Interested Article - Борис и Глеб

Бори́с и Глеб (в крещении Рома́н и Дави́д ; убиты в 1015 году ) — русские князья , сыновья киевского великого князя Владимира Святославича . В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были, по официальной версии, убиты своим старшим братом Святополком , который позднее получил от историографов прозвище «Окаянный». Борис и Глеб стали первыми русскими святыми , их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев , сделав их покровителями Русской земли и «небесными помощниками» русских князей.

Истории Бориса и Глеба посвящены одни из первых памятников древнерусской литературы: « Сказание » Иакова Черноризца и « Чтение » Нестора Летописца . В честь братьев было построено множество храмов и монастырей.

Происхождение

Согласно древнейшему свидетельству — «Сказанию о Борисе и Глебе» XI века, оба брата были от одной из жён Владимира — «болгарыни» . В летописных сборниках с XVI века существовала традиция возводить Бориса и Глеба по родству к византийской царевне Анне. В дальнейшем одна часть историков — Василий Татищев , Сергей Соловьёв , Анджей Поппэ и другие — приняла эту традицию. Однако такое сближение критикуется некоторыми исследователями (например, Алексеем Толочко и С. М. Михеевым ). Другая часть историков (например, Леонтий Войтович , Евгений Пчелов ) остановилась на том, что они были сыновьями неизвестной «болгарыни», возможно, из волжских болгар .

Жизнеописание

«Сказание о Борисе и Глебе»
(лицевые миниатюры из Сильвестровского сборника XIV века)
1. Борис и Глеб удостаиваются Иисусом Христом мученических венцов
2. Борис идёт на печенегов

Братья Борис и Глеб были младшими единокровными братьями Святополка Окаянного и Ярослава Мудрого , сыновьями киевского князя Владимира Святославича и его жены — византийской царевны Анны из Македонской династии, которая была единственной сестрой правящего императора Византии Василия II Болгаробойцы (976—1025) и внучкой императора Константина VII Багрянородного . Источники разделяют имена братьев: Борис и Глеб — имена, полученные при рождении, Роман и Давид — при крещении . Однако имя Борис к тому времени уже перестало быть языческим и могло использоваться для наречения при крещении (в X веке уже был канонизирован князь Борис I , крестивший Болгарию ) . Имя Глеб относится к языческим именам и известно по рассказу Иоакимовской летописи об убийстве Святославом Игоревичем своего брата Глеба за исповедание христианства . Около 987—989 гг. Борис получил от отца Ростов , а Глеб — Муром .

Гибель братьев

Оба брата, согласно общепринятой версии, были убиты Святополком Окаянным во время борьбы за власть.

Когда увидел дьявол , исконный враг всего доброго в людях, что святой Борис всю надежду свою возложил на Бога , то стал строить козни и, как в древние времена Каина , замышлявшего братоубийство, уловил Святополка. Угадал он помыслы Святополка, поистине второго Каина: ведь хотел перебить он всех наследников отца своего, чтобы одному захватить всю власть. Сказание о Борисе и Глебе

Убийство Бориса

Каноническая версия, известная как из летописного материала, так и по древнерусским агиографическим сказаниям, рассказывает множество подробностей о гибели братьев. В 1015 году заболел отец братьев — великий князь Владимир Святославич, и Борис был призван в Киев . Вскоре по его прибытии стало известно о вторжении печенегов , и отец послал его с дружиною для отражения их набегов. Борис нигде не встретил печенегов и, возвращаясь обратно, остановился на реке Альте . Здесь он узнал о смерти отца и о занятии великокняжеского стола единокровным братом Святополком. Дружина предложила идти на Киев и овладеть престолом, но Борис не хотел нарушать святости родовых отношений и с негодованием отверг это предложение, вследствие чего дружинники отца покинули его, и он остался с одними своими отроками .

