Еврейские писатели
- 1 year ago
- 0
- 0
Евре́йские бе́женцы — евреи , которые были вынуждены покинуть место своего жительства из-за преследований в связи со своей национальной или религиозной принадлежностью. Такие преследования чаще всего порождаются антисемитизмом — разновидностью ксенофобии , идеологией враждебного отношения к евреям как к этнической или религиозной группе.
Наибольшую известность в истории получили депортации евреев с территории Палестины римлянами в 70-е и 130-е годы н. э., преследования со стороны христианской церкви в Средние века в Европе , погромы и черта оседлости в Российской империи , массовые изгнания и убийства нацистами с 1930-х до 1945 года ( Холокост ), преследования в мусульманских странах в период 1940-х — 1970-х годов.
Стремление к получению надёжного убежища для евреев стало стимулом для зарождения сионистского движения и создания Государства Израиль .
Преследования евреев в античности носили эпизодический характер. В основном изгнания и насильственные переселения являлись следствием войн и восстаний .
Первым историческим упоминанием о еврейских беженцах является исход евреев из Египта примерно в XIII веке до н. э. Общее число евреев, вышедших с Моисеем из Египта неизвестно, однако в Библии указано число мужчин старше двадцати лет — более 600 тысяч человек .
В 733 — 720 годах до н. э. после ряда восстаний против Ассирии её цари Тиглатпаласар III , Салманасар V и Саргон II завоевали Израильское царство , а его жителей переселили в Ассирию , где они были впоследствии ассимилированы . Исторические хроники упоминают 13 520 человек, переселённых из Галилеи и 27 290 или 27 280 человек переселённых из Самарии . В 701 году до н. э. армия ассирийского царя Сеннахериба вторглась в Иудею , разорив множество городов. В « Анналах Синнахериба » сказано, что он увёл в плен 200 150 человек .
В период 598 — 582 годы до н. э. состоялось насильственное переселение части населения Иудейского царства в Вавилонию в качестве карательной меры за антивавилонские восстания в Иудее . Этот период получил название Вавилонский плен . При этом в 587 году до н. э. после разрушения Навуходоносором Первого Храма группа евреев бежала в Африку и обосновалась на острове Джерба , где существует самая древняя непрерывно действующая синагога в мире . Часть евреев ( 42 360 человек) вернулась в Иудею после завоевания Вавилонии персидским царём Киром Великим . Сохранились отрывочные сведения об изгнании евреев из Рима в 139 году до н. э. , в 19 году н. э. и в 50 году н. э.
Очередные массовые депортации евреев из Палестины проводились римлянами в 70-е и 130-е годы н. э. после Иудейских войн и восстания Бар-Кохбы . После разрушения Иерусалима евреям под угрозой смерти было запрещено приближаться к городу . Историк и очевидец Иосиф Флавий писал, что во время римского вторжения погибло 1,1 млн человек и 97 тысяч попали в плен Во время восстания Бар-Кохбы погибло ещё 580 тыс. иудеев .
Одно из первых изгнаний евреев из христианских стран состоялось в 414 году в Александрии при византийском патриархе Кирилле . Впоследствии в Византийской империи евреи изгонялись из Антиохии после подавления восстания в 608 году .
В VII веке в городе Медина проживало 3 еврейских племени (бану Кайнука, бану Надир и бану Курайза ). В 622 году в Медине появился мусульманский пророк Мухаммед . В результате конфликта между мусульманами и евреями племена бану Кайнука и бану Надир были изгнаны из Медины. В 627 году практически все мужчины племени бану Курайза были казнены , а женщины и дети проданы в рабство .
В 628 году войска Мухаммеда вторглись в оазис Хайбар в 150 километрах от Медины, в котором проживали евреи и в который переселилось племя бану Надир. Мухаммед конфисковал все земли, которые принадлежали исповедовавшим иудаизм племенам. Его преемник, халиф Умар ибн Хаттаб в начале 640-х годов приказал всем евреям покинуть центральные и северные области Аравийского полуострова , включая Хайбар . Запрет евреям проживать в этой области сохраняется по настоящее время .
В период персидско-византийской войны (602—628) евреев преследовали обе стороны. После занятия Иерусалима персами многие евреи были там распяты, а оставшиеся в живых изгнаны. После возврата города под контроль Византии евреи по приказу императора Ираклия I вновь были изгнаны из города , а иудаизм был практически объявлен вне закона.
Весной 1097 года в Херсоне еврейский купец купил у половцев группу захваченных ими близ Киева пленников, среди них оказался монах Киево-Печерской лавры Евстратий Постник , который вскоре умер в плену (согласно преданию — убит хозяином за нежелание отказаться от Христа) . Церковь объявила Евстратия святым, «умученным на Пасху жидами». Эпарх Херсона (крещёный иудей) был казнен по указу императора вместе с купцом, купившим монаха. Итогом этого скандала стало изгнание из города всех еврейских торговцев и конфискация их имущества . В истории есть сведения о насильственных крещениях в Византии (в частности, по указу императора Льва III в 720-е годы), однако о проведении данного указа в жизнь и связи его с переселением евреев в другие страны сведений почти нет. Историки полагают, что в целом в Византийской империи евреи не подвергались изгнаниям .
В Европе гражданский статус, обеспеченный римским правом , постепенно менялся на феодальную зависимость , но принести присягу вассала могли только христиане. Таким образом, евреи оставались вне защиты закона и полностью зависели от благосклонности правителей . Христианская церковь в Средние века принимала участие в преследовании иудеев как иноверцев и принуждала к принятию христианства . Поскольку им запрещалось владеть землей, то они чаще всего занимались торговлей или ростовщичеством . Это подогревало недовольство местного населения и провоцировало погромы и изгнания. Евреев обвиняли в распространении болезней, неурожаях и других бедствиях. В Средневековье на евреев начали возводить кровавый навет — обвинение в убийствах христиан в ритуальных целях. Практически именно в это время родилась легенда о « Вечном жиде » — еврее-скитальце, который нигде не может найти спокойного пристанища . Хроники конца VI — начала VII веков описывают систематические изгнания евреев .
В 1113 году в Киеве произошёл крупный еврейский погром, после которого, как писал в « Истории Российской » Василий Татищев , князья постановили, что «ныне из всея Русския земли всех жидов выслать и со всем их имением, и впредь не впушать, а есть ли тайно войдут, вольно их грабить и убивать… С сего времени жидов на Руси нет» . Лев Тихомиров в 1892 году утверждал, что евреи вернулись в юго-западные города примерно к XIII веку , а Михаил Стельмашенко в 1911 году писал, что «ни один поместный летописец не упоминает о них до начала XV века » .
В Норвиче в 1144 году произошёл первый зафиксированный в истории случай кровавого навета . С сентября 1189 по март 1190 года по стране прокатилась волна антиеврейских погромов, связанная с коронацией Ричарда I . В дальнейшем еврейские общины Англии пострадали во время Баронской войны ( 1263 — 1267 ) .
18 июля 1290 года король Англии Эдуард I издал указ об изгнании из страны всех евреев (число которых в стране на тот момент не превышало 4000). Большинство беженцев переехали во Францию , Фландрию и Германию . Указ был отменён только в 1652 году Оливером Кромвелем .
Началом преследования евреев стало принятие в 589 году королём Реккаредом I католичества . После этого под давлением духовенства началось принятие антиеврейских законов. В 613 году все испанские евреи, отказавшиеся принять крещение , были вынуждены покинуть страну по приказу короля Сисебута . Остальные спустя несколько лет были обращены в рабство . В дальнейшем в 620-е годы при короле Свинтиле изгнанникам позволили вернуться. При короле Хинтиле гонения возобновились и Шестой собор в Толедо в 638 году постановил, что лишь католики могут жить в Испании. Часть евреев приняла христианство, остальные вновь вынуждены были покинуть страну .
В XIV веке в христианской Севилье начались антиеврейские выступления. С 1378 года архиепископ Фелипе Мартинес выступал с антиеврейскими проповедями и призывами к насилию. 4 июня 1391 года в Севилье начался антиеврейский погром. Было убито около 4000 человек, множество евреев приняли насильственное крещение . Погромы перекинулись на другие города Кастилии и Арагона . Часть испанских евреев переселилась в Португалию , Алжир и Марокко .
