Interested Article - Иоанн Тобольский

Иоа́нн Тобо́льский (в миру Иван Макси́мович Васильковский , либо Иван Максимо́вич ; декабрь 1651 , Нежин , Нежинский полк , Войско Запорожское 10 [21] июня 1715 , Тобольск , Русское царство ) — епископ Русской православной церкви , с 1697 года архиепископ Черниговский и Новгород-Северский , с 1711 года митрополит Тобольский и всея Сибири . Известен своей миссионерской и богословской деятельностью. Основатель Черниговского коллегиума — прообраза духовных семинарий ; автор многочисленных поэтических сочинений.

Прославлен в лике святителей 10 (23) июня 1916 года (последняя канонизация синодальной эпохи в Русской православной церкви ); память в тот же день — 10 (23) июня . В день памяти святителя с 1984 года совершается празднование в честь всех сибирских святых . Память святителя Иоанна совершается также в третью неделю по Пятидесятнице , в день празднования Собора Галицких святых и 20 сентября ( 3 октября ) в Соборе Брянских святых .

Жизнеописание

Ранние годы, монашество

Иоанн родился в декабре 1651 году в городе Нежине в семье шляхтича Максима Васильковского (прозвище произошло от города Василькова ), который позднее переехал в Киев , арендовал мельницы и земли у Киево-Печерской лавры и стал известен своими пожертвованиями на строительство многих киевских храмов . Иоанн был старшим ребёнком в семье и, как прочие десять сыновей, получил свою фамилию Максимович от имени своего отца (этим объясняется совпадение отчества и фамилии) . Мать Иоанна звали Евфросинией. Семья Максимовичей-Васильковских была под прямой протекцией гетмана Ивана Мазепы.

Согласно генетическим исследованием одного из потомков Максима Васильковского — род Максимовичей принадлежит к Y-гаплогруппе R1a-YP616 (подветка R1a-L260), которая распространена среди западных и восточных славян (наиболее среди жителей современной Польши).

О детских и юношеских годах жизни Иоанна сведения не сохранились. В автобиографическом сочинении «Путник» об этом периоде своей жизни он только сообщает, что « от юности моея многое множество книг собрах и содержах яко драгое богатство » :31 . В 1668—1675 годах он обучался в Киево-Могилянской академии и по её окончании был оставлен в ней преподавателем латинского языка . В 1675 году, вскоре после окончания академии, принял в Киево-Печерской лавре монашеский постриг с именем в честь святителя Иоанна Златоуста от архимандрита Иннокентия (Гизеля) . Благодаря своим богословским познаниям и проповедническим талантам Иоанн был назначен лаврским проповедником, должность которого занимал до 1680 года. Вскоре архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович) рукоположил Иоанна в сан иеромонаха .

В 1677 году в составе делегации украинского духовенства Иоанн ездил в Москву с просьбой о помощи в связи с военным вторжением Османской империи на заднепровскую Украину (см. Русско-турецкая война (1676—1681) ). В столице он был принят царём Фёдором Алексеевичем . Результатом прошения стало направление на Украину войска и предоставление царём киево-печерским монахам Свенского монастыря в окрестностях Брянска . В 1680—1690 годы Иоанн ещё несколько раз посещал Москву по церковным делам.

В 1680 году Иоанн был назначен экономом Киево-Печерской лавры , а 1681 году наместником Свенского монастыря , куда переселились монахи в связи с набегами турок на Киев. Во время управления монастырем активно вводил порядки церковного богослужения и ношения облачений, характерные для Киевской митрополии (украинского православия), чем вызвал массовые протесты и переселение местных монахов. Оттуда в середине 1695 года Черниговским архиепископом Феодосием , видевшим в нём своего преемника , он был переведён в Елецкий Успенский монастырь Чернигова . Феодосий ходатайствовал о возведении Иоанна в сан архимандрита , чин поставления состоялся в 1696 году в Москве .

Архиерейство в Чернигове

После смерти святителя Феодосия 24 ноября 1696 года решением рады Иоанн Максимович был избран черниговским архиереем. В Москву была направлена грамота от имени гетмана Ивана Мазепы с прошением к царю и патриарху о посвящении кандидата. 10 января 1697 года Патриархом Московским Адрианом в Успенском соборе Московского Кремля Иоанн был хиротонисан во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа . В ставленной грамоте Иоанну было дано право совершать богослужения в саккосе , а царь своей грамотой подтвердил права черниговской кафедры на её имения .

Сразу после назначения на кафедру архиепископ Иоанн, по поручению патриарха Адриана, начал оказывать поддержку иеромонаху Димитрию (Туптало) (святитель Димитрий Ростовский ), работавшему в этот период над третьей книгой «Житий святых». В 1697 году он возвёл Димитрия в сан архимандрита и назначил настоятелем Елецкого монастыря, а в 1699 году перевёл настоятелем в Новгород-Северский Спасо-Преображенский монастырь . Во время голода в епархии в 1697—1698 годах Иоанн дал указание монастырям вести благотворительную деятельность , имена благотворителей он повелел включать в монастырские синодики .

