Родился 15 (27 по новому стилю) августа 1859 года в Москве в семье мещанина Новгородской слободы Иустина Анисимовича Соловьёва и его законной жены Пелагеи Ивановны. Мальчик был крещён в церкви Николы на Берсеневке, но по невыясненной причине, воспитывался затем в семье деда по материнской линии, Ивана Фроловича Фролова, в
Сергиевом Посаде
. В 1873 году он был уволен из мещанского сословия «для поступления по учёной части» и в том же году поступил в
Московское училище живописи, ваяния и зодчества
. Однокашниками Соловьёва по МУЖВЗ были известные впоследствии архитекторы
Роман Клейн
,
Иван Кондратенко
,
Григорий Котов
,
Михаил Преображенский
. Всё они находились под мощным влиянием преподавателя
Константина Быковского
, человека большой культуры и эрудиции. По-видимому, наиболее тёплые отношения у Соловьёва сложились с Семёном Суховым, в московском доме которого он часто бывал и даже некоторое время жил. С. П. Сухов скончался всего 20 лет от роду, не успев заявить о себе как практикующий архитектор
. Сблизившись с семьёй Суховых, Соловьёв в
1888 году
женится на сестре Семёна Петровича, Марии. Её младший брат,
Дмитрий Петрович Сухов
, не без участия Соловьёва тоже станет архитектором, реставратором и исследователем памятников древнерусского зодчества.
В 1876 году Соловьёв успешно окончил курс общеобразовательных дисциплин МУЖВЗ, а в 1879 году — архитектурное отделение училища по классу c Малой серебряной медалью за проект Крытого рынка, что давало звание неклассного художника архитектуры с правом на производство строительных работ. По свидетельству самого Соловьёва, под влиянием
Быковского
в том же году он поступил в
Императорскую академию художеств
(ИАХ) в
Санкт-Петербурге
. В 1882 году Соловьёв занимался производством строительных работ в Москве: осуществлял надзор за постройкой Торговых рядов Заиконоспасского монастыря на Никольской улице по проекту
М. Т. Преображенского
, который в то время находился в заграничной командировке от Академии. Спустя год сам Соловьёв окончил Академию со званием
классного художника
архитектуры 1-й степени. На его счету были Большая серебряная (1881, за проект Народного театра), Малая золотая (1881, за проект Окружного суда в столице) и
Большая золотая медаль
(1883, за проект Великокняжеского загородного дворца на Юге России), а также право на
пенсионерскую поездку
за границу. Весной 1884 года вместе с историческим живописцем
Василием Смирновым
Соловьёв выехал за границу, посетил
Германию
,
Бельгию
,
Англию
,
Италию
и
Францию
, но наибольшее время поездки провёл в Италии, где изучал архитектурные памятники
Рима
,
Равенны
,
Пизы
,
Флоренции
,
Венеции
,
Генуи
и
Палермо
. По собственному прошению, последний год пенсионерства Соловьёв посвятил изучению памятников русского зодчества. Летом 1887 года он посетил
Владимир
,
Ярославль
,
Ростов
, работал в родных для него
Москве
и
Сергиевом Посаде
. За графические работы, сделанные в Европе и России, 1 ноября 1887 года Соловьёву было присвоено звание
академика архитектуры
.
В том же году Соловьёв возвратился в Москву. С февраля 1888 года он начал педагогическую деятельность, преподавая архитектурное проектирование, перспективу и историю архитектуры в МУЖВЗ. Это поприще он не покинет до конца жизни. Кроме того, в 1889 году Соловьёв был приглашён в
Строгановское художественно-промышленное училище
, где вёл курс истории орнаментальных стилей, в 1892—1899 годах занимал должность инспектора классов и, наконец, в 1893—1896 годах неоднократно исполнял обязанности директора за болезнью, а затем и смертью
Ф. Ф. Львова
. Покинул училище в 1899 году из-за разногласий с вновь назначенным директором
.
Параллельно с преподавательской работой Соловьёв сотрудничал в органах московского городского самоуправления. В 1889—1891 годах он исполнял обязанности выбывшего по болезни участкового архитектора
А. А. Мартынова
, затем в течение года занимал должность московского городского архитектора. Впоследствии, с 1894 года, являлся членом Технического совета Строительного отделения Московской городской управы. Эта работа была тесно связана с творческой практикой Соловьёва-архитектора.