Между тем Святополк, который, извещая Бориса о смерти отца, предлагал быть с ним в любви и увеличить его удел , на самом деле хотел устранить потенциальных претендентов на обладание княжеством, убив сыновей Владимира. (Сам он должен считаться сыном Ярополка : его мать была беременна в тот момент, когда Владимир отнял её у своего брата, — поэтому Святополка называют то сыном Владимира, то племянником). Святополк отправил Путшу и вышегородских бояр с поручением убить брата — так как симпатии к Борису народа и дружины делали его опасным соперником. Путша с товарищами пришёл на Альту, к шатру Бориса, ночью на 24 июля; услыхав пение псалмов , доносившееся из шатра, Путша решился дождаться, пока Борис ляжет спать. Как только тот, вдвойне опечаленный смертью отца и слухами о злодейском намерении брата, окончил молитву и лёг спать, ворвались убийцы и копьями пронзили Бориса и его слугу венгра Георгия, пытавшегося защитить господина собственным телом.

Ещё дышавшего Бориса убийцы завернули в шатёрное полотно и повезли. Святополк, узнав, что тот ещё жив, послал двух варягов прикончить его, что они и сделали, поразив его мечом в сердце. Тело Бориса тайно было привезено в Вышгород и там погребено у церкви Святого Василия. Борису было около 25 лет .

Убийство Глеба

После убийства Бориса Святополк позвал в Киев Глеба, опасаясь, что тот, будучи полнородным (не только единокровным, но и единоутробным) братом убитого Бориса, может стать мстителем. Когда Глеб остановился возле Смоленска , он получил от четвёртого брата — Ярослава — известие о смерти отца, о занятии Киева Святополком, об убийстве им Бориса и о намерении убить и его, Глеба; при этом Ярослав советовал ему не ездить в Киев .

Как гласит житие , когда юный князь со слезами молился об отце и брате, явились посланные к нему Святополком и проявили явное намерение убить его. Сопровождавшие Глеба отроки, по известиям летописей , приуныли, а по житиям святого князя им запрещено было употреблять в защиту его оружие. Горясер, стоявший во главе посланных Святополком, приказал зарезать князя его же повару, родом торчину . Убийство Глеба произошло 5 сентября 1015 года. Тело Глеба убийцы погребли «на пусте месте, на брези межи двемя колодами» (то есть в простом гробу, состоящем из двух выдолбленных брёвен). Е. Е. Голубинский указал, что речь идёт о погребении тела непосредственно на месте убийства на берегу Днепра вниз от Смоленска в пяти верстах от города .

В 1019 году, когда Ярослав занял Киев, по его приказу тело Глеба было отыскано, привезено в Вышгород и погребено вместе с телом Бориса у церкви Святого Василия.

Дискуссия о достоверности общепринятой версии

Существует также версия, согласно которой в смерти Бориса на самом деле виноват не Святополк Окаянный, а «хороший» брат Ярослав Мудрый, позже замаскировавший своё участие. В 1834 году профессор Санкт-Петербургского университета Осип Сенковский , переведя на русский язык « Сагу об Эймунде » («Эймундова прядь») , обнаруживает там, что варяг Эймунд вместе с дружиной был нанят Ярославом Мудрым. В саге рассказывается, как конунг Ярислейф (Ярослав) сражается с конунгом Бурислейфом, причём в саге Бурислейфа лишают жизни варяги по распоряжению Ярислейфа. Одни исследователи предполагают под именем «Бурислейфа» Бориса, другие — польского короля Болеслава , которого сага путает с его союзником Святополком.

Затем некоторые исследователи на основании «Саги об Эймунде» поддержали гипотезу, что смерть Бориса — «дело рук» варягов, присланных Ярославом Мудрым в 1017 году, учитывая, что, по летописям, и Ярослав, и Брячислав, и Мстислав отказались признать Святополка законным князем в Киеве. Лишь два брата — Борис и Глеб — заявили о своей верности новому киевскому князю и обязались «чтить его как отца своего», и для Святополка весьма странно было бы убивать своих союзников. До настоящего времени эта гипотеза имеет как сторонников , так и противников .

Кроме того, историографы и историки, начиная с С. М. Соловьёва , предполагают, что повесть о смерти Бориса и Глеба явно вставлена в « Повесть временных лет » позже, иначе летописец не стал бы снова повторять о начале княжения Святополка в Киеве .

