Interested Article - Финикия

Финики́я (от греч. Φοινίκη , Phoinī́kē , буквально «страна пурпура », финик. 𐤐𐤕 , Pūt ) — древний регион на восточном побережье Средиземного моря с центром в современном Ливане . Крайней северной точкой Финикии было устье реки Оронт , а южной — гора Кармель . На юге Финикия граничила с Израильским царством , а на Востоке и Севере — с Сирией . По Геродоту , Финикия простиралась от Посидия до Израильского царства . При Селевкидах её считали от Орфосии (устье Нар-Берида) до устья Нар-Зерка. Из более поздних географов одни (например, Страбон ) считают Финикией весь берег до Пелусия , другие южную границу её помещают у Кесарии и Кармеля. Только римское позднее провинциальное деление распространило имя Финикии на прилегающие к полосе внутренние области до Дамаска , а впоследствии стало различать Финикию Приморскую от Ливанской. При Юстиниане даже Пальмира была включена в состав последней.

Жители страны, финикийцы , создали мощную талассократическую цивилизацию с развитыми ремёслами, морской торговлей и богатой культурой. Финикия торговала практически со всеми странами и государствами древнего мира. Финикийская письменность стала одной из первых зафиксированных в истории систем фонетического письма. Наивысший расцвет финикийской цивилизации приходится на 1200 800 год до нашей эры .

Финикийские города

Отдельные финикийские поселения превратились в самостоятельные города-государства. В ранний период главную роль играл Сидон , позднее его место занял Тир . Другие города Финикии — Акко , Ахзив , Сарепта Сидонская , Берит (современный Бейрут ), Библ (Гебал), Триполи и Арвад . Иногда к финикийским городам относят также и расположенный к северу от Финикии Угарит (современная Рас-Шамра).

Название

Название «Финикия» происходит, вероятно, от греч. φοινως — «пурпурный», возможно связано с производством пурпурной краски из особого вида моллюсков, обитавших у побережья Финикии, которое было одним из основных промыслов местных жителей .

Этимология прослеживается в разделе Финиковая пальма . Вероятно, греки, подплывавшие к берегам Финикии с запада, увидели в лучах восходящего Солнца пальмы, живо напомнившие оперение мифической птицы .

Также существует версия, что название происходит от египетского слова « фенеху » — «строитель кораблей», так как финикийцы действительно занимались мореплаванием и кораблестроением.

Впервые это название встречается у Гомера и часто упоминается у греческих историков. У Гомера название «финикийцы» — синоним «сидонян». По всей видимости, Финикия — греческий эквивалент названия Ханаан . В более поздний период в переводе Септуагинты название «ханаанеи» регулярно переводится в евангелиях как «финикийцы» (ср. Мк. ; Мф. ; Деян. ; ; ) .

История

Морской бой во время осады Тира в Южном Ливане (350 год до н. э.). Рисунок , 1888–89 гг.

Прибрежное положение финикийских городов способствовало развитию торговли. Установлено, что уже во II тысячелетии до н. э. существовали торговые связи между финикийскими городами и Египтом . В XIII веке до н. э. Финикия испытала нашествие народов моря . С одной стороны ряд городов был разрушен и пришёл в упадок, с другой — народы моря ослабили Египет , что привело к независимости и возвышению Финикии, где главную роль стал играть Тир.

Период наивысшего подъёма торговли финикийцев начался около 1200 года до н. э., когда внутренние области Сирии были заняты арамеями . Финикийцы начали строить большие (30 м длиной) килевые корабли с тараном и прямым парусом . Однако развитие кораблестроения привело к уничтожению кедровых лесов Ливана. Тогда же финикийцы изобрели свою письменность . Уже в XII веке до н. э. были основаны колонии Кадис ( Испания ) и Утика ( Тунис ). Затем колонизации подверглась Сардиния и Мальта . На Сицилии финикийцы основали город Палермо .

