Археология в Ливии
- 1 year ago
- 0
- 0
Археология России — история материальной культуры на территории Российской Федерации с древнейших времён до конца Средневековья ( XVII век ).
Первоначальное заселение территории России относится к олдувайской эпохе (начало раннего палеолита ): около 2 млн лет назад архантропы (представители вида Homo erectus ) мигрировали из Передней Азии на Северный Кавказ , откуда распространились в смежные районы; около 800 тыс. лет назад другая ветвь миграции через Среднюю Азию достигла Алтая . В последующую ашельскую эпоху количество стоянок древних людей увеличилось, материальная культура усложнялась, однако заселёнными оставались лишь южные районы страны . В эпоху мустье (конец раннего или средний палеолит ) происходил дальнейший прогресс в изготовлении каменных орудий; это время преобладания палеоантропов — неандертальцев , с которыми в азиатской части России сосуществовал так называемый денисовский человек ; обе разновидности могли скрещиваться с древнейшими Homo sapiens , известны остатки палеоантропов с сапиентными чертами . Около 40 тыс. лет назад мегаизвержение Флегрейских полей , а также супервулканов Казбек и Святая Анна вызвали эффект вулканической зимы , в условиях которой, по-видимому, произошло массовое вымирание палеоантропов .
В эпоху позднего (верхнего) палеолита территория России широко осваивается ранними представителями людей современной анатомии ( Homo sapiens sapiens ) — кроманьонцами .
Значительная площадь страны и особенности её природно-климатических условий обуславливают неравномерность развития отдельных частей. Богатейшую историю первобытных групп и культур, населявших современную территорию России, отражают разнообразные археологические культуры .
Нижний палеолит — самый ранний этап в истории человечества. Согласно использованной в этой статье двучленной периодизации палеолита , он включает три эпохи: олдувайскую , ашельскую и мустьерскую . Абсолютная датировка этих периодов неясна , но в целом древнейшие следы присутствия человека на территории России датируются временем около 2 миллионов лет назад , а окончание эпохи мустье связывают с условной датой около 35 тысяч лет назад .
Территория Российской Федерации не входила в зону формирования человека, однако первоначальное её заселение началось уже в древнейшую из выделяемых эпох — олдувайскую ( олдувейская , олдованская , устар. — дошелльская ): около 2 млн лет назад архантропы ( Homo erectus ) мигрировали из Передней Азии на Северный Кавказ , откуда распространились в смежные районы ; около 800 тыс. лет назад другая ветвь миграции через Среднюю Азию достигла Алтая . Олдувайские памятники обнаружены только в южной части России — прежде всего в северокавказском регионе и в Крыму , в меньшей мере — в Южной Сибири (на Алтае ), гипотетически — на юге Русской равнины . Их создателями были архантропы (« человек прямоходящий » Homo erectus ), предки людей современного типа ; при этом антропологические останки указанного времени обнаружены не на территории России, а за её пределами; ближайшие — в Грузии ( дманисский гоминид ). Люди того времени жили в условиях относительно тёплого климата среди лесистых саванн . Обиталищами служили стоянки , материальную культуру которых составляла примитивная галечная индустрия ( чопперы , скрёбла , скребки и др) и костные останки (в том числе представителей плейстоценовой мегафауны ). Зафиксированы свидетельства освоения огня . Для столь ранней эпохи не принято выделять археологические культуры .
Наиболее ранние следы присутствия человека обнаружены на территории Северного Кавказа, первоначальное заселение которого архантропами датируется временем около 2,3—2,1 млн лет назад . Заселение осуществлялось с территории Передней Азии по двум направлениям: через побережья Каспийского и Чёрного морей ; соответственно выделяется две основные группы стоянок — прикаспийская (Дагестан , Ставропольской возвышенность ) и таманская . Среди представительных памятников Кавказа — Синяя Балка: открытая стоянка таманской группы на скалистом мысу Богатырь, вдающимся в Азовское море ; находки костей свидетельствуют об охоте местных жителей на крупных ископаемых млекопитающих — южных мамонтов/слонов ( Elephas meridionalis ), кавказских носорогов- эласмотериев ( Elasmotherium caucasicum Boris. ), в меньшей мере — лошадей Стенона . На стоянке Богатыри/Синяя балка в черепе жившего 1,5—1,2 млн л. н. кавказского эласмотерия нашли застрявшее пиковидное орудие из окварцованного доломита .