После завоевания Гранады весной 1492 года королевская чета Фердинанд II Арагонский и Изабелла I Католическая подписала указ ( ), обязывающий евреев в течение четырёх месяцев (до 31 июля ) креститься или покинуть страну. Всякий некрещёный еврей, оставшийся в Испании после этого срока, объявлялся вне закона. Евреям разрешили продать своё имущество и взять с собой некоторые вещи, за исключением золота, серебра, жемчуга и драгоценных камней. Недвижимость продавать не разрешалось. До 31 июля всех евреев выселить не удалось, срок был продлён до 2 августа . Число изгнанников оценивается разными историками от 50 до 300 тысяч. Скорее всего, 50 тысяч является очень заниженной цифрой, поскольку ряд источников указывает, что только в Португалию из Испании переселилось от 100 до 120 тысяч евреев , а ещё 200 тысяч — в Турцию , Италию и Северную Африку . Формально Альгамбрский декрет был отменён лишь конституцией, принятой в 1876 году .
В 590-е годы евреев из Франции изгнал король Хильперик, в 620-е — король Дагоберт . Преследования продолжились в 1007 году , когда епископ Лиможа Альдуин потребовал от евреев, проживавших на территории его епархии, немедленно креститься или покинуть Лимож . Большинство евреев покинули город .
В 1182 году король Франции Филипп II Август опубликовал указ об изгнании из Франции всех евреев и конфискации принадлежавшей им собственности. Большинство изгнанников нашли прибежище в соседних с Францией графстве Шампань , королевстве Прованс , графстве Венессен и других местах .
19 июля (или 22 июля ) 1306 года король Филипп Красивый издал указ о выселении евреев из Франции и конфискации всей их собственности. На выселение был дан один месяц. Евреев изгнали также Лотарингия , Савойя , Дофине , Франш-Конте . Большинство из евреев переехало в южные провинции, неподвластные королю. 28 июля 1315 года Людовик X разрешил евреям вернуться во Францию при условии уплаты большого выкупа .
В 1394 году король Карл VI вновь запретил евреям жить во Франции за «прегрешения евреев перед святой верой». Евреи вновь бежали в южные провинции. В конце XV века эти земли вошли в королевский домен и евреев изгнали оттуда тоже . После этого евреев во Франции не было три столетия .
В 1287 году в Берне произошёл погром, в 1290-х годах — кровавый навет и изгнание евреев. 10 января 1347 года власти Базеля обвинили евреев в эпидемии чумы. 600 евреев сожжено, 200 еврейских детей обращено в христианство, кладбище разрушено, синагога сожжена, евреи изгнаны из страны . По другим данным, первое обвинение в распространении чумы произошло в 1348 году городе , где под пытками несколько человек призналось в отравлении колодцев. Это послужило поводом для массовых казней и изгнаний евреев по всей Швейцарии. Дискриминационные запреты в отношении евреев были отменены в Швейцарии только в конце XIX века .
Конец XIII — XIV века в истории евреев Германии названы «мученическими». В это время еврейские общины подвергались многочисленным преследованиям и погромам. Было уничтожено более 300 общин, евреи были изгнаны из большинства городов Германии . В связи с многочисленными случаями кровавых наветов римский папа Иннокентий IV в 1247 году издал буллу , в которой отмечал, что «участь евреев под властью таких князей и правителей становится, таким образом, ещё более ужасной, чем участь их предков в Египте под властью фараонов. Из-за этих преследований они вынуждены покидать те места, где предки их жили с древнейших времен» . Но и папская булла не спасала евреев от нападок и погромов. Так, навет в осквернении гостии в Кноблаухе в 1510 году повлёк за собой казнь 38 евреев и изгнанию остальных со всей территории Бранденбургского княжества .
Множество евреев из Германии переселялось в Польшу , где к XVI — XVII векам возникли многочисленные еврейские общины.
В 1420 году по приказу Альбрехта V все евреи Австрии были арестованы. 270 человек были сожжены на костре по обвинению в осквернении гостии в Энсе . Все остальные, за исключением согласившихся креститься, были высланы из страны, их собственность конфискована .
В 1487 году муниципальные советы Лиссабона и ряда других городов приняли постановления об изгнании евреев. Однако эти постановления были отменены королём Жуаном II . В 1492 году 120 000 евреев бежали в Португалию из Испании. Через год в связи со вспыхнувшей среди переселенцев эпидемией чумы Жуан II потребовал от испанских евреев покинуть Португалию. Те, кто не смог уехать из-за высокой платы за перевозку на португальских кораблях, были проданы в рабство .
В декабре 1496 года король Мануэл I издал декрет об изгнании евреев из Португалии и обязательном крещении всех детей. 20 000 евреев покинули страну. Оставшиеся были подвергнуты насильственному крещению согласно декрету от 19 марта 1497 года . Однако даже крещение и специальный «охранный» указ короля принятый в мае 1497 года не спасали евреев от преследований и погромов. В 1506 году в Лиссабоне было убито 2000 человек. В связи с большим количеством подобных акций Мануэл I указом от 1 марта 1507 года . позволил насильственно крещённым евреям покидать страну и даже вывозить имущество, что ранее было запрещено. Бегство евреев из Португалии продолжалось до начала XVII века .
В 1495 году князь Александр объявил об изгнании евреев из Литвы . Недвижимое имущество изгнанников было объявлено собственностью князя и частично роздано христианам. В 1501 году евреям разрешили вернуться и даже возвратили отнятое имущество .
В XVII веке изгнания происходили реже, однако ряд войн и восстаний также негативно отразился на судьбе евреев в Европе.
Начиная с 1593 года на Украине произошёл ряд казацких восстаний, сопровождавшихся антиеврейскими погромами, а в 1648 году произошло восстание Богдана Хмельницкого , во время которого еврейские общины Украины подверглись массовому истреблению. С мая 1648 года началось бегство еврейского населения из местечек Киевской и Житомирской областей в укрепленные города. Часть евреев, спасаясь от казаков, покинула Левобережье после битвы под Корсунем вместе с отрядом князя Иеремии Вишневецкого . В городах, захваченных казаками, творились массовые и жестокие расправы над евреями и поляками. Оставшихся в живых казаки продавали в рабство татарам . Пленных евреев впоследствии выкупали общины Османской империи . Выжившие в ходе восстания евреи бежали с Украины в Литву , внутренние области Польши , Пруссию , Силезию и далее .
23 апреля 1615 года Людовик XIII издал указ об изгнании евреев из Франции в течение месяца под страхом смерти. Евреям было запрещено жить не только во Франции, но и в её колониях .
В первой половине XVIII века в Российской империи было издано два указа о высылке евреев из России: 26 апреля 1727 года и 2 декабря (13 декабря по новому стилю) 1742 года . Первый указ императрицы Екатерины I требовал «Жидов, как мужеска, так и женска пола, которые обретаются на Украине и в других Российских городах, тех всех выслать вон из России за рубеж немедленно, и впредь их ни под какими образы в Россию не впускать» с указанием «при отпуске их смотреть накрепко ж, чтобы они из России за рубеж червонных золотых и ни каких Российских серебряных монет и ефимков отнюдь не вывезли» , императрицы Елизаветы Петровны , фактически дублируя указ Екатерины, дополнял его возможностью вернуться исключительно при условии принятия христианства : «разве кто из них захочет быть Христианской вере Греческого исповедания; таковых крестя в Нашей Империи, жить им позволить, токмо вон их из Государства уже не выпускать» .