В VIII веке до н. э. Финикия была захвачена Ассирией . Финикийские города готовы были скорее платить дань материковым государствам, при условии, что те не будут мешать их торговле, чем вести долгие войны за независимость. Финикия перешла под власть персов в 538 году до н. э. В результате финикийские колонии западного Средиземноморья получили независимость и объединились под началом Карфагена (в VI веке до н. э.).

В 332 году до н. э. Финикию захватил Александр Македонский . Примечательна осада Тира . Вскоре, однако, Тир был восстановлен. Тяжёлым ударом для финикийской торговли впоследствии стало падение и окончательное разрушение Карфагена . В I веке до н. э. Финикия была завоёвана царём Великой Армении Тиграном Великим . В римскую эпоху Финикия вошла в провинцию Сирия .

Экономика

Первые финикийцы были рыболовами. Со временем их рыболовецкие деревни превратились в богатые купеческие центры, поскольку они стали использовать свои корабли не только для рыбной ловли, но и для торговли с заморскими землями. Финикийцы создавали палубные гребные суда из ливанского кедра . В поисках дешёвого сырья и новых рынков сбыта финикийцы плавали по всему Средиземному морю, доходили до Атлантического побережья Испании ( Фарсис ) и даже — до Британских островов, откуда везли олово . Их опорные пункты находились в Испании , в Сицилии , на Сардинии и Корсике ; но наибольшее значение приобрели североафриканские колонии, и прежде всего Карфаген, опаснейший противник Рима. Отправлялись финикийцы и в загадочную страну Офир .

Яркое описание финикийской торговли дано в книге Иезекииля . Финикийцы вели также и большую сухопутную торговлю. Она производилась караванами: товары навьючивали на верблюдов, которые потом длинной вереницей совершали переходы по степям. Из Фувала и Мешеха привозили медную посуду ( Иез. ), из Фогарма — лошадей ( Иез. ), из Дамаска — вино и белую шерсть ( Иез. ), из Аравии — овец ( Иез. ).

На финикийских мануфактурах выделывались искусные вещи из металлов, слоновой кости и чёрного дерева; из шерсти и шёлка они изготовляли дорогие ткани.

Особенно высоко ценились тогда ткани, окрашенные пурпуровой краской, которую финикийцы добывали из морских раковин (моллюсков) у берегов Финикии.

Морские экспедиции

Ассирийский военный корабль (вероятно, построенный финикийцами) с двумя рядами вёсел, рельеф из Ниневии , около 700 года до н. э.

Около 1500 года до н. э. им удалось выйти в Атлантический океан из Средиземного моря и достичь Азорских и Канарских островов .

Около 600 года до н. э. по приказу египетского фараона Нехо II (по другой версии, около 660 года до н. э. по приказу номарха Нехо I ) обогнули Африканский континент . Путь от Красного моря до пролива Гибралтар занял три года. Во время этого путешествия они начали использовать вёсла, которые располагались на трёх палубах, и четырёхугольный парус площадью около 300 м².

Финикия в Библии

Финикийский Сидон назван «первенцем Ханаана » ( Быт. ). В эпоху израильского завоевания Ханаана финикийский Сидон уже назван Великим ( Нав. ) и упомянут другой финикийский город Тир ( Нав. ; Пс. ; Пс. ) — они послужили северными пределами расселения евреев ( Суд. ). Во времена царя Соломона финикийский Сидон владел всем Ливаном и богател за счёт продажи кедров ( 3Цар. ), но известным финикийским правителем был царь тирский Хирам ( 3Цар. ). Тир торговал «с народами на многих островах» ( Иез. ), властвовал от Сидона до Арвада ( Иез. ). Финикийцы помогали израильтянам строить храм и учили их мореходному делу ( 3Цар. ).

Женитьба Ахава на Иезавели , дочери сидонского царя Ефваала , имела важное политическое значение, но оказала пагубное влияние на израильскую религию. В Самарии появились капища Ваала ( 3Цар. ). С финикийским влиянием в Израиле боролся пророк Илия . В финикийской Сарепте он явил чудо неиссякаемой кадки и кувшина ( 3Цар. ).

