Interested Article - Дионис

Дионис, сидящий на троне, с Гелиосом , Афродитой и другими богами. Античная фреска из Помпеи

Дио́ни́с ( др.-греч. Διόνυσος, Διώνυσος, Δυονισος , микен. di-wo-nu-so-jo , лат. Dionysus ), Вакх , Ба́хус ( др.-греч. Βάκχος , лат. Bacchus ) — в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев , бог растительности , виноградарства, виноделия , производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза, а также театра . Упомянут в « Одиссее » (XXIV, 74).

До открытия Микенской культуры позднейшие исследователи полагали, что Дионис пришёл в Грецию из варварских земель, поскольку его экстатический культ с неистовыми танцами, захватывающей музыкой и неумеренным пьянством казался исследователям чуждым ясному уму и трезвому темпераменту эллинов . Тем не менее ахейские надписи свидетельствуют, что греки знали Диониса ещё до Троянской войны . В Пилосе один из месяцев назывался di-wo-nu-so-jo me-no (месяц Диониса) .

В римской мифологии ему соответствует Либер ( лат. Liber ) .

Мифы о Дионисе

Согласно речи Котты, приводимой у Цицерона , Дионисов было пять :

Рождение

Из бедра Зевса.

Старший Дионис

Классическая версия

Дионис с канфаром . Амфора работы Берлинского вазописца , Лувр

Традиционно считается, что Дионис был сыном Зевса и Семелы , дочери Кадма и Гармонии . Узнав, что Семела ждёт ребёнка от Зевса, его супруга Гера в гневе решила погубить Семелу и, приняв вид или странницы, или Берои, кормилицы Семелы, внушила ей мысль увидеть своего возлюбленного во всем божественном великолепии. Когда Зевс снова появился у Семелы, та спросила, готов ли он выполнить любое её желание. Зевс поклялся водами Стикса , что выполнит его, а такую клятву боги нарушить не могут. Семела же попросила его обнять её в том виде, в котором он обнимает Геру, и Зевс предстал в пламени молний, опалив Семелу. Зевс был вынужден вырвать у неё из чрева недоношенный плод, который он зашил у себя в бедре и успешно выносил. Таким образом, Дионис был рождён Зевсом из бедра. Когда Зевс мучился родами, Посейдон угостил его тунцом .

Дионис родился шестимесячным и оставшееся время донашивался Зевсом. По версии Диодора Сицилийского , родился на Наксосе и воспитан местными нимфами . По другой версии, родился на склонах горы Дракан на острове Крит . Согласно третьей, его родиной были Фивы в Беотии .

Альтернативные версии

Согласно сказанию жителей Брасии (Лаконика), когда Семела родила сына от Зевса, Кадм заключил её в бочку вместе с Дионисом. Бочка была выброшена на землю Брасий, Семела умерла, а Диониса воспитали, его кормилицей стала Ино, воспитав его в пещере .

Согласно ахейскому рассказу, Дионис был воспитан в городе Месатис и здесь подвергся опасностям со стороны титанов .

Воспитание Диониса

Воспитание Диониса. Фреска, Национальный музей Рима , около 20 г. н. э.

У мифов, где фигурирует Семела, вторая мать Диониса, есть продолжение о воспитании бога.

Чтобы обезопасить своего сына от гнева Геры , Зевс отдал Диониса на воспитание сестре Семелы Ино и её супругу Афаманту , царю Орхомена , где юного бога стали воспитывать как девочку, чтобы Гера не нашла его. Но это не помогло. Супруга Зевса наслала на Афаманта безумие, в припадке которого Афамант убил своего сына, пытался убить Диониса, и из-за которого Ино со вторым сыном пришлось броситься в море, где их приняли нереиды .

Затем Зевс превратил Диониса в козлёнка, а Гермес отнес его к нимфам в Нису (которой приписывали самые разные местоположения). Нимфы спрятали его от Геры, закрыв колыбель ветками плюща . Воспитан в пещере на Нисе . После гибели первых воспитателей, Дионис был отдан на воспитание нимфам Нисейской долины . Там наставник юного бога Силен открыл Дионису тайны природы и научил изготовлению вина.

В награду за воспитание сына, Зевс перенёс нимф на небо, так появились, согласно мифу, на небе Гиады , скопления звёзд в созвездии Тельца рядом со звездой Альдебаран .

Дионис и безумие

Когда Гера вселила в него безумие, он покинул воспитывавших его Ореад и бродил по землям Египта и Сирии . Согласно мифам Дионис путешествовал по Египту, Индии , Малой Азии , пересёк Геллеспонт , попал во Фракию , а оттуда добрался до родных Фив в Греции . Куда бы ни приходил этот бог, он всюду учил людей выращивать виноград, но ему сопутствовали безумие и насилие. Согласно одним мифам, Диониса свела с ума ненавидящая его Гера (Гера — супруга Зевса, а Дионис внебрачный сын громовержца), он даже совершал убийства, будучи взбешён. По другим же версиям, он сам сводил с ума тех, кто отвергал его и не признавал в нём бога.

