Мансилья, Эктор
- 1 year ago
- 0
- 0
Ма́нси , или манси́йцы (устар. вогу́лы , вогу́личи , гогу́личи ; манс. мāньси ) — малочисленный финно-угорский народ в России , коренное население Ханты-Мансийского автономного округа — Югры . Ближайшие языковые родственники хантов , родственны также венграм ; говорят на мансийском языке.
Общая численность — 12 228 чел. (по переписи 2021 ).
Около 200 манси проживает на севере Свердловской области . Несколько — на северо-востоке Пермского края (государственный заповедник « Вишерский »).
Объединённое название манси и близкородственного народа — хантов — обские угры .
Эндоэтноним (самоназвание) манси означает «человек» и восходит к пра-финно-угорскому слову * mańćɜ «мужчина, человек» и имеет параллели в других угорских языках : хантыйское название одной из фратрий — маньть ( mańt́ ) ( В ), моньть ( mońt́ ) ( И ), мась ( maś ) ( О ), а также самоназвание венгров в единственном числе magyar ( модьяр ). В разных диалектах мансийского языка оно имеет разные формы: сосьвинский маньси ( mańśi ), пелымский ма̄ньсь ( māńś ), нижнекондинский мӧ̄ньсь ( mɔ̄̈ńś ), тавдинский мӓньцӣ ( mäńćī ), нижнелозьвинский ма̊ньсь ( måńś ) .
Название мансийской фратрии Мо̄сь заимствовано из хантыйского языка — мась ( mɔś ) ( О ), однако имеет такое же происхождение из общеугорского слова * mańćɜ .
В русском языке для обозначения представителей народа существуют слова: во мн. ч. — манси ( несклоняемое ) и мансийцы ; в ед. ч. — мансиец и мансийка , а также манси (несклоняемое) для обозначения мужчины или женщины. Прилагательные мансийский и (неизменяемое) манси .
До 1920—1930-х годов манси назывались по-русски словом вогулы , которое происходит из хант. u̯oɣaĺ, u̯oɣat́ . Это название до сих пор иногда употребляется в других языках, например, нем. Wogul, wogulisch .
В научной литературе принято деление манси на этнографические и территориальные группы. Под этнографической группой понимается группа со значительными. По признакам языковых отличий, этнографических особенностей, самоназвания, заключения браков внутри группы, расселения манси распределяются на северную, южную, западную и восточную этнографические группы, из которых сейчас сохранились северная и восточная. Первая селилась по Северной Сосьве с притоком р. Ляпин, в верховьях рек Лозьвы и Пелыма, вторая — по Конде и её притокам. Южная группа манси ранее заселяла бассейны Туры, Тавды, среднее течение Камы, Чусовую, верховья р. Уфы, западная группа — рек Пелым, Лозьва, Сосьва, Вишера, Колва, Печора и Вычегда .
По антропологическому типу манси относят к особому уральскому типу внутри западносибирской расы, формирование которой учёные объясняют то ли смешением европеоидных и монголоидных типов, то ли результатом сохранения древнего протоморфного недифференцированного типа .
Основными занятиями манси являются охота и рыболовство, сочетающиеся в северных районах с оленеводством , в южных — с земледелием и скотоводством. Северные манси в основном вели полуосёдлый образ жизни, ныне часть манси кочует со стадами оленей по ягельным местам, используя чумы .
Мировоззрение и обрядность манси вбирают в себя верования, традиции и обряды уникальной культуры предков как местного, так и пришлого населения. В обрядах важно чётко и последовательно соблюдать каждый шаг, во избежание вреда тому, кто проводит обряд, и его близким. По этому поводу Ю.В. Бромлей указывал, что «для религиозно-магического обряда имеет значение <.> закреплённая стереотипная последовательность действий (в том числе и вербально-речевых), эта последовательность считается до мелочей обязательной» .
Мансийский язык относится к обско-угорской группе уральской языковой семьи . Диалекты: сосьвинский, верхне-лозьвинский, тавдинский, кондинский, пелымский, вагильский, средне-лозьвинский, нижне-лозьвинский.
