Якуты
- 1 year ago
- 0
- 0
Якуты (самоназвание — якут. саха , мн. ч. сахалар ) — тюркский народ, коренное население Якутии . Якутский язык принадлежит к тюркской группе языков. По результатам Всероссийской переписи населения 2010 года в России проживало 478,4 тысячи якутов, главным образом, в Якутии (466,5 тысячи), а также в Иркутской , Магаданской областях, Хабаровском и Красноярском краях. Якуты являются преобладающим (49,9 % населения) народом в Якутии и самым крупным из коренных народов Сибири в границах РФ . В 2016 году Конституционный суд Якутии своим решением постановил, что якутский народ является коренным в регионе .
Самоназвание также саха , мн. сахалар . Существует также старинное самоназвание уранхай (также пишется ураанхай , ураангхай ; якут. урааҥхай ), ныне используемое в песнях, торжественной речи и Олонхо . Распространение самоназвания ураангхай, созвучного с этнонимом урянхай , возможно, объясняется фольклорными взаимосвязями тюркских и монгольских народов .
Согласно распространённой гипотезе, предками современных якутов является кочевое племя курыканов , хуннского происхождения, жившее до XIV века в Забайкалье. В свою очередь, курыканы пришли в район озера Байкал с реки Енисей из Красноярско-Минусинского региона .
Большинство учёных полагает, что к XV веку якуты несколькими волнами мигрировали из области озера Байкал в бассейн Лены , Алдана и Вилюя , где они частично ассимилировали, а частично вытеснили эвенков (тунгусов) и юкагиров (одулов), живших здесь ранее .
Якуты традиционно занимались скотоводством ( якутская корова ), получив уникальный опыт разведения крупного рогатого скота в условиях резко континентального климата в северных широтах, коневодством ( якутская лошадь ), рыбной ловлей, охотой, развивали торговлю, кузнечное и военное дело.
Согласно якутским легендам , предки якутов сплавлялись вниз по Лене на плотах со скотом, домашним скарбом и людьми, пока не обнаружили долину Туймаада , пригодную для разведения крупного рогатого скота. Сейчас на этом месте находится современный Якутск . Согласно тем же легендам возглавляли прародителей якутов два предводителя Эллэй Боотур и Омогой Баай .
По археологическим и этнографическим данным якуты сформировались в результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами местных племен среднего течения Лены. Предполагают, что последняя волна южных предков якутов проникла на Среднюю Лену в XIV—XV веках. В расовом отношении якуты принадлежат к центральноазиатскому антропологическому типу североазиатской расы . По сравнению с другими тюркоязычными народами Сибири они характеризуются наиболее сильным проявлением монголоидного комплекса, окончательное оформление которого происходило в середине второго тысячелетия нашей эры уже на Лене.
Около 94 % якутов генетически относятся к Y-хромосомной гаплогруппе N1a1-Tat (субклад N1a1a1a1a4-M2019>N-M1993 ) . Общий предок всех якутских N1a1 жил 1300 лет назад. Также имеют определённое распространение Y-хромосомные гаплогруппы R1a и C . Исследовав 58 мумифицированных останков из захоронений якутов (от XV до XIX века), учёные выявили Y-хромосомную гаплогруппу N1a1-Tat у 8 из 13 образцов (61 %). Также были выявлены высокие частоты митохондриальных гаплогрупп C и D . Из 21 образца древней якутской популяции (XVII—XIX вв.) 17 принадлежали к Y-хромосомной гаплогруппе N1a1-M46, 1 — к Y-хромосомной гаплогруппе N1a2-CTS6380, 1 — к Y-хромосомной гаплогруппе C2-M217, 1 — к Y-хромосомной гаплогруппе C2b1a1b1-F3985. 1 образец не был надежно аффилирован . Митохондриальные линии D5a2a2, C4a1c, C4a2, C5b1b и специфичный для якутов субклад STR Y-хромосомной гаплогруппы N1a1 (N1c) могут быть связаны с миграцией предков якутов, в то время как Y-хромосомная гаплогруппа C3c, скорее всего, была перенесена в Саха в результате экспансии тунгусского народа. Митохондриальные гаплогруппы Z1a1b и Z1a3, присутствующие у юкагиров, эвенов и долган, демонстрируют следы другой и, возможно, более древней миграции (миграций). Анализ как гаплоидных локусов, так и данных аутосомных SNP выявил только незначительные генетические компоненты, общие для Саха и крайнего Северо-Востока Сибири. Эвены и долганы имеют следы другой и, возможно, более древней миграции. Хотя большая часть западно-евразийских материнских и отцовских линий у Саха могла происходить от недавнего смешения с восточноевропейцами, митохондриальные гаплогруппы H8, H20a и HV1a1a, а также Y-хромосомная гаплогруппа J могут отражать древний поток генов из Западной Евразии через Среднюю Азию и Южную Сибирь .
