Interested Article - Богослужение первой седмицы Великого поста

Богослуже́ние пе́рвой седми́цы Вели́кого поста́ — начало великопостных служб, являющихся образцом совершения продолжительных покаянных молений, подготавливающих православных христиан к достойной встречи Пасхи — главного церковного праздника. Строгость исполнения первых дней Святой Четыредесятницы такова, что в случае совпадения с ними Сретения Господня , вся служба этого великого двунадесятого праздника переносится на день (или на два дня) раньше — на Прощёное воскресенье . Также на другой день должна переноситься и служба обретения главы Предтечи .

Все богослужения совершаются по Триоди Постной , — из Октоиха в будние дни берутся только Троичны , седальны и светильны текущего гласа (зачастую указывающиеся в приложениях к Постной Триоди). Обычная Литургия Иоанна Златоуста в эти дни совершается только в субботу.

Чин прощения накануне

На вечерне Вход с кадилом . « Све́те Ти́хий ». Диакон или священник возглашает:

Проки́мен вели́кий, глас осмы́й — Не отврати́ лица́ Твоего́ от о́трока Твоего́, я́ко скорблю́; ско́ро услы́ши мя, вонми́ души́ мое́й и изба́ви ю.

Хор повторяет этот прокимен , также повторяет его и после каждого стиха , возглашённого диаконом:

стих 1-й: Спасе́ние Твое́, Бо́же, да прии́мет мя.
стих 2-й: Да у́зрят ни́щии и возвеселя́тся.
стих 3-й: Взыщи́те Бо́га, и жива́ бу́дет душа́ ва́ша.

Закрываются царские врата . « Сподо́би, Го́споди… ». Священнослужители переоблачаются в темные одежды. Диакон [или иерей в епитрахили (в приходских храмах — и в фелони, если он служит один без диакона)] выходит для произношения просительной ектении на солею перед царскими вратами, певцы поют эту ектению и последующие не обычным, но скорбным великопостным напевом .

После « Ныне отпущаеши » и Трисвято́го по « Отче наш » священник из алтаря через северную диаконскую дверь выходит на солею и становится на амвон и возглашает: « Я́ко Твое́ есть Ца́рство… ». Клирос поёт:

Ами́нь.
Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю:/ благослове́нна Ты в жена́х, и благослове́н Плод чре́ва Твоего́,// я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших.

При пении священник на амвоне со всеми прихожанами делают первый земной поклон . Клирос поёт тем же напевом :

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Крести́телю Христо́в, всех нас помяни́,/ да изба́вимся от беззако́ний на́ших:// тебе́ бо даде́ся благода́ть моли́тися за ны.

Всеми совершается второй земной поклон. Певчие хора продолжают петь:

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Моли́те за ны святи́и апо́столи, святи́и вси,/ да изба́вимся от бед и скорбе́й:// вас бо те́плыя предста́тели ко Спа́су стяжа́хом.

Третий поклон, и далее пение без земных поклонов:

Под Твое́ благоутро́бие прибега́ем, Богоро́дице,/ моле́ния на́ша не пре́зри во обстоя́нии;// но от бед изба́ви ны, Еди́на Чи́стая, Еди́на Благослове́нная.

Чтец произносит: « Господи помилуй » 40 раз, далее:

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху. И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.
И́менем Госпо́дним благослови́, о́тче.

Священник:

Сый благослове́н Христо́с Бог наш, всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

Чтец :

Ами́нь.
Небе́сный Царю́, ве́ру утверди́, язы́ки укроти́, мир умири́, святы́й храм сей (святу́ю оби́тель сию́) до́бре сохрани́; пре́жде отше́дшия отцы́ и бра́тию на́шу в селе́ниих пра́ведных учини́, и нас в покая́нии и испове́дании приими́, я́ко Благи́й и Человеколю́бец

Священник, продолжая стоять на амвоне, возглашает Молитву Ефрема Сирина :

Го́споди и Влады́ко живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми.

Священник вместе со всеми в храме совершает земной поклон, а затем продолжает:

Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́.