Черниговский коллегиум , основанный святителем Иоанном

В 1700 году в Чернигове Иоанном был основан Коллегиум (славяно-латинская школа для обучения не только детей духовенства, но и дворян , мещан и казаков ), наподобие Киевской академии . Благодаря уровню подготовки учеников школа получила широкую известность и фактически стала первой семинарией в России. По её образцу позднее стали открываться духовные семинарии в других епархиях . Иоанном была открыта также типография в Болдинском Троицком монастыре . В ней печатались богослужебные книги , учебные пособия, сочинения духовно-нравственного содержания, включая труды самого Иоанна, переводы с латыни.

Пребывая на черниговской кафедре, Иоанн встречался с царём Петром I ; житие сообщает, что он предрёк ему победу над шведами :3 . После перехода гетмана Ивана Мазепы на сторону шведов Иоанн участвовал в выборах нового гетмана, а 12 ноября 1708 года в Троицком соборе города Глухова Иоанн, по приказу Петра I, вместе с митрополитом Киевским Иоасафом и епископом Переяславским Захарием совершил литургию и молебен, после чего « предал вечному проклятию Мазепу и его приверженцев » . Вскоре архиепископ Иоанн стал объектом следствия по обвинению в переписке с опальным гетманом Мазепой . Сторонниками Петра І схвачен казак, при котором были найдены тайные письма Мазепы к Иоанну и ряду других сторонников Петра I (глуховскому атаману Карпеке, сотнику Туранскому и князю Святополк-Четвертинскому). После расследования, проведённого по приказу царя, Иоанн был оправдан .

Период жизни Иоанна в Чернигове был и периодом его литературно-богословской деятельности (см. ниже ). В это время он также установил контакты с афонскими монастырями (сохранилась его архиерейская грамота в Пантелеимонов монастырь , свидетельствующая об оказании Иоанном материальной помощи его монахам ), монастырями Иерусалима и Синайским монастырём .

С пребыванием Иоанна на Черниговской кафедре связывается начало почитания святителя Феодосия , которому Иоанн приписывал своё исцеление от тяжёлой болезни . Иоанн, находившийся в горячке и дошедший до полного изнеможения, обратился с молитвой к Феодосию и в видении получил от него указание — « Служи завтра и будешь здоров » . На утро Иоанн отслужил литургию и был здоров. После выздоровления Иоанн поместил над гробницей Феодосия в Болдинском монастыре его живописное изображение и стихотворную похвалу со словами: « з света того в катедре остави тогожде Иоанна на архиерействе » . Позднее им были написаны тропарь и кондак святителю Феодосию.

Тобольская митрополия

Тобольск в XVIII веке

В январе 1711 года Пётр Великий грамотой вызвал архиепископа Иоанна в Москву. В столице святитель поселился в Донском монастыре , где местоблюститель патриаршего престола Стефан (Яворский) вручил ему царский указ о назначении его на Тобольскую кафедру. 28 февраля Иоанн был возведён в сан митрополита . Несмотря на высокий сан и обширную епархию, это назначение было фактической ссылкой, причиной которой послужило недоверие к Иоанну со стороны московского правительства и его прямой конфликт с князем Александром Меншиковым . В одном из имений князя в Черниговской епархии был построен храм, князь сам назначил дату его освящения и потребовал прибытия в указанный день архиепископа Иоанна. Но святитель возразил, что назначение даты — дело архиерея, а не князя, и освятил храм в выбранный им самим день. В ответ на такие действия Иоанна Меншиков, затаивший обиду, выхлопотал у царя назначение святителя на Сибирскую кафедру . Церковное предание сообщает, что когда Иоанну стало известно о причине его перевода в Сибирь, то он пророчески произнёс: « Да, далеко мне ехать, но он будет ещё дальше меня » :3 (пророчество связывают с опалой и ссылкой Меншикова в город Берёзов , расположенный севернее Тобольска). По другой версии, причиной возведения Иоанна в митрополиты была положительная реакция Петра I на написанный им «Синаксарь» о Полтавской битве .

Поездка в Сибирь заняла несколько месяцев. В дороге Иоанн писал силлабическими стихами автобиографический дневник «Путник», предназначенный для оставленной в Чернигове паствы. Иоанн прибыл в Тобольск 14 августа 1712 года по Иртышу на дощанике , посетил Знаменский монастырь и вновь вернулся на судно. На следующий день в праздник Успения состоялся его торжественный вход в город, где в Софийско-Успенском соборе он отслужил литургию и вступил в управление епархией :4 . В делах управления у Иоанна вначале не оказалось помощников — викарный епископ Варлаам (Коссовский) ещё в 1710 году уехал в Москву и отказывался возвращаться обратно. Иоанн выбрал несколько клириков, которым предоставил права в области хозяйственного управления и церковного суда. Ими стали архимандрит Мисаил, архимандрит Якутского Спасского монастыря Феофан и архимандрит Енисейского Спасского монастыря Илларион (Лежайский).

Софийский кафедральный собор в Тобольске

Вверенная Иоанну Тобольская епархия и Сибирская митрополия нуждалась в миссионерской деятельности, за которую он активно взялся. Поддержку в этом митрополиту Иоанну оказывал сибирский генерал-губернатор князь Матвей Гагарин . Миссионеры были направлены к остякам , вогуличам и другим сибирским народам. По свидетельству этнографа Г. И. Новицкого , митрополит Иоанн смог обратить в христианство одного из «князьков кошитских юрт», бывшего мусульманином , а также окрестил более 300 его соплеменников .

