Словене
- 1 year ago
- 0
- 0
Славя́не , славя́нские наро́ды — группа народов , говорящих на славянских языках , крупнейшая в Европе этноязыковая общность .
Этногенез славян начался не позднее IV века. Славянская группа народов образовалась в процессе расселения древних славян ( праслав. *slověne , ст.‑слав. словѣнє ) в VII—VIII веках н. э. Возникшие в результате этого народы сохранили сознание общности, что отражено в исторических памятниках и самоназваниях ряда славянских народов .
В настоящее время славяне расселены на обширной территории Южной, Центральной и Восточной Европы и далее на восток — вплоть до Дальнего Востока России . Славянское меньшинство имеется также в государствах Западной Европы, Закавказья , Америки , и Средней Азии . Общая численность славян — около 300 млн человек. Выделяются западные славяне ( поляки , силезцы , словинцы , чехи , словаки , кашубы , моравы и лужичане ), восточные славяне ( русские , белорусы , украинцы , русины ) и южные славяне ( болгары , сербы , хорваты , босняки , македонцы , словенцы , черногорцы ).
Этноним славяне ( церк.-слав. словѣне , белор. славяне , укр. слов'яни , болг. славяни , серб. и макед. Словени , хорв. и босн. Slaveni , словен. Slovani , польск. Słowianie , чеш. Slované , словацк. Slovania , русин. Славяне , кашубск. Słowiónie , в.-луж. Słowjenjo , н.-луж. Słowjany) сохранился во всех славянских языках.
В античных (римских и византийских) письменных памятниках название славян выглядит как «склавины» ( греч. Σκλαβηνοί , лат. Sklavīnî), в арабских источниках как « сакалиба ».
Существуют несколько версий происхождения этнонима «славяне» ( праслав. *slověne ).
Основными являются:
Данный этноним как племенной закрепился в ходе этногенеза словаков (с несколько иным суффиксом), словенцев , словинцев . Этноним «словене» как основной, кроме этих народов, носили также ильменские словене — жители Новгородской земли .
Близость славянских языков при значительном современном ареале расселения славян и отсутствии у славян когда-либо политического единства, а также языковое сходство древнейших славянских письменных памятников (конец 1-го — начало 2-го тысячелетия) свидетельствуют об относительно компактной территории исходного проживании и позднем распаде славянской общности. Большинство исследователей, основываясь на данных исторического языкознания , письменных источников и археологии, считают, что древние славяне проживали в лесной и лесостепной зоне Центральной и Восточной Европы от реки Одер до Среднего Поднепровья и прилегающего Полесья . Учёные помещают прародину славян в пределах этой территории в Среднем Поднепровье, Полесье , Висло-Одерском регионе (польский лингвист, славист Т. Лер-Сплавиньский, Тадеуш , его последователи и др.), Северо-Восточном Прикарпатье (немецкий лингвист Ю. Удольф и др.), Среднее Подунавье ( О. Н. Трубачёв ) и др.
Наиболее ранние упоминания ( Плиний Старший , Тацит , Птолемей ), вероятно связанные с этногенезом славян, предположительно, относятся к венедам . Первые достоверные упоминания славян читаются в письменных источниках V—VI веков, где они названы склавины , и, предположительно, анты и венеды , в частности, в трудах византийского дипломата и историка Приска Панийского и византийского писателя Прокопия Кесарийского . Приск, в 440-х годах участвовавший в византийском посольстве к правителю гуннов Аттиле в Среднее Подунавье, приводит слова, которые имеют ближайшие соответствия в славянских языках (напр., μέδος — medъ) и/или связываются преимущественно со славянскими традициями. О склавенах, как выделившемся из венедов самостоятельном этносе , писал готский историк Иордан в первой половине VI века:
от истока реки Вистулы на огромных пространствах обитает многочисленное племя венетов. Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они все же называются славянами (склавенами) и антами .
Отождествление венедов (венетов) античных авторов со славянами не имеет никаких иных подтверждений, кроме указаний авторов V—VI веков, и рядом учёных термин «венеды» рассматривается как этникон (наименование по месту жительства), характерный для античной историографии, а не раннее название славян .
Русские летописи , включая древнерусский летописный свод начала XII века « Повесть временных лет », помещают родину славян на среднем ( Норик ) и нижнем Дунае, где их впервые зафиксировали византийские письменные источники .
