Interested Article - Татский язык

Та́тский язы́к (самоназвание: зухун тати , zuhun tati , zuban tati , parsi ) — название, принятое для обозначения группы диалектов татов -мусульман, горских евреев и армяно-татов . Многие исследователи считают их самостоятельными языками. В Дагестане обладает статусом одного из официальных языков. Мусульманско-татский, напротив, является исчезающим и вытесняется азербайджанским в Азербайджане , классифицируется как « язык в серьёзной опасности исчезновения » по критериям «Атласа языков мира в опасности», изданного UNESCO .

Общая характеристика

Принадлежит к западной подгруппе иранских языков . Распространён в Азербайджане и России (Южный Дагестан ). Число говорящих в России ок. 3 тыс. человек (2002 г., перепись) . Число говорящих в Азербайджане точно не известно.

Варианты названий — «зуһун тати», «парси», «фарси» или по названию местности, напр. « » от названия с. Лахыдж . В Азербайджане распространён в Апшеронском , Губинском , Шабранском , Хызинском , Сиазаньском , Исмаиллинском и Шемахинском районах ; в России — в Южном Дагестане.

Распространение татского языка (жёлтым)

Некоторые учёные считают татский язык диалектом персидского языка (лахджа-йе тати) . От современного персидского он отличается наличием ротацизма (соответствием в известных положениях звука «r» персидскому «d»), обычным отсутствием изафета , сохранением ряда исконных среднеперсидских архаизмов, сохранение иранского v- в начальной позиции. В грамматике — препозитивная качественная определительная конструкция, отсутствие местоименных энклитик, наличие ряда вторичных личных и неспрягаемых форм глагола, аналитических по происхождению. Испытывает структурное и лексическое влияние азербайджанского языка. В своей лексике татский язык также весьма близок к персидскому, с соответствующим учётом фонетических изменений. Из двух типов определительной конструкции, известных иранским языкам, в татском языке более распространён тип с препозицией определения, структурно совпадающий с аналогичной конструкцией в талышском языке .

Исторически татский язык восходит к среднеперсидским говорам переселенцев в Закавказье, испытавшим в дальнейшем мощное воздействие со стороны северо-западного иранского языка азери и позднее тюркского азербайджанского языка .

Изучение персидской литературы созданного средневековыми авторами Закавказья ( Хагани ) выявляет в них наличие ряда особенностей, присущих татскому языку . Это говорит о том, что прототип нынешнего татского языка начал складываться в Закавказье в XI—XII вв.

Значительный пласт заимствований составляют тюркизмы и арабизмы. Русские заимствования в большом количестве проникают в послереволюционное время. Заимствования из горских языков не идентифицированы.

Язык пока ещё недостаточно изучен. Главным образом известен по записям Миллера начала и сер. XX века В Азербайджанской Республике официального статуса не имеет и не преподаётся. Письменность на основе азербайджанской латиницы. В качестве литературного языка таты используют азербайджанский язык .

Диалекты

Карта распространения татских диалектов, составленная А. Л. Грюнбергом в 1963 году

В настоящее время татский язык весьма раздроблен в говорном отношении. Каждые два-три селения имеют свой говор, отличие которого от соседних хорошо осознаётся говорящими. Для определения границ между группами говоров существенное значение имеет значительная разница между шиитскими и суннитскими говорами. Так, А. Л. Грюнберг делит татско-мусульманские говоры Азербайджана на суннитские (северные) и шиитские (центральный и южные), особняком ставя говор Лахиджа . Помимо собственно татов, татским языком владеют и группы немусульманского населения Закавказья — татоязычные армяне и горские евреи, в среде которых сформировались собственные диалекты татского языка.

Армяно-татский язык

Начиная приблизительно с XV века часть местного армянского по миафизической религии населения, находившегося в условиях культурного давления со стороны мусульманского окружения, стала переходить на татский язык.

