Interested Article - Маковский, Константин Егорович

Константи́н Его́рович Мако́вский ( 20 июня ( 2 июля ) 1839 , Москва 17 ( 30 ) сентября 1915 , Петроград ) — русский живописец и график , один из участников « бунта четырнадцати », член Санкт-Петербургской артели художников и товарищества передвижников , профессор Императорской Академии художеств , один из самых высокооплачиваемых художников пореформенной эпохи.

Биография

Детство и учеба

Родился 20 июня ( 2 июля ) 1839 года в Москве . Отец — Егор Иванович Маковский (1802 — 1886), чиновник, художник-любитель, коллекционер, один из основателей «натурного класса» на Большой Никитской улице , ставшего впоследствии Училищем живописи и ваяния, а после 1865 года — Московским училищем живописи, ваяния и зодчества . Мать — Любовь Корниловна Молленгауэр (1800 — 1893), дочь купца третьей гильдии, немецкого фабриканта музыкальных инструментов выходца из Померании , знаменитая московская красавица, певица сопрано , с 1866 года преподаватель пения в Московской консерватории . Брат живописцев Александры , Николая и Владимира Маковских. Младшая сестра художника, Мария Егоровна Маковская, была актрисой. Квартира Маковских находилась на набережной Москва-реки с видом на Московский Кремль . Среди друзей семьи были Карл Брюллов и Василий Тропинин . Первыми художественными работами Константина Маковского стали копии гравюр. Мать занималась с детьми музыкой. Будущий художник умел играть на фортепиано и петь.

В 1851 году, в возрасте 12 лет, Константин Маковский поступил в Московское училище живописи и ваяния. Его учителями в училище были М. И. Скотти , А. Н. Мокрицкий , С. К. Зарянко , все — ученики Карла Брюллова. Склонность Константина Маковского к романтизму и декоративным эффектам можно объяснить влиянием Брюллова.

В 1858 году, окончив училище, Константин Маковский поступил в натурный класс Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге . Его учителями в академии были А. Т. Марков , Ф. А. Бруни , П. М. Шамшин . С 1860 года Константин Маковский участвовал в выставках академии с такими картинами как «Исцеление слепых» (1860) и «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» (1862).

В 1863 году Константин Маковский, вместе с 13 другими студентами, выбранными для участия в конкурсе на большую золотую медаль Академии, отказался писать картину на тему Скандинавской мифологии Бунт четырнадцати ») и покинул академию, не получив диплома.

Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу.

Константин Маковский

Артель художников

Покинув академию, в 1863 году Константин Маковский присоединился к Санкт-Петербургской артели художников , возглавляемой Иваном Крамским . Пишет картины из повседневной жизни простых петербургских горожан. Очевидно, находясь под влиянием творчества своего современника — Василия Перова , в своём раннем творчестве Константин Маковский затрагивает острые социальные и психологические темы нищеты и горя. За картину «Селёдочница» в 1867 году получил звание академика ИАХ. За картину «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Санкт-Петербурге» в 1869 году получил звание профессора ИАХ.

Передвижники и журнал «Захолустье»

Имея широкий успех среди публики, начав зарабатывать на картинах огромные деньги, Константин Маковский покидает артель художников и открывает собственную мастерскую на Дворцовой площади . В 1870 году становится членом « Товарищества передвижных художественных выставок », помогает разработать устав товарищества и с 1870-х до конца жизни экспонирует свои работы как на выставках ИАХ и персональных выставках, так и на передвижных художественных выставках. Пишет серию работ, посвящённую жатве и крестьянским детям.

В это же время Константин Маковский вместе с композитором С. И. Танеевым  издавал рукописный юмористический журнал «Захолустье». Авторы называли его «бесплатным, без определенного выпуска номеров и без зазрения совести» изданием. Под псевдонимом Немврод Плодовитое художник публиковал там карикатуры.

Карикатура на Могучую кучку , 1871 г.
Слева направо изображены: Ц. А. Кюи в виде лисы, виляющей хвостом; М. А. Балакирев в виде медведя; В. В. Стасов (на его правом плече в виде Мефистофеля скульптор М. М. Антокольский , на трубе в виде обезьяны — В. А. Гартман ); Н. А. Римский-Корсаков (в виде краба) с сёстрами Пургольд (в виде домашних собачек); М. П. Мусоргский (в образе петуха); за спиной Римского-Корсакова изображён А. П. Бородин ; справа вверху из облаков мечет гневные перуны А. Н. Серов .