К финалу среднего виллафранка (2,1—1,97 млн л. н.) относится фрагмент плюсневой кости верблюда вида Paracamelus alutensis (№ 35676 в коллекции ЗИН РАН) со следами рубки и пиления-резания каменным орудием . Кость была найдена Н. К. Верещагиным в 1954 году в Ливенцовском карьере (местонахождение Ливенцовка) на западной окраине Ростова-на-Дону вместе с другими фаунистическими остатками в хапровской аллювиальной толще, относящейся к русловой фации палео-Дона .
Расселение архантропов с территории Северного Кавказа могло осуществляться в западном направлении — в Крым и, вероятно, далее в Европу (через северо-западный шельф Чёрного моря, долины Днестра и Дуная ) . В 2014 году были открыты стратифицированная олдованская стоянка Коз и многослойная олдованская стоянка Эчки-1 (около 1 млн лет назад); орудия с этих стоянок близки как артефактам со стоянки Байраки на Днестре ( Молдавия ), так и орудиям с эоплейстоценовых стоянок на Таманском полуострове и в Дагестане . Олдувайской эпохе мог принадлежать и ряд других памятников Южного берега Крыма в районе Ялты с архаичной галечной индустрией: Эчки-Даг, Гаспра, Артек и др. .
Свидетельства олдована на Русской равнине ненадёжны; требуется целенаправленная разведка памятников этого времени .
На территории Южной Сибири ( Алтая ) была открыта стоянка Карама , датируемая временем около 600—800 тыс. лет назад . Галечные орудия из 12 слоя этого памятника схожи с олдувайскими находками . За пределами алтайского региона в Сибири на олдувайскую датировку претендует стоянка Диринг-Юрях ( Якутия ), однако столь ранний её возраст отрицается большинством исследователей.
Переход от олдована к последующему — ашельскому ( ашёльскому ) периоду — был неотчётлив и некоторые комплексы развитого олдована иногда классифицируют как раннеашельские . Как и олдован, ашель не имеет ясной абсолютной датировки . В геологическом отношении, на территории бывшего СССР ашельская эпоха условно соотносится со временем от минделя до интервала рисс - вюрм , включая, таким образом, часть раннего, средний и первую половину позднего плейстоцена . Выделяется три основных этапа в эволюции материальной культуры: ранний ашель (также шелль , аббевиль ; ориентировочно соотносится с миндельским оледенением , то есть составляет часть раннего плейстоцена ); средний ашель (ориентировочно соотносится с миндель-риссом и собственно риссом, то есть охватывает средний плейстоцен); поздний ашель (ориентировочно соотносится в рисс- вюрмом , то есть составляет первую половину позднего плейстоцена) . В целом, материальная культура ашеля представлена грубыми орудиями, важную роль среди которых играли бифасы — ручные рубила ; такие изделия использовались для изготовления охотничьих орудий из дерева, разделывания туш и обработки шкур убитых животных . Предполагается, что в ашельское время появились зачатки археологических культур , а для поздних этапов выделяется два основных ответвления в эволюции каменной индустрии — собственно ашель и клектон (позднее развившийся в тейяк ) . Костные останки гоминид обнаружены за пределами территории современной России, в частности — на Южном Кавказе ( Азыхская пещера , Кударо I ); антропологическому типу упомянутых находок присущи черты как Homo erectus ( питекантроп , синантроп ), так и ранних неандертальцев . Холодный климат ограничивал ареал проживания древних людей югом современной России; в европейской части страны ашельские памятники обычно не поднимаются выше 50 параллели с. ш.