Славянские языки имеют большое число сходств с балтскими , что объясняется происхождением славян и балтов от единой балто-славянской общности (в рамках индоевропейской) и/или длительными контактами славян и балтов. Заимствования в праславянском языке из иранских языков исследователи объясняют различными причинами: расширением на запад « скифо-сибирского мира », соседством славян с сарматами и/или народами позднескифской археологической общности. Влияние германских языков на праславянский и в обратном направлении, предположительно, было следствием экспансии некоторых германских объединений на восток. Некоторые особенности культуры и языка славян восходят к эпохе компактного проживания носителей индоевропейских языков .
Преимущественно со склавинами соотносятся памятники VI—VII веков пражской культуры (включая суковско-дзедзицкий тип ), ипотешти-кындештской группы и производных от них. Присутствие славян на части территории Балкан, отмеченное топонимией вплоть до Греции, археологически слабо подтверждено. С антами связывается пеньковская культура . Предположительно, с частью венедов и другими славянскими группами могут быть сопоставлены памятники V—VII веков типа верхних (поздних) слоёв тушемлинской культуры , культуры длинных курганов , колочинской культуры и др., а также некоторые памятники лесостепного Подонья (из группы Замятино — Чертовицкое, ряд пеньковских и колочинских памятников) и Поволжья ( именьковская культура ). Эти культуры восходят к памятникам первой половины 1-го тысячелетия киевской культуры и других групп, восходящих, в свою очередь к традициям зарубинецкой культуры (III / II век до н. э. — II век н. э.). К славянскому кругу ряд исследователей относят также часть носителей пшеворской культуры (II век до н. э. — IV век н. э.), памятников лимигантов, отдельные компоненты черняховской культуры (II—IV века) и др. Первой достоверно славянской (праславянской) археологической культурой, по мнению большинства археологов, является пражско - корчакская культура , объединяющая регионы славянского мира, которые в результате распада праславянской общности стали ареалами самостоятельных славянских этнолингвистических групп — южных, западных и восточных славян . Памятники пражской культуры получили распространение на Балканах и достигли Среднего Поднепровья .
К VI веку расселились в Восточной Европе и стали известны древним историкам как склавины , а также, предположительно, венеды и анты . В VI веке славянский ареал был рассечён расселившимися из Центральной Азии аварами . В VI—VIII веках происходила славянская колонизация Восточных Альп , до этого заселённых германцами и разнородным романизированным населением. К 692 году относится поход императора Юстиниана II с покорёнными им славянами на арабов . С середины VII—VIII веков усилилось присутствие и расширился ареал славян на востоке и севере ( Мартыновский клад , Сахновское городище , роменско-борщёвская культура , культура новгородских сопок ) . К VIII веку в южной части своего ареала славяне заселили Балканы .
По мнению историка В. В. Напольских ,
…мы можем вести речь не просто о носителях реконструируемого лингвистами славянского праязыка, а можем быть уверены в реальном существовании такой общности (скорее всего, что-то вроде крупного племенного союза ), члены которой осознавали своё языковое и этническое единство и отличали себя от соседей, говоривших на других языках. Наличие этнического самосознания у носителей славянского праязыка зафиксировано в древнем их самоназвании словене, то есть «люди слова, люди правильной, понятной речи» — в отличие от соседей на западе, которые говорили непонятно, и потому их называли немьци , то есть «немые, не умеющие говорить». Это название [словене] фиксируется в письменных источниках уже в VI в. и сохраняется как самоназвание в разных вариантах у разных славянских групп ( словенцы , словене новгородские и др.).
В источниках конца I — первой половины II тысячелетия н. э., отражающих также более ранние реалии, имеются сведения о многочисленных племенах славян в Центральной Европе — группы полабских славян , поморяне , западнославянские поляне , мазовшане , слензане , висляне , лендзяне , чехи , нитряне и др., в Восточной Европе — словене , кривичи , полочане , радимичи , вятичи , дулебы , белые хорваты , волыняне , дреговичи , древляне , восточнославянские поляне , северяне , уличи , тиверцы , и на Балканах — хорваты и сербы , хорутане , мораване и др.
В VII веке возникают первые достоверно известные славянские государственные образования: Са́мо , Карантания , несколько « славиний » (название объединений славянских племён в византийских источниках) на Балканах. Некоторые группы славян вошли в состав Аварского каганата (562—823), данническую территорию Хазарского каганата (примерно с IX века), Венгрию (около 895—1000). Позднее сформировались крупные государства, в которых славяне составляли большинство населения: Первое Болгарское царство (681—1018), Великая Моравия (822—907), Киевская Русь , государства сербов , хорватов , Пржемысловичей , Пястов и др. Образование разных славянских государств закрепило распад славянской общности.
