Interested Article - Восточные славяне

Восто́чные славя́не — культурно-языковая общность славян , говорящих на восточнославянских языках .

Территории славянских государств в Европе: Западнославянские народы Восточнославянские народы Южнославянские народы

Племенные союзы восточных славян , которые, по мнению большинства учёных, успели слиться в единую народность , составили основное население средневековой Киевской Руси . В результате последующего политического расслоения восточных славян, к XVII веку сформировались (в порядке убывания численности) три народа : русский , украинский , белорусский . Иногда в четвёртый восточнославянский этнос выделяются русины . Некоторыми ранними исследователями также употреблялось обозначение русские славяне .

История

Карта расселения славян в VII—VIII веках. Восточные славяне обозначены тёмно-зеленым цветом

Источники

О ранней истории восточных славян известно очень мало. Среди причин отсутствие собственной письменности ( глаголица была создана около 863 года специально для славянских языков Византией) и удалённость от культурных центров того времени. Отрывочные сведения по ранней истории восточных славян дают византийские, арабские и персидские письменные источники, а также археологические данные и сравнительный анализ славянских языков.

Оригинальных восточно-славянских (древнерусских) документов, датируемых до XI века , сохранилось крайне мало, и среди признанных академической наукой нет ни одного, датируемого до IX века . Наиболее полные и достоверные источники древнерусского происхождения — летописи, составление которых началось после принятия христианства по образцу византийских хроник. Из ныне известных самой ранней является « Повесть временных лет » — летописный свод, составленный на рубеже XI и XII веков и включивший в себя не дошедшие до нас более ранние русские летописи, устные предания и византийские документы. Текст, предшествующий ПВЛ (т. н. «Начальный свод»), частично сохранился в составе Новгородской I летописи . Однако из-за того, что в центре внимания летописцев находилась прежде всего история Древнерусского государства ( династии Рюриковичей ), основные сведения по славянам касаются полян и новгородских словен , тогда как данные об остальных племенах крайне фрагментарны .

Датированная часть летописи начинается с 852 года , хотя вся хронология IX—X вв. является условной и может отличаться от истинной .

Этногенез

Вопрос прародины славян остаётся дискуссионным ( см. Этногенез славян ). Предположительно, перед началом Великого переселения народов славяне входили в состав населения пшеворской культуры . На западе славяне граничили с германским и кельтским племенным миром, на востоке с миром балтийских и финно-угорских племён, на юге и юго-востоке с сарматами . Некоторые исследователи полагают, что в эту эпоху ещё существовал непрерывный балто-славянский континуум, то есть эти народы ещё не вполне разделились. В то же время, в период экспансии кривичей в Смоленском Поднепровье, ранее существовавшая в этом регионе тушемлинская культура , об этнической принадлежности которой археологи разделились во взглядах, была заменена чисто славянской археологической культурой, а тушемлинские городища были уничтожены, так как славяне в этот период в городах ещё не жили . Предполагается, что в этногенезе будущих восточных славян приняли участие племена зарубинецкой культуры , какие-то племена сарматов , балты и древнеевропейцы .

В первом тысячелетии славяне вступали в контакт с другими этническими группами, перемещавшимися по Восточноевропейской равнине в период великого переселения народов . Между I и IX веками степи Северного Причерноморья (« Дикое поле ») в западном направлении пересекали сарматы , готы , кочевые гунны , аланы , авары , булгары и мадьяры .

Вообще, в эпоху славянской экспансии, в VII—VIII вв., в Восточной Европе появилось много городищ , тогда ещё не заселённых славянами . Та же тушемлинская культура создала тип городищ-убежищ, которые не имели постоянного населения и служили лишь укрытием, детинцем, для защиты от нападений. Города финно-угорских племён меря и весь , Ростов и Белоозеро , служили им как политические центры, место пребывания вождей и сбора ополчения. Старая Ладога появилась, по-видимому, как укреплённый опорный пункт скандинавов и с самого начала была крепостью. Старая Ладога , Новгород и Белоозеро были главными опорными пунктами для Рюрика и его дружины в период призвания варягов .