Мансийская письменность существует с 1931 года — первоначально на основе латинского алфавита :
С 1937 года письменность существует на основе русского алфавита . Позднее алфавит изменялся и дополнялся. Современный вариант:
Литературный мансийский язык основан на сосьвинском диалекте.
Считается, что как этнос манси сложились в результате слияния местных племён неолитической культуры, а также угорских и индо-иранских племён, двигавшихся с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана . Двухкомпонентность (сочетание культур таёжных охотников и рыболовов и степных кочевников -скотоводов) в культуре народа сохраняется и поныне. В раннем Средневековье родственные манси предки венгров ( Кушнаренковская культура ) мигрировали на Дунай. Предки манси ассоциируются с юдинской культурой .
В русских источниках манси были известны как вогулы . К XV веку у манси на территории Свердловской области и ХМАО появились Вогульское , Кондинское , Табаринское , Ляпинское , Бардаково , Белогорское и Пелымское княжество . В XV веке мансийский князь Асыка совершал походы на Вымское и Великопермское княжества, но в 1483 году был окончательно разбит объединённым устюжанско-пермским войском под командованием московских воевод Ф. С. Курбского-Чёрного и И. И. Салтыка-Травина вблизи своей столицы — Пелымского городка.
С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI века русская колонизация усилилась, и уже в конце XVII века численность русских превысила численность коренного населения . Манси постепенно вытеснялись на север и восток, а в XVIII веке были обращены в христианство , после обращения частично ассимилировались . На этническое формирование манси повлияли различные народы.
В Чаньвенской (Вогульской) пещере, расположенной вблизи посёлка Всеволодо-Вильва в Пермском крае были обнаружены следы пребывания вогулов. По мнению краеведов, пещера была капищем ( языческим святилищем) манси, где проводились ритуальные обряды. В пещере были найдены медвежьи черепа со следами ударов каменных топоров и копий, черепки керамических сосудов, костяные и железные наконечники стрел, бронзовые бляшки пермского звериного стиля с изображением человека-лося, стоящего на ящере, серебряные и бронзовые украшения.
Численность манси в населённых пунктах в 2002 г.:
Верующие манси — православные , однако сохраняются традиционный шаманизм , культ духов-покровителей, предков, медведя ( медвежьи праздники ). У манси имеются богатый фольклор и развитая мифология .
Манси делятся на две экзогамные фратрии : пор и мось , исторически различающиеся происхождением, а также обычаями. Браки заключались только между представителями противоположных фратрий: мужчины мось женились на женщинах пор и наоборот. Предком фратрии пор считается медведь, а фратрии мось — женщина Калтащ, которая могла представать в образе гуся, зайчихи или бабочки.
Судя по археологическим находкам, манси активно участвовали в боевых действиях наряду с соседними народами, знали тактику ведения боя. У них выделялись сословия князей (воевод), богатырей, дружинников. Всё это отражено и в фольклоре.
В народном искусстве основное место занимает орнамент , мотивы которого сходны с мотивами родственных хантов и селькупов . Это — геометрические фигуры в виде оленьих рогов, ромбов, волнистые линии, меандр типа греческого, зигзагообразные линии, расположенные чаще в виде полосы. Среди бронзового литья чаще попадаются изображения животных, орла, медведя.
Традиционные занятия манси — охота , рыболовство , оленеводство , земледелие , скотоводство . Рыболовство распространено на Оби и на Северной Сосьве . В верховьях Лозьвы , Ляпины, Северной Сосьвы — оленеводство, заимствованное у хантов в XIII — XIV веках . Земледелие было заимствовано у русских в XVI — XVII веках . К наиболее развитым областям животноводства у манси можно отнести разведение лошадей, а также крупного и мелкого рогатого скота. Кроме того, развито птицеводство . Из промысловых рыб ловили хариуса , язя , щуку , плотву , налима , карася , осетра , стерлядь , нельму , муксуна , щокура , пыжьяна , сырка, а в Северной Сосьве водилась и пресноводная сельдь — изысканный деликатес .