Ашель на Северном Кавказе . На Кубани раннеашельским ( шелльским ) временем может быть датирован материал из месторождения (возле станицы Саратовской ) , а также находки из Треугольной пещеры . Характерные позднеашельские изделия — миндалевидные и копьевидные бифасы — зафиксированы в материалах Среднехаджохской палеолитической мастерской и стоянок: Абадзехская, Хаджох, Шаханская . Переходный от ашеля к мустье материал выявлен на местонахождениях: Семияблоновское, Лучковское, Фарсское, Псефирское . В Дагестане комплексы с классическими ашельскими рубилами зафиксированы на памятниках: Дюбекчай, Чумус-Иниц, Дарвагчай-залив-4, Дарвагчай-карьер ; при этом ряд изделий из памятников на реке Дарвагчай (таких как Чумус-Иниц и Усиша ) имеют также позднеашельский облик, а техника их изготовления близка клектонской . На Ставрополье на горах Кинжал , Бык и Верблюд найдены ашельские орудия, изготовленные из роговика .
Ашель в Крыму . Памятники этого времени представлены открытыми и пещерными стоянками . Орудия ашельского облика обнаружены на памятниках: Заскальная IX, Шары I—III, Кабази II, Красный Мак , в нижних слоях стоянки Киик-Коба и др.
Ашель на Русской равнине (южная и средняя часть) . Древнейший этап эволюции ашельской индустрии на территории Русской равнины представлен находками у села Герасимовка , на берегу Миусского лимана ( Приазовье , недалеко от Таганрога ) ; археологии датируют их ранним или началом среднего плейстоцена . Около десятка каменных орудий ( нуклеус , скрёбла, отщепы) найдено вместе с останками древнего слона ( Pavl.) и грызунов . Следующий этап ашельской эпохи представлен материалом месторождения у хутора Хрящи в устье Северского Донца . Существование этого памятника частично совпадало с периодом максимального оледенения, на что указывают остатки холодолюбивых растений — карликовой берёзы ( Betula nana ) и сибирского плаунка ( ) ; находки представлены набором из порядка 80 предметов из двух комплексов — раннего и позднего; ранний комплекс представлен архаичными изделиями, близкими к облику клектонских орудий Западной Европы; поздний — немногочисленными орудиями неясного культурного облика, предположительно — близкого находкам из соседнего месторождения у хутора Михайловское . Вопрос о продвижении древних людей в более северные области Русской равнины остаётся дискуссионным; появление ашельских стоянок в таких районах могло происходить лишь в периоды межледниковья . Ненадёжные следы ашеля на Среднерусской возвышенности представлены находками оббитых кварцитов вместе с межледниковой фауной у села Шубное Воронежской области , следами кострищ(?) у села Зорино Курской области , заготовкой ашельского копьевидного рубила у села Погребки (Курская область) , находками грубых изделий у речного вокзала города Калуги и села Красностанского (под Можайском ), домустьерскими местонахождениями в Неготино и Хотылёво 1 ( Брянская область ), заготовкой ашельского рубила из села Соломасово на верхней Оке ( Тульская область ) .
Ашель на Южном и Среднем Урале . Древнейшая (олдованская) волна миграций, вероятно, не затронула Урал : самые ранние следы присутствия человека там датируются ашельским временем . На Южном Урале ашельские памятники группируются в районах выхода яшмы , где обустраивались рассеянные мастерские и стоянки-мастерские . Древнейший, раннеашельский тип местной индустрии представлен памятниками кызыл-яровского типа на территории Башкортостана ( , Улек-Хазы 6, Утюльган 7, Кызыл-Яр 4) ; вероятно что их создателями были выходцы с Кавказа , о чём свидетельствуют соответствующие технико-типологические параллели в материальной культуре . Следующий этап развития местной ашельской индустрии представлен памятниками карышкинского типа ( , Мысовая , Утюльган-8, Долина-1, Долина-11, Сибай-5б и др.) , прямым культурным аналогом для которого являются памятники с тейякской индустрией во Франции . Об освоении древними людьми Среднего Урала свидетельствуют, в частности, памятники Пермского края (стоянка Ельники II, 6-й слой грота Большой Глухой и др.) ; их датировка точно не установлена, но предполагается связь с познеашельским временем .
