Interested Article - Ганимед

Ганиме́д ( др.-греч. Γανυμήδης — весёлый дух, радующий душу, наслаждаться умом/мыслью; лат. Ganymedes , Catamitus ) — согласно греческой мифологии , прекрасный юноша, сын троянского царя Троса . Из-за своей красоты он был похищен зевсовым орлом на Олимп , где сделался виночерпием на пирах богов и возлюбленным Зевса . Ему также были дарованы бессмертие и вечная молодость .

Миф о Ганимеде стал одним из самых популярных сюжетов в искусстве Древней Греции и Рима . Его символическое содержание имело несколько составляющих: оборотничество Зевса (в орла), однополые отношения и метаморфоза самого Ганимеда (превращение человека в бессмертного) . В Средние века Ганимед считался олицетворением порока . В эпоху Возрождения греческий миф вновь обрёл популярность. Художники Ренессанса создали многочисленные произведения, изображающие похищение Ганимеда. При этом гуманисты Возрождения переработали миф в христианскую и неоплатоническую аллегорию стремления человеческой души к богу и абсолюту . Однако Ганимед продолжал восприниматься и как символ однополой любви . Позднее образ греческого юноши использовали в своих произведениях художники барокко и классицизма , а также последующих направлений искусства .

В мифологии

Происхождение

Согласно греческой мифологии Ганимед родился от брака троянского царя Троса и нимфы Каллирои, дочери бога Скамандра . У него было два старших брата: Ил и Ассарак . Согласно некоторым вариантам мифа у Ганимеда также были сестры Клеопатра и Клеоместра . По различным толкованиям династия царей Троады имела греческое или азиатское ( фригийское ) происхождение .

По иным, более редким версиям мифа Ганимед считался сыном других представителей той же династии: Дардана , или Эрихтония , или Ассарака , или Ила , или Лаомедонта , или Троила . Согласно « Илиаде » он жил до Пелопа , но по « Малой Илиаде » Лесхея — после него, что равновероятно, поскольку это примерно один временной период .

Миф

Миф о Ганимеде является древнейшим памятником греческой культуры. По предположению историков он зародился в античные тёмные века на территории Малой Азии или Крита . Различные пересказы мифа о Ганимеде значительно разнятся в своей детализации .

Согласно мифу Ганимед отличался необыкновенной красотой — он был «прекраснейшим из смертных». Это привлекло внимание верховного бога Зевса , который влюбился в юношу . Когда Ганимед пас отцовское стадо (или занимался охотой) на склоне горы Иды , он был похищен орлом. По различным версиям птица или была послана Зевсом , или сам бог превратился в неё. Унесённый орлом на Олимп Ганимед стал виночерпием и кравчим богов, прислуживая им и разливая на их пирах нектар . Он сменил на этой должности богиню Гебу (или разделил обязанности с ней). Ганимед сам был преображен в бога , ему были дарованы бессмертие и вечная молодость . Отец Ганимеда Трос сильно тосковал по сыну. В утешение Зевс подарил ему золотую виноградную лозу гефестовой работы (либо пару божественных коней), а также заверил его в том, что сын обрёл бессмертие .

Изначально юноша изображался лишь как слуга-виночерпий Зевса, однако начиная с V века до н. э. их отношения стали считаться любовными .

Согласно « Илиаде » Гомера юношу похитили боги вообще, по другим преданиям это сделал Зевс в человеческом обличьи , или Гермес по поручению Зевса . Некоторые поздние античные авторы утверждали, что Ганимеда украли царь Сипила (Манисы) Тантал или критский царь Минос , и что юноша был убит во время погони и похоронен на Малом Олимпе . Версию о похищении Ганимеда критским царем некоторые исследователи трактуют как политическую традицию брать в заложники детей правителей соседних земель , либо как отражение местного обычая похищения любовников . По другим версиям юношу похитила крылатая богиня Эос . Похищение Ганимеда описано у Гомера теми же словами, что и похищение Эос Клита .

Разнятся также и данные о месте похищения Ганимеда . Например, согласно Страбону это произошло либо около мыса Дардания (вблизи Дардана ), либо в местности Гарпагия на границе Кизика и Приапа .

Аристотель утверждал, что «виночерпием» Ганимед назван в переносном значении, поскольку боги не пьют вино . По Цицерону , он подает богам нектар и амброзию .

Согласно некоторым античным авторам, Ганимед был помещён Зевсом на небо в виде созвездия Водолей , которое с тех пор с ним ассоциируется .

По Квинту Смирнскому во время Троянской войны по просьбе Ганимеда Зевс временно помешал ахейцам захватить Трою .

Поскольку Ганимед как виночерпий имел кувшин в качестве своего атрибута, то впоследствии в Египте его стали отождествлять с божеством источников реки Нил . Впервые это было зафиксировано в V веке до н. э. .

В искусстве и культуре

В Древней Греции

Миф о Ганимеде является одним из самых популярных сюжетов в античном искусстве. В нём сошлись три мотива: оборотничество Зевса (в орла), однополые отношения и метаморфоза самого Ганимеда (превращение человека в бессмертного) . Причём первый появился после IV века до н. э. , а второй не ранее VI века до н. э. . Некоторые исследователи считают образ юноши в роли прислужника и любовника символом патриархата . Начиная с V века до н. э. этот миф нашёл широкое воплощение как в древнегреческой вазописи , так и в пластике: скульптуре , терракотовых статуэтках, других мелких формах и т. д.. Обычно Ганимед изображался в виде молодого юноши, но никогда не мальчика, поскольку однополые отношения в Древней Греции были допустимы только между половозрелыми людьми . Наиболее частые мотивы произведений: прислуживание на пирах богов, кормление орла из чаши , похищение . Часто Ганимед изображался с фригийским колпаком на голове, плащом- хламидой на плечах, а также пастушьими атрибутами — посохом и собакой. Как виночерпия его регулярно рисовали с кувшином или чашей в руках . Также Ганимеда часто изображали держащим в руках петуха, который в Древней Греции считался символическим подарком от мужчины-любовника . Нередко юноша рисовался играющим в обруч , который служил аллегорией молодости . В сцене похищения, особо популярной у художников, изображался сам Зевс, а позднее — орёл . В связи с тем, что чувственное содержание воплощалось античными мастерами через физический акт, большое распространение получил мотив преследования, который служил аллегорией страсти .