Иерей на амвоне и все присутствующие кладут второй поклон, после чего батюшка заканчивает молитву:

Ей, Го́споди Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко Благослове́н еси́ во ве́ки веко́в.

  • Чтец: « Аминь . »
  • Возглас священника « Сла́ва Тебе́ Христе́ Бо́же, Упова́ние на́ше, сла́ва Тебе́ ».
  • Отпуст , после которого хор поет многолетны: «Вели́каго Господи́на…».

Затем священник на амвоне становится на колени и читает две « Молитвы в начале поста Святой Четыредесятницы » .

Далее следует сам чин прощения . Рядом с амвоном на аналоях полагаются иконы Спасителя и Богородицы. Настоятель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста, о необходимости просить прощения друг у друга, чистосердечно прощать обиды, и сам испрашивает прощения у причта и народа, говоря:

Благословите мя, отцы святии, братия и сестры, и простите ми, грешному, ели́ка согреших в сей день и во вся дни живота моего делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы.

Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят:

Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови.

На это наместник отвечает:

Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас.

Затем все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, лобызаются с настоятелем и друг с другом в плечи, взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне, целуют иконы и испрашивают прощения у причта и друг у друга. Во время чина прощения принято петь: « Покаяния отве́рзи ми двери… », « На реках Вавилонских …» и др. В некоторых храмах принято также петь стихиры Пасхи , заканчивая словами: « И та́ко возопии́м ».

Вечером в Неделю сыропустную и в прочие Недели Четыредесятницы положено совершать малое Повечерие с каноном и поклонами. С утра, перед началом Утрени , должна совершаться вседневная Полунощница с поклонами на молитве Ефрема Сирина.

Великопостная утреня

Перед началом Утрени звон в два колокола.

Припев к первому Тро́ичному тропарю особый для каждого дня седмицы:

В понеде́льник: « Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же наш, предста́тельствы безпло́тных Твои́х поми́луй на́с. »
Во вто́рник: « Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же наш, моли́твами Предте́чи Твоего́ поми́луй на́с. »
В сре́ду же и в пято́к: « Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же наш, си́лою Креста́ Твоего́ сохрани́ на́с Го́споди. »
В четверто́к: « Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же наш, моли́твами апо́стол Твои́х, и святи́теля Никола́я, поми́луй на́с. »

Припевы ко второму и к третьему троичным тропарям каждый день постоянные:

Ко второму Тро́ичну: « Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же наш, моли́твами всех святы́х Твои́х поми́луй нас. »
К третьему Тро́ичну: « Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же наш, Богоро́дицею поми́луй нас. »
  • Стихословятся три кафизмы , с разделением на три «Славы» и пением великопостным распевом. Малых ектений по кафизмах не бывает во всю Четыредесятницу, кроме суббот, Недель и некоторых других праздников.

После 1-й кафизмы — седальны текущего гласа Октоиха. Их удобнее искать в приложении Триоди (в конце Триоди). Если в Минее у сегодняшнего святого есть кондак , то в седальнах, перед Богородичном, поется мученичен текущего гласа с припевом: « Ди́вен Бог во святы́х Свои́х, Бог Изра́илев » (в приложении Триоди он помещается после седальнов). Если в Минее кондака у рядового святого нет, то мученичен поется после 6-й песни канона (тогда в седальнах этот «мученичен» не читается).

После 2-й и 3-й кафизм — седальны в Триоди (на ряду).

  • Хор — запев: « Господи, помилуй » (трижды), « Слава… ».
  • Чтец — « И ныне… », и читает псалом 50 -й.
  • Диакон (или иерей) на амвоне произносит молитву: « Спаси́, Бо́же, лю́ди Твоя́… » (из литии великой вечерни).
  • Певцы: « Господи, помилуй » (12).
  • Иерей: « Ми́лостию и щедро́тами… ».
  • Певцы: « Ами́нь ».

