Interested Article - Православный храм

Церковь Святого Иоанна Канео (Охрид) в городе Охриде , Северная Македония — типичный крестовокупольный православный храм греческой архитектуры средневизантийского периода

Православный храм ( православная церковь ) — храм , предназначенный для совершения общественного православного богослужения .

В православном храме выделяется три части:

что соотносится с устройством ветхозаветной скинии , также имевшей три части:

однако не является прямым подражанием, а исторически развивается исходя из логики христианского богослужения.

История

Раннехристианская архитектура , ознаменовавшая начало и становление архитектурных форм, впоследствии нашедших многообразное воплощение на всей территории Европы и христианского Востока, также являлась и последним периодом античного зодчества, со свойственными ему традициями изобразительного искусства и организацией внутреннего пространства храма. Выделяют два этапа развития раннехристианской архитектуры:

  • от возникновения до присвоения христианству официального статуса императором Константином;
  • от Константина Великого до падения Западной части Римской империи в 476 году.

Первый этап . Первым христианским храмом считается Сионская горница , где было установлено важнейшее таинство Евхаристия . В этот период выступления проповедников ( апостолов ) происходят в синагогах , а собрания верующих — в домах членов общин. После разрыва с иудаизмом , для совершения богослужений христиане старались использовать наиболее подходящие чистые просторные помещения, изолированные от мирской суеты . Позднее эти дома приспосабливаются под самостоятельные церкви (например, дом-церковь в Дура-Европос , 231 г.).

При наступлении периодов гонений со стороны римских властей, положение христиан становилось нелегальным, поэтому места их собраний скрывались. В качестве храмов также использовались катакомбы (заброшенные шахты , рудники , каменоломни , соляные пещеры со сложной системой подземных галерей-некрополей) Рима , Эфеса , Александрии , Сиракуз и других городов, древнейшими из которых являются катакомбы св. Каллиста (нач. III века), а также кладбища . На месте мученичества святых или на их могилах устраивались мартириумы в виде ограды или часовни.

В промежутках между гонениями было построено немало церквей, так что в 303 году в одном Риме было более 40 церквей. Кроме Рима, такие открытые церкви существовали и в других городах, например, Неокесарии, Никомидии, Тире и др.

Е. Нестеровский. Литургика, т.1, Изд.3, М., 1909, с.104

Принимая во внимание память 28 декабря ( 10 января ) о сожжённых в 302 году в Никомидии Максимианом 20 000 христиан, собравшихся на праздник Рождества Христова в свой храм, можно предположить, что некоторые из христианских храмов ещё во времена гонений имели весьма внушительные размеры.

В архитектурном плане христианские храмы того времени далеко не всегда были трёхчастными и обращёнными алтарём на восток. Отделённых алтарей ещё не было, а престолы водружались посреди храмов. При почти полном отсутствии икон, христиане молились на символизирующих собою Христа священнослужителей, которые стояли или сидели лицом к народу и, в свою очередь, молились на этот народ — Царственное священство ( 1Пет. ), видя в каждом человеке живой образ Божий ( Быт. ). Позже, при ослаблении благоговения мирян и во избежание искушений (при взирании на женщин), и духовенство и миряне стали молиться лицом к востоку, поэтому в восточной части храма стал возвышаться престол и горнее место, а ещё позже алтарь стал отделяться от кафоликона массивным иконостасом .

Второй этап начинается вслед за легализацией христианства в 313 году Константином Великим и закреплением ( Феодосием I Великим в 380 году ) за христианством статуса единственной государственной религии . В то же время мать Константина — Елена начала строительство множества церквей в Палестине , в том числе — величественного Храма Гроба Господня в Иерусалиме . При Константине начинается масштабное строительство христианских церквей по всей империи. Под христианские храмы приспосабливали прежние языческие храмы или гражданские административные здания бази́лики ( греч. βασιλική — «дом базилевса , царский дом»). Базилика , в отличие от крестово-купольного храма, имеет простую двускатную кровлю над центральным нефом и односкатные покрытия боковых нефов. Внутрь помещения может смотреть как стропильный потолок, так и кессонированный . Алтарная апсида завершается конхой .