Во второй половине XVIII века состоялся раздел Польши между Пруссией , Австрией и Россией . В результате множество евреев проживавших на территории бывшей Польши оказались под российской юрисдикцией. В 1783 году евреям Белоруссии было запрещено жить в деревнях, поскольку они были приписаны к городскому ( мещанскому ) сословию. 21 января 1786 года был издан сенатский указ, который разрешал евреям временно жить в деревнях. Евреи-купцы из Белоруссии при этом обладали привилегией свободного передвижения в отличие от других представителей этого сословия. После появления их в Москве и Смоленске по жалобе христианских купцов в 1791 году был принят императорский указ о запрете евреям селиться за пределами нескольких западных губерний. Этот указ положил начало черте оседлости . В 1795 году был опубликован правительственный указ, по которому все жившие в деревнях евреи были приписаны к городам, а затем евреев изгнали из деревень . Наконец 13 апреля 1835 года был опубликован указ Сенату, согласно которому евреям разрешалось селиться в 6 западных губерниях и двух областях свободно, в 10 губерниях с существенными ограничениями (например, с запретом жить в губернских городах), в прочих местах поселение запрещалось .
XIX и начало XX века ознаменовались массовыми еврейскими погромами в Российской империи , а также во время Гражданской войны в России . Первая мировая война также негативно отразилась на жизни еврейского населения — власти в массовом порядке выселяли евреев из прифронтовой полосы как ненадёжный элемент. Множество евреев эмигрировало из России, в том числе почти 200 тысяч — в Палестину , но большинство — в США . Как полагают историки, антисемитизм в XIX веке стал в России государственной политикой .
В 1821 , 1859 , 1871 годах в России в Одессе и в 1862 году в Аккермане (Белгород-Днестровский) произошли еврейские погромы , участниками которых были местные греки . Поводом к первому погрому послужили слухи о причастности евреев к убийству в Стамбуле греческого православного патриарха Григория .
В 1881—1882 годах на юге России произошли массовые погромы, связанные с убийством народовольцами царя Александра II . 13-16 декабря 1881 года состоялся погром в Варшаве . Власти практически поощряли погромщиков, не принимая мер для защиты еврейского населения .
В 1870-х годах около 30 тысяч российских евреев бежали в США , спасаясь от преследований. В дальнейшем темпы эмиграции быстро нарастали: с 1881 по 1900 годы в США въехало ещё 600 тысяч евреев . Евреям, покинувшим Россию, было запрещено возвращаться обратно . Переезд евреев в Великобританию был приостановлен «Законом об иммиграции иностранцев» в 1905 году .
3 мая 1882 года были введены так называемые « Майские законы ». Они отменили некоторые принятые ранее при Александре II нормативные акты, разрешавшие некоторым категориям евреев проживать вне черты оседлости. После этого состоялось очередное изгнание евреев из крупных городов . В самой черте оседлости евреям было запрещено селиться, арендовать и приобретать недвижимость вне городов и местечек .
В связи с этими событиями около 35 тысяч евреев из России и Румынии переселилось в Палестину , составив так называемую Первую Алию . Турецкие власти видели в новых поселенцах угрозу и в июне 1882 года издали закон, запрещавший поселение в стране евреев — выходцев из Восточной Европы . Однако, с помощью взяток и юридических уловок закон обходили . 28 марта 1917 года турецкие власти изгнали из Яффо и его предместий всех евреев, мотивируя это приближением английской армии. Беженцами стали около 5000 человек .
Погромы в России прошли также в 1890-х годах. По заявлению нижегородского губернатора «… в народе сложилось убеждение в полной безнаказанности самых тяжелых преступлений, если только таковые направлены против евреев» . 28 марта (по другим данным 29 марта ) 1891 года по докладу министра внутренних дел России Игнатьева был принят императорский указ об изгнании всех евреев из Москвы и Московской губернии. Было выселено от 17 до 20 тысяч евреев-ремесленников, живших там на основании закона от 1865 года. Высылка сопровождалась гонениями и массовыми жестокостями, описанными современниками .
В начале XX века преследования и погромы евреев в России и Восточной Европе продолжились. В 1903 году произошёл крупный погром в Кишинёве . После опубликования от 17 октября 1905 года 660 населённых пунктов южных и юго-западных губерний в «черте оседлости» были охвачены погромами, продолжавшимися до 29 октября . В том числе 18-20 октября 1905 года произошёл крупный еврейский погром в Ростове (150 убитых) . Крупнейший погром начала века произошёл 19-22 октября 1905 года в Одессе . По разным оценкам в Одессе было убито от 300 до 800 человек и несколько тысяч было ранено, разгромлено около 1600 домов .
В 1907 году в Румынии произошло крестьянское восстание также сопровождавшееся погромами.
Эти события стали катализатором нового потока беженцев и переселенцев в Палестину, так называемой Второй Алии — около 40 тысяч человек . Из России за период 1881—1914 годы эмигрировало 1,98 миллиона евреев, а включая Восточную Европу — 2,4 млн .
Во время Первой мировой войны около 500 тысяч евреев было насильственно выселено из прифронтовых губерний и переселено во внутренние губернии России . Это стало фактической отменой «черты оседлости» . Для оказания помощи жертвам погромов и выселений в 1915 году был создан (ЕКОПО). К концу 1916 года Еврейский комитет помощи жертвам войны оказал помощь 240 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев .
Серьёзно пострадали от погромов еврейские общины в период Гражданской войны в России : только число убитых в 1520 погромах в период 1918—1920 годов составило по разным данным от 100 до 200 тысяч человек .
После окончания Первой мировой войны с 1919 по 1923 годы в Палестине поселилось ещё около 35 тысяч евреев, в основном из Восточной Европы. Они составили так называемую Третью Алию .
Четвёртая волна репатриации евреев в Палестину состоялась с 1924 по 1931 годы и составила по разным источникам от 67 до 80 тысяч человек. Она включала в себя в основном выходцев из Польши и других стран Восточной Европы, принадлежавших к среднему классу. За эти же годы из-за экономического кризиса Палестину покинуло около 23 тысяч евреев .
В 1881—1914 гг. Россию покинули 1,98 млн евреев, из них 78,6 % эмигрировали в США. За 1880—1924 годы в США прибыли 2,5 млн евреев из Восточной Европы, главным образом из России .
По переписи 1939 года в СССР было 3,02 млн евреев . А после включения в СССР стран Прибалтики, Западной Украины и Молдавии добавилось ещё 2,2 млн человек .
В современной истории еврейские беженцы обычно рассматриваются с 1930-х годов, когда к власти в Германии и некоторых других странах Европы пришли праворадикальные режимы, проводившие антисемитскую политику. Эти события привели к появлению сотен тысяч еврейских беженцев. До начала Второй мировой войны Германию, Австрию и Чехословакию покинуло от 350 тысяч до 400 тысяч евреев. Из 235 тысяч еврейских иммигрантов в Палестине с 1932 по 1939 годы примерно 60 тысяч были немецкими евреями .
Начало массовым преследованиям евреев в Германии было положено 1 апреля 1933 года , когда был проведен первый общенациональный бойкот всех еврейских предприятий в стране . Основным инструментом антиеврейской политики 1933—1935 гг стало антиеврейское законодательство .
С апреля по декабрь 1933 года был принят целый ряд нормативных актов и мероприятий, направленных против еврейской интеллигенции с целью «исключить влияние евреев на общественную жизнь». 7 апреля 1933 года был принят , в соответствии с которым было предписано уволить всех неарийских чиновников, за редким исключением. 25 апреля были введены квоты на приём евреев в учебные заведения, а 10 мая произошло публичное сожжение книг еврейских и антинацистских авторов. Расовые ограничения коснулись медиков, адвокатов, нотариусов, профессоров, редакторов и др.
Вершиной антиеврейского законодательства стали принятые 15 сентября 1935 года так называемые Нюрнбергские расовые законы . Евреи были лишены немецкого гражданства, смешанные браки были запрещены. В дальнейшем к законам принимались поправки, а все прочие расистские правовые нормы составлялись как дополнение к этим законам .
На экономическом уровне проводилась политика « ариизации » — передача имущества в руки лиц немецкого происхождения. На этом этапе «ариизация» не была связана с прямым насилием и силовым изъятием имущества, однако на евреев оказывалось прямое и косвенное давление с целью продажи ими своей собственности .
Вытеснение евреев сопровождалось их почти тотальным ограблением при эмиграции. Политика нацистов по изъятию имущества ужесточалась с 25 % в 1933 году до почти 90 % к 1938 году . С 1933 по 1937 годы из Германии эмигрировало 130 тысяч евреев .