Предполагается, что некоторые группы якутов, например, оленеводы северо-запада, возникли сравнительно недавно в результате смешения отдельных групп эвенков с якутами, выходцами из центральных районов Якутии. В процессе переселения в Восточную Сибирь якуты освоили бассейны северных рек Анабары , Оленька , Яны , Индигирки и Колымы . Якуты модифицировали оленеводство тунгусов, создали тунгусо-якутский тип упряжного оленеводства.
Сосуществование кочевников-якутов с другими народами не всегда носило мирный характер: так, легендарный хангаласский тойон XVI века Баджей был убит восставшими против него эвенками (тунгусами). Его знаменитый внук тойон Тыгын небезуспешно пытался объединить якутские племена в 1620-х годах.
Некоторые историки считают, что объединительная деятельность Тыгына Дархана была вызвана переходом якутских племен к раннеклассовому обществу и возникшими тогда предпосылками к появлению у них протогосударства. Другие обращают внимание на слишком жёсткие методы в его политике, которые не приводили к подчинению других родов, а, напротив, отталкивали даже некоторых сподвижников, способствуя децентрализации.
Включение якутов в состав Русского государства не носило мирного характера и встретило упорное сопротивление период с 1631 года до середины 80-х годов XVII века. По сообщением русских источников, например, Якутской летописи и Вилюйской летописи, якуты поднимали 7 антиколониальных восстаний против Русского государства: 1633-1634 гг, 1636-1637 гг, 1639-1640 гг, 1642 г, 1675-1676 гг, 1681-1682 гг и 1683-1684 гг.
В XVII—XIX веках главным занятием якутов было скотоводство (разведение рогатого скота и лошадей), со второй половины XIX века значительная часть стала заниматься земледелием; охота и рыболовство играли подсобную роль. Основным типом жилища был бревенчатый балаган, летним — разборная ураса . Одежду шили из шкур и меха. Во второй половине XVIII века большая часть якутов была обращена в христианство , однако сохранялись и традиционные верования.
Под русским влиянием среди якутов распространилась христианская ономастика , почти полностью вытеснив дохристианские якутские имена . В настоящее время подавляющее большинство якутов (и др. коренных народов в регионе) носят русские имена, иногда передаваемые в якутской транскрипции (Иван - Уйбаан, Сашка - Сааска, Петр - Бёотур и т.д.). Возвращение к якутским именам затруднено из-за сложности переоформления документов и невозможности применения в них букв якутского алфавита, но с началом 90-х годов идет яркое возрождение якутских имен, поддерживаемое якутской интеллигенцией и рядом политических деятелей в республике Саха (Якутия).
Согласно В. Н. Харькову, этногенез якутов, в целом, завершился к началу XVI в. на территории Средней Лены в результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами (предположительно из Прибайкалья ) автохтонных племён. Переселенцы имели, вероятно, смешанное тюркско- монгольское происхождение .
Формирование якутского народа, по мнению А. Н. Алексеева, было результатом взаимодействия нескольких разнородных этнических групп: палеоазиатских ( протоюкагирских ) и пришлых тунгусских и тюрко-монгольских групп .
В историографии изучения происхождения якутов существуют разные версии, возводящие корни народа саха к тем или иным тюрко-монгольским народам . Н. Н. Козьмина можно считать основателем гипотезы о курыканском происхождении саха. По его мнению, предки якутов прожили около Байкала до начала XIV в., когда с востока из-за Байкала проникли буряты и вытеснили их на север, на Лену .