Орудия ловли рыбы: остроги, сети. Ловили рыбу, перегораживая ручьи запрудами.
Большое значение в быту у манси имел сибирский кедр , с которого собирали огромный урожай кедровых орехов . Кроме того, из плетёного кедрового корня изготовлялись предметы быта — посуда , ящики, коробки, корзины (так называемые корневатики ). Распространены были изделия из берёсты — коробки, туеса, деревянная посуда, ложки, корыта, , а также простейшая мебель . Использовались гончарные изделия . В районе Приобья археологами было обнаружено также большое количество наконечников стрел, копий, мечи , топоры , шлемы , бронзовое литьё. Известны были манси и доспехи. Они и соседние народы достигли также определённых успехов в обработке железа, однако наибольшее их мастерство всё же проявилось в обработке дерева.
Из археологических находок в местах обитания манси большой интерес представляют серебряные блюда иранского и византийского происхождения.
Для передвижения манси уже в древности использовали лодки-долблёнки, лыжи , нарты (с собачьей, оленьей или конной упряжкой ). Из оружия им были известны луки и стрелы, рогатины , различного типа клинки. Для охоты использовались различные ловушки (чирканы) и самострелы .
Поселения постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) стояли на местах промысла. Посёлок обычно населяло несколько больших или малых, в основном родственных семей. Традиционное жилище зимой — прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей; у южных групп — избы русского типа; летом — конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берёстой; у оленеводов — крытые оленьими шкурами чумы. Жилище отапливалось и освещалось чувалом — открытым очагом из жердей, обмазанных глиной.
Хлеб пекли в отдельных печах. Основным жилищем был чум .
Одежда у женщин состояла из платья, распашного халата, суконного или сатинового, двойной оленьей шубы (ягушка, сах), платка и большого количества украшений (кольца, бисерные бусы и т. д.).
Мужчины носили штаны и рубаху, глухую одежду с капюшоном из сукна, у оленеводов — из оленьей шкуры (малица, гусь), или суконную одежду с капюшоном и незашитыми боками (лузан).
Пища — рыба, мясо (вяленое, сушёное, жареное, мороженое), ягоды. Грибы не употребляли, считая, что они вызывают злых духов.
Быт манси за годы советской власти заметно изменился; сегодня 45 % из них живёт в городах.
Манси (как и ханты ) характеризуются следующим комплексом признаков :
По данным В. Н. Харькова, у манси и хантов преобладает Y-хромосомная гаплогруппа N1b — 57 %, на втором месте находится Y-хромосомная гаплогруппа Q1a3 — 21 %. Затем идут гаплогруппы R1a — 14 % и N1c1 — 7,1 %, R1b — 0,9 % .
Известный уральский писатель А. П. Ромашов в 1959 году опубликовал историческую повесть «Лесные всадники» о жизни угорского населения Урала и, в частности, манси в X веке, после миграции предков венгров на запад. Его же историческая повесть «Кондратий Рус», описывающая жизнь первых русских поселенцев и коренных народов Западного Урала, в том числе угорских племён, в XV веке, увидела свет в 1973 году. Повести А. П. Ромашова отличаются высокой по тем временам степенью историко-этнографической достоверности.
Попытку изобразить материально-бытовую культуру и обычаи манси предпринял известный уральский писатель С. Н. Плеханов , опубликовавший в 1985 году в литературном альманахе «Приключения-85» издательства « Молодая Гвардия » историческую повесть «Золотая баба», посвящённую поискам русскими промышленниками на Урале в первой половине XVIII века легендарного идола « Золотой Старухи », описанному иностранными авторами XVI века — в частности, С. Герберштейном , А. Гваньини и Дж. Флетчером . В 1986 году на Свердловской киностудии режиссёром В. М. Кобзевым по этой книге был создан одноимённый фильм . Проводились консультации учёных-специалистов и кропотливая работа художников по костюмам. Все роли вогуличей-манси в этой приключенческой картине исполнили актёры- казахи ( Н. Жантурин ), киргизы ( Б. Бейшеналиев , К. Дюсембаев) и пр.