В марте 1938 года Германия присоединила к себе Австрию . Австрийские евреи также стали объектом преследований. В апреле в Вене был создан «Еврейский эмигрантский центр» под руководством Адольфа Эйхмана . До войны из Австрии уехало 100 тысяч евреев .
Историки отмечает, что в 1938 году политика принудительной эмиграции евреев проводилась также правительством Польши .
15 декабря 1938 года руководитель Межправительственного комитета по делам беженцев по поручению Рузвельта встретился в Лондоне с Ялмаром Шахтом , известным немецким промышленником и президентом Рейхсбанка . За спасение евреев Шахт потребовал 3 млрд немецких марок , что равнялось 1 млрд 200 млн долларов . В январе 1939 года Герман Геринг поручил дальнейшее ведение переговоров с Рабли советнику Министерства экономики Гельмуту Вольтату . В феврале 1939 года Вольтат заявил о готовности принять план эмиграции 150 тысяч трудоспособных евреев в течение 3-5 лет. Затем за ними должны были последовать семьи и иждивенцы. В этот период Германия обязалась не оказывать давление на оставшихся евреев. Финансирование плана предполагалось провести из конфискованного у евреев капитала и дополнительной международной помощи. Однако из-за нарушения договоренностей со стороны германских властей и неготовности в США и других странах к приему беженцев план Рабли не был реализован .
В марте 1939 года Чехия была объявлена протекторатом Германии , а Словакия стала её союзником. Там также начались преследования евреев. 27 июля 1939 года Адольф Эйхман открыл в Праге отделение Центрального бюро по еврейской эмиграции. С эмигрантов взимали очень большой эмиграционный сбор, фактически означавший конфискацию имущества. Общая стоимость собственности, реквизированной нацистами у евреев Богемии и Моравии, составила около 12 млрд чехословацких крон. К октябрю 1941 года , когда нацисты окончательно запретили эмиграцию, Богемию и Моравию покинули 26 629 (по другим данным 43 000) человек. Оставшиеся евреи были заключены в гетто, 75 765 из них погибло .
В октябре 1933 года Ассамблея Лиги Наций создала для еврейских беженцев из Германии специальное ведомство Верховного комиссара по делам беженцев. Его руководителем стал американский профессор и журналист Джеймс Гровер Макдоналд . Он начал борьбу за объединение усилий по финансированию помощи, поскольку Лига Наций непосредственно не финансировала эту работу и против ограничений на иммиграцию беженцев. За 2 года работы он помог расселить в Палестине 80 тысяч еврейских беженцев . Макдоналд пытался убедить Лигу наций осуществить прямое вмешательство, но эти попытки остались безуспешными. 27 декабря 1935 года Макдоналд подал в отставку
С 5 по 16 июля 1938 года по инициативе президента США Ф. Д. Рузвельта была созвана Эвианская конференция , посвященная проблеме беженцев, в которой приняли участие представители 32 стран. Из участников конференции только Доминиканская Республика изъявила желание принимать беженцев и предоставить им для этого землю. Европейские страны, США и Австралия заявили, что у них нет возможности расширить квоты. Великобритания категорически отказалась от приёма беженцев как в метрополии, так и в Палестине . Итогом Эвианской конференции было создание Межправительственного комитета по делам беженцев, который действовал до апреля 1943 года . В целом Эвианская конференция проблему беженцев не решила .
Для евреев Третьего рейха, по известному высказыванию Хаима Вейцмана (впоследствии — первого президента Израиля ), «Мир разделился на два лагеря: на страны, не желающие иметь у себя евреев, и страны, не желающие впускать их в свою страну» .
В декабре 1938 года Великобритания разрешила въезд в страну 10 тысяч еврейских детей без родителей — так называемая программа «Киндертранспорт» . Программа была прервана с началом Второй мировой войны в сентябре 1939 года.
Еврейская эмиграция из Центральной Европы в 1933—1939 годах:
Год | Германия | Австрия |
Чехословакия
(Богемия, Моравия) |
Общее кол-во |
---|---|---|---|---|
1933 | 37 000 | — | — | 37 000 |
1934 | 23 000 | — | — | 23 000 |
1935 | 21 000 | — | — | 21 000 |
1936 | 25 000 | — | — | 25 000 |
1937 | 23 000 | — | — | 23 000 |
1938 | 47 400 | 62 958 | — | 110 358 |
1939 | 68 000 | 54 451 | 43 000 | 165 451 |
Всего | 244 400 | 117 409 | 43 000 | 404 809 |
С началом вторжения германской армии в Польшу 1 сентября 1939 года поток еврейских беженцев из этой страны устремился на восток. Вначале СССР не препятствовал польским евреям, однако затем закрыл границы и бегущих евреев высылал обратно на территорию, занятую немцами, которые этих евреев зачастую расстреливали на месте . Огонь по беженцам, по свидетельствам очевидцев, открывали также советские пограничники . Впоследствии, в феврале 1940 года СССР ответил отказом на предложение Германии переселить немецких и австрийских евреев в Биробиджан и Западную Украину .
21 сентября 1939 года началось изгнание евреев с польских территорий, присоединенных к Германии. С октября 1939 года по март 1940 года из Гданьска , Западной Пруссии, Познани, Верхней Восточной Силезии, Вены и Моравска-Остравы в район Люблина было выселено около 95 тыс. евреев .
Осенью и зимой 1939 года приблизительно 15 000 польских евреев бежали из Польши в Литву и нашли временное пристанище в Вильнюсе . В конце 1940 — начале 1941 годов 2100 евреям из этой группы беженцев удалось уехать на Дальний Восток — до Шанхая и Японии . Помощь этим беженцам оказали голландский посол в прибалтийских странах Л. П. Дж. Декер и вице-консул Японии в Литве Тиунэ Сугихара v Всего благодаря Сугихара с октября 1940 года по август 1941 года в Японию въехали 3489 еврейских беженцев из Европы. В начале 1941 года МИД Японии разрешил беженцам остаться на территории Японии или в оккупированных районах Китая .
В начале 1940 года в Белоруссии было зарегистрировано 65 796 еврейских беженцев из Польши . Общая численность еврейских беженцев из западной части Польши в СССР оценивается по разным источникам от 200 до 500 тысяч человек . Многие из них были репрессированы и переселены в Сибирь. Так, 8800 еврейских беженцев из Польши оказались в Коми АССР .
После нападения Германии на СССР и оккупации западной части страны, проживавшие на Украине, в Белоруссии и Прибалтике евреи также оказались жертвами нацистских преследований. Некоторая часть из них успела эвакуироваться на восток и юг страны. Реально в советский тыл было эвакуировано примерно 1,2-1,4 млн евреев .
В городах на оккупированной территории создавались еврейские гетто , куда нацисты под угрозой смерти сгоняли всё еврейское население города и окрестностей. На территории СССР крупнейшими гетто были гетто во Львове (409 тысяч человек, существовало с ноября 1941 по июнь 1943 года) и Минске (около 100 тысяч человек, ликвидировано 21 октября 1943 года). В дальнейшем население гетто уничтожалось или вывозилось в лагеря смерти.
Численность советских евреев, оказавшихся на территории оккупированной немцами, составила 2,75—2,90 млн человек, почти все они погибли . Так, уже к декабрю 1941 года 80 % из 300 000 евреев Прибалтики были убиты нацистами и их пособниками .
В это же время были созданы еврейские гетто на территории оккупированных стран Восточной Европы , в первую очередь в Польше. В них также принудительно под угрозой смерти переселяли всех евреев, в том числе евреев из Западной Европы . Например, из Франции нацисты и их пособники депортировали почти 76 тысяч евреев и только 3 % из них пережили Холокост. 100 тысяч голландских евреев погибли в лагерях уничтожения . Всего было создано около 800 гетто, в которых содержалось не менее миллиона евреев . Большинство евреев, переселённых в гетто в Европе, были убиты нацистами.
19-30 апреля 1943 года состоялась англо-американская Бермудская конференция , посвященная проблеме беженцев из оккупированных нацистами стран. На Бермудской конференции не удалось даже отменить Белую книгу 1939 года , ограничивающую еврейскую иммиграцию в Палестину совершенно ничтожной по сравнению с общим числом беженцев цифрой 75 тысяч человек за 5 лет, хотя это было одним из важнейших требований еврейских организаций. Единственное достижение Бермудской конференции — возобновление деятельности Межправительственного комитета по делам беженцев, который был создан на Эвианской конференции .