Путешествие в Египет и на Балканы

В 1872 году Константин Маковский совершает путешествие в Египет , где создаёт множество этнографических импрессионистических этюдов, на основе которых, по возвращении в Европу, пишет несколько крупных полотен. Летом 1877 года отправляется в путешествие по Балканам в период Русско-турецкой войны , где художник, двигаясь вслед за наступающей русской армией по Сербии и Болгарии , делал зарисовки по рассказам очевидцев о жестоком подавлении турецкими властями народного восстания, вспыхнувшего в Болгарии в 1876 году, и о зверствах башибузуков против мирного населения.

Мировая известность и коммерческий успех

Значительные изменения в стиле Константина Маковского произошли в конце 1870-х годов. Интересы художника сместились от социальных и психологических проблем к художественным проблемам цвета и формы. Ощущается влияние французских художников Вильяма Бугро , Александра Кабанеля и британского художника Лоуренса Альма-Тадемы . В 1879 году на VII Передвижной выставке художник представил одно из своих самых знаменитых произведений — «Русалки». Император Александр II приобрёл картину для Эрмитажа .

«Русалки выходят из воды перед Троицей», 1879 г.
Государственный Русский музей.

В 1880-х Константин Маковский становится всемирно известным автором исторических и мифологических картин и получает статус одного из самых высокооплачиваемых российских художников того времени.

Увлекается коллекционированием, собирает старинные вещи: украшения, одежду, статуэтки, предметы быта. Часть из них живописец использовал в качестве реквизита для картин.

Коллекционерство было всю жизнь его [Константина Маковского — прим. ред] страстью, безостановочно покупал он «красивую старину» со вкусом знатока, но без особого разбора — и нужное и ненужное, и то, что могло пригодиться как аксессуар для исторической картины, и то, что просто «понравилось» своим изяществом, своеобразием или вычурой и что можно было куда-нибудь пристроить в жилых комнатах или в мастерских.

Сергей Маковский

Многие из его исторических картин демонстрируют идеализированный романтический взгляд на жизнь в России предыдущих эпох. Константин Маковский внёс значительный вклад в «бояроманию», распространившуюся в конце XIX – начале XX века в высших слоях Российского, западно-европейского и Американского общества.

Коронационный альбом Александра III

В 1883-1885 годах Константин Маковский вместе с 13 другими именитыми художниками своего времени участвует в создании иллюстраций к церемониальному альбому « Описание священного коронования их императорских величеств императора Александра Третьего и государыни императрицы Марии Феодоровны ». Художник создает три акварели к введению, третьей и седьмой главе «Описания...». Хромолитографии были изготовлены мастером К. Шисселем в «Картографическом заведении А. А. Ильина ». Альбом был издан Экспедицией заготовления государственных бумаг в Санкт-Петербурге в 1885 году ограниченным тиражом в 500 экземпляров.

Украшение особняка барона фон Дервиза

В 1886 году Константин Маковский получает заказ на выполнение декоративных потолочных плафонов и настенных панно в стиле салонного неорококо с пасторальными композициями на мифологические сюжеты для украшения Большого концертного зала в особняке барона С. П. фон Дервиза на Английской набережной в Санкт-Петербурге и работает над ними в Париже в течение двух лет. Предварительные эскизы были исполнены также другим популярным мастером Генрихом Семирадским , однако предпочтение было отдано Константину Маковскому. В 1887 году состоялась выставка картин-плафонов в парижской галерее Ж. Пти, а в декабре 1888 года они были показаны в Санкт-Петербурге, в залах Общества поощрения художеств. В «Указателе» последней выставки перечислены 11 произведений. Очевидно, здесь были показаны не все произведения художника, выполненные для особняка. Возможно, над некоторыми работа ещё продолжалась и в 1889 году, так как в 1907 году, когда С. П. фон Дервиз продал свой особняк со всей его обстановкой барону А. Г. фон Альфтану, новый владелец решил снять картины со стен и потолка и вновь устроил выставку, на которой демонстрировалось уже 16 произведений.

Всемирная выставка 1889 года в Париже

На Всемирной выставке 1889 года в Париже Константин Маковский получает Большую золотую медаль за картины « Смерть Ивана Грозного », «Суд Париса» и «Демон и Тамара». Некоторые критики рассматривали его как предателя идеалов Передвижников, создававшего, подобно Генриху Семирадскому и Степану Бакаловичу , поразительные на вид, но поверхностные по смыслу работы.

Позднее творчество

В 1890-х годах Константин Маковский с семьёй переезжает в Париж и покупает там мастерскую. Пишет серию работ, посвященную русским народным традициям.

В 1896 году на 16-й Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде художник представил публике « Воззвание Минина » — самое крупное станковое историческое полотно в России.

«Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям», 1896 г.
Нижегородский государственный художественный музей .

