Interested Article - Чакра

Иллюстрация из манускрипта по йоге 1899 года на языке брадж

Чакра ( санскр. चक्र IAST : cakra , букв. « круг , колесо , диск » ), или падма ( санскр. पद्म IAST : padma , букв. « лотос ») в духовных практиках индуизма — психоэнергетический центр в тонком теле человека , представляющий собой место пересечения каналов нади , по которым протекает прана (жизненная энергия) , а также объект для сосредоточения в практиках тантры и йоги .

Концепция чакры используется в индуизме , буддизме , множестве современных оккультных систем , а также в аюрведе и некоторых других видах альтернативной медицины .

История

Формирование представлений о чакрах

Современный взгляд на расположение чакр

Самые ранние упоминания о чакрах в контексте духовных практик можно найти уже в поздних древнеиндийских трактатах Упанишадах , в частности в « Йогататтва-упанишаде » и « » , а также в некоторых Пуранах , а ещё в « Гхеранда самхите» , « Хатха йога прадипике» , « Шива самхите », « », « », в Атласе тибетской медицины, в китайских трактатах по нейдан [ источник не указан 1396 дней ] (внутренний эликсир), в японских боевых системах (хара, тен-шо) . Основную роль в формировании концепции чакр и тесно связанной с ней концепции кундалини сыграли тантрические и йогические направления индуизма , главным образом — школы пашчимамная и йогини -каула ( англ. ).

Рецепция идеи на Западе

Концепция Ледбитера

В 1910 году была опубликована работа члена Теософского общества Чарльза Ледбитера « Внутренняя жизнь » (The Inner Life). В 1927 году увидела свет его же книга « Чакры » .

Ледбитер не столько транслировал традиционные представления, сколько реконструировал их. Согласно Ледбитеру, чакры обладают объективным феноменальным существованием и доступны для экстрасенсорного восприятия. В то же время оригинальные тексты не содержат однозначных указаний на то, действительно ли это так или же «лотосы» «создаются» йогином путём их визуализации в ходе медитативной практики .

Унифицирует Ледбитер и общее количество чакр, декларируя, что их 7. Хотя известны, описаны и не менее авторитетны системы, состоящие из 6 , 8 , 9 и другого числа «лотосов». По мнению религиоведа Олафа Хаммера , Ледбитер мог выбрать семёрку потому, что в Теософском обществе этой цифре придавали большое значение, а в «Шат-чакра-нирупане» было описано как раз 7 центров: муладхара, свадхиштхана, манипура, анахата, вишуддха, аджня и сахасрара .

Ледбитеру принадлежит несколько оригинальных утверждений о чакрах, которые впоследствии были растиражированы писателями движения нью-эйдж без указания авторства и в результате приобрели статус аксиом . Вот некоторые из них :

  • чакры представляют собой воронкообразные водовороты, завихрения энергии в каждом из тонких тел человека ( эфирном , астральном , ментальном и т. д.);
  • чакры связывают вышеупомянутые тонкие тела с физическим телом и служат передатчиками космической жизненной силы, необходимой для здоровья и благополучия индивидуума (из этого положения выросла популярная сегодня концепция балансировки и разблокирования чакр).

Концепция Вудроффа

В 1919 году издана «Змеиная сила» — объёмный труд о кундалини и чакрах, написанный сэром Джоном Вудроффом (более известным под псевдонимом Артур Авалон). Книга включает в себя перевод двух поздних тантрических текстов и критический комментарий вышеупомянутой «Внутренней жизни» Ледбитера. Тексты, вошедшие в состав произведения, это «Шат-чакра-нирупана» («Описание и исследование шести телесных центров»), которое представляет собой часть 6-й Паталы «Шри Таттва Чинтамани» (труда, написанного свами ), и «Падука-панчака» («Пятеричное подножие Гуру») .