Так, по одной из версий мифа, царь Ликург , отвергший Диониса, убил в приступе безумия топором своего сына, убеждённый, что срубает виноградную лозу Диониса. С ума сошли и дочери Миния , царя Пенфея растерзали обезумевшие вакханки. Сама мать несчастного, Агава , была среди этих женщин: она укрепила окровавленную голову сына на тирс , убеждённая, что это голова львёнка.

В Аргосе Дионис поверг женщин в безумие. Они бежали в горы с грудными младенцами на руках и стали пожирать их мясо .

Индийский поход

Завоевание Индии Дионисом, мозаика в археологическом музее Сетифа , 200-300 гг. н.э.

Отправился в поход против Индии и вернулся через три года, поэтому ему приносят «трёхлетние жертвы» и совершают раз в 3 года вакхические празднества . Первым навёл мост через Евфрат у города Зевгма, где хранился канат из лоз винограда и плюща . О почитании Диониса в Индии рассказывал Мегасфен . По некоторым данным, во время войны в Индии он был убит Персеем и погребён .

Сошествие в Царство Мёртвых

Дионис спустился в Царство Мёртвых через болото Алкионию, а спуск ему показал Полимн . Из Царства Мёртвых он вывел свою мать Семелу , ставшую богиней Фионой.

Плен у Тирренских пиратов

Во время плавания Диониса на триере с Икарии на Наксос его похитили тирренские пираты (среди которых были Алкимедонт и Акет ), которых он по неосторожности нанял.

Но они проплыли мимо Наксоса, заковали Диониса в цепи и взяли курс на Азию, желая продать его в рабство. Однако оковы сами упали с рук Диониса, а мачты и весла Дионис превратил в змей, наполнив корабль ветвями виноградных лоз и плюща и пением флейт. Он явился на палубу в образе медведицы и льва. Пираты от страха попрыгали в море и превратились в дельфинов .

Брак с Ариадной

Дионис обнаруживает Ариадну, спящую рядом с Гипносом . Фрески из Помпей

Ариадна — дочь критского царя Миноса , с помощью нити которой афинский герой Тесей смог выбраться из лабиринта. На острове Наксос , по пути в Афины , герой вероломно бросил девушку. Ариадна была готова покончить с жизнью, но её спас Дионис, он взял её себе в жёны. Из любви к младшему сыну Зевс сделал Ариадну бессмертной богиней.

По другой версии, сам Дионис явился Тесею во сне, когда герой спал на Наксосе, и сообщил, что боги назначили Ариадну ему, Дионису, в жёны. Тесей подчинился воле богов и оставил Ариадну на острове.

Другие предания

Кроме вина, Дионис изобрёл «пиво» .

Дионис и сопровождавшие его женщины впервые издали клич «Эвое» на горе в Мессении , которую назвали Ева .

Диониса почитали арабы . Когда бог бежал в Египет, превратился в козла .

Отправился в поход против гигантов вместе с Гефестом и сатирами на ослах, ослы, почуяв гигантов , заревели, и те убежали. За это Ослы помещены на небо .

По Еврипиду, Зевс сделал призрак Диониса из эфира и отдал его Гере .