Ашель в Сибири (Алтай и Прибайкалье) . Ашельский материал обнаружен в южной части Сибири ( Алтай ), на местонахождении (район Горно-Алтайска ) . Памятник открыт при обнажении берега одноимённой реки ; ашельскому времени там, предположительно, соответствует россыпь галек и аморфных плоскостей в нижнем культурное слое . Домустьерским (ашельским) временем может быть датирована также часть находок из местонахождений Прибайкалья (район устья реки Белой , низовьев Иды и Осы , возможно — области Средней Ангары ) .
Ашель на Дальнем Востоке (Приамурье) . Вопрос о времени и путях первоначального заселения территории российского Дальнего Востока недостаточно изучен . Домустьерские галечные орудия там, как будто, обнаружены в Приамурье — на стоянках Филимошки и Усть-Туу (обе на реке Зее ) и на памятнике Кумары (на Амуре ), однако они имеют спорную датировку . Находки маловыразительны, наиболее репрезентативный — кумарский материал — представлен чопперами , аморфными нуклеусами и другими грубыми изделиями . Особый интерес представляется находка ручного рубила у села Богородское Амурской области: орудие имеет уникальный для этого региона «классический» аббевильский облик .
Согласно трёхчленной периодизации палеолита , эпоха мустье соответствует средней фазе последнего ( средний палеолит ), согласно двучленной периодизации — является заключительным этапом нижнего палеолита . В геологическом отношении эпоха мустье совпадает с частью верхнего плейстоцена ; на территории современной России ей ориентировочно соответствует интервал рисс-вюрм ( микулинское межледниковье Восточной Европы) и первая половина вюрма ( валдайское оледенение ) .
Плечевая кость палеоантропа на острове Хорошенском (Хорошенький, Хорошев), найденная в 2 м от черепной крышки близ села Алексеевка южнее Хвалынска, принадлежит палеоантропу (неандертальцы) позднеашельской или раннемустьерской эпохи . Судьба двух других находок плечевых костей пока не ясна . Микулинским же интерстадиалом датируется фрагмент правой лопатки ископаемого человека типа с неандерталоидным компонентом, найденный в местонахождении Шкурлат-III ( Павловский район Воронежской области ) .
Вопрос об абсолютных датах начала эпохи остаётся нерешённым ; в то время как урано- иониевая датировка карангатской (рисс-вюрмской) причерноморской террасы колеблется в пределах 91—71 тысяч лет назад , активное заселение среднепалеолитическим человеком Алтая соотносится со временем 120—50 тысяч лет назад . Окончание мустьерского вюрма может быть увязано с ориентировочной датой 35 тысяч лет назад и могло быть обусловлено последствиями масштабного суперизвержения , произошедшего около 40 тысяч лет назад . Создателями среднепалеолитической материальной культуры мустье считаются палеоантропы , которые на территории современной России представлены останками неандертальцев ( Homo neanderthalensis ) ; помимо этого, анализ генетического материала из Денисовой пещеры (на Алтае) позволил выделить особую разновидность гоминид — денисовцев , находившихся в сестринском родстве с неандертальцами . Наконец, на стоянках Староселье (Крым) и Рожок I (Приазовье) обнаружены костные останки, в морфологии которых сочетаются архаичные и сапиентные черты , а общие генетические исследования установили факт скрещивания древнейших Homo sapiens с неандертальцами и денисовцами. Природные условия эпохи менялись: если раннемустьерские памятники Европейской России соотносятся с тёплым микулинским (мгинским) межледниковьем , то позднемустьерские памятники приурочены к суровому климату начала валдайского оледенения , когда в ряде районов условия обитания приблизились к экстремальным . Несмотря на ухудшения природных условий, человек смог адаптироваться к ним и по сравнению с предшествующим периодом обитаемая зона расширилась . Однако в конце эпохи мощное суперизвержение Флегрейских полей (на Апеннинах ), Казбека (на Кавказе ) и Святой Анны (в Карпатах ) вызвали эффект вулканической зимы , в условия которой, по-видимому, произошло массовое вымирание неандертальцев: надёжные свидетельства преемственности между соответствующими памятниками мустье и последующего времени верхнего палеолита в Европе отсутствуют . Мустьерские люди селились в пещерах и по берегам рек ; материальная культура демонстрирует дальнейший прогресс приёмов обработки камня: важнейшим достижением стала техника леваллуа , благодаря которой были усовершенствованы основные типы орудий — и скрёбла . Для мустьерской эпохи выделяется два уровня сходства материальной культуры ( археологические культуры ? ) — низший и высший; низший тип («линии развития») объединяет территориально разобщённые, но близкие в технико-типологическом отношении индустрии (типично-мустьерская, зубчато-мустьерская и др.); высший тип объединяет территориально сопряжённые группировки одновременных памятников .