Подход Вудроффа к описанию «лотосов» принципиально отличался от концепции Ледбитера. Вудрофф тяготел к академизму и, в известной мере, к объективности изложения сведений из первоисточников. Хотя и отступал от них в том, что проводил явные параллели между чакрами и нервными сплетениями или железами (сегодня так продолжают делать — идея стала популярной ) .

Книги Вудроффа долгие годы служили источником фактического материала для всех, кто по тем или иным причинам интересовался теорией йоги и тантры, в частности для Мирча Элиаде и основателя аналитической психологии К. Г. Юнга .

Нью-эйдж

В конце 1960-х — начале 1970-х, по мере роста интереса к эзотерическим идеям и практикам в контркультурной среде, некоторые части учения теософов, в том числе их понимание чакр, интегрируются в развивающуюся идеологию движения нью-эйдж .

В 1977 году вышла книга «Nuclear Evolution: The Rainbow Body», в которой он представил свою систему взаимосвязей между 7 чакрами и 7 спектральными цветами (их символизм играет важную роль в учении Хиллса). «Радужная модель» получила огромную известность и, подобно идеям Ледбитера, приобрела статус аксиомы .

В конце 1980-х — 1990-х чакры становятся одной из самых популярных тем для эзотерических спекуляций и постепенно «выводятся» как из теософического, так и традиционного тантрического контекста, во многом превращаясь в штамп литературы жанра «помоги себе сам», в ярлыки для обозначения различных видов жизненного опыта, набор поименованных совокупностей (личностных качеств, эмоций , причин психологических проблем, болезней и т. п.), а также понятий, пришедших из совершенно разных культур и учений, исторически никак не связанных между собой .

Система чакр

Индуизм

Основные чакры

Муладхара
Муладхара-чакра с биджа-мантрой

санскр. मूलाधार , IAST : mūlādhāra : IAST : mūla — «корень», «основа»; IAST : adhāra — «фундамент», «базис», «опора». Чакра, расположенная в области промежности рядом с половыми органами («Двумя пальцами выше ануса, двумя пальцами ниже лингама (пениса), на четыре пальца в ширину» ).

Считается, что от муладхары отходят самые главные нади ( сушумна , ида и пингала ) , а сама она является обителью Кундалини-шакти (рассматриваемой одновременно как богиня и энергия) .

Символически изображается в виде малинового (согласно «Вивека-мартанде» — золотого ) лотоса с четырьмя лепестками и санскритскими буквами IAST : va, śa, ṣa, sa на них. В центре лотоса — жёлтый квадрат (эмблема элемента «земля») с биджа-мантрой (то есть семенной мантрой) laṃ, в который вписан треугольник с вершиной, направленной вниз, — символ йони , называемый камарупа. В центре треугольника — сваямбхулингам («самовозникший», «никем не созданный» лингам), которого обвивает свёрнутая в три с половиной оборота спящая змея-Кундалини, светящаяся, как «яркая вспышка юной молнии», и закрывающая своим ртом вход в сушумну .

«Мудрый йогин, постоянно концентрирующийся на муладхаре, приобретает дардури- сиддхи („силу прыжка лягушки“). Постепенно он сможет оставить землю (и подниматься в воздух). Тело становится мощным, приходит свобода от болезней, одарённость и вездесущность. Йогин знает своё прошлое, настоящее, будущее и их причины. Он овладел неведомыми науками и <…> приобретает успех в мантрах» . Другие следствия медитации на муладхаре — совершенство речи и обретение счастья .

В шактистской тантрической традиции Шри Видья муладхара соотносится с основанием (квадратом, бхупуром) или же центром Шри Янтры .