Устройство христианской базилики

С развитием обрядовой стороны, происходит усложнение композиции храма, появляются:

  • атриум перед входом, имевший в центре фонтан для омовений или крещальную купель ;
  • притвор;
  • трансепт (поперечный неф) для увеличения алтарной части.

В IV веке происходит интенсивное возведение базиликальных церквей на востоке Римской империи, не подвергавшейся, как на западе, разорительным набегам варварских племён . Для северной Сирии это — трёхнефная базилика с полукруглой апсидой, скрытой между двумя прямоугольными (базилика в Браде, 395—402 гг.). Иногда возводились две башни у западного фасада; такой приём, являясь местной традицией, впоследствии стал характерным для этого типа храмов. В южной Сирии сооружались храмы однонефные с плоским перекрытием и с апсидами различных форм (церковь Юлиана, 344 г., «восточная церковь» в Умм идж Джимале) или трёхнефные церкви, где нефы были равны по высоте (церковь в Тафе). На западе империи, особенно в Италии, преобладала трёхнефная или пятинефная базилика. Древнейшая церковь Рима — Сан Джованни ин Латерано (319 г.) .

На дальнейшее развитие храмовой архитектуры сильное влияние оказали сирийские церкви V—VI в.в., среди которых особенно примечательна церковь в Коджа-Калесси (V в.), центральная ячейка среднего нефа которой имеет купольное завершение. На Востоке также возникает новый тип христианского сооружения — монастырь (V в.). Важное место в становлении христианской архитектуры занимали центрические сооружения:

После распада Римской империи становление и развитие православных архитектурных традиций происходило на территории Византии вплоть до взятия Константинополя турками-османами в 1453 г.

За тысячелетнюю историю развития византийского искусства, полностью сформировался крестово-купольный тип храма, воспринятый затем русским зодчеством. Образцом православного храма для Руси явился грандиозный собор Софии константинопольской .

Символика

Интерьер Владимирского собора в Киеве

Традиционно христианские храмы в плане имеют:

Каждый храм посвящён какому-либо христианскому празднику или святому, день памяти которого называется храмовым (престольным) праздником. Иногда в храме устраивают несколько алтарей ( приделов ). Тогда каждый из них посвящён своему святому или событию .

Согласно традиции, храм обычно строится алтарём на восток . Однако существуют исключения, когда литургический восток может не соответствовать географическому (например, церковь мученика Иулиана Тарсийского в Пушкине — алтарь обращён на юг; церковь Успения Пресвятой Богородицы в с. Никола Рожок Тверской области — алтарь обращён на север). Не возводились православные храмы, алтарной частью обращённые на запад. В других случаях ориентированность по сторонам света могла объясняться территориальными условиями. Кровля храма увенчивается куполом с крестом . В византийской традиции купол крылся непосредственно по своду, в русской традиции в связи с «вытягиванием» вверх формы купола возникло пространство ( барабан ) между сводом и куполом. По распространённой традиции православные храмы могут иметь:

Православный храм изображает собою:

Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] — вы.

Устройство

В православном храме выделяют три части: притвор , основной объём храма — наос (средняя часть) и алтарь . В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлучённые от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных .

Основные части православного храма

Православный алтарь

Алтарь — место таинственного пребывания Господа Бога, является главной частью храма. Самое важное место в алтаре — престол в форме четырёхугольного стола, имеет две одежды: нижнюю из белого полотна (срачи́ца) и верхнюю парчовую (инди́тия). Символическое значение престола — как места, где невидимо пребывает Господь. На престоле находится антиминс — главный священный предмет храма. Это освящённый архиереем шёлковый плат с изображением положения Христа во гроб и с зашитой частицей мощей какого-либо христианского мученика. Связано это с тем, что в первые века христианства служба ( Литургия ) совершалась на гробницах мучеников над их мощами. Антиминс заворачивается в илитон .

Возле восточной стены в алтаре находится « горнее место » — возвышенное седалище, предназначенное для архиерея и синтрон — дугообразная скамья для духовенства, примыкающая изнутри к восточной стене алтаря, симметрично его продольной оси . К XIV—XV вв. стационарный синтрон вовсе исчезает. Вместо него при архиерейском богослужении для сослужащих епископов и священников устанавливают переносные седалища без спинок и ручек .