Миграция

Причины экспансии славян в Европе обсуждаются исследователями в рамках гипотез. Среди версий наиболее часто озвучиваются демографический взрыв, вызванный потеплением климата или появлением новой техники земледелия, а также Великое переселение народов , которое опустошило [ источник не указан 3126 дней ] центральную Европу в первые века нашей эры в ходе вторжений германцев , сарматов , гуннов , авар , булгар и самих славян

В V—VII веках славянские земледельцы, пчеловоды , охотники, рыбаки и пастухи широко распространились по Восточноевропейской равнине и к VIII веку стали доминировать в данном регионе. Их многочисленные племена географически разделились на южных , западных и восточных, которых ждали разные исторические судьбы.

Восточные славяне двумя потоками наводнили Восточную Европу. Одна группа племён расселилась в бассейне Днепра на территории современной Украины . Затем она распространилась на север к верховьям Волги , к востоку от современной Москвы , и на запад к долинам северного Днестра и Южного Буга по территориям современных Молдавии и южной Украины.

Другая группа восточных славян переселилась из Померании на северо-восток , где столкнулась с варягами. Здесь они и основали важный региональный центр Великий Новгород . Та же группа славян впоследствии населила территории современной Тверской области и Белоозера , достигнув ареала народа меря возле Ростова .

В VIII и IX вв. южное ответвление восточных славянских племён платили дань хазарам , позже перешли под влияние варягов .

Данные советской археологической науки зафиксировали момент оформления в IX столетии на территории восточных славян трёх центров: на северо-западе (псковские кривичи, словене, весь), в землях вятичей и северян, в среднем Поднепровье (земли полян) .

Славянское расселение на северо-восток

К XII веку территория Древнерусского государства из конгломерата славянских и неславянских племён, в разное время подчинённых династией Рюриковичей , превратилась в пространство этнически относительно однородное. Дальнейшие миграции сложившегося в эту эпоху древнерусского народа по-прежнему были преимущественно направлены на северо-восток , где редкое финно-угорское население не могло оказать этому процессу существенного сопротивления. К концу домонгольского периода новгородцы и жители Владимиро-Суздальского княжества освоили Заволочье , славянское население которого быстро прибывало после того, как южно-русские княжества оказались под ударом монголо-татар. К концу монголо-татарского ига русские города Нижний Новгород , Хлынов , Чердынь и Соликамск обосновались на Волге , Вятке и в бассейне Камы .

Вследствие политического разделения древнерусской нации после монголо-татарского нашествия , она разделилась и в этническом отношении на русский , украинский и белорусский народы. Миграции их продолжались и далее, вплоть до XX века. В XVI—XVII веках русские заселили среднее и нижнее Поволжье , бассейн Дона , освоили Средний и Южный Урал и Сибирь , подчиняя и частично ассимилируя местное население. К XVIII в. русские и украинцы вытеснили в Крым татарское население Северного Причерноморья, заселили бассейны рек Кубань и Яик , к XIX веку проникли в Прибалтику , Финляндию , на Кавказ , в Среднюю Азию , на Аляску и в Калифорнию .

В XX веке массовая эмиграция из постреволюционной России в 1917—1928 годах, из СССР и постсоветской России привела к образованию значительных общин восточнославянского населения в Западной Европе и Америке, а также концентрации их (в основном русских) в некоторых других странах.

