Крестьянка слободы
Перервы
Бронницкого уезда
Евдокия Андрианова во снах стала видеть Богородицу, велевшую пойти в Коломенское и найти там «чёрную» (то есть старую) икону и сделать её «красной» (восстановить). Крестьянка рассказала о снах настоятелю Вознесенского храма в Коломенском. После долгих поисков в подвалах церкви была найдена большая почерневшая от времени икона. На доске проступало изображение Христа на коленях у Богородицы, в руках Богородицы — царские регалии,
скипетр
и
держава
.
В донесении Синоду об этом событии митрополит Тихон, в частности, писал о иконе: «По сведениям, данным Членом Комиссии от Церковно-Археологического отдела при Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения — протоиереем Страховым: икона не древняя, приблизительно конца XVIII века (не старше), по форме (вверху овальная)
иконостасная
, средняя, из третьего пояса (
пророческого
). По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенско[й] церкви ранее нынешнего (и об этом иконостасе известный археолог
И. Снегирев
сообщает, что он в своё время был перенесён из одной из церквей Московского
Вознесенского монастыря
)»
. Вскоре после обретения икону обновили в мастерских московского
Алексеевского монастыря
.
После явления иконы Божией Матери Державная во всей России по церквам были разосланы её
списки
, но они были утеряны, спрятаны или уничтожены
.
Были подготовлены служба и
акафист
иконе. В их составлении принимал участие патриарх Тихон
.
Совпадение дня явления иконы с днём отречения императора было воспринято как символическое свидетельство передачи верховной царской власти и попечительства о России Богородице
. По мнению историка
Сергея Фомина
,
Богородица
хранит
символы
царской власти, что даёт надежду на
покаяние
и возрождение России
. В
акафисте
иконе, в частности, говорится «Радуйся, яко присно внушаеши нам омывати грехи своя слезами покаяния»
.
Архиепископ
РПЦЗ
Аверкий (Таушев)
несколько раз в разных своих проповедях писал о значении иконы, например: «Матерь Божия не отняла окончательно Своего покрова над Русской Землёй, об этом видимо свидетельствует дивное явление поздней чудотворной иконы Её в самый день отречения от престола Государя Императора Николая Александровича — 2 марта 1917 года — Божией Матери Державной. Эта икона представляет Божию Матерь в царской короне, со скипетром и державою в руках, в красной, как бы пропитанной кровью одежде, со взглядом очей, выражающим скорбь. Что может значить это, как не то, что Матерь Божия Сама взяла в Свои руки верховную царскую власть над Русской Землёй, после того как обезумевшие русские люди отвергли своего Государя — Помазанника Божия? И Она со скорбью смотрит на тяжкие страдания русского народа, неизбежно вызванные его беснованием, и терпеливо ждёт, как истинная Мать, его покаяния и обращения к Богу. Сие буди, буди!…»
.
Патриарх
Кирилл
4 ноября 2015 года, в праздник
Казанской иконы Божией Матери
и
День народного единства
, в
Центральном выставочном зале «Манеж»
в Москве в речи так высказался о значении иконы: «В центре выставки вы видите чудотворный Державный образ Божией Матери. У него особенная история: эта икона была найдена в подвале храма в Коломенском, ныне в черте города Москвы, в день отречения государя императора Николая II от престола. Когда был поднят образ Божией Матери, сидящей на царском престоле, и когда стало ясно, что наименование этого образа — „Державная“, тогда лучшие умы России восприняли это как Божий знак. Ушёл царь, но сама Богородица возглавила страну, и Покров Божией Матери не снимается с нашего Отечества»
.
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Державный образ святыни Твоея, имже подаеши велию милость всем, с верою к нему притекающим.
Града Сионска взыскующе, под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем, и никтоже возможет на ны, яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы.
Заступница Усердная. Слово в деяниях Пресвятой Богородицы / Иеромонах Филадельф. —
М.
: Русский духовный центр, 1992. — 208 с. —
50 000 экз.
—
ISBN 5-7344-0007-6
.