В древнерусской литературе

Иван Билибин «Святые Борис и Глеб на корабле»

Святые Борис и Глеб — традиционные персонажи литературных произведений агиографического жанра, среди которых особое место занимает « Сказание о Борисе и Глебе », написанное в середине XI века в последние годы княжения Ярослава Мудрого . Позднее «Сказание» дополнилось описанием чудес святых («Сказание о чудесах»), написанных в 1089—1115 годы последовательно тремя авторами. Всего «Сказание о Борисе и Глебе» сохранилось более чем в 170-и списках , а возможным автором на основании изысканий митрополита Макария и М. П. Погодина считают Иакова Черноризца .

Существует также « Чтение о Борисе и Глебе », написанное преподобным Нестором Летописцем . По мнению ряда исследователей, «Чтение» было написано раньше «Сказания», созданного, по их версии, после 1115 года на основе «Чтения» и летописного материала .

В отношении рассказов об убийстве Бориса и Глеба в древнерусских летописях существует мнение, что все они до статьи 6580 (1072 год) являются более поздними вставками, сделанными не ранее перенесения мощей братьев, описанного в этой статье . Это связано как с началом зарождения почитания святых братьев, так и с осмыслением в середине — третьей четверти XI века истории их смерти в контексте библейской заповеди «не убий» после отмены на Руси кровной мести .

С. М. Михеев полагает, что источником всех сочинений является варяжская легенда об убийстве Бориса, дополненная затем русским рассказом о гибели Глеба и о борьбе Ярослава со Святополком. На их основе была создана летописная повесть о Борисе и Глебе, а затем «Чтение» и «Сказание» . По мнению А. А. Шахматова «Чтение» и «Сказание» являются результатом творческой переработки общего протографа , которым, по его мнению, является «Древнейший киевский летописный свод» второй четверти XI века .

Почитание

Канонизация

Борис и Глеб на конях
(икона XIV века, ГТГ )

Борис и Глеб считаются первыми русскими святыми, однако дата их канонизации вызывает споры :

  • По мнению А. А. Шахматова это связано с перенесением около 1020 года тела Глеба с берега реки Смядыни в Вышгород и его погребением у церкви Святого Василия;
  • в своём сочинении «История канонизации русских святых» (1893) также связывает начало почитания с вышеуказанным фактом, но расширяет временные рамки канонизации до 1039 года, связывая её с киевским митрополитом Иоанном I ;
  • митрополит Макарий (Булгаков) считает, что почитание Бориса и Глеба началось после постройки в 1021 году в Вышгороде первой деревянной церкви во имя этих святых (освящена 24 июля). Этому предшествовало открытие мощей братьев после пожара, уничтожившего церковь Святого Василия, у которой они были погребены .

Наиболее достоверной, по мнению исследователей ( Е. Е. Голубинского , М. К. Каргера , Н. Н. Ильина, М. Х. Алешковского, А. С. Хорошева, А. Поппэ), является канонизация Бориса и Глеба, произошедшая при перенесении (либо непосредственно после) их мощей в новую каменную церковь. Эта торжественная церемония по летописным сведениям была совершена 2 мая 1072 года при участии детей Ярослава Мудрого князей Изяслава , Святослава и Всеволода , киевского митрополита Георгия , ряда других архиереев и киевского монашества . При этом братьям сразу было установлено не местное , а общецерковное почитание, сделавшее их патронами Русской земли .

Существует версия и более поздней канонизации Бориса и Глеба — 2 мая 1115 года, когда состоялось перенесение их мощей в храм, построенный князем Изяславом Ярославичем . Эта датировка не находит поддержки у исследователей, которые указывают на присутствие имён Бориса и Глеба как святых в документах последней четверти XI века, особенности их гимнографии и факт перенесения частицы их мощей в Чехию в 1094—1095 годах .

Братья были канонизированы как страстотерпцы , что подчёркивает принятие ими мученической смерти не от рук гонителей христианства, а от единоверцев и их мученический подвиг состоит в беззлобии и непротивлении врагам . Однако в отношении причины канонизации Е. Голубинский отмечает, что братья были канонизированы не за мученическую смерть, а по причине чудотворений, происходящих на могилах святых (особо он подчёркивает, что князь Святослав , также сын великого князя Владимира, убитый Святополком, не был канонизирован, так как был убит и погребён в Карпатских горах и сведения о чудесах от его гроба неизвестны) .

