Interested Article - Жалайыры

Тамга Жалайыров

Жалайыры — род в составе казахов Старшего жуза . Потомки средневекового племени джалаир .

Происхождение

Жалайыры в составе казахов — потомки средневековых джалаиров . В. В. Бартольд этноним джалаир относил к числу названий «родов первоначально монгольского происхождения» . Как писал И. П. Петрушевский , с большой долей вероятности можно утверждать, что джалаиры XIII в. входили в число монголоязычных племён .

По свидетельству монгольского историка Санан-Сесена, «джалаиры происходят из многочисленной и сильной группы монголов, известных под именем Еке-монгол (великие монголы)» . Термин Великие монголы (Йека-Монгал у Плано Карпини ) применялся к племенам Трёхречья (истоков Онона , Керулена и Толы ), где сформировалась дарлекино - нирунская общность во главе с борджигинами . Дарлекины и нируны представляли собой два ответвления коренных монголов, известных в литературе как хамаг-монголы . Собственно джалаиры принадлежали к дарлекинам .

По мнению историка Ю. А. Зуева , проанализировашего легенды джалаиров, записанных Рашид ад-Дином , первоначально джалаиры обитали в Каракоруме, гористой местности в верховьях Орхона , впадающего в Селенгу , где в VIII—IX вв. находились земли йаглакар-уйгуров, и происхождение джалаиров связывалось с историей уйгуров . K концу ХII в. в состав джалаиров входило десять племён . Он приходит к выводу о том, что этническая номенклатура ранних джалаиров указывает на неоднородность их состава: наряду с явно тюркскими единицами в нём к XII в. существовали и осколки племён иного происхождения , по А. Ш. Кадырбаеву, скорее всего монголоязычного .

Русский востоковед и этнограф Н. А. Аристов на основе анализа родовых названий племени джалаир пришёл к заключению о его смешанном тюрко-монгольском происхождении. Он считал джалаиров очень древним племенем на том основании, что в него входят роды и подроды, многие из которых известны очень давно .

Расселение

Расселялись в основном в Жетысу в предгорной зоне Жетысу Алатау, Алтынемеля и Малайсары; в междуречье Иле — Каратала, Прибалкашье и горах Аркарлы. Часть Жалайыры располагалась по левому берегу Иле до предгорий Иле Алатау и среднему течении Шу .

Численность

По материалам статистики численность жалайыров на рубеже XIX—XX вв. составляла ок. 100—110 тыс. чел. По переписи 1899 года насчитывалось 17 тыс. семей. По сведениям М. Тынышпаева , их число достигало 130 тыс. чел. Согласно Темиргалиеву в 1911—1913 годах численность составляла 107 500 человек (2.2% от всех казахов). По оценке Ракишева современная численность жалайыров составляет 485 тысяч человек .

Легенды

Устные генеалогические предания казахов , записанные Н. Аристовым со слов Диканбай батыра, возводят родословную Жалайыры к человеку по имени Жалайыр, который был потомком Жансакала. Жансакал и Аксакал происходят от Уйсина. В др. генеалогиях Жансакал и Жалайыр — это одно лицо, которое происходит от Майкы бия . Согласно шежире, настоящее имя Жалайыра — Кабылан.

Разделение

Жалайыр подразделяются на 3 крупных родовых подразделения: сырманак, шуманак, бирманак (у Тынышпаева сиыршы). Уран — бахтиар, коблан, борибай. Тамга — III тарак (гребень).

  • Сырманак:
  1. арыктыным,
  2. Жаншегир,
  3. байшегир,
  4. балгалы,
  5. кайшылы,
  6. кушик;

История

Джалаиры , предки современных жалайыров, до вхождения в состав казахского народа занимали различные регионы Центральной Азии , главным образом Монголии . В начале XIII в. они вошли в состав Монгольской империи и их представители участвовали в завоевательных войнах Чингисхана . Наибольшую славу получил Мухали — «го-ван» (князь государства), командующий «Левого крыла» армии Чингисхана, который, по свидетельству Рашид ад-Дина , был «влиятельным эмиром и оказал похвальные услуги», он руководил завоеванием Северного Китая . После образования Монгольской империи джалаиры, по словам Мухамеджана Тынышпаева , были разделены на 4 группы: 1-я оставалась в Монголии и Китае ; 2-я вошла в состав владений Джучи и, по преданиям, поселилась на востоке от среднем течения реки Шу (шуманак); 3-я, известная в истории под именем Джалаирской Орды, заняла земли в долинах Шыршыка ( Чирчика ) и Ангрена (сырманак); 4-я была передана во владения Хулагу , наместника монголов в Персии . Джалаирская Орда была разгромлена и рассеяна Тамерланом . Главную часть жалайыров составляют шуманаковцы, к которым в 1370 году присоединились беженцы из сырманаковцев (Джалаирской Орды) .

Вторая группа (шуманак) в XIV—XV вв. входила в состав Ак-Орды и составляла ядро армии Урус-хана , В XV—XVII вв. жалайыры играли заметную роль в жизни Казахского ханства . Ярким представителем жалайыров в кон. XVI — нач. XVII в. был Кадыргали Косымулы , советник (караши) Ораз-Мухаммада , племянника казахского хана Тауекеля . Попав в русский плен, он написал известное историческое сочинение «Джами ат-таравих» (сокращённый вариант Рашид ад-Дина), посвященное истории Дашт-и Кыпчака и Казахского ханства. В середине XVIII в. жалайыры заняли кочевья в Копальском уезде (Жетысу). Другие части, не вошедшие в состав казахов, участвовали в образовании узбекского , киргизского и каракалпакского народов .

