Interested Article - Сошествие Христа в ад

Сошествие Иисуса Христа в ад ( церк.-слав. Соше́ствїе во а҆́дъ ; греч. Κατελθόντα εἰς τὰ κατώτατα , лат. Descensus Christi ad inferos ) — догмат , исповедуемый историческими христианскими церквями ( римско-католической , православными , древневосточными , восточнокатолическими ) и церквями ранней протестантской реформации ( лютеранской , кальвинистской , англиканской , цвинглианской ), согласно которому после распятия Иисус Христос спустился в ад и, сокрушив его ворота, принёс свою евангельскую проповедь, освободил заключённые там души и вывел из ада всех ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву . Сошествие Христа в ад входит в число Страстей Христовых. Считается, что это событие произошло во второй день пребывания Христа во гробе и вспоминается за богослужением Великой субботы .

Иногда это учение понимается не в буквальном, а метафорическом смысле .

Христос выводит праведников из ада
Под ногами Христа поверженные врата ада и дьявол; первым к Иисусу протягивает руку Адам, за ним Авель с агнцем в руках, и т. д.
( фреска Андреа Бонаиути да Фиренце в церкви Санта-Мария-Новелла , Флоренция. 1365 1368 годы )

Терминология

Выражение «сошествие в ад» является переводом греческого выражения κατελθόντα εἰς τὰ κατώτατα , («katelthonta eis ta katôtata») или латинского descendit ad inferos , которые употребляются в тексте Апостольского Символа веры .

Греческое τὰ κατώτατα ( ta katôtata , «самый низ») и латинское inferos («нижнее») может также переводиться как « преисподняя », «подземный мир», «обитель мёртвых».

По каноническим текстам

О сошествии в ад евангелисты прямо не говорят. В канонических книгах Нового Завета есть лишь отдельные упоминания апостолами о пребывании Христа в аду :

  • о нём повествует апостол Пётр в день Пятидесятницы в «Деяниях святых апостолов» ( Деян. );
  • он же в третьей главе первого послания говорит: «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлён по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» ( 1Пет. ) ; — это высказывание положено в основу доктрины страдания Христа за «неправых» и его проповеди в аду последним, чем была дана им надежда на спасение ;
  • «Ибо для того и мёртвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» ( 1Пет. ) ; — тема, разрабатываемая в рамках учения о крещении ;
  • «Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А „восшёл“ что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?» ( Еф. ) .

Из пророчеств о сошествии во ад богословы выделяют :

  • слова самого Христа, обращённые к ученикам: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи » ( Мф. );
  • ветхозаветные пророчества: «Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной?» ( Иов. ), «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» ( Ос. ), «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдёт Царь славы!» ( Пс. ), «…медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства» ( Ис. ).

Значение сошествия во ад в христианстве

Христианская традиция, по мнению епископа Илариона (Алфеева) , из анализа этих библейских текстов делает следующие выводы :

  • учение о сошествии Христа во ад неотделимо от догматического Предания Церкви;
  • факт самого сошествия никем из Отцов Церкви не оспаривался, однако существовали различные мнения о том, кто был выведен Спасителем из ада: все находившиеся там люди или только ветхозаветные праведники; различались и мнения о том, к кому в аду была направлена проповедь;
  • Христос, «сойдя во ад, умертвил смерть и уничтожил (разрушил) ад». В восточной традиции это понимается как полное уничтожение смерти и ада, однако утверждается, что смерть и ад продолжают существовать благодаря злой воле людей. В западной традиции крестная смерть Христа «воспринимается как нанесение ущерба аду», но не его уничтожение.
Проповедь Иоанна Предтечи в аду (клеймо иконы «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни»

В христианстве сошествие во ад завершило искупительную миссию Иисуса Христа и явилось пределом уничижения Христа и в то же время началом его славы . Согласно христианскому вероучению, Иисус своим вольным страданием и мучительной смертью на кресте искупил первородный грех прародителей и даровал силу бороться с его последствиями их потомкам . Таким образом, учение Церкви рассматривает сошествие во ад как неотъемлемую часть искупительной жертвы Христа. Церковь считает, что души всех ветхозаветных праведников, включая Адама и Еву , были выведены Христом из ада в райские обители (где до этого времени были только Моисей (Мф. 17:3) [ источник не указан 1643 дня ] , Илия , Енох и благоразумный разбойник ) .

