XXIII съезд КПСС
- 1 year ago
- 0
- 0
Гробница антипапы Иоанна XXIII — надгробный памятник из бронзы и мрамора, созданный Донателло и Микелоццо и находящийся в баптистерии собора Санта-Мария-дель-Фьоре (Дуомо), где покоится антипапа Иоанн XXIII (Бальтазар Косса, около 1360—1419). Её сооружение было заказано душеприказчиками Иоанна вскоре после его кончины 22 декабря 1419 года и завершено в 1420-е годы; таким образом, она стала вехой в истории раннего Ренессанса во Флоренции . По Фердинанду Грегоровиусу , гробница представляет собой «одновременно могилу Великой схизмы в Церкви и последнюю гробницу папы за пределами Рима» .
В своё время Иоанн был тесно связан с Флоренцией, считавшей его законным понтификом во время Великой схизмы . Существует мнение, что захоронение во флорентийском баптистерии было попыткой придать легитимность его понтификату , связав его с почитаемым святым местом . Использование папской символики в надгробии, как и сама связь Флоренции с Коссой, были истолкованы как оскорбление избранного на Констанцском соборе Мартина V и попытка поднять авторитет Медичи , а сама гробница была признана неподобающей для гражданина Флоренции .
В оформлении гробницы использованы стоящие в нишах статуи трёх христианских добродетелей ( Веры, Надежды и Любви ), фамильный герб Коссы, а также бронзовая позолоченная фигура, лежащая на покоящемся на консолях саркофаге ; над ней находится изображение Мадонны с младенцем в полумесяце, а всю композицию осеняет балдахин . На момент завершения это было самое высокое скульптурное сооружение во Флоренции и одно из немногочисленных захоронений, расположенных в баптистерии или находящемся по соседству соборе . Это была также первая из нескольких совместных работ Донателло и Микелоццо, и принадлежность резцу того или другого некоторых элементов гробницы в своё время была предметом дискуссий в среде искусствоведов.
Жизнь антипапы Иоанна XXIII, в значительной степени связанная с Флоренцией, была богата событиями, и оставленному им наследию трудно дать однозначную оценку. Бальтазар Косса был по происхождению неаполитанским аристократом; свою молодость он провел в Болонье . В 1396 году папа Бонифаций IX передал в его управление архидиоцез Болонья, а в 1406 году сделал его кардиналом . После Пизанского собора 1409 года Косса возглавил движение против папы Григория XII , отказавшегося сложить с себя сан. Косса был лишен сана кардинала, но избранный собором антипапа Александр V вернул ему эту должность .
После смерти Александра V в 1410 году Косса был избран его последователями новым папой. Его признали как папу Франция , Англия , Богемия , Португалия , некоторые части Священной Римской империи и некоторые города Северной Италии , в том числе Флоренция и Венеция . Авиньонского папу Бенедикта XIII признавали Арагон , Кастилия и Шотландия . Григория XII поддержали Владислав Неаполитанский , Карло I Малатеста , князья Баварии , пфальцграф , некоторые области Германии и Польши .
После того как в 1413 году Владислав Неаполитанский взял Рим, Иоанн XXIII спешно бежал во Флоренцию. Император Сигизмунд вынудил его в 1414 году созвать Констанцский собор , откуда он сбежал в 1415, увидев реальную угрозу своему понтификату, а может быть, и жизни. Хотя он ожидал, что его исчезновение расстроит работу собора, участников которого он призвал присоединиться к нему под защитой Фридриха IV Австрийского , собор продолжал работу в Констанце. Когда Иоанн XXIII попытался достичь земель, где правил Иоанн Бургундский , Фридрих передал его в руки Сигизмунда и собора, и Людвиг III заточил его в тюрьму .
Тем временем 29 мая 1415 года собор низложил Иоанна и 11 ноября 1417 избрал папой Мартина V. В феврале 1419 года Мартин приехал во Флоренцию , и в том же году Косса был выкуплен Флорентийской республикой (в 1417 Людвиг III отказался от верности Сигизмунду) при содействии Джованни ди Биччи де Медичи . Вероятно, его выкуп был наградой за помощь Флоренции в прошлом или же средством давления на Мартина V, к тому времени ещё находившегося во Флоренции (в Рим он прибыл в сентябре 1420), а может быть, сочетал обе причины . Косса помогал Флоренции при завоевании Пизы в 1405 году, будучи легатом в Болонье, а в бытность папой определил в качестве основного хранилища папской казны .
