Interested Article - Хождение Богородицы по мукам

«Хожде́ние Богоро́дицы по му́кам» — довольно популярный в славянской письменности апокриф , представляющий собой перевод и отчасти переделку греческого «Откровения пресвятой Богородицы». Текст описывает муки грешников в аду . Пользовался особой популярностью у старообрядцев .

Древнейший список «Хождения», относящийся к XII веку , был издан И. И. Срезневским , параллельно с греческим текстом, в « » (1863).

Содержание

Апокриф описывает мучение грешников в аду . Богородица после молитвы на Елеонской горе в сопровождении архангела Михаила проходит места, где мучаются грешники. В первом месте мучились язычники, почитающие Трояна , Велеса и Перуна . В другом месте была тьма. В третьем — огненная река , где казнились те, кто был проклят родителями, ел человеческое мясо или лжесвидетельствовал . Затем Богородица увидела ростовщика , который висел вниз головой и был пожираем червями. Дальше была подвешенная за зубы сплетница . На севере ада мучились на раскалённых скамьях и огненных столах грешники, которые опаздывали на воскресное богослужение или не приветствовали священников. Также в аду описывается железное дерево , на котором за языки были подвешены клеветники . Особое место среди грешников занимают нерадивые церковные служители, уважаемые на земле патриархи и епископы , а также попадьи (жёны священников, попов), повторно вышедшие замуж. Для лукавых христиан было приготовлено огненное озеро .

Поражённая мучениями, Богородица обращается к Господу с мольбой об облегчении участи грешников: « Владыка, я не прошу за неверных жидов , но прошу милосердия твоего для христиан ». Её мольбу поддерживают пророки , апостолы и евангелисты . Господь по молитвам Матери даёт облегчение грешникам, заключающееся в том, что мучения их прекращаются на время «от Великого четверга до Троицина дня » — только для христиан; помиловать же совершенно Христос соглашается их только в том случае, если Богоматерь снова увидит Его распятым на кресте.

Издания

  • Срезневский И. И , Древние памятники русского письма и языка (X—XIV вв.): Общее повременное обозрение. — СПб., 1863. — С. 204—217.
  • Тихонравов Н. С. , Памятники отречённой русской литературы. — М., 1863. — Т 2. — С. 23—39.
  • Хождение Богородицы по мукам / Подг. текста, перевод и комм. М. В. Рождественской // ПЛДР: XII век. — М., 1980. — С. 166—183, 651—652.
  • перевод Марии и Вадима Витковских, 2001 г., в: Апокрифические апокалипсисы. Под ред. Витковская, М. Г., Витковский, В. Е. Серия: Античное христианство. — Издательство: CПб.: Алетейя, 279 страниц, 2001. ISBN 5-89329-223-5 , с.238-251

Влияния

На «Хождение» оказали влияние « », « » (монаха, 368—430) и другие сочинения .

«Хождение» повлияло на народную поэзию , в частности на создание духовных стихов. Особенно заметно это влияние на стихе «об нынешнем веке и о будущем», где повторяются многие изречения «Хождения…» .

Некоторые мотивы «Хождения Богородицы по мукам» использовал в своём творчестве Ф. М. Достоевский, в частности, при написании главы « Великий инквизитор » романа « Братья Карамазовы » .

Примечания

  1. ↑ Хождение Богородицы по мукам // Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь / Под ред. О. В. Творогова. М., 1996.
  2. от 2 мая 2019 на Wayback Machine
  3. «Слово Палладия мниха о втором пришествии Христове и о страшном суде, и о будущей муце, и о умилении души»
  4. ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Ссылки

  • (пер. с греческого) / Русская апокрифическая студия.
  • (неопр.) .
  • // Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь / Под ред. О. В. Творогова. М., 1996.

Same as Хождение Богородицы по мукам