Еврейское население Европы до
Второй мировой войны
, по оценкам, насчитывало около 9 миллионов
. Примерно 6 миллионов евреев были убиты
в период
Холокоста
. Многие из оставшихся эмигрировали.
В настоящее время еврейское население Европы оценивается как примерно 2,4 миллиона человек (0,3 %)
. В это число входят:
Ашкеназы
(примерно 1,4 миллиона, в основном во Франции, в Германии, России, Украине, Великобритании, Венгрии и Бельгии)
Сефарды
(примерно 400 000; в основном во Франции, в Турции, Греции, Болгарии, а также в Боснии и Герцеговине)
Мизрахим
, восточные евреи (примерно 300 000; в основном во Франции, в Испании, Грузии, Великобритании и Азербайджане)
Толчком к миграции евреев в Европу изначально послужили завоевания
Александра Македонского
. Созданная им монархия объединила Восток, где евреи жили ранее, и Запад — прежде всего Грецию и Македонию
. Еврейский
эллинизм
, центром которого была
Александрия
, присутствовал в Римской империи ещё до
Первой Иудейской войны
. Многие евреи жили в
Греции
(в том числе на острове
Крит
и на греческих островах в
Эгейском море
) ещё в начале третьего столетия до нашей эры. Первое письменное упоминание иудаизма в Греции датировано 300—250 годами до нашей эры на острове
Родос
. Большинство еврейского населения в этот период жило на Востоке (в
Иудее
и
Сирии
), а также в
Египте
(
Александрия
была крупнейшим сосредоточением евреев: во времена
Филона Александрийского
евреи населяли два из пяти районов города). Александрийская
сивилла
уже около половины второго столетия до н. э. называла иудеев народом, «наполнившем собою все земли и все моря»
. Еврейская община существовала в Риме как минимум с первого века до нашей эры. (Возможно, еврейская община появилась там даже раньше, во втором веке до н. э., поскольку в 139 году до н. э.
претор
Гней Корнелий Сципион Хиспан
издал указ об изгнании всех евреев — не граждан Рима.)
В период раннего средневековья
еврейская культура
процветала. В последние столетия существования Римской империи образ жизни евреев и христиан развивался в противоположных направлениях. Евреи стали жить автономными, децентрализованными общинами. Христианство стало иерархической системой, управлявшейся Папой Римским и Императором Рима
.
После того как
вестготы
от более либерального
арианства
перешли к более строгому ортодоксальному
христианству
в правление
Реккареда I
, был выпущен указ об изгнании из страны всех евреев в 612 году н. э. и ещё один — в 642 году
.
Между 800-ми и 1100-ми годами в христианской Европе было 1,5 миллиона евреев. Они не были частью
феодальной системы
, как
крепостные
или рыцари, поэтому были относительно свободны от угнетения.
Короли, принцы и епископы защищали евреев благодаря важным услугам, которые те оказывали в трёх областях: финансы, администрирование, медицина. Христианские исследователи Библии консультировались с
раввинами
-
талмудистами
. Всё это изменилось с реформированием и усилением Римско-католической церкви и ростом среднего класса — городских христиан. К 1300-м годам странствующие монахи устраивали на
Пасху
представления (
мистерии
) о
страстях господних
, в которых изображались евреи (в современных одеждах), убивающие Христа. Так людей приучали ненавидеть евреев и убивать их. Преследования евреев стали обычным делом. В конце концов, примерно в 1500 году, евреи нашли безопасное место в Польше и снова начали преуспевать
.
Историк
Сало Барон
полагает, что выживание еврейской нации обусловили восемь факторов:
Мессианская вера: вера в то, что в конце концов всё будет хорошо и к ним вернётся
Земля Израильская
.
Представление о
Мире Грядущем
очень детально разработано: евреи смирились со страданиями в этом мире, что помогало им противостоять соблазну перейти в другую веру.
Страданиям был придан смысл благодаря внушающей надежду трактовке истории и судьбы еврейского народа.
Догмат о мученичестве и о неизбежности преследований придавал общине сплочённость.
Повседневная жизнь евреев приносила им большое удовлетворение. Евреи жили среди евреев. На практике в течение жизни они сталкивались с открытым преследованием только в некоторые драматические моменты. По большей части дискриминация захватывала всех вместе, и к ней они притерпелись. Повседневной жизнью управляли многообразные ритуальные требования, из-за чего каждый еврей в течение всего дня постоянно сознавал Бога. «Он [рядовой еврей], как правило, считал этот всеохватывающий еврейский образ жизни настолько удовлетворительным, что был готов пожертвовать собой... ради сохранения его основ»
. Те заповеди, ради которых евреи жертвовали собой, такие как не поклоняться идолам, не есть свинину, практиковать обрезание, были теми, которым строже всего следовали
.
Политика сегрегации и самоуправления, проводимая персидской империей и поздней Римской империей, усиливала организованность еврейской общины.
Талмуд
стал чрезвычайно эффективной силой для поддержания еврейской этики, закона и культуры, судебной системы и социального обеспечения, всеобщего образования, регулирования семейной жизни и религиозной жизни от рождения до смерти.
Концентрация еврейских масс в «нижней части
среднего класса
»
со свойственными среднему классу добродетелями сексуальной сдержанности. Существовала небольшая дорожка между аскетизмом и распущенностью. Семья считалась фундаментом этики и этичной жизни.
Враждебность извне лишь помогла скрепить единство евреев, придать им внутреннюю силу и преданность своей вере.
Microsoft Encarta Online Encyclopaedia 2007.
. Архивировано из
31 октября 2009
. Дата обращения:
27 декабря 2007
.
{{
cite encyclopedia
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (числовые имена: authors list) (
ссылка
)
(неопр.)
. Дата обращения: 13 апреля 2018. Архивировано из
14 декабря 2007 года.
Walter Laqueur
(2006):
The Changing Face of Antisemitism: From Ancient Times to the Present Day
, Oxford University Press.
ISBN
0-19-530429-2
. p.46-48
Grosser, P.E. and E.G. Halperin
(неопр.)
.
simpletoremember.com
. SimpleToRemember.com - Judaism Online. Дата обращения: 6 февраля 2015.
5 февраля 2015 года.
Grosser, Paul E.; Halperin, Edwin G.; foreword by St. John, Robert; preface by Littell, Franklin H.
(англ.)
. — Secaucus, N.J.:
(англ.)
(
, 1979. —
ISBN 0806507039
.
Барон, Сало Уиттмайер
, «Социальная и религиозная история евреев», Том II «Древний мир», часть II, стр. 200 английского издания, Jewish Publication Society of America, 1952.
Dietrich Claude, in Walter Pohl (ed.)
Strategies of Distinction: Construction of Ethnic Communities, 300-800
(
Transformation of the Roman World
, vol. 2), 1998
ISBN
90-04-10846-7
Cantor, Norman F.. The Last Knight: The Twilight of the Middle Ages and the Birth of the Modern Era.
ISBN
0-7432-2688-7
Free Press 2004
Барон, Сало Уиттмайер
, «Социальная и религиозная история евреев», Том II «Древний мир», часть II, стр. 215 английского издания, Jewish Publication Society of America, 1952.
Барон, Сало Уиттмайер, стр. 216
Барон, Сало Уиттмайер, стр. 216-217
Барон, Сало Уиттмайер, стр. 217
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 1 июля 2022.
24 марта 2017 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 14 апреля 2013.
14 октября 2013 года.
Литература
Тюменев А. И.
Глава 5. Вавилонский плен и начало диаспоры
// Евреи в древности и в Средние века. — Петербург: Госиздат, 1922. — С. 59—70. — 400 с.