По апокрифическим сказаниям

Наиболее подробно тема посещения Иисусом преисподней раскрывается в апокрифической литературе. Из данных сочинений можно выделить:

  • « » (раннехристианская переработка иудейского апокрифа II века до н. э. ). Полный текст сочинения сохранился только в эфиопской версии, но главы 6—11 дошли также в латинской и славянской (староболгарской) версиях. Данный апокриф содержит следующий фрагмент о сошествии Иисуса Христа в ад:
Христос освобождает праведников из «пасти» ада
(миниатюра из « Псалтыри святого Альбана», XII век )

…Сойдет Сын Божий… и будет в образе вашем. И князь мира… прострет руки свои на Него, и повесят Его на древе, и убьют, не ведая, кто Он. И сойдет Он во ад, и нагим и опустошенным сделает всю призрачность его, и возьмет в плен князя смерти и сокрушит всю силу его и воскреснет в третий день, взяв с Собой некоторых праведников, и пошлет проповедников Своих по всей вселенной…

…увидели выходящих из гробницы трёх человек, двоих, поддерживающих одного, и крест, следующий за ними. И головы двоих достигали неба, а у Того, кого вели за руку, голова была выше неба. И они услышали голос с небес: « Возвестил ли Ты усопшим? » И был ответ с креста: « Да » .

Евангелие от Петра. 10:38

Подразумевается, что Христос перед воскрешением был в загробном мире и проповедовал там усопшим. Так в апокрифе находят отражение зарождающееся у христиан предание о путешествии Спасителя в ад, которое в дальнейшем появится в « Евангелии от Никодима » (не ранее III в.) и тема проповеди Христа в аду ( керигмы ) .

  • « » (или « »). Апокриф сохранился в полной версии только на греческом языке, известны также его отрывки на коптском, сирийском, латинском и славянском языках. Создание текста относится к промежутку между II и VI веками. В тексте содержится ответ Христа на вопрос апостола Варфоломея о событиях, произошедших после его крестной смерти:

…Иисус сказал: « Блажен ты, возлюбленный мой Варфоломей, что узрел чудо сие, и ныне все, о чём бы ты ни спросил меня, возвещу тебе. Ибо когда Я исчез с креста, тогда Я сошел во ад, чтобы вывести [оттуда] Адама и всех иже с ним, по ходатайству Михаила Архангела » .

Христос рассказывает о разговоре между адом, смертью и Велиаром , что нашло отражение в христианской церковной гимнографии (данный распространённый гимнографический сюжет присутствует в том числе у Ефрема Сирина (в «Нисбийских песнопениях» ) и Романа Сладкопевца ) .

Евангелие от Никодима

Христос выводит праведников из ада через сокрушённые им врата
( Бенвенуто ди Джованни , 1491 год )

Наиболее полно сошествие в ад описано в третьей части « Евангелия от Никодима » ( III век ), которое, несмотря на его апокрифичность, Церковь разрешала читать верующим. «Евангелие от Никодима» оказало огромное влияние на формирование церковного учения по данному вопросу, обрядности , а также иконографии самого эпизода .

«Евангелие от Никодима» затрагивало вопросы, которые волновали христиан, уже отмежевавшихся от иудаизма: Всегда ли существовали рай и ад? Где пребывают пророки , предсказавшие пришествие Христа, а также души всех умерших? В апокрифе утверждается идея воскресения во плоти, бывшая предметом дискуссии различных групп первых христиан; даётся развёрнутое описание рая и ада, лишь упоминавшихся в раннехристианских сочинениях; по ходу повествования воскресшие сообщают, что были в аду «от века» (отсюда комментаторы текста делают вывод, что автор евангелия считает, что ад был всегда, а рай берёт своё начало с Явления Христа, преобразившего всю вселенную) .

«Страсти Христовы»

В России на основе апокрифов, в том числе и «Евангелия от Никодима», был составлен сборник « Страсти Христовы » , его первоначальная версия появилась, вероятно, ещё в царствование Алексея Михайловича . Сборник формировался и дополнялся на протяжении второй половины XVII и в течение всего XVIII века. До настоящего времени сборник «Страсти Христовы» читается в среде старообрядцев .

В этом сборнике в отдельной главе « О воскресении Христове и о сошествии его во ад » рассказывается, что « Исус Христос сниде во ад, диявола гоня » и приводится рассказ с описанием битвы у ворот ада. Ад в рассказе, так же как и в «Евангелии Никодима», представлен персонифицированным: « отвещав же ад глаголя », « рече ад ко диаволу ».