Упоминание Бориса и Глеба в списке святых в берестяной грамоте № 906 3-й четверти XI века почти совпадает со временем их канонизации .

Борис под именем Роман Русский и Глеб под именем Давид Польский входят в список святых Римско-католической церкви .

Святой Глеб считается покровителем хлебных злаков по причине созвучия слов Глеб и хлеб .

Почитание в России

Явление Бориса и Глеба перед Невской битвой

Первоначально Борис и Глеб стали почитаться как чудотворцы-целители , а затем русские люди и преимущественно княжеский род стали видеть в них своих заступников и молитвенников. В похвале святым, содержащейся в «Сказании», их называют заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей:

Воистину вы цесари цесарям и князья князьям, ибо вашей помощью и защитой князья наши всех противников побеждают и вашей помощью гордятся. Вы наше оружие, земли Русской защита и опора, мечи обоюдоострые, ими дерзость поганых низвергаем и дьявольские козни на земле попираем. Сказание о Борисе и Глебе

Летописи полны рассказами о чудесах исцеления, происходивших у их гроба (особый акцент на прославлении братьев как целителей сделан в древнейшей церковной службе святым, датируемой XII веком ), о победах, одержанных их именем и с их помощью (например, о победе Рюрика Ростиславича над Кончаком , Александра Невского над шведами в Невской битве ), о паломничестве князей к их гробу (например, Владимира Володаревича , князя галицкого , Святослава Всеволодовича — князя суздальского) и т. д.

Академик Д. С. Лихачёв отмечает: «Политическая тенденция культа Бориса и Глеба ясна: укрепить государственное единство Руси на основе строгого выполнения феодальных обязательств младших князей по отношению к старшим и старших по отношению к младшим» .

Знаток древнерусской культуры С. С. Аверинцев писал: «Бориса и Глеба {…} веками помнили все. Получается, что именно в „страстотерпце“, воплощении чистой страдательности, не совершающем никакого поступка, даже мученического „свидетельствования“ о вере, а лишь „приемлющем“ свою горькую чашу, святость державного сана только и воплощается по-настоящему. Лишь их страдание оправдывает бытие державы. А почему так — об этом нужно думать обстоятельно и неторопливо» .

Дни памяти

Памятник святым страстотерпцам Борису и Глебу на главной площади в Вышгороде, Украина

В честь Бориса и Глеба установлены следующие празднования (по юлианскому календарю ):

Памятник Борису и Глебу у стен Борисоглебского монастыря в Дмитрове ( 2006 год , скульптор — А. Ю. Рукавишников)

Празднование памяти святым 24 июля с начала XII века постоянно встречается в месяцесловах ( Мстиславово Евангелие , начало XII века; Юрьевское Евангелие , 1119—1128 годы; Добрилово Евангелие , 1164 год и другие) . Изначально день памяти в месяцесловах относился к малым праздникам (святые со славословием ), затем стал отмечаться как средний (святые с полиелеем ), а со второй половины XII века этот день памяти в месяцесловах начали сопровождать знаком креста в круге, которым отмечают главные после двунадесятых церковные праздники . Остальные дни памяти реже встречаются в древнерусских месяцесловах.

Впервые все три дня памяти вместе встречаются в Московском типиконе 1610 года . В нём 2 мая положено совершать память святым с полиелеем и более торжественно, чем приходящееся на этот же день празднование памяти одного из Отцов Церкви святителя Афанасия Александрийского . В уставе церковных служб кремлёвского Успенского собора на 2 мая указано: «Афанасию Великому, егда будет невместно вкупе пети с Борисом и Глебом, то пети в 4-й день, трезвон средней, а Борису и Глебу трезвон большой, благовест в ревут» . В современных минеях Русской православной церкви на 2 мая указывается совершать святым полиелейную службу.