Образ жизни в раннем Средневековье

Украшения ильменских словен , Новгород

По данным археологии, к раннеславянским относят пражскую , корчакскую , пеньковскую , колочинскую и киевскую культуры, самая ранняя из которых, киевская, со II—III веков н. э. являлась северным соседом более развитой и полиэтничной черняховской культуры , ассоциируемой с Великой Моравией [ источник не указан 511 дней ] и государством Германариха . Редкие, немногочисленные и недолговременные поселения славян были расположены «в необычных топографических условиях: в местах низких, зачастую ныне затопляемых во время половодий» . Материальная культура славян раннего Средневековья была чрезвычайно непритязательной даже для той сравнительно примитивной эпохи. Славяне жили в небольших квадратных полуземлянках из брёвен с печами-каменками, объединённых в селища, то есть поселения не были укреплёнными и пригодными для обороны. При приближении неприятеля славяне, по-видимому, просто скрывались в лесах и водоёмах своей страны, оставляя на разграбление свои небогатые дома. Керамика была ограничена горшками грубой лепной работы, металлических изделий было мало, и их практически никогда не клали в могилы.

Такое описание раннеславянской культуры в соответствии с данными археологии хорошо совпадает с письменными источниками того времени, суммированными Гиббоном (XVIII в.) и другими авторами: «…хижины строились или, вернее, скрывались в глубине лесов, на берегах рек и болот, и мы сделаем им честь, если сравним их с постройками бобров; подобно этим последним, они имели по два выхода — один на сушу, а другой в воду, для того, чтобы облегчить бегство их диких обитателей… Своим грубым довольством славяне были обязаны не столько своему трудолюбию, сколько плодородию почвы, а поля, которые они засевали пшеницей и птичьим просом, доставляли им, вместо хлеба, грубую и менее питательную пищу» (то есть кашу). Редкое и скрытное расселение, защищавшее их лучше всяких городских стен, славяне в эту эпоху сочетали с партизанской тактикой и стратегией боевых действий. «Они сражались пешими и почти нагими и не носили никаких оборонительных доспехов, кроме тяжёлого щита; оружием для нападения служили для них лук, колчан с маленькими отравленными стрелами и длинная верёвка, которую они ловко закидывали издали и затягивали на неприятеле в петлю. В сражениях пехота славян была страшна быстротою своих движений, своей ловкостью и смелостью: они плавали, ныряли и могли долго оставаться под водой при помощи выдолбленных тростниковых трубочек, сквозь которые вдыхали в себя воздух, так что нередко устраивали засады в реках и озёрах» . Возможно, именно такая стратегия войны и рассредоточения своего населения среди лесов и водоёмов оказалась наиболее успешной в эпоху Великого переселения народов и создала для славян преимущества, обеспечившие их широкую экспансию в Центральной и Восточной Европе.

К V в. на месте киевской культуры и в других регионах к северу, востоку, западу и югу от неё возникает целый ряд родственных культур, таких как корчакская , колочинская и др. Славяне, оказавшиеся в результате миграций IV—V вв. в бассейнах озёр Чудское и Ильмень, сформировали культуру псковских длинных курганов . Эта культура находилась под сильным влиянием автохтонных угро-финских и балтских народов, от которых переняла специфический погребальный обряд и некоторые особенности керамики, но в целом образ жизни славян изменился мало .

Предки псковских кривичей , с которыми ассоциируют культуру псковских длинных курганов, занимались в V—VIII вв. подсечно-огневым земледелием, их практически квадратные бревенчатые полуземлянки с печами-каменками все также могли находиться у берега реки, хотя для могильников уже выбирали высокие места, природные холмы или искусственные курганы, расположенные преимущественно в отдалении от рек и озёр. Аналогичного образа жизни на первом этапе своего расселения в этом же регионе (не ранее VIII в.) придерживались славяне, принадлежавшие к культуре новгородских сопок , которых считают предками ильменских словен . Они занимались пашенным земледелием, разводили овец, крупный рогатый скот и лошадей. Две славянские культуры в бассейне озера Ильмень в течение длительного времени существовали чересполосно, сближаясь медленно, что и было зафиксировано первым русским летописцем . Окончательный переход псковских кривичей на образ жизни, присущий ильменским словенам, произошёл лишь к X—XI вв.