Эпитеты Диониса

  • Амфиет . Эпитет Диониса, которому справлялись празднества ежегодно. Ему посвящён LIII орфический гимн.
  • Анфий (Анфин, Антий). Эпитет Диониса .
  • Апатурий . Имя Диониса .
  • ( др.-греч. βασσαρεύς , от βασσαρίς , «лисица») — по названию ритуальных одеяний Диониса и менад, сшитых из лисьих шкур. Имя Диониса во Фракии. Ему посвящён XLV орфический гимн.
  • Бромий («Шумный»). Эпитет Диониса . Так как при его рождении гремел гром (бром) . См. Нонн . Деяния Диониса V 560. В Дервенийском папирусе самостоятельная фигура.
  • Вакхий (Вакх / Бакхий) . Одно из имён Диониса . Происходит от др.-греч. Βάκχος «Вакх», далее — из неустановленной формы. Его сопровождают вакханки . Статуя работы Праксителя в Афинах . Статуя в Коринфе . Также эпитет Аполлона .
  • Дендрит («Древесный»). Эпитет Диониса .
  • Дигон ( греч. δίγονος , «дважды рождённый»);
  • Диме́тор ( греч. διμήτωρ , «имеющий двух матерей»);
  • Дифирамб . Имя Диониса . Объясняется как «двувратный» .
  • Еван (Эван). Эпитет Диониса .
  • Евбулей . («Благосоветный»). Эпитет Диониса . Отождествляется с Дионисом и Протогоном . У орфиков отождествлялся с Дионисом, сыном Зевса и Персефоны . Упоминается на орфических золотых пластинках из погребений .
  • Э́вий («Шумный»; др.-греч. Βρόμιος Εὔιος ), от др.-греч. εὖα , призывного возгласа (Эвий / Эвой /Эвгий / Euhius) «ликующий». Эпитет Диониса .
  • Загрей .
  • Иакх ( др.-греч. Ἴακχος , «вопль, призыв»); (Якх) Эпитет Диониса , именуется «двуприродным» . Имя Диониса и демона-предводителя мистерий Деметры . Растерзан . С ним связаны деревянные решёта — мистические веялки . Находился «под подолом Баубо », она показала его Деметре .
  • Ией . Имя Диониса .
  • Иинкс . Диониса называли Иинксом .
  • Иовакх . Эпитет Диониса .
  • Ирафиот (Эйрафиот). Эпитет Диониса, вшитого в бедро Зевса .
  • Исодет («Равномерно разделяющий»). Эпитет Диониса .
  • Кисс («Плющ»). Эпитет Диониса в деме Ахарны .
  • Леней . Эпитет Диониса . Поскольку виноград давят в бочке (ленос) . Ему посвящён L орфический гимн.
  • Ликнит . Эпитет Диониса, в связи с первыми плодами урожая . Его праздник в Дельфах , где он был погребён после убиения его титанами . От слова «ликнон» — корзинка в вакхических процессиях .
  • Лисий . (Лисей) («Освободитель»). Эпитет Диониса , статуя в Коринфе . Ему посвящён L орфический гимн.
  • Лиэй (Лией; Лиэос ; Lyaeus). Эпитет Диониса . (Вергилий, Нонн). Преимущественно встречается у поэтов и указывает на то, что Дионис был освободителем от забот и подателем радости ( Lyaeus , laetitiae dator ) .
  • Мельпомен . (Ведущий хороводы/Поющий). Эпитет Диониса .
  • Мефимней . Эпитет Диониса .
  • Мейлихий . Эпитет Диониса на Наксосе, в благодарность за подаренные им смоквы .
  • Никтелий («Ночной»). Эпитет Диониса .
  • Нисей (Νύσαῖος) — имя от Нисы, где его воспитали .
  • Ойнос («Вино»). Эпитет Диониса .
  • Омест («Сыроядец»). Эпитет Диониса .
  • Омфакит . Имя Диониса .
  • Орфос (Ортос; «Прямой»). Эпитет Диониса, связанный с его фаллосом. Его жертвенник в святилище Ор .
  • Перикионий . «окружённый колоннами». Эпитет Диониса, наславшего землетрясение на дворец Кадма, где царствовал Пенфей .
  • Пробласт . Эпитет Диониса .
  • Протригеон . Имя Диониса .
  • Стафилит . Имя Диониса .
  • Таврофагос ( др.-греч. Ταυροφάγος ).
  • Тригон ( др.-греч. Τρίγονος ). Эпитет Диониса . Орфические гимны 30,2.
  • Триетерик . («Трёхлетний»). Эпитет Диониса в XLV и LII орфическом гимне.
  • Феойний . Эпитет Диониса .
  • Фионей (Тионей). Имя Диониса .
  • Флион (Флей). Имя Диониса .
  • Фриамб (Триамб). Эпитет Диониса. Поскольку справил первый триумф при возвращении из индийского похода . Впервые у Пратина (фр.1, 16 Бергк) (рубеж VI—V вв. до н. э.) .
  • Хиропсал . «Поглаживающий женские прелести». Эпитет Диониса, чтился в Сикионе .
  • Хорей . «Плясовой». Эпитет Диониса .
  • Хрисопатор . Эпитет Диониса .
  • Эгобол («Поражающий коз»). Эпитет Диониса, храм в Потниях .
  • Элевферий , то есть Элевферский — по названию города Элевфер в Беотии , неподалёку от границ с Аттикой , откуда, предположительно, культ Диониса получил распространение в Аттике .
  • Элелей . Эпитет Диониса .
  • Эрибой . Эпитет Диониса .
  • Эсимнет («Владыка»). Эпитет Диониса. Находился в ларце, сделанном Гефестом и данном от Зевса Дардану . После взятия Трои доставлен в Ахайю , где хранился в Патрах .

Персонажи, связанные с Дионисом

Возлюбленные Диониса

Потомство

Ок. 20 имён.