Мустье Северного Кавказа . На Северном Кавказе открыты как разрозненные памятники, так и два скопления — в Прикубанье и в районе Сочи (часть колхидского скопления) . Наибольший интерес представляют памятники типично мустьерской на юге Краснодарского края (пещеры: Мезмайская , и , Ильская стоянка ) , где обнаружены остатки неандертальцев , генетически близкие обитателям Центральной Европы . Некоторые из этих останков отличаются хорошей сохранностью, а материалы из Мезмайской пещеры (датированные 60—70 и 40 тысяч лет назад) использовались в проекте расшифровки генома неандертальца . Для губской культуры характерны: сочетание дисковидно-радиальной, леваллуазской и призматической техник расщепления камня, малые размеры изделий, многочисленность скрёбел и др., при этом в индустрии Ильской стоянки присутствуют смешанные черты ; исследователи также отмечают близость культуры указанных памятников восточноевропейскому микоку . Зубчато-мустьерская линия развития (на леваллуазской технической основе) представлена материалом Лысогорского местонахождения ( Северная Осетия ), где типология орудий во многом обуславливалась характером используемого сырья . Индустрию этого памятника составляли: зубчато-выемчатые орудия, скрёбла и единичные остроконечники; часть орудий изготовлена на фрагментах искусственно расчленённых сколов .
Мустье Крыма . Материальная культура мустьерских памятников Крыма имеет множество сходств, вследствие чего их рассматривают как части единой ; однако встречаются и более дробное деление ( аккайская и кабазийская культуры). Наиболее выразительная группа мустьерских памятников исследована в окрестностях Белогорска , у скалы Ак-Кая (Заскальная V и Заскальная VI , Сары-Кая, Красная Балка, грот Пролом) ; другие важные памятники — Киик-Коба , Чокурча , Шайтан-Коба , Волчий грот , Староселье , Кабази , Холодная Балка и др. Для местной индустрии характерны специфичные формы двусторонней обработки, особенно ножи с асимметрично расположенным лезвием ; помимо орудий труда находки представлены костями животных и останками неандертальцев . Указанные останки из грота Киик-Коба , вероятно, представляли древнейшее погребение : взрослый индивид ростом 155—159 см лежал на правом боку со слегка подогнутыми ногами; в качестве могильной ямы были использованы естественные неровности грота; погребение, вероятно, принадлежало женщине в возрасте около 35 лет, погибшей в расцвете сил ненасильственной смертью (по-видимому — в результате болезни); неподалёку также обнаружены останки 6—8-месячного ребёнка . Широкий резонанс получила палеоантропологическая находка из Староселья : обнаруженный там череп ребёнка имел ярко выраженные сапиентные черты .
