Interested Article - Донской монастырь

Донско́й монасты́рь ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви в Москве . Был основан в 1591 году на месте расположения русского гуляй-города после отражения нападения крымского хана Газы II Гирея . Монастырь получил статус ставропигиального (то есть находящегося в прямом ведении Святейшего синода ) в 1745 году и был первоклассным, одним из шести ставропигиальных обителей в Российской империи перед революцией 1917 года .

Как и все монастыри на подконтрольной большевикам территории России, был формально закрыт в 1918 году, но без официального согласования с властями продолжал действовать до конца 1920-х. Возрождён в 1991 году .

История

XVI—XVII века

Донская икона Божией Матери работы Феофан Грека . Государственная Третьяковская галерея , 1390-е годы

Донской монастырь был основан царём Фёдором Иоанновичем в 1591 году в честь победы русских войск во время похода крымского хана Газы Герая . Его возвели на месте военного лагеря отряда Бориса Годунова и походной церкви Сергия Радонежского . Постройка завершала создание оборонительного полукольца на подступах к Москве со стороны южных степей, в которое также входили ранее построенные монастыри-крепости: Андроников , Новоспасский , Симонов , Данилов и Новодевичий . Название обитель получила в честь Донской иконы Божией Матери , написанной, предположительно, в XIV веке Феофаном Греком . По преданию, этим образом преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его воинов на Куликовскую битву .

Первой постройкой монастыря стал собор Донской иконы Божией Матери, называемый Старым или Малым. Его выполнили, предположительно, по проекту архитектора Фёдора Коня . Это был одноглавый храм с алтарными апсидами , который завершался трёхступенчатыми рядами кокошников , скрывающими своды . Он не соответствовал классическому типу монастырского собора и напоминал приходские церкви того времени, например церковь Николы Явленного на Арбате . Позднее собор послужил образцом для строительства храма Покрова в Рубцове , Казанского собора на Красной площади и других церковных сооружений .

В Смутное время Малый собор был разграблен, историк Иван Забелин писал об этом времени:

Вскоре после смерти царя Фёдора Иоанновича наступило Смутное время нашей истории, время самозванства и междоцарствования, бедственное для всего государства и, особенно, для Москвы. Тогда престольная почти вся была сожжена и разорена поляками , так что современники очень справедливо обзывали это время — Московскою разрухою. Не избежал злого бедствия и новоучреждённый монастырь, который подвергся общей участи разрушения и опустошения. Так как он был собственно государевым строением, то в это безгосударственное время некому было о нём помнить; он был забыт и оставлен на попечение своей скудной братии .

С восхождением на царствование Михаила Фёдоровича обитель отремонтировали и частично восстановили. В 1650 году её приписали к Андреевскому монастырю . В 1673-м к Малому собору пристроили трапезную часть. Через пять лет, в память о победе над турками под Чигирином , были возведены два придела , увенчанные луковичными главами: южный — в честь преподобного Сергия Радонежского, северный — в память великомученика Фёдора Стратилата . В 1679 году храм расписали изографы Леонтий Чулков и Фёдор Евтиев . В 1683-м к Донскому монастырю были приписаны Шаровкин Успенский и Жиздринский Троицкий монастыри, а также Тихонова пустынь . В 1687-м в обители восстановили игуменство и изначальную самостоятельность .

Строительство Большого собора началось в 1684 году. В 1686-м он был возведён до глав, но затем работы приостановились из-за Крымского похода и истощения монастырской казны . Второй этап стройки начался через два года и был закончен к 1698-му. Храм выполнили в нарышкинском стиле и поставили на высокий подклет , главы установили в направлении сторон света . Резной семиярусный иконостас « фряжского письма » и иконы создавали резчики и иконописцы Оружейной палаты и Посольского приказа Карп Золотарёв , Григорий Махотня, Родион Спиридонов, Андрей Михайлов и другие .