В 1714 году в Пекин под руководством архимандрита Иллариона (Лежайского) Иоанном была направлена духовная миссия . Официальной задачей миссии было удовлетворение духовных нужд живших в Пекине албазинцев (потомков пленных русских казаков), но, кроме этого, она должна была вести христианскую проповедь, собирать материалы о Китае и оказывать содействие дипломатам . Направление в Пекин духовной миссии было личной инициативой митрополита Иоанна: « Тобольский митрополит… имел огромные права в решении местных церковных вопросов. На то, что вопрос о посылке священника в Пекин мог быть признан в Тобольске местным, указывает практика того времени, когда волей митрополита назначались священники к едущим в Пекин караванам, к посольствам в пограничные районы и деловым посылкам в Ургу и Наун » .

Особо Иоанн поддерживал, в том числе и собственными средствами, славяно-латинскую школу, основанную в 1703 году в Тобольске его предшественником митрополитом Филофеем (Лещинским) . Для неё из Киева и Чернигова им были приглашены преподаватели. В школе обучались дети не только русских переселенцев, но и коренных народов Сибири. По замечанию агиографа : « едино у него увеселение было — писать душеполезные сочинения » . В этот период им был выполнен перевод на русский язык сочинения немецкого монаха Иеремии Дрекселя « Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественной волей » (ранее существовал лишь перевод на церковно-славянский язык ). Книга была напечатана в 1714 году в Чернигове в типографии, открытой Иоанном ещё в период его архиепископства.

Митрополит Иоанн активно развивал строительство храмов, в том числе каменных. Только в 1713 году им было завершено строительство церкви Спаса Нерукотворного (начато в 1709 году ), начата постройка нового архиерейского дома, освящена церковь Николая Чудотворца с приделом в честь Вознесения Господня у городских стен . Храмы возводились и в местах проживания коренных сибирских народов, обращаемых миссионерами святителя Иоанна в христианство. Иоанн активно занимался благотворительностью, к концу его жизни в Тобольске существовало около двадцати богаделен .

Смерть и погребение

Труменной портрет Иоанна Тобольского (неизвестный художник, XVIII век, ТИАМЗ )

9 июня 1715 года Иоанн отслужил литургию, а затем устроил трапезу для духовенства и нищих, за которой сам прислуживал гостям. После удалился в свои покои, в которых на следующее утро был обнаружен умершим в молитвенном положении на коленях перед Ильинской Черниговской иконой Божией Матери . Тело святителя долгое время не предавали земле, ожидая возвращения из миссионерской поездки митрополита Филофея, который должен был возглавить погребение. Иоанн был погребён с отпеванием по монашескому чину в деревянном приделе Софийского собора в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Над его надгробием, вероятно, святителем Антонием (Стаховским) , была помещена стихотворная надпись. Икона Богородицы, перед которой Иоанн молился перед смертью, была помещена в алтаре придела и стала почитаться чудотворной под именем Тобольский образ Божией Матери .

В 1741 году деревянный придел по причине ветхости был разобран, и могила Иоанна Максимовича оказалась под открытым небом у северной стены собора . В 1753 году почитатели святителя собрали пожертвования и восстановили придел, освятив его во имя Иоанна Златоуста, небесного покровителя митрополита. Могила Иоанна располагалась у правой стены алтаря , над ней установили резное надгробие и портрет святителя.

Иоанн Тобольский
( парсуна с надгробия)

В начале XIX века в приделе появилась трещина, идущая от свода к могиле. Для проведения реставрационных работ тобольский архиепископ Евгений (Казанцев) в 1826 году направил в Синод запрос, на который поступило следующее указание: « Переложить останки митрополита Иоанна в новый гроб и перенести на другое место, но в том же алтаре …и без огласки » . 5 сентября того же года могила была раскопана, и в гробу были обнаружены неистлевшие клобук и мантия , покрывающие останки :4 . Не раскрывая их, а протянув под ними полотно ткани, их переложили в новый гроб и закрыли пеленой, гроб обвязали шнуром и скрепили архиерейской печатью. При участии городского духовенства гроб перенесли в новую могилу в левой части алтаря у жертвенника , в неё поместили также доски от старого гроба и сверху установили деревянное надгробие. В письме архиепископа тобольского Евгения , производившего переложение тела Максимовича, к архиепископу ярославскому Авраамию описано то, что было найдено при осмотре гроба:

Мантия и ряса целы совершенно или от холоду, ибо склеп извнутри весь во льду, равно и гроб, или от массивности сих материй, но тела одни кости целы, впрочем, все распались и все черны и отчасти плесневы .

В 1844 году на деньги купца Н. Ф. Мясникова над могилой Иоанна был установлен мраморный памятник в форме столба, увенчанного митрой с крестом, омофором . Его обнесли чугунной решеткой с памятной доской. Рядом с этим надгробием установили другой мраморный памятник с портретом святителя Иоанна, украшенным серебром и драгоценными камнями . В 1868 году придел был перестроен, и место погребения Иоанна оказалось внутри основного пространства собора.