Мустье Русской равнины . Мустьерские стоянки Русской равнины разбросаны на значительном расстоянии друг от друга, что затрудняет их изучение ; среди важнейших памятников: Сухая Мечётка и Шлях (в Волгоградской области ), Рожок I —II (недалеко от Таганрога ) и Хотылёво (окрестности Брянска ) . Сухая Мечётка — стоянка на берегу одноимённой балки в долине Волги ; местная материальная культура имеет как сходства с памятниками Крыма и Донбасса , так и определённое своеобразие . Для изготовления орудий труда использовались местный кремень и кварцит; основными объектами охоты были , дикая лошадь , сайга и мамонт ; обнаружены также следы кострищ и признаки различного использования отдельных территорий поселения . Стоянка Рожок I расположена на берегу Азовского моря , недалеко от Таганрога ; её материальная культура отличается ещё большим своеобразием, хотя и не противопоставляется Сухой Мечётке, памятникам Крыма и Донбасса; главная особенность — находки концевых скребков и проколок с оформленным жальцем (более совершенные орудия, больше характерные для последующего времени ) ; трасологический анализ показал, что часть орудий использовалась для обработки шкур, а проколки — для шитья одежды . Среди находок из Рожка I преобладают костные останки ( длиннорогий бизон , дикие лошади и ослы , гигантский олень и др.); зольные пята указывают на места костров ; особый интерес представляет находка второго коренного зуба палеоантропа , в морфологии которого присутствуют как архаичные, так и сапиентные черты . Местонахождение Хотылёво расположено на высокой террасе реки Десны и представляет остатки мастерской; большинство объектов — каменные изделия, находки костей единичны . Материальная культура Хотылёво отличается от упомянутых памятников Русской равнины; техника расщепления камня там представлена своеобразным леваллуазским вариантом с особыми асимметричными нуклеусами и одним снятым отщепом .
Мустье Урала . Находки мустьерских артефактов на Урале немногочисленны, однако охватывают широкий ареал. На Южном Урале в эпоху мустье была перезаселена ашельская стоянка Мысовая ; в прилегающих областях орудия этого же времени обнаружены на стоянках Айдос (на реке Уфе ) и Муллино . В Среднем Предуралье единичные мустьерские артефакты обнаружены на стоянке Пещерный лог (на реке Чусовая ); в северной части региона мустьерский материал отмечается на стоянке Бызовая (на реке Печора ) . Особый интерес представляет небольшая группа находок из памятника Мамонтовая курья , расположенного за чертой Полярного круга ; их культурная принадлежность не установлена, но датировка связывает её с финальным мустье или началом верхнего палеолита .
|
Мустье Сибири . Находки этого времени происходят из двух областей — Южной Сибири и Приангарья . Орудия леваллуа -мустьерского облика обнаружены в пещерах Алтая — Усть-Канской , , Денисовой , Чагырской , Окладникова ; на территории Минусинской котловины ( Хакасия ) исследован грот Двуглазка ; отдельные редкие находки известны из других районов Южной Сибири . В Приангарье мустьерские артефакты фиксируются в местонахождениях предшествующего времени , где идентифицируются по леваллуазской технике . На Алтае проживала крайняя восточная группа неандертальцев, (вероятно выходцев с территории современного Узбекистана ), где она сосуществовала с популяцией денисовцев , истоки культуры которых прослеживаются в древнейших слоях соответствующей пещеры .
Мустье на Дальнем Востоке . Существуют предпосылки для обнаружения мустьерских памятников на Дальнем Востоке, однако на сегодняшний день находки этого времени спорадичны; к таковым в частности относится орудие мустьерского облика из стоянки Кумары ( Приамурье ), заселённой ещё в ашельское время.
Микокская индустрия . Особый интерес представляет материал пещер Чагырская и Окладникова , представляющий местный вариант среднего палеолита Алтая . На Северо-Западном Кавказе известно 8 памятников с микокской индустрией : пещеры Мезмайская , Матузка, Монашеская, Баракаевская, Губский навес 1, стоянки открытого типа Ильская I, Ильская II и Баранаха 4 .
Во время второй волны заселения неандертальцами Сибири микок был принесён из Европы в Чагырскую пещеру на Алтае . Небольшое количество микоковидных орудий найдено в пещере Окладникова . Анализ пропорций зубной ткани зуба из IV слоя стоянки Рожок I показал, что постоянный второй левый моляр принадлежал микокскому неандертальцу .