Г. В. Ксенофонтов считал, что сначала происходило переселение на Вилюй уранхайцев (оронкон-ураныкааны), представляющих собой потомков отуреченных тунгусских племён и гуннов с примесью монголов и тюрок. Вторыми на Вилюй переселились в VII—VIII вв. скотоводы «гулигань» или «уч-курыкан». Народ «саха» уйгурского происхождения — предки саха Центральной Якутии , переселились на Лену из Прибайкалья в IX—XII вв .
Н. Ф. Остолопов, Н. С. Щукин, Н. А. Костров, П. Кларк, И. Майдель, Н. А. Аристов предками саха считали сагайцев , этническую группу хакасов . Эта гипотеза была основана на сходстве этнонимов саха и сагай. Н. А. Костров указывал на возможность происхождения саха от сагайцев. Н. А. Аристов отождествлял саха с сагайцами, считая сагайцев остатком саха .
В. В. Радлов — основатель версии, относящей саха к монголоязычным народам, подвергшимся тюркизации. По В. В. Радлову, самоназвание «саха-ураанхай» имело смысл как «пограничные уранхай» . В. Ф. Трощанский выводил предков саха от лесных урянхайцев , упоминавшихся в источниках XIII в. среди « лесных народов ». В. В. Радлов считал лесных урянхайцев народом «неизвестного языка», подвергшимся омонголению, потом отуречиванию . Г. В. Ксенофонтов связывал якутских ураанхайцев с территорией Маньчжурии .
Н. Ф. Остолопов этнический состав саха разделил на три поколения, по именам легендарных прародителей — Омогоя (батулинское), Эллэя (кангаласское) и Хоро (бурятское) . Первые исследователи якутской этнографии XVII в. обратили внимание на особую близость саха с бурятами, с которыми, по их мнению, они составляли один народ. Н. Витсен указывал на сходство бурятского и якутского языков. Потомков Омогоя принято связывать с монгольским компонентом в составе саха. Фольклорные источники связывают Омогоя с народом «бырааскай» (бурятами) .
В составе якутов обнаруживаются многочисленные хоролоры , отождествляемые с бурятскими хоринцами . Н. Ф. Остолопов утверждал о прибытии из-за Байкала хоринцев, принявших участие в этногенезе народа саха. В материалах участников экспедиции И. И. Биллингса есть сведения о том, что к племени Омогоя присоединились бурят-хоринцы. В свою очередь Б. Р. Зориктуев высказывался против выведения представителей родов хоро от хори. Остатки одежды хоролоров оказались более близки к тунгусской, чем хоринских бурят. Кроме этого хоро и хори имеют разных тотемных прародителей. Так, тотемом людей хоро выступает ворон, у хори — лебедь .
Как пишет В. В. Ушницкий, «при изучении древних фольклорных источников складывается впечатление», что хоро и боотулу могли быть древними племенами, из которых и произошел народ саха. В XX в. утвердилось отождествление носителей этнонимов хори и хоро со средневековыми курыканами. Боотулу отождествляются с батулинцами . Под именем батулинцы были известны батлай в составе булагатов , батанай в составе хори .
П. А. Ойунский развивал гипотезу о связи саха с кереитским племенем — сахаэт (сакаит) . Возможно, самоназвание якутов «саха» генетически восходит к имени «сакаит» . B. С. Николаев отождествлял этнических предков саха с туматами . Согласно А. М. Малолетко, этногенез саха связан с проникновением с Амура представителей гуннского племени тоба . За время изучения этногенеза саха выдвигались гипотезы также о меркитском происхождении .
А. П. Окладников сделал вывод о том, что саха и булагаты некогда составляли единое племя, разделившееся на две половины. Археолог приводит антропологические, лингвистические материалы, согласно которым предки саха в Прибайкалье, проживая вместе с бурятами, испытывали взаимное влияние. Он пишет о преобладании монгольских слов в якутских терминах оседлого скотоводства и тюркского происхождения — в социальной и общественно-политической сферах жизни саха .
Б. О. Долгих предками саха считал бурятское племя эхиритов . Этническим ядром саха он считал кангаласцев, связывая их с эхиритским родом хэнгелдур. А. И. Гоголев, в свою очередь, связывал кангаласцев с племенем канглы . К эхиритскому пласту в якутской среде относится род игидэй .