Строительство храмов и монастырей

Строительство Борисоглебского храма в Вышгороде и перенесение в 1115 году мощей братьев в новый храм

Центром почитания Бориса и Глеба в домонгольский период стала церковь в их честь, построенная в Вышгороде в 1115 году . В ней кроме мощей хранились и другие реликвии, связанные с братьями. Среди них был меч Бориса, вывезенный в 1155 году во Владимир князем Андреем Боголюбским . Церковь была разрушена во время нашествия Батыя на Киев в 1240 году . При этом были утрачены мощи святых братьев и попытки их обрести вновь, предпринимавшиеся в 1743, 1814 и 1816 годах, не дали результата .

В 1070-е годы были построены деревянные храмы и на местах убийства братьев. Вскоре их заменили на каменные: в 1117 году на реке Альте (место убийства Бориса), а в 1145 году на Смядыни (место убийства Глеба) . Уже при деревянных церквях образовались монастыри (на Альте — ранее 1073 , Борисоглебский монастырь на Смядыни — не позднее 1138 года ).

В честь святых братьев возникло много церквей и обителей в разных городах России. До середины XVI века летописец приводит более 20 случаев построения церквей в их честь. К древнейшим из них относятся:

В домонгольский период кроме монастырей при храмах, построенных на местах убийства братьев, были основаны обители: Борисоглебский монастырь в Торжке ( 1038 год ) и Борисоглебский Надозёрный монастырь в Переславле-Залесском .

Религиозные сооружения

О более поздних храмах и монастырях, посвящённых святым Борису и Глебу, см. Борисоглебский монастырь и Борисоглебская церковь .

Почитание за пределами России

Почитание Бориса и Глеба как святых в других православных странах началось вскоре после их канонизации на Руси :

  • в 1095 году частицы мощей святых князей были переданы в чешский Сазавский монастырь ;
  • в конце XII века в греческом Прологе сурожского происхождения под 24 июля появляется приписка: τῇ αὐτῇ ἡμέρᾳ μνήμη τῶν ἁϒ[ίων] νεοφαν[έντ]ων μαρτύρων ἐν ῥωσικοῖς χώραις δα[υὶ]δ καὶ ῥωμανοῦ «в этот день память святых новоявленных мучеников в земле Русской Давида и Романа» ;
  • Антоний Новгородский в своём «Сказании мест святых во Цареграде» ( 1200 год ) сообщает об увиденной в Константинополе большой иконе с изображением святых братьев ( «У алтаря на правой стране… поставлена икона велика святыхъ Бориса и Глеба» ) и о церкви, посвящённой им ( «а во Испигасе граде есть церковь святыихъ мученикъ Бориса и Глеба: въ томъ граде явишася святии, и исцеления многа бываютъ отъ нихъ» ). Также Антоний пишет, что местные мастера делают списки с иконы Бориса и Глеба, которые вероятно продаются при самом храме .
  • В армянские четьи-минеи 1249 года включено «Сказание о Борисе и Глебе» под названием « История святых Давида и Романоса » ( арм. Պատմութիւն սրբոց Դավթի եւ Ռոմանոսի ) . Праздник отмечался 24 июля.

Особенно широкое распространение почитание князей получило в XIII—XIV веках в южнославянских странах (особенно в Сербии ). Это связано с развитием посредством Афона и Константинополя церковно-культурных связей между Русью и этими странами, а также с освобождением Болгарского и Сербского государств от власти Византии . Дни памяти святым появляются в южнославянских месяцесловах (наиболее ранние упоминание в Евангелии апракос первой половины XIII века), в кондакарах помещаются молитвы им (самый ранний пример — сербский кондакар начала XIV века), но факты посвящения этим святым храмов в Болгарии и Сербии в Средние века неизвестны.

Гимнография

Первые песнопения Борису и Глебу появляются в конце XI века , древнейшие из них содержатся в июльской минее конца XI — начала XII века и Кондакаре при Студийском уставе , написанном в это же время . В XII веке песнопения князьям включали в себя 24 стихиры , 2 канона , 3 кондака с икосом , седален и светилен . Состав песнопений указывает на то, что они образовывали 3 службы, то есть для каждого из дней памяти святых. Согласно указанию в минее первой половины XII века, автором службы братьям является киевский митрополит Иоанн .