Алтарную часть от кафоликона отделяет алтарная преграда — иконостас . На Руси многоярусные иконостасы появляются в нач. XV в. (Успенский собор во Владимире). В классическом варианте иконостас имеет 5 ярусов (рядов):

  • местный (в нём располагаются местночтимые иконы , царские врата и дьяконские двери );
  • праздничный (с маленькими иконами двунадесятых праздников) и деисусный чин (главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование) — эти два ряда могут меняться местами;
  • пророческий (иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках);
  • праотеческий (иконы ветхозаветных святых).

Однако в широком распространении рядов может быть 2 и больше. В шестой ярус могут входить иконы со сценами страстей или святых, не вошедших в апостольский ряд. Состав икон в иконостасе может быть различным. Наиболее традиционно устоявшиеся изображения:

  • На двустворчатых царских вратах, расположенных посередине местного ряда, чаще всего находятся 6 клейм — изображение Благовещения и четырёх евангелистов.
  • Слева от царских врат — икона Богородицы, справа — Иисуса Христа.
  • Вторая вправо от Царских врат икона соответствует престолу (храмовая икона).
  • На дьяконских дверях — обычно архангелы, прославленные во святых архидиаконы или другие святые.
  • Над царскими вратами — «Тайная вечеря», выше (на той же вертикали) — «Спас в силах» или «Спас на престоле» деисусного чина, справа от Него — Иоанн Предтеча, слева — Богородица. Особенность икон из Деисуса — фигуры чуть повёрнуты, обращены к центральному образу Христа.

Иконостас завершается крестом с фигурой Христа (иногда без неё). Иконостасы бывают павильонного типа (храм Христа Спасителя в Москве), тябловые (были распространены в XV—XVII в.в.) и каркасные (появляются с началом строительства барочных храмов). Иконостас — символ небесной Церкви, предстоящей с земною.

Завеса, отделяющая престол от царских врат , называется катапетасмой . Цвет катапетасмы бывает различным — тёмный в трагические дни, на праздничные богослужения — золотой, голубой, алый. Входить в царские врата, а также пересекать пространство между катапетасмой и престолом не должен никто, кроме священнослужителей.

В самом алтаре или сбоку от него может располагаться ризница , сосудохранительница и пономарка с кадильной нишей, вытяжкой дыма и умывальником.

Наос

Наос (кафоликон) — основное, по размеру наибольшее пространство храма, символ земного пребывания людей и места общения с Богом .

Вдоль иконостаса со стороны основного пространства храма располагается небольшое протяжённое возвышение — солея (внешний престол). Общий уровень пола алтаря и солеи совпадают и приподняты над уровнем храма, количество ступеней — разное. Символическое значение солеи — приближение к Богу всех священнодействий, происходящих на ней. Там же устраивается амвон (выступ солеи перед царскими вратами), с которого священником произносятся слова Священного Писания и проповеди. Его значение велико — в частности, амвон представляет собой гору, с которой проповедовал Христос.

Облачальный амвон представляет собой возвышение посреди церкви, на котором совершается торжественное облачение архиерея и нахождение до входа в алтарь.

Места для певчих во время богослужения называются клиросами и находятся на солее, перед флангами иконостаса, а также на хорах (на балконе с внутренней стороны западной стены православного храма). У восточной пары столбов кафоликона может располагаться царское место — у южной стены для правителя и их приближённых, у северной — для их благоверных супруг и дочерей. В некоторых старинных храмах у одного из передних столпов была огороженная возвышенность с аналоем , стасидией и книжным шкафчиком для чтеца , а иногда даже отдельный балкон (назывался амвон ) с винтовой лестницей.

Храм освещается паникадилом и канделябрами , а обогревается радиаторами отопления . В прежние времена в храмах функционировали печи , сложные дымоходы от которых встраивались в сами стены.

Главными украшениями и достопримечательностями православного храма являются иконы . Они, разных форм, типов, размеров и способов изготовления, могут покрывать собою всё внутреннее пространство храма и часто располагаются даже снаружи в стенах храма.