В 1890 году Соловьёв вступил в
Императорское Московское археологическое общество
, сначала как член-корреспондент, а с 1896 года — как действительный член. Принимал активное участие в работе Комиссии по сохранению древних памятников, с 1890 по 1905 годы являлся секретарём этой комиссии. Под эгидой Общества с 1898 года проводил реставрационные работы в
соборе Покрова на Рву
. Также Соловьёв состоял в
Московском архитектурном обществе
(с
1894
) и
Санкт-Петербургском Обществе архитекторов
. В качестве делегата принимал участие в работе I и III съездов русских зодчих (
1892
и
1900
), а в подготовке II съезда, проходившего в Москве в
1895 году
, активно участвовал: был куратором Архитектурно-художественной выставки, приуроченной к съезду
.
С
1899 года
Соловьёв состоял членом Общего присутствия Хозяйственного управления Ведомства Православного исповедания при
Святейшем Синоде
.
С. У. Соловьёв скончался в Москве
5 октября
[
22 сентября
]
1912
, похоронен на кладбище
Донского монастыря
. В МУЖВЗ в начале 1913 года была устроена выставка, на которой экспонировались проекты зодчего, включая его рисунки и акварели из пенсионерской поездки по Франции и Италии. В память о С. У Соловьёве было решено освобождать одного из учеников от платы за обучение
.
Творческий почерк и произведения С. У. Соловьёва
Профессионально Соловьёв сформировался как архитектор
историзма
второй половины XIX века. Так и не приняв до конца методику работы эпохи модерн, Соловьев всего раз обратился к этому стилю в проекте , где архитектор так и не смог отказаться от эклектической композиции основных объемов здания и программной трактовки фасада
. Работая в различных исторических неостилях, от
неоренессанса
до
неорусского
, ему удалось создать достаточно оригинальный язык, благодаря чему его произведения подлежат визуальной идентификации. Соловьёву присуще стремление к крупной форме, геометрической стилизации деталей, при этом он чужд пластическим трансформациям и игре с пропорциями, характерным для мастеров
модерна
. Наибольший интерес представляет созданная Соловьёвым версия
неорусского стиля
, в основе которой лежат глубоко переработанные впечатления от памятников северо-востока Руси, в том числе XVII века. Опираясь на формы зодчества
Ярославля
и особенно
Ростова Великого
, он создал образы, кардинально отличавшиеся от привычных для второй половины XIX века построек в
эклектическом русском стиле
, также апеллировавшем к московско-ярославским истокам.
В крупных постройках начала 1910-х годов Соловьёв предстаёт архитектором XX века: «Поздние произведения Соловьёва — это архитектура смелых функциональных планов, большепролётных светопроницаемых перекрытий, сложных в инженерном отношении. Это архитектура с щедрым применением сборного железобетона и металлоконструкций. Неоклассические формы в убранстве фасадов Коммерческого института и Высших женских курсов выглядят последним реверансом традиции на пороге индустриальной эпохи»
.
1887
—
1895
— Участие под руководством
К. М. Быковского
в проектировании и строительстве Клинического городка для медицинского факультета Московского университета (Москва,
Девичье поле
);
1889
—
1890
— Проект здания Строгановского художественно-промышленного училища и Музея при нём на Рождественке (не осущ.).
1894
— Церковь на 1500 чел. в селе Васильевском Самарской губ. (совм. с
И. В. Рыльским
, не сохр.?).
1894
— Перестройка флигеля усадьбы Е. Н. Станицкой в Лопухинском пер. (Москва,
Лопухинский пер
., 8).
1894
— Внутреннее убранство («возобновление») церкви Рождества Богородицы в селе Орехово Владимирской губ. (ныне г.
Орехово-Зуево
Московской обл., убранство не сохр.).
1895
—
1902
— Троицкая церковь в имении Е. А. Хомяковой в Терской области (ныне в черте г. Нальчика).
1898
—1900-е — Реставрационные и художественные работы в
соборе Покрова на Рву
(был командирован
ИМАО
на место умершего
А. М. Павлинова
): раскрытие, ремонт и реставрация главного шатра; завершение убранства придела Василия Блаженного (росписи свода, боковые иконостасы, оконницы, сень над ракой святого).
1899
—
1901
— Приют для неизлечимо больных им. Митрополита Сергия с церковью преп. Сергия Радонежского,
Погодинская улица
, 10 (перестроен и надстроен, церковь не сохр.).