Почитание и прославление

Надгробие Иоанна Тобольского в Софийском соборе Тобольска

С 1798 года в памятной книге собора записывались бывшие от гроба святителя чудеса :5 . С 1879 года в день смерти святителя в Тобольске стал ежегодно совершаться торжественный крестный ход . В 1891 году епископ Тобольский и Сибирский Иустин (Полянский) сделал распоряжение:

…в Иоанно-Златоустовском приделе в течение года, кроме великих постов, на всё будущее время неотложно совершаемы были Божественные литургии, с поминовением Святителя Иоанна за упокой и панихидами по нём. Да сопричтет его Господь Бог к лику святых угодников Своих, и молитвами его помилует и спасёт нас грешных, почитателей святой памяти его!

Распоряжение было помещено в рамку и повешено у окна рядом с гробницей митрополита Иоанна. На памятник святителю епископ Иустин возложил также медный венок с крестом. В 1892 году на гробницу митрополита для чтения богомольцами положили издание переведённого им «Илиотропиона». В 1900 году вместо мраморного надгробия по распоряжению епископа Антония (Каржавина) была сооружена серебряная рака с позолоченной сенью , на её крышке поместили образ Иоанна Златоуста.

Тобольский скандал

Тобольский епископ Варнава (Накропин) был сторонником скорейшей канонизации святителя. Он в 1913 году в связи с приближающимся двухсотлетием со дня смерти Иоанна от имени съезда духовенства и церковных старост Тобольской епархии направил в Святейший Правительствующий Синод и императору Николаю II ходатайство о канонизации митрополита Иоанна. В ответ Синодом было рекомендовано провести освидетельствование останков Иоанна и изучить сообщения о чудотворениях по молитвам к нему.

Епископ Варнава, исполняя указание Синода, 16 октября 1914 года вместе с комиссией поднял из склепа останки святителя, сменил на них облачение и переложил в специально приготовленную раку. В процессе переноса комиссия освидетельствовала останки, и было заявлено о их нетлении :

Господь прославил Своего угодника нетлением и благоуханием костей, подобно большинству открытопочивающих святителей Российской Церкви и преподобных Сергия Радонежского , Серафима Саровского и других.

В январе 1915 года епископ Варнава сделал доклад в Святейшем синоде о результатах работы комиссии, а также о зафиксированных сорока случаях чудесной помощи по молитвам к святителю Иоанну. Священный синод счёл сообщение Варнавы недостаточным и принял решение произвести необходимое для канонизации расследование. Его поручили провести митрополиту Иркутскому Серафиму , который при своём посещении Тобольска осмотрел останки Иоанна и опросил прихожан .

Епископ Варнава (Накропин)

В августе 1915 года после принятия императором Николаем II звания Верховного главнокомандующего епископ Варнава направил ему поздравительную телеграмму с прошением разрешить прославить Иоанна Тобольского. Ответ императора был противоречив: « Пропеть величание можно, прославить нельзя » (величание не прославленным в лике святых не поют). Варнава 27 августа поздним вечером при многочисленном собрании народа совершил молебен у раки Иоанна, но пел тропари святителю Иоанну Златоусту с припевом « Святителю, отче Иоанне, моли Бога о нас » и только на отпусте явно помянул Иоанна Тобольского . По такой же схеме в последующие дни началось регулярное служение молебнов.

Известие о случившемся дошло до Синода, Варнаву вызвали в Петроград. На допросе перед членами Синода он вёл себя резко, заявил, что « он совершил канонизацию по указанию свыше », и, несмотря на требование не покидать столицу, вернулся в Тобольск. Синод принял решение признать совершённое Варнавой прославление Иоанна недействительным и уведомить об этом тобольского архиерея и его паству . Однако данное решение Синода не было утверждено императором, он дал поручение « зимней сессии Синода пересмотреть это решение, причем, просил проявить снисходительность к епископу Варнаве, действовавшему по ревности, а не по злому умыслу » . В декабре 1915 года по Высочайшему повелению в Тобольск прибыл архиепископ Литовский Тихон (Беллавин) . Он произвёл осмотр гроба, опечатал его своей печатью, а также зафиксировал сообщения ещё о ряде случаев исцелений.

20 января 1916 года императору был представлен синодальный доклад, говоривший о возможности совершить канонизацию митрополита Иоанна. На всеподданнейшем докладе « Государь Император в 21-й день января 1916 года Собственноручно изволил начертать: „Приемлю предположение Святейшего Синода с умилением и тем большим чувством радости, что верю в предстательство Святителя Иоанна Максимовича, в эту годину испытаний, за Русь православную“ » . Определением от 22—23 января того же года Святейший Синод « постановил: поручить Преосвященному Митрополиту Московскому совместно с Преосвященным Тобольским и другими имеющими прибыть в Тобольск иерархами совершить 10-го июня сего года торжественное прославление Святителя Иоанна, Митрополита Тобольского и Сибирского » — о чём возвещалось всероссийской пастве в «Деянии» (послании) Святейшего Синода от 12 февраля 1916 года , утверждённом и подписанном в заседании Синода 15 февраля .