В каменных, кирпичных, железобетонных и в некоторых деревянных храмах распространена настенная роспись . Она, как правило, выдержана в едином стиле по всему объёму. Сохранность росписи — одна из самых сложных задач в содержании храма: копоть от дыма множества горящих свечей , лампад , кадильных углей и ладана оседает на влажные от холодного конденсата стены храма и въедаются в тонкий слой красок икон . Традиционной формой храмовой росписи византийской эпохи была мозаика, гораздо лучше переносящая эту проблему. В конце XIX века в Российской империи появились артели мозаичников, позаимствовавших опыт европейских коллег. Качество мозаики Санкт-Петербургских Исаакиевского собора и Храма Спаса-на-Крови многих специалистов удивляет своей долговечностью. Однако высокая стоимость мозаики является главной причиной её малораспространённости.

В каждом храме есть небольшие навесные деревянные иконы, их на соответствующие им праздники снимают со стен и полагают на аналой для всеобщего лобызания и носят на крестные ходы. Более крупные иконы встраиваются в иконостас и отдельные киоты .

Притвор

Притвор (предхра́мие) — символ греховной земли. Здесь молились оглашенные , кающиеся и некоторые болящие . В отсутствие оглашенных, притворы используются для испрашивания милостыни, сбережения тепла в зимнее время, в некоторых хозяйственных целях, или не строятся совсем. Тем не менее, по Типикону и по церковным канонам в притворе положено совершать: литию , панихиду , некоторые часы , повечерия , полунощницы , чины оглашения, обручения , отпевания и освящения молочной и яичной пищи (мясная пища в храм не должна приноситься, а освящать её положено в доме немонашествующего иерея ). К притвору относят и паперть (внешний притвор) — крыльцо со ступенями и площадкой перед входными дверями храма. Несмотря на большую декоративную привлекательность, высокая паперть не очень удобна: для пожилых (а их большинство) прихожан тяжело подниматься и спускаться по многочисленным ступеням, особенно заледеневшим в зимнее время, по современным нормам требуется сооружение пандусов для инвалидных и детских колясок , затруднительно заносить и выносить гробы с покойниками во время отпеваний, хоругви , плащаницу , раки с мощами на крестных ходах , крупногабаритную церковную утварь, мебель , строительно- реставрационные леса и др.

В притворах некоторых монастырских храмов располагалась братская Трапезная , как второй, более низкий и тёплый храм, и как символ Сионской горницы , где происходила пасхальная Тайная вечеря . Трапезная устраивалась по ширине апсиды.

Над притвором обычно возвышается колокольня , которая символизирует свечу Господу Богу. Колокольню следует отличать от звонницы — сооружения для подвески колоколов , не имеющего башнеобразной внешности.

Другими структурными частями православного храма могут являться пристройки в виде галереи , соприкасающиеся храмы — приделы во образ града Небесного Иерусалима .

Вокруг православного храма

Храм, церковь — самый распространённый вид культового сооружения в православии и в отличие от часовни имеет алтарь с престолом. Колокольня может стоять как вплотную к храму, так и отдельно от него. Нередко колокольня «вырастает» из трапезной. Во втором ярусе колокольни может располагаться маленький храм ( темничка ). В более поздние времена, когда возводились тёплые церкви, в подклете устраивалась печь для обогрева всего здания.

Возле храма, иногда в самом храме, и даже под престолом, может сооружаться — непопираемое ногами место, куда сливается после совершения крещения святая вода , а также вода после мытья икон , церковной утвари и полов в храме.

По современным нормативам православные храмы оборудуются охранной и пожарной сигнализациями.

Вокруг православного храма прокладывается дорожка для крестных ходов , а прилегающая территория обязательно благоустраивается, производится ограждение участка, посадка цветов и деревьев (в том числе плодовых), например, круговая обсадка, образующая своеобразную беседку. Такой садик имеет также символическое значение райского сада.