Среди восточных славян укреплённые города раньше всего, по-видимому, появились у ильменских словен в V веке (исходя из археологических данных в городке на Маяте ). Первые городища у полян и северян возникли в регионе Киева и Чернигова уже к VII—VIII в. , что говорит о, по меньшей мере, частичном отказе от прежней стратегии рассеянного и скрытного проживания среди лесов. Об этом же говорит и тот факт, что в VIII—IX вв. во всех других восточнославянских землях существовало не более двух десятков городов, в то время как только на Левобережье Днепра их было около сотни. Основание главного славянского города этого региона, Новгорода , летописец относит к 862 г. В эту же эпоху городища появляются и на территориях прочих восточнославянских племён (см. Древнерусские города ). Так, северяне , проживавшие на территории современных Воронежской, Белгородской и Курской областей, наряду с селищами в IX—X вв. строили укреплённые поселения, преимущественно у слияния крупных рек (см. Роменско-борщёвская культура ). В X веке появилась крепость неподалёку от возникшего позже города Смоленска ( Гнёздовский археологический комплекс ).

Несколько особняком стоят ранние славянские городища, создание которых приписывают племенным союзам дулебов и антов . Археологически они представлены соответственно Пражско-корчакской и Пеньковской культурами. Целый ряд таких городищ пражско-корчакской (Зимино, Лежница, Хотомель , Бабка, Хильчицы, Тушемль ) и пеньковской (Селиште, Пастырское) культур существовал в VI—VII вв. на обширной территории от границ современных Польши и Румынии до Днепра. Пражско-корчакские городища представляли собой окружённый деревянной стеной участок с одним зданием, составлявшим часть общей стены городища. В них не было земледельческих орудий, и городища, по-видимому, сооружали для сбора и размещения военного отряда. Пеньковские городища могли иметь внутри стен до двух десятков сооружений и были крупными для своего времени торгово-ремесленными и административными центрами. Центр территории, контролируемой дулебами (Зимино, Лежница) находился в бассейне Западного Буга; географический центр пеньковской культуры приходится на Поднепровье, но главная крепость антов (Селиште) была расположена в западной части этого ареала, близ границ Византии (в современной Молдавии) . Раннеславянские городища были разрушены аварами в VII веке , после чего не строились до X века.

Формирование политических объединений

Как наиболее ранний из известных славянских объединений можно привести в пример Антский союз — политическое и военно-племенное славянское или западнобалтское объединение, состоявшее из племён антов и существовавшее с IV до начала VII века (602 год ).

Сохранились сведения о войнах в IV веке славян с готами . Великое переселение народов со 2-й половины IV века привело к глобальным миграциям этнических групп. Славянские племена на юге, подчинённые ранее готами, покорились гуннам и, вероятно, под их протекторатом, начали расширять область своего обитания к границам Византийской империи на юге и германским землям на западе, вытесняя готов в Крым и Византию.

В начале VI века славяне стали совершать регулярные набеги на Византию, в результате чего о них заговорили византийские и римские авторы ( Прокопий Кесарийский , Иордан ). В эту эпоху у них уже существовали крупные межплеменные союзы, которые формировались преимущественно по территориальному признаку и были чем-то большим нежели обычное родоплеменное сообщество. У антов и карпатских славян впервые возникли укреплённые городища и другие признаки политического контроля над территорией. Известно, что авары , которые сначала покорили причерноморские ( антов ) и западнославянские племена, долго не могли разрушить некий союз «склавинов» с центром в Закарпатье, а их вожди не только вели себя гордо и независимо, но даже казнили за дерзость посла аварского кагана Баяна . Вождь антов Мезамир также был убит во время посольства к аварам за дерзость, проявленную перед лицом кагана.