Побеждённые Дионисом

Спутники Диониса

  • Бассариды .
  • Вакханки .
  • Гиады .
  • Корибанты .
  • Мелии .
  • Менады .
  • Мималлоны .
  • Сатиры .
  • Титиры .
  • Триетериды. Спутницы Диониса . Праздник Триетерид учреждён пятым Дионисом .
  • Фиады .
  • Акрат. Спутник Диониса, демон несмешанного вина .
  • Акратопот . Божок винопития, почитаемый в Мунихии .
  • Коринт. Сын Мистиды .
  • Мефа. Жена Стафила . Богиня опьянения в Элиде , в храме Силена . Картина с её изображением в Эпидавре . Подаёт Силену вино в кубке .
  • Мистида . Одна из кормилиц Диониса .
  • Овиста. Ошибочное написание имени Стафил .
  • Фалес (Фалет). Божество, спутник Диониса . Ему приносят жертвы киллены .
  • Фасилия (Фасилейя). Спутница Меты .
  • Фиса. Дочь Диониса, с которой он веселится на Иде .

См. также:

Предметы, связанные с Дионисом:

  • . Ветви на элевсинских мистериях.
  • . По одному из рассказов, Деметра в Аттике одарила семейство Небридов кожей молодого оленя .
  • Тирс .

Аспекты Диониса

С этим божеством традиционно связывают виноград и вино, деревья, хлеб. Но, по всей видимости, эти более поздние атрибуты вторичны. Главным же символом Диониса, как, прежде всего, бога производящей силы, был бык . Вакханки пели:

О, гряди, Дионис благой,
В храм Элеи,
В храм святой,
О, гряди в кругу хариты,
Бешено ярый,
С бычьей ногой,
Добрый бык,
Добрый бык!

Дионис-бык

Диониса часто изображали как быка или человека с рогами (Дионис Загрей). Так было, например, в городе Кизике , во Фригии . Имеются и античные изображения Диониса в этой ипостаси, так, на одной из дошедших до нас статуэток он представлен одетым в бычью шкуру, голова, рога и копыта которой закинуты назад. На другой он изображён ребёнком с бычьей головой и венком из виноградных гроздьев вокруг тела. К богу применялись такие эпитеты , как «рождённый коровой», «бык», «быковидный», «быколикий», «быколобый», «быкорогий», «рогоносящий», «двурогий». Согласно мифу, Диониса убили титаны , когда тот принял образ быка, поэтому , разыгрывая страсти и смерть Диониса, зубами разрывали на части живого быка.

Видимо, из-за этой символической связи появилось убеждение, что именно Дионис первым запряг быков в плуг. До этого же времени, согласно преданию, люди тащили плуг вручную.

Принимал Дионис и облик козла . В Афинах и в арголитском городе существовал культ Диониса, «носящего шкуру чёрного козла». А в мифе о воспитании Диониса у Ино Зевс превратил юного бога в козлёнка (иногда упоминают барашка), чтобы спасти от ярости Геры . На связь с козлом, равно как и на связь с производящей силой и природой, указывают неизменные спутники Диониса — сатиры .

Помимо быка как основного животного, символически связанного с Дионисом, в мифах в связи с этим богом фигурируют хищные кошки вроде гепардов и львов, медведи, а также змеи.

Когда же приспел ему срок,
Рогоносного бога родил он [Зевс],
Из змей венок ему сделал,
И с той поры этой дикой добычей
Обвивает менада чело.
Еврипид , «Вакханки»

Дионис — бог растений

Видимо через свою связь с производящей силой, Дионис был отождествлён с растениями, особенно виноградом, как сырьём для вина, и деревьями. Почти все греки приносили жертвы Дионису Древесному. Одним из прозвищ, которое дали беотийцы богу, было имя Дионис-в-Дереве. Этот бог часто изображался в виде столба в плаще, лицом которому служила бородатая маска с лиственными побегами. Этот бог был покровителем деревьев, особенно культурных. Он был в особом почёте у садоводов, которые воздвигали ему в своих садах статуи в виде пней, к нему возносили молитвы об ускорении роста деревьев, его называли Изобильным, Раскрывающимся и Цветущим. Из всех деревьев богу особо посвящались сосна и фиговое дерево, а из растений, кроме виноградной лозы, — плющ .

Интересно, что, как и другие боги растений иных культур, Дионис являлся умирающим и воскресающим богом, что даже наталкивало некоторых исследователей на мысль, будто Дионис — замаскированный Осирис , культ которого заимствован в Египте . Более того, как и Осирис, Вакх имел отношение к смерти и царству мёртвых. Его матерью была Персефона , правительница Аида , он бог, которого растерзали титаны, но который возродился, он играл определённую роль в элевсинских мистериях (культ Деметры , который был так же связан с таинством смерти и возрождения), наконец, он, согласно мифу, спускался в Аид, откуда вывел свою смертную мать, Семелу , и правителю которого подарил мирт , что указывает на символическую связь Гадеса и Диониса.