Г. В. Ксенофонтов уделял особое внимание племенам хори-тумат , ойрат , баргут . В составе саха значительное место занимают борогонцы и байагантайцы, отождествляемые со средневековыми племенами баргутов и баегу ( байырку ), упоминаемых в Байкальском регионе .
Согласно В. В. Ушницкому, кангаласцы — этническое ядро саха были частью объединения татар . В якутском фольклоре в качестве предков саха упоминаются «татаары», а отцом Эллэя выступает Татаар-тайма . В именах первопредков и прародины саха, в фольклоре фигурируют имена многих средневековых племён Байкала — туматы, урянхай , татар, байагу, хори, монгол, батулинцы . Баягантайский род в составе якутов отождествляется с монгольским племенем байаут , бeтюнский — с буртэ-чиносцами , которые считаются потомками жужаней , род кокуй (коукуй) — с родом хухуйт .
В традиционном хозяйстве и материальной культуре якутов много черт, сходных с культурой скотоводов Центральной Азии . На Средней Лене сложилась модель хозяйства якутов, сочетающая скотоводство и экстенсивные виды промыслов (рыболовство и охота) и их материальная культура, адаптированная к климату Восточной Сибири. В частности, можно отметить уникальные породы якутских коров и якутских лошадей , отлично приспособленных к жизни в суровых климатических условиях. На севере Якутии также распространён самобытный тип упряжного оленеводства.
Жилищем являлся бревенчатый балаган ( якут. балаҕан ; якутская юрта ) и ураса ( якут. ураhа ), покрытая берестой. С XX в. якуты стали строить избы .
По культуре ( культура , обычаи и обряды якутов тесно связаны с народными верованиями) главой семьи в доме у якутов является мужчина, он и главный добытчик пищи. Домашнее хозяйство - готовка пищи, стирка одежды, мытье и уборка дома и т.п., как и в других культурах, принято вести только женщинам, потому что женщина - . С ранних лет девочек учат вести домашнее хозяйство, а мальчиков учат ремеслу, охоте и, самое главное, как держать скот, ведь скот у якутов - символ богатства.
В древности коренные народы севера Якутии (в том числе и якуты) вывели породу собак, которая получила название « Якутская лайка ». Также распространена придворовая порода крупных якутских собак , отличающихся своей неприхотливостью.
Передаваемый из поколение в поколение сказителями древний эпос Олонхо ( якут. Олоҥхо ) включён в список Всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО .
Народные певцы якутов использовали горловое пение .
Из музыкальных инструментов наиболее известен хомус — якутский вариант варгана и струнно-смычковый инструмент кылыһах (кырыымпа). Помимо этого у якутов бытовал и ряд других, ныне забытых струнных инструментов . Самобытным культурным феноменом является т. н. якутский нож .
До прихода русских среди якутов было распространено тенгрианство . Хотя, в якутской мифологии и нет отдельного божества, которое носило бы имя Таҥара (Тенгри), а само слово, скорее, тождественно понятию «бог» в принципе, употребляясь во множественном числе (таҥаралар), якутские религиозные представления принято считать разновидностью Тенгрианства (понятие, включающее в себя все разнообразие тюрко-монгольских религиозных представлений, имеющих множество схожих черт и общий корень) Якуты считали себя потомками божеств Айыы, во главе которых стоит солярный бог Үруҥ Аар Тойон. В тенгрианских представлениях есть три мира: верхний, срединный и нижний миры, которые соединены гигантским древом Аал Кудук Мас. В верхнем мире живут Айыы (божества), в срединном — люди и иччи (духи природы), в нижнем — (демоны). Обязательный обряд — благословение айыы , при торжественных случаях или по прибытии в новое (незнакомое) место. Почитаются священные места, горы, деревья, реки, которые имеют своих иччи. Благословения (алгыс) являются для якутов своего рода молитвой, где обычно просится защита, покровительство и удача у Айыы .
Якуты каждый год празднуют « Ысыах », день воспевания божеств и духов всех трех миров. Ысыах праздновали в день летнего солнцестояния, 21 июня (в прошлом, сейчас празднуют в удобное время во второй половине июня), когда проходит обряд встречи солнца. Солнце для якутов отождествлялось с оком Үрүҥ Аар Тойона или же представлялось его персонификацией. А своей матерью-кормилицей якуты считали землю (иччи срединного мира Аан Алахчын Хотун), и также одабривали её алгысами и подношениями (в наше время преимущественно оладьями).