Одна из самых известных древнегреческих статуй Ганимеда — изваяние «Ганимед и орёл» скульптора Леохара , мраморная римская копия которого хранится в Апостольском дворце Ватикана . В оригинале ствол дерева скорее всего отсутствовал, а его наличие в композиции дубликата предположительно обусловлено различием в материале (мрамор вместо бронзы). По мнению историка искусства Бориса Виппера статуя Леохара является «блестящим» примером отображения пластики полёта ввысь . Другие критики находят пластику скульптуры «неудовлетворительной», хотя отмечают выдающуюся красоту фигуры её героя . К наиболее значимым изображением мифа также относят терракотовую (англ.) (из Олимпии . Среди художников по росписи можно выделить работы « Берлинского вазописца », Ольтоса , вазописцев (англ.) (, (англ.) Ахиллеса .

В городе Флиунт был храм Ганимеда , который пользовался священной неприкосновенностью .

Миф о Ганимеде нашел широкое отражение в древнегреческой литературе . Он был пересказан Гомером в « Илиаде », что способствовало его популяризации . Греческий юноша упоминался в трагедиях Софокла («Эврипил», «Колхидянки») , Еврипида Троянки », « Ифигения в Авлиде », « Киклоп »). Существовал ряд комедий о Ганимеде: у (англ.) (, Алкея , Лукиана Самосатского («Разговоры богов»). Аристофан в своей комедии « Мир » высмеивает миф: его герой на небо взлетает на спине большого навозного жука. Платон в « Федре » ссылается на Ганимеда, когда описывает отношение Сократа с учениками .

Терракотовая скульптура « Зевс и Ганимед ». Ок. 480-470 г. до н.э.
Археологический музей Олимпии
«Ганимед и орёл». Леохар (?).
Римская копия II века греческой статуи IV века до н. э..
Апостольский дворец .
Краснофигурный килик . Художник Пенфесилея.
Ок. 470 г. до н. э.
(нем.) (.
Краснофигурный кратер . Берлинский вазописец . Ок. 500–490 г. до н. э.. Лувр .
(Изображение на обороте — преследующий юношу Зевс)
Краснофигурный кратер . Художник Евхарид.
Ок. 490-480 г. до н. э..
Метрополитен-музей .
Зеркало «Ганимед и орёл».
2-4 век до н. э..
Старый музей Берлина .
Золотые серьги «Ганимед и орёл».
330–300 г. до н. э..
Метрополитен-музей .

В Древнем Риме

Искусство и мифология Древней Греции во многом унаследовалось Древним Римом . Так Зевс был ассимилирован как Юпитер , а Ганимед часто именовался Катамитус ( лат. Catamitus), что обусловлено языковым заимствованием через этрусскую культуру . Имя греческого юноши стало нарицательным: некоторые римские авторы использовали слово «катамит» для обозначения «пассивного» юноши-любовника , а другие так называли красивых рабов, прислуживающих за столом .

Римские мастера создали многочисленные скульптуры Ганимеда, среди которых были и копии с греческих статуй. Он также стал одним из популярных персонажей римских мозаик . Примеры таких изображений можно увидеть в Доме Диониса Археологического парка Пафоса , доме Антиопы Болгарского музея мозаики , (англ.) (и др. . Похищение Ганимеда стало частым сюжетом на рельефах римских саркофагов . Изображение на погребальном убранстве обретшего бессмертие героя вероятно олицетворяло веру людей в вечную жизнь человеческой души, вознесение её на небо или будущее воскрешение . (англ.) (включал в себя запуск в небо орла, который по представлениям древних людей должен был унести душу умершего как Юпитер Ганимеда .

По мнению некоторых исследователей рассматриваемый миф имел особое значение для императора Адриана и его возлюбленного Антиноя . Они могли ассоциировать себя с Зевсом и Ганимедом, поскольку их истории любви в значительной степени перекликалась с этим греко-римским мифом . После смерти Антиноя его созвездие было помещено на небо именно около созвездия Орла , что служило прямой отсылкой к данной легенде .

Миф о Ганимеде упоминается в памятниках римской литературы : в поэме « Метаморфозы » Овидия , « Энеиде » Вергилия , «Одах» Горация , эпиграммах Марка Валерия Марциала и т. д..

Ранние христиане в Римской империи начали осуждать миф о Ганимеде .

Мотив мифа также проник в изобразительное искусство Востока, в частности, в государства Сасанидов и в Египет . Некоторые историки однако отрицают такое заимствование, высказывая предположение, что в Азии существовал отдельный миф о похищении юноши орлом .

Рельеф «Ганимед, кормящий орла».
Конец I в. до н. э.. Эрмитаж .
Мозаика «Похищение Ганимеда».
II век н. э.. Археологический парк Пафоса .
Мозаика «Похищение Ганимеда» .
II век н. э.. Археологический музей Сусса.
«Парящая» статуя «Похищение Ганимеда».
I-II век н. э.. Палаццо Гримани .
«Ганимед и орёл». 160-170 гг.
Прадо .
Похищение Ганимеда на (англ.) (
Афродизиас , Кария .

В эпоху Средневековья

Похищение Ганимеда.
Ордер XII века. Аббатство Везле .
Ткань-медальон: Кормление орла Ганимедом.
Египет , X—XI век. Эрмитаж .

В Средние века миф о Ганимеде считался символом греховных однополых отношений и порочности язычества . Так, французские епископ Доля Бальдерик Бургулийский (1046—1130) и архиепископ Тура (англ.) ((1055—1133), поэт Бернард Клюнийский в своих трудах использовали имя греческого юноши для иносказательного обозначения гомосексуальных мужчин . Однако вероятно в некоторых случаях изображения Ганимеда продолжали воспроизводиться как символ посмертного возрождения .

В XII веке в Европе большое распространение получила латинская поэма «Спор между Еленой и Ганимедом», в которой поддерживаемая Природой Елена выступает за любовь женщины и мужчины, а Ганимед с Грамматикой (Наукой) поддерживает любовь между двумя мужчинами . При этом данное произведение лишено нравоучительного посыла, а спор строится на нейтральных позициях. Ряд исследователей находят в этой дискуссии параллели с « Федром » Платона . В XIII веке было написано стихотворение «Ганимед и Геба», в котором однополые отношения уже воспевались, что позволило некоторым критикам соотнести это произведение уже с « Пиром » .

В эпоху Возрождения

Эпоха Возрождения характеризовалась обращением художников и мыслителей Европы к наследию античной культуры. Похищение Ганимеда стало частым сюжетом в изобразительном искусстве данного исторического периода. Однако воспринимался этот миф несколько иначе чем в древности. Уже в XIV веке в Европе получили распространение «морализованные» версии произведений Овидия , оказавшего большое влияние на осмысление художниками античной культуры. В этих текстах ренессансные мыслители переработали греко-римскую мифологию в аллегории христианских сюжетов . В частности, легенда о похищении Ганимеда представлялась ими как символический рассказ об апостоле Иоанне Богослове , евангельским атрибутом которого считался орёл. Согласно этим же представлением возносящая человека в небо птица была аллегорией Иисуса Христа . В девятой песне « Божественной комедии » (1308—1321) Данте Алигьери главному герою снится вещий сон, в котором его подобно Ганимеду возносит в небо орёл. Когда герой проснулся, оказалось, что во время сна он был перенесён ко входу в чистилище . Таким образом Данте связал миф о Ганимеде с восхождение человеческой души к богу. Позднее многие художники Ренессанса трактовали данную легенду в подобном христианском (или неоплатоническом) аллегорическом ключе .