Во Флоренции 14 июня 1419 Косса признал верховенство Мартина V и 26 июня получил кардинальскую шапку, но 22 декабря того же года скончался . Несмотря на полученный титул кардинала-епископа Тускуланского , Косса именовал себя «кардиналом Флорентийским» .
Тело Коссы было перенесено в баптистерий и, как предписывалось сборником ритуальных установлений Ordo Romanus , спустя девять дней погребено при участии флорентийской знати и папской курии . Во время погребальных ритуалов, проходивших исключительно внутри Дуомо и баптистерия, на голове лежащего в гробу умершего покоилась белая митра , а в ногах лежала кардинальская шапка . Первые три дня церемоний были посвящены соответственно служению Коссы в сане кардинала и папы, его роли друга Флоренции и его частной жизни . Он был погребен во временном захоронении до того, как будет закончена его гробница .
Договор о создании надгробного памятника Коссы был заключен спустя примерно десять дней после его смерти. Последняя воля покойного, которую он изложил в своем завещании на смертном одре 22 декабря 1419, включала некоторые продиктованные флорентийским этикетом распоряжения, благотворительные и церковные пожертвования, но большая часть имущества отошла к его племянникам Микеле и Джованни . При разделении наследства его племянники имели преимущество; пока велись работы над гробницей Коссы, права на его имущество оспаривались кредиторами .
Косса назначил исполнителями своей воли четырёх влиятельных флорентийцев: Бартоломео ди Тальдо Валори, Николло да Уццано, Джованни ди Биччи де Медичи и Вьери Гуаданьи , уполномочив любых двух душеприказчиков из их числа действовать от имени всех четырёх, что, по-видимому, и было исполнено Валори и Медичи . Валори умер 2 сентября 1427 года; к этому времени Гуаданьи уже упокоился с миром, а Уццано давно потерял интерес к работам, оставив их исполнение Джованни — или, вероятнее, Козимо Медичи .
Душеприказчики Коссы объявили, что тот желал быть погребённым в баптистерии, но был слишком скромным, чтобы указать это в своем завещании . Исследователи доверяют этому свидетельству, считая Коссу «тактичным тактиком», хотя историк Хорст Дженсон предположил, что те выбрали баптистерий как место погребения вопреки воле покойного .
Записи в документах сообщают, что 9 января 1421 года Палла Строцци от имени цеха торговцев тканями ( Arte di Calimala ), ответственного за состояние баптистерия, согласился на постройку небольшого неприметного ( breve et honestissima ) надгробия, но не дал разрешения на создание капеллы , в которой желал быть похороненным Косса; современная наука приписывает отказ Строцци тому, что погребение в баптистерии было большой честью, которой Косса, возможно, не заслуживал . Других посвященных гробнице записей цеха не сохранилось, поскольку большинство документов 1420-х утрачено , хотя сохранились заметки сенатора Карло Строцци, читавшего эти документы .
Согласие Арте ди Калимала на строительство гробницы традиционно объясняется тем, что Косса в своё время передал баптистерию правый указательный палец Иоанна Крестителя и 200 флоринов на создание подобающего реликвария . Считалось, что этим пальцем Иоанн указал на Христа, сказав: «Ecce Agnus Dei» ( «Вот Агнец Божий» ( Ин. )). Долгая и сложная история реликвии создавала вокруг неё дополнительный ореол легенды: константинопольский патриарх Филофей преподнёс её в 1363 году в дар папе Урбану V , тот передал её своим преемникам Григорию XI и Урбану VI ; последний лишился её во время осады Ночера-Инферьоре , а Иоанн XXIII купил её за 800 флоринов и носил при себе, пока не спрятал в монастыре Санта-Мария-дельи-Анджели .
Хронология последнего этапа сооружения гробницы точно не известна, но кое-что можно установить по различным источникам. Судя по случайной заметке флорентийского нотариуса, в 1424 году (по ) была возведена часть гробницы . Кадастр Микелоццо за июль 1427 показывает, что Микелоццо был партнёром Донателло уже около двух лет ( due anni o incircha ) и что потрачено уже три четверти бюджета в 800 флоринов . Объяснить несоответствие дат можно или неточностью записей Микелоццо, или тем, что Донателло начал работы ещё до партнёрства с Микелоццо, или тем, что 1424 год во флорентийском календаре соответствует 1425 году в современном .