Канон

Далее следует канон . На великопостной утрене три канона — из Минеи (полный) и два трипеснца из Триоди. Трипеснцы состоят:

В понеде́льник: из 1-й, 8-й и 9-й песней
Во вто́рник: из 2-й, 8-й и 9-й песней
В сре́ду: из 3-й, 8-й и 9-й песней
В четверто́к: из 4-й, 8-й и 9-й песней
В пято́к: из 5-й, 8-й и 9-й песней

Канон стихословится с библейскими песнями в изложении специального раздела Ирмология — для Великого поста. Полностью текст библейской песни исполняется только в песнях с трипеснцами. В остальных песнях в качестве припевов к тропарям используется только необходимое количество последних стихов. Песни, в состав которых входят трипеснцы, поются на 14 тропарей следующим образом:

  • певцы поют из Ирмология библейскую песнь до отметки « На 14 »,
  • затем поют ирмос канона Минеи,
  • затем поют следующий стих библейской песни,
  • чтец произносит первый тропарь канона Минеи,
  • певцы поют следующий стих библейской песни,
  • чтец произносит ещё раз первый тропарь канона Минеи. Если в песни канона 4 тропаря, то первый тропарь не повторяется, а читается следующий,
  • певцы поют следующий стих библейской песни,
  • чтец — второй тропарь канона Минеи,
  • певцы — следующий стих библейской песни,
  • чтец — третий тропарь канона Минеи,
  • певцы — следующий стих библейской песни,
  • чтец — Богородичен канона Минеи,
  • певцы — следующий стих библейской песни. Этот стих обозначен « На 8 »,
  • чтец — первый тропарь первого трипеснца Триоди. 1-й и 2-й тропари первого трипеснца Триоди могут прочитываться за один, если трипеснец содержит на один тропарь больше, чем обычно,
  • певцы — следующий стих библейской песни,
  • чтец — второй тропарь первого трипеснца Триоди,
  • певцы — следующий стих библейской песни,
  • чтец — третий тропарь первого трипеснца Триоди,
  • певцы — следующий стих библейской песни,
  • чтец — Богородичен первого трипеснца Триоди,
  • певцы — следующий стих библейской песни. Этот стих обозначен « На 4 »,
  • чтец — первый тропарь второго трипеснца Триоди,
  • певцы — следующий стих библейской песни,
  • чтец — второй тропарь второго трипеснца Триоди,
  • певцы: « Сла́ва Отцу́ и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху ». На 8-й песни: « Благослови́м Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха Го́спода
  • чтец — Троичен Триоди,
  • певцы: « И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь. »,
  • чтец — Богородичен Триоди,
  • певцы: « Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́ ».
  • чтец — первый дополнительный тропарь Триоди,
  • певцы: « Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́ ».
  • чтец — второй дополнительный тропарь Триоди,
  • певцы поют катавасию из Триоди. На 8-й песни перед катавасией поётся: « Хва́лим, благослови́м, покланя́емся Го́сподеви, пою́ще и превознося́ще во вся ве́ки. »

Если случатся две службы святым, то в песнях с трипеснцами два канона Минеи поются на 6. Тогда к двум стихам из библейских песен присоединяются сразу по два тропаря святым. Богородичен первого канона не читается. В песнях без трипеснцев оба канона Минеи поются на 8 тропарей. Стихи библейских песней после ирмоса поются от отметки «на 8», предваряемые не входящим в счет ирмосом канона первого святого. В 3-й (кроме среды) и в 6-й песнях ирмос первого канона Минеи поется в начале песни, а ирмос канона второго святого — на катавасию.

Богослужебный Устав предполагает, что и библейские песни и тропари канонов в течение всего года поются. Однако из-за сложности, канон в Великом посту обычно читают два чтеца: один — библейские песни, другой — тропари канона Минеи и трипеснцев.

Вторая песнь стихословится только по вторникам Четыредесятницы.

Песни, в которых нет трипеснцев, поются « На 4 » тропаря, ирмосы в этот счет не входят. В 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях ирмосы предваряют пение тропарей, а в 3-й (кроме среды) и 6-й служат катавасией и поются только по окончании тропарей.

По 3-й песни — ектения малая. Седален святого. « Слава, и ныне… » — Богородичен Минеи.