Часто возле храма возводится причтовый дом , где устраиваются:

Также при храме может обустраиваться:

Изначально при христианских храмах общественное служение осуществляли богадельни , больницы , инвалидные дома , вдовие дома , интернаты для детей- сирот , приюты для бездомных , бесплатные столовые и другие благотворительные организации.

При современных храмах иногда организуются художественные кружки, клубы , спортивные секции и даже танцевальные площадки для привлечения и знакомства православной молодёжи. В одном причтовом доме, даже очень большом, трудно разместить все приходские службы и отделы, поэтому вокруг православного храма часто возводится целый комплекс храмовых зданий, выполненных в едином архитектурном стиле. Такие храмы становятся не только религиозными, но и культурными центрами, охватывающими, по возможности, всех жителей городских микрорайонов .

Виды православных храмов

По официальному статусу православные храмы могут быть:

  1. кафедральными ( архиерейскими соборами ) — главный собор в епархии
  2. дворцовыми (кремлёвскими, крепостными),
  3. приходскими ( ставропигиальными , благочинными , городскими, сельскими, загородными),
  4. монастырскими (надвратными, трапезными, пещерными, исповедальнями . Самый большой или самый древний храм монастыря может называться «кафоликоном», по-русски «собором»),
  5. подворьями ,
  6. домовыми (келейными),
  7. усыпальницами ,
  8. кладбищенскими ,
  9. больничными ,
  10. тюремными ,
  11. войсковыми (стационарными, походно -полевыми и корабельными ),
  12. миссионерскими ,
  13. единоверческими ,
  14. семинарскими (учебными, школьными),
  15. паломническими ,
  16. мемориалами (на местах боевой славы),
  17. музейными (остающиеся в ведении музеев , где богослужения разрешаются только несколько раз в году),
  18. разрушенными,
  19. восстанавливающимися,
  20. строящимися,
  21. временными,
  22. перевозными (на кораблях, автомобилях, в железнодорожных вагонах),
  23. при вокзальными ,
  24. часовнями ,
  25. молельнями ,
  26. святыми уголками (в исключительных случаях).

Большие по размеру храмы, расположенные в центре крупных населённых пунктов, часто называются «соборами», а маленькие — «церквами», «церкву́шками».

Только при каком-либо храме может существовать православный приход и теплиться православная жизнь. Поэтому обустройство и украшение храма — важнейшая забота каждого православного христианина. Каждый священнослужитель и церковнослужитель приписан к какому-либо действующему православному храму, где он имеет право и обязанность совершать общественное богослужение (в других православных храмах священно- и церковнослужители могут служить только с разрешения местного священноначалия или же молиться как простые миряне). В Русской православной церкви на начало 2016 года насчитывалось около 35 000 храмов . Патриарх Кирилл призывает участвовать в строительстве новых православных храмов, чтобы они стали в шаговой доступности для всего населения.

Этапы развития архитектурных форм

В связи с распространением православия по всему миру, возможным стало огромное разнообразие храмовой архитектуры. Связанная в основе с традициями Византийского зодчества, она представляет собой синтез древних строительных и декоративных приёмов и канонов со стилевыми особенностями, характерными для архитектуры конкретного региона. Таким образом, в рамках одной христианской конфессии нашли своё воплощение самобытные и уникальные храмовые сооружения, отражающие не только суть христианского учения, но и мироощущение отдельного народа.

Россия

Древнерусская храмовая архитектура до конца XVII века развивалась в соответствии с религиозными канонами и местными традициями. С принятием христианства в качестве государственной религии в 988 г. на Руси стали появляться первые каменные храмы, возводимые под руководством приглашённых из Византии мастеров. Однако в большинстве своём храмы на Руси были деревянными. Известны также пещерные храмы в Киево-Печерском и Псково-Печерском монастырях.

С началом правления Петра I и ориентированности на западное светское искусство внешний облик православных храмов стал также тесно связан с развитием художественных стилей (таких как барокко , классицизм , ампир , различные направления модерна ).