Горско-еврейский язык

Еврейский диалект (« джуури », или « джухури ») формировался аналогично другим еврейским языкам идишу , лади́но , киврули и т. п. За долгое время культурной изолированности диалект горских евреев претерпел значительные изменения, и взаимопонимание между носителями собственно татского языка и «еврейского» диалекта не исключено полностью, но затруднено. Лексика насыщена заимствованиями из арамейского и древнееврейского языков. Распространён в северных районах Азербайджанской Республики (г. Губа ), в районе г. Дербента (Южный Дагестан, Россия), а также в Нальчике , Москве и некоторых других городах России. Значительная часть носителей языка проживает в Израиле, а кроме того в США, Канаде, Германии и др. Письменность до 1929 года на основе еврейского алфавита, с 1929 года — латинского, а в 1938 году официально принят кириллический алфавит.

С обретением письменности диалект «джуури» не приобрёл собственного научного названия и официально продолжал именоваться «татским языком».

В соответствии с Конституцией Республики Дагестан от 1994 г. диалект горских евреев под названием «татский язык» признан одним из литературных языков республики, где преподаётся как предмет в начальной и средней школе; ограниченно издаётся учебная и художественная литература, газета « Ватан ». Тем не менее диалект имеет тенденцию к сокращению числа говорящих, как в связи с эмиграцией евреев в Израиль, так и с постепенным переходом горских евреев на другие языки (русский язык в Дагестане, азербайджанский и русский в Азербайджане, иврит в Израиле и т. д.) .

Письменность

Мусульманско-татский

До 1928 года татами-мусульманами она одна могла быть использована для записи татской речи.

Впоследствии же мусульманско-татский стал практически бесписьменным. До присоединения Закавказья к Российской Империи таты использовали в качестве письменного языка исключительно фарси , даже сам разговорный диалект татов-мусульман имел и имеет такое название до сих пор на Апшероне . Письменность на основе азербайджанской латиницы используется редко и спорадически.

Развитие письменности в горско-еврейском

До 1928 года горские евреи пользовались еврейским алфавитом, приспособленным для татского языка. В 1928—1938 годах использовался латинский алфавит, а с 1938 года — алфавит на основе кириллицы:

А а Б б В в Г г Гъ гъ Гь гь ГI гI Д д
Е е Ё ё Ж ж З з И и Й й К к Л л
М м Н н О о П п Р р С с Т т У у
Уь уь Ф ф Х х Хь хь Ц ц Ч ч Ш ш Щ щ
Ъ ъ Ы ы Ь ь Э э Ю ю Я я

В Азербайджане для татского языка (всех конфессий татоязычного населения) с начала 1990-х гг. используется азербайджанская латиница.

A a B b C c Ç ç D d E e Ə ə F f
G g Ğ ğ H h X x I ı İ i J j K k
Q q L l M m N n O o Ö ö P p R r
S s Ş ş T t U u Ü ü V v Y y Z z

Лингвистическая характеристика

Морфология татского языка («мусульманского» варианта п-ва Апшерон)

Грамматически татский язык Апшерона чрезвычайно близок фарси, даже самоназвание его «parsi». В отличие от персидского, в татском существует глагольная форма настоящего времени, аналогичная азербайджанской и восточноармянской, образуемая инфинитивом с предлогом «в» — ba\ä- плюс глагол существования , возможно это произошло вследствие влияния этих языков-таты контактировали и с азербайджанцами, и с армянами на протяжении более тысячи лет, возможно, это влияние каких-то вымерших языков на современные.

Местоимения
Татский язык Русский язык Персидский язык
mən я من
ты تو
u он, она, оно او
imu мы ما
işmu вы شما
işu они ایشان

Глагол

Флексии:

Ед. ч. Мн. ч.
1 лицо -üm -im
2 лицо -i , сингармонич. -ind , сингармонич. -ünd
3 лицо -u , сингармонич. -ünd

Также значимо практически полное отсутствие изафета (ограниченно употребляется при связке, если первое слово оканчивается на гласный).

В литературе

Писатели, писавшие на татском языке

На горско-еврейском и русском языках писали дагестанские писатели Хизгил Авшалумов , Миши Бахшиев и др.

Горско-еврейский язык «джуури» активно используется в литературном творчестве как на Кавказе, так и в Израиле.

См. « Татские писатели ».