К 1 октября 1943 года менее чем за три недели 7 тысяч евреев Дании силами датского антинацистского подполья были перевезены в нейтральную Швецию . Нацистам удалось депортировать в концлагерь лишь 472 датских еврея . В Норвегии удалось спасти 930 из примерно 1800 евреев, также переправив их в Швецию . Шведский дипломат Рауль Валленберг в 1944 году в Венгрии сумел с помощью поддельных документов спасти не менее 20 тысяч евреев .
Последняя крупная попытка спасения евреев была предпринята в 1944 году Рудольфом Кастнером . Он вёл переговоры с нацистами по поводу разрешения выезда евреев с оккупированных территорий в нейтральные страны в обмен на поставку 10 тысяч грузовиков с продуктами для немецкой армии («Кровь за товары»). Соглашение не было достигнуто, однако Кастнер добился выезда 1686 венгерских евреев в Швейцарию, заплатив крупную денежную сумму .
Страны, принявшие еврейских беженцев в 1933—1943 годах (кроме временно эвакуированных в годы войны вглубь СССР):
Страна | Число принятых (в тыс.) | % |
---|---|---|
США | 190 | 23,4 |
Палестина | 120 | 14,8 |
Англия | 65 | 8 |
Франция | 55 | 6,8 |
Нидерланды | 35 | 4,3 |
Бельгия | 30 | 3,7 |
Швейцария | 16 | 1,9 |
Испания | 12 | 1,5 |
Другие европейские страны | 70 | 8,8 |
Аргентина | 50 | 6,2 |
Бразилия | 25 | 3,1 |
Чили | 14 | 1,7 |
Боливия | 12 | 1,5 |
Уругвай | 7 | 0,8 |
Другие латиноамериканские страны | 20 | 2,4 |
Китай | 25 | 3,1 |
Австралия | 9 | 1,1 |
ЮАР | 8 | 1 |
Канада | 8 | 1 |
Другие страны | 40 | 4,9 |
Всего: | 811 | 100 |
Страны, которые наиболее активно (в процентах по отношению к собственному населению) принимали еврейских беженцев из Третьего рейха до войны — Франция, Бельгия и Голландия, — были сами вскоре оккупированы нацистами и евреям фактически оказалось некуда бежать дальше. Соединённые Штаты, принявшие больше других беженцев по общей численности, по мнению многих комментаторов, при желании могли спасти гораздо больше, поскольку по отношению к численности населения приняли совершенно ничтожное число людей — 1/1000 . Общее число евреев — перемещённых лиц оценивается примерно в 7 миллионов человек, большинство из них погибли .
Многие страны, опасаясь наплыва беженцев, чинили препятствия и не давали им разрешений на въезд. Даже известия о массовых убийствах евреев нацистами не стали основанием для пересмотра антииммиграционной политики.
Наиболее известным примером антииммиграционной политики по отношению к еврейским беженцам стала судьба парохода « Сент-Луис », который 13 мая 1939 года вышел из Гамбурга на Кубу имея на борту 936 пассажиров, в том числе 930 евреев. Евреям не удалось высадиться ни на Кубе, ни в США, ни в странах Латинской Америки. Судно было возвращено в Европу. В результате, по оценкам, из пассажиров «Сен-Луис» Холокост и войну пережило лишь около 680 человек — 288 из высадившихся в Англии и 278 из 619 высадившихся в Антверпене и принятых Францией, Бельгией и Голландией .
В 1937 году в связи с невозможностью легальной иммиграции в Палестину большей части еврейских беженцев сионистами была создана организация для нелегальной иммиграции — Моссад ле-Алия Бет . До провозглашения Израиля в 1948 году эта организация нелегально перевезла в Палестину более 16 тысяч евреев до окончания войны и более 70 тысяч с 1945 по 1948 годы .
Белая книга министра колоний Великобритании Малькольма Макдональда была опубликована 7 мая 1939 года после провала Сент-Джеймсской конференции относительно дальнейшей судьбы палестинского мандата . В ней указывалось, что «целью правительства Его Величества является основание в течение десяти лет независимого палестинского государства» . В течение последующих пяти лет количество иммигрантов-евреев не должно было превышать 75 000 человек, и еврейское население должно было составить не более 1/3 населения Палестины. Через 5 лет въезд евреев в страну запрещался, «если арабы Палестины будут возражать против иммиграции» , а покупка евреями земли запрещалась либо ограничивалась . При этом арабская иммиграция не ограничивалась .
К 1944 году из 75 тысяч иммиграционных виз было использовано только 51 тысяча. Ограничения были незначительно ослаблены и Великобритания разрешила въезд в Палестину еврейских беженцев в количестве до 18 тысяч человек в год .
В то же время в годы второй мировой войны и до неё происходила нелегальная иммиграция евреев в Палестину. Так с 1934 по 1945 год в Палестину нелегально иммигрировало около 75 тысяч человек. Британцы перехватывали корабли с иммигрантами и размещали их в концлагерях, созданных на Маврикии , а в последующем на Кипре . Количество выявленных нелегальных иммигрантов, попавших в страну, вычитали из разрешённой квоты. В то же время иммигранты редко высылались в страны, из которых они бежали. Хагана и другие подпольные еврейские группировки в Палестине пытались препятствовать иммиграционной политике британских властей .
Аналогичную политику против еврейской иммиграции проводили США — за 10-летний период с 1933 по 1943 годы общее число неиспользованных квот в Соединённых Штатах составило 1 244 858 . Американский историк Джозеф Телушкин отмечает, что согласно опросам общественного мнения «большинство американцев были против доступа в страну значительного количества еврейских беженцев» . Отношение в США к проблеме еврейских беженцев перед вступлением в войну охарактеризовал Хаим Вейцман в книге «Испытания и ошибки», опубликованной в 1949 году:
Это был сущий кошмар, тем более ужасный, что приходилось молчать. Говорить об опасности, в которой находились европейские евреи, на публике, означало «вести пропаганду»
Квинтэссенцией иммиграционной политики Канады считается высказывание одного из сотрудников этого ведомства — в ответ на вопрос, сколько евреев сможет принять Канада, он ответил «Ни одного, даже и это было бы слишком много» ( англ. None is Too Many ). В результате Канада приняла меньше беженцев, чем любая другая западная страна .
Множество беженцев, особенно из Германии и Австрии стремилось попасть в нейтральную Швейцарию . Однако швейцарские власти опасаясь наплыва беженцев уже во второй половине 1930-х годов запретили иммиграцию и разрешили лишь транзит. С октября 1938 года в паспорта уезжающих евреев по просьбе швейцарского правительства пограничники Третьего рейха ставили штамп «J» — «Jude» (еврей). В августе 1942 года федеральная полиция Швейцарии издала инструкцию, согласно которой «беженцы, ставшие таковыми исключительно из-за преследований на расовой почве, не могут считаться политическими эмигрантами» . Множество немецких, австрийских и французских евреев было выдано нацистам или депортировано обратно .
Кроме приёма еврейских беженцев существовала проблема репатриации собственных граждан-евреев, оказавшихся под немецкой оккупацией. Испания после 1943 года создавала серьёзные проблемы для репатриации собственных граждан еврейской национальности из Франции и Греции, хотя им угрожала смертельная опасность. Аналогичные проблемы были с репатриацией турецких евреев .
Переправка евреев морем в годы войны часто заканчивалась гибелью кораблей и пассажиров. Так 24 февраля 1942 года в Чёрном море советской подводной лодкой Щ-213 был потоплен болгарский корабль Струма с 769 беженцами на борту, спасся только один пассажир . 5 августа 1944 года советской подлодкой на пути в Палестину было потоплено румынское судно Мефкура с более чем 300 еврейскими беженцами на борту .
Узники Бухенвальда прибыли в Хайфу , 15 июля 1945 года | Пароход Хаганы « Исход-1947 » — символ нелегальной иммиграции евреев в Палестину |
После окончания войны большое число беженцев продолжали стремиться в Палестину. К моменту окончания войны в лагерях беженцев в Европе оказалось более 200 тысяч евреев .
