постройки (дома, зернохранилища) изображены в форме пирамид . В парусах куполов присутствуют изображения ветхозаветных пророков , держащих в руках свитки с их пророчествами о пришествии Иисуса Христа.
Содержит восемь базовых сцен из жизни пророка Моисея, начиная от его спасения в водах Нила и заканчивая исходом евреев из Египта . Сцены не отделяются друг от друга золотым фоном, как на остальных мозаиках, а следуют одна за другой в обрамлении стилизованных пейзажей и архитектуры.
Вокруг портала в четырёх нишах помещены мозаичные изображения четырёх евангелистов. Их создание относится к концу XI века , то есть к периоду до постройки нартекса, когда портал служил входом в собор со стороны площади . Мозаики содержат греческие рифмованные надписи, обращённые к каждому евангелисту (например, « Души коварной отрази удар, святой Матфей », « Где в вечности остался ты — нас, чистый Иоанн, туда веди »). В большой полукруглой нише, расположенной над порталом, помещена величественное мозаичное изображение апостола Марка, созданное в 1545 году братьями Дзуккато, по картону, приписываемому Тициану . Рядом помещена молитва , обращённая к святому: « О Марк, отпусти грехи тех, которые, сложив руки, взывают к тебе, твоим заступничеством и милосердием Божьим, да будут они спасены ».
Мозаики собора представляют собой логическое продолжение сюжетов нартекса, изображающего сцены ожидания Мессии . Внутри собора мозаики изображают сюжеты из земной жизни Иисуса Христа , Богородицы и апостола Марка. В люнете над центральным входом помещён Деисус , выполненный в византийской традиции, но фигура Иоанна Крестителя заменена святым Марком, покровителем города. В руках Христа Евангелие открытое на словах: « Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется » ( Ин. ). На стенах центрального нефа, примыкающих к центральному входу, изображены сцены из Откровения Иоанна Богослова .
Цикл мозаик центрального нефа начинается с пресвитерия, где в куполе помещено изображение Богородицы в окружении пророков, показывающих ей свитки с текстами своих пророчеств о пришествии Мессии. Рядом с Марией стоит пророк Исаия , указывающий на изображённого в центре купола безбородого юношу, и произносит свои знаменитые пророческие слова: « се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил » ( Ис. ). Рядом помещена фигура царя Давида в пышных византийских одеждах, предрекающего царское происхождение Спасителя: « от плода чрева твоего посажу на престоле твоем » ( Пс. ).
Тема пророчеств о пришествии Христа продолжается на стенах центрального нефа, которые украшают десять мозаичных картин, созданных в XIII веке . На левой стене в полный рост изображён Христос Эммануил в окружении пророков Осии , Иоиля , Михея и Иеремии , а на правой Богородица с пророками Исайей, Давидом, Соломоном и Иезекиилем .
Свод над иконостасом украшен мозаикой, изображающей начало исполнения пророчеств. На нём изображены четыре композиции: Благовещение , Поклонение волхвов , Сретение и Крещение Господне . Эти мозаики были созданы в XIV веке по эскизам Тинторетто на месте разрушившегося более раннего мозаичного цикла.
На стенах и сводах трансепта изображены многочисленные сцены новозаветной истории. Кроме отдельных композиций ( искушение Христа , Вход в Иерусалим и другие) имеются и мозаичные циклы. К ним относятся: « чудеса Христовы » (изображены благодеяния Иисуса для больных, страдающих и грешных) и « Страсти Христовы ». В страстном цикле особо выделяется мозаика « Моление о чаше », созданная в XIII веке, изображающая в отдельных клеймах все три моления Иисуса в Гефсиманском саду перед арестом.
На арках центрального купола расположены крупные мозаичные полотна, изображающие последние события земной жизни Иисуса Христа: распятие , сошествие во ад и Воскресение . Главный купол собора, расположенный на пересечении трансепта и центрального нефа украшен мозаикой Вознесение Христово . В центре купола на фоне звёздного круга изображена фигура Христа, сидящего на радуге , которую возносят вверх четыре ангела . Ниже по периметру расположены фигуры двенадцати апостолов и Дева Мария в окружении двух ангелов. Между окнами барабана центрального купола помещены шестнадцать женских фигур, олицетворяющих добродетели и блаженства. Из них выделяется фигура в царских одеждах, изображающая милосердие , её обрамляет надпись: « мать всех добродетелей ».
Новозаветный цикл мозаик завершается куполом сошествия Святого Духа . В его центре на престоле уготованном изображён Святой Дух в образе голубя от которого огненные языки исходят на изображённых по кругу апостолов. Между окнами барабана купола помещены изображения различных народов, слушающих проповедь апостолов.
Баптистерий , находящийся в южной части собора, был построен в первой половине XIV века по распоряжению дожа Андреа Дандоло . В ходе реставрации в середине XX века было открыто, что изначально помещение баптистерия было частью нартекса . Стены баптистерия облицованы мрамором, а своды и люнеты украшены мозаикой в стиле венецианско-византийской готики. В готических гробницах, расположенных в баптистерии, находятся захоронения дожей Джованни Соранцо и Андреа Дандоло.