В Средние века и позднее большая часть славян в бассейне Эльбы и отчасти Одера была ассимилирована немцами . В Западном Подунавье основную часть славян ассимлировали баварцы и австрийцы. На части территории Среднего и Нижнего Подунавья — венгры, румыны, молдаване. В юго-западной части Балкан — греки, албанцы.
В Восточной Европе славянами были ассимилирован ряд балтских и финно-угорских народов, в том числе полностью были ассимилированы голядь , меря , мещера , мурома и др.
Преимущественно на славянской основе сформировались казаки (этносословные группы). В позднее Средневековье и Новое время русские расселились на обширных территориях Евразии: на Урал , в Сибирь , на Дальний Восток вплоть до Тихого океана, на Северный Кавказ , в Среднюю Азию .
Университет Портленда и «Коалиция цветных сообществ» ( США ) в 2014 году опубликовали исследование, в котором славяне и славянские эмигранты в США отнесены к « цветным », или к категории угнетаемых меньшинств. Из числа « белых » авторы исследования исключили славянских эмигрантов по причине того, что они подвергаются дискриминации при получении школьного и высшего образования, медицинской страховки и при трудоустройстве .
Традиционная культура славян является типичной для Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы .
Славянские языки представляют собой ветвь (группу) индоевропейской семьи языков . Широко распространены в ряде стран Центральной и Восточной Европы и Северной Азии. Носители славянских языков составляют большую часть населения России, Белоруссии, Украины, Болгарии, Македонии, Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговины, Хорватии, Словении, Словакии, Чехии и Польши. Компактные группы носителей проживают в странах Средней Азии, Казахстане, Молдавии, странах Закавказья, Балтии и ряде других европейских стран. Отдельные группы проживают в США, Канаде, Аргентине, Австралии, Израиле и др. По оценкам конца 2000-х годов общее число говорящих на славянских языках составляет более 290 млн человек .
В рамках индоевропейской языковой семьи славянские языки имеют наибольшее число общих древних черт с балтийскими языками, поэтому учёные предполагают существование общего балтославянского этапа в развитии данных двух индоевропейских диалектных групп .
Славянские языки представлены тремя группами: западнославянские , восточнославянские и южнославянские языки . Современные восточнославянские языки: русский язык , украинский язык , белорусский язык и региональные карпаторусинские идиомы ( русинский язык ); южнославянские языки: болгарский язык , македонский язык , словенский язык , сербскохорватский язык (или сербский, хорватский, боснийский и черногорский); западнославянские языки: чешский язык , словацкий язык , польский язык , региональный кашубский язык , а также лужицкий язык в Германии (серболужицкий, имеющий два литературных языка — верхнелужицкий и нижнелужицкий ) и южнорусинский язык в Сербии и Хорватии. К южнославянским языкам принадлежат также мёртвый старославянский язык и сохранившийся в богослужении церковнославянский язык , к западнославянской — мёртвый полабский язык . Эти группы языков сформировались из племенных диалектов праславянского языка в результате миграции славян с середины 1-го тысячелетия н. э., в особенности в западном (до бассейна реки Эльба), юго-западном (Альпы) и юго-восточном (Балканы) направлениях.
Ряд заимствований в праславянском языке произошли в результате его контактов с германскими , кельтскими , иранскими и другими индоевропейскими диалектами. Позднее в отдельные славянские языки обогатились заимствованиями из различных языков. Германские языки влияли на славянские начиная со Средних веков. В наибольшей степени влияние оказал немецкий язык , особенно на западнославянские языки. Тюркские и другие восточные языки — в основном на южнославянские и восточнославянские языки. Финно-угорские языки — на восточнославянские языки. Новогреческий , албанский , румынский — на славянские языки балканского региона; румынский и венгерский — на славянские языки карпатского и соседних с ним регионов. Культурные контакты повлияли на заимствования в ряде славянских языков из древнегреческого , латинского, французского языков. В новейшее время все славянские языки испытывают влияние английского языка .
Влияние славянских языков на соседние языки идёт ещё с праславянского периода и представлено в основном в местной топонимике . Наиболее сильно прослеживается оно в румынском и венгерском языке . Корни некоторых праславянских металлургических терминов схожи с прагерманскими , что, возможно, обусловлено перениманием техники железоделательного искусства ( прагерм. *swerð(a)- «меч», ← нем. Schwert , ср. праслав. *svьrdьlъ «сверло», прагерм. *ùhwn → нем. Ofen , ср. праслав. *vygnь «кузница») .
Достоверно существовавших азбук у славян было три: глаголица , кириллица и латиница . В настоящее время большинство православных славянских народов используют кириллицу, а большинство католических славянских народов — латиницу.