Дионис-младенец и предвечные воды

В книге В. Ф. Отто о Дионисе есть глава, посвящённая связи этого божества с морской стихией и водой. В « Илиаде » говорится о море как о месте обитания Диониса, где он находится под опекой Фетиды . В лаконийском варианте мифологемы говорится, что малыш Дионис пристал к берегу в сундуке вместе со своей мёртвой матерью, опекунша Диониса, Ино, стала морским божеством, после того как, гонимая обезумевшим мужем, прыгнула в морскую пучину. Аргивяне каждый год отмечали возвращение Диониса из царства мёртвых, куда он спустился за своей матерью, около Алкинского озера, которое, по преданию, и служило богу вратами в Аид. Из воды же призывают восстать Диониса на , называя его Πελάγιος («он из моря»), Λιμναΐος («он из озера») и Λιμναγένης («рождённый озером»). И образ ребёнка, в котором часто изображали бога, и связь с водой указывают на состояние «ещё неотделённости» Диониса от небытия.

На последнее состояние бога указывают и его гермафродические , двуполые черты. Диониса часто изображают с округлыми чертами, «женоподобным». В мифе о его воспитании Дионис был переодет в девочку; он всё время окружён женщинами, начиная от воспитательниц нимф (ещё одна связь с водой), и заканчивая его постоянными спутницами, поклоняющимися ему менадами и вакханками, названными так в соответствии с его вторым именем.

Дионисизм. Культ Диониса

Изображение на мраморном саркофаге , возможно означающее что покойный был инициирован в мистерии Диониса
Пьетро Делла «Бахус среди 4-х пожилых мужчин» (1626—1678)

Заповеди любимейшего из богов греков Аполлона гласили: «Знай меру», «Соблюдай границы» и «Укрощай свой дух». Но не являлось ли это напоминание греков о мере и соблюдении границ признаком некого страха перед самими собой, перед неким демоническим началом человеческой природы, которую вскрыл безумный экстатический культ Диониса? «Религия Диониса прежде казалась настолько необъяснимой и чуждой „гомеровской“ традиции, что эту главу в духовной истории греков предпочитали замалчивать или умалять её значение. Если вера в Олимп шла по пути очеловечевания богов, то здесь, напротив, основной чертой было „расчеловечение“ самих людей», — говорит Александр Мень , а далее продолжает: «Дионисизм показал, что под покровом здравого смысла и упорядоченной гражданской религии клокотало пламя, готовое в любой момент вырваться наружу».

Грецию захлестнула волна культа, в котором не было место рассудку, в котором отступали все правила, нарушались запреты, в котором больше не было города с его законами, а было лишь экстатическое единение с мирозданием, где всё кружилось в безумном танце: небо и земля, звери и люди, жизнь и смерть, боль и наслаждение.

Утверждать Дионисийское начало — значит признавать и понимать ту роль, которую играет в жизни боль и смерть, приветствовать весь спектр ощущений от жизни до смерти, от боли до экстаза, включая травматический опыт ( Том Мур из книги «Puer Papers» ).

Дионисизм означает освобождение беспредельного влечения, взрыв необузданной динамики животной и божественной природы; поэтому в дионисийском хоре человек появляется в образе сатира , сверху — бог, снизу — козёл ( Юнг К. Г. Психологические типы.)

Празднества в честь Диониса — врумалии или вакханалии , т. н. оргии , чем-то схожи по описанию с шабашем ведьм: во время празднеств рекой текло вино, возбуждающее все чувства человека, бодрящее, раскрепощающее, звучала ритмичная музыка, танцовщики исполняли танцы, которые вкупе с экзальтацией всех чувств и удивительной музыкой доводили участников до состояния эйфории и экстаза, граничащего с безумием. Особенно в этом смысле выделялись женщины, т. н. менады (от греческого «Мена» — Луна, небесный патрон дионисийского культа), или вакханки, получившие своё прозвище от второго имени бога (отсюда же возникло понятие « вакханалия »), которые по некоторым свидетельствам в порыве священного безумия могли голыми руками растерзать стадо быков. «Демонические силы, таящиеся в человеке, легко овладевают им, когда он бросается в водоворот экзальтации . Упоение бытием у поклонников Диониса нередко выливалось в упоение кровью и разрушением. Бывали случаи, когда женщины тащили в лес младенцев и там, носясь по горам, рвали их на куски или швыряли о камни. В их руках появлялась тогда сверхъестественная сила», — говорит Мень.

