Сати́ры
(
др.-греч.
Σάτυροι
, ед. ч.
Σάτυρος
) — в греческой мифологии
лесные божества, демоны плодородия
, жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова. Сатир ленив и распутен, он проводит время в пьянстве и охоте за
нимфами
.
По гипотезе А. А. Молчанова,
*Satur-
— древний минойский
теоним
. Происходит от корня
*tur
«владыка» и приставки
*sa-
. Встречается в минойской (
линейного письма В
) надписи первой половины XVII века до н. э.
ro-we-sa-ze-ro
.
Об их происхождении рассказывает
Гесиод
. Они впервые приготовили вино
. Славились пристрастием к алкоголю и избыточной сексуальной активностью. Сатиры составляли свиту бога виноделия
Диониса
— всегда веселящуюся и поющую. Легенда гласит, что именно сатиры спасли
критскую
царевну
Ариадну
, которую её афинский возлюбленный
Тесей
оставил спящей на берегу
Наксоса
.
Были известны статуи сатира работы
Праксителя
и Фимила
. По рационалистической интерпретации, это люди, которые жили в горах и не мылись, отчего и считалось, что они покрыты козьим мехом
.
Содержание
Описание
Сатиры —
териоморфные
и миксантропичные (сочетающие черты человека и животного (от
mix
— смешивать и
antropos
— человек) существа, покрытые шерстью и бородатые, а также с копытами (козлиными или лошадиными), с лошадиными хвостами, с рожками или лошадиными ушами, однако торс и голова у них человеческие. Символом их неиссякаемого плодородия является
фаллос
. Они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, зачастую преследуют
нимф
и
вакханок
(Hymn. Hom. IV 262 след.).
Сатиры наделялись характеристиками диких существ, обладающих животными качествами, мало задумывающихся о человеческих запретах и нормах морали. Кроме того, они отличались фантастической выносливостью, как в битве, так и за праздничным столом. Св.
Димитрий Ростовский
писал, что «ни одно животное не может догнать сатира, разве только тогда, когда он болен будет или состарится»
. Большой страстью сатиров было увлечение музыкой,
флейта
— один из основных атрибутов сатира. Также атрибутами сатиров считались
тирс
, свирель, кожаные мехи или сосуды с вином.
Сатиры часто изображались на полотнах великих художников. Часто сатирам составляли компанию и девушки, к которым сатиры питали известную слабость. Сатиры — низшие божества, также как нимфы.
Сатиры
Сатиры — некие мифические персонажи, связанные со служением Дионису
. В Гортине был праздник Титиры в честь брака Зевса и Европы
. Имя Титир носит герой
Феокрита
и
Вергилия
.
Список сатиров
Астрей
. Сын Силена, участник индийского похода Диониса
.
Гемон
. Сатир, участник индийского похода Диониса
.
Гипсикер
(Хюпсикер). Сатир, участник индийского похода
.
Киссос
. Сатир, друг юности Диониса
. Стал плющом
.
Кордак
. Сатир, слуга Диониса, изобрёл вид пляски, названный его именем
.
Ламис
. Сатир, участник индийского похода
.
Леней
. Сын Силена. Состязался с Дионисом
. Участник индийского похода
. Сражался с
Туреем
.
Ленобий
. Сатир, участник индийского похода Диониса
.
Лик
. Сатир, участник индийского похода Диониса
.
Ликон
. Сатир, участник индийского похода Диониса
.
Марон
. Сын Силена, возничий Диониса
. Участник индийского похода
. Состязался в пляске в играх по Стафилу
.
Марсий
. Сатир, пастух, наказанный Аполлоном за выигранное состязание.
Напей
(Напайос). Сатир, участник похода
.
Орест
. Сатир, участник индийского похода Диониса
.
Пемений
(Поймений). Сатир, участник индийского похода
.
Петрей
(Петрайос). Сатир, участник индийского похода Диониса
.
Пилаэй
. Сатир, участник индийского похода Диониса. Убит
Тектафом
.
Проном
. Сатир, участник индийского похода. Сын Гермеса и Ифтимы
.
Сикинид
(Сикинн). Сатир, слуга Диониса, изобрёл вид пляски сикиниды, названный его именем
. Был критянином либо варваром
. Отождествляется с
Сикином
.
Сатиры // Большая Советская энциклопедия;
от 8 апреля 2016 на
Wayback Machine
// Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии. ;
Сатиры // Исторический словарь. 2000.;
Сатиры // Большой Энциклопедический словарь. 2000.;
от 8 апреля 2016 на
Wayback Machine
// Королев К.. Энциклопедия сверхъестественных существ.
Молчанов А. А., Нерознак В. П.,
Шарыпкин С. Я.
Памятники древнейшей греческой письменности. — М.: Наука, 1988. — С.173;
Молчанов А. А.
Социальные структуры и общественные отношения в Греции II тыс. до н. э. / РАН. Ин-т всеобщей истории; отв. ред. Л. П. Маринович. — М., 2000. — С.70.
Hassig, Debra (1999),
, in Hassig, Debra (ed.),
The Mark of the Beast: The Medieval Bestiary in Art, Life, and Literature
, New York City, New York and London, England: Routledge,
ISBN
978-0-8153-2952-7