ДНК

Среди протестированных людей из рода жалайыр были взяты анализы ДНК в основном у представителей подрода Кайшылы, Андас и Акбуйым. Среди которых были выявлены доминирующими гаплогруппами среди подрода Кайшылы гаплогруппа N1a1a, среди подрода Андас гаплогруппа С2-ST(F3796), среди подрода Акбуйым гаплогруппа C2-ST(F3796). Остальные подрода на сегодняшний день протестированы единично, среди которых выявлены гаплогруппы C2-ST, N1a1a, О2, Е1, R1a, Q-M242, J2, H1, I1. В общем среди протестированных образцов картина выглядит следующим образом: гаплогруппа C2-M217 составляет 41 %, C2b1a2 — 2 %, C2c1a1a1 — 1 %, N1a1a — 22 %, G2а-P15 — 4 %. . Жалайыры в составе казахов , согласно исследованиям М. К. Жабагина, генетически наиболее близки хамниганам . Жабагин в своей работе включил жалайыров в кластер казахских родоплеменных групп, которые находят генетическую близость с популяциями бурят Эхирит-Булагатского района , различных групп монголов , каракалпаков , хамниган, хазарейцев и эвенков .

Примечания

  1. Atwood, Christopher Pratt. Encyclopedia of Mongolia and the Mongol Empire. New York, 2004, P. 110.
  2. Zhaxylyk M. Sabitov. . 28 октября 2020 года.
  3. . kronk.spb.ru . Дата обращения: 29 апреля 2022. 19 февраля 2020 года.
  4. Ch.I. Khamidova. // Golden Horde Review. — 2016-12-20. — Т. 4 , вып. 4 . — С. 868–880 . — ISSN . — doi : .
  5. Бартольд В. В. Сочинения. Том V. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. — Москва: Наука, 1968. — С. 533. — 759 с.
  6. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Том I. Книга 1 / Л. А. Хетагуров, А. А. Семенов. — Москва, Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1952. — С. 29.
  7. Тынышпаев М. Т. Материалы к истории киргиз-казакского народа. — Переиздание. — Алматы: Дом печати «Эдельвейс», 2014. — С. 22. — 88 с. — ISBN 9965-602-58-1 .
  8. Зориктуев Б. Р. Актуальные проблемы истории монголов и бурят. — Москва: Восточная литература, 2011. — С. 54. — 278 с. — ISBN 978-5-02-036475-2 .
  9. Зориктуев Б. Р. // Новые исследования Тувы. — 2014. — № 4 . — С. 80—87 . 2 августа 2019 года.
  10. . — Наука, 1977. — С. 47. — 227 с. 24 октября 2021 года.
  11. Рашид ад-Дин. . www.vostlit.info . Дата обращения: 3 мая 2022. 18 апреля 2022 года.
  12. Ю. А. Зуев . «Джами' ат-таварих» Рашид ад-Дина как источник по ранней истории джалаиров // Письменные памятники Востока. М., 1972, С. 180.
  13. Ю. А. Зуев . «Джами' ат-таварих» Рашид ад-Дина как источник по ранней истории джалаиров // Письменные памятники Востока. М., 1972, С. 185.
  14. Кадырбаев А. Ш. Очерки истории средневековых уйгуров, джалаиров, найманов и киреитов. — Алматы: Рауан, Демеу, 1993. — С. 60. — 167 с.
  15. Н. А. Аристов, В. М. Плоских. «Труды по истории и этническому составу тюркских племен». — Илим, 2003.
  16. Жабагин М. К. Анализ связи полиморфизма Y-хромосомы и родоплеменной структуры в казахской популяции / О. П. Балановский. — Москва, 2017. — 148 с.
  17. // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Казахская энциклопедия, 2005. — Т. II . — ISBN 9965-9746-3-2 .
  18. Жабагин М. К. Анализ связи полиморфизма Y-хромосомы и родоплеменной структуры в казахской популяции / О. П. Балановский. — Москва, 2017. — С. 53—54. — 148 с.
  19. Жабагин М. К. Анализ связи полиморфизма Y-хромосомы и родоплеменной структуры в казахской популяции / О. П. Балановский. — Москва, 2017. — С. 78. — 148 с.
  20. Жабагин М. К. Анализ связи полиморфизма Y-хромосомы и родоплеменной структуры в казахской популяции / О. П. Балановский. — Москва, 2017. — С. 79. — 148 с.

Литература

  • // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2 . (CC BY-SA 3.0)
  • Султанов Т. И., Кочевые племена Приаралья в XV—XVI1 вв., М., 1982;
  • Тынышпаев М., Великие бедствия…, А., 1992;
  • Масанов Н. Э., Кочевая цивилизация казахов: основы жизнедеятельности номадного общества, М.—А., 1995;
  • Apғынбаев X., Мұканов М., Востров В., Қазақ шежірісі хақында, А., 2000;
  • Аристов Н. А., Труды по истории и этническому составу тюркских племен, Биш., 2003;
  • Кинаятулы 3 ., Моңғол үстіртін мекен еткен соңғы түркі тайпалары: XI—XII г., Астана, 2001.

При написании этой статьи использовался материал из издания « Казахстан. Национальная энциклопедия » (1998—2007), редакцией «Қазақ энциклопедиясы» по лицензии Creative Commons .

Источник —

Same as Жалайыры