Несмотря на обширный состав песнопений Борису и Глебу, в домонгольский период их помещали только под 24 июля (для праздника 2 мая в этот период приводился лишь один кондак) . Первые тексты служб на 2 мая появляются в конце XIV века и составлены из ранее известных стихир. Новые стихиры для данного праздника появляются в XV века и связываются с творчеством Пахомия Логофета . В XV—XVI веках из песнопений исчезает упоминание убийцы братьев — князя Святополка .

На рубеже XI—XII веков появляются паремийные чтения святым, которые являются нетипичными для византийского обряда — вместо библейских чтений использованы проложные сказания о святых, хотя и называемые в традиционной форме «От Бытия чтение» . В тексте паремий есть аллюзии на отрывки из Ветхого Завета , но основу составляют поучение о любви и ненависти между братьями (1-я паремия), история убийства Бориса и Глеба и войны Ярослава со Святополком (2 и 3 паремии). В XVII веке эти паремии были замены традиционными библейскими, включаемые в службы мученикам .

Святой Борис
Святой Глеб

Населённые пункты

В честь Бориса и Глеба был назван ряд населённых пунктов:

Иконография

Борис и Глеб ( фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря , Дионисий 1502—1502 годы)

О первом факте написании образа святых братьев сообщает Нестор в своём «Чтении о святых Борисе и Глебе» и связывает это с указанием Ярослава Мудрого :

Повелѣ же и на иконѣ святою написати, да входяще вернии людии въ церковь ти видяще ею образъ написанъ, и акы самою зряще, ти тако с верою и любовию покланяющеся има и целующе образъ ею.

Однако исследователи отмечают, что до 1070-х годов иконография святых не выработалась, их образов нет в Софийском соборе Киева , не сохранились печати с их изображениями . Среди произведений XI — первой половины XII веков образы Бориса и Глеба сохранились на произведениях «малых форм» (кресты-мощевики и т. п.), что связывают с почитанием князей как целителей и покровителей заказчика изделия .

Борис и Глеб (икона Ростово-Суздальской школы, XV век )

Святые братья обычно представлены на иконах вдвоём, в полный рост. Их изображают в княжеских одеждах: круглых шапках, отороченных мехом, и плащах , в руки помещают мученический крест или крест с мечом , указывающий на их происхождение и воинскую славу. Данные о внешности Бориса сохранились в Сказании о Борисе и Глебе, написанном не позднее 1072 года :

Телом был красив, высок, лицом кругл, плечи широкие, тонок в талии, глазами добр, весел лицом, возрастом мал и ус молодой еще был.

О внешности Глеба таких сведений нет, и его, как младшего брата, изображают юным, безбородым, с длинными волосами, спадающими на плечи . На иконах XV—XVI веков традиционным становится изображение святых во фронтальных одинаковых позах, на некоторых иконах фигурам предают излишнюю удлинённость, чтобы подчеркнуть внешнюю хрупкость. Также братьев изображают в небольшом развороте друг к другу, изображая их беседу.

В 1102 году раки с мощами святых братьев по указанию Владимира Мономаха покрыли серебряными позолоченными пластинами. После перенесения мощей в новую церковь он повелел украсить их рельефными изображениями святых: «Исковав бо сребрьныя дъскы и святыя по ним издражав и позолотив» — эти изображения стали основой для редких одиночных изображений Бориса и Глеба .

Житийные иконы Бориса и Глеба известны со второй половины XIV века : в их клеймах иконописцы подчёркивают и кротость братьев, их христианскую любовь к ближним, готовность к мученичеству, а также помещают изображения чудес, приписываемых им . Академик В. Н. Лазарев , описывая житийную икону Бориса и Глеба московской школы XIV века, пишет:

Святые князья Борис и Глеб (вторая половина XVIII века )

Самой сильной частью иконы являются лица Бориса и Глеба. В них есть подкупающая доброта и мягкость. Художник стремился подчеркнуть идею жертвенности, красной нитью проходящую через всё «Сказание о Борисе и Глебе»…

В после монгольский период в иконографии Бориса и Глеба появляется позднеантичная и византийская традиции изображения святых на конях, возникшая под влиянием образов святых Сергия и Вакха , Георгия Победоносца , Димитрия Солунского и других. В этом проявляется заступническая и воинская функция культа этих святых.