XVIII—XIX века

Донской монастырь в 1883 году
Монастырская ограда, 2013 год
Западные ворота и Храм праведников Захарии и Елисаветы, 2013 год

В течение XVIII века сформировался архитектурный комплекс монастыря. С 1686 по 1711 год возводилась монастырская каменная ограда с двенадцатью башнями на средства Якова Кириллова, сына думного дьяка Аверкия Кириллова, владевшего палатами на Берсеневской набережной с домовой Никольской церковью . В 1714-м над северными вратами обители построили церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери . Возведение колокольни над западными вратами началось в 1730 году и велось под наблюдением трёх русских зодчих: с 1730 по 1733 год — Пьетро Антонио Трезини , в 1749-м — Дмитрия Ухтомского , достраивал колокольню архитектор Алексей Евлашев в 1750—1753 годах. После окончания работ на неё подняли колокола и установили часы. Через два года по прошению графини Софьи Головиной в ней освятили церковь во имя Захария и Елизаветы . Её устроили в четверике , а в восьмерике были созданы сквозные арки для колоколов. Во втором ярусе находился престол церкви Сергия . В 1758—1760 годах на территории обители поставили одноэтажное каменное здание монастырских келий .

В 1745 году указом императрицы Елизаветы Петровны обители пожалован статус ставропигиального монастыря. В 1747 году сюда предполагалось из Заиконоспасского монастыря в Китай-городе перевести Славяно-греко-латинскую академию , но это не произошло .

В 1771 году во время Чумного бунта в монастыре погиб архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) . Опасаясь дальнейшего распространения эпидемии, он приказал убрать от Варварских ворот Китай-города Боголюбскую икону Божией Матери , что привело толпу в ярость, и скрывшегося в монастыре архиепископа убили. Его погребли в Старом Донском соборе .

В 1782—1785 годах итальянский художник Антон Клаудо расписал стены Большого собора евангельскими и библейскими сюжетами . В конце XVIII века внешний облик храма был изменён: надстроили основной объём четверика, скрыли ряды кокошников , кровля получила четырёхскатное завершение. Под шатровой колокольней и в трапезной части основного объёма и приделов были созданы места для погребения настоятелей .

Во время вторжении французов в Москву в Донском монастыре расположилась часть полка второй конной гвардии . В братских кельях поселились рядовые , с некоторыми стояли лошади. Обитель была разграблена: украли венцы с икон, оклады , ризы и все драгоценные украшения. Во многих помещениях были выломаны полы, двери, рамы, перегородки [ уточнить ссылку 761 день ] . На пожертвования атамана Донского казачьего войска графа Матвея Платова восстановили обитель и изготовили новые ризы на иконы иконостаса Большого собора .

В 1834 году начало работу духовное училище , в котором готовили учеников к поступлению в семинарию . В монастыре находилась также иконописная палата имени Н. Д. Селезнёва для обучения живописи и исполнения работ по заказам .

XX—XXI века

В 1914 году на территории Нового Донского кладбища монастыря освятили храм во имя преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской . В 1927 году его преобразовали в крематорий .

В 1918 году монастырь, как и многие другие религиозные учреждения на подконтрольной Советскому правительству территории, был формально закрыт властями, но де-факто продолжал действовать в условиях когда Российская церковь принципиально не признавала и игнорировала распоряжения и «узаконения» Совета народных комиссаров . С мая 1922 года в бывших казначейских покоях у северных врат монастыря содержался под арестом патриарх Московский и всея России Тихон . В декабре 1924 года на него было совершено покушение, во время которого убили его келейника Якова Полозова. Тихон скончался через год, 25 марта, в клинике Бакуниных на Остоженке и был погребён в Малом соборе . Вскоре после ареста Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра , в 1925 году, в монастыре под председательством архиепископа Екатеринбургского Григория состоялось совещание десятерых архиереев , образовавшее « », что положило начало григорианскому расколу .

К 1926 году монастырь числился в списках Московского отдела народного образования как открытый для посещения историко-культурный и бытовой музей. В том же году его передали в управление Музейного отдела Главнауки . В 1929 году музей закрыли, общину ликвидировали, а на их месте начал работу Антирелигиозный музей искусств. Ценные документы XVIII—XIX веков из архива монастыря были перемещены в государственные архивы — в Российский государственный архив древних актов и Центральный исторический архив Москвы .