Торжественная канонизация

10 июня 1916 года состоялось торжественное прославление Иоанна Тобольского, совершённое собором из тринадцати архиереев во главе с митрополитом Московским и Коломенским Макарием (Невским) . Накануне 8 июня митрополит Макарий лично вскрыл гроб с останками Иоанна, омыл мощи , надел на них новое облачение и переложил их в серебряный ковчег, который поместили в новый кипарисовый гроб (гроб и ковчежец были изготовлены на пожертвования москвичей и специально привезены в Тобольск на канонизацию). Проповеди на всенощном бдении (8 июня) и заупокойной литургии (9 июня) произносил протоиерей Иван Восторгов .

В день канонизации гроб с мощами святителя Иоанна был открыт и после крестного хода установлен на соборной площади для поклонения прибывшим на торжества более чем пятидесяти тысячам паломников :7 . Мощи вернулись в собор на следующий день, где их на время совершения литургии поместили на горнем месте , а затем гроб установили на приготовленное для него место в соборе. Было зачитано Деяние Священного Синода о канонизации Иоанна, днём памяти был выбран день его смерти — 10 июня (по юлианскому календарю ).

Первыми откликами в 1916 году на произошедшую канонизацию стало присвоение Тобольскому учительскому институту имени Иоанна Максимовича (11 июня) и освящение престола храма в деревне Мало-Чаусова (Курганский уезд) во имя новопрославленного святого (12 июня) :8 . В Тобольск поступили многочисленные телеграммы от не сумевших приехать на торжества высокопоставленных лиц (императора Николая II , императрицы Александры Фёдоровны , великой княгини Елизаветы Фёдоровны , черниговского архиерея и других).

Дальнейшее почитание

Святитель Иоанн на иконе «Собор Сибирских святых», 1918 год

В 1919 году Тобольск был занят Красной армией , перед вступлением войск в город мощи святителя поместили в подвал Покровского собора, откуда их подняли в 1920 году. 10 октября 1922 года мощи святителя Иоанна были вскрыты по распоряжению Тюменского губисполкома . Вскрытие проходило на паперти , был устроен антирелигиозный митинг . После вскрытия мощи некоторое время оставались в соборе, а затем были переданы в антирелигиозный отдел краеведческого музея, открытого в архиерейском доме.

В июне 1946 года архиепископ Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов) посетил Тобольск и осмотрел мощи Иоанна Тобольского. В июле того же года он обратился к патриарху Алексию I за поддержкой в вопросе возвращения мощей церкви. Архиепископ Варфоломей 2 марта 1947 года направил ходатайство в Совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР , которое было удовлетворено, и 14 июня мощи святителя были возвращены в Покровский собор .

В 1984 году по благословению патриарха Пимена в день памяти святого было установлено празднование в честь Собора Сибирских святых . В том году в канун праздника на малой вечерне епископ Омский и Тюменский Максим (Кроха) у раки с мощами святителя Иоанна прочёл акафист святому и освятил икону Собора Сибирских святых, написанную иконописцами мастерской Московской Патриархии .

3 апреля 2001 года по рапорту митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) Священный синод РПЦ установил в третью Неделю по Пятидесятнице празднование Собору Галицких святых , включив в него имя святителя Иоанна .

5 декабря 2003 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было установлено празднование Собору Брянских святых , в который вошло имя Иоанна Тобольского. Празднование совершается в воскресенье накануне дня памяти благоверного князя Олега Брянского ( 20 сентября [ 3 октября ]) .

Иконография

Портрет-парсуна конца XVII — начала XVIII веков
Икона, ок. 1916 года, Курганский художественный музей
Шитая икона, 1916 год

Иконография святителя Иоанна Тобольского сложилась после его канонизации. Первые его иконописные изображения были созданы в 1916—1917 годах в Сибири и на Украине, бывших местами его церковного служения. За основу иконописных изображений были взяты сохранившиеся ранние живописные изображения митрополита Иоанна.

Известен прижизненный портрет- парсуна Иоанна (Максимовича), написанный в конце XVII — начале XVIII веков. Считается, что на нём наиболее точно переданы черты облика святителя . Сам портрет не сохранился, изображение известно по публикациям начала XX века . Портрет относится к традиционным образцам украинской портретной живописи. На нём Иоанн изображён в сане архиепископа Черниговского. Он облачён в богатое архиерейское облачение , в правую руку помещён архиерейский жезл , в левую — крест . По сторонам от святителя изображены герб и монограмма . Из особенностей внешности выделяются крупное телосложение, нос с горбинкой, небольшие глаза с острым взглядом из-под бровей.

В Тобольске после смерти Иоанна был выполнен ряд его портретов, которые помещались у его гробницы. К ним относятся :

  • оплечный портрет в белом клобуке (на металлической пластине; в инвентарных книгах — « старый портрет Иоанна Максимовича »);
  • портрет-парсуна в клобуке, с крестом и посохом в руках (в собрании Томского областного художественного музея );
  • изображение с надписью и вензелем с деревянного надгробия (позднее было помещено на мраморный памятник).

При подготовке к канонизации митрополита Иоанна епископ Варнава в марте 1916 года получил от Синода поручение представить « иконное изображение святителя Иоанна, соответствующее историческим сведениям о святителе, для одобрения, как образца для иконы » . Было представлено 7 изображений, и комиссия в качестве образца для написания икон выбрала гравюру к биографии митрополита Иоанна, опубликованную в журнале « Странник » (январь 1864 года). На ней представлено поясное изображение святителя в белом клобуке, мантии, с панагией , правая рука сложена в благословляющем жесте , а в левую помещён архиерейский жезл без сулока .