В 1915 году, наряду со многими другими художниками своего времени, участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси . Среди целей этой организации было «распространение в русском народе широкого знакомства с древним русским творчеством». Члены Общества выпускали открытки с памятниками древнерусского зодчества, выступали за чистоту русского языка от иностранных заимствований.

Портреты

Одновременно, Константин Маковский приобретает известность как один из самых модных авторов парадных портретов в России. Получает заказы на портреты графа Н. Н. Муравьева-Амурского (1863, по заказу жителей города Иркутска ), графини С. И. Строгановой (1864), актрисы М. Г. Савиной (авторство под вопросом, после 1875), графа В. А. Бобринского (1879), графа С. Г. Строганова (1882), графини П. С. Уваровой (1882), банкира Л. С. Полякова (1882), историка Н. И. Костомарова (1883), хозяина усадьбы Качановка В. В. Тарновского мл. в костюме запорожского казака (1884), графини В. А. Волконской (1884), предпринимательницы и мецената В. А. Морозовой (1884), художника И. К. Айвазовского (1887), семейства Волковых (1900), княгини З. Н. Юсуповой в русском костюме (не позднее 1895), посмертные портреты композитора А. С. Даргомыжского (1869, по заказу П. М. Третьякова ), графини А. Д. Ржевуской (1860-е).

Пишет портреты членов Российского императорского дома : три прижизненных и посмертный портрет императора Александра II, портрет императрицы Александры Фёдоровны в коронационном наряде (авторство под вопросом), портрет вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны , великой княгини Марии Георигиевны с дочерью Ниной (1901-1902).

Пишет множество женских «головок», портреты «боярышень», «красавиц», детские портреты, картины в жанре ню .

Натюрморты и пейзажи

Одновременно, Константин Маковский пишет яркие красочные картины в жанрах натюрморта и пейзажа.

Несчастный случай и смерть

В сентябре 1915 года Константин Маковский стал жертвой несчастного случая — в Петрограде на углу Садовой улицы и Невского проспекта в его экипаж врезался трамвай. Художник упал и сильно ударился головой. Скончался после перенесённой операции 17 ( 30 ) сентября 1915 года.

Лучшие красавицы наперебой позировали мне... Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей.

Константин Маковский о прожитой жизни.

Был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры . Могила была разрушена во время революции и не сохранилась .

Список картин

Критика

Положительная:

Маковский открыл красоту в древнерусской старине и воспроизвел ее перед нами в бесчисленных картинах из древнерусской и боярской эпох. Он — вдохновенный певец эпохи, в которой так много своеобразной прелести и живой колоритности, позабытой и умершей, но воскрешенной талантливым художником. Маковский — поэт-историк, живой и вдохновенный комментатор Забелина и Соловьева. Одному его «Боярскому пиру» мы более обязаны русской стариной, чем десятками учебников.

Журнал «Нива», 1911 год, № 2.

Отрицательная:

Константин Маковский, человек веселый и жизнелюбивый, и сам понимал, что он не создан для живописания «свинцовых мерзостей дикой русской жизни», не дано ему писать «униженных и оскорбленных»: изможденных крестьянок, оборванных нищих, убитых горем вдов.

Историк Елена Широкова о картинах «Вдовушка» (1865), «Селёдочница» (1867), «Маленькие шарманщики» (1868).

Увидав ее в Академии, я скорее был разочарован этой, на мой вкус, слишком пестрой в красках картиной. Еще не побывав на выставке, слушая разговоры старших, я готовился увидеть нечто чудовищно страшное <…>, а тут как раз самых зверств я и не приметил.

Сооснователь объединения « Мир искусства » художник А. Н. Бенуа о картине «Болгарские мученицы» (1877).

К. Маковский, художник, в сущности богато одаренный и начинавший когда-то так блистательно, так свежо и размашисто, что всех удивлял и радовал. Но это время давно прошло: он давно пишет всё больше французские будуарные панно и будуарные картины, или французские маленькие конфетные головки.

Художественный критик В. В. Стасов о позднем творчестве Константина Маковского.

Вы дайте ему красочную тему. Красочность в живописи для него выше всего. И нужно сказать, что тайну сочетания красок он постиг, как никто из нас. Но дальше этого вы не ищите у него ничего: ни стонов страдальца, ни жгучих болей души, ни воплей отчаяния, ни отважной борьбы за волю с насильниками.

Художник И. Е. Репин о картине «Воззвание Минина» (1896).