Основаниями для славянской гордости были, очевидно, не только полный контроль над своей и прилегающими также славянскими территориями, но и их регулярные, опустошительные и преимущественно безнаказанные набеги на задунайские провинции Византийской империи, в результате которых карпатские хорваты и другие племена, по-видимому, входившие в союз антов, частично или полностью переселились за Дунай, обособившись в ветвь южных славян . Дулебы также расширили пределы контролируемых ими территорий на запад до современной Чехии и на восток — до Днепра. В конце концов авары подчинили и антов, и дулебов, после чего вынудили воевать с Византией в своих интересах. Их племенные союзы распались, об антах с VII века больше не упоминалось, а от дулебов, по предположению некоторых современных историков, отделилось несколько других славянских союзов, в том числе поляне .

Позднее часть восточнославянских племён ( поляне , северяне , радимичи и вятичи ) платили дань хазарам . В 737 году арабский полководец Марван ибн Мухаммед в ходе победоносной войны с Хазарией дошёл до некой «славянской реки» (очевидно, Дона ) и захватил в плен 20 000 семей местных жителей, среди которых были славяне. Пленники были угнаны в Кахетию , там они подняли восстание и были перебиты .

« Повесть временных лет » перечисляет двенадцать восточнославянских племенных союзов, которые к IX веку существовали на обширной территории между Балтийским и Чёрным морями. Среди этих племенных союзов указаны поляне , древляне , дреговичи , радимичи , вятичи , кривичи , ильменские словене , дулебы (позднее известные как волыняне и бужане ), белые хорваты , северяне , уличи , тиверцы .

Племенные объединения восточных славян в IX веке.

В VIII веке с началом эпохи викингов в Восточную Европу начали проникать варяги. К середине IX в. они обложили данью не только Прибалтику, первой подвергшуюся регулярным нашествиям, но и многие территории между Балтийским и Чёрным морями . В 862 году , согласно летописной хронологии ПВЛ , предводитель руси Рюрик был призван на княжение одновременно чудью (финно-угорскими народами, населявшими Эстонию и Финляндию), весью и обоими славянскими племенами, обитавшими с ними по соседству: псковскими кривичами и ильменскими словенами . Рюрик обосновался среди славянских сёл в крепости, близ которой позже возник Великий Новгород . Его легендарные братья получили княжения в племенном центре веси Белоозере и центре кривичей Изборске. К концу своей жизни Рюрик расширил владения своего рода до Полоцка , Мурома и Ростова , а его преемник Олег к 882 году захватил Смоленск и Киев . Титульным этносом нового государства сделался не какой-либо из славянских или угро-финских народов, а русь , варяжское племя, об этнической принадлежности которого идут споры. Русь выделялась как отдельный этнос ещё при ближайших преемниках Рюрика , князьях Олеге и Игоре , и постепенно растворилась в славянском народе при Святославе и Владимире Святом , оставив своё имя восточным славянам, которым они теперь отличались от западных и южных (подробнее см. статью Русь ). Одновременно Святослав и Владимир завершили объединение восточных славян в своём государстве, присоединив к нему земли древлян , вятичей , радимичей , Туров и область Червенской Руси .

Помимо восточнославянских племён, по территории современных России, Украины и Беларуси также расселились и другие племена — такие как меря вокруг Ростова и на озере Клещинском или Переславском, мурома на Оке, мещёра , мордва на юго-восток от мери, ливь в Ливонии, чудь в Эстонии и на восток к Ладожскому озеру, нарова на Нарве, ямь или емь в Финляндии, весь на Белоозере, пермь в Пермской губернии, югра на Оби и Сосве и печора на реке Печора. Некоторые из вышеперечисленных племён уже исчезли, однако некоторые существуют и по сей день. Эти племена оказали большое влияние на развитие современных восточнославянских стран, смешав с ними свои обычаи и свою культуру.