В Польше выжившие в Холокосте евреи вновь подверглись гонениям. Нежелание поляков возвращать присвоенное во время войны еврейское имущество и конфликты с новой властью, в рядах которой были в том числе и евреи, стали причинами многочисленных нападений на евреев — с ноября 1944 по декабрь 1945 от таких нападений погиб 351 еврей . Крупнейшей из антисемитских акций был погром в Кельце 4 июля 1946 года , в ходе которого было убито по разным данным от 36 до 47 евреев и ранено около 50. Погром в Кельце вызвал массовую миграцию евреев из Польши. Если в мае 1946 года из Польши уехало 3500 евреев, в июне — 8000, то после погрома в течение июля — 19 000 , в августе 35 000 человек . Из уцелевших во время Холокоста 380 тыс. польских евреев к концу 1946 года в Польше осталось 100 тыс. Впоследствии в результате крупной антисемитской кампании в 1967—1968 годах евреи вновь массово эмигрировали из Польши. К началу 1970-х годов их осталось около 6 тысяч . Созданная в Европе еврейская подпольная организация Бриха помогала беженцам добираться до Палестины.
За указанный период в Палестину прибыло 66 судов с 70 000 нелегальных репатриантов. Из них 64 судна были отправлены из Европы и два — из Северной Африки. Однако Великобритания продолжала проводить жёсткую политику ограничения иммиграции по отношению к выжившим жертвам Холокоста, нелегальные беженцы выдворялись в специальные концлагеря созданные на Кипре и Маврикии . На Кипре было интернировано 51 500 человек . Пассажиры судов, перевозивших нелегальных репатриантов, нередко оказывали англичанам ожесточённое сопротивление при депортации, что иногда приводило к жертвам среди беженцев, например трое убитых и 28 раненых при захвате британскими моряками корабля « Исход-1947 ». Насилие над беженцами и возмущение мировой общественности этими фактами сыграли существенную роль при обсуждении решения о разделе Палестины и создании Государства Израиль .
Традиционно немусульмане, в том числе евреи, в мусульманских странах всегда находились в подчинённом положении. Для этих народов существовал дискриминационный статус зимми , основанный на законах, которые были разработаны мусульманскими авторитетами во времена Аббасидов . В 1840 году статус зимми был отменён в Оттоманской империи (охватывавшей тогда многие мусульманские страны Ближнего Востока и Северной Африки). В 1864 году это же произошло в Марокко . Несмотря на декларированное равноправие, дискриминация евреев в Оттоманской империи продолжалась до создания Турецкой Республики . Бат Йеор указывает, что до 1913 года часть марокканских евреев оставались в положении крепостных у мусульманских хозяев . А в Йемене статус зимми существовал до 1948 года .
С началом сионистского движения и еврейской иммиграции в Палестину, резко усилились антиеврейские настроения в арабских странах. По мнению философа Умберто Эко , если бы сионисты приняли решение строить еврейское государство не в Палестине, а в ином месте, то арабского антисемитизма не существовало бы. Эко придерживается мнения, что арабский антисемитизм носит «территориальный», а не теологический или расовый характер как в Европе .
В 1922 году правительство Йемена восстановило древний исламский закон о насильственном обращении в ислам еврейских сирот в возрасте до 12 лет .
В 1934 году нацистами был инспирирован погром в алжирском городе Константине . В ходе погрома до 25 евреев погибло и многие были ранены. Среди жертв погрома были девочки, которым отрезали голову, зарезанные младенцы и семьи, запертые в домах и заживо там сожжённые .
В сентябре и октябре 1936 года в Ираке произошли антиеврейские погромы в Багдаде и Басре . С 1939 года в системе образования Ирака евреи стали рассматриваться в качестве «внутреннего врага» .
В июне 1941 года , в ходе подавления британцами пронацистского мятежа в Ираке в атмосфере смены властей , в Багдаде произошёл жестокий погром (« Фархуд »), продолжавшийся несколько дней и сопровождавшийся массовыми убийствами, изнасилованиями и грабежами. От 150 до 180 евреев было убито, несколько сотен ранено . Погром был подавлен вошедшими в город иракскими войсками, которыми были убиты сотни погромщиков .
После оккупации Ливии Германией в 1942 году , более 2000 евреев жителей еврейского квартала в Бенгази были депортированы в пустыню, где более 20 % из них погибли. Многие евреи Триполи были сосланы в «рабочие» лагеря. Положение евреев почти не улучшилось после оккупации Ливии Великобританией , во время которой насилие против евреев продолжилось. Наиболее серьёзной по последствиям была серия погромов 1945 года , в результате которых в Триполи и других городах погибло более 100 евреев, пять синагог были разрушены .
В 1945 году в результате Каирского погрома в Египте погибло 10 евреев, 350 — было ранено. Еврейская больница и синагога были сожжены .
После объявления Сирией независимости от Франции в 1946 году , усилились атаки против евреев и их имущества. Кульминацией стал , оставивший все еврейские предприятия и синагоги в Алеппо в руинах. Тысячи евреев вынуждены были бежать из страны, а их дома и собственность были захвачены местными мусульманами .
Важной вехой в судьбе еврейских беженцев было решение ООН о разделе подмандатной Палестины на два государства — еврейское и арабское. С одной стороны, евреи получили надежду на создание государства, где их не будут притеснять, а с другой это решение послужило сигналом к кампании преследования евреев в арабском мире.
На обсуждение плана ООН по разделу Палестины, египетский делегат Хейка́л Паша́ предупреждал, что создание еврейского государства может вызвать вспышку антисемитизма среди населения арабских стран. Он заявил :
Миллион евреев живут в мире в Египте и других мусульманских странах, пользуясь всеми правами гражданства. Они не имеют никакого желания эмигрировать в Палестину. Однако, если будет создано еврейское государство, то никто не сможет предотвратить беспорядки. Бунты вспыхнут в Палестине, распространятся на арабские государства и могут привести к войне между двумя народами.
Оригинальный текст (англ.)A million Jews live in peace in Egypt [and other Muslim countries] and enjoy all rights of citizenship. They have no desire to emigrate to Palestine. However, if a Jewish State were established, nobody could prevent disorders. Riots would break out in Palestine, would spread through all the Arab states and might lead to a war between two races
После принятия решения ООН о разделе Палестины 29 ноября 1947 года и особенно после провозглашения государства Израиль 14 мая 1948 года в арабских странах началась массовая кампания преследования евреев. В странах арабской Лиги были установлены специальные законы, по которым евреи поражались в правах ещё больше, чем это было ранее .
В 1947—1948 годах прошли еврейские погромы в некоторых арабских странах. Погромы происходили в Марокко (в июне 1948 — 44 погибших, десятки раненых), Сирии ( Алеппский погром 1947 года , нет данных о погибших), Ливии (июнь 1948 — 12 погибших, 280 разрушенных домов) и Йемене ( Аденский погром 1947 года — 82 погибших, сотни разрушенных домов), в Бахрейне ( ) и ряде других. 70 евреев были убиты и около 200 ранены в Египте бомбами, брошенными в еврейские кварталы с июня по ноябрь 1948 года .
16 мая 1948 года газета New York Times писала:
В мусульманских странах, таких, как Сирия и Ливан, есть тенденция считать всех евреев сионистскими агентами и «пятой колонной». Есть многочисленные случаи насилия. Все говорит о приближении неисчислимых бедствий. В Сирии в ходу экономическая дискриминация. Все евреи уволены из государственных учреждений. Для евреев ограничена свобода передвижения. Установлена охрана на границах для поимки евреев. В Ираке еврей не может покинуть страну без уплаты 20 000 долларов залога… Евреев обвиняют в отравлении источников…
В 1949—1950 годах Израиль эвакуировал по воздуху из Йемена 50 тысяч евреев местной общины, стекавшихся со всех концов страны в лагерь «Избавление». Операция получила название «Ковёр-самолёт» или Операция «Орлиные крылья». Начиная с сентября 1949 года самолёты ежедневно перевозили в Израиль по 500 евреев из Йемена. До конца 1949 года в Израиль прибыло 35 тысяч беженцев из Йемена. Последний рейс приземлился в Израиле в сентябре 1950 года .