2 февраля 1425 года Бартоломео Валори и Козимо де Медичи запросили 400 из 800 флоринов, отданных ранее в задаток цеху Арте ди Калимала, видимо, как стоимость уже проведённой работы . Этот задаток был страховкой на случай, если бы заказчики оставили гробницу незавершенной и цех был бы вынужден оплачивать её достройку, поскольку был обязан Иоанну XXIII реликварием . Этот запрос — наиболее явное подтверждение участия Козимо в возведении гробницы. Несмотря на это, утверждение Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях», что Козимо был ответственным руководителем работ, оспаривалось некоторыми исследователями .
Вероятно, саркофаг был установлен 2 мая 1426 года или незадолго до того, поскольку в этот день Арте ди Калимала заключила договор с двумя капелланами о проведении ежедневной службы о спасении души Коссы . Записи мастерской при Дуомо свидетельствуют, что 28 января 1427 года Валори приобрёл четыре блока белого мрамора для надгробия .
Точная дата окончания работ неизвестна, но они были завершены не позже 1431 года — в этом году умер папа Мартин V, о котором достоверно известно, что он посещал готовую гробницу; другие данные позволяют отодвинуть эту границу ещё на несколько лет раньше . Наиболее достоверный из таких фактов — тот, что в сентябре 1428 Якопо делла Кверча , вернувшись в Болонью , создал нагробный памятник с фигурами добродетелей, воспроизводящих мелкими деталями своих сестёр с гробницы Коссы .
В труде Вазари упоминается, что гробница обошлась дороже первоначального бюджета — в 1000 флоринов, хотя неясно, кто покрыл недостачу . Несмотря на то, что автор этого утверждения неизвестен, оно принимается на веру современной наукой, поскольку стоимость одних лишь скульптур должна была составлять 500 флоринов ; однако всё же к этому свидетельству следует подходить с осторожностью .
В баптистерии уже находилось три саркофага: в одном из них был похоронен епископ Раньери (умерший в 1113 году), два других были изготовлены ещё в римское время и использованы вновь в средние века . Но гробница высотой 7,32 м была самой высокой в баптистерии, а в своё время и во всей Флоренции . Захоронений в самом Дуомо мало, и они представляют собой скорее исключения — например, могила Альдобрандино Оттобони .
Внешний вид надгробного памятника соответствует условиям, предъявленным цехом Арте ди Калимала, и органично вписан в интерьер баптистерия. Монумент помещён между двумя коринфскими колоннами, находящимися между северными вратами работы Лоренцо Гиберти и алтарной апсидой ; он занимает треть одной из стен восьмиугольного помещения и обращён к «Райским дверям» . Такое расположение лишает гробницу света, в особенности когда врата баптистерия закрыты, что является их обычным состоянием . Надгробие могло бы выглядеть ещё темнее, если бы его задняя часть не выступала из стены баптистерия на 48,4 см . Белый и коричневый мрамор способствует гармоничному сочетанию сооружения с общим интерьером баптистерия, оформленного в полихромном бело-зелёном стиле . Некоторые учёные считают цветной эскиз , выполненный Бонаккорсо Гиберти, доказательством того, что «оригинальная утраченная полихромия» гробницы ещё более гармонировала с интерьером , хотя другие считают этот рисунок неточным . Венчающий сооружение балдахин закреплен на колоннах, а карниз баптистерия создает иллюзию опоры; по образному выражению современной исследовательницы, надгробный памятник Коссы — «супруг окружающей его архитектуры», даже если считать этот брак морганатическим . За исключением покоящейся на саркофаге статуи, все скульптуры выполнены в виде горельефов .
Хотя гробница выполнена полностью в классическом стиле, её общая композиция находится в русле монументальной надгробной архитектуры средневековой Италии — с характерными для стенных гробниц ярусами различных декоративных элементов . Итальянская готическая скульптура сохранила многие элементы классицизма; Донателло и Микелоццо не требовалось настолько резко менять стиль, как их предшественнику, сиенскому скульптору Тино ди Камаино , чьи стенные гробницы оказали ещё за век до того большое влияние на искусство Италии. Типична мраморная фигура, выполненная в натуральную величину и возлежащая на поднятом над полом саркофаге. Мотив занавеса, осеняющего памятник, характерен для готических памятников, а его форма напоминает вимперг ; порой в готике такой занавес поддерживают стоящие по бокам от саркофага ангелы . Могилу Коссы часто сравнивают с построенным в 1423 году надгробием венецианского дожа Томазо Мочениго , где горельефные фигуры святых стоят в нишах по сторонам саркофага и над ним, а занавеси сходятся в вершине памятника; однако детали там выполнены в готическом стиле . Надгробный памятник Коссы был построен под влиянием предыдущего творения Микелоццо и Донателло, гробницы кардинала Бранкаччи в Неаполе , и в свою очередь повлиял на гробницу Леонардо Бруни во флорентийской базилике Санта-Кроче , построенную Бернардо Росселлино двадцатью годами позже .
