Interested Article - Антифон

Антифо́н (через церк.-слав. анътифонъ , от греч. ἀντίφωνον — «пение с повторами»; лат. antiphona ):

Антифонное пение по свидетельству святого Игнатия Антиохийского , введшего его в богослужение, символически передаёт пение ангелов, прославляющих Бога.

Антифоны в православном богослужении

Антифоны в католическом богослужении

В прошлом антифон возобновлялся после каждого псалмового стиха (верса). Ныне версы исполняют большей частью подряд (включая малую доксологию в конце псалмового блока). Таким образом, антифон звучит только дважды (в начале и в конце композиции) и утрачивает своё первоначальное значение рефрена.

Антифон (наряду с распевом псалмов) — наиболее употребительный жанр плавного распева и самая распространённая форма в оффиции и мессе католиков. К особым моментам службы приурочены инвитаторий (лат. invitatorium ) — предначинательный антифон, интроит ( introitus ) — входной антифон мессы, коммунио ( communio ) — причастный антифон.

Псалмы исполняются антифонно двумя группами певчих, однако сам антифон поётся хором без деления на группы. Тон , на который распевается псалм, всегда соответствует ладу антифона. Окончание псалма соединяется с началом антифона с помощью формульной мелодической фразы — дифференции . Мелодии антифонов, как правило, невелики по объёму и содержат незначительные распевы слогов (относятся к классу песнопений невменного типа).

Исключение составляют:

  • 4 марианских ( богородичных , «финальных») антифона: Alma Redemptoris mater («Благодатная Мать Спасителя»), Ave regina caelorum («Радуйся, Царица небес»), Regina caeli («Царица неба») и Salve Regina («Радуйся, Царица»); все они исполняются без псалма и структурно напоминают гимны ;
  • 7 «больших», называемых также «O-антифонами» ( antiphonae maiores , начинаются с междометия «о»): O sapientia, O Adonai, O radix Jesse, O clavis David, O Oriens, O rex gentium, O Emmanuel (О…. Премудрость, Господь, корень Иессеев, ключ Давидов, Восток, Царь народов, Эммануэль). Первые буквы о-антифонов в порядке от конца к началу образуют акростих ERO CRAS («Се гряду»);
  • процессионные антифоны, приуроченные к праздникам церковного года (Вербное воскресенье, неделя перед Вознесением) и специальным церковным службам (освящению храма, коронации, погребению), во время которых совершали ход (ныне, с сокращением количества процессий в католическом ритуале, процессионные антифоны практически исчезли).

Мелодии этих особых антифонов отличаются протяжённостью, некоторые процессионные и все марианские антифоны написаны в мелизматическом стиле .

Названные литургические, структурные и музыкальные особенности антифона традиционны для католического богослужения от начала Средних веков до Второго Ватиканского собора , который прошёл в 1960-е годы. По установлениям этого собора певческий обиход католиков был пересмотрен (главным образом, в сторону упрощения), обязательность латыни как литургического языка была отменена, музыкальное сопровождение службы было радикально сокращено, молитвенные распевы заменены «сухими» чтениями.

Антифоны оффиция собраны в певческой книге, которая носит название « антифонарий ». Антифоны мессы находятся в градуале . Существуют и другие (менее распространённые) виды певческих книг, содержащих антифоны. Основу изучения исторических форм западных антифонов (только текстов, но не музыки) заложил монах бенедиктинского аббатства в Солеме (Франция) Рене Эсбер , который исследовал и классифицировал свыше 1000 рукописей.

Антифоны в иудейском богослужении

В настоящем иудейском богослужении пение антифоном происходит при пении молитв: Кдуша , Кадиш , Халель , Шма . Изначально молитвы произносили всей общиной в унисон. Сейчас в обычае — ведущий молитву призывает общину к славословию и община произносит положенный библейский стих.

Другие значения

В древнегреческой науке о музыке (Платон, «Проблемы» Псевдо-Аристотеля, Гауденций ) термином «антифон» обозначали интервал октавы и двойной октавы.

Примечания

  1. // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1986—1987.
  2. Е. И. Коляда, С. И. Никитин, М. С. Желтов, С. Н. Лебедев, Н. И. Ефимова. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. II : « Алексий, человек Божий — ». — С. 554—560. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-007-2 .
  3. . Дата обращения: 16 января 2021. 21 октября 2020 года.

Литература

  • Invitatoria et antiphonae // Corpus antiphonalium officii / Editum a Renato-Joanne Hesbert, monacho Solesmensi. — Roma, 1968. — Vol. III.
  • Hiley D. Western plainchant. — Oxford, 1993.
  • Е. И. Коляда, С. И. Никитин, М. С. Желтов, С. Н. Лебедев, Н. И. Ефимова. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. II : « Алексий, человек Божий — ». — С. 554—560. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-007-2 .
  • Лебедев С. Н., Никитин С. И. Антифон // Большая российская энциклопедия . Т.2. Москва, 2005, с. 61—62.
  • Кюрегян Т. С., Москва Ю. В., Холопов Ю. Н. Григорианский хорал: Учебное пособие / Московская гос. консерватория имени П. И. Чайковского. — М. , 2008. — 260 с.
Источник —

Same as Антифон