Interested Article - Эвокация (Древний Рим)

Эвока́ция (от лат. evocatio — «вызывание») — в Древнем Риме религиозный обряд, посредством которого во время войны призывали богов-покровителей неприятельского города на свою сторону. Римляне верили, что этим они лишают врага поддержки божественных сил, обеспечивая её себе.

Содержание и значение обряда

После обращения к божеству, сопровождавшегося обещанием построить ему храм, римляне приносили в жертву барана или овцу и по их внутренностям пытались определить , принята ли молитва. Если знамения были благоприятны, они переходили к боевым действиям, и их успех доказывал, что чужие боги вняли эвокации, то есть согласились влиться в римский пантеон . Согласно Веррию Флакку , которого цитирует Плиний Старший , эвокация при осаде городов римской армией была распространённой практикой .

Опасаясь, что враги могут поступить так же по отношению к ним, римляне хранили в строгой тайне настоящее имя божества-хранителя своего города, скрывая даже его пол. Кроме того, из сообщений античных авторов (Плиния Старшего, Плутарха , Сервия , Макробия ) можно сделать вывод о том, что у Рима было другое, «подлинное» название, и оно не совпадало с именем божества-хранителя. Часто это божество отождествляли с теми или иным богами ( Юпитером , Луной , Ангероной , Опс Консивией ), но «латинское имя самого города» оставалось неизвестным даже самым учёным людям .

Плиний Старший предполагал, что необходимость соблюдать эту тайну символизировала Ангерона — древнее божество, значение которого не помнили уже современники Плиния и которое изображалось с перевязанным и запечатанным ртом и приложенным к губам пальцем. Квинт Валерий Соран (около 140—82 до н. э.) — учёный-энциклопедист и народный трибун , рискнувший разгласить тайное название города, — был казнён (по Сервию — распят ) .

Известные случаи

Осада Вей (396 год до н. э.)

Франческо Сальвиати . Триумф Камилла (1543—1545). Палаццо Веккьо , Флоренция . На заднем плане статуя Юноны , узнаваемой по атрибуту — павлину

В V веке до н. э. Римская республика трижды воевала c этрусским городом Вейями . Третья война , которая свелась главным образом к осаде самих Вей, согласно Титу Ливию , продолжалась 10 лет и была очень тяжела для римлян. В 396 году до н. э. они были вынуждены назначить диктатора , которым стал Марк Фурий Камилл . Камилл смог повысить боевой дух войска, разгромить союзников врага и в короткие сроки добиться победы: Вейи пали. Незадолго перед решающим штурмом полководец, уделявший большое внимание проявлениям благочестия, обратился к почитавшейся во вражеском городе Юноне (по-видимому, этрусской Уни ). Ливий приписывает ему такие слова:

Молю и тебя, царица Юнона, что ныне обихаживаешь Вейи: последуй за нами, победителями, в наш город, который станет скоро и твоим. Там тебя примет храм, достойный твоего величия .

А согласно Плутарху, Камилл, уже после победы задумав перевезти в Рим статую Юноны, «принёс жертву и молил богиню не отвергнуть ревностной преданности победителей, стать доброю соседкой богов, которые и прежде хранили Рим» . Римские авторы передают легенду о том, что когда один из воинов в шутку спросил у статуи, хочет ли она отправиться в Рим, все присутствующие ясно услышали, как она ответила согласием или увидели, как она кивнула. Храм Юноны по обету Камилла был выстроен на Авентине в 392 году до н. э.

Осада Карфагена (около 146 года до н. э.)

Эвокация Сципиона Эмилиана перед взятием Карфагена сохранилась в «Сатурналиях» Макробия:

Если есть бог или богиня, которые покровительствуют жителям и республике Карфагена, и ты, великий бог, взявший на себя защиту этого города и его народа, прошу, заклинаю и молю вас покинуть их, оставить их жилища, храмы, священные места и удалиться от них, вдохнуть в этот город и в народ его страх и ужас, обречь их на забвение, а после того как вы покинете их, прийти в Рим, ко мне и к моим близким, и убедиться в том, насколько приманчивее наши жилища, наши храмы, наши святыни и наш город, дабы мы поверили, что отныне вы нас принимаете под свою защиту — меня, моих солдат и народ Рима. Коли поступите вы так, я даю обет построить вам храм и учредить игры в вашу честь .