Первые памятники славянской письменности были созданы в 860-х годах. Ими стали переводы богослужебных и некоторых других текстов с греческого и иногда с латинского языков, связанные с деятельностью Кирилла и Мефодия , греков-миссионеров, для нужд христианского богослужения в Моравии создавших на базе южномакедонского диалекта особый письменный язык, в дальнейшем получивший название старославянский язык . Первым славянским алфавитом стала глаголица , применявшаяся в Моравии и Чехии до конца XI века, в Хорватии — до конца XVIII века. В X—XI веках в Восточной Болгарии глаголицу сменила кириллица , получившая распространение в Болгарии, Сербии, Боснии и на Руси.
Более поздний этап развития старославянского называется церковнославянский язык . Он использовался в качестве литературного языком православными славянами вплоть до XVIII—XIX веков . Православные славяне в период с IX века до начала Нового времени образовывали так называемую Slavia Orthodoxa (современный термин), литературную общность, существовавшую в условиях единой языковой среды ( церковнославянский язык , его изводы , а также близкие к ним национальные литературные языки) и обладавшую единым литературным фондом . Имела тесную связь с византийской литературной традицией . Графические средства церковнославянского языка также использовались для записи нелитературных текстов, таких как русские берестяные грамоты (с XI века) .
В X—XI веках появляются первые известные славянские письменные тексты на латинице — Фрейзингенские отрывки , которые исследователи считают старейшим памятником словенского языка. В конца XIII века возникает чешское и польское письмо на основе латиницы. В более поздние периоды для записи текстов на некоторых славянских языках применялась арабская графика : мусульманская письменность в Боснии, старобелорусские рукописные китабы XVI—XVII веков, записанные белорусским арабским алфавитом польско-литовскими татарами .
Современные литературные славянские языки формируются с XVIII века. Некоторые славянские народы и малочисленные этнические группы обрели современные литературные языки только в XX веке ( македонский язык , языки различных групп русин и др.) .
Славянская мифология формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во 2-м — 1-м тысячелетии до н. э. и взаимодействия с мифологией и религией соседних народов. Поэтому в славянской мифологии имеется значительный индоевропейский пласт . Предполагается, что к нему относятся образы бога грозы и боевой дружины ( Перун ), бога скота и потустороннего мира ( Велес ), элементы образов близнечного божества ( Ярило и Ярилиха , Иван-да-марья ) и божества Неба-Отца ( Стрибог ). Также индоевропейскими по сути являются такие образы, как Мать Сыра-Земля , связанная с ней богиня ткачества и прядения ( Мокошь ), солнечное божество ( Дажьбог ), и некоторые другие . Собственно славянские мифологические повествования не сохранились: религиозно-мифологическая целостность славян была разрушена в период их христианизации. Высшая мифология древних славян известна фрагментарно. Больше сведений имеется по низшей мифологии .
Прокопий Кесарийский (VI век) писал о жертвоприношениях верховному богу славян — громовержцу, речным духам (названным им «нимфами») и др. Русско-византийские договоры X века упоминают дружинного бога Перуна и «скотьего бога» Волоса . « Повесть временных лет » (начало XI века) под 980 годом называет несколько богов, идолы которых были поставлены в Киеве князем Владимиром Святославичем : Перун , Хорс , Дажьбог , Стрибог , Симаргл , Мокошь . Западно-европейские авторы XI—XII веков подробно описывали святилища и культы Радегаста ( Сварожича ) в Ретре , Святовита (Свентовита) в Арконе , Триглава в Щецине , Чернобога , святилище в Волине и др. Ряд исследователей рассматривают некоторые восточно-европейские археологические памятники как славянские языческие святилища ( Перынь , комплекс близ места находки Збручского идола и др.), однако это отождествление не является бесспорным .
Между VI и X веками большая часть славян приняла христианство: восточные и юго-восточные по Византийскому обряду , а Западные и Юго-Западные по Римскому обряду .
Некоторая часть славян приняла ислам в результате Османской оккупации Балкан. Славянами-мусульманами являются помаки , торбеши , горанцы и бошняки .
Славянское язычество дошло до наших дней в « христианизированном » виде . После христианизации старые верования сохранялись в культуре славян в культе предков и веры в низших духов: домовых , леших , русалок и др. Большое число дохристианских элементов сохранялось в славянских календарных обрядах и обрядах жизненного цикла .
С XX века формируется славянское неоязычество , в той или иной степени придерживающееся псевдоисторических идей .