В Новом Завете Финикия иногда называется собственным именем ( Деян. ; ), а иногда обозначается в качестве «пределов Тирских и Сидонских» ( Мк. ), где согласно Евангелиям Иисус Христос изгнал демона из дочери «сирофиникиянки» ( Мк. ) или «хананеянки» ( Мф. ). Другие жители «приморских мест Тирских и Сидонских» слушали Нагорную проповедь ( Лк. ).

Финикийские колонии

Слева — карта финикийских (жёлтого цвета) и греческих колоний около VIII-VI веков до н. э. (с немецкой легендой). Справа — степень карфагенского влияния до 264 года до н. э.

Финикийцы освоили практически всё побережье Средиземного моря. Первым объектом их колонизации стал Кипр XII веке до н. э. ), а затем другие крупные острова — Корсика , Крит , Мальта ( Мдина ), Сицилия ( Лилибей , Мотия , Палермо ) и Сардиния ( Ольбия ).

Самой крупной колонией финикийцев стал Карфаген , влияние которого распространилось на всё средиземноморское побережье Магриба ( Бизерта , Гадрумет , Гиппон , Типаса , Лептис-Магна , Лептис-Минор , Сабрафа , Утика ) и Испании ( Гибралтар , Кадис , Картахена , Малага ).

Колонии финикийцев не исчезли бесследно. Современные генетики доказали, что потомки финикийцев (носители гаплогруппы J2 ) до сих пор живут на средиземноморском побережье, давно утратив свой язык и этническую идентификацию. Так, около трети населения Мальты является прямыми потомками финикийских колонистов [ неавторитетный источник ] .

Религия

Погребальная стела тофет, изображающая (под луной и солнцем) символ Танит , королева-богиня Карфагена
Знак Танит , один из нескольких вариантов .

Финикийская религия была частью семитских культов . Культ отправлялся профессиональной кастой жрецов, которые занимали привилегированное положение в обществе. Архитектура храмов финикийских богов явилась прообразом храма Соломона , который был построен при активной помощи тирских инженеров. Пантеон финикийских богов стал общим для семитских народов. Древние иудеи поклонялись финикийским Астарте и Таммузу. Особо финикийцы почитали Святые Горы . Одним из последних адептов финикийской религии был Гелиогабал , который особое внимание уделял солярному культу и экстатическому поклонению.

Фигура Баала с поднятой рукой, XIV-XII века до н. э., найденная в древнем Угарите (город Рас Шамра ), городе на крайнем севере финикийского побережья. Лувр

В связи с обширными культурными, экономическими и политическими связями с Египтом и, позднее, Грецией, многие финикийские божества имеют аналоги в египетской и греческой мифологии. Характерно обожествление личности правителя либо наместника Ваал , что соотносится с древнеегипетской религиозной традицией. Мелькарт , более известный в христианской традиции под наименованием Молох , также свидетельствует о подобной традиции обожествления и почитания городского правителя. Позднее, греческие источники стали отождествлять его с Геркулесом. Часто верховный бог приобретал черты солярного божества.

Наряду с небесным мужским божеством почиталась и богиня-мать Астарта (божество сидонское — 3Цар. ), одной из форм поклонения которой была храмовая проституция — однократная продажа своего тела за деньги, отдаваемые в храм Богини.

Финикийская религия представляла собой синтез различных традиций. Кочевой семитский культ небесных светил (солярного быкоголового Солнца и женской богини Луны) наслаивался на матриархальный неолитический культ Великой Матери (родственной Кибеле ) и египетской паре Исиды и Осириса ( Адонис ).

Принесение в жертву детей воспринималось как наиболее угодная богам жертва; народы, соседствовавшие с финикийцами, считали этот обычай доказательством особой жестокости последних. Этот вид жертвоприношения практиковался в особо важных случаях, известны жертвоприношения одновременно нескольких сотен детей. Урны с прахом хоронили на священном участке, называвшемся тофет . Эту практику заимствовали у финикийцев древние евреи после завоевания Южного Ханаана. В Библии упоминается о «проведении через огонь» детей в долине Гинномской ( Геенна ) около Иерусалима , в честь Молоха , при еврейских царях. Местом отправления культа был, согласно Библии, Тофет в долине Хинном (Иер. 32:35).