Возможно, речь идёт об обращении к Юноне , с которой римляне отождествляли карфагенскую Танит . Интерпретация действий Камилла при осаде Вей и Сципиона Эмилиана при осаде Карфагена как эвокации оспаривается .

Осада Александрии (30 год до н. э.)

Плутарх, рассказывая о последних днях гражданской войны между Антонием и Октавианом , приводит легенду о том, что жители осаждённой Александрии ночью слышали звуки, напоминающие шествие Диониса и его спутников, — как будто бог, с которым любил себя ассоциировать Антоний , покинул его . Высказывается гипотеза о том, что в этой легенде нашла отголосок эвокация, проведённая Октавианом . Учитывая, что Октавиан тщательно исполнил перед началом войны все древние ритуалы, связанные с её объявлением, логично предположить, что, с его точки зрения, эвокация как освящённый веками обряд позволяла поставить осаду Александрии в один ряд с такими славными деяниями предков, как завоевание Вей и победа над Карфагеном. Эвокация должна была окончательно дискредитировать религиозную политику Антония, показав, что его покинул даже бог, «которому он в течение всей жизни подражал и старался уподобиться с особым рвением» . Однако, «покинув» Антония, Дионис не стал «своим» божеством для победителя, поскольку поклонение ему было слишком тесно связано с идеалами эллинистической монархии , от которой сохраняли дистанцию Август и большинство его преемников на протяжении двух столетий. Характерно, что Дионис отсутствует среди богов, с которыми позже отождествляли себя римские императоры .

Другие случаи

Известна датируемая примерно 75 годом до н. э. надпись из античного города Старая Исавра ( др.-греч. Ίσαυρα Παλαιά , лат. Isaura Vetus , современный Зенгибар Калеси, Турция ), в которой покоритель Исаврии Публий Сервилий Ватия Исаврик сообщает о своей победе и о том, что он выполнил обет не названному по имени «богу или богине», покровителю города. Согласно предположению Мэри Бирд и её соавторов, речь в данном случае может идти об эвокации . Также высказывается мнение о том, что культ Вертумна (изначально этрусского Вольтумны ) мог появиться в Риме в 264 году до н. э. в результате эвокации при разгроме Вольсиний консулом Марком Фульвием Флакком (намёк на это содержится в одной из элегий Проперция ) , а культ Минервы мог быть привнесён таким же путём из Фалерий .

См. также

Примечания

  1. // / Отв. редактор Е. С. Голубцова . — М. : Наука, 1985. — Т. II. — С. 122—123. — 400 с. — 50 000 экз. 23 декабря 2017 года.
  2. Lipka, Michael. . — Leiden — Boston: Brill, 2009. — P. 126—127. — (Religions in the Graeco-Roman world, vol. 167). — ISBN 978-90-04-17503-7 .
  3. Амвросий Феодосий Макробий. Сатурналии, III, 9, 3—5.
  4. . Компиляция переведённых фрагментов . Библиотека «Annales» (4 мая 2015). Дата обращения: 7 декабря 2017. 8 декабря 2017 года.
  5. Тит Ливий. История Рима от основания города , V, 21.
  6. Плутарх. Сравнительные жизнеописания , Камилл, 6.
  7. Амвросий Феодосий Макробий. Сатурналии, III, 9, 7.
  8. , p. 23—28.
  9. Rawson, Elizabeth. Scipio, Laelius, Furius and the Ancestral Religion (англ.) // The Journal of Roman Studies : журнал. — 1973. — Vol. 63 . — P. 161–174 .
  10. Плутарх. Сравнительные жизнеописания, Антоний, 75.
  11. . // Античный мир и археология : межвузовский научный сборник. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 2002. — Вып. 11 . — С. 80—106 . — ISSN . 22 декабря 2017 года.
  12. Beard, Mary; North, John; Price, Simon. Religions of Rome. — Cambridge University Press, 1998. — Vol. 2: A Sourcebook. — P. 248. — ISBN 9780521450157 .
  13. Harmon, Daniel P. (англ.) // Aufstieg und Niedergang der Römischen Welt: Geschichte und Kultur Roms im Spiegel der Neueren Forschung. — Berlin — New York: Walter de Gruyter, 1986. — Vol. II.16.3 . — P. 1960–1961 . 5 ноября 2019 года.
  14. Секст Проперций. Элегии, IV, 2.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Эвокация (Древний Рим)