У славянских народов к позднему Средневековью сложились системы членения, счёта и регламентации годового времени, организующие обрядовый цикл (календарные обряды), хозяйственную и бытовую практику, в значительной мере верования и бытование фольклора. В структурном и генетическом отношении народные календари у славян представляют собой сложные переплетения различных моделей: распорядка христианских праздников , постов и мясоедов ; календарей солнечного , лунного , вегетативного; земледельческого, скотоводческого, охотничьего, ткаческого, пчеловодческого и т. д.; свадебного и поминального, демонологического (ср. сезонность и календарную приуроченность появления мифологических персонажей), фольклорного (ср. календарные регламентации пения, загадывания загадок и т. п.). Каждая из этих моделей образует особый цикл и соотносится с особым кругом верований о природе и человеческой жизни; вместе с тем все они взаимно связаны .
Славянские народы относятся к разным ветвям европеоидной расы . В антропологическом отношении (по морфологическим признакам) отдельные славянские народы сближаются с неславянскими народами Европы и Кавказа.
Славистика, славяноведение — наука, изучающая языки, литературу, фольклор, историю, материальную и духовную культуру славянских народов.
Более узкая специализация в рамках славистики возможна как по традиционным дисциплинам (лингвистика, филология, этнология ) так и по интердисциплинарным областям, комплексно изучающим язык, историю, литературу и культуру (в том числе — современные), одной из стран Восточной Европы (примеры — русистика , украинистика , словакистика , полонистика ). При этом вне славянского ареала в славистику и её региональные разделы могут включаться также и современная история страны, изучение её экономики и политики.
Когда-то славяне были этносом, но уже много веков славяне — это только языковая семья. Нет ни славянской расы, ни славянской религии, ни славянского политического объединения, ни специфически славянской культуры, ничего. Нет даже славянского языка — только сходство языков. Это всё, что объединяет славян. И идея о том, что когда-то они были единым народом.
По данным Y-хромосомы , мтДНК и аутосомному маркеру CCR5de132 генофонд восточных и западных славян (словаков и чехов) практически неразличим, что согласуется и с лингвистической близостью славянских языков, демонстрируя значительные отличия от соседних финно-угорских, тюркских и северокавказских народов на всём протяжении с запада на восток; такая генетическая однородность несколько необычна для генетики с учётом столь широкого расселения популяций . Вместе они составляют основу «восточноевропейского» (англ.) (, в который входят также иноязычные венгры и аромуны .
По данным о Y-хромосоме и мтДНК, поляки и северные русские среди восточных и западных славян относятся к другому, «североевропейскому» генетическому кластеру вместе с балтами , германскими и прибалтийско-финскими народами .
Южные славяне , географически отстоящие от других славян, по данным Y-хромосомы, генетически неродственны остальным славянам и представляют варианты балканского генофонда .
По данным об аутосомной ДНК , беларусы, украинцы и русские юга (Белгородская область) и центра (Тверская область) формируют выраженный кластер. Русские севера (Вологодская область) отличаются от прочих восточных славян и смещены в сторону финнов. Западные славяне больше отличаются друг от друга, чем восточные. Чехи и в меньшей степени словаки смещены в сторону немцев и других западных европейцев, а поляки либо пересекаются с восточными славянами, либо смещены в их сторону. Большинство южных славян отстоит от других балтославянских популяций и формирует отдельную группу, которая подразделяется на западные и восточные регионы Балкан. В западные входят словенцы, хорваты и босняки. В восточные — болгары и македонцы. Сербы расположены посередине. К восточным славянам смещены литовцы, латыши, эстонцы и мордвины. У северных русских также более выражен «сибирский\волжский» компонент, чем у прочих восточных и западных славян — у южных он отсутствует. Идентичные сегменты аутосомной ДНК восточных и западных славян с одной стороны и южных с другой говорят об умеренном потоке генов между двумя группами .
Народ |
Основные страны проживания
(больше 10 % общей численности народа) |
Оценочная численность в мире |
---|---|---|
Русские | Россия , Украина | 129 000 000 |
Поляки | Польша , США , Германия | 57 393 000 |
Украинцы | Украина | 46 700 000 |
Сербы | Сербия , Босния и Герцеговина , Германия | 12 000 000 |
Чехи | Чехия , США | 12 000 000 |
Белорусы | Белоруссия , Россия | 10 000 000 |
Болгары | Болгария | 9 000 000 |
Хорваты | Хорватия , Босния и Герцеговина , Аргентина | 8 000 000 |
Словаки | Словакия , США | 5 401 000 |
Босняки | Босния и Герцеговина , Германия , Сербия | 2 800 000 |
Словенцы | Словения , США | 2 500 000 |
Македонцы | Северная Македония , Австралия | 2 200 000 |
Черногорцы | Черногория , Сербия , Аргентина | 400 000—500 000 |