Они несут повсюду разрушенье:
Я видел, как они, детей похитив,
Их на плечах несли, не подвязавши,
И на землю не падали малютки.
Все, что хотели, на руки они
Могли поднять: ни меди, ни железа
Им тяжесть не противилась
( Еврипид, «Вакханки» )

Дионисизм проповедовал слияние с природой, в котором человек всецело ей отдаётся. Когда пляска среди лесов и долин под звуки музыки приводила вакханта в состояние исступления, он купался в волнах космического восторга, его сердце билось в лад с целым миром. Тогда упоительным казался весь мир с его добром и злом, красотой и уродством. <…> Все, что видит, слышит, осязает и обоняет человек,— проявления Диониса. Он разлит повсюду. Запах бойни и сонного пруда, ледяные ветры и обессиливающий зной, нежные цветы и отвратительный паук — во всем заключено божественное. Разум не может смириться с этим, он осуждает и одобряет, сортирует и выбирает. Но чего стоят его суждения, когда «священное безумие Вакха», вызванное опьяняющим танцем под голубым небом или ночью при свете звезд и огней, примиряет со всем! Исчезает различие между жизнью и смертью. Человек уже не чувствует себя оторванным от Вселенной, он отождествился с ней и значит — с Дионисом. ( Мень А. История религии.)

В конце концов, дионисизм завоевал всю Грецию к VIII—VII вв. до н. э. Но культ, ставивший целью облегчить душу от всего бренного, слить её в экстазе со вселенной и тем самым доказать бессмертие души, всё больше сползал в безумствующие оргии (оттого это слово обрело теперь негативный оттенок), а также разудалый разгул страстей с разжиганием инстинктов. Чтобы приостановить эту волну, празднества Диониса было разрешено проводить только на Парнасе и притом лишь раз в два года (в так называемых «триетеридах»). В остальной же Греции празднества Вакха были приурочены к праздникам земледельцев и садоводов, от безумного исступления остались лишь игры ряженых, а кровавые жертвы были заменены подношением богу плодов. Властями Рима в 186 году до н. э. по всей Италии была проведена масштабная репрессивная кампания против участников вакханалий .

По-видимому, это укрощение первобытного дионисизма вызвало новую его волну, перешедшую из той же Фракии, но на этот раз дионисизм был укрощён рациональным, упорядочивающим аполлоническим началом. Всё это вылилось в т. н. орфический культ или орфизм , названного в честь легендарного пророка Диониса Орфея .

Особенно почитание Диониса возросло в эпоху эллинизма .

Из религиозно-культовых обрядов, посвящённых Дионису, возникла древнегреческая трагедия.

В литературе и искусстве

Джон Кольер «Жрица Бахуса» (1885—1889)
  • Дионису посвящены XXVI и XXXIV гимны Гомера .
Дионис — действующее лицо трагедии Эсхила « Эдоняне », трагедии Еврипида « Вакханки », комедий Аристофана « Лягушки » и « Дионис, потерпевший кораблекрушение ».
Сатировские драмы : Эсхила — « Кормилицы Диониса » (фр. 246в, Радт), Софокла — « Младенец Дионис » (фр. 171—172, Радт).
Трагедия Херемона «Дионис» .
  • На картине Ктесилоха «Зевс, рожающий Диониса», был изображён в митре и по-женски стонущим в окружении богинь .
  • Оказал влияние на значительную часть творчества Фридриха Ницше , см. «Рождение трагедии из духа музыки», где открывается особое представление дионисийского начала.
  • Альтернативная история Диониса излагается в романе Г. Л. Олди «Внук Персея: мой дедушка — Истребитель». Книга повествует о борьбе Персея и Диониса, а также становление последнего, как Бога.
  • Работой посвящённой исследованию символического значения историй, связанных с Дионисом, является антология «Безумие и его бог» (авторы Вальтер Ф. Отто и др.) В ней исследуется проблема сакрального безумия и указывается на недооценённость значения культа Диониса. А также выдвигается гипотеза о том, что истории про Диониса имеют, скорее, символическое значение, чем историческое. Антология также содержит ряд рассказов, служащих для расширения ассоциативного ряда читателя.
  • Появляется под именем Вакха (Bacchcus) в опере Рихарда Штрауса «Ариадна на Наксосе» (1912/1916)
  • Четвёртая из «Шести метаморфоз по Овидию» Бенджамина Бриттена для гобоя соло ( 1951 ) посвящена Дионису.