По 6-й песни — ектения малая. Кондак и икос Минеи (если есть). Если в Минее кондака у рядового святого нет, то по 6-й песни читается мученичен Октоиха (см. в седальнах по 1-м стихословии в приложении Триоди).

По 8-й песни поётся « Величит душа моя Господа » с земным поклоном на каждый припев « Честнейшую Херувим… » и совершается обычное каждение храма.

Окончание утрени

После канона певчие поют: « Достойно есть ». Все творят земной поклон. Далее:

  • Ектения малая.
  • Светилен Троичен текущего гласа из приложения Триоди. Окончания светильна поются по распеву Троичных тропарей. После 1-го возглашения светильна поётся его окончание в зависимости от дня седмицы. « Сла́ва… » — тот же светилен, с окончанием: « Моли́твами, Го́споди, святы́х Твои́х, и спаси́ мя », « И ны́не… » — опять тот же светилен, с окончанием: « Моли́твами, Го́споди, Богоро́дицы, и спаси́ мя ». В светильне 6-го гласа читается изменяемое от дня седмицы начало, а хор три раза допевает неизменяемое окончание светильна.
  • Чтец — хвалитные псалмы: « Хвали́те Го́спода с Небе́с… ». После псалмов — « Сла́ва, и ны́не… », « Тебе́ сла́ва подоба́ет… », и далее — « Сла́ва Тебе́, показа́вшему нам свет », « Сла́ва в вы́шних Бо́гу… » (вседневное славословие). В седмичные дни Великого поста (понедельник — пятница) читается всегда вседневное славословие, даже в двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы .
  • Если случатся под числом в Минее два святых на ряду, стихиры одного святого (положенные на « Го́споди, воззва́х… ») поются на вечерне, а другого — на хвалитех, на 4 (первая стихира дважды). « Сла́ва, и ны́не » — Богородичен (в среду и пяток — Крестобогородичен) по гласу стихир на ряду или Богородичен из приложения Минеи по гласу стихир, от меньших. Если в службе святых на « Господи, воззвах » есть славник, то он не переносится на хвалитны утрени. После Богородична — « Слава Тебе, показавшему нам свет », « Слава в вышних Богу… » (вседневное славословие). Таким образом, после стихир « Слава, и ныне… », « Тебе слава подобает… » не читается.
  • Ектения просительная, и молитва главопреклонения.
  • Стиховные стихиры Триоди с обычными припевами. « Слава, и ныне… » — Богородичен Триоди. Если святой имеет утреннюю стихиру на « Слава », то « Слава » — святого, « И ныне » — Богородичен по гласу « Славы », от меньших, из дополнительной части Минеи, а в среду и пяток — Крестобогородичен Минеи на ряду. Если в Минее нет славника, то « Слава, и ныне » — Богородичен Триоди (на ряду).
  • Чтец: « Благо есть… » читается дважды. Трисвятое … по « Отче наш ».
  • Возглас священника: « Яко Твое есть Царство… ».
  • Чтец: тропарь Часослова : « В хра́ме стоя́ще сла́вы Твоея́… ». « Го́споди, поми́луй » (40). « Сла́ва, и ны́не » — « Честне́йшую Херуви́м… ». « И́менем Госпо́дним… ».
  • Иерей перед царскими вратами: « Сый благослове́н… ».
  • Чтец молитву: « Небе́сный Царю́… ».
  • Священник — молитву Ефрема Сирина: « Го́споди и Влады́ко живота́ моего́… » и поклоны 3 великих, 12 малых поклонов с молитвой: « Бо́же, очи́сти мя, гре́шнаго », и ещё раз — « Го́споди и Влады́ко живота́ моего́… » и поклон один великий.
  • Чтец: « Ами́нь », и без отпуста утрени читается 1-й час. Отпуст утрени совершается после 1-го часа. Иерей, по обычаю, возвращается в алтарь , закрывает завесу и снимает фелонь .