С 1948 года евреям было запрещено выезжать из Ирака. В 1950 году в Ираке был принят закон, который разрешил евреям выезд из страны при условии отказа от гражданства, имущества и права на возвращение в будущем . При этом иракское правительство разрешило евреям старше 20 лет взять с собой по 16 долларов, евреям от 12 до 20 лет — по десять, детям до 12 лет — по 6 долларов . В течение трёх лет в Израиль прибыло 123 тысячи иракских евреев .
К 1950 году в результате кампании преследований и погромов Египет покинули 25 тысяч евреев, из них 14 тысяч приехали в Израиль. Положение оставшихся евреев в Египте ухудшилось после прихода к власти Гамаля Абделя Насера в 1954 году . Суэцкий кризис 1956 года привёл к массовым арестам евреев, конфискации их собственности, а несколько тысяч были депортированы. К 1967 году в Египте осталось 3 тысячи евреев, а к октябрю 2008 года их осталось 75—100 человек .
19 июня 1965 года в Алжире пришло к власти правительство Хуари Бумедьена . Евреи были обложены специальными налогами , а Верховный суд Алжира объявил, что евреи лишены защиты закона, начался экономический бойкот еврейских предприятий, синагоги осквернялись и превращались в мечети , еврейские кладбища были разрушены. В 1973 году в Алжире оставалось приблизительно 1000 евреев, а к 1998 году их осталось всего около 80 человек .
Преследования привели к массовому бегству евреев из арабских стран. Этот исход продолжался до середины 1970-х годов. К этому времени евреев в арабских странах почти не осталось.
Доктор права, автор труда «Исламское право и законодательство в арабских странах», Яаков Мерон пишет, что кампания преследований и изгнаний евреев из арабских стран была скоординированной на межгосударственном уровне и началась задолго до появления проблемы арабских беженцев из Палестины .
1 апреля 2008 года Палата представителей Конгресса США одобрила резолюцию, признающую права еврейских беженцев из арабских стран, которые были вынуждены покинуть свои дома после создания государства Израиль
.
Число еврейских беженцев из арабских стран оценивается разными источниками примерно 800—900 тысяч человек, оставленное ими имущество — от 100 до 300 миллиардов долларов . В частности, World Organization of Jews from Arab Countries (WOJAC) приводит следующую статистику по численности еврейского населения и беженцам из арабских стран :
Страна | Евреев в 1948 году | Евреев к 2004 году | Число иммигрантов в Израиле | Год учёта иммигрантов |
---|---|---|---|---|
Алжир | 140 000 | 0 | 110 000 | 1960 |
Египет | 100 000 | 90 или менее | 90 000 | 1948—1956 |
Ирак | 150 000 | 11 | 125 000 | 1947—1951 |
Йемен и Аден | 80 000 | 500 или менее | 110 000 | 1948 |
Ливан | 6000 | 0 | 1000 | 1948 |
Ливия | 35 000 | 0 | 33 000 | 1975 |
Марокко | 300 000 | 4000 или менее | 250 000 | 1949 |
Сирия | 40 000 | 100 | 35 000 | 1948 |
Тунис | 100 000 | 500 или менее | 75 000 | 1950 |
Всего | 951 000 | 5400 или менее | 794 000 |
По данным Центрального статистического бюро Израиля число иммигрантов из арабских и мусульманских стран Азии и Африки с 1948 по 2007 годы составляет 765 тысяч человек .
1948—1951 | 1952—1960 | 1961—1971 | 1972—1979 | 1980—1989 | 1990—1999 | 2000—2007 | Всего | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Иран | 21 910 | 15 699 | 19 502 | 9550 | 8487 | 1606 | 76 754 | |
Афганистан | 2303 | 1106 | 516 | 132 | 57 | 11 | 4125 | |
Турция | 34 547 | 6871 | 14 073 | 3118 | 2088 | 1095 | 669 | 62 461 |
Ливан | 235 | 846 | 2208 | 564 | 179 | 36 | 4068 | |
Сирия | 2678 | 1870 | 3121 | 842 | 995 | 31 | 9537 | |
Ирак | 123 371 | 2989 | 3509 | 939 | 111 | 202 | 131 121 | |
Йемен | 48 315 | 1170 | 1066 | 51 | 17 | 57 | 50 676 | |
Ливия | 30 972 | 2079 | 2466 | 219 | 66 | 29 | 35 831 | |
Египет и Судан | 16 024 | 17 521 | 2963 | 535 | 352 | 176 | 131 | 37 702 |
Марокко | 28 263 | 95 945 | 130 507 | 7780 | 3809 | 2623 | 1890 | 270 817 |
Алжир | 3810 | 3433 | 12 857 | 2137 | 1830 | 1317 | 1664 | 27 048 |
Тунис | 13 293 | 23 569 | 11 566 | 2148 | 1942 | 1251 | 1584 | 55 353 |
Всего | 325 721 | 173 098 | 204 354 | 28 015 | 19 933 | 6462 | 7910 | 765 493 |
По данным радиостанции « Би-би-си » к 2003 году из 150 тысяч евреев, живших в Ираке осталось 34 человека, 6 из них в июле 2003 года смогли уехать в Израиль .
Президент WOJAC и политолог Гай Бехор утверждают, что собственность еврейских беженцев в арабских странах более 100 тысяч квадратных километров земли, то есть в 3,5 раза больше, чем вся территория Израиля, включая Голанские высоты , Газу и Иудею и Самарию . Большая часть этой территории находится в Ираке, Египте и Марокко
В арабской прессе приводится статистика, согласно которой до 1948 года в арабских странах за пределами Палестины проживало около 800 тысяч евреев. Почти все они были вынуждены уехать, а их имущество было конфисковано . Организации беженцев начиная с 2002 года начали активную кампанию за признание своих прав на компенсацию за отнятое и потерянное имущество .
Тяжелое положение сложилось для еврейской общины в Эфиопии к середине 1980-х годов. Резкое ухудшение экономического положения в стране, политическая нестабильность режима Менгисту Хайле Мариама , сильнейшая засуха, а также враждебное отношение окружающего населения поставили под угрозу само существование общины.
В 1984 году израильская разведка « Моссад » осуществила беспрецедентную операцию по тайному вывозу самолётами из Африки нескольких тысяч эфиопских евреев в Израиль. Кодовое название — Операция «Моисей» . За несколько месяцев было вывезено по разным данным от 8 до 18 тысяч человек. Вывоз евреев проходил под прикрытием созданной «Моссад» туристической фирмы на берегу Красного моря . 5000 человек по собственной инициативе пешком через пустыню добрались до Судана в надежде попасть в Израиль. В пути многие из них умерли от голода и жажды .
В январе 1985 года сведения об этой деятельности стали просачиваться в печать и операцию пришлось свернуть. Оставшихся в Эфиопии евреев вывозили уже легально, в 1991 году в ходе операции «Соломон» , когда ВВС Израиля вывезли из этой страны от 14 до 15 тысяч человек всего за 36 часов . За разрешение вывезти евреев эфиопскому правительству было заплачено 40 миллионов долларов .
Всего в ходе репатриации от различных причин погибли около 4000 членов эфиопской еврейской общины .
В Цхинвале грузинские евреи жили с XIII века . К началу XX века в городе их было больше чем грузин и осетин вместе взятых (38,4 %). Язык, на котором они разговаривали, был грузинским. С 1990 года (после начала осетино-грузинского вооружённого конфликта ) евреи были вынуждены покинуть город. К августу 2008 года в Цхинвале осталось лишь несколько еврейских семей . Несколько месяцев спустя после войны в Грузии 2008 года в городе, как утверждают СМИ, от еврейской диаспоры осталась лишь одна пожилая женщина . Жившим вне Южной Осетии грузинским евреям также пришлось стать беженцами в результате войны: свыше 200 еврейских беженцев из города Гори в августе 2008 года отправились в Тбилиси .