Известны иконы, отражающие представление о Борисе и Глебе как о защитниках и покровителях городов (например, икона начала XVIII века , написанная в память о спасении от пожара города Каргополя , приписываемому заступничеству братьев). Для них характерно изображение святых в молении к облачному Спасу (образу Иисуса Христа в небе). На одной из таких икон второй половины XVIII века одежда братьев прорисована киноварью , символизирующей как пролитую ими кровь, так и багряницу Христову .

Образ в искусстве

В литературе

В кино

Примечания

  1. . Дата обращения: 12 июня 2009. 27 января 2012 года.
  2. Татищев В. Н. Собрание сочинений. — М.; Л., 1963. — Т. II: История Российская. Часть вторая (вторая редакция). Главы 1-18. — С. 227.
  3. Соловьев С. М. Сочинения. — М., 1988. — Кн. I: История России с древнейших времен. Т. 1-2. — С. 195.
  4. Поппэ А. В. Земная гибель и небесное торжество Бориса и Глеба // Труды Отдела древнерусской литературы. — СПб.: Д. Буланин, 2003. — Т. LIV. — С. 309—312.
  5. Толочко А. П. «История Российская» Василия Татищева: Источники и известия. — М.: Новое литературное обозрение; К.: Критика, 2005. — С. 445—458.
  6. Михеев С. М. «Святополкъ сѣде в Киевѣ по отци»: Усобица 1015—1019 годов в древнерусских и скандинавских источниках. — М.: Институт славяноведения РАН, 2009. — С. 73.
  7. Войтович Л. В. Генеалогія династій Рюриковичів і Гедиміновичів. — К., 1992. — С. 24.
  8. Пчелов Е. В. Рюриковичи. История династии. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — С. 80.
  9. Евтушенко С. А. Убийство сыновей Владимира Святого: Борис, Глеб, Святослав / Под ред. С. В. Перевезенцева. — М.: Социально-политическая МЫСЛЬ, 2008. — С. 12.
  10. Никитин А. Л. . Основания русской истории. Мифологемы и факты . Дата обращения: 13 июля 2009.
  11. Татищев В. Н. История Российская. — М. Л. , 1963. — Т. 2. — С. 218.
  12. Рудаков В. Е. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  13. Экземплярский А. В. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  14. Голубинский Е. Е. . — М. : Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1903. — С. 44. — 600 с.
  15. . Дата обращения: 27 июня 2009. Архивировано из 5 января 2012 года.
  16. «О. Головко, слідом за М. Ільшим та А. Грабським, на підставі саги про Еймунда дуже сміливо відніс смерть Бориса до справи рук варягів, надісланих Ярославом Мудрим у 1017 р.» Леонтій Войтович. . — Львів: Інститут українознавства ім. І. Крип’якевича, 2000. — ISBN 966-02-1683-1 . 27 сентября 2007 года.
  17. Данилевский И. Н. // Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). — М. : Аспект-Пресс, 1999.
  18. Михеев С. М. Раздвоение убийства Бориса и история борисоглебского цикла // Древняя Русь. — М. , 2005. — № 3 . — С. 74 .
  19. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён Т. III—IV // Сочинения. — М. , 1988. — Т. 2. — С. 104.
  20. . Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Дата обращения: 4 июля 2009. 27 января 2012 года.
  21. Рождественская М. В. . Дата обращения: 12 июля 2009. Архивировано из 7 октября 2009 года.
  22. Погодин М. П. Древняя русская история до монгольского ига. — М. , 1999. — Т. 2. — С. 313—314. — ISBN 5-300-02727-8 .
  23. Михеев С. М. Рассказ о Святополке и Ярославе и легенда о Борисе и Глебе: «Древнейший свод» и свод 70-х годов XI в // Древняя Русь. — М. , 2008. — № 3 . — С. 46 .