Влияние на декоративно-прикладное искусство и массовую культуру

На волне «бояромании», в конце XIX – начале XX века, миниатюрные копии картин Константина Маковского массово использовались для украшения изделий декоративно-прикладного искусства, производимых в мастерской Фёдора Рюкерта для фирм Карла Фаберже , Ореста Курлюкова, Иосифа Маршака , а также на фабрике федоскинской лаковой миниатюры Н. А. Лукутина и Императорском фарфоровом заводе .

В начале XX века в США репродукции картины «Боярский свадебный пир в XVII веке» печатались в виде открыток и размещались на подарочных коробках с шоколадом.

Семья

Константин Маковский был трижды женат и имел по меньшей мере девятерых родных детей.

Внебрачная дочь — Наталья Константиновна Маковская (Лебедева) (1860—1939).

Первый брак

Первый брак, с 11 ноября 1866 года, с Еленой Тимофеевной Бурковой (сценическая фамилия — Черкасова ). Артистка драматической труппы Императорских театров в Санкт-Петербурге, внебрачная дочь графа В. А. Адлерберга , бывшего министром Двора при Николае I. Сын Владимир (21.01.1871 —1871). В марте 1873 года художник овдовел.

Второй брак

Второй брак, с 22 января 1875 года, с Юлией Павловной Летковой (1859 — 23.11.1954). Её сестра — Леткова, Екатерина Павловна . Сёстры Летковы, известные в своё время красавицы, неоднократно служили Маковскому моделями для его работ. Дети: Сергей Константинович , известный деятель русской культуры Серебряного века , дочь Елена Лукш-Маковская , художница, прожившая большую часть жизни в Германии, сын Владимир (1883—?). Пара разошлась в 1892 году. Развод 26 мая 1898 года.

Третий брак

С 1892 года Константин Маковский состоял в отношениях с Марией Алексеевной Матавтиной (1869—1919). Поженились 6 июня 1898 года. Дети: Константин, Ольга, Марина, Николай (10.06.1903; Париж).

Еще в 1902 году Константин Маковский составил завещание, по которому все права и имущество переходили его последней жене Марии Алексеевне. После смерти Константина Маковского в 1915 году Мария Алексеевна продала значительную часть его коллекции старинных предметов. В результате проведенного аукциона вдовой было выручено 285 тысяч рублей, а весной 1916 года она приобрела имение за 350 тысяч, в котором намеревалась устроить фамильный склеп. Туда Мария Алексеевна собиралась перевезти прах супруга, однако реализации этого плана помешала революция.

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде

1909 — 17.09.1915 года — 1-я линия, 56.

В литературе

  • Пикуль В. С. Исторические миниатюры, Трагедия «русского Макарта». — Издательство АСТ , Вече, 2002. — ISBN 5-17-010666-1 .

Примечания

  1. — 2003.
  2. Makovskij, Konstantin Jegorovič //
  3. Сомов А. И. // СПб. : Брокгауз — Ефрон , 1896. — Т. XVIII. — С. 428—430.
  4. Маковский Константин Егорович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  5. Пирютко Ю. М. Никольское кладбище / Ю. М. Пирютко // Исторические кладбища Санкт-Петербурга / А. В. Кобак, Ю. М. Пирютко. — М. : Центрполиграф, 2009. — С. 251. — 797, [3] с. — 1600 экз. ISBN 978-5-9524-4025-8 . — OCLC .
  6. . Красносельский-район-Москвы.РФ . Дата обращения: 2 мая 2022. 6 февраля 2020 года.
  7. ЦГИА СПб. ф.19. оп.124. д.1088. с. 242. Метрические книги церкви Св. Спиридона Тримифунтского при Департаменте уделов.

Литература

Воспоминания
  • Маковский С. К. Портреты современников / Сергей Маковский ; сост., подгот. текста и коммент. Е. Г. Домогацкой, Ю. Н. Симоненко [Послесл. Е. Г. Домогацкой]. — М. : Аграф, 2000. — 763, [1] с. : портр. — 3000 экз. ISBN 5-7784-0099-3 .
Очерки жизни и творчества
  • Дуванова Е. В. Константин Маковский / [авт. текста Елена Дуванова]. — М. : Белый город, 2008. — 47, [1] с. : цв. ил. — (Мастера живописи). — 3000 экз. ISBN 978-5-7793-1569-2 .
  • Тарасов Л. М. Константин Егорович Маковский / Л. М. Тарасов // Русское искусство : очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина девятнадцатого века : в 2 т. / под ред. А. И. Леонова. — М. : Искусство, 1962. — Т. 1. — С. 159–182. — 692 с. : ил. — Отд. изд. — М.: Искусство, 1948. — (Массовая библиотека). — 20 000 экз. OCLC .
Словари и энциклопедии

Ссылки

Источник —

Same as Маковский, Константин Егорович