Силы небесные, стоя перед вратами ада, многократно обращаются к нему, говоря: « …возьмите врата вечная и внидет Царь Славы », а на вопрос ада, кто является этим царём, отвечают: « Господь крепок и силен, Господь силен в брани ». Приход Христа производит панику, и ад в страхе говорит дьяволу, называемому « треглавниче и вельзауле преокаянне », что ему пора выйти и бороться с Христом и его войском. Но дьявол в страхе отвечает: « помилуй мя аде, брате мой, не отверзай ему врат… подвигнися мене ради, аще и поруган будеши ». Но врата не выдерживают и « падоша сами » повергают ад в плач. Дьявол оказывается пойманным Христом, который « сведе и в преисподняя земли, во юдоль плачевную, и связа его узами железными и нерешимыми, и посла его во огонь неугасимый и червь неусыпающий ».

В аде Христа встретили ликующие « святии пророцы и праведницы » и пророк Давид , играющий на гуслях и воспевающий победу Бога над адом. Все они были выведены Христом из ада.

И сказал Господь, взяв десницу Адамову: « Мир тебе и детям твоим. Праведникам Моим ». Адам, простёршись перед Господом, со слезами молил Его громким голосом: « Прославляю Тебя, Господи, что Ты принял меня и не дал торжествовать врагам моим. Господи Боже мой, я воззвал к Тебе. И Ты исцелил меня, Господи! Ты извел душу мою из ада »… И Господь, простёрши руку, сотворил знамение крестное над Адамом и всеми святыми Своими и, держа десницу Адамову, исшел из ада. И все святые последовали за Ним .

«Евангелие от Никодима», главы 24—25

Богословское толкование

Драгоценный оклад Евангелия с изображением сцены Сошествия в ад (Россия, XVII век )

Рассмотрение догмата о сошествии Христа в ад имеется в трудах ряда отцов церкви , которые рассматривали эту тему прежде всего в контексте учения об Искуплении .

Раннехристианские авторы

Тема сошествия Христа в ад присутствует в сочинениях христианских авторов, начиная со II века . Из раннехристианских авторов об этом писали Поликарп Смирнский , Игнатий Богоносец , Иустин Философ , Мелитон Сардийский , Ипполит Римский , Климент Александрийский , Ориген и Тертуллиан . Первые авторы в основном развивали тему воскрешения Христом ветхозаветных праведников, однако начиная с Мелитона Сардийского (ум. ок. 190 года ) в богословскую традицию входит утверждение, что после своей крестной смерти Спаситель душой сошёл в ад «и Душой овладел всем адом» . Уже в трудах писателей II—III веков сложилась совокупность представлений о сошествии в ад, впоследствии воплощённая в «Евангелии Никодима» .

Христос выводит из ада души праведников
( фреска Фра Беато Анджелико 1437—1446 годы)

В сочинениях Ипполита Римского (ум. ок. 235 года ) уже содержатся упоминания о проповеди в аду Иоанна Предтечи и о сокрушении Христом ада: « привратники ада, увидев Тебя, убоялись, и сокрушились врата медные, и вереи железные сломались, и се, Единородный вошел [туда] как душа к душам, Бог Слово одушевленное; ибо тело лежало во гробе и отнюдь не было лишено Божества; но, даже во аде пребывая, сущностью Он был со Отцом и таким образом был и в теле и во аде » .

Тертуллиан (ум. ок. 220 года ) в своём сочинении «О душе» , пишет, что Христос, имея не только божественную, но человеческую природу, исполнил «закон» и « … по образу человеческой смерти почив в преисподней, и не прежде взошел к высоте небес, чем спустился в преисподнюю земель, чтобы там патриархов и пророков сделать причастными Себе » .

Ориген

Из богословов первых веков христианства наиболее часто тема сошествия во ад присутствует в сочинениях Оригена (ум. в 254 году ). Он рассматривает следующие аспекты данного вопроса :

  • когда душа Христа освободилась от тела, то он обратил свою проповедь « к тем душам, которые освободились от тела, чтобы и из них привести к вере в Себя те души, которые сами желали [этого обращения], а равным образом и те, на которые Он Сам обратил Свои взоры по основаниям, одному только Ему известным » ;
  • сойдя в ад, Христос « воззвал оттуда первозданного » (то есть Адама ) ;
  • благодаря сошествию Христа в ад в рай смог войти благоразумный разбойник .

Особо в своём толковании на Послание к Римлянам Ориген рассматривает вопрос разрушения Христом ада и его победы над дьяволом. Он считает, что дьявол был побеждён Христом и лишён своей власти, но так как только при втором пришествии дьявол должен быть повержен окончательно, то Ориген называет его « не столько царствующим, сколько разбойничающим » ( лат. non tam regnari, quam latrocinari ) .