Первый православный храм Руси, который упоминается в Повести временных лет , в договоре 944 года , — это «сборная церковь» Ильи пророка в Киеве, по всей видимости, деревянная, она не сохранилась; точное местонахождение её в Киеве в настоящее время неизвестно. Позже православные храмы Киевской Руси строились из кирпича пли́нфы »), который потом имел широкое применение на протяжении всех периодов русского храмового строительства. Для северо-западных земель (Новгорода, Пскова), Владимиро-Суздальского и Московского княжеств характерно было использование белого камня .

Третьим видом строительного материала для церквей служило дерево . Большой пласт уникальных образцов русского деревянного зодчества находится в северных регионах России (знаменитый Кижский погост в Карелии , памятники Кенозёрья в Архангельской обл.). До настоящего времени дошли деревянные храмы, построенные не ранее XVII в.

С конца XIX века некоторые православные храмы стали создаваться из железобетона .

Типология русского каменного храмового зодчества:

Типология русского деревянного храмового зодчества:

На внешний облик храма и его внутреннее убранство также влияла и общественно-политическая ситуация, например: возведение грандиозных соборов в Киеве , Владимире , Новгороде , которые должны были стать символом могущества Древней Руси, религиозной преемственности византийских традиций. Осуществлялось строительство соборов как символов воинской славы: в честь победы над польско-литовскими интервентами (1625 г. Казанский собор (Москва) ), взятия Казани Иваном Грозным (1555 г. храм Василия Блаженного , Москва) и т. д.

В строительстве храмов участвовали лучшие мастера, поэтому храмы представляют неповторимые, богато украшенные иконами , орнаментом и лепниной шедевры искусства. Подчёркивая величие веры, купола храмов и колокольни возвышались над всеми окружающими зданиями, в том числе над царскими дворцами и крепостными башнями . Однако часто рядом с большим храмом (с высокими куполами ), или под ним, строился зимний храм с толстыми (не промерзающими) стенами, низкими потолками и маленькими оконцами , для лучшего сохранения тепла во время холодов.

Большое значение для православного храма имеет внутренняя акустика , от которой зависит громкость, чёткость и «благородность» звучания молитвословий и песнопений. Под высокими сводами каменных храмов звук голосов звучит более «раскатистым» и «величавым», однако чрезмерное эхо может делать слова молитв мало разборчивыми, например: «Па́ки и па́ки…» звучит как многократно повторяющиеся и наслаивающиеся друг на друга: «па-па-па-ки-ки-ки-» и т. п. В этих случаях для уменьшения излишнего акустического эффекта иногда в храме пол покрывается паркетом из дерева, поглощающего звук. В очень высоких храмах (более 50 метров) человеческого голоса обычно уже, наоборот, не хватает для наполнения храма, и для произнесения подбираются точки наиболее сильного отражения звука от внутренних архитектурных элементов храма, а прежде также для звукового резонанса в стенах храма устраивались особые полости ( голосники ), внешне напоминающие кувшины . В некоторых современных храмах используются электрические микрофоны и динамики .

Болгария

История храмовой архитектуры Болгарии относится к периоду с IX по XIV в.в. Рассматриваемый временной промежуток включает в себя три важных исторических периода:

В 1396 году вместе с Турецким игом, принёсшим с собой упадок искусства и ограничение строительства, начинается новый этап для культурной жизни Болгарии, которая снова обрела независимость только в 1908 г.

В 865 г. христианство было провозглашено официальной религией Болгарии.

Архитектура Первого Болгарского царства. Культурные центры — Плиска , Преслав , Западная Македония . Зодчество первых болгарских столиц известно своим монументализмом в первой стадии развития и декоративностью, полихромией в период преславской архитектуры, которая преодолевает тяжёлый монументализм и делает шаги в сторону освобождения от базиликальных приёмов.
Характерные для преславской архитектуры черты — оригинальный план, комбинирование различных архитектурных приёмов, нарядность и красочность декоративного убранства
. Культовая архитектура представлена трёхнефными базиликами, сложносоставной «Большой базиликой», церковью с центрическим планом, бесстолпными купольными церквями и четырёхстолпными однокупольными храмами. Традиционной чертой церковной архитектуры этого периода является наличие глухих арок как декоративного элемента.