Иллюстрация «Вознесение Данте ».
Гюстав Доре , 1860-е гг..
«„Свадьба“ Орландо и Ганимеда».
Уолтер Деверелл .
1853 г.. (англ.) (.

При этом Ганимед как и в Античности продолжал оставаться знаковой фигурой и символом однополой любви . Например, эта тема присутствует в сонете CVII Лоренцо Медичи (1449—1492) («Здесь пастухом, здесь змеем обратился…»). В комедии Шекспира « Как вам это понравится » (1599—1600) сцена между Орландо и Розалиндой, переодетой в юношу по имени Ганимед, воспринимается некоторыми исследователями как явный намёк на однополые отношения . Легенда о Ганимеде в гомоэротическом контексте излагается и в пьесе « Два знатных родича » (1634). Сподвижник Шекспира (англ.) (в 1594 году анонимно опубликовал поэму «Нежный пастух» с подзаголовком «Жалоба Дафниса о любви к Ганимеду», при этом он оправдывал однополую любовную линию подражанием Вергилию . Этот образ встречается также в произведениях Кристофера Марло : стихотворении «Геро и Леандр» (1593) и пьесе « Эдуард II » (1594), в которой Ганимедом называется любовник короля Пирс Гавестон ) . Имя греческого юноши стало в эпоху Ренессанса нарицательным. Так, французский поэт Жоашен дю Белле прозвал кардинала (англ.) («Ганимедом в красной шапке », поскольку тот получил епископское звание в 17 лет (в 1550 году) от папы римского Юлия III , которого современники считали его любовником . Слово «катамит» (производное от римского имени греческого юноши) получило в Европе широкое распространение в качестве обозначения гомосексуальных мужчин, в частности содержантов и проститутов . Некоторые исследователи связывают массовость изображений Ганимеда в искусстве Возрождения с характерным для данного периода противостоянием художников и до этого доминировавшей веками христианской морали .

Среди произведений эпохи Ренессанса, на которых был запечатлен греческий миф, искусствоведы выделяют работы Антонио Филарете , Корреджо , Бальдассаре Перуцци , Джованни Порденоне , Микеланджело , Бенвенуто Челлини , Тинторетто , Аннибале Карраччи , Джулио Бонасоне , Андреа Альчато , Франческо Пармиджанино , Джулио Романо и многих других . Изображения Ганимеда данного периода отличаются разнообразием создаваемых образов . Так барельеф Антонио Филарете на дверях Собора Святого Петра отражает христианскую символику . В «Книге эмблем» Андреа Альчато нравоучительный стих под гравюрой критикует гомоэротическое толкования мифа . В картине Антонио Корреджо нарисован мальчик . При этом данное произведение относится к серии «Любовные похождения Юпитера», оно составляет пару с более откровенным полотном « Юпитер и Ио » , и некоторые исследователи считают его гомоэротическим . Рисунок Микеланджело , ныне утраченный и известный по многочисленным копиям, является одним из наиболее знаменитых изображений Ганимеда периода Возрождения. Он описывается как художественное воплощение и эмблема неоплатонического гуманизма. Современники видели в нём позволяющую соединиться с богом мистическую любовь, символ христианского вознесения , воскрешения или преображения . Однако этот рисунок имел и другую трактовку. Некоторые искусствоведы считают данное изображение «аллегорией несовместимости чувственности и платонической любви », а также гомосексуальности . Примечательно, что этот рисунок Микеланджело подарил юноше (англ.) (, которого некоторые исследователи считают возлюбленным художника . В двух скульптурах Бенвенуто Челлини юноша не то что пассивен, а наоборот доминирует над орлом и как бы играет с ним . Некоторые исследователи предполагают гомоэротический подтекст статуй. Самому художнику в своё время дважды предъявляли обвинения в «содомии», от которых он отшучивался в том числе ссылкой на миф о Ганимеде .

Бронзовый рельеф на дверях
Собора Святого Петра .
Антонио Филарете . 1433-1445 гг..
« Похищение Ганимеда ». Корреджо . 1530 г.. Музей истории искусств в Вене . Фреска «Похищение Ганимеда». Бальдассаре Перуцци . 1509-1514 гг.. Вилла Фарнезина . Копия рисунка «Похищение Ганимеда». Микеланджело . XVI век. Гарвардский художественный музей . «Похищение Ганимеда».
Бенвенуто Челлини . 1550 г. Барджелло .
«Похищение Ганимеда».
Бенвенуто Челлини (?). 1545-1547 гг. Барджелло .
Ганимед в «Книге эмблем».
Андреа Альчато . 1536 г .
Фреска «Похищение Ганимеда», « (англ.) (».
Аннибале Карраччи . 1597-1608 гг.. Палаццо Фарнезе .

После Возрождения

В XVII веке с наступлением эпохи барокко художники вновь обратились к мифу о Ганимеде: их привлекала его нарочитая декоративность . При этом они часто изменяли или маскировали смысловое содержание легенды, в том числе из-за её ассоциации с гомосексуальностью, что было небезопасно в связи с угрозой судебного преследования . На одной из самых известных таких картин «Похищение Ганимеда» Рембрандта художник изобразил не юношу, а пытающегося вырваться из лап орла и обмочившегося от страха младенца с гримасой ужаса. Другие критики видели в данной картине карикатуру на античный миф. Некоторые упрекали Рембрандта в незнании греческой мифологии. Многие современники считали это произведение «странным» и даже «неприличным» . В картинах Питера Пауля Рубенса орёл выполняет отстранённую роль «транспортного средства». Полотно «Ганимед получает кубок от Гебы» гораздо скромнее работ из той же серии (« Похищение дочерей Левкиппа » и «Борей и Орифия») . При этом в поздней работе Рубенса некоторые критики отмечают скрытый гомосексуальный намёк, усматриваемый ими в колчане на уровне бёдер юноши. Они предполагают, что такую вольность художник смог себе позволить поскольку картина рисовалась для закрытой королевской коллекции . Итальянский мастер Бальдассаре Франческини во второй половине XVII века создал портрет в образе Ганимеда Шевалье де Лоррена , известного как любовника герцога Филиппа Орлеанского , брата короля Людовика XIV . Также среди художников барокко и рококо , в работах которых был изображен греческий юноша, можно отметить, например, Пьетро да Кортона , Жерома Дюкенуа Младшего , Николаса Маса , Эсташа Лесюэра , Антона Доменико Габбиани , Франческо Альбани , Шарля-Жозефа Натуара , Стефано Торелли , Ван Лоо и т. д..