Восточнославянские племена

Славянские племена, VII—IX века

Религия восточных славян

У восточных славян длительное время бытовал семейно-родовой культ в виде почитания предков, связанный с погребальным культом. Прочно удерживались верования, касающиеся отношения умерших к живым. Все умершие делились на две категории: « чистых » покойников — умерших естественной смертью («родители»); и на « нечистых » — умерших насильственной или преждевременной смертью (после принятия христианства к ним относились и дети, умершие некрещёными) и колдуны. Первых обычно почитали, а вторых («мертвяков» — отсюда происходят много суеверий, связанных с умершими) боялись и старались обезвредить:

  • Почитание «родителей» — это семейный, а раньше (родовой) культ предков . С ним связаны многие календарные праздники — Масленица (отсюда и родительская суббота), Радуница , Семик и другие . Отсюда, возможно, появился и образ Чура (Щура); восклицания, такие как «Чур меня», «Чур это моё», могли обозначать заклинание, призывающее Чура на помощь. Из культа предков происходит и вера в домового (домовик, доможил, хозяин и пр.).
  • « Нечистые мертвецы » . Часто это были люди, которых боялись при жизни и не переставали бояться после их смерти. Интересен обряд «обезвреживания» такого мертвеца во время засухи, которую им часто приписывали. Выкапывали могилу мертвеца и бросали его в болото (иногда заливали водой), возможно, именно отсюда происходит название «навий» (мертвец, умерший), а также «навка» — русалка .

Более сложен вопрос о богах и божествах восточных славян. Самыми древними являлись Перун , Велес и Мокошь .

Многие исследователи согласны, что потом Перун стал княжеским богом, но почитался ли крестьянами, неизвестно . Считается, что после принятия христианства в 988 году образ Перуна стал связываться с Ильёй-пророком . Велес, «скотий бог», мог быть покровителем скотоводства, так и земледелия , а Мокошь — покровительницей женских работ, прядения и ткачества.

В 980-е годы князем Владимиром была проведена языческая реформа с целью внутреннего укрепления государства через объединение местных племенных культов. Князь выделил единый пантеон языческих богов во главе с Перуном .

«И нача княжити Володимер въ Киеве един, и постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хърса, Дажьбога, и Стрибога и Симаргла, и Мокошь. И жряху им, наричюще я богы, и провожаху сыны своя и дъщери, и жряху бесом, и оскверняху землю требами своими. И осквернися кровьми земля Руска и холмо-ть»

Из других богов, которые упоминаются в летописях и некоторых других источниках, можно назвать ряд — Сварог , Даждьбог , Хорс (солнечные божества), Род и рожаницы , — этимология и происхождение которых неясны .

В литературе упоминаются иногда другие божества и боги, но часть из них не может считаться богами в строгом смысле этого слова (См. Умирающий и воскресающий бог : третий этап — начало обожествления духа зерна, ему даётся имя, но упоминается он лишь при праздновании того или иного ритуала) — Ярило , Кострома , Кострубонько и др.

Другие божества и боги являются «плодом ошибок и фантазии» (В. Н. Топоров) — Лада -Ладо, Лель , Полель, Похвист и пр. Многие фольклористы, лингвисты и этнографы даже употребляют термин — « кабинетная мифология » .

Из низшей мифологии можно выделить лешего — враждебная человеку сила, олицетворявшая лес и таившуюся в ней опасность; водяного — страх перед водой, полудницу — полевой дух в образе женщины в белом, который является во время полуденного жара к работающим в поле, так как обычай требует сделать перерыв.

Спорным был вопрос о русалках . Многие считали русалку то олицетворением воды, то духом утопленницы. Неясным оставалась и этимология самого слова. Сегодня можно считать доказанным латинское происхождение названия праздника Русалий , от которого произошло слово «русалка» , а образ возник из слияния как водяных духов, берегинь, водяниц и пр.

Генетика

По данным Y-хромосомы , мтДНК и аутосомному маркеру CCR5de132 генофонд восточных и западных славян (словаков и чехов) практически идентичен на всём протяжении расселения с запада на восток, что согласуется и с лингвистической близостью славянских языков, демонстрируя значительные отличия от соседних финно-угорских, тюркских и северокавказских народов . Вместе они составляют основу «восточноевропейского» (англ.) , в который входят также иноязычные венгры и аромуны . Исключением являются только поляки и северные русские , которые относятся к другому, «североевропейскому» генетическому кластеру вместе с балтами , германскими и прибалтийско-финскими народами. При этом северные русские ближе к балтам, чем к западным финским этносам .