Также якуты верят, что у каждого человека есть душа ( кут ). По представлениям якутов кут состоит из 3-х частей: Ийэ-кут (материнская душа) — то что передается от родителей. Буор-кут (земляная душа) — материальная часть, физическое тело. Салгын-кут (воздушная душа) — интеллект, разум.
В прошлом у якутов существовал также Обряд воздушного погребения .
Традиционная якутская религия Айыы , официально зарегистрирована в управлении министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) 10 января 2012 года в управлении министерства юстиции РФ по РС(Я).
В во второй половине XVIII века произошла массовая христианизация коренных жителей Ленского края — не только якутов, но и эвенков , эвенов , юкагиров , чукчей , долган . С деятельностью православного духовенства связаны развитие народного образования и просвещения народов Якутии, появление литературы на национальных языках, углубление процессов межэтнических взаимодействий.
По результатам переписи 2010 в России проживало 478 тысяч якутов, в конце 2014 года их численность превысила 500 тысяч. Являются наиболее многочисленным народом в Якутии. Часть якутов проживает в Казахстане — 415 (2009), на Украине — 304 (2001), в Белоруссии — 52 (2009), Кыргызстане — 35 (2009), Латвии — 28 (2011), Эстонии — 15 (2011) и других странах бывшего СССР .
Страна / Регион | Перепись 1897 года | Перепись 1926 года | Перепись 1939 года | Перепись 1959 года | Перепись 1970 года | Перепись 1979 года | Перепись 1989 года | Перепись 2002 года | Перепись 2010 года |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Российская империя / СССР / Российская Федерация | 227 384 | 240 709 | 242 080 | 236 655 | 296 244 | 328 018 | 381 922 | 443 852 | 478 085 |
Якутская область / ЯАССР / Республика Саха (Якутия) | 221 467 | 235 926 | 233 273 | 226 053 | 285 749 | 313 917 | 365 236 | 432 290 | 466 427 |
Иркутская губерния / Сибирский край / Иркутская область | 2734 | 3385 | 1398 | 1366 | 1751 | 1788 | 2020 | 992 | 858 |
Енисейская губерния / Сибирский край / Красноярский край | 2181 | 4820 | 4343 | 1248 | 1387 | 1778 | 1368 | 1468 | |
Томская губерния / Сибирский край / Новосибирская область | - | 21 | 386 | 602 | 798 | 473 | 629 | ||
Приморская область / Дальневосточный край / Приморский край | 517 | 32 | 22 | 112 | 117 | 506 | 475 | 703 | 766 |
Приморская область / Дальневосточный край / Хабаровский край | 1224 | 1569 | 944 | 1152 | 1662 | 1578 | 1454 | 1417 | |
Приморская область / Дальневосточный край / Магаданская область | 734 | 791 | 1019 | 892 | 754 | 469 | 407 | ||
Амурская область | 356 | 398 | 302 | 245 | 288 | 699 | 788 | 314 | 449 |
Москва | - | 72 | 164 | 496 | 480 | 771 | 1448 | 1508 | |
Ленинград / Санкт-Петербург | - | 17 | 70 | 214 | 787 | 862 | 847 | 701 | |
Украинская ССР | - | 14 | 77 | 251 | 349 | 479 | 688 | - | - |
Казахская АССР / Казахская ССР | - | 4 | 64 | 87 | 174 | 438 | 314 | - | - |
Узбекская ССР | - | 3 | 24 | 74 | 173 | 119 | 183 | - | - |
Белорусская ССР | - | 1 | 9 | 33 | 43 | 81 | 139 | - | - |
Киргизская АССР / Киргизская ССР | - | - | 4 | 11 | 58 | 82 | 80 | - | - |
Сахаля́р ( якут. бааhынай ) — метис , потомок от смешанного брака якута/якутки и представителя/представительницы европеоидной расы (русских и др.) . Слово не следует путать с сахал а р — множественным числом от самоназвания якутов, саха́.
В 1933 году в СССР была выпущена этнографическая серия почтовых марок «Народы СССР». Среди них была марка, посвящённая якутам.