Interested Article - Боги земледелия в римской религии
- 2021-04-04
- 1
В древнеримской религии божества заботились обо всех аспектах выращивания, сбора урожая и хранения сельскохозяйственных культур. Среди них выделялись такие крупные божества, как Церера и Сатурн , но большое количество римских божеств, известных по имени, либо способствовали земледелию , либо были посвящены исключительно определённой сельскохозяйственной функции.
С 272 по 264 гг. до н. э. четыре храма были посвящены отдельным сельскохозяйственным божествам — Консу , Теллус , Палес и Вертумну . Создание четырёх таких храмов в течение восьми лет свидетельствует о серьёзной озабоченности земледелием Италии после Пирровой войны .
У Варрона
В начале своего труда о сельском хозяйстве Варрон приводит список из двенадцати божеств, жизненно важных для сельского хозяйства . Они сгруппированы по понятийному или теологическому принципу: об их коллективном почитании неизвестно. Это:
У Вергилия
В « Георгиках », сборнике стихов на сельскохозяйственные темы, Вергилий также приводит список, на который повлияла эллинизация в образованной среде и идеология принципата Августа :
- Сол — Луна;
- Либер — Церера;
- фавны — дриады ;
- Нептун ;
- Аристей ;
- Пан — Минерва;
- Триптолем ;
- Сильван .
Тринадцатым, по мысли поэта, в список мог войти Юлий Цезарь .
Индигитаменты
Помощники Цереры
Двенадцать особых богов, известных только по именам, призывались для «обряда злаков» ( sacrum cereale ) в честь Цереры и Теллус . Все двенадцать были мужского пола и носили имена, образованные с суффиксом -tor . Хотя их пол указывает на то, что они не являлись аспектами двух богинь, в честь которых проводилось празднество, их имена — «лишь апеллятивы » для божественных функций . Обряд проводился прямо перед праздниками Сементив . В. Г. Рошер указывал этих божеств в индигитаментах, списках имён, которые хранились у понтификов для вызова определённых функций .
- Вервактор ( Vervactor ), «тот, кто пашет ».
- Репаратор ( Reparator ), «тот, кто готовит» (землю).
- Импорцитор ( Imporcitor ), «тот, кто делает борозды».
- Инцитор ( Incitor ), « сеятель ».
- Обаратор ( Obarator ), «тот, кто запахивает кругом».
- Оккатор ( Occator ), «тот, кто боронит».
- Серритор ( Serritor ), «копатель».
- Субрунцинатор ( Subruncinator ), «тот, кто пропалывает ».
- Мессор ( Messor ), « жнец ».
- Конвектор ( Convector ), «тот, кто свозит» (зерно).
- Кондитор ( Conditor ), «тот, кто прячет» (зерно).
- Промитор ( Promitor ), «тот, кто достаёт» (зерно).
Прочие
Имена некоторых других сельскохозяйственных божеств сохранились разбросанными по источникам .
- Русина ( Rusina ) — богиня полей (от rus, ruris — «поле») .
- Русор ( Rusor ) и Альтор ( Altor ), призывавшиеся понтификами при жертвоприношении земным божествам Теллус и Теллумону . Объясняя функцию этих божеств, Варрон выводил имя Русора из rursus , «снова», и связывал его с циклической природой сельского хозяйства . По мнению позднейших лингвистов, это имя скорее всего происходило либо от корня ru- (того же, что в имени богини грудного вскармливания Румины , вероятно, от ruma , «сосок» ), либо от rus, ruris , и в этом случае это было мужское божество, соответствующее Русине . Имя Альтора происходит от глагола alo, alere, altus («вскармливать»); по Варрону, его почитали, поскольку «всё, что рождается, — питается» .
- Сатор ( Sator , от того же корня, что Инцитор выше), «сеятель» .
- Сейя ( Seia ) — богиня, оберегавшая семя, засеянное в землю; также Фруктесея ( Fructesea ) от fructus («плод») .
- Сегеста ( Segesta ) — богиня, помогавшая расти саженцу.
- Гостилина ( Hostilina ) — богиня, заменявшая старые колосья новыми (по Августину, от hostire — «возмещать») .
- Лактант ( Lactans , вариант: Lacturnus ) — бог, который наполнял колосья «молоком» (соком).
- Волютина ( Volutina ) — богиня, формировавшая покровы ( involumenta ) колосьев .
- Нодут ( Nodutus ) — бог, формировавший узлы ( nodus ) колосьев.
- Пателана ( Patelana , варианты: Patelena, Patella ) — богиня, открывавшая ( pateo, patere ) зерно. Вероятно, имелось в виду появление кроющего листа .
- Рунцина ( Runcina , от того же корня, что Субрунцинатор выше) — богиня прополки или косьбы .
- Мессия ( Messia ) — богиня, соответствующая богу жатвы Мессору (выше) и связывавшаяся с Тутелиной.
- Нодутеренс ( Noduterensis , вариант: Terensis , ср. с Нодутом ) — бог молотьбы .
- Тутелина ( Tutelina , варианты: Tutulina, Tutilina ) — богиня, надзиравшая за собранным зерном .
- Стерквилин ( Sterquilinus , варианты: Sterces, Stercutus, Sterculus, Sterculinus ) — бог, унавоживавший поля.
Примечания
- William Warde Fowler, The Roman Festivals of the Period of the Republic (London, 1908), pp. 340—341.
- Варрон. от 9 октября 2018 на Wayback Machine
- Вергилий. от 16 декабря 2018 на Wayback Machine
- Двенадцать помощников Цереры перечисляет Сервий в комментарии к «Георгикам» (I, 21); см. Barbette Stanley Spaeth, The Roman Goddess Ceres (University of Texas Press, 1996), p. 36. Сервий указывает в качестве источника историка Фабия Пиктора (конец III в. до н. э.).
- Michael Lipka, Roman Gods: A Conceptual Approach (Brill, 2009), p. 69.
- Wilhelm Heinrich Roscher, Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie (Leipzig: Teubner, 1890-94), vol. 2, pt. 1, pp. 187—233.
- Взяты из Hermann Usener , Götternamen (Bonn, 1896), pp. 76-77, за исключением специально указанных.
- ↑ Августин . от 16 декабря 2018 на Wayback Machine
- ↑ Августин. от 16 декабря 2018 на Wayback Machine
- S.P. Oakley, A Commentary on Livy, Books 6-10 (Oxford University Press, 2005), p. 264.
- Roscher, Ausführliches Lexikon, p. 219.
- Сервий указывает в комментарии к «Георгикам» (I, 21): a satione Sator («Сатор — от satione [посева]»)
- Августин. от 16 декабря 2018 на Wayback Machine
- В комментарии к «Георгикам» (I, 315) Сервий ссылается на Варрона: sane Varro in libris divinarum dicit deum esse Lactantem, qui se infundit segetibus et eas facit lactescere.
- Рошер считал, что оба имени относились к одному и тому же божеству: Roscher, Ausführliches Lexikon , vol. 2, pt. 1, p. 201.
- Арнобий . IV, 7; Turcan, The Gods of Ancient Rome, p. 38.
- Тертуллиан . от 17 декабря 2018 на Wayback Machine
- 2021-04-04
- 1