«Что это так и что Пречистая Матерь Божия не отняла совсем Своего покрова над Русской Землёй, об этом свидетельствует чудесное явление в самый день отречения Государя Императора Николая Александровича 2 марта 1917 года последней нашей чудотворной иконы — Божией Матери Державной. На этой иконе Божия Матерь изображена в царской короне, со скипетром и державою в руках, в красной, как бы пропитанной кровью, одежде, со взглядом очей, выражающим скорбь. Что это значит, как не то, что Пречистая Матерь Божия Сама взяла в Свои руки верховную царскую власть над Русской Землёй, после того как обезумевшие русские люди отвергли своего Государя — Помазанника Божия? И Она со скорбью смотрит на тяжкие страдания русского народа, естественно порождённые его неистовым беснованием, и терпеливо ждёт, как истинная Мать, его покаяния и обращения к Богу…» —
Аверкий (Таушев)
.
.
от 1 января 2018 на
Wayback Machine
«Пречистая Матерь Божия, за богоотступничество обезумевшего русского народа, отняла от него чудесный Покров Свой и предала его в руки падения его. Все происшедшие затем с русским народом кровавые ужасы этим и объясняются. Но всё же не до конца оставила Пречистая Матерь Божия глубоко падших и неблагодарных Ей сынов и дщерей заблудившегося русского народа. Порукою этому является чудесное явление в самый день отречения Императора Николая Александровича — 2 марта 1917 года — Иконы Божией Матери Державной в селе Коломенском. Дивная Икона эта представляет собою Божию Матерь в царской короне, со скипетром и державою в руках, в красной, как бы пропитанной кровью одежде, со скорбным выражением очей. Что означает это, как не то, что Матерь Божия Сама взяла в Свои руки верховную царскую власть, после того как обезумевшие русские люди отвергли своего Государя — Помазанника Божия? И Она со скорбью смотрит на тяжкие страдания русского народа, вызванные его богоотступничеством, и терпеливо ждёт, как истинная любящая Мать, его покаяния и обращения к Богу.» —
Аверкий (Таушев).
.
от 1 января 2018 на
Wayback Machine
«Но то, что Покровительница наша не отступила от нас совсем и окончательно, об этом живо свидетельствует чудесное явление под Москвой 2 марта 1917 года последней у нас чудотворной иконы Божией Матери Державной, как бы принявшей от последнего Русского Царя-Мученика знаки его царственной власти над Россиею — его царскую корону, скипетр и державу.» —
Аверкий (Таушев).
.
от 1 января 2018 на
Wayback Machine
(неопр.)
.
Патриархия.ru
(4 ноября 2015).
(неопр.)
Дата обращения: 23 июля 2013. Архивировано из
28 марта 2013 года.
Акчурина Н. С.
.
от 30 мая 2019 на
Wayback Machine
. // Акад. вест. УралНИИпроект РААСН. — 2010. — № 4. — С. 74.
«…В подвале храма появилась икона Богоматери»: Документы Центрального исторического архива Москвы о Державной иконе Божией Матери / Публ. подгот. А. Н. Казакевич // Отечественные архивы : научно-практический журнал. 2004. — № 1. — С. 102—108.
Духовные светочи России. Портреты, иконы, автографы выдающихся деятелей Русской Церкви конца XVII — начала XX веков. — М.: МСД, 1999. — С. 257—258.
Заступница Усердная. Слово в деяниях Пресвятой Богородицы / Иеромонах Филадельф. —
М.
: Русский Духовный Центр, 1992. — 208 с. —
50 000 экз.
—
ISBN 5-7344-0007-6
.
Каримова Н. С.
Список иконы Божией Матери «Державная» начала XX в.: авторство, иконография, смысловое прочтение // Церковь. Богословие. История : Материалы VI Всероссийской научно-богословской конференции, посвященной 100-летию мученической кончины святых Царственных страстотерпцев и их верных спутников, Екатеринбург, 10-12 февраля 2018 года. — Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2018. — С. 38-45.
Киселёв А.
, прот. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории. — Baldwin Place (N.Y.): Russ. youth comm., 1976. — С. 97—99.
Никон (Рклицкий)
, архиеп.
Жизнеописание блж. Антония, митр. Киевского и Галицкого. — Т. 4. — Н.-Й., 1958. — С. 44;