Interested Article - Потос (мифология)
- 2020-04-10
- 1
Потос , или Пофос ( др.-греч. Πόθος , «желание , похоть , любострастье , любовь, влечение»; лат. Pothos ), — один из Эротов , древнегреческих богов любви; покровитель (персонификация) любовных чувств к отсутствующему или умершему объекту влюблённости, покровитель любовной тоски, страстной неразделённой любви. По одной версии, был сыном Афродиты и верховного божества Кроноса ; по другой — сын богини радуги Ириды и бога ветра Зефира . Потоса иногда описывают как брата бога любви Эрота (Эроса) и бога страсти (страстной любви) Гимероса .
В древнегреческой поэзии традиционно использовались три слова, близких по значению, для обозначения любовного желания: ἵμερος , πόθος и ἔρως . В одном из диалогов Платона , «Кратиле» (IV век до нашей эры), объясняются отличия между этими понятиями: πόθος — это любовное стремление не к настоящему, присутствующему здесь и сейчас, а к находящемуся где-то, отсутствующему предмету желания; ἵμερος , в отличие от πόθος , является любовным стремлением к предмету желания, которое находится здесь и сейчас, это бурный любовный поток, захватывающий душу и жаждущий дел , такой поток, который переносит душу к предмету желания ; ἔρως же предстаёт любовью, возникающей «извне», «входящей через глаза», — и, в отличие от ἵμερος и πόθος , не рассматривается как часть «внутреннего любовного потока» .
К образу Потоса неоднократно обращается в своём сочинении « Деяния Диониса » древнегреческий поэт Нонн Панополитанский (V век нашей эры). Потос в его поэме иногда описывается как самостоятельное божество похоти и животного желания, а иногда — как одна из ипостасей бога Эроса .
Изображение Потоса встречается на греческой керамике — обычно вместе со своими братьями Эротом и богом страсти Гимеросом . Потос, как и Гимерос, нередко изображались как спутники богини красоты и любви Афродиты : так, известна гидрия (керамический сосуд) V века нашей эры, на которой Потос и Гимерос в виде юношей изображены по бокам Афродиты; на медальоне VI века нашей эры изображена Афродита, которая держит на руках Потоса и Гимероса, имеющих вид бескрылых детей .
Древнегреческий писатель и географ Павсаний в своём «Описании Эллады» (II век нашей эры) сообщает, что в Мегарах в храме Афродиты находятся три статуи богов любви работы Скопаса (жившего в IV веке до нашей эры): Эрота, Гимероса и Потоса. «Различны их функции, … как различны и их имена», — пишет Павсаний . Римские копии статуи Потоса из этого храма сохранилась до наших дней .
См. также
Примечания
- ↑ , Аннотированный указатель, с. 528.
- ↑ Павсаний . Глава I. Аттика. XLIII, 6 // Описание Эллады. — 4-е. — М. : АСТ-Ладомир, 2002. — Т. 1. — С. 106. — 496 с. — (Классическая мысль). — 5000 экз. — ISBN 5-17-012214-4 . — ISBN 5-86218-333-0 . — OCLC .
- ↑ , p. 31.
- ↑ Платон . : [ 23 февраля 2020 ] // : [ 23 февраля 2020 ]. — М. : Синодальная типография, 1879. — Т. 5. Филеб. Кратил. Теэтет. Софист. — С. 256—257. — 574 с. — OCLC .
- , p. 31—32.
Литература
- Нонн Панополитанский . Деяния Диониса / Пер. Ю. А. Голубца. Вступ. ст. А. В. Захаровой. — СПб. : Алетейя , 1997. — 554 с. — (Античная библиотека). — 2400 экз. — ISBN 5-89329-033-X . — OCLC .
- Фрай С. // . — Фантом Пресс, 2018. — 544 с. — 10 000 экз. — ISBN 9785864717875 .
- Calame C. : [ англ. ] = I Greci e l'Eros : simboli, pratiche e luoghi : [пер. с итал. ] / transl. by J. Lloyd. — Princeton, New Jersey : Princeton University Press, 2013. — 200 p. — ISBN 0691159432 . — ISBN 9780691159430 . — OCLC .
- 2020-04-10
- 1