Мозаичный цикл баптистерия посвящён сюжетам из жизни Иоанна Крестителя: от благовещения Захарии до его мученической смерти по приказанию Ирода . В притворе баптистерия сцены из жизни Иоанна соединяются с эпизодами жизни Иисуса Христа, центральным изображением является сцена Крещения Господня .
В центре баптистерия установлена каменная купель , закрытая бронзовой крышкой с рельефами, созданной в середине XIV века по проекту Якопо Сансовино его учениками. В куполе, расположенном над ней, имеется мозаичное изображение двенадцати апостолов во время крещения ими различных народов. В центре композиции находится фигура Иисуса Христа, произносящего слова: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет…» ( Мк. ). В куполе над алтарём баптистерия находится изображение райских кущей , в которых девять ангелов окружают поддерживаемого серафимами Христа. В люнете над алтарём помещена мозаика Распятие Христово , где дож Андреа Дандоло изображён у подножия креста как донатор .
Капелла расположена в северном трансепте собора. Её строительство было осуществлено в середине XIV века вместе с баптистерием, по указанию дожа Андреа Дандоло. Капелла посвящена ранехристианскому мученику Исидору Хиосскому , мощи которого в 1125 году при доже Доминико Микиеле , почитавшего святого не менее чем апостола Марка, были привезены венецианцами с острова Хиос . Мощи святого помещены в нише над алтарём капеллы, а мозаики свода изображают сцены из его жития, включая перенесение мощей в Венецию. В настоящее время в капелле святого Исидора проводятся будничные литургии .
Сакристия (ризница) была пристроена к алтарной части базилики в 1486—1493 годах по проекту архитектора Джорджо Спавенто. Вход в неё осуществляется через капеллу апостола Петра. Помещение имеет прямоугольную форму, высокие своды , освещается тремя большими окнами, выходящими на канал Дворца дожей.
Стены сакристии облицованы резными панелями из древесины ореха , выполненными около 1550 года по рисункам Якопо Сансовино . Верхняя часть стен и своды в период между 1524 и 1530 годами были украшены мозаикой, эскизы которой приписываются Тициану Мозаика свода изображает большой крест из растительного орнамента в медальонах которого помещены изображения Иисуса Христа и четырёх евангелистов, люнеты украшены изображениями ветхозаветных пророков , предсказавших пришествие Христа.
Пала д’Оро ( итал. Pala d'Oro — « золотой алтарь ») — алтарный образ , установленный у главного алтаря базилики. Размеры алтаря составляют 3,34 на 2,51 метра. Миниатюры алтаря (около 250) выполнены в технике перегородчатой эмали византийскими мастерами в X—XII веках. Во время правления дожа Энрико Дандоло в 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода из монастыря Пантократора в Константинополе в Венецию были привезены эмалевые пластинки, составляющие сейчас верхнюю часть алтаря. Нижняя часть алтаря была заказана в период правления дожа Пьетро Дзиани ( 1205 — 1229 годы ) у византийских мастеров.
Современный вид Пала д’Оро приобрёл в 1343 году , когда дож Андреа Дандоло заказал ювелиру Джамбаттисте Бонесенья готическую раму из позолоченного серебра, украшенную двумя тысячами драгоценных и полудрагоценных камней. В эту раму были установлены эмалевые миниатюры, а сам алтарь помещён в мраморную дароносицу .
До середины XX века Пала д’Оро, считавшийся праздничным алтарём базилики, не находился в свободном доступе. Его открывали в торжественные моменты богослужения, в прочее время он закрывался будничным алтарным образом. В настоящее время Пала д’Оро расположен в алтарной части базилики (то есть развёрнутый в обратную сторону), обращённый по направлению к апсиде .
В левом трансепте храма находится капелла, посвящённая Мадонне Никопее ( греч. Νικоροιός — Победоносная) с древнейшей византийской иконой XI века, представляющей Мадонну по пояс, держащей Младенца Иисуса обеими руками прямо перед собой. Икона упоминается в письменных источниках с 1617 года. Вероятно, была привезена из Константинополя после разграбления города в 1204 году .
В XIV веке икону вставили в раму с шестнадцатью византийскими эмалевыми вставками и драгоценными камнями. Икона и её название приобрели политическое значение c XVII века в качестве палладия Венеции, защищающего город от эпидемий и вражеских нападений.
Сокровищница собора расположена в помещениях, соединяющих храм с дворцом дожей. Вход находится в южном трансепте, дверь украшена мозаикой XIII века, созданной в память о пожаре 1231 года и изображает двух ангелов среди языков пламени, держащих уцелевший реликварий с частицей Животворящего Креста . Собрание сокровищницы состоит из многочисленных ларцов для хранения реликвий , потиров и прочей церковной утвари, привезённых с Востока или подаренных римскими папами . Самыми ценными объектами в сокровищнице являются предметы, привезённые венецианцами в качестве добычи после разграбления Константинополя в 1204 году .