Комментарии

Примечания

  1. .
  2. The Columbia Encyclopedia: от 14 июля 2009 на Wayback Machine (англ.)
  3. The Columbia Encyclopedia: от 31 декабря 2008 на Wayback Machine (англ.)
  4. Encyclopedia of Russian History: (англ.)
  5. Encyclopedia of Rusyn history and culture: от 12 октября 2017 на Wayback Machine (англ.)
  6. Платонов, С. Ф. от 21 декабря 2018 на Wayback Machine — Пг., 1917.
  7. Нидерле, Любор . от 17 ноября 2015 на Wayback Machine . Москва, 2000
  8. Дата обращения: 4 ноября 2008. 19 декабря 2008 года.
  9. . Дата обращения: 17 июня 2022. 23 февраля 2022 года.
  10. от 17 мая 2008 на Wayback Machine
  11. Первоначальные русские летописи не содержали годовой разбивки и дат, и поздним летописцам пришлось их высчитывать задним числом. Датированная часть ПВЛ начинается с 852 года, к которому летописец отнёс первое известное упоминание о «Русской земле», найденное им в византийской литературе. Рассказ о собственно славянах начинается с 859 г.
  12. Буданова В. Великое переселение народов
  13. . Дата обращения: 7 сентября 2008. 4 марта 2016 года.
  14. Дата обращения: 14 августа 2018. 4 декабря 2021 года.
  15. . Дата обращения: 4 сентября 2008. 16 ноября 2007 года.
  16. По данным археологии, Новгорода в IX веке ещё не существовало; считается, что упоминания о нём в летописях относятся к т. н. Рюрикову Городищу в 2 км от исторической части совр. Новгорода.
  17. . Дата обращения: 7 сентября 2008. 11 марта 2021 года.
  18. Ширинский С. С. Объективные закономерности и субъективный фактор в становлении Древнерусского государства // Ленинские идеи в изучении истории первобытного общества, рабовладения и феодализма. М., 1970. С.203-204.
  19. Щукин М. Б. . — 2001. 29 декабря 2012 года.
  20. Гиббон Э. История упадка и разрушения Великой Римской империи: Закат и падение Римской империи: В 7 т. — М. : ТЕРРА, 1997. — Т. IV. — С. 503—504. — 624 с. — ISBN 5-300-00917-2 .
  21. там же
  22. . Дата обращения: 1 ноября 2008. Архивировано из 11 июня 2003 года. . Дата обращения: 1 ноября 2008. Архивировано 11 июня 2003 года.
  23. 16 марта 2015 года.
  24. от 30 сентября 2008 на Wayback Machine
  25. . Дата обращения: 1 ноября 2008. 12 апреля 2017 года.
  26. . Дата обращения: 7 ноября 2008. Архивировано 19 сентября 2007 года. . Дата обращения: 7 ноября 2008. Архивировано 19 сентября 2007 года. , часть 1.
  27. от 31 января 2009 на Wayback Machine
  28. стор. 94, Т. 1 (А-В), Енциклопедія історії України : в 10 т. — Київ : Наукова думка , 2005 р. — ISBN 966-00-0415-X .
  29. Алексаха А. Г. Происхождение славян. Прогрессологическая реконструкция. Гуманитарный журнал 2012—2014
  30. . UkrHistory.com.ua . Дата обращения: 1 октября 2017. Архивировано из 1 ноября 2017 года.
  31. См. статьи Этногенез славян , Германарих (о войнах готов с венедами ), Витимир (о войнах готов с антами ).
  32. Так называли славян византийцы, в языке которых звуки «с» и «л» должны быть разделены.
  33. Дата обращения: 6 ноября 2008. 1 ноября 2007 года.
  34. . Дата обращения: 7 ноября 2008. Архивировано 19 сентября 2007 года. . Дата обращения: 7 ноября 2008. Архивировано 19 сентября 2007 года.
  35. В ПВЛ сказано так: «И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: „ Платите нам дань “… И сказали старцы хазарские: „ Не добрая дань эта, княже: мы добыли её оружием, острым только с одной стороны, — саблями, а у этих оружие обоюдоострое — мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с иных земель “.»
  36. от 13 июня 2008 на Wayback Machine «Марвану и муслимам в стране хазар сопутствовал успех и они достигли даже земель, расположенных за Хазарией. Затем они совершили набег на славян (сакалиба) и на другие соседние племена безбожников и захватили из них 20 тысяч семей. После этого они пошли дальше и вскоре добрались до реки славян (нахр ас-Сакалиба)». См. от 17 мая 2008 на Wayback Machine
  37. Стриннгольм А. М. Походы викингов. М., 2002. Кн.1, гл. 11.
  38. См. подр.: Пропп В. Я. Русские аграрные праздники
  39. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Республика, 2005. С. 196—199.
  40. Токарев С. А. Религия в истории народов мира; Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.). М.: Аспект-Пресс, 1998.
  41. Там же
  42. Васильев М. А. Великий князь Владимир Святославич: От языческой реформы к крещению Руси // Славяноведение. — 1994. — № 2. — С. 38—53.
  43. ПВЛ (980) Цит. по: Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.) М.: Аспект-Пресс, 1998.
  44. Одни видят в них духов-предков, другие духов-рождения и плодородия. Мнение же Б. А. Рыбакова о главном божестве сомнительно. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Республика, 2005. С. 201.
  45. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.) М.: Аспект-Пресс, 1998.
  46. Виноградова Л. Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М.: Индрик, 2000. С. 7−15.
  47. Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб.: Евразия, 2004. С. 194
  48. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Республика, 2005. С. 200—202.
  49. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Пг., 1916.
  50. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Республика, 2005. С. 204—206.
  51. См. доп.: Пропп В. Я. Русские аграрные праздники
  52. , pp. 10—18.
  53. , с. 13.
  54. , с. 23.
  55. , с. 27—58.
  56. , с. 26.

