Interested Article - Гименей
- 2020-07-08
- 1
Гименей ( др.-греч. Ὑμέναιος или Ὑμήν ) — в древнегреческой мифологии божество брака, собственно олицетворённая брачная песнь. Первоначально нарицательное имя .
Описание
Рассказы о его происхождении и связях с различными мифическими лицами противоречивы . Гименей считался сыном Аполлона и одной из муз ( Каллиопы или Терпсихоры ) либо сыном Пиера и музы Клио . По Ксанфу Лидийскому , его родителями были Дионис и Афродита , а он сам стал отцом Тантала и Аскала — основателя города Аскалона .
По одному сказанию, Гименей — сын Магнета , возлюбленный Аполлона. Из-за любви Аполлон не покидал дома Магнета, а Гермес тем временем похитил его коров . Также Гименея называют возлюбленным Геспера либо Фамириса .
В поэме Нонна « Деяния Диониса » одним из действующих лиц выступает Гименей — возлюбленный Диониса , полководец беотийцев в индийском походе этого бога . Во время похода был ранен Меланеем . Состязался в стрельбе из лука на Немейских играх в память Офельта .
У Нонна упомянут и другой Гименей — сын Урании , бог брака . Играет в коттаб с Эросом . Посол Афродиты к Эросу .
Похищен Долей- Мойрой во время свадьбы Диониса . Воскрешён Асклепием (согласно орфикам) .
В мифах он является цветущим, женственной красоты юношей, умирающим во цвете лет в день брака, в тоске о скоротечности юности и красоты, и погребаемым музою, его матерью. В таких рассказах, возможно, символизируется потеря невинности и чистоты вследствие брака. Также смерть Гименея может ассоциироваться с прекращением гомоэротических отношений после брака.
По афинскому рассказу, афинянин Гименей — прекрасный юноша. Похищен пиратами на празднике Деметры в Элевсине вместе с женщинами и девушками. Во сне пираты были убиты, а Гименей вернул девушек в Афины .
В искусстве (на римских рельефах, на одной помпеянской фреске) Гименей изображается стройным нагим юношей, с факелом в одной руке и венком в другой, со строгим выражением лица, отличающим его от Эрота . В «Метаморфозах» Овидия он предстаёт в шафранном плаще .
Согласно философу Проклу , Гименей — мысленный брак между Афродитой , Уранией и Гефестом .
Примечания
- Мифы народов мира. М., 1991—92. В 2 т. Т. 1. С. 304.
- Гомер. Илиада XVIII 493; Псевдо-Гесиод. Щит Геракла 274.
- См. также Еврипид. Гераклиды 916; Бион. Плач об Адонисе 87.
- Схолии к Пиндару. Пифийские песни IV 313 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. — СПб, 2000. — С. 286.
- ↑ Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. — М., 2001. — В 3 т. — Т. 2. — С. 155.
- Гигин. Мифы, выписки Досифея 1.
- Стефан Византийский. Этника // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. — СПб, 2000. — С. 286.
- Гесиод . , фр. 256 М.-У. = Антонин Либерал. Метаморфозы 23, 1—2.
- Нонн . Деяния Диониса XV 162—164; XXIX 14; Лихт Г . Сексуальная жизнь в Древней Греции. — М., 2003. — С. 397, из Псевдо-Климента Римского.
- Нонн. Деяния Диониса XIII 84.
- Нонн. Деяния Диониса XXIX 75.
- Нонн. Деяния Диониса XXXVII 732.
- Нонн. Деяния Диониса XXIV 84.
- Нонн. Деяния Диониса XXXIII 66.
- Драконций. Медея 88.
- Пиндар, фр. 139 Бергк.
- Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 10, 3.
- Первый Ватиканский мифограф I 74.
- Овидий. Метаморфозы X 1.
- Прокл. Гимны V 5.
Литература
- // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885.
- 2020-07-08
- 1