Картина «Ганимед, похищаемый орлом Зевса» (1793) стала одной из главных работ художника Асмуса Якоба Карстенса . Он считался родоначальником возрождения классицизма в немецком искусстве и оказал большое влияние на многих современников . Его ученик датский скульптор Бертель Торвальдсен стал автором целой серии статуй греческого юноши, которые считаются выдающимися образцами классицизма . Образ Ганимеда также встречается и у других художников данного направления, например, у учеников Антонио Кановы Адамо Тадолини и Ричарда Уэстмакотта , у Томорса Кроуфорда , Эрнста Хенелья , (англ.) ( , Михаила Козловского , Андрея Иванова и т. д..

С именем немецкого классического художника Антона Рафаэля Менгса связан крупный скандал о фальсификации произведения искусства . В 1758—1760 годах он создал фреску «Юпитер целует Ганимеда», которую при помощи Джованни Казановы (брата известного авантюриста ) выдал своему другу известному искусствоведу Винкельману за древнеримский оригинал. Мотивы Менгса не вполне ясны, возможно он хотел подшутить над своим приятелем, зная о его заносчивости и гомосексуальности. Обман удался и изображение было даже внесено в книгу Винкельмана «Истории искусства древности» как одна из «самых ярких фигур, доставшихся нам от искусства античности» .

По окончании эпохи Возрождения Ганимед продолжил быть героем литературных произведений. Например, барочный испанский поэт Луис де Гонгора в 1584 году написал сонет «Зовущих уст, которых слаще нет…», в котором обыгрывается тема любви, в том числе через призму мифа о греческом юноше . Одним из самых известных произведений классицизма является гимн « », написанный Гёте в 1774 году. Этот стих замышлялся поэтом как парный другой его работе — « ». И если «Прометей» был посвящен самоосознанию, противостоянию божественному и общественному, то темой «Ганимеда» стало самоотречение, единство личности художника с природой и абсолютом. Таким образом Гёте продолжил неоплатоническую традицию прочтения мифа . В 1817 году Франц Шуберт переложил данный гимн на музыку. Немецкий поэт классического периода Кристоф Мартин Виланд включил в свой цикл «Комические рассказы» поэму «Юнона и Ганимед» (1765), в которой сатирически описывалась однополая любовь . В 1801 году немецкий поэт Фридрих Гёльдерлин написал посвященное юноше стихотворение . Перу датского литератора Адама Эленшлегера принадлежит стих «Зевс и Ганимед» . Образ греческого юноши встречается в творчестве Альфреда Теннисона и Маргарет Фуллер .

« (англ.) (». Питер Пауль Рубенс .
1636-1638 гг.. Музей Прадо .
«Ганимед получает кубок от Гебы». Питер Пауль Рубенс .
1611-1612 гг.. Дворец Шварценберг.
« (англ.) (». Рембрандт .
1635 г.. Дрезденская галерея .
«Ганимед, кормящий Зевсова орла». Торвальдсен .
1817 г.. Музей Торвальдсена .
«Ганимед с орлом». Адамо Тадолини .
1825-1828 гг. Эрмитаж .
« Купидон и Ганимед ». Ангелика Кауфман .
1782 г. Частная коллекция

Образ Ганимеда привлекал внимание художников и в конце XIX — начале XX века. Из произведения символизма выделяют картину художника Ханса фон Маре . Необарочный фонтан работы Виктора Тильгнера занимает одну из главных площадей Братиславы , перед зданием Словацкого национального театра . Скульптурная композиция «Крылья» Карла Миллеса установлена у Национального музея Швеции , через канал от Королевского дворца в Стокгольме . Статуя Ганимеда с орлом Германа Хубахера расположена на набережной Цюрихского озера со стороны старого города Цюриха . Художник Прекрасной эпохи Джон Сингер Сарджент включил сюжет похищения юноши в роспись ротонды Музея изящных искусств в Бостоне . Постмодернист Карло Мария Мариани в 1981 году нарисовала «Похищение Ганимеда» . Данный сюжет также является основой нескольких поп-артовских гомоэротических картин Пьера и Жиля .

Образ греческого юноши встречается и в литературе конца XIX — начала XX века, в частности, у гомосексуальных авторов, например, французского поэта Поля Верлена (« » (1905)) и голландского литератора Виллема де Мерод («Ганимед» (1924)). В 1890-х годах оксфордский преподаватель и искусствовед Уолтер Патер попал в скандал из-за сонета «Ганимед» . Данный образ можно встретить в русской литературе: у Владимира Соловьёва (« » (1890-е)), Вячеслава Иванова (« » (1904)) , Николая Гумилёва (« » (1912)), Бориса Пастернака (« » (1913)) , Марины Цветаевой (цикл « » (1921)) , Николая Тихонова («Крутые деревянные колёса…» (1924)) , Иосифа Бродского («Я как Улисс…» (1961)) . В обществе «Газиф» Вячеслава Иванова прозвище «Ганимед» носил Сергей Ауслендер , чьи «Записки Ганимеда» стали значимым источником о функционировании данного общества . В своем творчестве к образу греческого юноши обращается и культовый поэт гомосексуальной субкультуры Михаил Кузмин . Его повесть-манифест однополой любви в России « Крылья » (1906) заканчивается темой вознесения, которая передаётся через миф о греческом юноше: «<…> падает Икар , падает Фаэтон , Ганимед говорит: „Бедные братья, только я из взлетевших на небо остался там, потому что вас влекли к солнцу гордость и детские игрушки, а меня взяла шумящая любовь, непостижимая смертным“» .

Среди литературных произведений, в которых имеется одноимённый персонаж, особняком стоит сказка « Три Толстяка» Юрия Олеши , в котором этим именем наделена особа женского пола — тётушка Ганимед, экономка доктора Гаспара Арнери.

«Похищение Ганимеда». Ханс фон Маре .
1887 г.. Новая пинакотека .
«Ганимед». (англ.) (.
1901 г.. Библиотека Конгресса .
«Похищение Ганимеда». Кристиан Вильгельм Аллерс .
1913 г.. Частная коллекция.
«Крылья». Карл Миллес .
1910 г.. Стокгольм .
«Ганимед и орёл». Герман Хубахер .
1946 г.. Цюрих

В астрономии

Астрономический атлас Иоганна Боде
Созвездие Водолея .
Созвездие Антиноя .

