Океан (мифология)
- 1 year ago
- 0
- 0
Мировой океан или океан — в мифопоэтической традиции первичные, первозданные воды, из которых возникли земля и весь космос . В архаичных представлениях — одно из основных воплощений хаоса или сам хаос. Выступает как стихия и заполняемое стихией пространство, в различных олицетворённых формах (в облике божественных персонажей и связанных с хаосом чудовищ), а также как абстрактный умозрительный принцип.
Океан был «вначале», до творения , которое ограничило океан во времени и в пространстве. Космосу (или земле) предстоит погибнуть в результате катаклизма от океана, его вод, и воды океана снова станут единственной стихией в мире .
Космогонической концепции первичности океана соответствует космологическая модель суши, окружённой мировым океаном. Небо при этом часто мыслится чем-то наподобие верхнего моря.
Представление о водяном хаосе лежит и в основе широко распространенного мотива всемирного потопа , имевшего место в начальные времена. Появление земли из воды, обуздание всемирного потопа или подземных вод обычно представляются фактором космического упорядочивания .
Как пребывающее в хаотическом движении первовещество океан находится везде. Он безграничен, не упорядочен, не организован, аморфен, безвиден, опасен, ужасен. В некоторых мифах отмечается его какофоничность , противопоставленная упорядоченному ритму моря .
Хаос может конкретизироваться как вода или неорганизованное взаимодействие воды и огня, а превращение хаоса в космос — как переход от воды к суше . Во многих древнейших космогонических мифах океан и хаос равнозначны и неотделимы друг от друга. Согласно этой концепции, океан остаётся вне космоса и после возникновения последнего. При этом способность океана к порождению реализуется в появлении из него земли и в нахождении в глубине океана мифологического существа, способствующего порождению или, напротив, ревностно защищающего «старый порядок» и препятствующего началу цепи рождений из океана .
Ю. Е. Берёзкин и Е. Н. Дувакин обобщают мотив первичных вод следующим образом: «Воды первичны. Земля спущена на воду, появляется над водой, вырастает из кусочка твердой субстанции, помещённого на поверхность воды или жидкой грязи, из островка в океане, обнажается, когда воды схлынули, и т. п.» .
Представление о первичности морской стихии, из недр которой возникает или создается земля, имеет универсальный характер. Это представление присутствует почти во всех мифологиях мира, начиная с австралийской . Значительно реже имеется мотив возникновения мира в результате взаимодействия двух стихий воды или льда с огнем. Типичные примеры — скандинавская и иранская мифологии .
Мотив происхождения мира из яйца иногда коррелирует с мотивом ныряльщика, водоплавающей птицы, добывающей из моря ил, из которого постепенно создаётся суша. В тотемических мифах люди-птицы часто предстают в качестве фратриальных предков, что могло способствовать развитию подобного мотива.
Птица-ныряльщик, вылавливающая комочек земли из первичного океана, часто фигурирует в мифологиях американских индейцев и сибирских народов. В полинезийской мифологии Мауи вылавливает рыб-острова. В скандинавской мифологии асы поднимают землю или один только громовник Тор вылавливает со дна океана « змея средней земли ». В древнеегипетской мифологии земля сама выходит на поверхность в виде холмика. Этот специфический мотив соответствует картине разлива Нила . Первичный холм отождествляется с солярным богом Ра - Атумом . В брахманах говорилось о том, что Праджапати извлек землю из воды, приняв вид вепря .
Во многих мифологиях азиатских стран, в которых присутствует образ бесконечного и вечного первозданного океана или моря, имеется мотив сотворения земли небесным существом, спустившимся с неба и мешающем воду океана железной палицей, копьём или другим предметом, в результате чего возникает сгущение, дающее начало земле. Подобный миф творения присутствует в монгольской традиции. В японской мифологии острова Японии возникли из грязной пены, поднятой при мешании вод океана копьём божественного персонажа ( Идзанаги и Идзанами ). В мифологиях монгольских народов роль уплотнителя вод океана выполняет ветер, создающий из них особую молочную субстанцию, становящуюся земной твердью. По представлениям калмыков , из этой молочной жидкости первоначального океана (моря) со временем родились растения, животные, люди и боги. Эти версии обнаруживают связь с индийским мифом о пахтанье Молочного океана .