См. также

Примечания

Комментарии
  1. В приложении «Имена собственные» к от 6 января 2010 на Wayback Machine « Грамматическому словарю русского языка » А. А. Зализняка ( ISBN 978-5-462-00766-8 ) указано двойное ударение с условным знаком ♠, относящимся к ударению на -о- ; знак означает «вариант, не соответствующий основному литературному узусу, представленный лишь в речи людей, связанных по роду своей деятельности с соответствующей страной, или в речи части специалистов-филологов». Орфоэпические словари дают оба варианта.
  2. Предметно-понятийный словарь греческого языка: Микенский период. — Л. , 1986. — С. 142.
  3. Мифы народов мира : В 2 т. — М. , 1991—1992. — Т. 1. — С. 380—382.
  4. Предметно-понятийный словарь греческого языка: Микенский период. — Л. , 1986. — С. 157.
Источники
  1. .
  2. Цицерон. О природе богов III 58
  3. Гесиод. Теогония 940—942
  4. Афиней. Пир мудрецов VIII 36, 346с, ссылка на Деметрия Скепсийского
  5. Диодор Сицилийский . Историческая библиотека V 52, 2
  6. Феокрит. Идиллии XXVI 34; Нонн. Деяния Диониса IX 16
  7. Штоль Г. В. Мифы древности. — Мн.: Университетское, 2001. — С. 179.
  8. Павсаний. Описание Эллады III 24, 3
  9. Павсаний. Описание Эллады VII 18, 4; 21, 6
  10. Овидий. Фасты III 770
  11. Гомеровские гимны XXVI 5-6; XXXIV 8-9
  12. Еврипид. Киклоп 4
  13. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 4, 3
  14. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 5, 2
  15. Бухарин М. Д. от 20 июня 2013 на Wayback Machine // Индия и античный мир. — М. , 2002.
  16. Диодор Сицилийский . Историческая библиотека IV 3, 1-3
  17. Павсаний . Описание Эллады X 29, 4
  18. Страбон . География XV 1, 58 (стр. 711)
  19. Августин . О граде Божием XVIII 13
  20. Павсаний . Описание Эллады II 37, 5
  21. Псевдо-Аполлодор . «Мифологическая библиотека»
  22. Овидий «Метаморфозы»,III 618
  23. Кондрашов А. Легенды и мифы Древней Греции и Рима: Энциклопедия. — М. : РИПОЛ классик, 2005. — 768 с.
  24. Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — 672 с.
  25. Гимны Гомера VII
  26. Диодор Сицилийский . Историческая библиотека IV 2, 5
  27. Павсаний . Описание Эллады IV 31, 4
  28. Страбон . География XVI 1, 11 (стр. 741)
  29. Овидий . Метаморфозы V 329; Антонин Либерал . Метаморфозы 28, 3
  30. Псевдо-Эратосфен . Катастеризмы 11; Гигин . Астрономия II 23, 3
  31. Еврипид . Вакханки 291—294
  32. Павсаний . Описание Эллады I 31, 4
  33. Нонн . Деяния Диониса XXVII 301
  34. Пиндар , фр.75 Бергк, ст.10; Еврипид. Вакханки 91; Овидий. Метаморфозы IV 11
  35. Диодор Сицилийский . Историческая библиотека IV 5, 1
  36. Мифы народов мира: В 2 тт. — М. , 1991—1992. — Т. 1. — С. 210.
  37. Гомер . Илиада VI 132; Гомер . Одиссея XI 325; Пиндар, фр.124, 139 Бергк; Овидий . Метаморфозы IV 11
  38. Павсаний . Описание Эллады I 2, 4
  39. Павсаний . Описание Эллады II 2, 6
  40. Орфические гимны XXXIV 7
  41. Плутарх . Застольные беседы V 3, 1
  42. Еврипид . Вакханки 527—529
  43. Олимпиодор . Жизнь Платона
  44. Овидий . Метаморфозы IV 15
  45. Плутарх . Застольные беседы VII 9, 1
  46. Орфический фр.237 Керн // Комментарий А. А. Тахо-Годи в кн. Античные гимны. — М. , 1988. — С. 330.
  47. Орфические гимны XXIX 8; XXX 7
  48. Фрагменты ранних греческих философов. — Ч. 1. — М., 1989. — С. 43—44.
  49. Филодам . Пеан Дионису, ст.1; Нонн . Деяния Диониса IX 110
  50. Мифы народов мира: В 2 тт. — М. , 1991—1992. — Т. 1. — С. 476—477.
  51. Еврипид . Вакханки 725; Аристофан . Лягушки 316; Сенека . Эдип 437; Нонн . Деяния Диониса XXXI 67
  52. Овидий . Метаморфозы IV 15; Орфические гимны XLII 4
  53. Страбон . География X 3, 10 (стр. 468)