Атрибутом Ганимеда как виночерпия был кувшин, поэтому он часто ассоциировался с водной стихией. В связи с этим ряд античных авторов создали миф, согласно которому Зевс перенёс юношу на небо в виде созвездия Водолея , с образом которого он соединился в дальнейшем. С другой стороны, считалось, что похитивший Ганимеда орёл был превращён в созвездие Орла . Благодаря соседству этих двух скоплений звёзд ещё больше усилилась их ассоциация с соответствующим греческим мифом .

Созвездие Орла традиционно ассоциировалось у греков с зевсовой птицей, похищающей Ганимеда. Когда в 130 году возлюбленный римского императора Адриана Антиной утонул в Ниле , придворные астрономы выделили ряд звёзд у созвездия Орла в новое созвездие Антиноя . Такое соседство логичным образом соединило образы римского юноши и Ганимеда . Позднее в Европе созвездие Антиноя иногда называли созвездием Ганимеда .

В 1610 году Галилео Галилей открыл четыре крупных спутника планеты Юпитер . В 1614 году Иоганн Кеплер и Симон Марий предложили назвать их по имени мифологических любовников Зевса-Юпитера: Ио , Европы , Ганимеда и Каллисто . Изначально не пользовавшиеся популярностью, эти названия стали широко употребимы с середины XX века . Ганимед является крупнейшим спутником в Солнечной системе .

В честь греческого юноши также назван астероид (1036) Ганимед , открытый в 1924 году немецким астрономом Валтером Бааде . Этот астероид принадлежит к группе Амуров и является самым крупным из них .

Ганимедом назван один из телескопов проекта « (англ.) (» в Чили .