В 1934 году монастырь был передан Музею архитектуры , относившемуся к Академии архитектуры СССР . В него свезли детали, скульптурные фрагменты многих сносимых сооружений, в том числе храма Христа Спасителя , Сухаревой башни и церкви Успения Божией матери на Покровке . В церкви Архангела Михаила, в которой находилась усыпальница Голицыных , устроили музей скульптуры. В 1936 в обитель привезли детали разобранных Триумфальных ворот , стоявших на площади Белорусского вокзала . Их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте в 1967 году .

С 1946 по 1960 год проводились богослужения в Малом соборе. Во время хрущёвских гонений храм было предложено закрыть, однако его удалось отстоять, объединив с приходом близлежащего храма Ризположения на Донской ; богослужения совершались по двунадесятым праздникам , на престольный праздник , в дни Великого поста , а также в памятные дни служились заупокойные службы по патриарху Тихону . Также в Малом соборе с 1946 года совершается мироварение .

Бронетехника, установленная за входными вратами в 1990-х годах, 2008 год

30 октября 1990 года решением Мосгорисполкома семь храмов Донского монастыря были переданы Русской православной церкви . В мае 1991 года в монастыре возродилась монашеская жизнь . Первым наместником назначили архимандрита Агафодора (Маркевича). В том же году в честь 400-летия монастыря в нём состоялся крестный ход во главе с патриархом Алексием II . В феврале 1992-го во время ремонта Малого собора был обнаружен гроб с мощами патриарха Тихона. Его причислили к лику святых, а останки перенесли в раку в Большой собор . В 1998-м возобновили богослужение в храме Серафима Саровского .

В 1990-х годах, по мнению исследователей, исторически сложившийся облик обители был искажён поставленной сразу за входными вратами бронетехникой , уцелевшей в Великой Отечественной войне , и новыми постройками . В конце 1990-х — начале 2000-х годов при наместнике Агафодоре интерьер трапезной Малого собора расписал художник Алексей Россаль-Воронов . За эти росписи художник был удостоен патриаршей награды — медали преподобного Сергия Радонежского [ источник не указан 1994 дня ] .

В 2014—2016 годах была проведена реставрация Малого собора: заменили поздние конструкции крыш объёмов трапезной, приделов и собора на новые — исторических форм, восстановили кресты на колокольне и главах приделов. Фасады окрасили в цвет, обнаруженный при натурном обследовании, воссоздали растёсанные окна XVI века .

Архитектурный ансамбль

Малый собор

Малый собор Донской иконы Божией Матери

Древнейший храм-памятник русскому воинству в монастыре, возведённый в формах московской архитектуры XVI века . В первоначальном виде в плане он был почти квадратным, с тремя округлыми апсидами. Его объём завершался тремя ярусами кокошников, световым барабаном и шлемовидным куполом. Позднее к собору, по распоряжению царя Фёдора Алексеевича , пристроили с севера и юга два придела — великомученика Феодора Стратилата и преподобного Сергия. В том же году с запада возвели трапезную, в 1679-м была сооружена шатровая колокольня, а шлемовидный купол заменили существующей главой. В конце XVII века собор и приделы расписывали мастера Оружейной палаты живописцы Леонтий Чулков и Фёдор Евтиев. Под храмом находятся ряд захоронений, среди них — чугунная плита над прахом фельдмаршала Николая Репнина . Основной объём постройки перекрыт трёхступенчатой пирамидой кокошников, завершающейся куполом на стройном барабане. Реставрационные работы, проведённые в 1950—1952 годах по проекту искусствоведа Николая Соболева , вернули храму первоначальные формы обрамления порталов и окон .

Большой собор

Большой собор Донского монастыря

Является архитектурной доминантой монастыря. Был возведён в 1698 году и освящён митрополитом Сарским и Подонским Тихоном (Воиновым) . Под алтарём собора в 1712 году имеретинским царём Арчилом был создан придельный храм Сретения Господня — усыпальница царей Имеретинских, царевичей и князей грузинских Дадианов и Багратионов . В 1748 году по чертежу Василия Обухова к собору с юга пристроили двухэтажную ризницу с характерными для того времени барочными наличникам . В 1752-м на вклады купца Кузьмы Замятина в храме были устроены чугунные полы из литых плит с шаблонным орнаментом , которые сохранились до настоящего времени .