Этот миф содержит мотив противоборства стихий воды и огня. В результате быстрого вращения загорается мутовка — гора Мандара , но деревья и травы испускают свои соки в подсыхающий океан. С этим мотивом перекликаются тунгусские мифы о творении земли небесным существом, которое с помощью огня иссушает часть первозданного океана, отвоёвывая таким образом место для земли. Мотив борьбы воды и огня в связи с темой мирового океана имеется и в других традициях.
Мифы о мировом океане повсеместно сопровождаются мифами о его сдерживании, когда уже создана земля, и мифами о попытках океана вернуть себе безраздельное господство. В китайской мифологии имеется идея гигантской впадины или ямы, определяющей направление вод океана и забирающей излишки воды. В мифологии народов мира присутствуют многочисленные сказания о потопе .
Известно противопоставление двух типов мифов (например, в Океании ) — о земле, тонущей в океане, и об отступлении океана или моря. Примером первого типа может служить легенда о возникновении острова Пасхи , записанная на этом острове. В нганасанском мифе творения сначала земля сплошь была покрыта водой, потом вода спадает и обнажает вершину шайтанского хребта Койка-моу. На эту вершину падают два первых человека — мужчина и женщина. В полинезийском мифе творения (острова Туамоту ) творец Тане , «Проливающий воды», сотворил мир в водах владыки вод Пуне и призвал свет, положивший начало творению земли .
Распространён мотив космогонической борьбы со змеем ( драконом ) в плане подавления водяного хаоса. Змей в большинстве мифологий связан с водой, часто как её похититель. Он угрожает либо наводнением, либо засухой, то есть нарушением меры, водяного «баланса». Поскольку космос отождествляется с порядком и мерой, хаос ассоциируется с нарушением меры. Египетский Ра-Атум борется с подземным змеем Апопом , индийский Индра — с Вритрой , принявшим вид змея, месопотамские Энки , Нинурта или Инанна — с хозяином преисподней Куром, иранский Тиштрий (Сириус) — с дэвом Апоши. Апоп, Вритра, Кур и Апоши задерживают космические воды. Энлиль или Мардук побеждает принявшую вид дракона прародительницу Тиамат , супругу Апсу , персонификацию тёмных вод хаоса. В Библии имеются намёки на борьбу Бога с драконом или чудесной рыбой, представляющей также водяной хаос ( Рахаб , Техом, Левиафан ). Героическая борьба Юя с космическим потопом завершается убийством коварного хозяина воды Гунгуна и его «приближённого» — девятиголового Сянлю.
Переход от бесформенной водяной стихии к суше — важнейший акт, необходимый для превращения хаоса в космос. Следующий шаг в этом же направлении — отделение неба от земли, которое, возможно, в сущности совпадает с первым актом, если учесть первоначальное отождествление неба с мировым океаном. Но именно повторение акта — вначале вниз, а затем — вверх — привело к выделению трёх сфер — земной, небесной и подземной, что представляет собой переход от двоичного деления к троичному. Средняя сфера, земля, противостоит водному миру внизу и небесному наверху. Возникает трихотомическая схема космоса, включающая необходимое пространство между землей и небом. Это пространство часто представляется в образе космического древа . Земля и небо почти повсеместно представлены как женское и мужское начала, супружеская пара, стоящая в начале теогонического или теокосмогонического процесса. При этом женское начало иногда ассоциируется со стихией воды и с хаосом; обычно оно мыслится на стороне «природы», а не «культуры».