Иоанн Златоуст

Златоуст в своих трудах неоднократно обращался к вопросу сошествия Христа во ад. Он особо подчёркивает, что сошествие Христа во ад было предсказано ветхозаветными пророками:

Не умолчали пророки и о том, что Господь, сошедши во ад, приведёт его в смущение, исполнит смятения и страха, и сокрушит твердыню его. Об этом Давид говорит так: возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечныя, и внидет Царь славы ( Пс. ); а Исаия говорит другими словами: врата медяная сокрушу, и вереи железныя сломлю, и дам ти сокровища темная сокровенная: невидимая отверзу тебе ( Ис. , ), разумея здесь ад .

Христос выводит из ада души праведников
( Андреа Мантенья , 1470—1475 годы)

Святитель Иоанн часто возвращается к образу « медных врат » из пророчества Исаии . При этом он всегда акцентирует внимание, что Христос не « открыл врата медные », но « сокрушил врата медные ». Этим он показывает, что сошествием Христа во ад последний стал бесполезен — « стража сделалась немощной. Где нет ни двери, ни засова, там, даже если кто и войдет, не удерживается. Итак, когда Христос сокрушит, кто другой сможет исправить? » .

Основной идеей Златоуста является, что сошествием Христа во ад полностью была истреблена сила смерти — « Им сила смерти разрушена », но при этом замечает, что это не означает, что « истреблены грехи умерших прежде пришествия Его » . Вопрос о том, кого вывел Христос из ада, у Златоуста решается однозначно: освобождены были только те, кто веровал в истинного Бога.

К одним из самых ярких сочинений святителя, в котором он говорит о сошествии Христа в ад, относится его « Огласительное слово на Пасху ». В нём Иоанн Златоуст в торжественной форме воспевает победу Иисуса над адом и смертью:

Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти… Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал! Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!

Евсевий Кесарийский

В « Церковной истории » Евсевия Кесарийского приводится рассказ о проповеди апостола Фаддея эдесскому царю Авгарю , в котором апостол рассказывает царю о Христе: « …Он смирил Себя и умер, как распят был и сошел во ад, сокрушил ограду, от века неразрушимую, потом воскрес и совоздвиг мертвых, почивавших от начала мира, как сошел один, а восшел к Своему Отцу с великим множеством людей » .

Григорий Богослов

Христос выводит прародителей из ада
(деталь диптиха, XIV век )

В его знаменитом « Слове на Пасху » (которое длительное время читалось в этот праздник, пока не было заменено аналогичным творением Иоанна Златоуста) он так говорит о сошествии Христа в ад и о совершенном там им деле спасения: « Сегодня спасение миру — как видимому, так и невидимому! Христос [воскрес] из мертвых — восстаньте с Ним и вы; Христос [взошел] к Себе — восходите и вы; Христос [вышел] из гробов — освобождайтесь от уз греха. Врата ада отверзаются, и смерть истребляется, и ветхий Адам отлагается, и новый совершается. Если кто во Христе новая тварь, обновляйтесь… Пасха Господня, Пасха, и снова скажу „Пасха“ в честь Троицы. Она для нас праздников праздник и торжество торжеств… » .

В трудах Григория Богослова есть и стихотворные творения, посвященные победе Христа над адом ( «О самом себе» : Сегодня великий Христос от мертвецов, с которыми смешался, // пробужден, и отразил жало смерти… )

Протестантские богословы

Сошествие во ад (Питер Хёйс, XVI век )

Вопрос о сошествии Иисуса Христа в ад и о роли данного события в спасении им людей рассматривался и протестантскими богословами. Мартин Лютер в своей проповеди в Торгау в 1533 году , основываясь на Священном Писании , обосновал данный догмат и отметил, что вся полнота Христа (то есть и божественная и человеческая природа) сошла в ад . Догмат о сошествии Христа в ад был включён в Аугсбургское исповедание ( 1530 год ), самый ранний из официальных вероисповедальных документов лютеран .

После смерти Лютера среди его последователей возникли споры — к чему отнести сошествие Христа в ад: к продолжению его страданий или к триумфальному Воскресению . Для разрешения этих споров в Формуле согласия , подписанной лютеранскими теологами 29 мая 1577 года, устанавливалось, что верующим достаточно знания, что сошествие в ад свершилось, и что Христос «уничтожил ад для всех верующих». Вопросом же, каким образом это произошло, задаваться не следует, так как ответ на него, вместе с другими тайнами, не доступными для понимания, будет открыт в «ином мире» .