1899
—
1904
— Комплекс (собор, ограда и Святые ворота со звонницей) благотворительной общины «Отрада и Утешение» (ныне пос.
Добрыниха
Московской области).
1905
— Перестройка флигелей и постройка жилых корпусов для бесплатных квартир во владении Московского Купеческого общества (Москва,
Улица Александра Солженицына
, 27).
1906
— Проект здания Приюта для вдов и сирот художников в Лаврушинском переулке (не осущ.).
Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Кунцево (1908—1913)
Публикации
Соловьёв С. У. Речь представителя Московского училища живописи, ваяния и зодчества академика архитектуры С. У. Соловьёва о значении М. Д. Быковского в русской архитектуре и в деле архитектурного образования // Торжественное чествование 29 октября 1901 года Столетней годовщины со дня рождения Основателя Московского Архитектурного общества, его первого председателя и почетного члена Академика архитектуры Михаила Доримедонтовича Быковского. М., 1903. С. 21-33.
Соловьёв С. У. Некоторые данные о деятельности К. М. Быковского // Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. М., 1907. Т. I. С. XXIX-XXXIII.
Соловьёв С. У. Доклад об осмотре Большого Успенского собора 8 мая 1895 г. // Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. Т. XVII. М., 1900. С. 349—350.
Соловьёв С. У. Сообщение об осмотре царских гробниц в Архангельском соборе // Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. Т. XX, в. 1. М., 1904. С. 71.
Соловьёв С. У. О реставрации Покровского Василия Блаженного собора // Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. Т. XVIII. М., 1901. С. 188—196.
Соловьёв С. У. Отчёт об осмотре Покровского Василия Блаженного собора, произведённом совместно с К. М. Быковским, И. П. Машковым, А. А. Потаповым и В. И. Сизовым // Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. Т. XIX, в. 2. М., 1901. С. 23, 28; Т. XIX, в. 3. М., 1902. С. 20 — 21; Т. ХХ, в. 2. М., 1904. С. 123.
Соловьёв С. У. Доклад об осмотре Новоспасского монастыря в Москве // Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. Т. XVII. М., 1900. С. 332.
Соловьёв С. У. Доклад об осмотре предполагаемых работ в Богородичном приделе Чудова монастыря // Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. Т. XIX, в. 1. М., 1901. С. 8.
См. также
Архитекторы 1859 года рождения — ровесники Соловьёва:
Печёнкин И. Е.
от 11 июля 2021 на
Wayback Machine
. — М.: ABCdesign, 2020. — С. 21.
Печёнкин И. Е.
от 11 июля 2021 на
Wayback Machine
. — М.: ABCdesign, 2020. — С. 21—23.
Соловьёв С. У.
Некоторые данные о деятельности К. М. Быковского // Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. М., 1907. Т. I. С. XXIX-XXXIII.
Печёнкин И. Е.
от 11 июля 2021 на
Wayback Machine
. — М.: ABCdesign, 2020. — С. 34—39.
Печёнкин И. Е.
от 11 июля 2021 на
Wayback Machine
. — М.: ABCdesign, 2020. — С. 265—267.
Печёнкин И. Е.
от 11 июля 2021 на
Wayback Machine
. — М.: ABCdesign, 2020. — С. 42—44.
Печёнкин И. Е.
от 11 июля 2021 на
Wayback Machine
. — М.: ABCdesign, 2020. — С. 47.
Латош. В.
(неопр.)
Дата обращения: 14 января 2020.
6 августа 2019 года.
Печёнкин И. Е.
от 11 июля 2021 на
Wayback Machine
. — М.: ABCdesign, 2020. — С. 277.
Литература
Печёнкин И. Е.
. — М.: ABCdesign, 2020. — 344 с., ил. — ISBN 978-5-4330-0156-5.
. —
М.
: Изд. дом Руденцовых, 2012. — 228 с. — (Архитектурное наследие России). —
ISBN 978-5-902887-13-3
.
Лисовский В. Г.
Архитектор Сергей Соловьёв. // Строительство и архитектура Москвы. — 1985. — № 5. — С. 20—22.
Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма: Биографический словарь. / Под рук. А. Ф. Крашенинникова. —
М.
, 1998. — С. 225—227.
Исаев П. Н.
Строгановка 1825—1918: Биографический словарь. — Т. 1. —
М.
, 2004. — С. 50—51.