Великопостные часы

Совершение великопостных часов имеет свои особенности в сравнении со вседневными часами:

  • После чтения трёх обычных псалмов на каждом часе читается рядовая кафизма, за исключением понедельников и пятниц на первом часе и пятниц на девятом часе . Также нет кафизмы на первом и девятом часах в Великий понедельник , в Великий вторник и в Великую среду .
  • Вместо тропаря святого на каждом часе троекратно (с двумя стихами) поётся постовой тропарь часа , с земными поклонами.
  • На первом часе после Богородична часа поются стихи часа: « Стопы́ моя́ напра́ви по Словеси́ Твоему́… » с повторами, а последний стих — трижды.
  • На шестом часе тропарь пророчества, прокимен со стихом , паремия, и ещё один прокимен со стихом.
  • Вместо кондаков святым — свои тропари и богородичны, которые могут меняться с днём седмицы.
  • В конце каждого часа молитва Ефрема Сирина « Го́споди и Влады́ко живота́ моего́… », с земными и поясными поклонами,
  • Все часы, по приходской практике, совершаются вместе — один за другим. По Уставу же, после первого часа полагается Лития о усопших и огласительное чтение преподобного Феодора Студита .

Изобразительны

  • Поются Заповеди блаженства с припевами « Помяни́ нас Го́споди, егда́ прии́деши во Ца́рствии Твое́м ». Затем трижды с земными поклонами поётся: « Помяни́ нас Го́споди/Влады́ко/Святы́й, егда́ прии́деши во Ца́рствии Твое́м ».
  • Чтец: «Лик небе́сный…» со стихами, Никео-Цареградский Символ веры , « Осла́би, оста́ви, прости́ Бо́же… », « О́тче наш ».
  • Священник: « Я́ко Твое́ есть Ца́рство… ».
  • Чтец: « Ами́нь. » и кондаки праздника Преображения, дня седмицы, храма, рядового святого, краткое славословие, заупокойный кондак, «Предста́тельство христиа́н непосты́дное…», « Господи помилуй » — 40 раз, « Сла́ва, и ны́не… », « Честне́йшую Херуви́м… », « И́менем Госпо́дним благослови́, о́тче ».
  • Возглас священника « Бо́же, уще́дри ны… », Молитва Ефрема Сирина с поклонами.


Завершение Изобразительных перед Литургией Преждеосвященных Даров.

После молитвы Ефрема Сирина:

  • Чтец: « Ами́нь. », Трисвятое по « О́тче наш… », « Господи помилуй » — 12 раз, молитва « Всесвята́я Тро́ице, Единосу́щная Держа́во… », псалом 33.
  • Священник: Отпуст .
  • Певцы медленно, чтобы иерей с диаконом успели приготовиться к начальному возгласу Литургии , трижды поют: « Господи, помилуй! »
  • Иерей возвращается в алтарь.

Вечерня следующего дня

Вседневная вечерня, совершаемая в понедельник, вторник и четверг Четыредесятницы, следует за изобразительными без начального возгласа. После поклонов с молитвой Ефрема Сирина, положенных в конце изобразительных, чтец: « Ами́нь! », « Прииди́те, поклони́мся… » — трижды, предначинательный псалом 103 , и прочее последование Великопостной вечерни .

После пения « Го́споди, воззва́х… » поются 3 стихиры из Триоди, и 3 из Минеи стихиры памяти святого ещё не наступившего следующего дня.

В конце Великопостной вечерни:

  • Читается молитва « Небе́сный Царю́… ».
  • Иерей — молитву Ефрема Сирина с поклонами. Затем иерей возвращается в алтарь.
  • Читается конечное Трисвятое по « О́тче наш… », « Го́споди, поми́луй! » — 12 раз, молитва: « Всесвята́я Троице… », « Бу́ди и́мя Госпо́дне… » — трижды, « Сла́ва, и ны́не… », псалом 33-й полностью.
  • Диакон: « Прему́дрость! »
  • Певцы: « Досто́йно есть… » до слов: « и Ма́терь Бо́га на́шего! » включительно.
  • Иерей: « Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас! »
  • Певцы: « Честне́йшую Херуви́м… ».
  • Иерей: « Сла́ва Тебе́, Христе́ Бо́же, Упова́ние на́ше сла́ва Тебе́! »
  • Певцы: « Сла́ва, и ны́не… », « Го́споди, поми́луй! » — трижды, « Благослови́! »
  • Иерей произносит великий отпуст , на котором поминает святых следующего дня.
  • Певцы поют: « Вели́каго господи́на и отца́ на́шего… ».
  • Закрывается завеса царских врат.