Жан Кальвин в своём сочинении « Наставления в христианской вере » ( 1536 год ) рассматривает сошествие Христа в ад как его триумф над смертью и окончательную победу над дьяволом: « В итоге, сражаясь с державой дьявола, с ужасом смерти, с муками ада, Иисус Христос одержал победу и стал триумфатором, дабы мы больше не страшились в смерти того, что наш Владыка упразднил и уничтожил » .

Англиканская церковь в своём основном вероучительном документе « 39 Статей » утверждает: « Как Христос умер за нас и был погребён, так следует веровать, что Он сошёл в ад » (3-я статья) .

Литургика

В различных литургических традициях воспоминанию о погребении Христа и его сошествии в ад посвящены последние два дня Страстной недели Великая пятница и Великая суббота , тема раскрывается также в текстах Пасхальных богослужений . В богослужении суточного круга сошествие Христа в ад символизирует великое повечерие .

В Православной церкви

Христос выводит праведников из ада
(икона XVII века )

Тема сошествия Христа в ад широко используется Православной церковью в богослужебных текстах Октоиха (воскресные службы), постной и цветной триодей .

В Октоихе сошествие во ад является одной из центральных тем, которая тесно переплетается в песнопениях с крестной смертью Христа и его Воскресением :

  • Ты разрушил еси сокрушение Христе, и окаянство, во вратех и твердынях адовых… .
  • Егда пригвоздился еси на древе крестнем, тогда умертвися держава вражия… и ад пленен бысть державою Твоею, мертвыя от гробов воскресил еси, и разбойнику рай отверзл еси… .
  • Врата смерти и вереи, Твоею смертью сокрушил еси Безсмертне… .
Сошествие во ад
(миниатюра из « Псалтыря Мелисенды », XII век )

В нескольких песнопениях Октоиха упоминается, что перед проповедью Христа в аду побывал и проповедовал там Иоанн Креститель , стоящий «посреде закона и благодати», между Ветхим и Новым заветами, предвосхищая пришествие Христа. Эта тема, идущая из раннехристианских преданий, раскрывается также в службе Усекновения главы Иоанна Предтечи, части Минеи праздничной .

В песнопениях Октоиха используются апокрифические образы, схожие с образами «Евангелия Никодима», которые стали также основой иконографии данного сюжета: «Христос сокрушает „вереи“ („замки“, „засовы“), „печати“, „врата“ и „твердыни“ ада, разрывает „узы“, которыми были связаны мёртвые, расхищает „сосуды“ дьявола». Ад представляется как темница, в которой томятся души умерших, избавление из неё стало возможным только после победы Христа над дьяволом .

Тема сошествия Христа в ад и победы над ним присутствует как в предпостовых службах (например, суббота мясопустная ), так и в богослужении Великого поста :

  • Христос воскресе, разрешив узы Адама первозданнаго, и адову разрушив крепость. Дерзайте вси мертвии: умертвися смерть, пленен бысть и ад с нею, и Христос воцарися, распныйся и воскресый…

— Богослужение Субботы мясопустной

  • Три кресты водрузи на Голгофе Пилат, два разбойников, и един Жизнодавца. Егоже виде ад, и рече сущим доле: о слуги мои, и силы моя! Кто водрузив гвоздие в сердце мое, древяным мя копием внезапу прободе? И растерзаюся, внутренними моими болю, утробою уязвляюся, чувства моя смущают дух мой, и понуждаюся изрыгнути Адама, и сущия от Адама, древом данныя ми; древо бо сия паки вводит в рай.

— Служба Крестопоклонной недели

Богослужебные тексты цветной триоди, которые начинают использоваться с Пасхальной полунощницы, наполнены радостью Воскресения Христова, однако затрагивают тему его сошествия в ад. В цветной триоди содержится одно из самых известных песнопений на данную тему:

Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси Христе со Отцем и Духом, вся исполняяй неописаный .

В Католической церкви

Христос выводит праведников из ада
( Алонсо Кано , 1645—1650)

Упоминание о сошествии Христа в ад содержится в древнем Апостольском Символе веры , который широко используется в католической богослужебной и молитвенной практике .

В толковании на Апостольский Символ веры Катехизис Католической Церкви говорит:

Часто встречающиеся в Новом Завете утверждения, что Иисус «воскрес из мертвых» подразумевают, что, прежде чем воскреснуть, Он побывал там, где пребывают мертвые… Иисус сошел в ад не для того, чтобы освободить из него проклятых или разрушить ад осуждения, но чтобы освободить праведников, которые Ему предшествовали .

В богослужении латинского обряда тема сошествия Христа в ад используется в пасхальный период . В гимне провозглашения Пасхи , который завершает Литургию Света, первую часть богослужения навечерия Пасхи, поётся:

Это ночь, когда разрушив узы смерти, Христос от ада взошёл победителем .