К торжественной канонизации святителя « Тобольский епархиальный книжный склад в мае заказал иконы святителя Иоанна лучшим петроградским и московским живописцам » . Их выполнили как в аналойном , так и иконостасном размерах. К июлю 1916 года эти иконы украсили храмы Тобольской епархии. Одна из этих икон использовалась в чине канонизации.

В 1910-е годы сложились два типа иконографии Иоанна Тобольского:

  1. основанный на черниговской парсуне конца XVII — начала XVIII веков. Иконы, написанные на её основе, появились на Украине и затем попали в Сибирь, где широкого распространения не получили.
  2. основанный на выбранной Синодом гравюре и тобольских портретах святителя. На них святитель Иоанн имеет крупные черты лица, его архиерейская мантия обычно синяя (реже фиолетовая), белый клобук украшен крестом. Святитель может быть изображён предстоящим в молении Иисусу Христу , которого изображают в верхнем левом углу иконы в облачном сегменте (иногда по сторонам от святителя помещали изображения Иисуса Христа с Евангелием и Богородицы с омофором, как в иконографии Николая Чудотворца ).

После установления в 1984 году празднования Собору Сибирских святых изображение Иоанна Тобольского было помещено иконописцами мастерской Московской Патриархии в центре первого ряда святых на иконе этого праздника. В конце 1990-х годов начали писать иконы святителя Иоанна на основе классического древнерусского канона, взяв за образец житийную икону святителя Алексия работы Дионисия , созданную в 1480-х годах. Такие иконы были написаны в иконописных школах Тобольской духовной семинарии и Московской Духовной академии .

Сочинения

Иоанн Максимович был самым плодовитым поэтом начала XVIII века — им было написано несколько десятков тысяч стихотворных строк . Однако среди современников его литературный талант не получил высокой оценки. Так, Димитрий Ростовский в 1708 году писал Стефану Яворскому : « Книга вершов печатных <Богородице Дево…> прислана мне: Бог дал тем виршописцам друкарню, и охоту, и деньги, и свободное житье: мало кому потребные вещи на свет происходят », а Антиох Кантемир указывал, что в «Алфавите» « ничего путного не найдешь » . Современники Иоанна, особенно столичные поэты, воспринимали его многочисленные художественные тропы , имевшие целью укрепить христианские чувства читателей, как проявление плохого вкуса . Несмотря на это, сочинения Иоанна неоднократно переиздавались в XVIII—XIX веках.

Вероятно, учителем Иоанна был Лазарь (Баранович) , от него он приобрёл « характерную для украинского и московского барокко XVII века установку на самоценность стиха » . В сочинениях Иоанна Максимовича прослеживается также декларативный отказ от оригинального творчества: « Не новое аз пишу, з святых собираю <…> слово многими рифмами разширяю » или « Не туне писася, от многих собирася » . Это объясняется тем, что Иоанном было сделано много переводов и компиляций из сочинений как классических православных богословов, так и из трудов современных ему европейских протестантских авторов. Переводы выполнялись Иоанном на церковно-славянский язык « с отдельными вкраплениями полонизмов, латинизмов и варваризмов петровского времени, точны и следуют стилистике оригинала » . Практически все сочинения митрополита Иоанна были изданы типографией Болдинского монастыря в Чернигове.