Мифические существа, персонифицирующие хаос, побеждённые, скованные, низверженные, часто продолжают существовать на окраинах космоса, по берегам мирового океана, в подземном «нижнем» мире, в некоторых особых частях неба. Так, в скандинавской мифологии инеистые великаны предшествуют асам во времени, а в пространстве размещаются на окраине земного круга, в холодных местах, вблизи мирового океана .
В шумерской мифологии присутствовал образ первоначальной морской бездны — Абцу , на месте которой устроил себе жилище самый деятельный из богов Энки , представляющий землю, пресную воду и земледелие на поливных землях . Вначале все мировое пространство было заполнено океаном, который не имел ни начала, ни конца. Вероятно, считалось, что он вечен. В его недрах таилась праматерь Намму . В её чреве возникла космическая гора в виде полушария, впоследствии ставшая землёй. Дуга из блестящего олова, опоясывающая полушарие по вертикали, позднее стала небом. В вавилонской версии в бесконечном первозданном Океане не было ничего, кроме двух чудовищ — праотца Апсу и праматери Тиамат .
В древнеегипетской мифологии понятие хаоса этимологически связано с мраком ( кек ), но речь идёт прежде всего о водяном хаосе в виде первичного океана ( Нун ) или — в гермопольской версии — пяти божественных пар, представляющих разные его аспекты. Водяному хаосу противостоит выступающая из него первая земная кочка-холмик, с которой в Гелиополе ассоциируется Атум (как Ра -Атум), а в Мемфисе — Птах . Изначально существующий океан персонифицируется в образе «отца богов» Нуна. Из первозданного океана Нуна сам себя создаёт первозданный, изначальный, нерукотворный владыка Атум , который затем творит из Нуна небо, землю, змей и др. В историческую эпоху океан, помещавшийся под землёй, давал начало реке Нилу . В гераклеопольской версии мифа отмечена внутренняя связь океана с хаосом .
В индийской мифологии имеется представление о тьме и о бездне ( асат ), но также о порожденных ночью или хаосом первичных водах . Древнеиндийские мифы о мировом океане содержат как типические, так и оригинальные мотивы. В гимне о сотворении мира ( PB X 129) изначальное состояние вселенной представлено как отсутствие сущего и не сущего, воздушного пространства и неба над ним, смерти и бессмертия, дня и ночи, но наличие воды и беспорядочного движения. В водах извечного океана присутствовало жизнедеятельное начало, порождённое силой жара и породившее всё остальное. Гимн о космическом жаре (PB X 190) содержит другую версию: «Закон и истины родились из воспламенившегося жара… Отсюда — волнующийся океан. Из волнующегося океана родился год, распределяющий дни и ночи». « Ригведа » многократно упоминает порождающую силу океана («многородный», он ревёт при своём первом распространении, порождая творения, носитель богатств), тысячи его потоков, текущих из глубины, говорится о том, что океан — супруг рек. Космический океан образует рамку космоса, отделяющую его от хаоса. Океан олицетворяется богом Варуной . Варуна связан как с разрушительной и бесконтрольной силой вод мирового океана, так и с плодоносящими водами, несущими людям богатство .
Для индийской мифологии характерен образ бога-творца ( Брахмы или Вишну ), плавающего по первичным водам в цветке лотоса , на драконе Шеше .
Представления древнегреческой мифологии об океане демонстрируют типологически более продвинутый этап, когда образ океана становится объектом «преднаучных» исследований и натурфилософских построений. Океан представляется в первую очередь как величайшая мировая река (Hom. Il. XIV 245) , окружающая землю и море , дающая начало рекам, источникам, морским течениям (XXI 196), приют солнца, луны и звёзд, которые из океана восходят и в него же заходят (VII 422; VIII 485). Река Океан соприкасается с морем, но не смешивается с ним . На крайнем западе Океан омывает границы между миром жизни и смерти .