Примечания

Комментарии
  1. В античном искусстве также встречается сцена кормления орла Гебой . Порой эти сюжеты невозможно различить, особенно в мелких формах пластики .
  2. Некоторые современные искусствоведы отрицают авторство Леохара .
  3. Некоторые исследователи считают, что храм был посвящен Гебе, которую называли также Ганимедой .
  4. Этот фразеологизм позднее также использовался и в Европе .
  5. Данный эпизод обыгрывается как гомоэротический в поэме Михаила Кузмина «Лесок» (1921) в части «Шекспировский лесок».
  6. Одна скульптура является результатом творческой реставрации античного остова. Вторая статуя, приписываемая Челлини, на данный момент считается работой Бартоломео Амманати или Никколо Триболо .
  7. В 1654 году нидерландский скульптор был казнен из-за обвинений в «содомии»
  8. Будучи последователем Рембрандта , Николаса Маса создал , возносимых как Ганимед орлом в небо, что символизирует спасение их души. Один из этих портретов хранится в Пушкинском музее в Москве .
  9. Некоторые исследователи считают его картину «Введение Ганимеда на Олимп» в Мраморном зале Нового дворца Сан-Суси одним из элементов гомоэротического убранства, выполненного по заказу Фридриха II .
  10. В некоторых справочниках вместо картины ошибочно упоминается статуя .
  11. Некоторые источники сообщают, что созвездие Антиноя было переименовано из созвездия Ганимеда .
Источники
  1. на сайте Эрмитажа
  2. ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1892. — Т. VIII. — С. 85.
  3. Власов В. Г. . Ганимед // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — М. : Азбука-Аттикус, 2010. — Т. 3. — С. 27—30. — 784 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9985-0863-9 .
  4. ↑ // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885.
  5. Wilhelm Heinrich Roscher. Ganymedes // Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie . — Т. 1. — С. 1595—1603.
  6. Paul von Rohden, Konrad Wernicke. // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — Stuttgart, 1899. — Т. III, 2. — С. 1784.
  7. ↑ (англ.) . Encyclopædia Britannica . Дата обращения: 19 июля 2022.
  8. ↑ // Мифы народов мира . Энциклопедия. В двух томах / гл. ред. С. А. Токарев. — М. : Советская энциклопедия, 1991. — Т. 1. — С. 265. — 672 с. — 160 000 экз. — ISBN 5-85270-016-9 , 5-85270-069-Х, 5-86018-014-4.
  9. Псевдо-Аполлодор . Мифологическая библиотека 3.12.2; Иоанн Цец . Ликофрон 29
  10. Диктис Критский . Дневник Троянской войны 4.22
  11. Paul von Rohden, Konrad Wernicke. // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — Stuttgart, 1894. — Т. I, 2. — С. 2106—2109.
  12. Еврипид . Ифигения в Авлиде 1049, Киклоп 586; Климент Александрийский . Признания 22
  13. Гигин . Мифы 271
  14. Paul von Rohden, Konrad Wernicke. // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — Stuttgart, 1927. — Т. III A, 1. — С. 429—434.
  15. Гигин . Мифы 224
  16. Paul von Rohden, Konrad Wernicke. // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — Stuttgart, 1896. — Т. II, 2. — С. 1741—1742.
  17. Иоанн Цец . Ликофрон 34
  18. Лесх. Малая Илиада , фр.29 Бернабе; Еврипид. Троуд 822; Цицерон . Тускуланские беседы 1, 65
  19. Paul von Rohden, Konrad Wernicke. // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — Stuttgart, 1897. — Т. III, 1. — С. 209.
  20. .
  21. ↑ , с. 230.
  22. .
  23. Каковкин А. Я. // Вестник древней истории . — М. : Институт истории АН СССР , 1981. — Вып. 1 (155) . — С. 119—123 . — ISSN . 10 апреля 2019 года.
  24. ↑ Ганимед // Словарь античности = Lexikon der Antike / сост. Й. Ирмшер, Р. Йоне ; пер. с нем. В. И. Горбушин, Л. И. Грацианская, И. И. Ковалёва , О. Л. Левинская ; редкол.: В. И. Кузищин (отв. ред.), С. С. Аверинцев , Т. В. Васильева , М. Л. Гаспаров и др. — М. : Прогресс , 1989. — 704 с. — ISBN 5-01-001588-9 .
  25. Paul von Rohden, Konrad Wernicke. // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — Stuttgart, 1895. — Т. II, 1. — С. 184—188.
  26. Джеймс Холл. // Словарь сюжетов и символов в искусстве = Hall's Dictionary of Subjects and Symbols in Art / Пер. А. Майкапар . — М. : Крон-Пресс, 1996. — 656 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-323-01078-6 .
  27. Paul von Rohden, Konrad Wernicke. // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — Stuttgart, 1901. — Т. IV, 2. — С. 2158—2163.
  28. Paul von Rohden, Konrad Wernicke. // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — Stuttgart, 1927. — Т. III A, 1. — С. 1040—1094.
  29. Кон И. С. . Лики и маски однополой любви: Лунный свет на заре. — 2-е изд., перераб. и доп.. — М. : АСТ, Олимп, 2003. — С. 169. — 576 с. — ISBN 5-17-015194-2 .
  30. Омри Ронен. Ганимед с обручем, преследуемый Гермесом, в стихотворении Михаила Кузмина // Созидающая вероятность; к 90-летию А. А. Тахи-Годи. Спецвыпуск бюллетеня библиотеки «Дом А. Ф. Лосева» / гл. ред. Е. А. Тахи-Годи. — М. : Гранд-Фаир, 2012. — Вып. 16 . — С. 295—300 .
  31. Молчанов А. А . // / Отв. ред. Л. П. Маринович . — М. : Издательство Института всеобщей истории РАН, 2000. — С. 127. — 306 с. — 300 экз. 27 июня 2019 года.
  32. Andrew Calimach. // Thymos: Journal of Boyhood Studies. — Men's Studies Press, 2007. — Вып. I.2 . — С. 117—137 . — ISSN . 7 апреля 2019 года.
  33. Грегори Надь . Греческая мифология и поэтика = Greek mythology and poetics / Пер. с англ. Н. П. Гринцера. — М. : Прогресс-Традиция : Традиция, 2002. — С. 317. — 430 с. — (В зеркале языка). — ISBN 5-89826-122-2 .
  34. Страбон. География XIII 1.11
  35. Аристотель. Поэтика 25
  36. Цицерон. О природе богов I 112
  37. Квинт Смирнский. После Гомера VIII 478—484
  38. Александр Долинин. // Лотмановский сборник / ред. Л. Киселева, Т. Степанищева. — М. : ОГИ, 2014. — Вып. 4 . — С. 201—217 . — ISBN 978-5-94282-736-6 . 9 апреля 2016 года.
  39. А. Ф. Лосев . Античная мифология в её историческом развитии. — М. : Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1957. — 617 с. — 20 000 экз.
  40. Кон И. С. . Мужское тело в истории культуры. — М. : Слово, 2003. — 432 с. — ISBN 5-85050-704-3 .
  41. Бетти Редис . // Кто есть кто в античном мире. Справочник. Древнегреческая и древнеримская классика. Мифология. История. Искусство. Политика. Философия = Who's Who in the Ancient World / Пер. М. Умнова. — М. , 1993. — С. 59—60. — 320 с. — ISBN 5-87284-007.
  42. Gundel Koch-Harnack. Knabenliebe und Tiergeschenke: Ihre Bedeutung im päderastischen Erziehungsystem Athens. — Berlin: Gebrüder Mann Verlag, 1983. — 287 с. — ISBN 3786113890 , ISBN 9783786113898 .
  43. ↑ от 9 февраля 2017 на Wayback Machine на сайте Эрмитажа
  44. Суриков И. Е. , Ленская В. С., Соломатина Е. И., Таруашвили Л. И. . // История и культура Древней Греции: энциклопедический словарь. — М. : Языки славянской культуры, 2009. — С. 378. — 793 с. — ISBN 978-5-9551-0355-6 .
  45. от 15 октября 2019 на Wayback Machine Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина .
  46. Щукарев А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1896. — Т. XVIIa. — С. 569—570.
  47. / Тахо-Годи А. А. // Железное дерево — Излучение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 356-357. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 10). — ISBN 978-5-85270-341-5 .