Собор лепестковой формы венчают вызолоченные пять глав — большая в центре и четыре вокруг, ориентированные по сторонам света. Основной объём окружён широкой двухъярусной арочной галереей. К ней с запада, севера и юга примыкают три лестничные паперти , выстроенные на сводах, опирающихся на двойные столбы в арках .

Восьмиярусный иконостас Большого собора был создан в несколько этапов. В 1695 году Карп Золотарёв создал два нижних ряда, через год Абросим Андреев и Григорий Алексеев воздвигли «апостольский» ярус с резными декорами. В 1699-м иконостас был завершён этими же мастерами. Бо́льшая часть икон относится к XVII веку, за исключением Донской иконы Богоматери — конца XV столетия .

Освящён 18 августа 1991 года .

Тихвинская церковь

Надвратная церковь Тихвинской Иконы Богоматери

Главный вход в церковь расположен напротив Большого собора, с северной стороны ограды. По мнению историка Игоря Грабаря , её архитектором был Иван Зарудный . Выполненная в стиле московское барокко , она имеет звёздообразный план и четыре яруса. Верхний уровень отделён от внутреннего пространства сводами с открытыми арками и предназначен для звонницы . В этом храме было разрешено молиться патриарху Тихону во время заточения . Около паперти сохранилась чугунная кованая решётка начала XVIII века. Иконостас поставлен в 1782 году на средства Аграфены Татищевой [ источник не указан 1994 дня ] .

Храм Захарии и Елисаветы

Храм праведников Захарии и Елизаветы

Первое упоминание об устройстве колокольни относится к марту 1730 года, когда настоятель монастыря архимандрит Илларион (Рогалевский) обратился к императрице Анне Иоанновне с прошением выделить средств на строительство. К 1753-му были завершены основные работы по отделке проездных ворот, собора и колокольни. В 1755 году в нижнем ярусе колокольни освятили храм во имя праведных Захария и Елизаветы. После разорения монастыря французскими войсками в 1812 году он был упразднён, а в его помещении расположился архив монастыря .

В 1980-е годы Музеем архитектуры была проведена комплексная реставрация западных ворот с церковью-колокольней. Фасады здания получили первоначальный барочный облик XVIII века. В середине 1990-х храм восстановили. Тогда же в проездной арке ворот художница Н. П. Ермакова выполнила росписи с сюжетами из истории монастыря .

Храм преподобного Александра Свирского

Возведён в 1786—1789 годах в честь небесного покровителя графа Николая Зубова . Выполнен в стиле классицизм , фасады украшают пилястры . К 1950-му интерьер был полностью утрачен, его восстановили 1996 году, заново расписав и установив новый иконостас .

Храм Иоанна Лествичника

Храм преподобного Иоанна Лествичника

Построен в 1898 году в стиле русский историзм на средства генерал-майора И. Ф. Терещенко. Первоначально это была часовня-усыпальница для его семьи, позже переоборудованная в церковь. С западной части к храму примыкает закрытое крыльцо-паперть. Стены украшены декоративными орнаментами из формового кирпича и лепными деталями. Фасады были отреставрированы в 1989-м, через год восстановили росписи интерьера. В середине 1990-х годов в храме установили новый иконостас .

Церковь Иоанна Златоуста

Церковь Иоанна Златоуста и великомученицы Екатерины

Выполнена в византийском стиле по проекту Альфонса Венсана в 1888—1891 годах на средства Е. А. Первушиной, в память мужа Ивана Андреевича, как родовая усыпальница. Возведение храма происходило под руководством архитекторов Владимира Шера , В. П. Гаврилина и М. П. Иванова. В нижнем ярусе в 1897-м освящена придельная церковь великомученицы Екатерины. В 1980-е годы внутри размещались фототека и фонды Музея архитектуры .

Храм преподобного Серафима Саровского и Анны Кашинской

Построен по проекту Зиновия Иванова в 1904 году на Новом кладбище с тремя престолами и звонницей над западным входом. В 1927-м был переделан в крематорий под руководством Дмитрия Осипова .

Храм Георгия Победоносца

Построен в 2000 году, расписан в 2001-м в технике сухой фрески . Представляет собой восьмерик, декорированный плоскими пилястрами. Увенчан округлой крышей и ярусом колокольного звона .

