Interested Article - Эос

Э́ос ( др.-греч. Ἕως , эпич. Ἠώς , микен. a-wo-i-jo «утренняя заря»; из ПИЕ *h₂éwsōs ) — в древнегреческой мифологии богиня зари .

Эос появлялась ранним утром, выходя из океана, и на колеснице, запряженной прекрасными лошадьми, возносилась на небо.

Богиня с розовыми перстами, как её называет Гомер, поднимается утром со своего ложа, выплывает на своих божественных конях и Фаэтоне из глубины моря и озаряет светом вселенную. Уже у Гомера Аврора называется богиней дня и отождествляется (в особенности у трагиков) с Гемерой (днём).

Имя Эос происходит от праиндоевропейского корня *h 2 aus-os-.

В римской мифологии Эос соответствует Аврора , в славянской — Денница , в балтской — Аушра , в индоарийской — Ушас .

Её называют Паллантиадой .

В честь Эос назван астероид (221) Эос , открытый в 1882 году.

Происхождение

Дочь Гипериона и титаниды Тейи , сестра Гелиоса и Селены .

По другим вариантам, она была дочерью Гелиоса; матерью её считалась иногда и Ночь.

В оригинале « Теогонии » Эос названа эпитетом « Эригенея », Ἠριγένεια — «самая рождающая» или «прежде всех рождающая» , что иногда ошибочно принимают за другое божество.

Возлюбленные и потомство

Колесница Эос

По многочисленным мифам, Эос имела пылкое сердце и легко увлекалась всяким красивым смертным юношей. Объясняли это тем, что Эос неоднократно делила ложе с Аресом , и Афродита , чьим любовником он был, в отместку внушила Эос вечную неразборчивую страсть к молодым смертным. Именно этим объясняется пунцовый цвет утренней зари, стеснявшейся проведённой ночи.

Из смертных, пользовавшихся её любовью, поэты называют и Тифона ; а также Кефала , супруга Прокриды . Если предмет любви Эос не отдавался ей добровольно, она его похищала. Так она похитила , Кефала , возможно, Ганимеда . Орион был её возлюбленным , а Тифон стал супругом.

Увлечённая его поразительной красотой, Эос испросила у Зевса ему бессмертие, забыв при этом прибавить просьбу о сохранении ему вечной юности . Когда после долгой счастливой жизни Тифон — олицетворение дневного света — состарился и одряхлел, Эос заперла его в одиночную комнату, откуда порой раздавался его старческий голос. Согласно позднейшему сказанию, Эос из сострадания обратила его в сверчка .

От этого брака у Эос были сыновья Эмафион и Мемнон , будущий царь Эфиопии , которому пришлось сражаться под Троей с Ахиллом и пасть от его руки . Эос перенесла тело любимого сына в Эфиопию, где, по представлению древнегреческих поэтов, находились чертоги Гелиоса , и вечно оплакивала его, роняя обильные слезы — утреннюю росу . После смерти Мемнона Эос упросила Зевса превратить его сестёр в птиц Мемнонид .

По другой версии: муж Астрей , её дети: Анемы ( ветры ) и Астры (звёзды) .

В искусстве

Тифон и Эос

Ей посвящён LXXVIII орфический гимн.

Действующее лицо трагедии Эсхила «Взвешивание душ» .

Поэты, начиная с Гомера , описывали красоту Эос и её великолепие, называя её «розоперстой», «прекраснокудрой», «златотронной», «одетой в шафранный пеплос» и так далее. Её эпитет объясняют так: «Перед восходом солнца на небе появляются расходящиеся из центра розовые полосы, которые напоминают растопыренные пальцы руки» .

См. также

Примечания

  1. Любкер Ф. // / под ред. Ф. Ф. Зелинский , А. И. Георгиевский , М. С. Куторга , Ф. Гельбке , П. В. Никитин , В. А. Канский , пер. А. Д. Вейсман , Ф. Гельбке , Л. А. Георгиевский , А. И. Давиденков , В. А. Канский , П. В. Никитин , И. А. Смирнов , , , — СПб. : Общество классической филологии и педагогики , 1885. — С. 473.
  2. Любкер Ф. // / под ред. Ф. Ф. Зелинский , А. И. Георгиевский , М. С. Куторга , Ф. Гельбке , П. В. Никитин , В. А. Канский , пер. А. Д. Вейсман , Ф. Гельбке , Л. А. Георгиевский , А. И. Давиденков , В. А. Канский , П. В. Никитин , И. А. Смирнов , , , — СПб. : Общество классической филологии и педагогики , 1885. — С. 649—650.
  3. Предметно-понятийный словарь греческого языка: Микенский период. — Л. , 1986. — С. 64.
  4. Мифы народов мира : в 2 т. — Т. 2. — М. , 1991—1992. — С. 663, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей : в 3 т. — Т. 1. — М. , 2001. — С. 526; Псевдо-Аполлодор . Мифологическая библиотека I 2, 2 далее.
  5. Гомер . Одиссея II 1.
  6. Овидий . Метаморфозы IX 422; XV 191.
  7. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  8. Гесиод . Теогония 371.
  9. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  10. Вейсман А. Д. . Греческо-русский словарь. — , 266.
  11. Комментарий к (H.G. Evelyn-White)
  12. Псевдо-Аполлодор . Мифологическая библиотека I 4, 4.
  13. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  14. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  15. Гесиод , фр. 353 М.-У.
  16. Гесиод . 378—382

    Эос-богиня к Астрею взошла на любовное ложе,

    И родились у неё крепкодушные ветры от бога, —

    Быстролетящий Борей, и Нот, и Зефир белопенный.

    Также звезду Зареносца и сонмы венчающих небо

    Ярких звёзд родила спозаранку рождённая Эос.

    Псевдо-Аполлодор . Мифологическая библиотека I 2, 2.
  17. Радт , фр. 329.
  18. Ярхо В. Н. Примечания // Гомер. Одиссея. — М. , 2000. — С. 367.

Литература

Источник —

Same as Эос