У Гомера Океан безначален, однако у Гесиода говорится о «ключах океанских», у которых был рождён конь Пегас , получивший от них своё имя ( Hes. Theog. 282). У Гомера и Гесиода Океан — живое существо, прародитель всех богов и титанов (Hom. Il. XIV 201, 246), но и у Океана имелись родители. Согласно Гесиоду, Океан — сын старейших из титанов Урана и Геи (Hes. Theog. 133) . Океан — брат и супруг Тефиды , от которой он родил все реки и источники — три тысячи дочерей — океанид (Hes. Theog. 346—364) и столько же сыновей — речных потоков (Hes. Theog. 367—370) . Боги почитают Океана как престарелого родителя, заботятся о нём, хотя он живёт в уединении . Океан не участвовал в битве титанов против Зевса и сохранил свою власть и доверие олимпийских богов . Океан — отец Метиды , мудрой супруги Зевса (Apollod. I 2, 1). Известен своим миролюбием и добротой (Океан пытался безуспешно примирить Прометея с Зевсом; Aeschyl. Prom. 284—396) . У Геродота содержится критика мифологической концепции Океана как поэтического изобретения (Herodot. II, 23, ср. также IV 8, 36 и др.). Еврипид называл Океан морем (Eur. Orest. 1376). С этого времени утверждается тенденция к различению большого внешнего моря — Океана и внутренних морей. Позже и Океан начинает делиться на части: Эфиопский, Эритрейский, Галльский, Германский, Гиперборейский Океан и др.
По книге Бытия Дух Божий носился над водой. После разделения света и тьмы, на второй день творения по слову Божьему посреди воды возникает небесная твердь. Затем, на третий день по Его слову вода под небом собирается в одно место и появляется суша:
Дух Божий носился над водою… И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] 10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями.
— Быт.
Согласно Второму посланию апостола Петра , мир создан из воды и по данной эсхатологической концепции погибнет от огня:
…вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.
— 2Петр.
В Средние века океан известен главным образом со своей мифологизированной стороны — его гипертрофированные размеры и опасности, населяющие его чудовища, кромешная тьма и др.
В эпоху Великих географических открытий (с XV века) прежде всего среди мореплавателей складывается особый вариант океанической (морской) мифологии, представляющая собой синтез мотивов, связанных с опасностью океана, и новых мотивов, отражающих опыт морских путешествий (невиданные страны и люди, заколдованные острова, сказочные сокровища, таинственные корабли без экипажа, с покойниками, наподобие « Летучего голландца » и др.).
Романтическая традиция развивает главным образом два круга тем, связанных с океаном и его водами: человек и море (полностью отождествляется с океаном) — в плане антитезы с постепенно вырисовывающейся идеей родства в свободе ( И. В. Гёте , Г. Гейне , Дж. Байрон , П. Шелли , Дж. Китс , В. Гюго , Ш. Бодлер , В. А. Жуковский , А. С. Пушкин , М. Ю. Лермонтов , Ф. И. Тютчев и др.) и вода как первородная космическая творящая стихия (вода как стихия слияния, сладострастия у Новалиса — «Ученики в Саисе»; тема воды во второй части « Фауста » Гёте; мифологема воды и огня там же, позже — у Р. Вагнера ).
Ф. И. Тютчев в стихотворении « » писал:
Когда пробьёт последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Всё зримое опять покроют воды
И Божий лик изобразится в них».
Сходные архаические и романтические представления об океане охватывают эпоху, когда демифологизирующийся образ океана превращается в элемент полумифологизированного пространства. При этом выделяются многочисленные персонифицированные образы Океана или моря ( Посейдон , Нерей , нереиды , среди них — мать Ахилла Фетида , Амфитрита , Понт , Форкис , Тавмант , Тритон , Афродита Понтия др. у древних греков; Маруты у древних индийцев) .
В современных фантастике и фэнтези мотив океана как чуждого человеку первородного хаоса развит в мифах Ктулху Говарда Лавкрафта [ источник не указан 1336 дней ] .