Таким образом, во второй половине XX — начале XXI веков крупнейшими вопросами, связанными с еврейскими беженцами, стали нацистские преследования в ходе Холокоста и изгнание из мусульманских (в первую очередь арабских) стран.
В результате преследования и уничтожения евреев в ходе Холокоста огромное число людей потеряли имущество и терпели материальные лишения. В то же время часто имущество евреев присваивалось преследователями и просто соседями, а также было конфисковано государствами, где они проживали.
20 сентября 1945 года председатель Еврейского агентства Хаим Вейцман обратился к правительствам четырёх оккупировавших Германию держав с просьбой вернуть владельцам изъятую нацистами собственность евреев, а если владельцев не осталось в живых, то передать собственность уполномоченным еврейским организациям, которые будут расходовать средства на реабилитацию здоровья жертв Холокоста. В дальнейшем в 1951 году с аналогичными требованиями официально обратилось Государство Израиль .
Израиль требовал от Германии возместить расходы по приёму на своей территории 500 тысяч человек — беженцев из Европы. Расходы оценивались в размере 3000 долларов на человека общей суммой в 1,5 млрд долларов. Кроме того, выдвигалось требование возместить потерю собственности в размере 6 млрд долларов.
США , Великобритания и Франция заявили, что они связаны с Германией и не могут требовать новых репараций. СССР проигнорировал требования .
Тем не менее, в сентябре 1951 года канцлер ФРГ Конрад Аденауэр заявил о готовности обсудить возможность выплаты компенсаций, а 10 сентября 1952 года было подписано соглашение , по которому Германия должна была выплатить в товарной форме Израилю 3 млрд марок в течение 14 лет. Кроме того, по Федеральному закону о компенсации от 18 сентября 1953 года право на компенсации получили некоторые категории физических и юридических лиц, в том числе компенсации получили 270 тысяч евреев. В дальнейшем был принят ряд других программ компенсаций, по которым выплаты получили ещё десятки и сотни тысяч человек. Общая сумма выплаченных компенсаций составила более 50 млрд долларов .
Ряд правительств, ранее оккупированных нацистами и союзных нацистам стран Европы, через десятилетия после войны также приняли на себя обязательства по реституции имущества евреев, которое было конфисковано в 1939—1945 годах, а также коммунистическими режимами Восточной Европы после окончания войны. Такие программы, в частности, были приняты в Венгрии , Польше , Норвегии , Бельгии и Литве .
Существенные средства жертв Холокоста были присвоены швейцарскими банками. По этому поводу в 1996—1998 годах состоялось несколько судебных процессов, по итогам которых швейцарские банки обязались выплатить жертвам Холокоста 1,25 млрд долларов и опубликовать список невостребованных счетов того времени для поиска владельцев и наследников .
Требования к Израилю о репатриации арабских беженцев правительство Израиля считает необходимым увязать с проблемой еврейских беженцев из арабских стран. По мнению Израиля, в ходе арабо-израильского конфликта произошёл обмен населением по аналогии с другими международными прецедентами, такими как Германия — Польша после Второй мировой войны и Индия — Пакистан в ходе раздела Британской Индии .
Аналогичный подход, согласно интерпретации ряда источников, содержится также в резолюции № 242 Совета Безопасности ООН , которая говорит о необходимости решения проблемы всех ближневосточных беженцев, а не только арабских. В мирных соглашениях Израиля с Иорданией и Египтом также упоминаются как арабские, так и еврейские беженцы .
Того же мнения придерживается правительство США — их представители, участвующие в ближневосточных мирных переговорах по проблемам палестинских беженцев обязаны «включать в переговорный процесс решение вопроса еврейских беженцев из арабских стран» в соответствии с резолюцией Конгресса США от 1 апреля 2008 года. Конгрессмен- республиканец Джозеф Кроули заявил :
Мир должен понять, что речь идет не только об арабах, не только о палестинцах на Ближнем Востоке, но и о представителях еврейского народа, которые были лишены своей собственности дома и стали жертвами террористических актов
Представители еврейских беженцев обращают внимание, что ООН дискриминировала еврейских беженцев по сравнению с арабскими. На арабских беженцев были потрачены миллиарды долларов, еврейские беженцы не получили вообще ничего . Американский экономист-международник Сидней Заблудоф пишет, что имущество еврейских беженцев стоило примерно в 1,5 раза больше имущества арабских беженцев. Одна лишь помощь международного агентства ООН UNRRA в 3,5 раза превысила стоимость потерь палестинцев . Кроме того, к арабским беженцам из Палестины применяется правило, по которому беженцами признаются потомки беженцев. Это правило не применяется к еврейским беженцам и ни к каким другим вынужденным мигрантам. ООН не предоставила официального статуса беженцев еврейским иммигрантам из арабских стран.
Некоторые восточные евреи в Израиле не считает себя беженцами и заявляют, что приехали в Израиль не как беженцы а из идейных соображений и считают определение «беженец» в свой адрес оскорбительным. Йехуда Шенхав утверждает, что в 1949 году Израиль отказался от британско-иракского плана по обмену населением из опасения, что в рамках этого плана от Израиля потребуют репатриации «избыточных» арабских беженцев . Однако Яаков Мерон и другие источники пишут, что срыв соглашения произошёл потому, что Израиль требовал добровольности выезда иракских евреев, а Ирак настаивал на принудительной высылке .
Создание Государства Израиль стало спасением для сотен тысяч еврейских беженцев. Въезд евреев в страну был провозглашён неотъемлемым правом и подкреплён « Законом о возвращении ». За первый год существования государства в него прибыло 203 тысячи беженцев.
В отчете специальной подкомиссии по перемещенным лицам юридической комиссии палаты представителей конгресса США от 20 января 1950 года было указано, что Израиль впускает в страну всех евреев вне зависимости от любых критериев, невзирая на возраст, профессию, социальный статус и так далее. Последний лагерь для перемещённых лиц еврейской национальности в Германии был закрыт в 1953 году . Этот закон действует до сегодняшнего дня.
Многочисленные военные конфликты Израиля с арабскими соседями часто приводили и приводят к необходимости массовой эвакуации жителей страны из опасных районов. В частности, во время Второй ливанской войны в августе 2006 года из-за ракетных обстрелов севера Израиля со стороны Хезболлы на юг были эвакуированы десятки тысяч человек .
Кроме того, в Израиле в результате размежевания с арабами регулярно происходит насильственная эвакуация собственных граждан . Первая такая акция была проведена 25 июля 1974 года при разрушении израильской армией незаконного еврейского поселения в Самарии . Наиболее крупные насильственные переселения евреев происходили в Израиле при передаче Египту Синайского полуострова в 1982 году и при размежевании с сектором Газа в 2005 году . В соответствии с Кемп-Дэвидскими соглашениями в 1982 году на Синае были разрушены израильский город Ямит и ещё 14 поселений, а их население общей численностью около 5000 человек эвакуировано в Израиль . Та же судьба постигла 12 еврейских сельскохозяйственных поселений на юго-восточном побережье Синая . В 2005 году также были разрушены еврейские поселения в Газе, Иудее и Самарии , а их жители в количестве более 8000 человек также вынужденно эвакуированы на территорию Израиля . Насильственная эвакуация собственных граждан в 2005 году вызвала массовое недовольство в Израиле, столкновения протестующих с армией и полицией и даже теракты .
Наиболее известным литературным произведением, описывающем судьбу еврейских беженцев, стал роман- бестселлер « Исход » ( англ. Exodus ) американского писателя Леона Юриса , вышедший в 1958 году и изданный на 50 языках общим тиражом свыше 7 млн экз. Основную историческую канву романа составляет возвращение евреев в Эрец-Исраэль с конца XIX века и до создания Государства Израиль. По этой книге в 1960 году был снят одноименный фильм и в 1971 году поставлен мюзикл «Ари» на Бродвее .
Документальный фильм « » ( англ. Shanghai Ghetto , 2002) рассказывает о судьбе немецких евреев, бежавших от нацистских преследований и оказавшихся в Китае в конце 1930-х годов .
О еврейских беженцах из арабских стран рассказывает документальный фильм французского режиссёра Пьера Рехова «Молчаливый исход» ( англ. Silent Exodus ) .