Имеющиеся данные по хронологии, экологии, технологии и типологии микокского , леваллуа-мустьерского и пластинчатого мустьерского технокомплексов Восточной Европы не позволяют предполагать их участие в сложении верхнепалеолитических индустрий .
Верхнепалеолитическое время связывается с распространением и доминированием людей современного типа ( неоантроп ). По крайней мере в Крыму и на Русской равнине люди современного типа, вероятно, формировались на местной, мустьерской основе . Вместе с тем, настоящее время исследователи указывают на отсутствие преемственности между памятниками неандертальцев и Homo sapiens в Европе: на перезаселение последними мустьерских стоянок, прежние обитатели которых — неандератальцы — к тому времени уже исчезли .
Самыми древними стоянками Homo sapiens на Русской равнине считаются: Костёнки , Зарайская стоянка (45—35 тыс. лет до н. э.), Сунгирь (35 тыс. лет до н. э. ), Хотылёво 2 (24—21 тыс. лет до н. э.), Авдеевская стоянка (23—22 тыс. лет до н. э.), Гагаринская стоянка (22 тыс. лет до н. э.). Исследователи, относящие индустрию Сунгири к стрелецкой культуре , считают источником её генезиса среднепалеолитические индустрии восточного микока Крыма .
Самые древние рисунки в Каповой пещере на Южном Урале датируются возрастом 36,4 тыс. л. н. , глиняная чашечка из зала Знаков со святилищем датируется возрастом 16—14 тыс. лет назад .
Древнейшей находкой Homo sapiens в Сибири является усть-ишимский человек (ок. 45 тыс. лет назад) . Молочные зубы с Янской стоянки датируются возрастом около 31 тыс. лет назад . Возможно, к Homo sapiens относятся фрагментированные кости со стоянки ( Тункинская котловина , правый берег реки Иркут ) возрастом ок. 31 тыс. л. н. (каргинский интерстадиал) .
В азиатской части России известны стоянки (45 тыс. л. н.) , Янская (31,6 тыс. л. н.), Ачинская , Мальта́ , , и др.
На роге северного оленя и фрагменте трубчатой кости мамонта возрастом 45—40 тыс. лет из Кушевата (Ямало-Ненецкий автономный округ) трасологическим анализом выявлены следы антропогенного воздействия . На Таймыре следы антропогенного воздействия выявлены на костях Сопкаргинского мамонта , погибшего 45 тыс. лет назад .
Верхнепалеолитические поселения состояли из построек, нередко из костей мамонта, и обтянутых шкурами. Население вело сложную хозяйственную деятельность, одевалось в меховые одежды. Тела умерших хоронили, посыпая охрой , что свидетельствует о развитом мировоззрении.
Важные уточнения в исследования времён среднего и верхнего палеолита (археологов, антропологов, культурологов, лингвистов и других специалистов) вносят геногеографы , изучающие распространение мужских (Y-ДНК) и женских (мтДНК) гаплогрупп .
В послеледниковую мезолитическую эпоху европейскую часть России заселили кроманьонцы свидерской культуры , потомками которых являлись народы бутовской (VIII—VI тыс. до н. э.) и верхневолжской культур (VI—III тыс. до н. э.). Они уже использовали лук и стрелы в качестве оружия. На поздних стадиях намечается переход к субнеолиту , поскольку они начинают осваивать керамику . Днепро-донецкая культура — переходная к земледелию восточноевропейская субнеолитическая археологическая культура 5—3-е тыс. до н. э.
Нижние слои неолитического поселения Ракушечный Яр в Ростовской области датируются второй половиной VII тыс. до нашей эры .
В эпоху неолита леса Европейской части России заселяют монголоидные охотники льяловской и ямочно-гребенчатой культуры (4200—2000 гг. до н. э.), которых сменяет волосовская культура (2200—1500 гг. до н. э.).