Литература

  • Балановская Е. В., Пежемский Д. В., Романов А. Г., Баранова Е. Е., Ромашкина М. В., Агджоян А. Т., Балаганский А. Г., Евсеева И. В., Виллемс Р., Балановский О. П. // Вестник Московского университета . Сер. Антропология. — 2011. — № 3 . — С. 27—58 .
  • Балановский О. П. : Автореф. дисс. д. б. н.. — М. ( РАМН ), 2012. — 45 с.
  • Зеленин Д. К. = Zelenin D. K. Russische (Ostslawische) Volkskunde (Berlin; Leipzig, 1927) / пер. с нем. К. Д. Цивиной. — М. : Наука ( ГРВЛ ), 1991. — 511 с. — (Этнографическая библиотека). — ISBN 5-02-016500-0 .
  • Жих М. И. . — М. : Вече, 2020. — 448 с. — (В поисках утраченного наследия). — 600 экз. ISBN 978-5-4484-1690-3 .
  • Пашуто В. Т., Флоря Б. Н., Хорошкевич А. Л. Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства. — М. , 1982.
  • Щавелев А. С. // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana . — 2015. — № 2.
  • Шинаков Е. А. // Древнейшие государства Восточной Европы. 2010 год: Предпосылки и пути образования Древнерусского государства. — М., 2012.
  • Verbenko D. A., Knjazev A. N., Mikulich A. I., Khusnutdinova E. K., Bebyakova N. A., Limborska S. A. (англ.) // Human Heredity. — 2005. — Vol. 60, no. 1 . — P. 10—18. — doi : . 20 января 2012 года.

Ссылки

  • .
  • .
  • .
Источник —

Same as Восточные славяне