  48. // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885. — С. 594.
  49. Обнорский Н. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1902. — Т. XXXVI. — С. 136.
  50. Обнорский Н. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1901. — Т. XXXIV. — С. 416—417.
  51. Афиней. Пир мудрецов III 74, 110а
  52. Иванов В. В. . О возможности реконструкции литературы как совокупности текстов // Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том 3: Сравнительное литературоведение. Всемирная литература. Стиховедение. — М. : Языки славянской культуры, 2004. — Т. 3. — С. 152—153. — 816 с. — (Язык. Семиотика. Культура). — ISBN 5-99457-117-9 .
  53. Craig A. Williams. (англ.) . — 2-е. — Oxford University Press, 2010. — P. —55, 75. — 471 p. — ISBN 0195388747 , ISBN 978-0195388749 .
  54. Михельсон М. И. // Русская мысль и речь: Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. — СПб. , 1912.
  55. Christine Kondoleon. // Domestic and Divine: Roman Mosaics in the House of Dionysos. — Cornell University Press,, 2018. — С. 133—146. — 392 с. — ISBN 1501727419 , 9781501727412.
  56. Ларионов А. И.. . — Образовательный портал «Слово». 23 сентября 2017 года.
  57. Engemann, Josef. . — Münster: Aschendorff, 1973. — С. —59.
  58. ↑ .
  59. (фр.) (. Апофеоз // Словарь сюжетов и символов в искусстве = Hall's Dictionary of Subjects and Symbols in Art / Пер. А. Майкапар . — М. : Крон-Пресс, 1996. — 656 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-323-01078-6 .
  60. Клейн Л. С. . — СПб. : Изд-во СПбГУ, 2011. — Т. 1. — 688 с. — ISBN 978-5-288-05166-1 .
  61. Vout, Caroline. // The Journal of Roman Studies. — Society for the Promotion of Roman Studies, 2005. — Т. 95 . — С. 80—96 . — ISSN . 14 июля 2019 года.
  62. Пчелов Е. В. . // Гербовед : журнал. — М. , 1999. — № 38 . — С. 116—123 .
  63. Марк Минуций Феликс . Октавий (ХХII)
  64. Климент Александрийский . Протрептик, или увещание к эллинам (2)
  65. // Encyclopædia Britannica . — 1911. — Vol. 21.
  66. Friedrich Kapp. // Geschichte des deutschen Buchhandels. — Leipzig: Verlag des Börsenvereins der Deutschen Buchhändler, 1886. — Т. 1.
  67. от 17 марта 2022 на Wayback Machine . Эрмитаж
  68. от 6 апреля 2019 на Wayback Machine на сайте Прадо
  69. Вальдгауер О. Ф. . // Этюды по истории античного портрета. — Ленинград: ОГИЗ—ИЗОГИЗ, 1938. — С. 29—34.
  70. Арутюнян Ю. И. // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. — СПб. : СПбГИК, ‎2009. — С. 23—31 . — ISSN . 17 апреля 2019 года.
  71. Helene E. Roberts. . — Routledge, 1998. — С. , 13. — 1120 с. — ISBN 1579580092 , ISBN 978-1579580094 .
  72. от 1 апреля 2019 на Wayback Machine на сайте Эрмитажа
  73. Griffith, Peter R. // The Queer Encyclopedia of the Visual Arts / (англ.) (. — Cleis Press, 2004. — С. 300—301. — 373 с. — ISBN 1573441910 , ISBN 9781573441919 .
  74. Baudri de Bourguell. Les Oeuvres poetiques de Baudri de Bourgueil (1046-1130) / Ed. P. Abrahams. — Paris: H. Champion, 1926. — P. 112.
  75. Lewis Crompton. . — Cambridge: The Belkmap Harvard University Press, 2003. — P. . — 623 p. — ISBN 9780674011977 , ISBN 067401197X .
  76. Панофский, Эрвин . Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада = Renaissance and Renascences in Western Art. / пер. Александр Габричевский. — М. : Азбука-классика, 2006. — 640 с. — 4000 экз. — ISBN 5-352-01856-3 .
  77. Boswell J. E. . Christianity, Social Tolerance, and Homosexuality: Gay People in Western Europe from the Beginning of the Christian Era to the Fourteenth Century. — Chicago: University of Chicago Press, 1980. — 424 с. — ISBN 0-226-06711-4 .
  78. James J. Wilhelm. Gay and lesbian poetry: An Anthology from Sappho to Michelangelo. — London: Routledge, 2014. — 344 p. — ISBN 0815318871 .
  79. / Цыпилева Е. С., Юрченко Т. Г. // Николай Кузанский — Океан. — М. : Большая российская энциклопедия, 2013. — С. 627-628. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 23). — ISBN 978-5-85270-360-6 .
  80. Ян Котт . // Шекспир — наш современник / Пер. с польского В. Климовского. — СПб. : Балтийские сезоны, 2011. — 352 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903368-62-4 .
  81. Пол Расселл. // 100 кратких жизнеописаний геев и лесбиянок = The Gay 100: A Ranking of the Most Influential Gay Men and Lesbians, Past and Present / А. Дворядкин. — Крон-Пресс, 1996. — 432 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-232-00265-1 .
  82. Lell, Gordon. «Ganymede» on the Elizabethan Stage: Homosexual Implications of the Use of Boy-Actors // Aegis: A Periodical in Literature and Language. — 1973. — № 1 .
  83. А. Азимов . // Путеводитель по Шекспиру. Греческие, римские и итальянские пьесы = Asimov's Guide to Shakespeare / пер. Е Кац. — М. : Центрполиграф, 2013. — 720 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-227-04326-9 .
  84. // Encyclopædia Britannica . — 1911. — Vol. 3.
  85. Флорова В. С.. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2019. — № 1 . — С. 267—270 . — ISSN . 24 марта 2019 года.
  86. Cornelius, Michael G.. Edward II and a Literature of Same-Sex Love: The Gay King in Fiction, 1590–1640 (англ.) . — Lanham: Lexington Books, 2016. — 302 p. — ISBN 1498534589 , ISBN 978-1498534581 .
  87. Robert Aldrich, Garry Wotherspoon. Who's Who in Gay and Lesbian History: From Antiquity to World War II. — Routledge, 2000. — Т. 1. — С. 278. — 528 с. — ISBN 9780415159821 , ISBN 978-0415159821 .
  88. Лосев А. Ф. . Глава четвертая. Обратная сторона титанизма // Эстетика Возрождения. — М. : МГК, 1978.
  89. / Чамина Н. Ю. // Конго — Крещение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2010. — С. 368. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 15). — ISBN 978-5-85270-346-0 .
  90. Giuseppe Adani, Renza Bolognesi. Correggio. Pittore universale. Ediz. illustrata. — Correggio: Silvana, 2007. — 192 с. — ISBN 8836609775 . — ISBN 978-8836609772 .
  91. Гаврилова И. Е.. // Русская филология. 24: Сборник научных работ молодых филологов. — Тарту: Отделение славянской филологии Тартуского университета, 2013. — С. 149—159 . — ISSN . 19 февраля 2018 года.
  92. .
  93. Пол Рассел. // 100 кратких жизнеописаний геев и лесбиянок = The Gay 100: A Ranking of the Most Influential Gay Men and Lesbians, Past and Present / А. Дворядкин. — Крон-Пресс, 1996. — 432 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-232-00265-1 .
  94. Margaret A. Gallucci. Benvenuto Cellini: Sexuality, Masculinity, and Artistic Identity in Renaissance Italy. — Palgrave Macmillan , 2003. — 2014 с. — ISBN 1403961077 , ISBN 9781403961075 .
  95. « от 1 апреля 2019 на Wayback Machine » на сайте Музея истории искусств в Вене
  96. от 25 февраля 2021 на Wayback Machine . University of Glasgow: Emblems Website
  97. Сомов А. А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1899. — Т. XXVIa. — С. 552—554.
  98. София Багдасарова . Омерзительное искусство. Юмор и хоррор шедевров живописи. — Эксмо, 2018. — 296 с. — (Искусство с блогерами). — ISBN 978-5-04-088717-0 .
  99. Raphael Minder. (англ.) // The New York Times. — 2017. — 30 июня. 19 марта 2019 года.