Совершается заупокойная лития в притворе храма.

Повечерие с каноном Андрея Критского

Вечером в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста совершается Великое повечерие с чтением разделённого на четыре части Великого покаянного канона Андрея Критского . В отличие от других канонов , Великий канон исполняется не в конце повечерия, а в самом его начале: после начальных молитв и перенесённого из третьей части повечерия небольшого псалма 69. Тропари канона произносятся на средине храма предстоятелем , а затем и остальными священниками . Основной припев к тропарям:

Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя

Продолжается великое повечерие, где чтение прерывается яркими песнопениями: « С нами Бог », « День преше́д… », « Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, моли́ о нас гре́шных », « Просвети́ о́чи мои́ Христе́ Бо́же… », « Поми́луй нас Го́споди, поми́луй нас… », « Го́споди сил, с на́ми бу́ди… », « Го́споди, а́ще не бы́хом святы́я твоя́ име́ли моли́твенники… » с другими.

В конце повечерия чин прощения, заключительная ектения и отпуст .

Литургия Преждеосвященных Даров

В среду и в пятницу к Великопостной вечерне присоединяется особая Литургия преждеосвященных Даров. Во время стихословия Псалтири (чтения кафизмы ) преждеосвященный Агнец вынимается из дарохранительницы, поставляется на престоле , кадится и благоговейно переносится на жертвенник .

После первой паремии священник осеняет молящихся зажжённой свечой и кадилом со словами:

Свет Христо́в просвеща́ет всех.

После второй паремии торжественно поётся великий прокимен:

Да испра́вится моли́тва моя́, я́ко кади́ло, пред Тобо́ю, воздея́ние руку́ мое́ю, же́ртва вече́рняя.

Затем следуют ектении сугубая и об оглашенных. Перед Великим входом поётся:

Ны́не Си́лы Небе́сныя с на́ми неви́димо слу́жат, се бо вхо́дит Царь Сла́вы, се Же́ртва та́йная соверше́на дорино́сится.

После:

Ве́рою и любо́вию присту́пим, да прича́стницы Жи́зни ве́чныя бу́дем. Аллилуи́а, аллилуи́а, аллилуи́а.

Царские врата затворяются, завеса закрывается только наполовину. Окончание почти как и на обычной Литургии .

Окончание седмицы

Память великомученика Феодора Тирона начинает прославляться ещё в пятницу на стихирах вечерни перед Литургией преждеосвященных Даров, после которой сразу особый молебен с каноном и освящением колива . После этого во многих приходах семинариях и в других духовных школах обычно в 14:00) совершается общая исповедь , а в 17:00 — поскору (без пения) читается великое повечерие, после которого следует утреня и Первый час . С утра в субботу Литургия Златоуста , на которой христиане стараются причаститься после усиленных молитв и строгого воздержания Первой седмицы Великого поста.

В воскресенье Литургия Василия Великого , на которой заготавливается два Агнца для Преждеосвященных литургий предстоящей седмицы. Сразу после Литургии совершается молебен Торжества Православия над всеми ересями .

Особенности остальных седмиц Четыредесятницы

Начиная с Недели Торжества Православия в Русской православной церкви может:

Примечания

  1. от 10 апреля 2021 на Wayback Machine Патриархия.ру
  2. от 26 августа 2021 на Wayback Machine Патриархия.ру.
  3. от 20 июля 2021 на Wayback Machine Азбука веры
  4. от 20 июля 2021 на Wayback Machine Азбука веры
  5. от 18 апреля 2021 на Wayback Machine Азбука веры
  6. от 25 ноября 2021 на Wayback Machine Азбука веры
  7. от 21 января 2021 на Wayback Machine Православная Энциклопедия.

Ссылки

Источник —

Same as Богослужение первой седмицы Великого поста