В настоящее время в сокровищнице хранится 283 предмета . Это малая часть от прежней коллекции, которая серьёзно пострадала после падения в 1797 году Венецианской республики и разграблении собора, а также после вынужденной продажи в 1815—1819 годах жемчуга и драгоценных камней с целью получения средств для реставрации собора .
Музей Сан-Марко был основан в конце XIX века по инициативе Пьетро Саккардо для собрания предметов, связанных с историей собора . За период своего существования он неоднократно менял своё местонахождение в связи с ростом коллекции. В 2003 году музей Сан-Марко занял верхние помещения нартекса собора и ряд залов северного трансепта, через которые можно пройти в Банкетный зал дворца дожей.
В музее представлена экспозиция связанная с историей мозаичного убранства собора. В ней представлены фрагменты ранних мозаик собора (XI—XII века). К наиболее ценным экспонатам этого отдела относятся мозаики: жены-мироносицы (фрагмент мозаики положение во гроб ) и избиение младенцев . В Банкетном зале дворца дожей размещена экспозиция музея с собранием драгоценных тканей, икон и старинных хоралов. Среди них выделяется серия шерстяных гобеленов фландрской мануфактуры, изображающих цикл Страстей Христовых . Среди живописных шедевров выделяется, написанный в технике византийской иконописи , будничный алтарь работы Паоло Венециано , созданный в середине XIV века по заказу дожа Андреа Дандоло.
Должность была одной из самых почётных и значимых в Венецианской республике . Достаточно сказать, что обычно из числа 12 прокураторов выбирался дож . Эта должность де-юре была исключительно почётной, связанной с общественной благотворительностью, и пожизненной. Прокураторы были обязаны смотреть за собором Святого Марка и за расходованием его казны. После того, как должность дожа перестала быть пожизненной, уйдя в отставку бывший глава государства мог продолжать свою службу в качестве прокуратора (они имеют высший авторитет в выборном совете государства) .
Для прокураторов рядом с часовней на рубеже XV—XVI веков было построено здание, носящее название Старых Прокураций . Это длинное трёхэтажное арочное здание. Во второй половине XVI века на противоположной, южной, стороне площади построили здание Новых Прокураций , тоже трёхэтажное и похожее на первое.
После падения Венецианской республики институт прокураторов продолжил своё существование, занимаясь вопросами содержания собора Святого Марка. В 1931 году Прокурации были переименованы в Управление по строительству собора Святого Марка В функции управления входит надзор за состоянием собора, сохранностью его мозаик, проведение реставрационных работ.
Собор известен своей акустикой , чем привлекал многих крупнейших музыкантов и композиторов разных эпох. В стенах собора выступали Адриан Вилларт , Клаудио Меруло , Андреа (начинал свою карьеру певцом в соборе, а в 1566 году стал его органистом ) и Джованни Габриели , Джованни Легренци , Лоренцо Перози . Известный композитор Монтеверди , переехав в Венецию, с 1613 года до конца жизни оставался на службе капельмейстером в соборе Святого Марка . Джованни Вивальди, отец Антонио Вивальди был скрипачом собора Сан-Марко . С 1490 года вторым органистом собора был композитор . В середине XVI века официальным органистом собора был Джироламо Парабоско .
Особенностью исполнения музыки в соборе являлось то, что благодаря акустике можно было использовать множество мест для выступления. Кроме традиционного места двух церковных хоров на клиросе , где расположены два органа , музыканты и певцы размещались на кафедрах перед иконостасом , двух трибунах Сансовино в трансепте и других местах. Кроме того, в стенах собора с XVI века культивировалось антифонное пение (двумя или несколькими хорами попеременно) в виде т. н. разделённых хоров ( итал. cori spezzati ), в XVII веке этот стиль распространился из Венеции по всей Италии , а также в Германии и Австрии .
Некоторое время, пока в XVI веке не началось строительство отдельного здания, в стенах собора размещалась Библиотека Святого Марка . Над украшением залов библиотеки трудились Паоло Веронезе , Франческо Сальвиати , Андреа Мельдолла и другие знаменитые мастера того времени . Часть библиотечного собрания была получена в дар от Франческо Петрарки .
Изображение базилики встречается как на исторических картинах, посвящённых Венецианской республике, так и в романтических видах Венеции:
Вот храм Святого Марка. Он
Украшен россыпью колонн
Из яшмы, мрамора, порфира -
Богатой данью полумира.
Причудлив и могуч собор:
Восточный каменный узор
И минарет, ввысь устремлённый,
И купола... Скорей мечеть,
Чем церковь, где перед Мадонной
Нам надлежит благоговеть…
Всемирное наследие
ЮНЕСКО
, объект
№ 394
• • |
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|