Другие названия

  • В Тантрах: Адхара, Брахмападма, Бхумичакра, Чатурдала, Чатухпатра, Мулачакра, Мулападма.
  • В Упанишадах: Брахма, Мулаканда.
Свадхиштхана (Свадхистхана)
Свадхиштхана-чакра с биджа-мантрой

санскр. स्वाधिष्ठान , IAST : svādhiṣṭhāna : IAST : sva — «собственный»; IAST : adhiṣṭhāna — «жильё»; буквально — «собственное жильё». Чакра, находящаяся приблизительно между верхним краем лобковой кости и пупком (традиционное описание локализации — «в основании лингама (пениса)» ).

Изображается в виде алого (рубинового , кроваво-красного ) лотоса с шестью лепестками, в которые вписаны санскритские буквы IAST : ba, bha, ma, ya, ra, la . В середине лотоса — белый полумесяц, символизирующий Варуну и стихию воды, а внутри него — биджа-мантра vaṃ верхом на белом крокодиле или макаре . Внутри vaṃ — Вишну вместе с богиней Чакини или Лакшми .

В «Вивека-мартанде» свадхиштхана описывается как огненная треугольная йони, сияющая подобно расплавленному золоту или молнии, и место пребывания праны.

Результатом медитации на свадхиштхане называется освобождение от всех недостатков (например эгоизма) и болезней, получение всех сиддх, гармоничное движение вайю через все тело, знание разных шастр наизусть и всех наук, положение «владыки любви и обожания всех прекрасных богинь» , а также уподобление Брахману .

Другие названия

  • В Тантрах: Адхистхана, Бхима, Шатпатра, Скаддалападма, Вари.
  • В Упанишадах: Медхрадхара («медхра» — «пенис») , «Джаламандала» («джала» — «вода») .
Манипура
На одном лепестке вместо слога pha (फ) ошибочно изображен слог ka (क)
Манипура-чакра с биджа-мантрой

санскр. मणिपूर , IAST : maṇipūra : IAST : maṇi — «драгоценность»; IAST : pūra — «город». Чакра, расположена на два пальца выше пупка.

Представляется в виде золотого (либо «цвета тяжёлых дождевых облаков» ) лотоса с десятью лепестками. На лепестках начертаны санскритские буквы IAST : ḍa, ḍha, ṇa, ta, tha, da, dha, na, pa, pha . В центре лотоса — треугольная область огня, сияющая, как восходящее солнце. Вне треугольника — три свастики , а в середине — биджа-мантра raṃ на баране или быке. Это место обитания трехглазого Рудры цвета киновари, кажущегося белым из-за пепла, которым он вымазан, а также 4-рукой Лакини-шакти .

Утверждается, что медитация на манипуре дарует знание строения тела , силу творить и разрушать , влияние на весь мир , власть над желаниями, разрушение скорбей и болезней, возможность входить в тело другого, обманывать смерть, создавать золото, открывать средства от болезней, видеть посвящённых и находить скрытые сокровища, а также потала-сиддхи (постоянное счастье) .

Другие названия

  • Набхи-чакра, набхиштхана («набхи» — «пупок») .
Анахата

санскр. अनाहत , IAST : anāhata — «безударный», в значении «возникший не от соударения», то есть взаимодействия чего-либо). Чакра, расположенная в центре грудины. Полагается местом пребывания дживатмана .

Описывается в виде золотого (или глубокого кроваво-красного цвета) лотоса с двенадцатью лепестками и буквами IAST : ka, kha, ga, gha, ṅa, ca, cha, ja, jha, ña, ṭa, ṭha на них. Внутри лотоса — область воздуха, имеющая вид дымчатого шестиугольника, в нём — биджа-мантра yaṃ на чёрной антилопе (мантра — обитель Ишвары и жёлтой, как молния, Какини-Шакти, чьё сердце «размягчено нектаром, который Она пьёт»). В околоплоднике лотоса — шакти в форме треугольника, сверкающего, «как 10 миллионов молний». Внутри него — сияющий баналингам .