В средневековье в некоторых странах во время пасхальной процессии от символического Гроба Господня к алтарю исполнялся антифон Cum rex gloriae, в котором говорилось о встрече в аду Христа с душами, там заключёнными. До настоящего времени сохранился местный обычай исполнять переложение антифона на польский язык (Gdy Król wieczenej chwały) при шествиях ко Гробу Господню .

Тема схождения Христа в ад и освобождения им томящихся там душ звучит также в многочисленных пасхальных гимнах и песнях .

Иконография

Сошествие во ад
(икона Андрея Рублёва (?), 1408—1410 годы)

В православной иконописи сюжет «Сошествия во ад» , сопровождаемый греческой надписью «Η ἀνάστασις», являлся одновременно изображением Воскресения Христова , что закономерно вело к его популярности и сделало обязательным сюжетом храмового оформления (в российской православной иконографии вплоть до середины XVIII века не было другой иконы Воскресения Христова с изображением исхода Христа из гроба). Место данной иконы в иконостасе было в 12-частном праздничном цикле, миниатюры с неё помещались на окладах напрестольных Евангелий в окружении ликов четырёх евангелистов. Иконография «Сошествия во ад» сложилась к X веку . К ранним примерам изображения сошествия во ад относятся миниатюры Хлудовской Псалтыри (IX век).

Большой иконографический извод «Сошествия во ад» отличается изображением Христа, изводящего из ада Адама и простирающего руку к Еве , а также изображением ангелов, окружающих Голгофский крест у Иисуса над головой, который является символом искупительной жертвы Сына Божия и начала нового времени. В композиции также могут фигурировать цари Давид и Соломон (предки Христа), Иоанн Предтеча , возвестивший в Аду о приходе Мессии, и невинноубиенный Авель (как прообраз будущей жертвы Христа) и «сонмы праведников». Иисуса также мог сопровождать Благоразумный разбойник .

На иконах пишутся обломки сокрушённых Иисусом ворот и разбитые им замки (эти сломанные створки складываются в подобие креста андреевского типа ). Под ногами Иисуса на поверженных вратах ада изображается Сатана , закованный в цепи, в ранних византийских миниатюрах изображённый в виде Силена . Кроме того, встречается персонифицированная человеческая фигура Ада, который также может попираться ногами Иисуса, и удерживать одновременно встающего из саркофага праотца Адама. Сам ад, как пекло, на иконах обозначается символическим разломом земли, за которым приоткрываются невидимые тайные адские бездны — мрачное пространство преисподней. Таким образом, икона обычно делится на три зоны: ад, не от мира сего, и пространство, куда выведены праведники.

Сошествие во ад
(икона Дионисия , 1495—1504 годы)

На некоторых иконах Христа окружает множество ангелов — персонификаций христианских добродетелей, которым соответствует множество бесов, олицетворяющих грехи. Их фигуры могут быть подписаны говорящими именами (к примеру, «Смирение», «Счастье», «Чистота» или же «Смерть», «Ненависть», «Неразумье») Ангелы могли держать в руках молотки — это означало, что они заковывали Сатану. Или же он может быть связан верёвками.

Изредка этот сюжет мог совмещаться с изображением жён-мироносиц у гроба Господня , и ещё реже — с изображением Страшного суда .

Варианты иконографии :

  1. нарративный тип, с Христом, идущим навстречу Адаму;
  2. ренессансный , с Христом, влекущим Адама за собой. Эта иконография рождается в начале IX века на базе нумизматических моделей IV—V веков, где место Христа занимала фигура императора, протягивающего руку освобождаемым пленникам;
  3. гимнологический (догматический), с фронтальным изображением Христа фронтально и прямолично, с распростёртыми руками, в ореоле света как «Солнце правды», в мандорле . Появляется с IX века, происхождение этого типа объясняется влиянием литургической поэзии и текстами служб на Великую Субботу и Пасху . Он также связан со служебными Псалтирями и Пасхальным каноном Дамаскина ( «Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы» ( Пс. ); вечерня Пасхальной службы );
  4. синтетический .

Стоит отметить иконы двух выдающихся русских иконописцев — Рублева и Дионисия , а также фрески, в частности, в Мироже .

Христос выводит праведников из ада
(Хайме Серра, XIII век )

В западноевропейском искусстве сюжет был не очень редким и присутствовал как в повествовательных циклах, так и в виде отдельных изображений. Он не имел строго канона изображения, в отличие от иконописи, и, в отличие, например, от Благовещения , сильно варьировался по позам и персонажам. В число выведенных Иисусом людей входят Адам и сын его Сиф , Моисей , Давид , Исайя , а также Симеон Богоприимец и Иоанн Креститель .

Среди произведений строит отметить клеймо « Маэсты » Дуччо , картины Джотто , Себастьяно дель Пьомбо , Якопо Беллини , Фра Беато Анджелико , Алонсо Кано , Иеронимуса Босха , гравюру Дюрера , а также картину Поля Сезанна . В западном искусствознании обычно употребляется термин «Христос в лимбе » (Christ in Limbo), точно обозначая конкретный круг ада, куда спустился Иисус. На этих полотнах Иисус либо склоняется над провалом в земле, либо (в ранних произведениях, а также средневековых миниатюрах) ад изображен в виде пасти гигантского левиафана , наполненной людьми.

Сошествие в ад в других культурах

Бог или герой , спускающийся в подземное царство, чтобы вернуть оттуда умершего, — хорошо известный сюжет античной мифологии :

В искусстве

Литература

См. также

Примечания

  1. // Православная богословская энциклопедия . — Петроград, 1900—1911.
  2. от 13 декабря 2007 на Wayback Machine // Православие и мир
  3. М. С. Желтов , А. А. Ткаченко. // Православная энциклопедия . — М. , 2004. — Т. VII : « Варшавская епархия Веротерпимость ». — С. 431-443. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-010-2 .
  4. , с. 6.
  5. , с. 9—11.
  6. Сошествие во Ад // Католическая энциклопедия. — М. — Т. IV. — Стб. 1026.
  7. , с. 13.
  8. , с. 11—12.
  9. , с. 10.
  10. , с. 304—306.
  11. Успенский Л. Воскресение Христово // Журнал Московской патриархии. — 1956. — № 5 . — С. 29 .
  12. . Информационный сайт Казанской епархии. Дата обращения: 26 июня 2014. 20 июля 2014 года.
  13. Нюстрем Э. от 2 мая 2008 на Wayback Machine . // Библейский энциклопедический словарь (историко-религиозный). — 1868.
  14. , с. 17.
  15. . Русская апокрифическая студия. Дата обращения: 26 июня 2014. 10 октября 2008 года.
  16. Свенцицкая И. Апокрифические Евангелия. — М. : Присцельс, 1996. — С. 126.
  17. , с. 19—20.
  18. , с. 22.
  19. , с. 153.
  20. , с. 22—25.
  21. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. III : « Анфимий Афанасий ». — С. 46-58. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-008-0 .
  22. Свенцицкая И. Апокрифические Евангелия. — М. : Присцельс, 1996. — С. 30.
  23. См. Апокрифические сказания об Иисусе, святом семействе и свидетелях Христовых / Сост., авт. вступ. ст. и коммент. И. С. Свенцицкая, А. П. Скогорев. — М. : Когелет, 1999. — С. 68. — ISBN 5-93348-003-7 .
  24. Апокрифические сказания об Иисусе, святом семействе и свидетелях Христовых / Сост., авт. вступ. ст. и коммент. И. С. Свенцицкая, А. П. Скогорев. — М. : Когелет, 1999. — С. 68—69. — ISBN 5-93348-003-7 .
  25. Савельева О. Апокрифическая повесть «Страсти Христовы» // Евангельский текст в русской литературе XVIII—XX вв. — Петрозаводск: Издательство Петрозаводского университета, 1994. — Т. 3. — С. 76-83.
  26. Здесь и далее цитаты по изданию: Страсти Христовы . Единоверческая типография, 1901 г.
  27. . Дата обращения: 7 сентября 2008. 13 февраля 2012 года.
  28. , с. 47.
  29. . Дата обращения: 8 сентября 2008. 12 января 2008 года.
  30. , с. 60.
  31. Цитируется по от 27 июня 2008 на Wayback Machine
  32. Тертуллиан. О душе / перевод . — СПб. : Изд-во Олега Абышко, 2004. — С. 131.
  33. , с. 56—60.
  34. Ориген. Против Цельса . 2,43
  35. Ориген. Беседы на Книгу Бытия . Гл. 15
  36. Ориген. Беседы на Матфея-Евангелиста . 12, 13
  37. Ориген. Толкование на Послание к Римлянам . 5,1
  38. Иоанн Златоуст. Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог
  39. Иоанн Златоуст. Беседа о кладбище и о кресте
  40. Иоанн Златоуст. Беседы на Матфея-Евангелиста
  41. . Дата обращения: 16 сентября 2008. 30 апреля 2009 года.
  42. Евсевий Кесарийский. Церковная история . 1, 13.