  54. Лукиан . О пляске 39
  55. Вергилий . Георгики I 166
  56. Климент . Протрептик 21, 1, по орфическому гимну к Деметре
  57. Афиней . Пир мудрецов VIII 64, 363b
  58. Грейвс Р. Белая богиня. — Екатеринбург, 2005. — С. 219.
  59. Филодам . Пеан Дионису, ст.5; Нонн . Деяния Диониса IX 182
  60. Орфические гимны XLVIII 2; Нонн . Деяния Диониса IX 23
  61. Плутарх . Об Е в Дельфах 9
  62. Павсаний . Описание Эллады I 31, 6
  63. Овидий . Метаморфозы IV 14
  64. Орфические гимны XLVI; Плутарх . Об Исиде и Осирисе 35
  65. Комментарий Н. Б. Клячко в кн. Плутарх . Исида и Осирис. — М. , 1996. — С. 82.
  66. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. — М. , 1996. — С. 169.
  67. Орфика, фр.232 Керн; Плутарх . Застольные беседы VII 10, 2
  68. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1896. — Т. XVIIa. — С. 879—880.
  69. Овидий . Метаморфозы IV 11; Орфические гимны LXV 9
  70. Павсаний . Описание Эллады I 2, 5; 31, 6
  71. // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885. — С. 847.
  72. Афиней . Пир мудрецов III 14, 78с
  73. Овидий . Метаморфозы IV 15; Сенека . Эдип 492; Нонн . Деяния Диониса VII 349
  74. Овидий. Метаморфозы IV 13; Орфические гимны LII 2
  75. Otto Höfer: Nisaios. In: W. H. Roscher (Hrsg.): Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie. Band 3,1, Leipzig 1897—1902, .
  76. Орфика, фр.216 Керн; Примечания А. А. Тахо-Годи в кн. Платон . Собрание сочинений. — М. , 1990—1994. — В 4 т. — Т. 2. — С. 430.
  77. Плутарх. Фемистокл 13
  78. Элиан. Пёстрые рассказы III 41
  79. Афиней. Пир мудрецов II 7, 38с; Примечания О. Л. Левинской, И. В. Рыбаковой в кн. Афиней . Пир мудрецов. — Кн. 1—8. — М. , 2003. — С. 518.
  80. Орфические гимны XLVII
  81. Ликофрон . Александра 578
  82. . Perseus.tufts.edu . Дата обращения: 6 февраля 2022. 15 июня 2023 года.
  83. Ferhle E . // : [ нем. ] : in 6 Bd. / Herausgegeben von W. S. Roscher . — Leipzig : , 1924. — Bd. V. — Kol. 1110. — 1572 Kol.
  84. Эсхил , фр.382 Радт, из неизвестной драмы
  85. Катулл . Стихотворения XXVII 7; Овидий . Метаморфозы IV 13
  86. Плутарх . Застольные беседы V 8, 3; Элиан . Пёстрые рассказы III 41
  87. Диодор Сицилийский . Историческая библиотека IV 5, 2
  88. Комментарий О. П. Цыбенко в кн. Диодор Сицилийский . Историческая библиотека. — Кн. 4—7. — СПб. , 2005. — С. 300.
  89. Климент . Протрептик 39, 3
  90. Плутарх . Застольные беседы V 6, 1
  91. Нонн . Деяния Диониса XVII 568
  92. Павсаний . Описание Эллады IX 8, 2
  93. Плутарх . Застольные беседы VII 10, 2; Павсаний . Описание Эллады I 29, 2
  94. Диодор Сицилийский . от 3 марта 2014 на Wayback Machine
  95. Пиндар , фр.75 Бергк, ст.10
  96. Павсаний . Описание Эллады VII 19, 6; 20, 1
  97. Еврипид . Вакханки 129
  98. Павсаний . Описание Эллады I 2, 5
  99. Афиней . Пир мудрецов II 9, 39с, ссылка на Полемона
  100. Нонн . Деяния Диониса XIII 140
  101. Нонн . Деяния Диониса XVIII 123
  102. // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885. — С. 1253—1254.
  103. Павсаний . Описание Эллады II 27, 3
  104. Павсаний . Описание Эллады VI 24, 8
  105. Нонн . Деяния Диониса IX 98; XII 388
  106. Первый Ватиканский мифограф I 86 и комм.
  107. Аристофан . Ахарняне 263
  108. Лукиан . Зевс трагический 42
  109. Нонн . Деяния Диониса XX 122
  110. Еврипид . Паламед, фр. 586 Наук = Страбон . География X 3, 13 (стр. 470)
  111. Арнобий. Против язычников V 39
  112. Тит Ливий . История от основания города , книга XXXIX, от 25 декабря 2019 на Wayback Machine .
  113. Аристотель . Риторика, II, 23, о Пенфее.
  114. Плиний Старший. Естественная история, XXXV, 140.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Дионис