Считается, что медитация на анахату делает человека ясновидящим и яснослышащим, знающим прошлое и будущее, способным путешествовать по воздуху , бессмертным , «господином речи», необычайно привлекательным для женщин, превосходящим всех мудростью и благородством поступков, тем, чьи чувства полностью под контролем, а ум полностью поглощён осознанием Брахмана .

Другие названия

  • Хридая-чакра.
Вишуддха

санскр. विशुद्ध , IAST : viśuddha — «очищенный», «незапятнанный». Чакра, локализуемая в области горла.

Изображается в виде дымчато-пурпурного (или сияющего золотого ) 16-лепесткового лотоса с буквами IAST : a, ā, i, ī, u, ū, ṛ, ṝ, ḷ, ḷ, e, ai, o, au, ṃ, ḥ . В основании лотоса — область эфира в форме круга, подобная полной луне. В ней — биджа-мантра haṃ верхом на белом слоне, а «на коленях» у неё (биджа-мантра мыслится как дэвата) — белоснежный Ардханаришвара , или , чьё тело соединено с Парвати .

«Здесь — врата пути к великому освобождению для того, кто желает достичь богатства йоги и чьи чувства очищены и контролируются» . Тот, кто «достиг полноты знания Атмана с помощью постоянной концентрации <…> на этом лотосе, становится великим святым, красноречивым, мудрым и наслаждающимся ненарушаемым покоем сознания» . Он наблюдает прошлое, настоящее и будущее, становится всеобщим благодетелем и долгожителем, свободным от страданий и недугов, «разрушителем бесконечных опасностей» . Боги не способны противостоять ему .

Другие названия

  • Кантха-чакра («кантха» — «горло») .
Аджна (третий глаз)
Аджна-чакра

санскр. आज्ञा , IAST : Ājñā — «приказ», «команда». Межбровная чакра, в которой сходятся три главные нади (сушумна, ида и пингала), обитель «тонкого проницательного ума ( манаса )».

Эта чакра изображается в виде лотоса с двумя лепестками, на одном из которых — буква IAST : ha , а на другом — IAST : kṣa . Внутри лотоса — 6-ликая 6-рукая Шакти Хакини и белый треугольник с вершиной, обращённой вниз (символ йони ). В нём — биджа-мантра oṃ, «сияющая подобно осенней луне» . В околоплоднике лотоса — Шива в форме итара лингама , сверкающего, «как цепь вспышек молний» .

Говорится, что Бхагаван (господь Парамашива ) пребывает и проявляет себя в аджне во всей полноте, как и в сахасраре , и что йогин может поместить здесь в момент смерти свою прану, а затем войти в высшее, вечное, нерождённое божественное первоначало — Пурушу .

Результатами медитации на аджну называются: способность по своей воле быстро достигать другого тела и стать наиболее выдающимся святым и мудрецом, всезнающим и всевидящим; обретение сверхъестественных и неведомых сил (в частности, сиддхи ), положение творца, хранителя и разрушителя трёх миров . «Тот, кто постоянно размышляет над скрытым лотосом аджна, тот сразу, без сопротивления разрушает все кармы своих прошлых жизней » .

Другие названия

  • Бхрумадхья.
Сахасрара

санскр. सहस्रार , IAST : sahasrāra — «тысяча лепестков». Чакра, связываемая с областью макушки, темени (традиционное название места локализации — брахмарандхра ).

Представляется в виде светящегося белого лотоса с тысячей лепестков, «слегка окрашенных (розовым) светом восходящего солнца», внутри которого — полная луна, заключающая в себе треугольник, сверкающий, как молния. На лепестках лотоса располагаются все буквы санскритского алфавита и слог Ом, Луна истекает амритой (нектаром бессмертия и блаженства), а треугольник таит в себе Великую Пустоту (Шунью), или Бинду — корень освобождения (из круговорота сансары) .

Считается, что здесь пребывает сущность и душа всего существующего, запредельная точка чистого сознания, называемая различными именами (Парамашива, Парамапуруша, Пракрити-Пуруша, Хари-Хара и т. д.), здесь достигается полное слияние Шивы и Шакти, свобода от любых ограничений и перерождений — конечная цель йогина .