Основание надгробного памятника опирается на высокий плинт (38 см), отделенный вогнутыми карнизами. Высота основания — 1,39 м, ширина — 2,02 м; оно украшено фризом с крылатыми головами ангелов (предположительно, серафимов ), гирляндами и лентами .
Над основанием, отделенные ещё одним карнизом, в нишах стоят фигуры трёх добродетелей — слева направо Вера, Любовь и Надежда; они разделены коринфскими пилястрами , украшенными каннелюрами . Такой мотив не встречается в тосканской надгробной скульптуре, но популярен в это время в Венеции, Падуе и особенно в родном городе Коссы Неаполе . Возникает мысль, что и Микелоццо , и Донателло предпринимали путешествие в Венецию; впрочем, Дженсон замечает на это, что «необязательно ездить в Венецию», чтобы найти подобные мотивы . Надгробные фигуры добродетелей были распространены за пределами Флоренции, причём над могилами мирян устанавливались статуи кардинальных добродетелей (благоразумие, мужество, сдержанность и справедливость), а над могилами духовных лиц — теологических (вера, надежда и любовь), как, например, над гробницей кардинала Бранкаччи . Однако статуи на надгробии Коссы носят значительно больше античных черт . Кроме того, Донателло создал две похожие бронзовые фигуры добродетелей для баптистерия Сиенского собора , но их связь со статуями на гробнице Коссы неясна .
Фигура Веры слева, высотой 1,05 м, держит в руках потир для причастия; стоящая в центре фигура Любви, высотой 1,07 м, держит рог изобилия и жаровню; наконец, фигура Надежды справа, высотой 1,06 м, сложила руки в молитве . Статуя Любви выполнена в наиболее античном духе, восприняв элементы классических изображений Изобилия , Цереры и Юноны , у которых в левой руке всегда находился рог изобилия . Связь с античностью подчеркивает также то обстоятельство, что хотя и высокие, но недостаточно проработанные фигуры добродетелей создают дополнительную вертикальную дистанцию между зрителем и фигурой Коссы, скрадывая непосредственность позы лежащей статуи покойного — в отличие от других стенных гробниц эпохи Кватроченто , для которых такая поза является доминантой . Сама фигура призвана скрыть личные качества Коссы, представляя его как обычного понтифика и первого представителя флорентийской «династии» пап.
Над фигурами добродетелей находится саркофаг, поддерживаемый четырьмя классическими консолями , украшенными акантом . В триптихе , образованном консолями, изображены слева направо фамильный герб Коссы с папской тиарой , папский герб и фамильный герб Коссы с кардинальской шапкой . Стенка саркофага, шириной 2,12 м и высотой 70 см, украшена rilievo schiacciato («сплющенным рельефом», тип барельефа , изобретённый Донателло) с изображением двух путти или, иначе, spirateli («маленьких духов»); они держат оформленный в виде папского бреве лист пергамента с начертанной на нём надписью . Путти позаимствовали многие черты у своих античных предшественников, за исключением скрещённых ног .
Надпись гласит
:
IOAN
n
ES QVO
n
DAM PAPA
|
Что значит:
Иоанн, бывший папа
|
Папа Мартин V возражал против первой строки надписи, которую, по его мнению, можно было истолковать как знак того, что Косса умер законным папой (латинское слово «quondam» значит как «бывший», так и «покойный»). Возможно, его сомнения развеялись бы, если была бы использована часто встречавшаяся в документах того времени формула «olim Papa» (с лат. — «некогда папа») вместо «quondam Papa» . Мартин предложил назвать Коссу в эпитафии не папой, а кардиналом Неаполитанским, подчеркивая таким образом его подчинение истинному папе . Источники того времени сообщают, что синьория Флоренции практически дословно повторила ему Понтия Пилата о надписи на кресте: «Что написано, то написано» . Сам Мартин V был погребен под простой бронзовой плитой ; это единственный случай плоской гробницы римского понтифика , но также и первый случай, когда надгробие папы было помещено в центральном нефе «базилики майор» (базилика Сан-Джованни ин Латерано ) и отлито из бронзы (возможно, тем же Донателло) .
По мнению историка Чарльза Эйвери, рельеф Донателло «Вознесение Христа и передача ключей апостолу Петру» первоначально предназначался также для стенки этого саркофага и был призван усилить ассоциации с папским престолом. Ассоциации вызывались и тем, что дата смерти Коссы была указана в эпитафии с использованием римских календ , что было нетипично для флорентийских погребений, но вполне обычно для папских .