  100. Spangler J. The society of princes: the Lorraine-Guise and the conservation of power and wealth in seventeenth-century France. — P. 110. — ISBN 9780754658603 .
  101. Eekhoud, Georges . // Jahrbuch für sexuelle Zwischenstuffen II. — Leipzig, 1900. — С. 277—287 . 12 апреля 2019 года.
  102. от 29 марта 2019 на Wayback Machine . на сайте Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
  103. / Облицова Т. Ю. // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2016.
  104. от 22 марта 2019 на Wayback Machine . In our time. 2 Jul 2015. BBC radio
  105. Неустроев А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1895. — Т. XIVa. — С. 603.
  106. Anthony Morris Clark. . — The Minneapolis Institute of Arts Bulletin; Музей Торвальдсена , 1966. — Т. LV . — С. 25—35 . 19 июля 2020 года.
  107. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  108. // Encyclopædia Britannica . — 1911. — Vol. 28.
  109. // Encyclopædia Britannica . — 1911. — Vol. 7.
  110. Сомов А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1892. — Т. VIII. — С. 312.
  111. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890. — Т. Ia. — С. 523—524.
  112. Сомов А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1895. — Т. XVa. — С. 601—602.
  113. Сообщение Института истории искусств, Вып. 8: Живопись. Скульптура / Редкол.; И. Э. Грабарь, В. Н. Лазарев, М. П. Нейман, Е. А. Сперанская. — М. : Изд-во Акад. наук СССР,, 1957. — С. 66—68. — 158 с. — 3000 экз.
  114. Жермен Базен. Поворотный пункт в археологии // История истории искусства: от Вазари до наших дней = Histoire de L`histoire De L`art. De Vasary a Nos Jours / ред. Цолак Арзаканян, пер. Кирилл Чекалов. — Культура, Прогресс, 1994. — 528 с. — 5000 экз. — ISBN 5-01-002998-7 .
  115. Thomas Pelzel. // The Art Bulletin. — 1972. — Сентябрь (т. 54 , № 3). — С. 300—315 .
  116. Шалудько И. А.. // III Международный конгресс «Национальная идентичность сквозь призму диалога культур: Россия и иберо-американский мир». — Ростов-на-Дону, 2017. 28 марта 2019 года.
  117. Карл Конради. = Goethe. Leben und Werk / пер. Нина Берновская. — Радуга, 1987. — Т. 1. — С. 234. — 1240 с. — 50 000 экз. 28 марта 2019 года.
  118. Robert D. Tobin . Warm Brothers: Queer Theory and the Age of Goethe. — University of Pennsylvania Press, 2000. — С. 75. — 256 с. — (New Cultural Studies). — ISBN 0812235444 , ISBN 978-0812235449 .
  119. Гельдерлин Фридрих. Гиперион. Стихи. Письма. Сюзетта Гонтар. Письма Диотимы / подгот. Т. Н. Беляева, отв. ред. Н. С. Павлова. — М. : Наука, 1988. — С. 632—633. — 720 с. — (Литературные памятники). — ISBN 5-02-012638-1 .
  120. Адам Эленшлегер . Избранное = Сост. Н. Белякова, Л. Брауде, А. Парин; Предисл. Л. Брауде.. — М. : Художественная литература, 1984. — С. 75. — 464 с.
  121. Charles Mills Gayley. The Classic Myths in English Literature and Art. — Biblo & Tannen Publishers, 1991. — С. 481. — 597 с. — ISBN 0819603201 , ISBN 9780819603203 .
  122. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1898. — Т. XXV. — С. 73.
  123. Мармазова Л. // Питання літературознавства : Науковий збірник. — Чернівці: Рута, 2009. — Вып. 77 . — С. 168—175 . 30 августа 2021 года.
  124. Billie Andrew Inman. . — NY: ELT Press, 1991. 24 января 2021 года.
  125. Топорков А. А.. // Память литературного творчества / Ред. Лидия Сазонова. — М. : ИМЛИ, 2014. — С. 519—536. — 608 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-9208-0445-7 .
  126. Иванов В. И. // Символ : журнал / Отв. ред. Томас Гарсия-Уидобро. — Париж; Москва: Институт святого Фомы , 2015. — № 65 . — С. 18, 110, 131, 364, 385 . — ISSN . 30 августа 2021 года.
  127. Молчанова А. В.. // Вестник Чувашского университета. — Чебоксары: Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, 2008. — № 4 . — С. 292—298 . — ISSN . 28 марта 2019 года.
  128. Роман Войтехович. // Психея в творчестве М. Цветаевой: Эволюция образа и сюжета. — Тарту: Тartu Ülikooli, 2005.
  129. Маршалова И. О.. // Уральский филологический вестник. — Екатеринбург, 2016. — № 3 . — С. 116—127 . — ISSN . 29 марта 2019 года.
  130. Наталья Громова . Узел. Поэты. Дружбы. Разрывы. Из литературного быта конца 20-х–30-х годов. — М. : АСТ, 2016. — 608 с. — ISBN 978-5-17-095557-2 .
  131. Ирина Ковалева. // Старое литературное обозрение : журнал. — М. , 2001. — № 2 (278) . 6 апреля 2019 года.
  132. Мищенко Е. В.. // Филология и человек : журнал. — Барнаул: Изд-во АГУ, 2009. — № 2 . — С. 123—131 . 7 апреля 2019 года.
  133. Сергеева Е. В.. // Русская речь : журнал. — Изд-во РАН, 1998. — № 2 . — С. 35—41 . — ISSN . 19 февраля 2015 года.
  134. Алексей Самарин. / науч. рук. Р. С. Войтехович. — Тартуский университет, 2016. — 103 с. 24 марта 2019 года.
  135. Грачева, А. М. // Memento vivere : c,jhybr / Сост. и науч. ред. К. А. Кумпан и Е. Р. Обатнина. — СПб. : Наука, 2009. — С. 307—317 . 16 апреля 2019 года.
  136. Синявский А. Д. . // Синтаксис : журнал. — 1987. — № 20 . 18 марта 2019 года.
  137. Дарья Хитрова. // НЛО : журнал. — 2006. — № 78 . 6 декабря 2017 года.
  138. Псевдо- Эратосфен . Катастеризмы; Марк Манилий . Астрономика ; Гигин. Астрономия
  139. Астрономический циркуляр АН СССР : журнал. — Астронимический институт Академии наук СССР, 1971. — № 601-667. — С. 126.
  140. Природа : журнал. — Наука. Академия наук СССР., 1973. — № 62. — С. 62.
  141. Ричард Хинкли Аллен. // Звезды. Легенды и научные факты о происхождении астрономических имен = Star Names: Their Lore and Meaning / пер. Елена Ламанова. — Центрполиграф, 2016. — 710 с. — ISBN 978-5-9524-5195-7 .
  142. Galilei, Galileo; translated by Edward Carlos and edited by Peter Barker.: (неопр.) . University of Oklahoma History of Science (March 1610). Дата обращения: 11 августа 2014. 28 марта 2014 года.
  143. Wright, Ernie (неопр.) . University of Oklahoma History of Science. Дата обращения: 13 января 2010. 4 февраля 2012 года.
  144. (неопр.) . Solarsystem.nasa.gov (29 сентября 2009). Дата обращения: 8 марта 2010. 4 февраля 2012 года.
  145. (неопр.) . The Galileo Project . Дата обращения: 24 ноября 2007. 25 августа 2011 года.
  146. (неопр.) . www2.jpl.nasa.gov. Дата обращения: 14 января 2010. 4 февраля 2012 года.
  147. (неопр.) . nineplanets.org (31 октября 1997). Дата обращения: 27 февраля 2008. 4 февраля 2012 года.
  148. Schmadel, Lutz D. (англ.) . — Fifth Revised and Enlarged Edition. — B. , Heidelberg, N. Y. : Springer, 2003. — P. 89. — ISBN 3-540-00238-3 .
  149. (неопр.) Дата обращения: 26 октября 2008. 20 марта 2012 года.
  150. // Полит.ру. — 2019. — 27 февраля. 7 апреля 2019 года.

Литература

Источники

Древнегреческие
Древнеримские
Средневековые
  • // Первый Ватиканский мифограф / Пер., вст. ст. и комм. В. Н. Ярхо . — СПб. : Алетейя, 2000. — 294 с. — (Античная библиотека). — ISBN 5-89329-210-3 .
  • Boswell, J. E. . // Christianity, Social Tolerance, and Homosexuality: Gay People in Western Europe from the Beginning of the Christian Era to the Fourteenth Century. — Chicago: University of Chicago Press, 1980. — С. 381—389. — 424 с. — ISBN 0-226-06711-4 .
  • Stehling, Thomas. // Medieval Latin Poems of Male Love and Friendship. — New York: Garland Publishing, 1984. — С. 130—135. — 167 с. — ISBN 0824094395 , ISBN 978-0824094393 .

Исследования

Ссылки

Same as Ганимед