Вопрос о детских жертвоприношениях и о том, насколько регулярно они совершались в Финикии, давно является предметом споров среди библеистов и археологов. Профессор антропологии и истории Джефри Шварц и его коллеги предложили более мягкую интерпретацию: «Детей кремировали, независимо от причины смерти». Для изучения были взяты останки 348 погребальных урн, обнаруженных при раскопках карфагенского тофета.

Экспертиза показала, что большинство захоронений содержат останки детей, погибших в возрасте от пяти месяцев внутриутробной жизни или умерших на первом году жизни. Установлено, что много младенцев умерло в возрасте двух-пяти месяцев, и, по крайней мере, 20 % от общего числа — мертворождённые. Таким образом, учёные сделали вывод, что тофет был местом погребения мертворождённых детей и умерших вскоре после рождения — дети такого возраста вряд ли могли быть принесены в жертву.

Ни в одной из урн не содержалось достаточно скелетного материала, который указывал бы на двойное захоронение. Таким образом, нельзя говорить о массовых жертвоприношениях .

Вклад в культуру

Финикийцы внесли следующий вклад в развитие мировой цивилизации:

  • изобрели алфавитное письмо , которое послужило основой греческого алфавита и латиницы;
  • карфагенянин Ганнон Мореплаватель первым обогнул Африку с востока на запад;
  • способствовали освоению берегов Средиземного моря и включению их в международную торговлю;
  • усовершенствовали технологию получения стекла ;
  • научились добывать из раковин моллюсков пурпур.

Поначалу финикийцы, не имевшие собственной письменности, в деловой и дипломатической переписке использовали аккадский язык , что создавало определённые затруднения. Аккадская клинопись требовала немало времени на изучение — она насчитывала около 600 знаков, каждый из которых имел несколько значений. Чтобы вести переписку на чужом языке, необходимо было содержать штат специально обученных писцов. Неудобства использования аккадского языка привели финикийцев к созданию своего собственного линейного письма , на основании которого было создано алфавитное письмо всех европейских и большей части неевропейских народов .

В основу финикийских скульптур вошли египетская поза, присущая египетскому искусству и явные ассирийские черты, ввиду контролирования Финикии этими государствами. После прибытия полулегендарного царя Кадма в Грецию архаические древнегреческие статуэтки со времен Микен и Минойской цивилизации приобрели новый образ в лице куросов и в их женских версиях — корах .

См. также

Примечания

  1. Honeyman, A. M. " от 18 апреля 2023 на Wayback Machine " Iraq, vol. 6, no. 2, 1939, pp. 104–108 see p.106-107, number 8.
  2. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  3. . Дата обращения: 21 апреля 2012. 23 июня 2012 года.
  4. Эрлихман В. от 11 марта 2018 на Wayback Machine // « Вокруг света », № 12 (2795), 2006.
  5. Армения Великая // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  6. . Дата обращения: 21 апреля 2012. 11 июня 2012 года.
  7. . Дата обращения: 16 апреля 2012. 10 февраля 2012 года.
  8. Её символ может быть связан с египетским символом жизни, анхом . Лансель (стр. 201–2), ссылаясь на (англ.) . // Religioni e Civiltà (итал.) / Lanternari, Vittorio. — Bari: Dedalo, 1982. — Т. 3. — С. 62—65. — ISBN 978-882202203-5 .
  9. Опарин А. А. от 18 июля 2012 на Wayback Machine // Сайт «Библия и наука»
  10. И. Ш. Шифман. Карфаген. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета. 2006. ISBN 5-288-03714-0 . с. 16.
  11. от 7 марта 2013 на Wayback Machine Pitt-led study debunks millennia-old claims of systematic infant sacrifice in ancient Carthage
  12. И. Ш. Шифман. Карфаген. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета. 2006. ISBN 5-288-03714-0 . с. 20—25.
  13. А. Б. Фрейейро, Р. Корсо Санчес. Новый антропоидный саркофаг Кадиса. В: Мадридские сообщения 22, 1981.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Финикия