Над саркофагом располагаются львы, поддерживающие катафалк со статуей покойного и напоминающие формой консоли эпохи Треченто . Возможно, львы изображают Марцокко ( ), льва, символизирующего Флоренцию, и воплощают таким образом связь покойного Иоанна с городом. Для папских апартаментов в базилике Санта-Мария-Новелла Донателло создал бронзового Марцокко , отражавшего двойственное отношение флорентийцев к Мартину V, который повышал своим визитом престиж города, но в то же время был потенциальным противником Республики . Подобно ему, львы, поддерживающие катафалк, могут символизировать поддержку Флоренцией претензий Иоанна XXIII на папскую кафедру. Однако символический смысл львов неясен , и интерпретировать его необходимо с осторожностью; следует помнить и о том, что львы в качестве опоры использовались в гробницах и раньше, к примеру, в надгробии Лапо де Барди (умер в 1342) в Барджелло .
Катафалк и укрывающий его покров слегка наклонены к зрителю, а поддерживающий изголовье лев сделан на 2 см короче, чтобы лучше была видна скульптура умершего и в особенности голова . Фигура, выполненная из позолоченной бронзы в натуральную величину, облачена в явно кардинальское одеяние и не содержит намеков на возможную легитимность понтификата Коссы; её ложе также выполнено из бронзы, но не позолочено. Когда саркофаг был вскрыт в XVI веке, выяснилось, что погребальное одеяние Коссы соответствует облачению статуи . До того в Италии не существовало гробниц с объемными скульптурами из позолоченной бронзы, хотя на балконе палаццо делла Бриада в Болонье уже находилась такая скульптура высотой 1,83 м, изготовленная по заказу папы Бонифация VIII . Некоторые учёные предполагают, что Донателло создал скульптуру Иоанна XXIII по посмертной маске , но другие возражают им .
За статуей расположен пилон высотой 1,34 м, состоящий из трёх частей, с утопленными рельефными границами, поддерживающий карниз и обрамленный двумя дополнительными коринфскими пилястрами. Над ним находится антаблемент с полумесяцем, в который вписано изображением Мадонны с Младенцем — типичный мотив для гробниц, символизирующий заступничество небесных покровителей . Ещё выше располагается мраморный балдахин с позолоченными краями, украшенный узорчатыми цветами со стеблями и словно висящий на ребристом латунном кольце (на самом деле это невозможно из-за тяжести балдахина). Исследовательница Сара Мак-Хэм предполагает, что балдахин символизирует небесный свод и, следовательно, тот baldacchino , который несли над головой папы при интронизации . Однако историк Рональд Лайтбоун настаивает, что подобный балдахин, укрепленный на карнизе и на колоннах, не имеет отношения к церкви и представляет собой вариацию балдахина, укреплявшегося над постелью .
Надгробный памятник Бальтазара Коссы был первой совместной работой скульпторов Донателло (1386—1466) и Микелоццо (1391—1472), которые в дальнейшем создали вместе гробницу кардинала Ринальдо Бранкаччи в церкви Сант-Анджело а Нило в Неаполе, гробницу папского секретаря Бартоломео Арагацци в соборе Монтепульчано , а также наружную кафедру собора Прато . К этому времени Донателло уже прославился своими статуями пророков и святых, созданными для Санта-Мария-дель-Фьоре и Орсанмикеле , в то время как Микелоццо был мало известен . Оба некоторое время работали в мастерской Гиберти , занимавшей ведущее положение во флорентийской скульптуре того времени.
Почти все элементы гробницы приписывались различными историками искусства как Микелоццо, так и Донателло . Классификация по автору основана большей частью на субъективных критериях: как правило, исследователь приписывает Донателло те детали, которые высоко оценивает, а Микелоццо временами прямо называют автором тех элементов, которые «не так хорошо проработаны» .
Описания, составленные между 1475 и 1568 годами, приписывают Донателло всё убранство гробницы, за исключением статуи Веры . Некоторые современные исследователи придерживаются кардинально противоположной точки зрения, считая Микелоццо создателем всего надгробного памятника, кроме скульптуры Иоанна XXIII . По мнению Дженсона, из мраморного декора только путти могут быть приписаны «руке самого Донателло» . Предполагают, что причиной сотрудничества с Микелоццо могли стать недостаточные знания Донателло в области литья и архитектуры , а также его напряжённый график заказов .