Перечень сочинений

«Илиотропион»
(титульный лист издания 1784 года)
  • «Феатрон нравоучительный, или нравоучительное зерцало для царей, князей и деспотов» или «Зерцало от Писания Божественнаго» ( 1705 год ) — перевод сочинения папского каноника «Театр политический», изданного в Риме в 1631 году. Посвящён генеральному судье В. Л. Кочубею . В одном из изданий сочинения помещены три проповеди Иоанна, написанные им в бытность проповедником Киево-Печерского монастыря. Отмечают, что в основном они представляют компиляции проповедей Иоанна Златоуста ;
  • «Алфавит, сложенный от писаний» ( 1705 год ) — краткие жизнеописания святых и пустынников, а также их изречения, написанные силлабическими стихами. Центральное место занимает «Житие Алексея человека Божьего », так как книга была посвящена царевичу Алексею Петровичу . В житие апостола Петра Иоанн включил панегирик Петру I;
  • «Вирши и три проповеди» ( 1705 год );
  • « Богородице Дево радуйся » ( 1707 год ) — стихотворное толкование на богородичную молитву и описание чудес Богородицы, часть сведений была заимствована из сочинения Димитрия Ростовского «Руно орошенное». Это самое большое поэтическое сочинение Иоанна, насчитывающее 23 тысячи строк;
  • «Псалом пятидесятый, от Писания взятый» ( 1707 год ) — толкование на 50-й псалом с пересказом истории о благоразумном разбойнике ;
  • «Размышление о молитве Отче Наш » ( 1709 год ) — стихотворное изложение различных святоотеческих толкований молитвы. Предисловие к сочинению содержит указание о необходимости благодарить Бога за победу в Полтавской битве, в которой « Бог, в Троице славимый, Российское Отечество от поглощения еретическаго льва швецкаго » :59 ;
  • «Осьм Евангельских блаженств» ( 1709 год ) — толкование на евангельские блаженства в стихах;
  • «Царский путь креста Господня, возводящий в живот вечный» ( 1709 год ) — перевод с латыни книги бенедиктинского монаха « Regia via crucis » ( 1635 год ). Книга построена в форме вопросов заблудившейся в лесу девушки Ставрофилы, на которые даёт ответы Бог (у Хефтена) или ангел (у Иоанна Максимовича). Кроме цитат из Священного Писания , приводятся многочисленные цитаты из Отцов Церкви , в том числе и восточных, что свидетельствует о переработке Иоанном сочинения Хефтена ;
  • «Синаксарь в честь и славу Господа Бога Саваофа о преславной победе под Полтавою» ( 1710 год ) — написан в прозе, за исключением стихотворного окончания. Был предназначен для чтения в церквах за благодарственной службой о победе в Полтавской битве , написанной архимандритом Феофилактом (Лопатинским);
  • «Богомыслие на пользу правоверным» (1710 год) — сборник статей, относящихся до разных предметов веры и нравственности, перевод сочинения Иоганна Герхарда «Meditationes sacrae ad veram pietatem excitandam» (1606 год). Первое издание «Богомыслия» было посвящено Иоанном митрополиту Стефану (Яворскому) , ярому противнику лютеранства , а второе — Петру I. После смерти Иоанна в его переводе была усмотрена « многая люторская противность », и в 1720 году книгу запретили . По мнению архиепископа Филарета (Гумилевского) , в указе Сената было много преувеличений ;
  • « Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественной Волей » ( 1714 год ) — перевод с латыни сочинения немецкого писателя и католического проповедника Иеремии Дрекселя 1627 года. Сочинение Дрекселя было взято Иоанном за основу и дополнено его собственным богословским видением проблемы согласования Божественной и человеческой воли, основанном на мнениях Отцов Церкви. Это сочинение Иоанна « настолько органично вошло в круг популярного православного назидательного чтения, что уже неразрывно связывается с именем своего переводчика » . Популярность «Илиотропиона» объясняется тем, что в нём сложные богословские вопросы разъясняются различными рассказами и примерами, взятыми из Священного Писания и житий святых.
  • «Есть путник из Чернигова в Сибирь» — обширное стихотворное автобиографическое сочинение , написанное Иоанном по пути в Тобольск и рассказывающее о его жизни после отъезда из Чернигова . В «Путнике», кроме подробного описания путешествия Иоанна из Чернигова в Тобольск, включая возведение в сан митрополита в Москве, содержатся его философские и богословские размышления. В «Путнике» Иоанн сообщает, что в Чернигове « Много оставих писаний, к типу зготованных; не вем, аще увижу к чтению изданных. Кая ми польза, егда вся под спудом погребены пребудут? » :72 . Поэтому полный перечень написанных митрополитом Иоанном трудов остаётся неизвестным.

Его авторству приписывают также латинско-русский словарь, составленный в 1724 году его племянником И. П. Максимовичем .

Образ в художественной литературе

Митрополит Иоанн — один из персонажей в романе А. В. Иванова «Тобол» (2017).