Упоминания в художественной литературе

Татский язык упоминается в рассказе Виктории Токаревой «Зануда» :

Поговорив немного о любви, Женька перешёл к дружбе. Он рассказал Люсе о своём приятеле, который на спор выучил язык народности таты. Этот язык знают только сами таты и Женькин приятель, и больше никто.

Это согласуется с данными переписи населения 1989 года , согласно которой татским языком владели только сами таты и горские евреи .

Примечания

  1. в книге "Языки народов СССР" т. 1, в разделе татский язык есть даже фраза "farsi äz tu xubtä müdünüm" - "лучше тебя знаю фарси (имея в виду татский Апшерона)
  2. Дата обращения: 13 октября 2011. 12 мая 2006 года.
  3. 4 июня 2011 года.
  4. . от 17 февраля 2010 на Wayback Machine
  5. Дата обращения: 19 декабря 2008. 6 февраля 2009 года.
  6. «Borhan-e qate’», т. I, Tehran, 1951, с. 41
  7. Соколова В. С. Очерки по фонетике иранских языков. Ч. 1. М.-Л., 1953
  8. Хагани. Диван
  9. Таты, их расселение и говоры (Материалы и вопросы) Проф. Б. Миллер. Издание Общества Обследования и Изучения Азербайджана. Баку 1929. Напечатано в типографии Азгиз’а. Б. Морская, уг. Краснопресненской, 16. Главлит 3402. Тираж 1000. Заказ 548. Редакционная коллегия: проф. О. А. Байрашевский, проф. Г. С. Губайдуллин, А. Р. Зифельдт-Симумяги, Г. Г. Султанов. Ответственные редакторы: Гамид Султанов и А. Р. Зифельдт-Симумяги. от 15 августа 2011 на Wayback Machine
  10. Дата обращения: 19 декабря 2008. Архивировано из 18 декабря 2008 года.
  11. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  12. N. B. Cəfərova. Əlifba. — Bakı: «MAARİF» nəşriyyati, 1996. — С. 55. — 80 с. — 5000 экз.
  13. в арм. и азерб. — с помощью суффиксов местного падежа — um и -da соответственно
  14. -um плюс связка в восточноарм. и -mag-da плюс связка в современном азербайджанском.
  15. фактически по аналогии есть и вариант -i , например в diri, gu(f)ti-
  16. вероятно под влиянием тюркских языков
  17. стр. 113 «Иранские языки I» . стр 107—126: Б. В. Миллер. Татские тексты. М. 1945 г.
  18. . Дата обращения: 3 октября 2017. 23 сентября 2014 года.

Ссылки

  • (немало сведений о грамматике, в том числе спряжение неправильных глаголов)

Литература

  • Агарунов Я. М., Агарунов М. Я. Татско (еврейско)-русский словарь. М., 1997.
  • Дадашев М. Б. Русско-татский (горско-еврейский) словарь. М., 2006.
  • Грюнберг А. Л. Язык североазербайджанских татов. Л., 1963.
  • Грюнберг А. Л. Давыдова Л. Х. Татский язык, в кн: Основы иранского языкознания. Новоиранские языки: западная группа, прикаспийские языки. М., 1982.
  • Грюнберг А. Л. Татский язык. // Языки мира / РАН. Ин-т языкознания; Редкол.: В. Н. Ярцева (пред.) и др. — М.: Индрик, 1997. — Иранские языки. Ч. 1: Юго-западные иранские языки / Редкол.: В. С. Расторгуева (отв. ред.) и др. — 207 с.
  • Миллер В. Ф. Материалы для изучения еврейско-татского языка. СПб., 1892.
  • Миллер В. Ф. Опыт грамматики татского языка. Ч. 2. М., 1907.
  • Миллер В. Ф. Очерки морфологии еврейско-татского наречия. СПб., 1892.
  • Миллер В. Ф. Татские этюды. Ч. 1. Тексты и татско-русский словарь. М., 1905.
  • Соколова В. С. Очерки по фонетике иранских языков. Ч. 1. М.—Л., 1953.
Источник —

Same as Татский язык