В V тыс. до н. э. степи Донско - Волжского междуречья в неолите заселяют праиндоевропейские народы хвалынской культуры (родственники среднестоговской культуры ). Они уже одомашнили лошадей и плавят медь . Их сменяет ямная (3600—2300 до н. э.) и срубная культуры . На востоке индоевропейские народы ещё в III тыс. до н. э. достигают территории Южной Сибири ( афанасьевская культура ). Важным центром индоевропейских народов становится протогород Аркаим синташтинской культуры .
На Дальнем Востоке неолитические стоянки в Приамурье датируются возрастом 15—7 тыс. лет назад (новопетровская, громатухинская, осиповская). Результаты датирования керамики громатухинской культуры показали, что она древнее керамики новопетровской культуры — 13 300—10 400 лет назад . В Приморье древнейшими памятниками с керамикой являются Черниговка (ок. 10 770 л. н.), Устиновка-3 (ок. 10 000 л. н.), Перевал (более 8300 л. н.) . Керамика селемджинской культуры в Приамурье датируется возрастом 12000—10500 л. н. , в Забайкалье на археологических памятниках древнейшая керамическая посуда датируется возрастом 12 тыс. лет назад .
По некоторым версиям, доисторическая Россия со времён бронзового века характеризуется т. н. борьбой «финского» Леса и « арийской » Степи. С запада в места обитания племён волосовской культуры вторглись народы фатьяновской культуры (3200—2300 гг. до н. э.), а с юга — абашевской .
На найденном в Рысайкино ( Самарская область ) раннескифском трëхдырчатом костяном (роговом) псалии найден древнейший на сегодняшний день письменный памятник на территории России — надпись на арамейском языке , датируемая палеографическим методом, либо концом VIII века до н. э., либо 2-й четвертью VII века до н. э., когда, как считается, сформировался образ бараноптицы .
Первая культура не оставила прямых наследников, а симбиоз со второй породил городецкую культуру геродотовых фиссагетов . К северо-западу от неё сформировалась «финская» дьяковская культура , прямыми потомками которой считают исторические народы меря , мурома и весь ( вепсы ) [ источник не указан 364 дня ]
На современном уровне науки однозначные этнические привязки приведённых культур — как и любых археологических культур, особенно в регионах постоянных миграций — невозможны.
На крайнем западе России из локального варианта срубной культуры ( поздняковская культура ) формируется протобалтская бондарихинская культура [ источник не указан 364 дня ] , на основе которой складывается юхновская культура железного века (V век до н. э. — II век до н. э.), которая была распространена на территориях Брянской, Курской и Орловской областей.
Раннехорезмийские надписи , начертанные буквами арамейского письма , обнаружены на двух серебряных фиалах из погребения 6 (курган 3) в Исаковском могильнике № 1 (III—II века до н. э.) саргатской культуры близ Исаковки (Омская область) . В Прохоровке (Оренбургская область) в кургане 1 (вторая половина IV — III век до н. э.) раннесарматской (прохоровской) культуры нашли две серебряных фиалы с краткими надписями на парфянском и хорезмийском языках, начертанными буквами арамейского письма. Исаковская надпись № 3 выполнена в той же технике, что и прохоровская надпись № 2 .
В III—VII веках территорию от правого берега Нижней Камы до устья реки Самары , от среднего течения Суры до среднего течения реки Белой (Ульяновская и Самарская области, Татарстан) занимали племена именьковской культуры .
Мощинская культура существовала в IV—VII веках на территории Калужской, Орловской и Тульской областей. Колочинская культура существовала в V—VII веках на территории Брянской и Курской областей. Волынцевская культура существовала в VIII—IX веках на территории Курской области. Роменско-борщёвская культура славянского населения лесостепей существовала в VIII—X веках на территории Липецкой, Воронежской, Брянской, Курской и Белгородской областей.
В 950-х — первой половине 960-х годов Гнёздово подверглось военному разгрому киевскими властями, сопровождавшемуся уничтожением высшего слоя гнёздовской элиты. После разорения предгородской центр в Гнёздове был быстро восстановлен и на следующие десятилетия приходится его расцвет, фиксируемый по археологическим данным .
Все роменские городища Посемья погибли в пожарах в конце X — начале XI века .