Венецианская школа живописи
- 1 year ago
- 0
- 0
Болонская школа живописи — одна из крупнейших школ академического искусства в истории западноевропейской живописи .
Понятием «болонская школа» объединяют несколько поколений художников, работавших в столице области Эмилия-Романья в XVI—XVIII веках и соперничавших с другими художественными центрами Италии — Флоренцией ( Флорентийская школа живописи ) и Римом . Самыми значительными её представителями были братья Карраччи, и прежде всего — Лодовико , учредивший художественную Академию дельи Инкамминати ( итал. Accademia degli Incamminati ) и открывший этим путь академизму в искусстве, а позднее — мастера эпохи барокко : Доменикино , Гверчино и Гвидо Рени .
Во второй половине XVI века искусство Италии испытывало кризис, как по внутренним, так и по внешним, экономическим и политическим причинам. Это было время маньеризма и эклектизма в живописи, графике и архитектуре .
Болонья — город в центре Северной Италии — по мнению многих знатоков истории итальянского искусства не дал миру столь же выдающихся живописцев, как Венеция, Флоренция или Рим. Болонья всегда славилась инженерами, умелыми строителями и архитекторами . Но именно в Болонье в 1585 году живописец Лодовико Карраччи вместе с братьями Агостино и Аннибале открыл в Болонье мастерскую, которую некоторые сначала называли «Академией Стремящихся» (Accademia dei Desiderosi), а затем Болонской Академией — «Академией вступивших на правильный путь» ( итал. Accademia degli Incamminati ), или Академией Карраччи (Accademia Caraccesiana), открывшую путь академизму в европейском искусстве. Значение этой академии было велико, хотя и оценивается в истории искусства неоднозначно .
Болонская школа родилась как Accademia del Naturale, поскольку её целью было способствовать в искусстве воспроизведению реальности в соответствии с «правилами правдоподобия», почерпнутыми у Джорджо Вазари . Её целью было гарантировать полное обучение в теории и практике не только искусству, но и другим видам деятельности, считавшимся в то время второстепенными. В Академии учащиеся могли вживую рисовать с обнажённых моделей, что было запрещено церковью в период Контрреформации согласно решениям Тридентского собора (1545—1563). Однако рождение этой и других академий свидетельствует о стремлении художников встать наравне с поэтами и музыкантами, а не быть простыми ремесленниками .
Позднее Болонью прославили мастера эпохи барокко , выпускники Болонской Академии: Ф. Альбани , Доменикино , Гверчино , Дж. М. Креспи , Дж. Ланфранко , Б. Пассаротти , Гвидо Рени , Л. Спада , Ф. Франча . Но особенность их творчества заключалась в том, что, в отличие от мастеров барокко римской школы, болонцы в эту же эпоху исповедовали академизм и маньеризм .
В XVII—XVIII веках такие устремления расценивали положительно, в качестве плодотворного развития достижений итальянского Возрождения посредством «синтеза и порядка». В наше время В. Н. Гращенков назвал такую тенденцию «второй линией Высокого Возрождения», опиравшейся «на сильную натуралистическую традицию, бытовавшую в живописи Северной Италии» .
Идея синтеза довлела над художниками болонской школы . Эту идею хорошо иллюстрирует сонет, который приписывают одному из основателей Болонской академии Агостино Карраччи, но, вероятнее всего, сочинённый К. Ч. Мальвазиа . В этом сонете изложена суть академического метода художников болонской школы :
Кто стремится и хочет стать хорошим живописцем, Тот пусть вооружится рисунком Рима, Движением и светотенью венецианцев И ломбардской сдержанностью колорита, Манеру мощную возьмёт от Микеланджело, От Тициана передачу натуры, Чистоту и величие Корреджиева стиля И строгую уравновешенность Рафаэля. От Тибальди — достоинства и основу, От Приматиччо — учёность компоновки И немного грации Пармиджанино....
В 1706 году живописец и гравёр Джампьетро Дзанотти и другие художники встретились в Палаццо Фава (доме богатого мецената и художника Эрколе Фава), чтобы основать новую академию. «Академия живописцев» (Accademia dei Pittori) была торжественно открыта в доме учёного Луиджи Фердинандо Марсили 2 января 1710 года. Её статут был утвержден папой Климентом XI в октябре 1711 года, и академия получила название «Академия Клементина» (Accademia Clementina). Новая Академия стала частью Института свободных наук и искусств (Istituto delle Scienze e Arti Liberali), основанного при поддержке папы 12 декабря 1711 года. В 1714 году Институт изменил свое название на Accademia delle scienze dell’Istituto di Bologna. Академия Клементина занимала первый этаж Палаццо Поджи (в то время Палаццо Челлези), Академия наук находилась этажом выше, а ещё выше — астрономическая обсерватория.
В Академии Клементина преподавали три члена знаменитой семьи художников-декораторов Галли Бибьена : Фердинандо, Франческо и Джузеппе, а также: Витторио Бигари, Гаэтано Гандольфи, Эрколе Лелли, Франческо Росаспина и Анджело Вентуроли. Академия Клементина была закрыта в 1796 году после наполеоновского вторжения в Италию.
В 1802 году наполеоновская администрация основала новую Национальную академию изобразительных искусств (Accademia Nazionale di Belle Arti di Bologna) в зданиях бывшей церкви иезуитов и монастыря Сант-Иньяцио, построенных Альфонсо Торреджиани между 1728 и 1735 годами. В 1805 году название академии было изменено на «Reale Accademia di Belle Arti». В 1815 году, после падения Наполеона и возвращения папской власти, академия была снова переименована в «Accademia Pontificia di Belle Arti». После объединения Италии она стала Королевской (Regia Accademia di Belle Arti di Bologna).
В 1882 году управление Пинакотекой (художественной коллекцией академии), было отделено от школы и передано Управлению древностями и изобразительными искусствами (Direzione delle Antichità e Belle Arti). Два учреждения продолжали жить в одном здании. После реформ 1923 года из Академии исключили уровень среднего образования; курсы архитектуры были переведены в Болонский университет . Как и другие государственные художественные академии Италии, Болонская академия стала автономным учреждением, присуждающим учёные степени и находящаяся в ведении Министерства образования и исследований Италии (Мinistero dell’Universita e della Ricerca). Новая Академия Клементина (Accademia Clementina) была воссоздана как научное общество в 1931 году. Она имеет три класса членства: почётные члены, действительные члены, являющиеся преподавательским составом Академии, и члены-корреспонденты. Академия издаёт журнал «Accademia di Belle Arti di Bologna» .
Жизнеописания художников болонской школы составил Карло Чезаре Мальвазиа в знаменитом сочинении «Фельсина-художница» (Lа Felsina Pittrice: Vite e ritratti de’ pittori Bolognesi) (1677—1678).
К наиболее крупным мастерам болонской школы принадлежали: