Фина из Сан-Джиминьяно
- 1 year ago
- 0
- 0
Колледжата-ди-Санта-Мария-Ассунта или просто Дуомо в Сан-Джиминьяно — католическая коллегиальная церковь и малая базилика в городе Сан-Джиминьяно в Тоскане в центре Италии , находящаяся на соборной площади в сердце города. Церковь знаменита своими фресками, выполненными Доменико Гирландайо , Беноццо Гоццоли , Таддео ди Бартоло , Липпо Мемми и Бартоло ди Фреди . Базилика является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО «Исторический центр Сан-Джиминьяно», включая и её фрески , названные ЮНЕСКО "работами выдающейся красоты" .
Строительство первого здания церкви началось в X веке (вероятно, около 1056 года ). В начале XII века значение Сан-Джиминьяно, а также и его главной церкви, неуклонно росло из-за проходившей через город Дороги франков , пути пилигримов в Рим . Церковь была освящена 21 ноября 1148 года и посвящена святому Геминиану (Сан-Джиминьяно) в присутствии папы Евгения III и 14 прелатов . Это событие увековечено мемориальной доской на фасаде церкви . В 1239 году церковь была реконструирована, а в 1263 году перед ней была построена парадная лестница . Сила и власть города продолжали расти, и вскоре у него нашлась возможность получить автономию от Вольтерры . Церковь владела землёй и пользовалась многочисленными привилегиями, которые одобрялись папскими буллами и указами . Она получила статус коллегиальной 20 сентября 1471 года .
В течение XIII—XV веков церковь богатела новыми фресками и скульптурами . Западная часть здания (литургический восток) была расширена архитектором Джулиано да Майано в период между 1466 и 1468 годами, который поднял крещатый свод и пресвитерий . Также он разработал проекты часовни Непорочного зачатия и часовни святой Фины . Церковь была повреждена во время Второй мировой войны , а во время последовавшего восстановления 1951 года под нефом нынешней церкви был обнаружен восточный трёхапсидный конец ранней церкви .
В церкви находятся мощи покровителя города — святого Геминиана, причисленного к лику блаженных епископа Модены , чей день празднуется 31 января. 8 мая 1300 года в Сан-Джиминьяно в качестве посла Гвельфской лиги в Тоскане прибыл Данте Алигьери , а в 1497 году с кафедры этой церкви проповедовал Джироламо Савонарола .
Коледжата находится в западной части Соборной площади , отчего и называется собором ( итал. duomo ), хотя церковь никогда не была резиденцией епископа . Фасад церкви смотрит на восток, а алтарь — на запад, как и в Соборе Святого Петра . Церковь выполнена в романском архитектурном стиле XII-XIII веков за исключением двух часовен в стиле Возрождения . Скромно украшенный фасад соединяется с площадью широкой лестницей и имеет по одной двери в каждом крыле здания, но в нём нет центрального входа. Дверные проёмы увенчаны каменными перемычками с углублёнными арками над ними, сделанными из необычного камня габбро . Наверху в конце нефа находится роза (большое круглое окно), а по бокам над каждой дверью окна меньшего размера, дающие свет в каждое крыло церкви. Фасад, выполненный из камня, был поднят за счёт кирпичной надстройки в 1340 году, когда были реконструированы ребристые своды и добавлены два меньших окна . Как правило, роль главного архитектора церкви средневекового периода приписывают Маттео ди Бурдисенду, чья активность была зафиксирована в 1239 году, но на самом деле он лишь спроектировал центральное окно, а о его последующем вкладе мало что известно . Под окном есть отверстие (щель), которое указывает на место окна, освещавшего алтарь ранней церкви, и может быть наиболее заметным признаком переориентации здания вследствие перестройки XII века, хотя это не полностью согласовано учёными .
В северной части здания, в углу между трансептом и алтарём , находится строгая прямоугольная колокольня с единственными арочными отверстиями с каждой стороны. Она может относиться и к ранней церкви, поскольку она может отмечать размеры изначального западного фасада, или же она могла быть одной из многочисленных в городе башен-домов, перешедших в распоряжение церкви. В южной оконечности разместилась Лоджия купели — крытая аркада XIV века с толстыми восьмиугольными колоннамии крещатым сводом .
Внутри церковь имеет форму латинского креста с центральным ( наос ) и боковыми нефами, которые разделены аркадами из семи романских полукруглых арок, опирающихся на колонны с упрощёнными коринфскими капителями . Алтарь построен в форме простого прямоугольника и имеет единственное арочное окно в конце. Весь потолок состоит из четырёхсторонних сводов, датируемых серединой XIV века . Хоть церковь была и построена в эпоху готики и соответственно украшена, профили нервюры сделаны полукруглыми в романском стиле. Верхний ряд окон представлен маленькими окошками, вставленными при возведении свода; вместе со стрельчатыми окнами в северной стене бокового нефа, окна в ней были впоследствии закрыты фресками, что сделало интерьер церкви очень тёмным .
Романские архитектурные детали интерьера подчёркнуты декоративным использованием цвета, с вуссуарами (клиновидными элементами) аркад, сделанными поочерёдно из белого и чёрного камня, тем самым придающими аркадам полосатую раскраску, как в в Орвието . Весь свод выкрашен ляпис-лазурью и усеян золотыми звёздами, а рёбра свода подчёркнуты полосами геометрических украшений преимущественно красного, белого и золотого цветов.
Церковь больше всего знаменита практически нетронутым циклом фресок, покрывающих все внутренние стены, большинство которых датируется XIV веком и представляют собой работы художников Сиенской школы живописи , испытавших влияние византийских традиций Дуччо ди Буонинсенья и разработок Джотто периода раннего Возрождения . Фрески состоят из циклов: Библия бедных Ветхого Завета , Нового Завета , Страшного суда , а также Благовещения , Мучения Святого Себастьяна , и историй местной святой по имени Фина , включая и несколько более мелких работ.
В стене левого нефа есть шесть украшенных фрагментов. Фрески первого фрагмента находятся в плохом состоянии, а в шестом они были повреждены и частично уничтожены при установке трубы органа . Остальные картины, за исключением восстановленной панели шестого фрагмента, являются работами Бартоло ди Фреди , и, согласно надписи, были закончены около 1356 года . Цикл состоит из трёх ярусов, в каждом из которых события изображены в хронологическом порядке слева направо .
Верхний ярус размещается в люнетах под сводом и изображает историю Сотворения мира .
В среднем ярусе показаны остальные 10 сцен, а также две дальние справа, которые были утрачены во время установки орга́на .
В нижнем ярусе располагаются десять сцен .
Шесть украшенных фрагментов в правом крыле церкви, изображающие сцены из Нового Завета, на данный момент не имеют чёткого автора. Джорджо Вазари утверждает, что фрески были выполнены " Барна да Сиена " и рассказывает, что однажды Барна упал с лесов и разбился насмерть . Кажется, имя "Барна" относительно живописи церкви Санта Мария Ассунта возникает в Комментариях Лоренцо Гиберти . В 1927 году архивариус Пелео Баччи сделал предположение, что на самом деле никакого Барны не было, а фрески принадлежат Липпо Мемми. Гипотеза не получала поддержки и мало обговаривалась в течение 50 лет . Однако в 1976 году она была пересмотрена, и Гордон Моран предположил, что имела место неправильная транскрипция слова "Бартоло" в "Барна" (Бартоло ди Фреди, автор фресок Старого Завета).
Сегодня большинство учёных признают, что цикл Нового Завета был выполнен Липпо Мемми, которому возможно помогали его братья Федерико Мемми и . Липпо Мемми испытал влияние своего более известного зятя Симоне Мартини . Творением художника также является « Маэста » в Зале Совета Палаццо Комунале , которой подражал Симоне Мартини в Палаццо Публико в Сиене. Видимо, цикл Нового Завета правой части церкви был выполнен раннее Старого Завета в период с 1335 по 1445 годы .
Сцены Нового Завета разделены на четыре отдельных рассказа, которые не следует рассматривать слева направо, как в левой части церкви. Как и слева, они разделены на три яруса. Верхний ярус размещён в люнетах между сводами .
Верхний ярус показывает Рождение Иисуса . Фрески читаются справа налево и находятся в шести фрагментах .
Средний ярус показывает сцены из жизни Христа, начиная с четвёртого фрагмента (ниже картины Сретения), состоит из восьми сцен . Сцены умело сочетаются таким образом, чтобы элементы повествования можно было сравнить или сопоставить. В четвёртом фрагменте показаны сюжеты: Христос среди учителей в Иерусалимском храме в возрасте 12 лет, Поругание и увенчание терновым венцом .
Нижний ярус изображает Страсти Христовы . Он продолжается под картиной Вход Христа в Иерусалим и состоит из восьми сцен более чем в четырёх фрагментах .
Пятый фрагмент, находящийся под люнетом с Избиением младенцев, изображает единственную большую сцену Распятия .
Шестой фрагмент, находящийся под люнетом с Бегством в Египет, изображал четыре сцены (уничтоженные в XV веке) событий после Распятия. Предположительно это:
Фреска выполнена на внутренней стене фасада церкви и примыкающих к нефу стенах. Она была закончена в 1393 году Таддео ди Бартоло , одним из передовых сиенских художников XIV века. В центральной части изображён Христос-Судия вместе с Пресвятой Девой Марией, святым Иоанном и апостолами. Справа показан разрушенный рай. Слева находится ад, где изображены страшные муки, ожидающие того, кто совершит смертный грех .
Капелла была описана как "одно из сокровищ архитектуры, живописи и скульптуры Возрождения ". Она была посвящена молодой девушке по имени Серафима, более известной как Фина и ставшей местной святой . Будучи благочестивым ребёнком, Фина стала сиротой в очень раннем возрасте, а потом страдала от болезни, которая превратила её в инвалида. Каждый день она лежала на деревянном поддоне, отказавшись от кровати. За ней ухаживали две женщины . По её легенде, за восемь дней до её смерти в возрасте 15 лет, ей было дано видение, в котором папа Григорий I сообщил ей о близости её смерти . В день её кончины, 12 марта 1253 года, колокола Сан-Джиминьяно начали звонить сами по себе, а вокруг её лежанки выросли бледные лиловые цветы. Когда сиделка положила её тело, рука умершей пошевелилась и коснулась её, тем самым излечив женщину от парализованности, которой она страдала от многочасового поддерживания головы Фины. В день её похорон, один слепой мальчик из хора, дотронувшись до её стопы, прозрел. Говорят, что каждый раз на день её памяти в Сан-Джиминьяно расцветают бледные цветы .
Капелла была построена в седьмой аркаде правого нефа Джулиано да Майано, а его брат Бенедетто внёс архитектурные детали и закончил резьбу на алтарном образе . Под алтарём и была похоронена святая Фина . Боковые стены часовни были расписаны Доменико Гирландайо около 1475 года . На его фресках изображено "Посещение папы Григория святой Фины" и "Похороны святой Фины" с различными чудесами, включая два исцеления и ангела, звонящего в колокола на заднем плане. Свод и его пазухи были украшены Себастьяно Майнарди , на них видны фигуры Евангелистов , Пророков и Учителей Церкви .
Капелла была построена в 1477 году и видоизменена в XVII веке . В боковых люнетах находится фрески Никколо ди Лапи, изображающие Рождество Пресвятой Богородицы и праздничную мессу святого Филиппа Нери . На своде — фреска Коронование Богоматери . Алтарный образ украшен произведением Лодовико Карди Непорочного зачатия Девы Марии конца XVI века .
В задней части нефа, под "Страшным Судом" находится фреска "Мученичество святого Себастьяна " Беноццо Гоццоли 1465 года. Работа была заказана горожанами Сан-Джиминьяно как результат данного ними обета почитать святого, чьё вмешательство, как полагали, ослабило вспышку чумы в 1464 году. Фреска показывает образы Христа и Девы Марии во славе, в то время как внизу святого Себастьяна, стоящего на классическом постаменте, осыпаемого стрелами и терпящего муки. В это время его коронуют ангелы .
Беноццо Гоццоли, работая над баптистерием во Флоренции , учился у Лоренцо Гиберти . Он выполнил два других важных заказа в Сан-Джиминьяно. Обе находились в церкви Сант-Агостино : цикл фресок о жизни Блаженного Августина , выполненный в 1464—1465 годах, и цикл о другом святом Себастьяне, показывающий горожан, укрывшихся под его плащом.
В Лоджии купели к югу от церкви размещены несколько маленьких фресок со святыми, а также большая работа, Благовещение , которая изначально приписывалась Гирландайо, но сегодня её автором считается Себастьяно Майнарди, предположительно завершивший её в 1482 году . Напротив Благовещения стоит купель, которая была убрана из церкви и находится на этом месте с 1632 года. Она имеет форму шестиугольника , на одной её стороне виден скульптурный рельеф , на переднем плане которого изображено Крещение Господне, а на двух примыкающих панелях — стоящие на коленях ангелы. Это работа сиенского скульптора Джованни ди Чекко, которая была заказана Гильдией шерстяников в 1379 году .