Сахасрару относят к трансцендентному, а не телесному плану, чем и объясняется тот факт, что авторы текстов обычно говорят о доктрине «шести» чакр .

«Тот, высший из людей, кто контролирует своё сознание и знает это место (в Сахасраре), никогда больше не родится снова, так как теперь нет ничего в трёх мирах, что связывало бы его. Его сознание будет под контролем, и его цель будет достигнута. Он приобретёт всю полноту силы для того, чтобы делать всё, что он захочет, и предотвращать то, что противостоит его воле. Он будет двигаться в Кха [„небо“, „эфир“, „Брахман“, „нёбо“], и речь его — проза или стихи — будет чиста и сладостна» .

Другие названия

  • Акаша-чакра .

Другие чакры

Некоторые источники упоминают и другие, «второстепенные» «лотосы»: талу-чакру (нёбную) , бхру-чакру , манас-чакру и сома-чакру, которые помещаются возле аджны , и др. Отдельные школы медитации и тантры, древние и современные, могут рассматривать свои системы чакр , включая в неё малые центры, иногда их количество доходит до десятков.

Буддизм

В буддийской йоге и тантре обычно рассматриваются три (реже четыре) чакры — сердечная, горловая и теменная, — которые соотносятся соответственно с Дхармакаей, Самбхогакаей и Нирманакаей, а также с тремя телами Будды . В отличие от индуистских традиций, высшее состояние сознания связывается не с теменным, а с сердечным центром. «Дополнительная» четвёртая чакра именуется тайной. Местом её расположения предположительно является область у основания позвоночника .

В буддийской йоге считается, что активизация чакр может привести к получению последователем таких сверхспособностей (сиддхи), как левитация (парение в воздухе,невесомость), невидимость и другие .

Иные школы и учения

Концепции, подобные системе чакр, можно найти также в других религиозных и терапевтических традициях. В частности, в китайской медицине можно провести определённые аналогии с некоторыми активными центрами (Занг-фу) в акупунктуре . В суфизме есть схожая концепция шести тонких центров в теле человека ( ). В каббале иногда с частями тела ассоциируют сфирот . В цигун энергетическими центрами являются даньтянь , в — .

Сравнительная таблица основных чакр

Чакры (1-7) 1-я 2-я 3-я 4-я 5-я 6-я 7-я
Название основная,
корневая
сакральная,
крестцовая
солнечная сердечная гортанная лобная коронная,
теменная
Санскритское название муладхара свадхистхана манипура анахата вишуддха аджна (третий глаз) сахасрара
Число лепестков 4 6 10 12 16 2 больших по 48
(всего 96)
960 и венчик из 12
Понятие в санскрите «корень», «основа» «обитель», «жильё» «город сокровищ» «неударенный звук» «очищенный» «властный приказ» «тысячелепестковый»»
Местонахождение в теле промежность (между анусом и гениталиями );
три самых нижних позвонка
впереди: два пальца ниже пупка ;
сзади: на крестце
солнечное сплетение сердечное сплетение горло , каротиды меж бровей и основание затылка верх черепа ( родничок ; макушка )
Соответствующий элемент земля вода огонь воздух эфир и акаша свет мысль