Архитектура Второго Болгарского царства. Культурные центры — Тырново , Месемврия и др. Сопоставляя общественный строй и характер зодчества Первого и Второго Болгарских царств, выявляется взаимосвязь между варварской, но хрупкой организацией Первого царства и его суровой монументальной архитектурой строгих пропорций. В то время как Феодальная раздробленность Второго находит выражение в архитектуре мелких форм .

Развитие архитектуры в XII—XIV в.в. имело схожие черты с архитектурными традициями Первого царства, однако из-за византийского владычества и феодальной раздробленности строительство культовых сооружений характеризуется меньшими размерами и разнообразием архитектурных форм.
Храмовая архитектура представлена четырёхстолпными, трёхконховыми купольными (однонефные постройки с полукруглыми апсидами на востоке, севере и юге) и бесстолпными купольными церквями.

  • выделяют константинопольский тип — четырёхстолпные церкви с предапсидным пространством;
  • и провинциальный тип — четырёхстолпные церкви без прямоугольного предапсидного пространства, в которых купол располагается на продольных стенах, а не на колоннах или столбах.

См. также

Примечания

  1. Всеобщая история архитектуры // Раннехристианская архитектура. Т. 2, 1973 г.
  2. . Дата обращения: 24 марта 2012. 26 марта 2012 года.
  3. . Дата обращения: 11 января 2009. 31 декабря 2008 года.
  4. В. И. Плужников. Термины российского архитектурного наследия. Москва, 2011
  5. . Дата обращения: 24 марта 2012. 27 июля 2014 года.
  6. Для предотвращения образования влажного конденсата на стенах храма, эти стены приходится строить максимально толстыми (чтобы они не промерзали в зимнее время), уменьшать количество несущей стальной арматуры (высокопрочного каркаса ) внутри этих стен, так как металл обладает очень высокой холодо- и теплопроводностью, либо покрывать снаружи весь храм несколькими слоями теплоизолирующей краски.
  7. Журнал Московской Патриархии апрель 2016. Храмоздатель. Владимир Ресин: Протесты против возведения церквей искусственны — Доклад на конференции «Новые храмы для города Москвы» XXIV Международных Рождественских образовательных чтений.
  8. (2 февраля 2016). Дата обращения: 17 июня 2017. 3 января 2018 года.
  9. . Дата обращения: 11 мая 2016. 3 июня 2016 года.
  10. Всеобщая история архитектуры // Архитектура Болгарии. Т.3, 1973 г.
  11. М. П. Цапенко. Архитектуры Болгарии. М., 1953 г.

Литература

  • от 24 августа 2017 на Wayback Machine .
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Мельник А. Г. // Сообщения Ростовского музея. — Ростов, 1991. — Вып. 1 . — С. 145—151 .
  • Мельник А. Г. // Русская история: проблемы менталитета. Тезисы докладов.. — М. , 1994. — С. 68—69 . — ISBN 5-201-00574-8 .
  • Мельник А. Г. // История и культура Ростовской земли. 1994. — Ростов, 1995. — С. 114—124 . 24 сентября 2015 года.
  • Мельник А. Г. // История и культура Ростовской земли. 1994. — Ростов; Ярославль, 1995. — С. 124—133 . — ISBN 5-85975-035-8 .
  • Мельник А. Г. // Иконостас. Происхождение — развитие — символика. — М. : Прогресс-Традиция, 2000. — С. 431—441 . — ISBN 5-89826-038-2 .
  • Мельник А. Г. // Сообщения Ростовского музея. — Ростов, 2000. — Вып. 10 . — С. 193—251 .
  • Мельник А. Г. // Вестник Рос. гуманитарного науч. фонда. — 2009. — № 3 (56) . — С. 131—143 .
  • Мельник А. Г. // Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси. — М. : Индрик, 2011. — С. 443—473 . — ISBN 978-5-91674-151-3 .
  • Мельник А. Г. // Соловецкое море. Историко-литературный альманах. — 2012. — Вып. 11 . — С. 46—50 .
  • Успенский Б. А. от 7 сентября 2018 на Wayback Machine // Успенский Б. А. Крест и круг : Из истории христианской символики. — М.: Языки славянских культур, 2006. — С. 225—258.
Источник —

Same as Православный храм