  24. Горский А. А. «Всего еси исполнена земля Русская…» Личности и ментальность русского средневековья: Очерки. — М. , 2001. — С. 99—100.
  25. Михеев С. М. Различия в описаниях событий и взаимоотношения текстов борисоглебского цикла // Славяноведение. — М. , 2007. — № 5 . — С. 3—19 .
  26. Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. — СПб. , 1908. — С. 92—94.
  27. Ужанков А. Н. . Дата обращения: 28 июня 2009. 29 мая 2012 года.
  28. Макарий (Булгаков) . . История Русской Церкви . Дата обращения: 22 июля 2009. 7 сентября 2011 года.
  29. . Дата обращения: 28 июня 2009. 9 июля 2012 года.
  30. Голубинский Е. Е. . — М. : Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1903. — С. 48. — 600 с.
  31. Милютенко Н. И. Святые князья-мученики Борис и Глеб. — СПб. , 2006. — С. 54. — ISBN 5-89740-132-5 .
  32. Артамонов Ю. А. . Дата обращения: 28 июня 2009. 9 июля 2012 года.
  33. Живов В. М. . — М. : Гнозис, 1994. 3 марта 2013 года.
  34. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник. — 1894. — Т. 4 , № 10 . — С. 70 .
  35. . от 20 июня 2021 на Wayback Machine // Древнерусские берестяные грамоты
  36. Христианство: Энциклопедический словарь. Т. 3. М, 1998. С. 747, 715
  37. // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1986—1987.
  38. . Житие Александра Невского . Дата обращения: 1 июля 2009. 14 июня 2011 года.
  39. Лихачёв Д. С. Некоторые вопросы идеологии феодалов в литературе XI—XIII вв // ТОДРЛ. — 1954. — Т. 10 . — С. 89 .
  40. . knigosite.org. Дата обращения: 18 августа 2016. 29 августа 2016 года.
  41. . Официальный календарь Русской православной церкви. Дата обращения: 28 августа 2014. Архивировано из 5 июня 2020 года.
  42. // Православная энциклопедия . — М. , 2003. — Т. VI : « Бондаренко (англ.) ». — С. 44-60. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-010-2 .
  43. Ужанков А.Н. . Дата обращения: 28 июня 2009. 29 мая 2012 года.
  44. «Володимеръ и црк҃вь заложи на Льтѣ мученику» — Ипатьевская летопись , год 6625 (1117)
  45. Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Зодчество Смоленска XII—XIII вв. — Л. : Наука, 1979. — С. 37—38.
  46. Лазарев В. Н. . Дата обращения: 29 июня 2009. 10 июня 2012 года.
  47. Розов Н. Н. // Историко-филологический журнал. — Ер, 1978. — № 3 . — С. 207—216 . 2 октября 2013 года.
  48. Атаджанян И. А. . — Ер: Лингва, 2006. — С. 113. 1 марта 2014 года. . Дата обращения: 1 октября 2013. Архивировано из 1 марта 2014 года.
  49. При этом не сообщается, какой именно из киевских первосвятителей с этим именем: Иоанн I или Иоанн II
  50. : [ 6 декабря 2022 ] // Григорьев — Динамика. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 348. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 8). — ISBN 978-5-85270-338-5 .
  51. Абрамович Д. И. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. — Пг. , 1916. — С. 18.
  52. Смирнова Э. С. . Дата обращения: 29 июня 2009. 9 июля 2012 года.
  53. . Дата обращения: 29 июня 2009. Архивировано из 29 декабря 2011 года.
  54. . Дата обращения: 29 июня 2009. 26 января 2012 года.
  55. Борис Чичибабин. [lib.ru/POEZIQ/CHICHIBABIN/sbornik.txt Сборник] . Дата обращения: 28 июня 2009. 5 января 2012 года.
  56. . rupoem.ru. Дата обращения: 18 августа 2016. 27 августа 2016 года.
  57. . www.bibliotekar.ru. Дата обращения: 18 августа 2016. 1 сентября 2016 года.

Ссылки

Литература

Источник —

Same as Борис и Глеб