Церковь святителя Тихона

Церковь святителя Тихона, патриарха Всероссийского

Была основана в 1997 году по благословению патриарха Алексия II. Выполнена из кирпича, покрыта кровлей на восемь скатов. Храм увенчан луковичной главой на высоком барабане, декорированном в нижней части кокошниками. Интерьер расписан в 1998-м художницей Н. П. Ермаковой. В цокольной части находится крипта с приделом в честь благоверного князя Вячеслава Чешского .

Храм Михаила Архангела

Церковь Михаила Архангела

Построена на средства княгини Анны Голицыной в 1806—1809 годах на месте обветшавшей церкви во имя Евфимия Великого , возведённой в 1714-м. Выполнена в стиле русский ампир по проекту Ивана Евготова и представляет собой кубический объём, увенчанный главой на широком барабане. С запада прежнего храма была больница, обращённая при перестройке в трапезную. В 1894 году по проекту архитектора М. П. Иванова к храму пристроили каменные тамбуры для входа в усыпальницу с северного и южного фасадов. В ней похоронены участники Отечественной войны 1812-го — князья Дмитрий и Николай Голицыны , Алексей Щербатов . В 1990-х годах была проведена реставрация: раскрыли росписи, в центральном барабане восстановили изображение Христа Пантократора , в простенках окон — изображения ангелов, а на парусах — образы евангелистов .


Церковь в честь князя Александра Невского

Возведена в 2006 году на месте бывших монастырских огородов. Венчается барабаном и луковичной главой .

Некрополь

Некрополь русского дворянства и богатого купечества на территории монастыря — единственный в Москве, переживший без существенных потерь советское время. В нём похоронены писатели, поэты, архитекторы, учёные: Александр Сумароков , Михаил Херасков , Василий Пушкин , Пётр Чаадаев , Владимир Одоевский , Василий Майков , Осип Бове , Николай и Дмитрий Бантыш-Каменские , Василий Ключевский , Николай Жуковский и другие известные деятели. Уникальным надгробием барочного типа является саркофаг генерал-поручика Александра Брюса . Образцом надгробия позднего классицизма является памятник на могиле княжны Анны Петровны Кожуховой — «Скорбящий гений», выполненный из меди скульптором Иваном Мартосом . В начале XX века построена часовня-усыпальница Левченко в неорусском стиле по проекту архитектора Романа Клейна .

К началу XX века монастырский некрополь был переполнен. Московские власти приняли решение отвести территорию к югу от монастыря под Новое Донское кладбище, захоронения на котором продолжались на протяжении почти всего XX столетия. На старом кладбище новые захоронения разрешены лишь в порядке исключения [ источник не указан 2002 дня ] .

В 2000-х годах в монастырском некрополе был перезахоронен прах выдающихся деятелей Белого движения и белой эмиграции : Ивана Шмелёва , Антона Деникина , Ивана Ильина , Владимира Каппеля . В 2008-м за алтарём храма Иоанна Лествичника похоронили писателя и общественного деятеля Александра Солженицына .