Примечания

  1. . Дата обращения: 19 декабря 2010. Архивировано из 19 марта 2011 года.
  2. Житие святителя Иоанна, митрополита Тобольского. — М. , 1916. — С. 4.
  3. Денисов М. Святитель Иоанн Тобольский и история его прославления // Сибирь православная. — 2007. — № 1 . — С. 2—8 .
  4. . www.yfull.com . Дата обращения: 21 декабря 2020. 29 июня 2021 года.
  5. kit 393323 FTDNA
  6. . Святитель Иоанн Тобольский и его богословское наследие: Кандидатская диссертация. — Загорск, 1985.
  7. // Православная энциклопедия . — М. , 2010. — Т. XXIII : « Иннокентий — ». — С. 219—230. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-042-4 .
  8. . на сайте . Дата обращения: 19 декабря 2010. 23 сентября 2011 года.
  9. Русское православие. Дата обращения: 16 января 2011. Архивировано из 17 июня 2013 года.
  10. . Православие.Ru . Дата обращения: 19 декабря 2010. 1 декабря 2011 года.
  11. . Православие.Ru . Дата обращения: 19 декабря 2010. 22 августа 2011 года.
  12. Бантыш-Каменский Д. Н. История Малой России от водворения славян в сей стране до уничтожения гетманства. — Киев, 1903. — С. 401.
  13. Тарасенко А. Ф. . — Дубно, 2005.
  14. Перевод — «с того света на кафедре оставил того же Иоанна архиереем»
  15. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. — СПб. , 1905. — С. 157.
  16. // Словарь русских писателей XVIII века / А. М. Панченко .. — СПб. : Наука , 1999. — Вып. 2 . 21 марта 2009 года.
  17. Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком, 1715 г. — Новосибирск, 1941. — С. 87.
  18. Русско-китайские отношения в XVIII в.: Материалы и документы. — М. , 1978. — Т. 1: 1700—1725 годы. — С. 31.
  19. Житие святителя Иоанна, митрополита Тобольского. — М. , 1916. — С. 38.
  20. ПСРЛ . — Т. 36 Ч. 1. — С. 297—298.
  21. Ордовский-Танаевский Н. А. Воспоминания. — М.—СПб., 1993. — С. 574.
  22. Тобольские Епархиальные ведомости. — 1897. — С. 520.
  23. М. Ф. Паозерский.
  24. . Дата обращения: 8 января 2023. 22 октября 2022 года.
  25. Тобольские Епархиальные ведомости. — Тобольск, 1912. — С. 334.
  26. Тобольские Епархиальные ведомости. — Тобольск, 1916. — С. 102.
  27. Фомин С. В. Последний Царский Святой. — М. : Паломник, 2003. — С. 155—156.
  28. Шавельский Г. И. . — Нью-Йорк: Изд. имени Чехова, 1954. — Т. 1. — С. 369—383. 2 июля 2013 года.
  29. Цит. по: Деяние Святейшего Синода. Февраля 12 дня 1916 года. // «Церковные Ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде». 20 февраля 1916, № 8, С. 62 (пунктуация — по источнику).
  30. Деяние Святейшего Синода. Февраля 12 дня 1916 года. // «Церковные Ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде». 20 февраля 1916, № 8, С. 53—63 (годовая пагинация).
  31. Святейший Синод. // « Правительственный вестник ». 17 февраля ( 1 марта ) 1916, № 38, С. 3.
  32. . Дата обращения: 21 марта 2012. 16 марта 2013 года.
  33. Косик О. В., Пивоваров Б. // Православная энциклопедия . — М. , 2003. — Т. VI : « Бондаренко (англ.) ». — С. 513—515. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-010-2 .
  34. . Дата обращения: 21 января 2011. Архивировано из 17 июля 2011 года.
  35. . Дата обращения: 23 января 2011. 18 августа 2011 года.
  36. . Дата обращения: 23 января 2011. 18 августа 2011 года.
  37. Картины церковной жизни Черниговской епархии из 9-вековой её истории. — Киев, 1911. — С. 104.
  38. Фомин С. В. Последний Царский Святой. — М. : Паломник, 2003. — С. 318—321.
  39. Максимова Г. В. Иоанн Тобольский и его иконные изображения // Новый мир (газета, 25 октября). — Курган, 2003. — С. 11 .
  40. Узлова Л. Иконописная школа // Встреча. — 2004. — № 18 . — С. 52—53 .
  41. Жалсараев А. Д. . Дата обращения: 26 января 2011. Архивировано из 3 ноября 2010 года.
  42. Шильникова Т. В. // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2008. — Вып. 16 , № 59 . — С. 184—195 .
  43. Богородице Дево… Чернигов, 1707. Л. 18
  44. Осм блаженств евангельских. Чернигов, 1709. Л. 1 об.
  45. Николаев С. И. Максимович Иоанн // Словарь русских писателей XVIII века. — СПб. , 1999. — Вып. 2 . — С. 266 .
  46. Полное собрание законов Российской империи. — СПб. , 1830. — Т. 6. № 3653.
  47. Филарет (Гумилевский) . . — 1884. — С. —213.
  48. Гумеров А. Предисловие // Иоанн (Максимович), митр. Илиотропион. — М. , 2008. — С. 4.
  49. Ранний список «Путника» хранился в Енисейском Преображенском монастыре, на 2011 год рукопись хранится в Российской национальной библиотеке (Q.IV.375).

Литература

  • Сулоцкий И. А. Жизнь Иоанна Максимовича, митрополита Тобольского. — М. : Тип. Семена, 1849. — 16 с.
  • . — М. : Типо-лит. Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1892. — 76 с.
  • Максимович И. I. Иоанн Максимович // Сборник сведений о роде Максимович. — Рига: Типография Л. Бланкенштейна, 1897. — С. 25—41.
  • Житие святителя Иоанна, митрополита Тобольского. — М. : Изд. Моск. синодальной типографии, 1916.
  • Фомин С. В. . — СПб. : О-во свт. Василия Великого, 2003. — 702 с.
  • Денисов М., протоиерей. Святитель Иоанн Тобольский и история его прославления // Сибирь православная : Журнал. — Новосибирск, 2007. — № 1 . — С. 2—8 .
  • Жития сибирских святых / Сергий (Соколов) , епископ. — Новосибирск: Новониколаевск, 2007. — 288 с. — ISBN 5-88013-010-X .
  • // Православная энциклопедия . — М. , 2010. — Т. XXIII : « Иннокентий — ». — С. 219—230. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-042-4 .
  • (подгот. к публикации А. Е. Жуков) // Вестник церковной истории . — 2012. — № 1/2 (25/26). — С. 5—115.
  • Соловьёв Ю. П. Святитель Иоанн Максимович // Вопросы истории. — 2013. — № 2. — С. 122—133.
  • // Филаретовский альманах. Вып. 17. — Москва : Изд-во ПСТГУ, 2021. — С. 89-111. — 216 с.
  • Попович А. И. // Летняя школа по русской литературе. — 2021. — Т. 17. — № 2. — С. 129–153.

Ссылки

Источник —

Same as Иоанн Тобольский