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 10 сентября 2014. 10 сентября 2014 года.
  2. Йогататтва-упанишада , шлока 138
  3. .
  4. , с. 592.
  5. , p. 368.
  6. , с. 587.
  7. Йогататтва-упанишада, шлоки 137—138
  8. Брахма-мандала-упанишаде, Брахмана IV
  9. , с. 12.
  10. , p. 182.
  11. , p. 184.
  12. , p. 184—185.
  13. Глава 5. Садхана // Шива-самхита .
  14. , с. 149.
  15. Сиддха-сиддханта-паддхати , шлока 2.1
  16. , p. 185—186.
  17. .
  18. Карл Густав Юнг . The Psyhology of Kundalini Yoga. Notes of the Seminar Given in 1932. — Princeton University Press.
  19. , p. 189.
  20. , p. 188—189.
  21. , p. 189—190, 192, 195.
  22. «Шива-самхита», шлока 5.56
  23. , с. 150.
  24. «Вивека-мартанда», шлока 168
  25. , шлоки 9—10.
  26. .
  27. «Шива-самхита», шлоки 5.64-5.67
  28. , шлока 18.
  29. «Шива-самхита», шлока 5.75
  30. «Вивека-мартанда», шлока 22
  31. «Вивека-мартанда», шлока 169
  32. , шлока 16.
  33. «Вивека-мартанда», шлоки 22,25
  34. «Шива-самхита», шлока 5.76
  35. «Шива-самхита», шлока 5.79
  36. , шлока 19.
  37. , шлоки 20,21.
  38. «Йога-сутры» Патанджали, шлока 3.29:"[Благодаря санъяме] на пупочной чакре [появляется] знание строения тела"
  39. , шлока 21.
  40. «Вивека-мартанда», шлока 170
  41. «Шива-самхита», шлоки 5.81 и 5.82
  42. , шлока 26.
  43. , шлока 24.
  44. «Шива-самхита», шлока 5.86
  45. «Вивека-мартанда», шлока 171
  46. , шлоки 26, 27.
  47. «Шива-самхита», шлока 5.90
  48. , шлоки 28,29.
  49. , шлока 30.
  50. , шлока 31.
  51. Сиддха-сиддханта-паддхати , шлока 5
  52. , шлока 33.
  53. , шлока 32.
  54. «Шива-самхита», шлока 5.97
  55. , шлоки 32, 33.
  56. , шлока 37.
  57. , шлоки 37, 38.
  58. , шлока 34.
  59. «Шива-самхита», шлока 5.111
  60. «Шива-самхита», шлока 5.103
  61. , шлоки 40—42.
  62. , шлока 42.
  63. , шлока 45.
  64. Сиддха-сиддханта-паддхати , шлока 8.
  65. Сиддха-сиддханта-паддхати , шлока 6.
  66. , с. 165.
  67. . Chapter 2. Metaphysics and Practice of Dvādaśānta // Dvādaśānta. — Мoscow: International Natha Yoga Center, 2015. — ISBN 9781311485014 .
  68. , с. 68.
  69. , с. 69.

Литература

научная
другая
  • Айенгар Б. К. С. Прояснение Пранаямы. Пранаяма Дипика = Light on Pranayama: Pranayama Dipika. — М. : Институт Йоги Патанджали, 2002. — 5,000 экз. ISBN 1-87261-006-8 , 5-94071-001-8, 1-85538-242-3.
  • Авалон А. // = The Serpent Power. — К. : Экслибрис, 1994. — 224 с.
  • Лидбитер Ч. Чакры // Лидбитер Ч. Чакры. Пёрс Дж. Мистическая спираль. — М. : Золотой Век, 1997. — С. 5—107. — 298 с. — ISBN 5-900206-33-5 .
  • . // = The Serpent Power. — К. : Экслибрис, 1994. — 224 с.
  • Сафронов А. Г. Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика. — 3. — Харьков: Ритм Плюс, 2016. — С. 12. — ISBN 978-966-2079-46-3 .
  • Сиддха-сиддханта паддхати и другие тексты натха-йогинов / Пер. и коммент. . — М. : Международный натха-йога центр, 2009. — 278 с. — ISBN 978-5-91680-005-0 .
  • Шивая Субрамуниясвами . Танец с Шивой. Современный катехизис индуизма. — К. : София, 2001. — С. 800. — ISBN 5-220-00456-5 , 5-344-00083-9.

Ссылки

Источник —

Same as Чакра