  43. Григорий Богослов. Слово 45:1-2 .
  44. . Дата обращения: 8 сентября 2008. 17 мая 2003 года.
  45. « Он также сошел в преисподнюю и воистину воскрес в третий день » ( от 30 октября 2014 на Wayback Machine )
  46. . Дата обращения: 26 ноября 2013. 3 декабря 2013 года.
  47. . Дата обращения: 8 сентября 2008. Архивировано из 18 мая 2008 года.
  48. . Дата обращения: 7 сентября 2009. 16 октября 2009 года.
  49. Сошествие во Ад // Католическая энциклопедия. — М. — Т. IV. — Стб. 1028.
  50. Октоих. Воскресение, глас 1. Канон утрени, песнь 8; вариант перевода: « Во вратах и крепостях ада Ты, Христос, упразднил адское мучение и страдание »
  51. Октоих. Воскресение, глас 1. Утреня, стихиры на хвалитех; вариант перевода: « Когда Ты пригвоздился на древе креста, власть врага была умерщвлена… а ад был пленен Твоей властью; мертвых Ты воскресил из могил, а разбойнику открыл рай »
  52. Октоих. Суббота, глас 1. Канон утрени, песнь 1; вариант перевода: « Своей смертью Ты, о, Бессмертный, сокрушил врата и засовы смерти »
  53. , с. 204.
  54. , с. 214.
  55. Суббота мясопустная, стихиры на хвалитех; вариант перевода: « Христос воскрес, развязав узы первозданного Адама и разрушив силу ада. Дерзайте, все мертвые: смерть умерщвлена, а с нею и ад пленен, и Христос воцарился, распятый и воскресший ».
  56. Неделя крестопоклонная. Утреня, икос преподобного Романа Сладкопевца; вариант перевода: « Три креста водрузил на Голгофе Пилат — два для разбойников, и один — для Подателя жизни, Которого увидел ад и сказал находившимся внизу: „Слуги мои и силы мои! Кто, вонзив гвозди в сердце мое, пронзил меня внезапно деревянным копьем. Я терзаюсь, внутренности мои болят, чрево мое страдает, чувства мои смущают дух мой, и я принужден извергнуть [из себя] Адама и происшедших от Адама, древом данных мне; ибо древо вводит их снова в рай“ »
  57. Пасхальные часы. Тропарь; вариант перевода: « В гробу плотью, в аду с душой, как Бог, в раю с разбойником, а на престоле с Отцом и Духом был Ты, Христос, все наполняя [Собою], о, Беспредельный »
  58. 9 октября 2008 года.
  59. Миссал. Чин мессы пасхального периода
  60. Успенский Л. А. Воскресение Христово // Журнал Московской патриархии. — 1956. — № 5 . — С. 28 .
  61. // Православная энциклопедия . — М. , 2005. — Т. IX : « Владимирская икона Божией Матери Второе пришествие ». — С. 414-423. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-015-3 .
  62. . Дата обращения: 24 декабря 2008. 19 марта 2006 года.
  63. Власов В. «Сошествие во Ад», «Христос в Лимбе» // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — СПб. : Азбука-классика, 2008. — Т. 9. — С. 162.
  64. . Дата обращения: 15 сентября 2008. Архивировано из 5 апреля 2009 года.
  65. . Дата обращения: 8 сентября 2008. 12 мая 2008 года.
  66. . Дата обращения: 8 сентября 2008. 12 октября 2008 года.

Литература

  • Апокрифические сказания об Иисусе, святом семействе и свидетелях Христовых / Сост., авт. вступ. ст. и коммент. И. С. Свенцицкая, А. П. Скогорев. — М. : Когелет, 1999. — ISBN 5-93348-003-7 .
  • Иларион (Алфеев) . . — М. : Алетейя, 2001.
  • Припачкин И. К вопросу о номинативной атрибуции иконографического типа, известного как «Сошествие во ад» // Искусствознание: Журнал по истории и теории искусства. — 1998. — № 2 . — С. 201—218 .
  • Светлов П. Я. , свящ. // Православная богословская энциклопедия (Приложение к духовному журналу «Странник»). — Петроградъ, 1900. — Т. 1.
  • Сахаров П. Сошествие во ад // Католическая энциклопедия . — М. : Издательство Францисканцев, 2011. — Т. IV. — С. 1026—1028. — ISBN 978-5-89208-096-5 .
  • Иванова С. В. .

Ссылки

Источник —

Same as Сошествие Христа в ад