Служители монастыря

См. также

Примечания

  1. , с. 5.
  2. . Православие.ru. Дата обращения: 19 июля 2018. 26 июля 2018 года.
  3. . Официальный сайт Донского монастыря . Дата обращения: 28 августа 2019. 19 октября 2021 года.
  4. .
  5. .
  6. . Узнай Москву. Дата обращения: 19 июля 2018. 8 сентября 2018 года.
  7. , с. 23.
  8. , с. 4—5.
  9. , с. 25.
  10. , с. 46.
  11. , с. 244—251.
  12. .
  13. . Дата обращения: 28 августа 2019. 29 августа 2019 года.
  14. , с. 8.
  15. , с. 6.
  16. Кириллова, 2016, с. 35—50
  17. , с. 31.
  18. . Moscow.org. Дата обращения: 19 июля 2018. 11 июля 2018 года.
  19. , с. 32.
  20. Протоиерей Владислав Цыпин . от 27 августа 2019 на Wayback Machine . Православие.Ru , 5 февраля 2018.
  21. . Православие.ru. Дата обращения: 19 июля 2018. 8 июля 2018 года.
  22. , с. 114—132.
  23. , с. 26.
  24. , с. 10.
  25. . Дата обращения: 27 августа 2019. 23 августа 2019 года.
  26. . Дата обращения: 9 января 2019. 10 января 2019 года.
  27. , с. 85.
  28. , с. 11.
  29. . Patriarchia.ru. Дата обращения: 19 июля 2018. 25 января 2017 года.
  30. . Независимая газета (18 августа 2004). Дата обращения: 29 июля 2018. 9 марта 2009 года.
  31. , с. 15—16.
  32. , с. 251—253.
  33. , с. 6.
  34. , с. 43.
  35. , с. 87.
  36. Божутина Т. Д. Сретенский храм Донского монастыря и формирование некрополя грузинских деятелей в Донском монастыре // Россия — Грузия. Диалог культур: Сб. ст. по мат-лам конф. 2013 года и науч. чтений 2014 года, посв. памяти Давида Ильича Арсенишвили. — М.: Музей им. Андрея Рублёва, 2015. — (Труды ЦМиАР; т. XI). — С. 143—146. — ISBN 978-5-906538-03-1 .
  37. , с. 8—10.
  38. , с. 47.
  39. , с. 253—255.
  40. , с. 21.
  41. , с. 7.
  42. в « Книгах Google »
  43. , с. 9.
  44. , с. 15.
  45. , с. 16.
  46. , с. 19.
  47. , с. 20.
  48. , с. 257—260.
  49. , с. 21.
  50. , с. 257—261.
  51. , с. 23.
  52. , с. 22.
  53. , с. 15.
  54. , с. 18—19.
  55. , с. 24.
  56. , с. 12—13.
  57. . Patriarchia.ru (3 октября 2005). Дата обращения: 29 июля 2018. 9 сентября 2018 года.
  58. . Patriarchia.ru (2007-09-00). Дата обращения: 29 июля 2018. 8 сентября 2018 года.
  59. . Православие.ru. Дата обращения: 6 августа 2008. 9 сентября 2018 года.
  60. // Воронежские епархиальные ведомости : газета. — 15 августа ( № 16 ). — С. 552 . 25 марта 2023 года.
  61. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. М. , 1896—1918.

Литература

  • Аренкова Ю. И., Мехова Г. И. / Фото А. Александрова. — М. : Искусство , 1970. — 160 с.
  • // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. — 2014.
  • Артюшенко М. Московский Донской монастырь в Отечественную войну 1812 г // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. — 2016. — С. 35—50 .
  • Владимирова Е. Великие храмы России. — М. : Эксмо, 2012. — 256 с. — ISBN 978-5-699-53662-7 .
  • Вострышев М. . — М. : Алгоритм, 2012. — 544 с. — ISBN 978-5-4438-0072-1 . от 14 августа 2018 на Wayback Machine
  • . — М. : Минувшее, 2007. — 272 с. — (Российские некрополи). — ISBN 978-5-902073-53-6 . от 23 февраля 2020 на Wayback Machine
  • Донской монастырь: исторический очерк. — М. : Авиаиздат, 1997. — 20 с.
  • Казакевич А. И. // Православная энциклопедия . — М. , 2007. — Т. XV : « Димитрий Дополнения к „Актам Историческим“ ». — С. 679—690. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-026-4 .
  • Каршилов Е. Донской монастырь. — М. : Донской ставропигиальный мужской монастырь УКИНО «Духовное преображение», 2012. — 94 с.
  • Кириллова Г. // Московская перспектива. — 2008. — № 62 .
  • Мудрова И. . — М. : Центрполиграф , 2010. — 400 с. — ISBN 978-5-227-02076-5 . от 30 июля 2018 на Wayback Machine
  • Никон (Головко), Божутина Т., Стародубцев О. Донской ставропигиальный мужской монастырь: путеводитель. — М. : Донской ставропигиальный мужской монастырь, 2014. — 32 с.
  • Погосбекян М. Донской монастырь: (Метод. рекомендации к экскурсии). — М. , 1988. — 29 с.
  • Постернак О. Музейная деятельность на территории Донского монастыря в 1920-1930-е годы // Вест. Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2005. — № 4 . — С. 114—132 .
  • Сорок сороков . Кремль и монастыри / Под ред. П. Г. Паламарчука . — М. : Кром, 1992. — Т. 1. — 415 с.
Источник —

Same as Донской монастырь